Рыбный Мурман. 1998 г. Декабрь.
поведника “Пасвик”. Апатиты, 1955. Макарова О. Заповедник на границе. - “Эконорд”, 1992, J\b 1. “ПАССАТ” (СКР-22), сторожевой корабль Северного флота, переоборудованный из рыболовного траулера РТ- 102 “В.Чкалов”. Построен в 1937. Корпус стальной, кле паный. Длина 50,5 м, ширина 9,06 м. Высота борта 4,8 м. Осадка с грузом 4,13 м. Мощность машины 675 л.с. Экипаж 43 человека. Вооружение: две 76-мм пушки системы 34-К, два зенитных пулемета системы М-1 “Мак сим”. 13.07.1941 во время конвойной операции из Мур манска в Иоканьгу вступил • в .бой с немецкими миноносцами “Герман Шееман”, “Рихард Бойцен” , “Ганс Лоди” и “Фридрих Эккольд”. Потоплен, не спустив фла га, у Гавриловских о-вов в Баренцевом море. “Пассат” прикрыл собой и спас от гибели рыболовный траулер “Кумжа” (РТ-37). Командир лейтенант В.Л.Окуневич, ст. политрук А.И.Вяткин и 39 других членов экипажа по гибли, 2 моряка спасены. ПАСТОРОВ Федор Иванович (1873-1940), в 20-е гт. председатель районного Совета железнодорожных депутатов в Кандалакше, член исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов города. Род. в Архангельской гу бернии. Участник 1 русской революции. За пропаганду революционных идей был арестован. Во время иностран ной военной интервенции последовал новый арест, нахо дился в тюрьме в г. Александровске (Полярный). Бежал, продолжал борьбу в подполье. После освобождения края работал в лесной промышленности в Ленинградской об ласти и Карелии. Участник штурма Кронштадта в 1921. Позднее руководил Главтопом. ПАТОН Кирилл Александрович, в 1946-1973 ка питан на промысловых судах Мурманского тралового флота. Род. в 1902 в г. Омске в дворянской семье, рус ский. В 1919 рядовым служил в армии А.И.Деникина. Окончил Одесский морской техникум (1924). Ходил мат росом, помощником капитана на судах Черноморского и Балтийского морских пароходств. С 1935 капитан. С 1944 в Мурманске: старший помощник, дублер капитана, с 1946 капи тан, капитан-наставник на промысловых судах тралового флота. Рационализатор и изобретатель. В 1948 предложил прин ципиально новую схему судна бортового траления, которая была использована при строительстве судов типа БМРТ. В 1955 стал капитаном БМРТ “Гоголь” (МБ-0251). С 1973 на пенсии. ПАТРУШЕВ Юрий Николаевич, вице-адмирал, в 1986-1990 начальник штаба Северного флота. ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (31.05.1892-4.11.1968), писатель, мастер лирической про зы. Автор повестей “Кара-Бугаз”, “Колхида” , “Северная повесть” , рассказов, очерков, книг о творчестве людей искусства, автобиографической “Повести о жизни” в 6 частях. В результате поездки в 1932 на Мурман написа ны очерки “Мурманск”!! “Пушечный завод”. Соч. Собрание сочинений в 9 т. М ., 1982-1983. Т. 5,7. Лит. Литературная энциклопедия. Т. 8. М ., 1934. Русские советские писатели-прозаики. Т. 3. Л., 1964. ПАУЧ, населенный пункт на правом берегу р. Паучи, впадающей в Нотозеро. Существовал с середины 40-х до начала 50-х гг. Территория затоплена Верхнетуломским водохранилищем. ПАХОМОВ Федор, столяр, политический ссыль ный на Терском берегу в 1903-1905. Уехал по амнистии. ПАХТА (северно-русское и поморское пахта - отвес ная скала, утес), населенный пункт в 14 км к востоку от пос. Никель. Зарегистрирован и присвоено наименование 12.01.1967. Исключен из учетных данных 22.01.1975. ПАХТУСОВ Петр Кузьмич (1800- 7(19). 11.1835), мореплаватель, гидрограсЬ. Окончил Кронштадтское штурманское училище (1820), занимался гидрографическими работами на северных реках, в Ба ренцевом и Белом морях. Руководил экспедициями в Карское море, описал Новую Землю, ее проливы и ост рова. Именем названо несколько географических пунктов в Арктике. В Кронштадте открыт памятник на средства, собранные штурманами. Умер в Архангельске. ПАШИН Владимир Николаевич, в 1978-1983 секретарь Мурманского горкоіча н обкома партии, в 1983- 1989 заместитель начальника Севрыбы, представитель Министерства рыбного хозяйства СССР в Польше. Род. в 1929 в г. Астрахани, русский. Окончил Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяй ства (1952) по специальности холодильные .машины и ус тановки и Высшую партийную школу (1961). Работал мастером по монтажу холодильных установок на судовер фи им. С.М.Кирова в Астрахани. С 1952 на партийной работе: инструктор, заместитель заведующего отделом Ас траханского горкома партии, второй секретарь Кировско го райкома партии Астрахани. С 1961 в Мурманской области: первый секретарь Североморского горкома КПСС, зав. отделом обкома партии, первый секретарь Мурманского горкома партии, секретарь обкома КПСС. Затем в Севрыбе и в заграничной командировке. ПАШКОВСКИЙ Михаил Казимирович, п о л к о в н и к , с 2.10.1941 по 2.03.1942 командир 52 (10 гв.) стрелковой дивизии, действовавшей на Мурманском на правлении. ПАШНИН Олег Георгиевич, главный инженер- механик атомного ледокола “Арктика” , Герой Социали стического Труда (1977), почетный полярник, почетный работник морского флота СССР. Звание присвоено за поход к Северному полюсу в 1977 (9-17 августа). Род. 8.03.1928 в г. Новая Ляля Свердловской области, рус ский. Окончил Одесское высшее инженерное морское училище (1951), направлен в Мурманск. Механик ледо кольных судов Мурманского пароходства. В 1958-1962 в Мурманском обкоме КПСС. Затем главный инженер-ме- ханик атомного ледокола “Ленин”. Участник модерниза- ВЫ П У С К № 31 ции атомной паропроизводящей установки. С 1971 глав ный инженер-механик строящегося головного атомохода другого поколения - “Арктика”. Участник 17 арктических навигаций. С июня 1980 в группе технического надзора за проектированием и строительством атомных ледоко лов. Пенсионер, живет в Санкт-Петербурге. ПАЩЕНКО Константин Иванович, действи тельный статский советник, с 20.08.1803 по 19.12.1885 гу бернатор Архангельской губернии. В ее состав в то время входил и Кольский полуостров. пги, населенный пункт - см. Кица Мокрая. ПЕВЦОВА Татьяна Илларионовна, одна из первых дикторов Мурманской студии телевидения. Род. в семье народного артиста РСФСР Иллариона Никола евича Певцова (1879-1934), который с 1932 работал в Ле нинградском театре драмы, снимался в фильме “Чапаев”. Т.И.Певцова выступала в театрах Москвы и Ленинграда. С 1957 в Мурманске, на ТВ. ПЕГМАТИТЫ, основное сырье для керамической промышленности, изготовления фарфоро-фаянсовых из делий. Состоят из полевого шпата, кварца с примесью слюды и других минералов. Запасы отмечаются в 50 раз личных точках по всей территории Кольского полуостро ва. Наиболее крупные пегматитовые жилы у верховьев р. Ены, в районе Бабннской Имандры, побережья Канда лакшского залива, Хибинских и Ловозерских тундр. Осо бый интерес представляют пегматитовые тела мыса Пинагорий и Росты с общими запасами до 10 миллиар дов тонн. ПЕДУНИХА, населенный пункт на западном берегу губы Западная Порья, в 42 км от пос. Умба. Возник в конце 40-х гг. 13.12.1962 исключен из учетных данных. ПЕДЦПАХ, остров у восточного берега оз. Ловозе- ро. Вариант названия - Курга. ПЕИВО-РЕКА, хутор на правом берегу р. Пяйве, в устье. Существовал с 1939 до середины 40-х гг. Была усадьба финна Лантери Ууситало. Саамское пеййв - день, финское пяйве - тоже день. ПЕЙВО-ЯРВИ, ПЕЙВЕ-ЯРВИ, деревня - см. Ту- лома. ПЕАЕПЕЦ Леонид Петрович, в 1993-1997 гла ва администрации Кольского района. Род. 15.08.1938 в г. Саратове. Окончил Фрунзенский политехнический ин ститут (1962). С 1962 по 1970 работал на оборонных предприятиях. Затем направлен на работу в органы Ми нистерства внутренних дел. Прошел путь от начальника отдела до руководителя предприятия. С 1997 работал за местителем генерального директора Кольской мебельной фабрики. ПЕЛЬМЕС-ОЗЕРО, населенный пункт на северном берегу одноименного озера (Пермусозеро). Существовал в начале 40-х гг. ПЕНИН Валентин Васильевич (1938-1973), ученый-ихтиолог, кандидат географических наук, науч ный сотрудник ПИНРО. Труды по проблемам долгосроч ного и краткосрочного прогнозирования сырьевой базы промысла. Умер и пох. в Мурманске. ПЕНКВИАКСТИТ (Penkvilksite) , комковатые мас сы, пористые желваки до 3 см в диаметре, тонкозернис тые, сферолитовые агрегаты белого цвета. Обнаружены в пегматитовой залежи “Юбилейная” Ловозерского масси ва. Название от саамских слов пенк (кудрявый) и вилкис (белый), отражающие характер агрегата. ПЕНОЧКА, самая многочисленная из певчих птиц в Мурманской области. Распространена до берегов Барен цева моря. Придерживается опушек леса. Основу пищи составляют насекомые. На Кольский полуостров приле тает в конце мая и начинает строить гнездо. При гнездо вании распевает песни, не замечая даже человека. Гнезда на земле, напоминают шалаш в миниатюре, вход сбоку. ПЕНТААНДИТ (Pentlandite), главный минерал мед но-никелевых руд Кольского полуострова, соединение серы с металлами. Окраска огненно-желтая. Назван в се редине прошлого века по имени английского минералога Дж. Пентланда. Образует кубические кристаллы бронзо во-желтого цвета с сильным металлическим блеском. Твердость 3,5-4; плотность 4,6-5. Месторождение Печен- гского рудного поля. Месторождения осваивают комби наты “Североникель” и “Печенганикель”. ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ. Проведена в 1897, в том числе на Коль ском полуострове. В Кольском уезде проживало 9183 че ловека. ПЕРВАЯ КАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, организо вана в 1921. Участвовали 13 пароходов, 4 лихтера. Пер вая группа судов вышла из Архангельска, вторая из Западной Европы прибыла в Мурманск, отсюда суда вышли 15 августа. Норвежской частью экспедиции руко водил Отто Свердруп. Г е о м а н А Н У Ф Р И Е В . б ы в ш и й к а п и т а н М у р м а н с к о г о т р а л ф л о т а и С е в р ы б п р о м р а з в е д к и ...На РТ-207 “ Север” я прибыл с на правлением матроса во второй поло вине дня и долго в одиночестве бродил по заваленной промысловым снабжением палубе, жилым помеще ниям в надежде найти хоть кого-ни- будь. Судно казалось навсегда покинутым экипажем перед неотвра тимой гибелью. Раннее утро следую щего дня оказалось удачней, вахтенный третий помощник капита на был найден в закрытой каюте. Про буждение его было крайне тяжелым и мучительным, но говорить и даже пи сать к приходу капитана Д. Я. Калюги- на он уже вполне мог, вероятно, выручала серьезная подготовка МВИ- МУ первого выпуска. Рейсы были поисковые и проходи ли в частых перебежках после корот ких тралений. При нахождении косяка держались на нем, определяли грани цы, иногда ставили промысловый буй до подхода группы промысловых судов. Судно было оснащено прилич ной по тем временам поисковой аппа ратурой, имело локатор, лаг, неплохую скорость хода. На борту в командировке от ПИНРО находилась авторитетнейшая для промыслови ков по части прогнозов и глубоких знаний о Баренцевом море Тамара Симоновна Бергер. Мне приходилось помогать в ее работе. Это была про стая, жизнерадостная женщина, учас тник очень многих рейсов на поисковых и научно-исследовательс- ких судах. Каждое утро она начинала с гимнастики на шлюпочной палубе. Поражал кругозор ее знаний не толь ко профессиональных, с ней интерес но было говорить на любую тему. Тамара Симоновна не имела ученых званий, как большинство ее коллег, но больше всех отдала времени, сил, здоровья изучению северных морей. Капитаны всех флотов очень уважали Н е с о в р е м е н н ы е з а м е т к и Б е р г е р и К а д ю ги н ее и внимательно прислушивались к ее рекомендациям. Поскольку судно было поисковым, свободного времени у экипажа было несколько больше, чем на промысло вых судах, по причине чего среди ря дового состава и части командного начался настоящий перьевой бум. Его участники после вахты усиленно за нимались ловлей глупышей на пред мет заготовки перьев для подушек и . перин. Во время очередного перехода слу чайно встретили поставленный инос транный промысловый буй. Подошли вплотную, приготовились к подъему на борт и сразу увидели его владель ца, выскочившего из полосы заряда в нескольких милях и направляющего ся с приличной скоростью в нашу сто рону. “ Попробуйте снять хоть фонарь” , - дал команду капитан. Раз дался треск, верхушка с отражателем осталась в руках матросов. Полный ход. Оскопленный буй через короткое время раскачивался далеко за кор мой, подтверждая известную концеп цию о неспособности наемников капитала соперничать с диаметраль но противоположной системой. Следует сказать, что капитан Д. Я. Калюгин обладал завидной выдерж кой, был немногословен, прост, доб рожелателен, собран, не терял самообладания в любой обстановке, никогда не повышал голоса на подчи ненных, что не могло не импониро вать. Вскоре состоялся его стремительный взлет: избрание депу татом Верховного Совета СССР, на значение начальником Мурманского тралового флота. Наша следующая встреча произош ла летом 1968 года. Мы пришпи'после длительного рейса на ПРТ “Заполяр ный” , где я был старшим помощни ком, встали на рейде в ожидании по становки к причалу. На следующий день к трапу подошел катер, и на борт поднялась группа адмиралов и гене ралов в сопровождении респекта бельного начальника тралфлота Д. Я. Калюгина. Цель визита гостей - озна комление с современным рыболов ным судном. После экскурсии по судну организовали небольшое зас толье, и в его разгар по УКВ срочно вызвали на связь Д. Я. Калюгина. Со общение было крайне тревожным. На промысле возник серьезный пожар на БМРТ “Маяковский” . К сожалению, тот год был урожайным на аварии и пожары, к тому же в районе Патагонс кого шельфа имело место задержание со стрельбой нескольких наших ПРТ. Пожар и гибель “ Маяковского” , оче видно, стала последней каплей, и, как следствие, через некоторое время в нашу группу промысловых судов, ра ботающих у берегов Южной Африки, пришел ПРТ “ Ван-Дейк” , капитан Д: Я. Калюгин. По окончании рейса Дмитрий Яков левич перешел в рыбный порт и за нял должность капитана порта. До отъезда из Мурманска обстоятель ства вынудили меня перейти на бере говую работу, в службу капитана морского рыбного порта. Так я вновь очутился в непосредственном подчи нении того, с кем начинал трудовую деятельность более тридцати лет на зад. Но это был, естественно, уже совершенно другой человек, и в отношениях с подчиненными прева лировал официоз, исчезли простота, непринужденность, выдержка, впро чем, с вышестоящим руководством последняя, кажется, сохранилась... П А С - П Е Р 18 - 24 декабря 1998 года J 1 і і
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz