Рыбный Мурман. 1998 г. Декабрь.

поведника “Пасвик”. Апатиты, 1955. Макарова О. Заповедник на границе. - “Эконорд”, 1992, J\b 1. “ПАССАТ” (СКР-22), сторожевой корабль Северного флота, переоборудованный из рыболовного траулера РТ- 102 “В.Чкалов”. Построен в 1937. Корпус стальной, кле­ паный. Длина 50,5 м, ширина 9,06 м. Высота борта 4,8 м. Осадка с грузом 4,13 м. Мощность машины 675 л.с. Экипаж 43 человека. Вооружение: две 76-мм пушки системы 34-К, два зенитных пулемета системы М-1 “Мак­ сим”. 13.07.1941 во время конвойной операции из Мур­ манска в Иоканьгу вступил • в .бой с немецкими миноносцами “Герман Шееман”, “Рихард Бойцен” , “Ганс Лоди” и “Фридрих Эккольд”. Потоплен, не спустив фла­ га, у Гавриловских о-вов в Баренцевом море. “Пассат” прикрыл собой и спас от гибели рыболовный траулер “Кумжа” (РТ-37). Командир лейтенант В.Л.Окуневич, ст. политрук А.И.Вяткин и 39 других членов экипажа по­ гибли, 2 моряка спасены. ПАСТОРОВ Федор Иванович (1873-1940), в 20-е гт. председатель районного Совета железнодорожных депутатов в Кандалакше, член исполкома Совета рабочих и солдатских депутатов города. Род. в Архангельской гу­ бернии. Участник 1 русской революции. За пропаганду революционных идей был арестован. Во время иностран­ ной военной интервенции последовал новый арест, нахо­ дился в тюрьме в г. Александровске (Полярный). Бежал, продолжал борьбу в подполье. После освобождения края работал в лесной промышленности в Ленинградской об­ ласти и Карелии. Участник штурма Кронштадта в 1921. Позднее руководил Главтопом. ПАТОН Кирилл Александрович, в 1946-1973 ка­ питан на промысловых судах Мурманского тралового флота. Род. в 1902 в г. Омске в дворянской семье, рус­ ский. В 1919 рядовым служил в армии А.И.Деникина. Окончил Одесский морской техникум (1924). Ходил мат­ росом, помощником капитана на судах Черноморского и Балтийского морских пароходств. С 1935 капитан. С 1944 в Мурманске: старший помощник, дублер капитана, с 1946 капи­ тан, капитан-наставник на промысловых судах тралового флота. Рационализатор и изобретатель. В 1948 предложил прин­ ципиально новую схему судна бортового траления, которая была использована при строительстве судов типа БМРТ. В 1955 стал капитаном БМРТ “Гоголь” (МБ-0251). С 1973 на пенсии. ПАТРУШЕВ Юрий Николаевич, вице-адмирал, в 1986-1990 начальник штаба Северного флота. ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич (31.05.1892-4.11.1968), писатель, мастер лирической про­ зы. Автор повестей “Кара-Бугаз”, “Колхида” , “Северная повесть” , рассказов, очерков, книг о творчестве людей искусства, автобиографической “Повести о жизни” в 6 частях. В результате поездки в 1932 на Мурман написа­ ны очерки “Мурманск”!! “Пушечный завод”. Соч. Собрание сочинений в 9 т. М ., 1982-1983. Т. 5,7. Лит. Литературная энциклопедия. Т. 8. М ., 1934. Русские советские писатели-прозаики. Т. 3. Л., 1964. ПАУЧ, населенный пункт на правом берегу р. Паучи, впадающей в Нотозеро. Существовал с середины 40-х до начала 50-х гг. Территория затоплена Верхнетуломским водохранилищем. ПАХОМОВ Федор, столяр, политический ссыль­ ный на Терском берегу в 1903-1905. Уехал по амнистии. ПАХТА (северно-русское и поморское пахта - отвес­ ная скала, утес), населенный пункт в 14 км к востоку от пос. Никель. Зарегистрирован и присвоено наименование 12.01.1967. Исключен из учетных данных 22.01.1975. ПАХТУСОВ Петр Кузьмич (1800- 7(19). 11.1835), мореплаватель, гидрограсЬ. Окончил Кронштадтское штурманское училище (1820), занимался гидрографическими работами на северных реках, в Ба­ ренцевом и Белом морях. Руководил экспедициями в Карское море, описал Новую Землю, ее проливы и ост­ рова. Именем названо несколько географических пунктов в Арктике. В Кронштадте открыт памятник на средства, собранные штурманами. Умер в Архангельске. ПАШИН Владимир Николаевич, в 1978-1983 секретарь Мурманского горкоіча н обкома партии, в 1983- 1989 заместитель начальника Севрыбы, представитель Министерства рыбного хозяйства СССР в Польше. Род. в 1929 в г. Астрахани, русский. Окончил Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяй­ ства (1952) по специальности холодильные .машины и ус­ тановки и Высшую партийную школу (1961). Работал мастером по монтажу холодильных установок на судовер­ фи им. С.М.Кирова в Астрахани. С 1952 на партийной работе: инструктор, заместитель заведующего отделом Ас­ траханского горкома партии, второй секретарь Кировско­ го райкома партии Астрахани. С 1961 в Мурманской области: первый секретарь Североморского горкома КПСС, зав. отделом обкома партии, первый секретарь Мурманского горкома партии, секретарь обкома КПСС. Затем в Севрыбе и в заграничной командировке. ПАШКОВСКИЙ Михаил Казимирович, п о л ­ к о в н и к , с 2.10.1941 по 2.03.1942 командир 52 (10 гв.) стрелковой дивизии, действовавшей на Мурманском на­ правлении. ПАШНИН Олег Георгиевич, главный инженер- механик атомного ледокола “Арктика” , Герой Социали­ стического Труда (1977), почетный полярник, почетный работник морского флота СССР. Звание присвоено за поход к Северному полюсу в 1977 (9-17 августа). Род. 8.03.1928 в г. Новая Ляля Свердловской области, рус­ ский. Окончил Одесское высшее инженерное морское училище (1951), направлен в Мурманск. Механик ледо­ кольных судов Мурманского пароходства. В 1958-1962 в Мурманском обкоме КПСС. Затем главный инженер-ме- ханик атомного ледокола “Ленин”. Участник модерниза- ВЫ П У С К № 31 ции атомной паропроизводящей установки. С 1971 глав­ ный инженер-механик строящегося головного атомохода другого поколения - “Арктика”. Участник 17 арктических навигаций. С июня 1980 в группе технического надзора за проектированием и строительством атомных ледоко­ лов. Пенсионер, живет в Санкт-Петербурге. ПАЩЕНКО Константин Иванович, действи­ тельный статский советник, с 20.08.1803 по 19.12.1885 гу­ бернатор Архангельской губернии. В ее состав в то время входил и Кольский полуостров. пги, населенный пункт - см. Кица Мокрая. ПЕВЦОВА Татьяна Илларионовна, одна из первых дикторов Мурманской студии телевидения. Род. в семье народного артиста РСФСР Иллариона Никола­ евича Певцова (1879-1934), который с 1932 работал в Ле­ нинградском театре драмы, снимался в фильме “Чапаев”. Т.И.Певцова выступала в театрах Москвы и Ленинграда. С 1957 в Мурманске, на ТВ. ПЕГМАТИТЫ, основное сырье для керамической промышленности, изготовления фарфоро-фаянсовых из­ делий. Состоят из полевого шпата, кварца с примесью слюды и других минералов. Запасы отмечаются в 50 раз­ личных точках по всей территории Кольского полуостро­ ва. Наиболее крупные пегматитовые жилы у верховьев р. Ены, в районе Бабннской Имандры, побережья Канда­ лакшского залива, Хибинских и Ловозерских тундр. Осо­ бый интерес представляют пегматитовые тела мыса Пинагорий и Росты с общими запасами до 10 миллиар­ дов тонн. ПЕДУНИХА, населенный пункт на западном берегу губы Западная Порья, в 42 км от пос. Умба. Возник в конце 40-х гг. 13.12.1962 исключен из учетных данных. ПЕДЦПАХ, остров у восточного берега оз. Ловозе- ро. Вариант названия - Курга. ПЕИВО-РЕКА, хутор на правом берегу р. Пяйве, в устье. Существовал с 1939 до середины 40-х гг. Была усадьба финна Лантери Ууситало. Саамское пеййв - день, финское пяйве - тоже день. ПЕЙВО-ЯРВИ, ПЕЙВЕ-ЯРВИ, деревня - см. Ту- лома. ПЕАЕПЕЦ Леонид Петрович, в 1993-1997 гла­ ва администрации Кольского района. Род. 15.08.1938 в г. Саратове. Окончил Фрунзенский политехнический ин­ ститут (1962). С 1962 по 1970 работал на оборонных предприятиях. Затем направлен на работу в органы Ми­ нистерства внутренних дел. Прошел путь от начальника отдела до руководителя предприятия. С 1997 работал за­ местителем генерального директора Кольской мебельной фабрики. ПЕЛЬМЕС-ОЗЕРО, населенный пункт на северном берегу одноименного озера (Пермусозеро). Существовал в начале 40-х гг. ПЕНИН Валентин Васильевич (1938-1973), ученый-ихтиолог, кандидат географических наук, науч­ ный сотрудник ПИНРО. Труды по проблемам долгосроч­ ного и краткосрочного прогнозирования сырьевой базы промысла. Умер и пох. в Мурманске. ПЕНКВИАКСТИТ (Penkvilksite) , комковатые мас­ сы, пористые желваки до 3 см в диаметре, тонкозернис­ тые, сферолитовые агрегаты белого цвета. Обнаружены в пегматитовой залежи “Юбилейная” Ловозерского масси­ ва. Название от саамских слов пенк (кудрявый) и вилкис (белый), отражающие характер агрегата. ПЕНОЧКА, самая многочисленная из певчих птиц в Мурманской области. Распространена до берегов Барен­ цева моря. Придерживается опушек леса. Основу пищи составляют насекомые. На Кольский полуостров приле­ тает в конце мая и начинает строить гнездо. При гнездо­ вании распевает песни, не замечая даже человека. Гнезда на земле, напоминают шалаш в миниатюре, вход сбоку. ПЕНТААНДИТ (Pentlandite), главный минерал мед­ но-никелевых руд Кольского полуострова, соединение серы с металлами. Окраска огненно-желтая. Назван в се­ редине прошлого века по имени английского минералога Дж. Пентланда. Образует кубические кристаллы бронзо­ во-желтого цвета с сильным металлическим блеском. Твердость 3,5-4; плотность 4,6-5. Месторождение Печен- гского рудного поля. Месторождения осваивают комби­ наты “Североникель” и “Печенганикель”. ПЕРВАЯ ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ. Проведена в 1897, в том числе на Коль­ ском полуострове. В Кольском уезде проживало 9183 че­ ловека. ПЕРВАЯ КАРСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ, организо­ вана в 1921. Участвовали 13 пароходов, 4 лихтера. Пер­ вая группа судов вышла из Архангельска, вторая из Западной Европы прибыла в Мурманск, отсюда суда вышли 15 августа. Норвежской частью экспедиции руко­ водил Отто Свердруп. Г е о м а н А Н У Ф Р И Е В . б ы в ш и й к а п и т а н М у р м а н с к о г о т р а л ф л о т а и С е в р ы б п р о м р а з в е д к и ...На РТ-207 “ Север” я прибыл с на­ правлением матроса во второй поло­ вине дня и долго в одиночестве бродил по заваленной промысловым снабжением палубе, жилым помеще­ ниям в надежде найти хоть кого-ни- будь. Судно казалось навсегда покинутым экипажем перед неотвра­ тимой гибелью. Раннее утро следую­ щего дня оказалось удачней, вахтенный третий помощник капита­ на был найден в закрытой каюте. Про­ буждение его было крайне тяжелым и мучительным, но говорить и даже пи­ сать к приходу капитана Д. Я. Калюги- на он уже вполне мог, вероятно, выручала серьезная подготовка МВИ- МУ первого выпуска. Рейсы были поисковые и проходи­ ли в частых перебежках после корот­ ких тралений. При нахождении косяка держались на нем, определяли грани­ цы, иногда ставили промысловый буй до подхода группы промысловых судов. Судно было оснащено прилич­ ной по тем временам поисковой аппа­ ратурой, имело локатор, лаг, неплохую скорость хода. На борту в командировке от ПИНРО находилась авторитетнейшая для промыслови­ ков по части прогнозов и глубоких знаний о Баренцевом море Тамара Симоновна Бергер. Мне приходилось помогать в ее работе. Это была про­ стая, жизнерадостная женщина, учас­ тник очень многих рейсов на поисковых и научно-исследовательс- ких судах. Каждое утро она начинала с гимнастики на шлюпочной палубе. Поражал кругозор ее знаний не толь­ ко профессиональных, с ней интерес­ но было говорить на любую тему. Тамара Симоновна не имела ученых званий, как большинство ее коллег, но больше всех отдала времени, сил, здоровья изучению северных морей. Капитаны всех флотов очень уважали Н е с о в р е м е н н ы е з а м е т к и Б е р г е р и К а д ю ги н ее и внимательно прислушивались к ее рекомендациям. Поскольку судно было поисковым, свободного времени у экипажа было несколько больше, чем на промысло­ вых судах, по причине чего среди ря­ дового состава и части командного начался настоящий перьевой бум. Его участники после вахты усиленно за­ нимались ловлей глупышей на пред­ мет заготовки перьев для подушек и . перин. Во время очередного перехода слу­ чайно встретили поставленный инос­ транный промысловый буй. Подошли вплотную, приготовились к подъему на борт и сразу увидели его владель­ ца, выскочившего из полосы заряда в нескольких милях и направляющего­ ся с приличной скоростью в нашу сто­ рону. “ Попробуйте снять хоть фонарь” , - дал команду капитан. Раз­ дался треск, верхушка с отражателем осталась в руках матросов. Полный ход. Оскопленный буй через короткое время раскачивался далеко за кор­ мой, подтверждая известную концеп­ цию о неспособности наемников капитала соперничать с диаметраль­ но противоположной системой. Следует сказать, что капитан Д. Я. Калюгин обладал завидной выдерж­ кой, был немногословен, прост, доб­ рожелателен, собран, не терял самообладания в любой обстановке, никогда не повышал голоса на подчи­ ненных, что не могло не импониро­ вать. Вскоре состоялся его стремительный взлет: избрание депу­ татом Верховного Совета СССР, на­ значение начальником Мурманского тралового флота. Наша следующая встреча произош­ ла летом 1968 года. Мы пришпи'после длительного рейса на ПРТ “Заполяр­ ный” , где я был старшим помощни­ ком, встали на рейде в ожидании по­ становки к причалу. На следующий день к трапу подошел катер, и на борт поднялась группа адмиралов и гене­ ралов в сопровождении респекта­ бельного начальника тралфлота Д. Я. Калюгина. Цель визита гостей - озна­ комление с современным рыболов­ ным судном. После экскурсии по судну организовали небольшое зас­ толье, и в его разгар по УКВ срочно вызвали на связь Д. Я. Калюгина. Со­ общение было крайне тревожным. На промысле возник серьезный пожар на БМРТ “Маяковский” . К сожалению, тот год был урожайным на аварии и пожары, к тому же в районе Патагонс­ кого шельфа имело место задержание со стрельбой нескольких наших ПРТ. Пожар и гибель “ Маяковского” , оче­ видно, стала последней каплей, и, как следствие, через некоторое время в нашу группу промысловых судов, ра­ ботающих у берегов Южной Африки, пришел ПРТ “ Ван-Дейк” , капитан Д: Я. Калюгин. По окончании рейса Дмитрий Яков­ левич перешел в рыбный порт и за­ нял должность капитана порта. До отъезда из Мурманска обстоятель­ ства вынудили меня перейти на бере­ говую работу, в службу капитана морского рыбного порта. Так я вновь очутился в непосредственном подчи­ нении того, с кем начинал трудовую деятельность более тридцати лет на­ зад. Но это был, естественно, уже совершенно другой человек, и в отношениях с подчиненными прева­ лировал официоз, исчезли простота, непринужденность, выдержка, впро­ чем, с вышестоящим руководством последняя, кажется, сохранилась... П А С - П Е Р 18 - 24 декабря 1998 года J 1 і і

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz