Рыбный Мурман. 1998 г. Декабрь.

Фото Бориса ВИРИНА 4 - 10 декабря 1998 года Когда О том, что в Мурманске сущ ествует м у зей пароходства , признаться, слышал давно . Д а вот только сходить в него как-то не складывалось . А тут появился п о в о д ... память Ншва Небольшое здание с башенкой и шпилем (бывшее ДМО ) при­ няло в свои стены этот уникальный музей. Поднимаюсь по сту^ пеням и оказываюсь в просторном холле, увешанном портретами ветеранов. Именно они творили историю пароходства, проводили суда :ю Севморпути. Ушли в небытие многие из них. А вот па­ мять осталась. Правда , не все осталось в материальном образе . Ушел на иголки “Ерм ак ” . Напоминают о нем только стенд с фо то графи ­ ями да надпись о том, что в марте будущего года ему исполни­ лось бы 100 лет. - Вы не думайте , что * все потеряно , - сказала заведующая музеем Валентина Карепова (на снимке). - Кое-что уда лось со­ хранит ь . Возможно, вот эти ин струм енты с удо вы х кочега ­ р о в остались в единственном эк земп ляре . Огромные щипцы, ломик “понедель­ ник” служили на “Володарском” . Ими орудовали кочегары у огромных топок. Кстати, это судно интересно само по себе. Корпус его был изготовлен из легирован­ ной стали, что по тем временам встреча­ лось нечасто Шестьдесят с лишним леі ходил по трассам Арктики, только в 1997 году “Володарский” был снят с эксплуа­ тации. - Обратите внимание на судовой ко­ локол , - подвела меня к экспонату Каре­ пова. Пригляделся: на ярко надраенном боку красовалось название - “Свято- горъ”. - Судьба его весьма интересна. Он аналогичен “Ерм а к у”. Построен в 1917 году. Л в период интервенции затоплен поперек фарватера Северной Двины , чтооы перекрыть путь английским с у ­ дам. Бы л поднят интервентами и у г ­ нан в Англию. В 1927 году его выкупили, переименовали в “Красин”. Сегодня он стоит на приколе в Санкт -Петербур ­ ге, я в ляясь своего рода музеем. Неожиданно внимание привлекла большая афиша МХАТа им. Горького с портретом Москвина и многочисленными автографами. Пригляделся. Подписи Грибова, Тарасо­ вой, Белокурова, Москви­ на ... - целая плеяда корифеев русской сцены. Дружил коллектив театра с экипажем теплохода “Иван Москвин” . Было и такое. Только вот осталась от той традиции пожелтевшая афи ­ ша. Все проходит как сон. А вот уже реалии дней нынешних. Памятная доска с несостоявшегося теплохода “Александр Следзюк”. Строили его для пароходства в Керчи, да развалился Союз неруши­ мых. Заломили украинцы за него сумму непомерную. И досталась пароходству как память бронзовая доска с барелье­ фом заслуженного моряка Александра Следзюка. А теплоход ушел, как и все нынче, за рубеж. Грустно конечно, да только привыкли мы к этому. Однако не все так печально. Ходят наши суда на всех широтах. Вот приз Монреаля “Золотая трость” . Вручается она капитану, приведшему в новом году первым судно в Монреаль. Нынче их в пароходстве шесть штук. А эта, что кра­ суется на стенде, была вручена Э. И. Купри - капитану теплохода “П. Лариш- кин”. Смотрит с фотографии Л. А. Тибряева, единственная в России женщина-капитан арктического флота. И нынче на тепло­ ходе “Тикси” бороздит она моря-океаны. Прошла перед глазами история паро­ ходства. Промелькнули во времени люди. Кажется, смотрят они на нас со снимков и портретов, спрашивают немым взгля ­ дом: выживете ли? А как же не выжить, когда память и дела сохранились. Виктор ВИКЕНТЬЕВ. 22 с е н т я б р я 1999 г о д а М урм ан ск о е м о р ск о е п а р о ­ х о д с т в о отметит с в о е 6 0 -л е ­ т и е . Д о п р а здн ич н ой даты ср ок ещ е н е олижний , и в с е ж е с е г о д н я с о страниц “ Ры б н о г о М у рм ан а ” начи ­ н ается св о ео бр а зны й отсчет дн ей и м е сяц ев д о ю бил ея . Решение о совместном изда­ нии газетой и пароходством це­ левых выпусков, посвященных истории и будням Мурманского пароходства, - проявление доб­ рой воли сторон и, сказать боль­ ше, моряцкой ' солидарности, ведь, к сожалению, у работни­ ков морского транспорта облас­ ти газеты уже нет. Так что Годюбилейный, переломный- публикуемое здесь изображение титула “Арктическая зве зда” - своеобразное напоминание чита­ телям о пароходской газете, ко­ торую любило не одно поколение читателей. И хочется надеяться, что в юбилейном году регулярная газетная страница поможет восполнить дефицит информации об одном из самых уважаемых в нашем крае пред­ приятии. А рассказывать есть о чем. Похоже, именно в юбилейном году Мурманское пароходство вступает в новый этап своего развития, этап интересный и многообещающий. С появлением нового собственника контрольно­ го пакета акций пароходства, а им стала дочерняя компания зна­ менитого нефтяного гиганта “ЛУКойл а” - “ЛУКойл Арктик Танкер” , предстоит серьезное реформирование многих сторон деятельности мурманского транспортного флота. Сохраняя свое лицо как главного операто­ ра транспортной деятельности на Северном морском пути, паро­ ходство в недалеком будущем расширит сферу своей активнос­ ти в Арктике. “ЛУКойл” наме­ рен передать в оперативное управление главной мурманской судоходной компании создавае­ мый им танкерный флот. Более 30 миллионов долларов нефтя ­ ной гигант обещает направить на обновление остального флота пароходства, намерен он поддер­ жать и затянувшуюся достройку на Балтийском судостроитель­ ном заводе атомного ледокола “50 лет Победы” , который при­ зван хотя бы частично заменить ныне действующие атомоходы, срок эксплуатации которых под­ ходит к концу. Словом, есть ощущение, что в пароходство пришел не очеред­ ной временщик, а настоящий хозяин, глядящий на много лет вперед. Это хорошо для моря­ ков и всех работников коллекти- ‘ ва, которым удастся избежать болезненных сокращений, выз­ ванных нынешним неблагопо­ лучным временем. Но это еще более важно для всех жителей Крайнего Севера, ведь если со­ хранится и окрепнет транспорт­ ная артерия в Арктике, полнокровно смогут жить даже самые отдаленные регионы. И вопреки всем мрачным прогно­ зам богатство России будет при- ' растать Сибирью и морями ледовитыми, как говорил наш великий соотечественник Миха­ ил Ломоносов. А посему наш рассказ на специальной странице газеты, посвященной Мурманс­ кому морскому пароходству, будет касаться и перспектив раз ­ вития северных территорий, прежде всего освоения богатых кладовых нефти и газа на аркти­ ческом шельфе. И это, пожалуй, интересно далеко не одним ра ­ ботникам судоходной компании. Так что будем надеяться, что новая страница в газете всем читателям придется по душе. Владимир БЛИНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz