Рыбный Мурман. 1998 г. Декабрь.
Б Е С Ц Е Н Н Ы Е К В О Т Ы Д О Р О Г И Е Л О Т Ы ? З а годы реформ федеральный орган управления рыбной отраслью преобразовывался неоднократно. Министерство, Комитет, Департамент Минсельхозпрода , и вот недавно вновь создан Госкомитет по рыболовству. Вся эта чехарда не идет на пользу делу , считает заместитель министра Минсельхозпрода РФ Владимир ИЗМАЙЛОВ . T H E PR ESS - Рыба в магазинах дорогая. Это объясняют высокой себесто имостью, ростом транспортных расходов, накручивают цены и посредники. Но неужели нельзя создать такую систему доставки, при которой можно было бы обойтись без всякого рода «при липал» или по крайней мере до вести их количество до минимума? - К сожалению, у нас нет зако- 1J нодательного механизма, который мог бы ограничить число посред ников. Нет ограничений и по раз меру их торговой надбавки. В Японии, например, такой закон есть. У них оптовик не может по лучить прибыль, превышающую три процента, если не было допол нительной переработки. Но если предприниматель, предположим, купил мороженую рыбу, сделал из нее филе и упаковал, то цену он вправе устанавливать свобод ную. Мы разрабатывали аналогич ную схему, но наши консультации показали, что это совершенно не проходной вариант. Непременно возникнут противоречия с Граж данским кодексом. Как только рыба поднята из воды, она но ны нешнему законодательству стано вится собственностью того, кто ее поймал, и как он ею распорядит ся - его личное дело. Никаких го сударственных рычагов давления на частника нет. Федеральный орган власти не имеет права уста навливать цены и размер торго вых надбавок. Вывод один: нужна законодательная база. Должны быть созданы единые «правила игры». В этом случае рыбаки кор мили бы российских потребите лей, а не посредников-« прилипал». Если бы к этому добавить отла женный механизм кредитования, лизинг, максимально объективное распределение квот и многое дру гое, то рыбак жил бы если не при певаючи, то отнюдь не безбедно. - Владимир Абдурманович, но ведь это предусмотрено в проек те закона о рыболовстве. Так по чему же его принятие встречает такое мощное противодействие? - Проект разработан четыре года назад. Видимо, есть влия тельные силы, которые боятся та кого закона как черт ладана. Известно же, что в мутной воде куда лучше ловить золотую рыб- ку. Закон о рыболовстве должен решить две важнейшие задачи: урегулировать взаимоотношения рыбака с государством, расставить все точки над «і» в отношениях между субъектами Федерации и федеральными органами. Ведь основная проблема сегодня - уп равление ресурсами, их сохране ние и рациональное использование, сочетание феде ральных и региональных интере сов. В регионах, например в Корякском округе, на Чукотке, заводят свои законы. Над исклю чительной экономической зоной России устанавливают собствен ный контроль. А такого быть не должно. Пустить, скажем, амери канских рыбаков в эту зону - пра во федеральное. Работа иностранного флота должна осу ществляться в рамках межправи тельственных соглашений, постановлений правительства. - Каковы результаты путины? - Она еще не закончилась, по этому подводить итоги рано. В последнее время объемы вылова рыбы стабилизировались на уров не 4,5 млн. тонн в год. В целом отрасль убыточна. Вот мы и поставили задачу - вывести ее на безубыточное производство. А для этого планируем в первую очередь провести санацию и мо дернизацию предприятий. Пре дусматриваем меры по более рациональному и комплексному использованию сырьевой базы, более глубокой переработке рыбы. - В ближайшее время плани руется внедрить новую систему распределения квот - через аук ционы и конкурсы. В чем плюсы такого механизма? - В процесс распределения ре сурсов будут вовлечены и субъек ты Федерации, и местные органы власти. Ужесточаются требования к судовладельцам, претендующим на тѵ или иную квоту. Впрок пра ва вылова рыбы и морепродуктов никому выдаваться не будут. Каждый получит ровно столько, сколько ему необходимо и сколь ко он может освоить. И что самое важное - отныне по отдельным видам рыбы и рыбопродуктов будут проводиться аукционы. Это С П Р АШ И В А Л И - О Т В Е Ч А Е М В адрес Арктического регионального управления ФПС РФ поступило письмо председателя правления рыболовецкого колхоза «Север» с просьбой разъяснить порядок оформления документов прихода и отхода судов с районов промысла Баренцева моря в порт Мурманск и обратно с ус ловием, что суда будут работать без захода в иностранные порты и контак та с иностранными судами, а также с российскими судами, оформленными таможней. АРУ разъясняет, что пограничный контроль судов, убывающих на промысел в Баренцево море без права захода в иностранные порты и прибывающих обратно, производится в том же порядке, что и судов, следующих за границу с правом захода в иностранные порты, но: отметки КПП «Прибытие» и «Убытие» в паспортах моряков членов экипажей указанных судов не проставляются; члены экипажей таких судов могут следовать по внутренним пас портам граждан РФ; в судовые роли данных судов контрольно-пропускными пунктами ФПС РФ проставляются штампы (отметки) «По «Без права захода в иностранные порты». Ірибытие», «Убытие», своего рода эксперимент. По его результатам, взвесив все «за» и «против», посоветовавшись с ры баками, мы и примем окончатель ное решение: продавать квоты или же по-прежнему распределять их. Среди рыбаков бытует мнение, что крабовые лоты, выставленные на аукционы, скупят люди, дале кие от рыболовства, или же они станут объектом спекуляций и мафиозного торга. Чтобы избе жать этого, будет определен поря док допуска к аукционам. По сѵти своей при правильной организа ции аукцион - антипод спекуля ции. Ведь все покупается в результате торга, а значит, по наи высшей цене. Какой смысл потом перекупать? - А куда пойдут деньги от про дажи квот? - Считаем, что должен быть создан специальный фонд, куда бы и аккумулировались средства от продажи квот и от оплаты за пользование биоресурсами. Тако ва международная практика. II средства из этого фонда направля лись бы на научно-нсследователь- скНС' работы, связанные с изучением водно-биологических ресурсов, на воспроизводство и охрану рыбных запасов, обеспече ние безопасности мореплавания и спасения рыбаков в экстраорди нарных ситуациях. - А как быть с обновлением флота, который сегодня изношен на 65 процентов? - На покупку и ремонт судов нужно изыскивать другие сред ства. Один из способов - лизинг. К лизинговым операциям необхо димо подключать как отечествен ные судостроительные заводы, так и иностранные. Скажем, в России строят отличные корпуса судов, а вот в приборно-навигационном оборудовании отстаем от Запада. Может быть, стоит покупать «на чинку» за границей? Есть также достоііные примеры привлечения иностранного капита ла на строительство рыболовецко го флота, в том числе кредитных ресурсов. I I все же западные бан ки кредитуют отечественных ры баков в основном на кабальных условиях, среди которых доставка сырца на их рынок. Главная просьба, с которой ру ководство отрасли обращается к правительству, - помочь нам со здать механизм кредитования ры баков. Тогда рыба вернется в Россию, потекут в казну налоги, таможенные платежи. Возродятся перерабатывающие предприятия, жители рыбацких поселков вновь обретут работу. «Э коном и ки и жизнь» . DE FAC TO ГуОернаншр намерен «верховодить энергично Представители десяти тер риторий Скандинавии и Се- веро-Запада России провели в Мурманске очередное заседание регионального Совета Баренцева евроарк- тнческого региона. Предсе дательство в этом руководящем органе от гла вы финской губернии Лап ландия Ханнеле Покка перешло на последующие два года к губернатору Мур манской области Юрию Ев докимову. В рамках деловых связей с партнерами по Ба- ренцрегнону в области реа лизуется 30 различных проектов. Юрий Евдокимов полон решимости в ближай шее время придать новый энергичный импульс разви тию сотрудничества на реги ональном уровне. Он уже наметил приоритетные на правления. Планирует сформировать общий эколо гический фонд, создать транснациональную компа нию «Северный морской путь», стимулировать при- граннчную торговлю Председатель областного комитета по рыбохозяйственному комплексу Анатолий Евенко считает, что ожидаемый результат достигнут, эксперимент удался и должен быть распространен. 25 ноября в Мурманский мор ской рыбный порт с полным гру зом прибыл «по зеленой» БМРТ «Семен Лапшеиков». Экипаж по главе с капитаном Владимиром Косовым доставил с промысла 965 тонн мороженоіі саііки - по лярной тресочки и 26 тонн рыб ной муки. Судно по приходе быстро было поставлено к при чалу. После всех таможенных и пограничных процедур докеры сноровисто приступили к его разгрузке. Работа кипела в три смены. Трюмы большого моро- зильщика опустели за 40 часов. Погрузив 40 тысяч комплектов картонной тары и прочее снаб жение, «Семен Лапшенков» сра зу же отправился в рейс к берегам Новой Земли. Таков был эксперимент по оперативной обработке крупнотоннажного траулера, предпринятый областной адми нистрацией, руководством «Мурманрыбпрома», рыбного порта. Ранее «по зеленой» в пор ту швартовались только гіосоль- но-свежьевые траулеры с «охлажденкой» - треской, пик шей, камбалой, зубаткой, ер шом. И вот впервые за последние годы схема «берег - промыслу» опробовалась на при мере БМРТ. Насколько она экономически Эксперимент оказалась эффективной, расска зывает начальник планового от дела АО «Мурманрыбпром» Ирина Кастерина: - Общая стоимость рыбопро дукции, доставленной судном, примерно 4,5 млн. рублей. Зат раты при заходе (услуги порта, корабельный и лоцманский сбо ры, таможенныіі тариф, декла рирование груза и остаточного топлива и т. п .) составили по рядка 190 тыс. рублей. Портови ки в директивный срок уложи лись. Обычная разгрузка дли лась бы 3-4 суток. А чем меньше судно простояло в порту, тем меньше потери. Но главное, по жалуй, то, что рыбакам после длительной разлуки, а в море они находились с июня, выпала возможность встретиться с род ными и близкими. И, кроме того, они получили приходной аванс. Павел ЛУЖИН. DE FACTO К а к СТАЛО ИЗВЕСТНО из достоверных источников, Фе деральное правительство с согласия Департамента по рыболов ству Минсельхозпрода РФ, министерств финансов и экономики подготовило постановление о введении в рыбной отрасли прин ципа платности за морские биоресурсы. Н а БЛИЖАЙШЕМ ЗАСЕДАНИИ (20-24 декабря) прави тельство области обсудит вопрос «О мерах по созданию усло вий, благоприятствующих заходу рыболовецких судов в*порт Мурманск». С докладом выступит заместитель губернатора, куратор рыбохозяйственного комплекса Юрий Мясников. 1 8 ДЕКАБРЯ в Мурманске состоится конференция капита нов рыбопромысловых судов бассейна. 18 - 24 декабря 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz