Рыбный Мурман. 1998 г. Декабрь.

годы находились средства для экспеди­ ций Ферсмана, Чарнолуского, Кулика... Возникали на необжитых местах города, фабрики, заводы. Достаточно вспомнить Хнбиногорск (Кировск). Сегодня, на­ оборот, все созданное разрушается. Так до новых ли исследований? Не исключаю возможности визита су­ ществ из иных миров, тем более что фактов об уже произошедших хватает. Как поведут они себя, сказать трудно. Во всяком случае готовыми надо быть ко всему. Поэтому очень важны иссле­ дования аномальных явлений. О чем и попытался написать в статье. Иван ГАРДЕРОБОВ, член международного общества уфологов. В опрос -от вет Визит космоса? Марина Федоровна Завертайло напи­ сала следующее: “ Очень си льно со ­ мневаюсь в сущ ест вовании Н Л О . Почти 50 л ет прожила в М урм а н с ­ ке , но ни р а з у не встречалась ни с чем подобным. П о -моем у , это га л ­ люцинации не совсем здоро вы х л ю ­ дей” . Хотелось бы напомнить Марине Ф е ­ доровне: речь шла не о пришельцах (хотя возможность посещения ими Зем­ ли вполне вероятна), а об аномальных явлениях. Свидетели есть, снимки есть - куда уж больше? Вот, к примеру, вы никогда не видели жішого носорога, раз­ ве что на фотографиях или телеэкране. Однако это не значит его отсутствие в природе, и у вас нет сомнений, что но­ сорог обитает на Земле. Так и тут. Впрочем всяк волен судить по-своему. “Чем можно объяснить происше­ ствие под Н о вый год в Л е н и н с к ом о кр у ге? Н еуж ели п р и л ет а ли иноп- ланетяне?” - спрашивает Петр Митро­ фанович Пучкин. Ответить однозначно очень сложно. Вполне вероятно, что это “шутка” ша­ ровой молнии. Приближение к балкону могло быть спровоцировано ракетой. Хотя таких случаев до этого не было за­ регистрировано . Не исключено появление аномально­ го энергетического объекта, прибывше­ го из глубин космоса. “Световой” дождь мог являться некоей пробой уста­ новки контакта. Ведь вреда людям он не причинил. “П о ч ем у такие серьезные про ­ блемы р еш ают ся на сам од еят е л ь ­ ном уровн е? Пора бы подключить к исследованиям серьезных учены х , а то в один прекрасный день о кк упи ­ р у ет нас инопланетная нечисть да забер ет на опыты. Мы же делаем подобное с животными” , - возмуща­ ется Борис Григорьевич Тютюнников. На вопрос можно ответить вопросом: а что в нашей стране нынче изучается всерьез? Ровным счетом ничего. За ис­ ключением тем, связанных с военно- промышленным потенциалом. В 20 - 30-е С и л ь н а все- таки в о в с е х н а с т я г а к н е п о з н а н н ы м з а г а д к а м м и р о з д а н и я . В э т о м у б е д и л с я , п о л у ч и в о т к л и к и н а м о и з а м е т к и п о д з а г о л о в к о м “ Г д е т ы , з в е з д ­ н ы й б р а т ? ” ( ” Р М ” № 48 ) . Н а д о с к а з а т ь , ч т о в с е о н и п о - с в о е м у л ю б о п ы т н ы . О д н а к о есть и с и з ­ в е с т н о й д о л е й с к еп си с а . В о т с о д ­ н о г о и з н и х и н а ч н у . Тайны Мурмана С научной точки зрения су­ дить об этом, пока, во всяком случае, трудно. Даже и реаль­ ность существования Лох-Нес- ского чудовища в Шотландии никем еще не доказана. Но... и не опровергнута. А ведь споры о нем идут более тысячи лет! Мурман - вообще сплошная загадка. К сведениям поморов и преданиям ученое сообщество России и в XVIII веке относилось скептически. А чего стоит одно сказание о св. Варламии Кер.етс- ком, уничтожившем морских чер­ вей, прогрызавших суда поморов у Святого Носа: Наука всегда относится к не­ проверенной информации резко отрицательно. Это и объяснимо - слишком много фантазий при­ вносят увлекающиеся натуры в сообщение о чем-то необычном. Н о /с другой стороны, историчес­ ким фактом является и совер­ шенно ненаучный * ответ Парижской Академии французс­ ким крестьянам, представившим в конце XVIII века ученым ка­ мень, упавший с. неба (метео­ рит): дескать, камней на небе нет и быть не может, так что и падать оттуда нечему. Известная оторванность на­ уки от жизни, разумеется, всегда имеет место. Яркий пример - знаменитые берестяные грамо­ ты. Сегодня смешно об этом вспоминать, но именно находка в 1951 (!) году берестяной грамо­ ты (а на сегодняшний день они найдены во многих городах Руси, в том числе и в Москве) послужила полным переворотом все го представления о культуре Древней Руси. До того общим местом было представление о почти поголовной безграмотнос­ ти наших предков. Но вернемся к “твари Питье­ вого озера”. Существует ли она? А таинственное нечто из Сейдо- зера? Наши краеведы могли бы многое порассказать о загадках Мурмана, наблюдаемых и запи-. санных с чужих слов. И здесь хотелось бы обратить- внимание тех, кому это интерес­ но,. на несколько исторических фактов. Начнем с того, что. известно всем. Государственный герб: на груди двуглавого орла, как из­ вестно, помещен щит, а в нем - Георгий Победоносец, поражаю­ щий змия. Для православных, естественно, изображаемое со­ бытие - факт, как и все житие мысление. В древнеславянской мифологии змий - это мистичес­ кое существо, способное обора­ чиваться человеком (в былинах это отражено). И вот здесь при­ глашаю обратиться к фундамен- та ііьному труду академика Б. А. Рыбакова “Язычество древних славян” (М., Наука, 1988, с. 259). Он приводит новгородское пре­ дание, записанное под 1665 го­ дом: “Болший сын оного князя Сло- вена - Волхов бесоугодный и ча­ родей, лю т в людях тогда бысть и бесовскими ухищрениями и сводит образ “подводного, царя” (в оз. Ильмень) к образу... “яще­ ра” ! А изображения голов яще­ ров на домах и на ручках ковшей из Древнего.Новгорода (с. 279)? Но самое поразительное - это не легенды и их отображения в , материальной культуре, а следу­ ющая цитата.из этого, повторяю, фундаментального труда: “Рассказ австрийского послан­ ника о ящерах не является вы­ думкой - в том же XVI веке его •подтвердил псковский летопи­ сец: “В лето 7090 (1582)... Того же лета изыдоша коркодили лю- З Е Р А ••-Л:- Материал о загадочных рептилиі обитающих в Большом Питьевом озере, фактически на окраине Мурманска, вызвал живой интерес у многих читателей ( “ РМ ” , № 4 4 , 4 5 , 4 7 ). одного из самых почитаемых святых. Для неверующих это, конечно, не столь непререкаемо, скорее аллегорично. Но св. Ге­ оргий Победоносец был почита­ ем ѵ всем европейским рыцарством и изображался именно так - поражающим чудо­ вище. И дело не просто в культе святого воина - дело в традиции: поединок рыцаря с драконом -. одна из популярнейших тем “ ры­ царской” литературы средневе­ ковья, И в отечественных былинах со Змеем Горынычем сражаются Илья Муромец, Добрыня Ники­ тич. Речь идет не обязательно о реальности летающего трехгла­ вого огнедышащего чудовища. Такое описание, скорее уже бо­ лее позднее, - “ сказочное” ос­ мечты творя и преобразуясь во образ лютого зверя коркодела и •залегаше в той реце Волхове водный путь. И непоклоняющих- ся ему овых- пожираше, овых из- верзая потопляше. Сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаянного того нарйцаху и “ Гроша” его или “Перуна” наре^ коша (белорусским бо языком гром “ перун” нарицается)” . . Далее Рыбаков приводит ска­ зание о гибели “коркодела” и о месте его погребения, которое помнилось еще и в XVIII веке. А рассказывая об известном нам Садко, приводит описание гус­ лей XII века: “Левая... сторона инструмента оформлена как го­ лова и часть туловища ящера” (с. 263). Анализируя былину о Садко, академик Рыбаков прямо тии зверии из реки и путь затво- риша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земли. И паки спря- ташася, а иних избиша”: То есть речь идет “о реальном наше­ ствии речных ящеров” (с. 281). Итак, как видим, существова­ ние “лютого зверя коркодела” на севере (!) Руси даже в конце XVI века Небезосновательно обсуж­ дается как реальность. Следы существования ящера обнаруживаются и в более ран­ нее время в древнерусской лите­ ратуре (не только в преданиях). Так в “ Поучении детям ” князя Владимира Мономаха (ум. в 1125 г.) описывается его поеди­ нок с “лютым зверем”. Историки до сих пор спорят о том, что это был за “лютый зверь", но тексты ХѴІ-ХѴ ІІ веков прямо называют “коркодела”. Дело в том, что не­ которых особо опасных зверей, которым приписывается мисти­ ческая сила, суеверие славян (впрочем, как и у других наро­ дов) не позволяет называть по имени. В более позднее время мистический страх отступает, и к описательному “лютый зверь” летописец-монах приставляет европейское “коркодел” . По всему выходит, что какие- то ящеры на территории Руси жили как минимум до XVI века со способностью впадать в анабиоз на зимний период. Какие-то ано­ малии в климате приводили к росту популяции, с чем и связа­ но нашествие 1582 года. Дело в том, что до XVII века климат на Руси был .несколько мягче, нежели в XX веке. В пору- бежье ХѴІ-ХѴІІ веков-происходи­ ло похолодание климата, естественно, малоприятными рывками. Например, лето 1601 года сначала было исключитель­ но дождливым, а в августе уда­ рили морозы. Это привело к голоду, затем несколько лет по­ вторялись засухи и прочие ано­ малии, почему народ и решил, что это - “ кара” за восшествие (в ’ 1598 г.) на царство Бориса Году­ нова. Возможно, что и в 1582 году могла иметь место какая-то климатическая аномалия, поче­ му нашим предкам пришлось сражаться с ящерами (“а иних избиша”). Так что почитание св. Георгия Победоносца на Руси имеет вполне реальное объяс­ нение. А вот внезапную активность “твари Питьевого озера” , буде она все-таки есть, нужно объяс­ нять вов.се не прорывами тепло­ трасс. Животные подчиняются изменениям климата На более глубоком уровне, зависят от при­ родных циклов, а не от градохо­ зяйственных.заморочек. Конец XX века ознаменовался глобаль­ ным потеплением климата, и именно это должно служить объяснением тбго, почему мы обнаруживаем “ проснувшиеся тайны ”. Конечно, если это все-таки имеет место быть... Я ро слав ЯСТРЕБОВ. 4 - 10 декабря 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz