Рыбный Мурман. 1998 г. Декабрь.
годы находились средства для экспеди ций Ферсмана, Чарнолуского, Кулика... Возникали на необжитых местах города, фабрики, заводы. Достаточно вспомнить Хнбиногорск (Кировск). Сегодня, на оборот, все созданное разрушается. Так до новых ли исследований? Не исключаю возможности визита су ществ из иных миров, тем более что фактов об уже произошедших хватает. Как поведут они себя, сказать трудно. Во всяком случае готовыми надо быть ко всему. Поэтому очень важны иссле дования аномальных явлений. О чем и попытался написать в статье. Иван ГАРДЕРОБОВ, член международного общества уфологов. В опрос -от вет Визит космоса? Марина Федоровна Завертайло напи сала следующее: “ Очень си льно со мневаюсь в сущ ест вовании Н Л О . Почти 50 л ет прожила в М урм а н с ке , но ни р а з у не встречалась ни с чем подобным. П о -моем у , это га л люцинации не совсем здоро вы х л ю дей” . Хотелось бы напомнить Марине Ф е доровне: речь шла не о пришельцах (хотя возможность посещения ими Зем ли вполне вероятна), а об аномальных явлениях. Свидетели есть, снимки есть - куда уж больше? Вот, к примеру, вы никогда не видели жішого носорога, раз ве что на фотографиях или телеэкране. Однако это не значит его отсутствие в природе, и у вас нет сомнений, что но сорог обитает на Земле. Так и тут. Впрочем всяк волен судить по-своему. “Чем можно объяснить происше ствие под Н о вый год в Л е н и н с к ом о кр у ге? Н еуж ели п р и л ет а ли иноп- ланетяне?” - спрашивает Петр Митро фанович Пучкин. Ответить однозначно очень сложно. Вполне вероятно, что это “шутка” ша ровой молнии. Приближение к балкону могло быть спровоцировано ракетой. Хотя таких случаев до этого не было за регистрировано . Не исключено появление аномально го энергетического объекта, прибывше го из глубин космоса. “Световой” дождь мог являться некоей пробой уста новки контакта. Ведь вреда людям он не причинил. “П о ч ем у такие серьезные про блемы р еш ают ся на сам од еят е л ь ном уровн е? Пора бы подключить к исследованиям серьезных учены х , а то в один прекрасный день о кк упи р у ет нас инопланетная нечисть да забер ет на опыты. Мы же делаем подобное с животными” , - возмуща ется Борис Григорьевич Тютюнников. На вопрос можно ответить вопросом: а что в нашей стране нынче изучается всерьез? Ровным счетом ничего. За ис ключением тем, связанных с военно- промышленным потенциалом. В 20 - 30-е С и л ь н а все- таки в о в с е х н а с т я г а к н е п о з н а н н ы м з а г а д к а м м и р о з д а н и я . В э т о м у б е д и л с я , п о л у ч и в о т к л и к и н а м о и з а м е т к и п о д з а г о л о в к о м “ Г д е т ы , з в е з д н ы й б р а т ? ” ( ” Р М ” № 48 ) . Н а д о с к а з а т ь , ч т о в с е о н и п о - с в о е м у л ю б о п ы т н ы . О д н а к о есть и с и з в е с т н о й д о л е й с к еп си с а . В о т с о д н о г о и з н и х и н а ч н у . Тайны Мурмана С научной точки зрения су дить об этом, пока, во всяком случае, трудно. Даже и реаль ность существования Лох-Нес- ского чудовища в Шотландии никем еще не доказана. Но... и не опровергнута. А ведь споры о нем идут более тысячи лет! Мурман - вообще сплошная загадка. К сведениям поморов и преданиям ученое сообщество России и в XVIII веке относилось скептически. А чего стоит одно сказание о св. Варламии Кер.етс- ком, уничтожившем морских чер вей, прогрызавших суда поморов у Святого Носа: Наука всегда относится к не проверенной информации резко отрицательно. Это и объяснимо - слишком много фантазий при вносят увлекающиеся натуры в сообщение о чем-то необычном. Н о /с другой стороны, историчес ким фактом является и совер шенно ненаучный * ответ Парижской Академии французс ким крестьянам, представившим в конце XVIII века ученым ка мень, упавший с. неба (метео рит): дескать, камней на небе нет и быть не может, так что и падать оттуда нечему. Известная оторванность на уки от жизни, разумеется, всегда имеет место. Яркий пример - знаменитые берестяные грамо ты. Сегодня смешно об этом вспоминать, но именно находка в 1951 (!) году берестяной грамо ты (а на сегодняшний день они найдены во многих городах Руси, в том числе и в Москве) послужила полным переворотом все го представления о культуре Древней Руси. До того общим местом было представление о почти поголовной безграмотнос ти наших предков. Но вернемся к “твари Питье вого озера”. Существует ли она? А таинственное нечто из Сейдо- зера? Наши краеведы могли бы многое порассказать о загадках Мурмана, наблюдаемых и запи-. санных с чужих слов. И здесь хотелось бы обратить- внимание тех, кому это интерес но,. на несколько исторических фактов. Начнем с того, что. известно всем. Государственный герб: на груди двуглавого орла, как из вестно, помещен щит, а в нем - Георгий Победоносец, поражаю щий змия. Для православных, естественно, изображаемое со бытие - факт, как и все житие мысление. В древнеславянской мифологии змий - это мистичес кое существо, способное обора чиваться человеком (в былинах это отражено). И вот здесь при глашаю обратиться к фундамен- та ііьному труду академика Б. А. Рыбакова “Язычество древних славян” (М., Наука, 1988, с. 259). Он приводит новгородское пре дание, записанное под 1665 го дом: “Болший сын оного князя Сло- вена - Волхов бесоугодный и ча родей, лю т в людях тогда бысть и бесовскими ухищрениями и сводит образ “подводного, царя” (в оз. Ильмень) к образу... “яще ра” ! А изображения голов яще ров на домах и на ручках ковшей из Древнего.Новгорода (с. 279)? Но самое поразительное - это не легенды и их отображения в , материальной культуре, а следу ющая цитата.из этого, повторяю, фундаментального труда: “Рассказ австрийского послан ника о ящерах не является вы думкой - в том же XVI веке его •подтвердил псковский летопи сец: “В лето 7090 (1582)... Того же лета изыдоша коркодили лю- З Е Р А ••-Л:- Материал о загадочных рептилиі обитающих в Большом Питьевом озере, фактически на окраине Мурманска, вызвал живой интерес у многих читателей ( “ РМ ” , № 4 4 , 4 5 , 4 7 ). одного из самых почитаемых святых. Для неверующих это, конечно, не столь непререкаемо, скорее аллегорично. Но св. Ге оргий Победоносец был почита ем ѵ всем европейским рыцарством и изображался именно так - поражающим чудо вище. И дело не просто в культе святого воина - дело в традиции: поединок рыцаря с драконом -. одна из популярнейших тем “ ры царской” литературы средневе ковья, И в отечественных былинах со Змеем Горынычем сражаются Илья Муромец, Добрыня Ники тич. Речь идет не обязательно о реальности летающего трехгла вого огнедышащего чудовища. Такое описание, скорее уже бо лее позднее, - “ сказочное” ос мечты творя и преобразуясь во образ лютого зверя коркодела и •залегаше в той реце Волхове водный путь. И непоклоняющих- ся ему овых- пожираше, овых из- верзая потопляше. Сего же ради люди, тогда невегласи, сущим богом окаянного того нарйцаху и “ Гроша” его или “Перуна” наре^ коша (белорусским бо языком гром “ перун” нарицается)” . . Далее Рыбаков приводит ска зание о гибели “коркодела” и о месте его погребения, которое помнилось еще и в XVIII веке. А рассказывая об известном нам Садко, приводит описание гус лей XII века: “Левая... сторона инструмента оформлена как го лова и часть туловища ящера” (с. 263). Анализируя былину о Садко, академик Рыбаков прямо тии зверии из реки и путь затво- риша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша Бога по всей земли. И паки спря- ташася, а иних избиша”: То есть речь идет “о реальном наше ствии речных ящеров” (с. 281). Итак, как видим, существова ние “лютого зверя коркодела” на севере (!) Руси даже в конце XVI века Небезосновательно обсуж дается как реальность. Следы существования ящера обнаруживаются и в более ран нее время в древнерусской лите ратуре (не только в преданиях). Так в “ Поучении детям ” князя Владимира Мономаха (ум. в 1125 г.) описывается его поеди нок с “лютым зверем”. Историки до сих пор спорят о том, что это был за “лютый зверь", но тексты ХѴІ-ХѴ ІІ веков прямо называют “коркодела”. Дело в том, что не которых особо опасных зверей, которым приписывается мисти ческая сила, суеверие славян (впрочем, как и у других наро дов) не позволяет называть по имени. В более позднее время мистический страх отступает, и к описательному “лютый зверь” летописец-монах приставляет европейское “коркодел” . По всему выходит, что какие- то ящеры на территории Руси жили как минимум до XVI века со способностью впадать в анабиоз на зимний период. Какие-то ано малии в климате приводили к росту популяции, с чем и связа но нашествие 1582 года. Дело в том, что до XVII века климат на Руси был .несколько мягче, нежели в XX веке. В пору- бежье ХѴІ-ХѴІІ веков-происходи ло похолодание климата, естественно, малоприятными рывками. Например, лето 1601 года сначала было исключитель но дождливым, а в августе уда рили морозы. Это привело к голоду, затем несколько лет по вторялись засухи и прочие ано малии, почему народ и решил, что это - “ кара” за восшествие (в ’ 1598 г.) на царство Бориса Году нова. Возможно, что и в 1582 году могла иметь место какая-то климатическая аномалия, поче му нашим предкам пришлось сражаться с ящерами (“а иних избиша”). Так что почитание св. Георгия Победоносца на Руси имеет вполне реальное объяс нение. А вот внезапную активность “твари Питьевого озера” , буде она все-таки есть, нужно объяс нять вов.се не прорывами тепло трасс. Животные подчиняются изменениям климата На более глубоком уровне, зависят от при родных циклов, а не от градохо зяйственных.заморочек. Конец XX века ознаменовался глобаль ным потеплением климата, и именно это должно служить объяснением тбго, почему мы обнаруживаем “ проснувшиеся тайны ”. Конечно, если это все-таки имеет место быть... Я ро слав ЯСТРЕБОВ. 4 - 10 декабря 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz