Рыбный Мурман. 1998 г. Август.
П Л А Н И Р У Ю Т У Т О П И Т Ь нашу рыбную промышленность под подом ее улучшения Р о с с и я имеет уникальный опыт ведения крупномасштаб ного рыбного промысла. Это му способствовали как наличие в стране большого ко личества рыбохозяйственных водоемов разной физико-гео- графической природы, так и хорошо разработанная рыбо хозяйственная государствен ная политика. Существенным элементом последней было проведение обширных науч ных исследований в области рыболовства. Россия еще пол тора века назад придержива лась тех принципов, которые составили в настоящее время основу международного “Ко декса поведения при ответ ственном рыболовстве” . То, что Выло Результаты научных исследо ваний, начатых в России после 1850 года, нашли отражение в девятитомной монографии “Ис следования О СОСТОЯНИИ рЬ іб оЛ О В ; ства в России (1860 - 1875 гг .)”. В 20-х годах нашего века крупные исследования были раз вернуты на Каспийском, Азовс ком, Черном, Баренцевом и Белом морях. Стремительно раз виваясь, наше рыболовство со второй половины 60-х годов ста ло носить планетарный харак тер. Лов рыбы мы- вели практически во всех районах Мирового океана, у берегов мно гих иностранных государств. В конце 80-х годов у нас существо вало более 50 межправитель ственных соглашений по рыболовству. Одновременно иностранный флот был в значи тельной степени удален из отече ственной экономической зоны. Ее ресурсы полностью шли на удовлетворение потребностей нашего населения. Для научного обеспечения промысла ежегодно проводилось до 250 экспедиций, что составляло около 30 процен тов всех рыбохозяйственных эк спедиций, проводимых мировым сообществом. В итоге наша стра на к концу 80-х годов была по вылову рыбы на первом месте в мире. Душевое потребление рыбы достигло 20 кг в год. К началу перестройки мы были признанным мировым авторите том в области рыболовства. Мы обладали широкой сетью научно- исследовательских институтов. Ежегодно обновляемый кадастр ресурсов включал более 400 стад промысловых объектов, за состо янием которых велись регуляр ные наблюдения. То, что ость НЕГАТИВ. После 1991 года сократился общий вылов (с 7808 тыс. т в 1990 году до 3779 тыс. т в 1994 году; в 1997 году - 4732 тыс. т). Душевое потребление рыбопродукции откатилось на уровень 1960 года и в настоящее время составляет около 10 кг. Стало экспортироваться 60 про центов улова вместо 12 процен тов в 1990 году. Потеряны промысловые районы в водах Мирового и в экономзонах ряда иностранных государств. Внутренний рынок из-за искус ственно созданных организаци онно-финансовых препон стал для российских рыбаков малодо ступен. Сократилось поступление но вого флота. Флот стареет. Через несколько лет 90 процентов его состава будет подлежать списа нию. Уменьшилась социальная защищенность моряков. Увели чилось присутствие иностранных рыбаков в нашей экономической зоне. Нанесен огромный урон уникальному осетровому хозяй ству Каспия и Азова. На 55 процентов сокращен научно-ис- следовательский флот. Ликвиди рованы такие службы, как промысловая и перспективная разведки, что снизило эффектив ность добычи. И что главное: перед рыбной промышленностью перестала стоять задача обеспе чения народа рыбой. ПОЗИТИВ. Несмотря на все усилия по разрушению экономи ки страны, рыбная отрасль суме ла сохраниться и найти в себе силы самоорганизации в новых условиях. В результате в 1995 году вылов возрос по сравнению с 1994 годом на 16 процентов, а в 1996 году - на семь процентов по сравнению с 1995 годом. Раз работаны новые виды продук ции. Сохранена система управления сырьевыми ресурса ми. В пределах российской эко номической зоны обнаружены и освоены новые запасы промыс ловых объектов: крабов, креве ток, морского окуня, палтуса, трески. Всего в промысловый обиход за последние семь лет введено наукой 12 различных промысловых стад. При резком сокращении чис ленности научно-исследовательс- кого флота сохранились костяк его кадров и тематика, разрабо тана система проведения морс ких исследований на промысловых судах. Проведено на современном уровне всесто роннее изучение продукционных возможностей дальневосточных морей, уникальное по масштабам в мировой практике. Разработа ны спутниковая система инфор \Ѵ З і \ мационного обеспечения отрасли и система прогнозирования чис ленности тихоокеанских лососей. С участием рыбников России создан ряд международных мор ских и рыбохозяйственных орга низаций. Что же явилось основой тех позитивных явлений, которые произошли в рыбной отрасли России на фоне всеобщего разва ла? Несомненно, что важную роль в этом сыграло традицион ное умение работать в экстре мальных ситуациях. Т » , * sk ? s S s £» занную с вв^ ноМИческих МИЛЬНЫХ быда поте~ ГянаКпоДловина промысло вых угодий. Другой определяющий фактор - финансовая поддержка отрасли со стороны государства. Нам в 1994 - 1998 годах выделялась специальная квота. Средства от ее реализации шли на содержа ние науки, рыбоохраны, спаса тельного флота, создание аварийного резерва горючего. Таким образом, там, где со вершались стереотипные дей ствия, предписанные политикой рыночных реформ (приватиза ция, акционирование, демонопо лизация и т. д.), - был развал. Однако там, где были конкрет ные действия по управлению от раслью, а также возможность использовать накопленный опыт, достигнут прогресс. Постараемся понять и запомнить это. То, что Bygem Успехи рыбников вызвали тревогу в верхних эшелонах вла сти. После появления первых ■ 'J v 'S I признаков роста уловов Комитет по рыболовству был подвергнут пристрастной проверке с целью выявления разного рода антимо нопольных и прочих антирыноч- ных грехов. Казалось бы, рыбники дали властям пример, подтверждающий эффективность реформ. Так афишируйте этот положительный результат, дру- гих-то не найти. Ан нет! Одновременно усилилась (ни когда не прекращавшаяся) трав ля рыбной промышленности со стороны СМИ. Наиболее попу лярной была мысль о неимовер ных хищениях в отрасли, о том, что стоимость нелегального вы воза морепродуктов достигает 3,5 миллиарда американских долларов в год. На этом месте прервем пове ствование и сообщим любозна тельному читателю, каким же мог быть реальный объем неза конного экспорта. При его расче тах специалисты Комитета по рыболовству пользовались следу ющей схемой. Известна числен ность флота по типам судов, известен максимально возмож ный вылов судном каждого типа, определяемый его техническими возможностями, известна вели чина официального вылова, и в том числе долей его, пошедших на внутренний рынок и за ру беж. Так в о» i S S o S S o величин ипр ова и уч_ возможи ким выло- тенным максимально вом дает „епичииѵ неза s s s s E h s долларов. Естественно, что реальные хищения были несколько ниже. Сравните теперь 200 миллионов, определенных специалистами, которым просто необходимо знать, насколько же их обворо вывают, и 3,5 миллиарда, о ко торых говорят СМИ. Правильность этих расчетов была признана компетентными органами, о чем было сообщено газетам, но те будто и не слыша ли и продолжают писать про 3,5 миллиарда. Публикация этого блефа во зымела действие. Одним из ре зультатов атаки СМИ явилось понижение государственного статуса управления рыбной от раслью. Она влилась в Мин сельхозпрод на правах департамента. Другой результат - изъятие из системы рыбного хозяйства морской рыбоохраны и передача ее пограничникам. Таким образом, на сегодня от управления нашей глобальной системой рыбного хозяйства мало что осталось. Впрочем, кое-что еще оста лось, и эту оставшуюся часть тоже хотят добить под бессмер тными девизами “в целях улучшения” , “в интересах ре формы” ... В настоящее время Россия ратифицировала Конвенцию ООН ио морскому праву. Те перь согласно этой Конвенции если мы не сможем сами осваи вать ресурсы экономической зоны, то они будут переданы другому государству (или госу дарствам). Но для того, чтобы осваивать ресурсы, мы должны научно определить величину промысловых запасов и общедо пустимый улов (ОДУ). Без это го нам не разрешат ловить органы природоохраны и другие ведомства, приобретающие кон троль над рыбным промыслом. Величина же запаса и ОДУ оп ределяется наукой. Отсюда - если нет науки, то нет ОДУ, нет ОДУ - нет промысла, нет про мысла - ресурсы начинает ис пользовать иностранный флот. А чтобы надзор за нашей на укой и за нашими запасами был надежным, создаются разного- рода международные комиссии и заключаются разного рода со глашения. Так, существует рос с и й с к о - а м е р и к а н с к о е соглашение по минтаю Охотско го моря. Согласно ему мы обяза ны передавать американцам информацию о проводимых ис следованиях, о состоянии запа- • сов, о промысле. Сейчас американцы усиленно предлага ют создать в нашей экономичес кой зоне в Беринговом море районы совместного регулирова ния нашего промысла минтая. Как будто мы сами не справля емся. Для того, чтобы уничтожить науку, предлагается изменить порядок ее финансирования. Перестать выделять специаль ные квоты на вылов рыбы и пе рейти на финансирование из бюджета. Как только это про изойдет, рыбохозяйственная на ука пополнит ряды неполучающих зарплату и очень скоро прекратит свое существо вание. Будем оокупать свою рыВу как чужую Но борцы, с отечественной экономикой были бы непосле довательны, если бы ограничи лись только мерами по ликвидации науки. Для верно сти готовится еще одна акция. В России собираются ввести плату за использование рыб ных ресурсов, аукционы и кон курсы, на которых будут реализовываться промысловые квоты. Что это значит? Это значит, что наши нищие рыба ки для оплаты квот обратятся за кредитами к иностранцам. .,„„т чтонааукци- Это значит, ЧЬ вания. онах путем ьзова„ ня под- путем «с * и сговора наши рыбаки^будут вытеснены из промысла. В результате в течение трех - пяти лет Россия потеряет свои рыбные ресурсы, которые пе рейдут к иностранцам. Свою собственную рыбу нам придет ся покупать за рубежом. Если будет на что, конечно. Ближайшим следствием это го развала рыбной промышлен ности будет прекращение выполнения ею градообразую щих функций и опустение об ширных побережий. Таким образом, первое, что нужно сделать для сохранения российского рыболовства хотя бы на существующем уровне, это не менять сложившуюся си стему финансирования науки и рыбоохраны. Ведь эта система оправдала себя. Второе - не вводить плату за использование ресурсов, аукци оны и конкурсы на получение квот. Т ° , Ч е с т в у ю щ е г о ™ ' взамен с уЩ «™ У экспери- рядка, Д Эксперимент мент. „ оп^можностъ по- допускает в ^ резуль- лучения различны Р т й , о в . ? (>» б У- Со д д а "» а , ” ° о ч ,“ ц а ,е л ь ' НЫМ . Анатолий ЕЛИЗАРОВ, доктор географических наук, профессор. . Олег ГРИЦЕНКО, доктор биологических наук. Анатолий СЕМЕНОВ, кандида 7 экономических наук, капитан дальнего плавания, заслуженный работник рыбной промышленности Российской Федерации. “Экономическая газета” (№ 32, август). 28 августа - 3 сентября 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz