Рыбный Мурман. 1998 г. Август.

все кувырком Твери. Портеса) и др. Умер в Мурманске, пох. в Выпуск № 21 в механических мастерских Мурманского морского рыб­ ного порта. Затем мастером судоремонта, начальником механического цеха, заместителем главного инженера на Мурманской судоверфи. В Великую Отечественную ре­ монтировал и переоборудовал надводные и подводные суда Северного флота. В 1976 ушел на пенсию. Пох. в Мурманске. ЛЕДНИКИ, скопления льда атмосферного происхож­ дения. Образуются в тех районах, где твердых атмосфер­ ных осадков отлагается больше, чем стаивает и * испаряется. Делятся на наземные ледниковые покровы, шельфовые и горные. Весь Кольский полуостров был по­ крыт ледником мощностью 1-2 км. Последние из них ра­ стаяли 9-10 тыс. лет назад. Исчезая, они оставили отшлифованные льдами эрратические валуны, выступаю­ щие скалы, каменные глыбы, обломки пород. Над уров­ нем моря поднялись морские террасы. По гляциологической классификации в Хибинах находятся три малых ледника: на горах Лявочорр, Часначорр и Кѵ- кисвумчорр. Первые два длиной около 300 м, третий - около ста м. Все они образовались от переноса снега ме­ телями. Они не подвержены перемещениям, не “текут”. о ЛЕДОВЫЙ д в о р е ц , стадион с искусственным льдом в Мурманске, на площади Спорта. Строился в две очереди. Сначала был сооружен открытый каток. Затем его сделали закрытым, пристроили вспомогательные поме­ щения, в том числе вестибюли, раздевалки, гостиницу для спортсменов. Открытие состоялось в октябре 1994, в дни 50-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Заполярье. Полностью вступил в строй 21.01.1995. ЛЕДОКОЛЬНЫЕ ПАРОХОДЫ, специальные суда для плавания во льдах. В Мурманском пароходстве были “Дежнев”, “ГІрончищев”, “Седов” ( “Г.Седов” ), “А.Сибиряков”, “Челюскин” и др. ЛЕДОКОЛЫ, специальные суда для хождения в за­ мерзающих бассейнах и прокладывания пути другим су­ дам. Первым в мііре ледоколом стал пароход российского флота “Пайлот” (1864). Первый в мире арктический ле­ докол “Ермак” построен в 1899 под руководством С.О. Макарова. Для России по ее заказу построены также на иностранных верфях в период первой мировой войны ледоколы “Александр Невский”, “Добрыня Никитич” (4400 л.с.), “Илья Муромец”, “Князь Пожарский” (6500 л.с.), “Козьма Минин”, “Микула Селянинович” (8000 л.с.). Наиболее известный из ледоколов того времени - “Святогор” (в будущем -"Красин” - см.). В 1936-1941 вступили в строй ледоколы одного типа: “Ленин”, “Ста­ лин” ( “И.Сталин”), “Молотов”. В 60-х гг. в Финляндии построены ледокольные суда типа “Москва”: “Ленинг­ рад” (1961), “Киев”(1965), “Мурманск” (1968), “Влади­ восток” (1969). Их длина - 122,2 м, ширина 24,5 м, высота борта 14 м, осадка 10,5 м, максимальная скорость 18,3 узла. В 70-х гг. дизельные суда для работы в Арк­ тике: “Ермак” (1974, 41000 л.с.), “Капитан Мелехов”, “Капитан Сорокин” (1977, 22000 л.с.). Лит. Романов И. П. “Арктика" и “Сибирь” в высоких широтах. Л., 1980. ЛЕДОКОЛЫ АТОМНЫЕ, специальные суда уси­ ленного ледового класса для хождения во льдах и провод­ ки других судов в ледяных полях и торосах. В строю все построенные в СССР атомные ледоколы: “Ленин” (см.), “Сибирь” (1977, см.), “Арктика” (1985, см.), “Россия” (1986, см.), Вайгач” (см.), “Таймыр” (см.), “Ямал” (см. ) , ”Севморпуть” (см.), “Советский Союз” (см.), “Ок­ тябрьская революция” (см.). Ледокольным флотом, кро­ ме России, обладают также США, Канада, Финляндия, Швеция. ЛЕДОРЕЗЫ, специальные суда для плаваний во льдах. Наиболее известный из них - “Литке” ( “Ф.Лит­ ке” - см.). Построен в 1939 в Англии. ЛЕЖНЕВА ГУБА, населенный пункт, существо­ вал в 1937-1938 в Ура-Губском сельсовете. ЛЕЗИН Виктор Васильевич (Тимофеевич?), журналист, в годы Великой Отечественной войны коррес­ пондент ТАСС в Мурманске и на Северном флоте. ЛЕИВОИВА, населенный пункт - см. Слюда. ЛЕИПИ (саамск. лейп, финское лейпя - хлеб), насе­ ленный пункт в 15 км к юго-востоку от г. Ковдор. Заре­ гистрирован в 1960. До 1967 назывался пос. Подсобного Хозяйства Ковдорского горно-обогатительного комбината. ЛЕЙТИС Ян Робертович, председатель Мурман­ ского горисполкома в 1935-1937. ЛЕЛЯНОВ Олег Павлович (17.06.1929- 19.06.1994), актер Мурманского областного театра драмы в 1977-1994, народныіі артист Российской Федерации (1989). Род. в г. Ржеве Калининской (Тверской) области, русский. Учился в Тульском театральном училище, в Ка­ лининском филиале школы-студии МХАТ. Работал в те­ атрах Сыктывкара, Вышнего Волочка, Калинина. С 1977 в Мурманске. Был членом Союза театральных деятелей РФ. Основные роли: царь Федор ( “Царь Федор Иоанно- “ЛЕНА’ \ грузовой пароход Северного морского паро­ ходства, порт приписки - Мурманск. 9.03.1943 потоплен немецкой авиацией в Кольском заливе. Количество погиб­ ших неизвестно. “ЛЕНА” \ головное судно усиленного ледового класса Мурманского морского пароходства. Построено в Голлан­ дии (или Финляндии?), названо по имени великой р у с ­ ской реки. В 1957 прошло до 83° 21' северной широты, 1" 40' западной долготы (капитан А.И.Ветров). С борта электрохода была высажена на ледник моря Дэйвиса в Антарктиде экспедиция под руководством М.М.Сомова для строительства поселка Мирный. ЛЕНД-ЛИЗ, антигитлеровский закон о передаче на условиях займа и аренды товаров и вооружения странам антигитлеровской коалиции. Принят Конгрессом США 11.03.1941. Пользовались Англия, Греция; Югославия, Китай. Двустороннее соглашение Советский Союз и США __ ^ ^ ^ ^ ^ ^ подписали 11.06.1942. Военная техника, вооружение, стра- KHjj техникум (сейчас физмат пединститута). Затем по- тегическое сырье, использованные или уничтоженные в явились магазин “Гастроном” , госпиталь, дом ходе воины, не оплачивались поставщику. Помощь союз- Главсевморпути. После войны на проспекте возведены ЛЕНИНА, гора на. южном берегу Екатерининской га­ вани, в северной части Кольского залива, на территории . г. Полярный. Абсолютная высота 55 м. Раньше называв* лась гора Энгельгардта. Л Е Н И Н А , центральный проспект в Мурманске, свя- — зывает старейшие, довоенные кварталы заполярной сто­ лицы. Назван после смерти В.И.Ленина в его честь. Сложился из трех сочленений: проспекта Ленина, про­ спекта Сталина и части Кольского шоссе. Одним из пер­ вых на будущем проспекте в 1934 принял жильцов самый крупный в то время 44-квартирный (147 комнат) жилоіі с дом на углу с Пионерским переулком (сейчас в нем ма­ газин “Часы”). Затем построены два семиэтажных “капи­ танских” дома (на пересечении с улицей Капитана Егорова). Здесь впервые в городе появились центральное w отопление, ванные, паркетные полы. Здесь получили квартиры знаменитые мурманские капитаны Я.А.Богда­ нов, А.А.Егоров, Ф.М.Михов, А.П.Новожилов, - Ф.Г.Самков и др. На другой стороне проспекта в нынеш­ нем доме № 61 жил Е.А.Двннин. В 1935 на проспекте открылась школа JSfe 10 (сейчас № 2), в 1936 педагогичес- ников СССР составила в годы войны примерно 4 процента объема производства советской промышленности. Она сыграла важную роль осенью-зимой 1941 на Московском направлении, когда многие советские предприятия были разрушены или захвачены противником, а эвакуирован­ ные еще не выдавали продукцию, а также в обороне Ста­ линграда и Кавказа. Северный флот получил по ленд-лизу линкор и крейсер, 9 эскадренных миноносцев, противоло­ дочные корабли и тральщики; ПВО Мурманска - радио­ локационные станции; сухопутные войска - радиостанции и телефонные аппараты. Всего товаров по ленд-лизу было поставлено разным странам более чем на 32 млрд. долларов, СССР - на 11 млрд. 260 млн. 343 тыс. 600 долларов. В СССР из США поставлено* 14795 самолетов, 7500 танков, 96 торговых судов, 3 ледокола, 585 “охотников” за подводными лод­ ками, тральщиков и торпедных катеров, 420 тыс. теле­ фонных аппаратов, на 1,5 млн. км полевого телефонного провода, 400 тыс. армейских грузовиков и джипов, 1825 паровозов, 10 тыс. железнодорожных платформ , 70 элек- тродизельных локомотивов, 700 тыс. т оборудования для железных дорог, 4 млн. т продовольствия, большое коли­ чество металлов, нефтепродуктов, целые заводы, в том числе шинный, алюминиевый, два трубопрокатных. Из Великобритании поступило 7400 самолетов, 5200 танков, 5000 противотанковых орудий, 472 млн. снарядов, 400 радиостанций, 1800 комплектов радионавигационного оборудования, 4 подлодки, 14 тральщиков. Сумма долга Советского Союза США была сокращена до 722 млн. дол­ ларов и должна была быть выплачена до 1.07.1991. Лит. “Архангельск”, 1991, 30.08. Братство северных конвоев. Супрун Н.М. Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945.. Архангелъск, 1998. ЛЕНИН Владимир Ильич (22.04.1870-21.01.1924), руководитель Октябрьской революции, основатель Со­ ветского государства. Уделял большое внимание Кольскому полуострову во вре­ мя иностранной военной интервенции и в годы восстановления народного хозяй­ ства. По его заданию для изучения про­ блем в крае побывал Н.И.Подвойский, направлялись ученые, специалисты. “ЛЕНИН’ \ первое в мире судно гражданского назна­ чения (ледокол) на ядерном топливе. Флагман советского ледокольного флота. Построен на Балтийском заводе в Ленинграде за 1 год 4 месяца. Длина 131,1 м, ширина 27,6 м, высота борта 16,1 м, осадка 9,6 м. Водоизмеще­ ние 17277 т. Мощность атомной силовой установки 40 тыс. л.с. Скорость на чистой воде 18 уз. Способен преодо­ левать льды толщиной до 2,4 м. В оснащении судна уча­ ствовали 67 экономических районов страны. Спущен на воду 5.12.1957. Государственный флаг поднят 3.12.1959. Первый капитан П.А.Пономарев, его сменил Б.М.Соко­ лов, затем Ю. С. Кучиев. Пришел в Мурманск 6.05.1960 и в ту же навигацию начал работать в Арктике. Всего уча­ ствовал в 26 арктических навигациях, прошел сквозь льды 600 тыс. миль, провел 3341 судно. Наиболее значи­ тельные рейсы: 1961 - организация дрейфующей станции “Северный полюс-10”; 1971 - совместный поход с дизель- электроходом “Владивосток” высокоширотной трассой Севморпѵти с запада на восток. С помощью атомных ле­ доколов арктическая навигация продлена с 2-3 до 8 ме­ сяцев. Выведен из строя действующих. Разработан проект превращения его в филиал Мурманского областного кра­ еведческого музея. Установлен будет в районе нынешне­ го памятника Алеше, где затем будет создаваться набережная. Работы по переоборудованию ледокола в му­ зей осуществит “Морстроіі”. Финансировать их будут об­ ластная и городская администрации. новые красивые жилые дома, краеведческий музеи (1957), здание областного Совета, стадион, драмтеатр (1963), дом быта “Аметист” , магазин “Детский мир” , институт “Мурманскпромпроект”, междугородная теле­ фонная станция, за Варничным ручьем магазин “Моло­ дежный”. На проспекте установлены памятники В.И.Ленину, А.Бредову, воинам Шестой комсомольской батареи и Полярноіі дивизии, мемориал в честь породнен­ ных с Мурманском городов и др. “ЛЕНИНГРАД”, рыболовный траулер (РТ-72); по-' строен в 1932 в Ленинграде. Корпус стальной, клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. ЛЕНИНГРАДСКАЯ, улица в Мурманске (по перво­ начальному плану города - Ольгинская), носит это назва­ ние с 1925 и является второй (после ул. Коминтерна) планомерно застраиваемой улицей молодого города. На­ ходится недалеко от железнодорожного вокзала. Распо­ лагаются кинотеатр “Родина”, Главпочтамт и высотная гостиница “Арктика” (выходит одним крылом), сквер с памятником Жертвам интервенции и погибшим участни­ кам февральского 1920 г. восстания в Мурманске (пох. 136 человек), по другую сторону от площади Пять Углов - магазин “Волна” и Дом междурейсового отдыха моря­ ков. “ЛЕНИНЕЦ’ \ головной корабль серии ракетных под­ водных крейсеров. Проект 667А ЦКБ “Рубин”. Главный конструктор - дважды Герой Социалистического Труда академик С.Ковалев. 130x12 м. Подводное водоизмеще­ ние 9300 т. Погружался до 400 м. Скорость под водой до 26 уз. Нес на борту 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками, дальность полета свыше 3 тыс. км. Эки­ паж 120 человек. Корабли серии стали прообразом четы­ рех последующих проектов. Носили условные названия “Навага” и “Налим” , в американских справочниках - “Янки”. Всего было построено 34 подобных крейсера, 23 - для Северного флота, 11 - для Тихоокеанского. “Лени­ нец” вошел в состав Северного флота 5.11.1967. Первый командир Герой Советского Союза, в будущем контр-ад­ мирал Вадим Березовский. Одна из подлодок этой серии (К-219) с 16 баллистическими ракетами на борту затонула в о к т я б р е 1986 у Бер­ мудских ос- т р о в о в . Выв е д е ны из боевого состава • в 1979-1989. Лит. Жевелюк И. Первого русского “янки” звали Ле­ нинцем”. - “Полярная правда”, 1997, 25 ноября. “ЛЕНИН”, рыболовный траулер (РТ-16); построен в 1930 в Данциге (Польша). Длина 54,6 м, ширина 9,065 м, осадка 4,0 м. Водоизмещение 1136 т. Полезный груз 491 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 42 человека. Толстого), Виктор ( “Иркутская история” Арбузова), В Великую Отечественную тральщик (ТЩ-39) Северно- ^ Иванови? ^директор стртте^<^ГЙЙвской ГЭС-^^ Джеип ( Орфеи спускается в ад Уильямса), Борис Го- го флота (командир А.А.Гунин). Воину прошел без по- 1 * дунов ( “Смерть Иоанна Грозного” Толстого), Мекки-нож терь. После войны возвращен Мурманскому тралфлоту и » . ■ ( “Трехгрошовая история” Брехта), Фернандо ( “Дом, где продолжал ловить рыбу. Списан. -Л Е Д - Л Е Н ЛЕНИНСКИЕ ПРЕМИИ, высшая форма поощре­ ния граждан за творческие и трудовые успехи, существо­ вавшая в СССР. Учреждены в 1925. В разные годы удостоен ряд жителей Мурманской области: Наймушин 21 - 27 августа 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz