Рыбный Мурман. 1998 г. Август.
все кувырком Твери. Портеса) и др. Умер в Мурманске, пох. в Выпуск № 21 в механических мастерских Мурманского морского рыб ного порта. Затем мастером судоремонта, начальником механического цеха, заместителем главного инженера на Мурманской судоверфи. В Великую Отечественную ре монтировал и переоборудовал надводные и подводные суда Северного флота. В 1976 ушел на пенсию. Пох. в Мурманске. ЛЕДНИКИ, скопления льда атмосферного происхож дения. Образуются в тех районах, где твердых атмосфер ных осадков отлагается больше, чем стаивает и * испаряется. Делятся на наземные ледниковые покровы, шельфовые и горные. Весь Кольский полуостров был по крыт ледником мощностью 1-2 км. Последние из них ра стаяли 9-10 тыс. лет назад. Исчезая, они оставили отшлифованные льдами эрратические валуны, выступаю щие скалы, каменные глыбы, обломки пород. Над уров нем моря поднялись морские террасы. По гляциологической классификации в Хибинах находятся три малых ледника: на горах Лявочорр, Часначорр и Кѵ- кисвумчорр. Первые два длиной около 300 м, третий - около ста м. Все они образовались от переноса снега ме телями. Они не подвержены перемещениям, не “текут”. о ЛЕДОВЫЙ д в о р е ц , стадион с искусственным льдом в Мурманске, на площади Спорта. Строился в две очереди. Сначала был сооружен открытый каток. Затем его сделали закрытым, пристроили вспомогательные поме щения, в том числе вестибюли, раздевалки, гостиницу для спортсменов. Открытие состоялось в октябре 1994, в дни 50-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками в Заполярье. Полностью вступил в строй 21.01.1995. ЛЕДОКОЛЬНЫЕ ПАРОХОДЫ, специальные суда для плавания во льдах. В Мурманском пароходстве были “Дежнев”, “ГІрончищев”, “Седов” ( “Г.Седов” ), “А.Сибиряков”, “Челюскин” и др. ЛЕДОКОЛЫ, специальные суда для хождения в за мерзающих бассейнах и прокладывания пути другим су дам. Первым в мііре ледоколом стал пароход российского флота “Пайлот” (1864). Первый в мире арктический ле докол “Ермак” построен в 1899 под руководством С.О. Макарова. Для России по ее заказу построены также на иностранных верфях в период первой мировой войны ледоколы “Александр Невский”, “Добрыня Никитич” (4400 л.с.), “Илья Муромец”, “Князь Пожарский” (6500 л.с.), “Козьма Минин”, “Микула Селянинович” (8000 л.с.). Наиболее известный из ледоколов того времени - “Святогор” (в будущем -"Красин” - см.). В 1936-1941 вступили в строй ледоколы одного типа: “Ленин”, “Ста лин” ( “И.Сталин”), “Молотов”. В 60-х гг. в Финляндии построены ледокольные суда типа “Москва”: “Ленинг рад” (1961), “Киев”(1965), “Мурманск” (1968), “Влади восток” (1969). Их длина - 122,2 м, ширина 24,5 м, высота борта 14 м, осадка 10,5 м, максимальная скорость 18,3 узла. В 70-х гг. дизельные суда для работы в Арк тике: “Ермак” (1974, 41000 л.с.), “Капитан Мелехов”, “Капитан Сорокин” (1977, 22000 л.с.). Лит. Романов И. П. “Арктика" и “Сибирь” в высоких широтах. Л., 1980. ЛЕДОКОЛЫ АТОМНЫЕ, специальные суда уси ленного ледового класса для хождения во льдах и провод ки других судов в ледяных полях и торосах. В строю все построенные в СССР атомные ледоколы: “Ленин” (см.), “Сибирь” (1977, см.), “Арктика” (1985, см.), “Россия” (1986, см.), Вайгач” (см.), “Таймыр” (см.), “Ямал” (см. ) , ”Севморпуть” (см.), “Советский Союз” (см.), “Ок тябрьская революция” (см.). Ледокольным флотом, кро ме России, обладают также США, Канада, Финляндия, Швеция. ЛЕДОРЕЗЫ, специальные суда для плаваний во льдах. Наиболее известный из них - “Литке” ( “Ф.Лит ке” - см.). Построен в 1939 в Англии. ЛЕЖНЕВА ГУБА, населенный пункт, существо вал в 1937-1938 в Ура-Губском сельсовете. ЛЕЗИН Виктор Васильевич (Тимофеевич?), журналист, в годы Великой Отечественной войны коррес пондент ТАСС в Мурманске и на Северном флоте. ЛЕИВОИВА, населенный пункт - см. Слюда. ЛЕИПИ (саамск. лейп, финское лейпя - хлеб), насе ленный пункт в 15 км к юго-востоку от г. Ковдор. Заре гистрирован в 1960. До 1967 назывался пос. Подсобного Хозяйства Ковдорского горно-обогатительного комбината. ЛЕЙТИС Ян Робертович, председатель Мурман ского горисполкома в 1935-1937. ЛЕЛЯНОВ Олег Павлович (17.06.1929- 19.06.1994), актер Мурманского областного театра драмы в 1977-1994, народныіі артист Российской Федерации (1989). Род. в г. Ржеве Калининской (Тверской) области, русский. Учился в Тульском театральном училище, в Ка лининском филиале школы-студии МХАТ. Работал в те атрах Сыктывкара, Вышнего Волочка, Калинина. С 1977 в Мурманске. Был членом Союза театральных деятелей РФ. Основные роли: царь Федор ( “Царь Федор Иоанно- “ЛЕНА’ \ грузовой пароход Северного морского паро ходства, порт приписки - Мурманск. 9.03.1943 потоплен немецкой авиацией в Кольском заливе. Количество погиб ших неизвестно. “ЛЕНА” \ головное судно усиленного ледового класса Мурманского морского пароходства. Построено в Голлан дии (или Финляндии?), названо по имени великой р у с ской реки. В 1957 прошло до 83° 21' северной широты, 1" 40' западной долготы (капитан А.И.Ветров). С борта электрохода была высажена на ледник моря Дэйвиса в Антарктиде экспедиция под руководством М.М.Сомова для строительства поселка Мирный. ЛЕНД-ЛИЗ, антигитлеровский закон о передаче на условиях займа и аренды товаров и вооружения странам антигитлеровской коалиции. Принят Конгрессом США 11.03.1941. Пользовались Англия, Греция; Югославия, Китай. Двустороннее соглашение Советский Союз и США __ ^ ^ ^ ^ ^ ^ подписали 11.06.1942. Военная техника, вооружение, стра- KHjj техникум (сейчас физмат пединститута). Затем по- тегическое сырье, использованные или уничтоженные в явились магазин “Гастроном” , госпиталь, дом ходе воины, не оплачивались поставщику. Помощь союз- Главсевморпути. После войны на проспекте возведены ЛЕНИНА, гора на. южном берегу Екатерининской га вани, в северной части Кольского залива, на территории . г. Полярный. Абсолютная высота 55 м. Раньше называв* лась гора Энгельгардта. Л Е Н И Н А , центральный проспект в Мурманске, свя- — зывает старейшие, довоенные кварталы заполярной сто лицы. Назван после смерти В.И.Ленина в его честь. Сложился из трех сочленений: проспекта Ленина, про спекта Сталина и части Кольского шоссе. Одним из пер вых на будущем проспекте в 1934 принял жильцов самый крупный в то время 44-квартирный (147 комнат) жилоіі с дом на углу с Пионерским переулком (сейчас в нем ма газин “Часы”). Затем построены два семиэтажных “капи танских” дома (на пересечении с улицей Капитана Егорова). Здесь впервые в городе появились центральное w отопление, ванные, паркетные полы. Здесь получили квартиры знаменитые мурманские капитаны Я.А.Богда нов, А.А.Егоров, Ф.М.Михов, А.П.Новожилов, - Ф.Г.Самков и др. На другой стороне проспекта в нынеш нем доме № 61 жил Е.А.Двннин. В 1935 на проспекте открылась школа JSfe 10 (сейчас № 2), в 1936 педагогичес- ников СССР составила в годы войны примерно 4 процента объема производства советской промышленности. Она сыграла важную роль осенью-зимой 1941 на Московском направлении, когда многие советские предприятия были разрушены или захвачены противником, а эвакуирован ные еще не выдавали продукцию, а также в обороне Ста линграда и Кавказа. Северный флот получил по ленд-лизу линкор и крейсер, 9 эскадренных миноносцев, противоло дочные корабли и тральщики; ПВО Мурманска - радио локационные станции; сухопутные войска - радиостанции и телефонные аппараты. Всего товаров по ленд-лизу было поставлено разным странам более чем на 32 млрд. долларов, СССР - на 11 млрд. 260 млн. 343 тыс. 600 долларов. В СССР из США поставлено* 14795 самолетов, 7500 танков, 96 торговых судов, 3 ледокола, 585 “охотников” за подводными лод ками, тральщиков и торпедных катеров, 420 тыс. теле фонных аппаратов, на 1,5 млн. км полевого телефонного провода, 400 тыс. армейских грузовиков и джипов, 1825 паровозов, 10 тыс. железнодорожных платформ , 70 элек- тродизельных локомотивов, 700 тыс. т оборудования для железных дорог, 4 млн. т продовольствия, большое коли чество металлов, нефтепродуктов, целые заводы, в том числе шинный, алюминиевый, два трубопрокатных. Из Великобритании поступило 7400 самолетов, 5200 танков, 5000 противотанковых орудий, 472 млн. снарядов, 400 радиостанций, 1800 комплектов радионавигационного оборудования, 4 подлодки, 14 тральщиков. Сумма долга Советского Союза США была сокращена до 722 млн. дол ларов и должна была быть выплачена до 1.07.1991. Лит. “Архангельск”, 1991, 30.08. Братство северных конвоев. Супрун Н.М. Ленд-лиз и северные конвои. 1941-1945.. Архангелъск, 1998. ЛЕНИН Владимир Ильич (22.04.1870-21.01.1924), руководитель Октябрьской революции, основатель Со ветского государства. Уделял большое внимание Кольскому полуострову во вре мя иностранной военной интервенции и в годы восстановления народного хозяй ства. По его заданию для изучения про блем в крае побывал Н.И.Подвойский, направлялись ученые, специалисты. “ЛЕНИН’ \ первое в мире судно гражданского назна чения (ледокол) на ядерном топливе. Флагман советского ледокольного флота. Построен на Балтийском заводе в Ленинграде за 1 год 4 месяца. Длина 131,1 м, ширина 27,6 м, высота борта 16,1 м, осадка 9,6 м. Водоизмеще ние 17277 т. Мощность атомной силовой установки 40 тыс. л.с. Скорость на чистой воде 18 уз. Способен преодо левать льды толщиной до 2,4 м. В оснащении судна уча ствовали 67 экономических районов страны. Спущен на воду 5.12.1957. Государственный флаг поднят 3.12.1959. Первый капитан П.А.Пономарев, его сменил Б.М.Соко лов, затем Ю. С. Кучиев. Пришел в Мурманск 6.05.1960 и в ту же навигацию начал работать в Арктике. Всего уча ствовал в 26 арктических навигациях, прошел сквозь льды 600 тыс. миль, провел 3341 судно. Наиболее значи тельные рейсы: 1961 - организация дрейфующей станции “Северный полюс-10”; 1971 - совместный поход с дизель- электроходом “Владивосток” высокоширотной трассой Севморпѵти с запада на восток. С помощью атомных ле доколов арктическая навигация продлена с 2-3 до 8 ме сяцев. Выведен из строя действующих. Разработан проект превращения его в филиал Мурманского областного кра еведческого музея. Установлен будет в районе нынешне го памятника Алеше, где затем будет создаваться набережная. Работы по переоборудованию ледокола в му зей осуществит “Морстроіі”. Финансировать их будут об ластная и городская администрации. новые красивые жилые дома, краеведческий музеи (1957), здание областного Совета, стадион, драмтеатр (1963), дом быта “Аметист” , магазин “Детский мир” , институт “Мурманскпромпроект”, междугородная теле фонная станция, за Варничным ручьем магазин “Моло дежный”. На проспекте установлены памятники В.И.Ленину, А.Бредову, воинам Шестой комсомольской батареи и Полярноіі дивизии, мемориал в честь породнен ных с Мурманском городов и др. “ЛЕНИНГРАД”, рыболовный траулер (РТ-72); по-' строен в 1932 в Ленинграде. Корпус стальной, клепаный. Длина 53,4 м, ширина 9 м, осадка 4,27 м. Водоизмещение 1107 т. Полезный груз 420 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 41 человек. ЛЕНИНГРАДСКАЯ, улица в Мурманске (по перво начальному плану города - Ольгинская), носит это назва ние с 1925 и является второй (после ул. Коминтерна) планомерно застраиваемой улицей молодого города. На ходится недалеко от железнодорожного вокзала. Распо лагаются кинотеатр “Родина”, Главпочтамт и высотная гостиница “Арктика” (выходит одним крылом), сквер с памятником Жертвам интервенции и погибшим участни кам февральского 1920 г. восстания в Мурманске (пох. 136 человек), по другую сторону от площади Пять Углов - магазин “Волна” и Дом междурейсового отдыха моря ков. “ЛЕНИНЕЦ’ \ головной корабль серии ракетных под водных крейсеров. Проект 667А ЦКБ “Рубин”. Главный конструктор - дважды Герой Социалистического Труда академик С.Ковалев. 130x12 м. Подводное водоизмеще ние 9300 т. Погружался до 400 м. Скорость под водой до 26 уз. Нес на борту 16 баллистических ракет с ядерными боеголовками, дальность полета свыше 3 тыс. км. Эки паж 120 человек. Корабли серии стали прообразом четы рех последующих проектов. Носили условные названия “Навага” и “Налим” , в американских справочниках - “Янки”. Всего было построено 34 подобных крейсера, 23 - для Северного флота, 11 - для Тихоокеанского. “Лени нец” вошел в состав Северного флота 5.11.1967. Первый командир Герой Советского Союза, в будущем контр-ад мирал Вадим Березовский. Одна из подлодок этой серии (К-219) с 16 баллистическими ракетами на борту затонула в о к т я б р е 1986 у Бер мудских ос- т р о в о в . Выв е д е ны из боевого состава • в 1979-1989. Лит. Жевелюк И. Первого русского “янки” звали Ле нинцем”. - “Полярная правда”, 1997, 25 ноября. “ЛЕНИН”, рыболовный траулер (РТ-16); построен в 1930 в Данциге (Польша). Длина 54,6 м, ширина 9,065 м, осадка 4,0 м. Водоизмещение 1136 т. Полезный груз 491 т. Мощность машины 650 л.с. Экипаж 42 человека. Толстого), Виктор ( “Иркутская история” Арбузова), В Великую Отечественную тральщик (ТЩ-39) Северно- ^ Иванови? ^директор стртте^<^ГЙЙвской ГЭС-^^ Джеип ( Орфеи спускается в ад Уильямса), Борис Го- го флота (командир А.А.Гунин). Воину прошел без по- 1 * дунов ( “Смерть Иоанна Грозного” Толстого), Мекки-нож терь. После войны возвращен Мурманскому тралфлоту и » . ■ ( “Трехгрошовая история” Брехта), Фернандо ( “Дом, где продолжал ловить рыбу. Списан. -Л Е Д - Л Е Н ЛЕНИНСКИЕ ПРЕМИИ, высшая форма поощре ния граждан за творческие и трудовые успехи, существо вавшая в СССР. Учреждены в 1925. В разные годы удостоен ряд жителей Мурманской области: Наймушин 21 - 27 августа 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz