Рыбный Мурман. 1998 г. Август.
С ове т д а лю б о в ь В Апатитах выборы депутатов , б у д ь то ф е д е р а л ьн о го, областно го или город ско го уро вня , все гда проходили мно гоступенчато . И т р у дн о обозначить причину эт о го: то ли избиратели очень дотошные, то ли уже не ве р ят кандидатам , кот о рых , кстати , год от года становится все больше и больше . Наконец , к концу 1997 года городской Сов ет был избран (13 депутатов из 15). Следующий т у р выбо р о в (уже в 1998 году ) по доизбранию д в у х недоста ющих депутатов , увы , не со стоялся . . . 18 д ек а б р я 1997 года на первой сессии Со в ета его председателем избран В. А . П О Б Е Д О Н О С Ц Е В ( за него про голосовали 10 депутатов ) . Ва л ерий Ан ат о л ь е вич П об едон о сц е в , 1949 года рождения, научный сот р удни к Г е о л о ги ческого института КН Ц Р А Н . Обр а зо вани е - высшее , окончил Л енин гр а д ский политех . Име ет около 5 0 написанных научных р а б от и изобретения . Ж енат . Воспитывает д в у х до черей. Член Комм унистической партии Р о с сийской Федерации . Интересноделатьто, чтохорошоумеешь - Итак, Валерий Анато льевич, Совет удался? - Выборы - это всегда как лотерея. Особенно в нашем городе. В Совете из 13 человек только двое имеют опыт депутатской работы. Однако уже у многих проявился большой интерес к ней. Эта работа требует много личного вре мени и усилий. И надо констатировать, что, отда вая работе почти всего себя, приносишь в жертву семью. - Ближайшие цели и за дачи Совета? - Сегодня важно, во-пер вых, добиваться улучше ния благосостояния горожан. В вопросах соци альной политики разделяю позицию диссидентов пер вой волны - В. Максимова, А. Зиновьева, М. Розано вой: “На уровне потребле ния хлеба и кефира каждый человек должен быть равен Рокфеллеру”. Во-вторых, важен опыт организационной работы. Ведь суть деятельности Совета - четко сформули рованные правила жизнен ного уклада в городе. Мы их разработали, и управле ние юстиции областной ад министрации утвердило Устав нашего города, то есть сегодня мы уже умеем официальный, законный документ, который опреде ляет все отношения и реа лии в работе Совета и администрации. - Валерий Анатольевич, вы считаете, что сегодня можно решить любую про блему? - Если проблема в ком петенции Совета, ее можно решить либо на основе од ного из многих частных интересов, либо исходя из узкой выборки интересов общих. Мне ближе второй подход, то есть в рамках самоуправления привле кать к решению проблем как можно больше людей. Отсюда следует необходи мость за частной пробле мой каждого человека выявлять общие интересы и устанавливать соответ ствующие правила жизне устройства. И еще: решая любую проблему, я счи таю, - надо дело делать! Так мы и строим свою ра боту. Согласитесь, что ин тересно делать то, что хорошо умеешь делать. Мы с коллегами к этому и стремимся. - Ваше отношение как коммуниста к многочис ленным ОАО, ЗАО и про чим таким структурам? - Считаю, что необходи мо национализировать все естественные монополии. Сегодня уже очевидна не лепость их акционирова ния. Местные же монополии должны управ ляться через контрольные пакеты акций, которые должны быть в собствен ности органов местного са моуправления. И уж ни в коем случае нельзя прода вать или ' закладывать нашу городскую недвижи мость по смехотворной цене. Мы уже имеем при меры о продаже земли под АНОФ-2... делать - Вы уверены, что суме ете рулить плодотворно Советом в это, я бы ска зал, смутное время? - Думаю, что сумею на ладить эффективную и плодотворную работу депу татов Совета. Контакты с руководителями города, области и областной Думы у меня неплохие, в том числе и личные. А сегодня это тоже играет большую роль. П е р е з и м у ю т Ш0КОЙНО Первый заместитель гу бернатора - председатель правительства области Ана толий Малинин, заместитель губернатора - руководитель департамента финансов Сер гей Никитаев и исполняющий обязанности председателя комитета по экономике Вадим Юрьев посетили Кировск и Апатиты. С руководителями этих городов они обсудили вопросы, связанные с ходом подготовки к зиме, ситуацию с погашением задолженности по заработной плате работни кам бюджетной сферы, ис полнение доходной и расходной частей городских бюджетов. Определен ряд мер, которые позволят избе жать социальной напряжен ности в этом регионе. В акционерном обществе “ Апатит” руководители об ласти проверили ход вы полнения соглашения, заключенного между пред приятием, администрацией области и Кировской городс кой администрацией. В насто ящее время ОАО “ Апатит” вошло в график по уплате на логов, администрация Киров- ска продолжает приемку ведомственного жилья на свой баланс. Что касается подготовки к зиме, в Кировске и Апатитах она идет вполне удовлетво рительно. Благодаря помощи областной администрации по чти в полном объеме создан запас топлива на предстоя щий сезон. К концу августа - началу сентября основные мероприятия по подготовке предприятий и жилфонда этих городов к работе в зим них условиях будут выполне- ны. Пресс-служба губернатора К вопросу о приватизации на Мурмане И з н а н к а р е ф о р м “ О т ц ы ” п р и в а т и з а ц и и г о с п о д а Г а й д а р и Ч у б а й с н а м т в е р д и л и : г л а в н а я ц е л ь п р и в а т и з а ц и и - с о з д а н и е в Р о с с и и о с н о в р ы н о ч н ы х о т н о ш е н и й . С е г о д н я м ы у ж е и в н и м а н и я н е о б р а щ а е м н а н о в ы е а б б р е в и а т у р ы т и п а А О , З А О , ООО, А О З Т , А К , Ч И Ф . . . К в е л и к о м у с о ж а л е н и ю , н а о д и н в а у ч е р - д в е “ В о л г и ” , к а к н а м о б е щ а л г - н Ч у б а й с , н е п о л у ч и л о с ь . У в ы , д а ж е и к о л е с н е д о с т а л о с ь . . . А н а ш в с е м у в е р я щ и й н а р о д м е т к о О к р е с т и л э т о т “ н а у ч н о - э к о н о м и ч е с к и й ” т е р м и н в “ п р и - х в а т и з а ц и ю ” . В и д и м о п о т о м у , ч т о п о н я л н а к о н е ц , к а к е г о “ о б у л и ” в с е в о з м о ж н ы е “ в л а с т и л и н ы ” , “ ч а р ы ” , “ с е в з а п - к о м б а н к и ” , “ е в р о к о с м о с ы ” и п р о ч и е “ б л а г о д е т е л и ” . К а к ж е п р о ш е л п р о ц е с с п р и в а т и з а ц и и в н а ш е й о б л а с т и ? Ч т о м ы з а и м е л и и ч т о п о т е р я л и ? О б э т о м м ы о б с т о я т е л ь н о п о б е с е д о в а л и с В . В . Л А Д А Н О М - б ы в ш и м д е п у т а т о м о б л а с т н о й Д у м ы . И т а к , н а ч н е м с а з о в : к т о п р о д а е т , к т о п о к у п а е т , ч т о и м е е м и ч е г о н е и м е е м . . . - В соответствии с Положением о Расфонде федерального имущества, утвержденным указом №2173 Прези дента РФ 17.12.1993 года, продавцом государственных и муниципальных предприятий, а также других объек тов госсобственности являются фон ды имущества области. По состоянию на 1 января 1997 года в Реестр госсобственности на террито рии Мурманской области включено 175 федеральных предприятий, 233 федеральных учреждения (из них Минобороны РФ-85%), 71 областное предприятие, 72 областных учрежде ния, 1343 организации различных организационно-правовых форм с долей госсобственности. Доходы от приватизации с 1992 по 1997 год в целом по области состави ли 35039 млн. рублей. Из них пере числено в федеральный бюджет - 12825 млн. рублей, в областной бюд жет - 21013 миллионов. Количественные достижения при ватизации, естественно, имеются, так как число предприятий, ставших негосударственными, у нас состави ло 192 (или 93 процента. Кстати, в целом по России таковых только 80 процентов.) К сожалению, такой быстрый ко личественный скачок не дал положи тельных качественных результатов. В Чехии и Венгрии приватизация объектов госсобственности рассчита на на 12 - 15 лет. Видно, что передел собственности в России преследовал в первую очередь не экономические, а политические цели. Увы, рядовые акционеры не стали собственниками, а их участие в управлении акционер ными обществами не возможно, ибо для управления АО необходим если не контрольный, то, по крайней мере, крупный (больше 10 процентов) пакет акций. Итак, фактически произошла кон центрация собственности путем скупки акций администрациями предприятий или их подставными лицами и различными полукрими- нальными структурами. Создается впечатление, что Закон “Об акционерных обществах”, всту пивший в силу с 1.01.1996 года, рас считан главным образом на защиту интересов крупных собственников в ущерб мелким акционерам и рядо вым работникам АО. Например, ин тересы и права, гарантированные акционерам Гражданским кодексом РФ, не обеспечиваются нормами за кона об АО. Сегодня и органы проку ратуры не могут вмешиваться в сферу частноправовых интересов - их защита становится делом самих ак ционеров, причем для подачи исково го заявления в суды по возмещению обществу ущерба и убытков необхо димо, чтобы акционеры владели в со вокупности одним процентом акций. А получение дивидендов в условиях продолжающегося экономического кризиса, неплатежей, убыточности предприятий вообще не возможно. Судите сами: у нас в Заполярье только около 10 процентов предпри ятий имеют прибыль. Процесс приватизации в любой стране предполагает создание вто ричного рынка ценных бумаг. Однако понятно, что реализовать свое право на продажу акций заведомо убыточ ных предприятий - мечта, совершен но не осуществимая. Поэтому круг обращения ценных бумаг в нашей области не развит и крайне ограни чен. В целом имеет место хождение и котировка акций предприятий-моно- полистов - “Норильского никеля”, “Мурманэлектросвязи”, “Мурманского морского пароходства", “Колэнерго”, “ЕЭС России" и других. Аналогичная ситуация сложилась и для акционеров ЧИФов (чековый инвестиционный фонд). Из имею щихся в области двух ЧИФов диви денды своим акционерам не выплатил ни один (у ЧИФа “Ваше достояние” отозвана лицензия, а ЧИФ “Альфа-Инвест” практически бездействует). - Виктор Васильевич, как объяснить причины провала при ватизации?- - У нас поставили телегу впереди лошади - политические цели превы ше экономических. А потому мы и имеем то, что имеем. Страшно, что продолжается криминальный пере дел собственности. Сегодня самую серьезную опасность для области представляет скупка ценных бумаг иногородними компаниями, которые порой не имеют даже лицензий. На пример, акции АО “Апатит", РАО “Но рильский никель”, Ковдорского ГОКа легко скупаются у акционеров (скуп щики мгновенно отреагировали на постоянные невыплаты зарплаты) по ценам ниже их номинала и вывозят ся за пределы региона. Созданная на основании постановления областной администрации Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку распо лагает значительной информацией о противоправной деятельности ряда компаний и объектов, таких, как ТОО “Виско”, Мурманск (руководитель Ба кулин находится в розыске); ЗАО “Инвесткомпания “Академия”, Моск ва; ОАО “Инвесткомпания “Девиз", Санкт-Петербург, АОЗТ “Волна”, Москва; АОЗТ “Альпари”, Санкт-Пе тербург и других. Основная причина этого ненормального явления в том, что приватизированные госпредпри ятия работают малоэффективно, так как сама по себе смена форм соб ственности не обеспечивала повыше ния эффективности производства. Наоборот, имеет место повсеместное снижение объемов производства важнейших видов промышленной продукции, повышение удельного расхода энергоресурсов на ее вы пуск, уменьшение числа построенных квартир и объектов соцкультбыта, заметно уменьшилась отправка гру зов всеми видами транспорта. А го сударство под предлогом ускорения темпов приватизации всячески ста рается избавиться от закрепленной за ним доли акций, что уже привело к фактической потере управления. Следует признать, что не выдер жала испытаний избранная стратегия приватизации, которая предполагала льготную продажу акций членам тру довых коллективов, продажу неболь ших пакетов акций через тендер (конкурс), что позволило бы привлечь наибольшее количество мелких инве сторов и найти стратегического инве стора, желающего купить контрольный пакет акций на аукцио не, на конкурсе или на инвестицион ных торгах. - Неужели приватизация ничего не дала нашей области? Реализованная модель приватиза ции дала в бюджеты всех уровней меньше, чем планировалось. Так что задача приватизации полностью про валена, так как дефицит федерально го бюджета с 1992 года по настоящее время постоянно растет. Цель и не могла быть достигнута, так как техни чески отсталое производство, а тако вое на большинстве наших предприятий, не в состоянии конку рировать с развитым западным про изводством. А - стремление к демонополизации любой ценой во многом разрушило агропромкомп- лекс, разорвало технологические ли нии и межхозяйственные связи, что особенно сказалось в лесной, горно добывающей промышленности, атомной энергетике и металлургии нашей области. - А как у нас дела с привлечени ем иностранных инвестиций? - К сожалению, их объем очень низок и совсем не соответствует ожи давшимся поступлениям. За период с 1992 по 1997 год проведено 10 кон курсов, в том числе 8 инвестицион ных и 2 коммерческих с инвестиционными условиями. Но практически каждый второй договор в настоящее время расторгнут либо находится в стадии расторжения. Фактически исполненным можно счи тать лишь договор Кандалакшского апюминиевого завода с АОЗТ “Вилс” (Москва), по которому приобреталось 19,8 процента уставного капитала, а объем вложенных инвестиций соста вил 10 млн. долларов и 1,5 млрд. рублей. P. S. Гпавных целей приватиза ции намечалось семь: - формирование слоя частных собственников, социально ориен тированной рыночной экономики; - повышение эффективности предприятий путем приватиза ции; - соцзащита населения и разви ти е объектов социальной инфра с тр у ктуры за сче т средств, поступивших о т приватизации; - содействие процессу стаби лизации финансового положения в России; - создание конкурсной среды и содействие демонополизации на родного хозяйства; - привлечение инвестиций, в том числе иностранных; - создание условий и ор гструк т у р для расширения масштаба приватизации. О стае тся с прискорбием кон ста ти ро в а ть , ч то из семи целей приватизации полностью реали зована лишь последняя и пра кти чески провалены все ш есть предыдущих. Знать, “о тцы ” прива тизации забыли совет народа: “Семь раз отмерь ...” У I k l d i ' i 1 4 - 2 0 августа 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz