Рыбный Мурман. 1998 г. Август.

ВПЛЕНУПРШШМЫХ труаиоспй АКЦЕНТ THE PRESS ДаваОте считатьденежки С прошлого ноября все зиму и весну рыба­ ки сейнера-траулера “Скулте” вели промысел донных пород рыб в промысловых районах Норвежского и Баренцева морей. Новой коман­ де предстояло подготовить и предъявить тра­ улер инспекции Регистра судоходства и собираться в следующий рейс.. И вот после­ дние дни стоянки, судно вот-вот покинет Архан­ гельск. Интервью с капитаном В. В. Ивженко началось с не очень приятного вопроса, но ак­ туального. - Владимир Васильевич, многие никак не могут уяснить, почему наши рыбаки ве­ зут рыбу в Норвегию, помогая иностран­ цам богатеть и развивать производство. - Обвинять рыбаков в отсутствии патриотиз­ ма легко, но давайте считать, помня, что курс рубля и норвежской кроны примерно равны. Норвежские рыбозаводы, где мы постоянно ра­ ботаем, предлагают за килограмм трески 18 крон. При этом мы не оплачиваем лоцманских услуг, швартовщиков, причал. С нас не берут деньги за пресную воду и лед. Время стоянки измеряется часами, производственные вопро­ сы решаются в несколько минут. А что у нас на Родине? Заход в наши север­ ные порты - это потеря нескольких суток. Без предварительной оплаты различных сборов о выгрузке можно и не мечтать. К примеру, для траулера нашего типа стоимость захода в Мур­ манск приближается к 50 тысячам долларов. Привезенную рыбу продать дороже 10 рублей за килограмм практически невозможно. К тому же на сейнерах-траулерах нет морозильных камер. А рыба в свежем, охлажденном виде должна быть реализована в течение 72 часов. Любая задержка - и груз испорчен. - С каким настроением экипаж уходит в рейс? - Ну, об этом спросите самих рыбаков. Предполагаю, что рейс будет трудным. Уже два года треска обитает в слоях, не опускается на грунт. Работа пелагическим тралом в экономи­ ческих зонах России и Норвегии запрещена. Почему, сказать трудно. А вот исландские ры­ баки еще весной вели промысел трески в пела­ гии. Результат поразительный - до 40 тонн за траление. Надо еще уточнить, что норвежцы от такого запрета не страдают: у них развит при­ брежный лов мелким флотом. Зато страдаем мы. Отсутствие рыбалки сказывается на фи­ нансовом положении флотских предприятий, а главное - на людях. В предотходной суете в толпе рыбаков если не узнать боцмана, значит - вообще ни­ чего не понимать на судне. Рыбак-ветеран И. В. Чернышов всем своим видом доказывал, ч то именно он - хозяин палубы. Матросы по его команде делали обычное матросское дело: “Квадратное - кантуй. Круглое - кати. Бери больше, кидай дальше, пока л е т и т - отдыхай”. - Так с каким настроением моряки “ Скулте” собираются покинуть порт на це­ лых четыре месяца? - Если бы наша воля, на веслах бы до Ба­ ренцева дошли - так в порту надоело, - усмех­ нулся Иван Викторович. - В городе на каждом шагу деньги требуются. А их как не было пос­ ле прошлогоднего рейса, так и сейчас нет. Даже мою пенсию получить стало невозможно. А каково молодежи, даже представить не могу. У них и запросы больше, им поесть хочется повкусней, в люди выйти. Ну куда без копейки? В боцманском моем хозяйстве всегда непри­ косновенный запас был, расходные материалы на всякий случай, инструмент и одежда на чер­ ный день. Нынче кладовки пустые. Продуктов получено минимум, придется докупать в Нор­ вегии. Поэтому все и стремимся поскорее вый­ ти. Начнем работать - появятся деньги. А пока настроение плохое - нищета надоела. Владимир СОКОЛОВ. "Рыбак Севера". (В сокращении.) Цеха ЗАО “Мурманский рыбо­ мукомольный завод" встретили гулкой тишиной. - Перекур, что ли? - поинтере­ совался у подвернувшегося рабо­ чего. - Стоим. Сырья нет... - И часто так? - Бывает, - хмыкнул в ответ не слишком словоохотливый собе­ седник. Возможно, “бывает” на пред­ приятии - экстраординарное явле­ ние! При нашем-то рыбном изобилии, когда отходы от раздел­ ки, к примеру, трески, по заключе­ нию специалистов, составляют 25 процентов (головы, жировые плав­ ники и т. п.), - нелепость, абсурд... - И тем не менее э т о та к , - заверил генеральный директор за­ вода Шакир Гусейнов (на снимке). - Раньше отходы на лере/ давали централизованно все под­ разделения бывшего рыбокомби­ ната. Его распад предопределил и нашу судьбу. Теперь сырьем обеспечивают о т случая к слу­ чаю мелкие береговые рыбофаб- рики типа “Бриз МТФ’. Платим по 40 копеек за килограмм - боль­ шего себе позволить не можем. Промысловые суда, как правило, отходы в п о р т не привозят - слишком дорогое выходит удо­ вольствие с учетом процедуры оформления груза и стоянки. По то й же причине с моря не посту­ пает и полуфабрикат для произ­ водства ветеринарного рыбьего жира - э т о наш побочный про­ дукт. Отходы в основном идут за борт. На т е х траулерах, где еще сохранились рыбомучные ус­ тановки, они перерабатывают­ ся. До рыночных реформ завод, выделившийся в самостоятель­ ное малое государственное пред­ приятие “Норд-вира”, выпускал 6 тысяч тонн рыбной муки ежегод­ но. Проблем с сырьем не было. Потом его залихорадило - сказа­ лись кризисные процессы в эко­ номике отрасли в целом. Объемы производства неуклонно падали. За прошлый год предприятие выпустило всего около 9 тонн продукции, за первую половину текущего - 38. Из 86 прежде рабо­ тавших здесь человек осталось 20 (вместе с управленцами). И это при том, что спрос на рыбную муку и жир ничуть не уменьшил­ ся. Крайне нуждаются в них пти­ цефабрики, свиноводческие комплексы, звероводческие хо­ зяйства. Рынок сбыта достаточно обширен. Предприятие с трудом обеспечивает только местных по­ требителей. О поставках в другие регионы речь пока не заходит, хотя, например, Белоруссия гото­ ва брать 40 тысяч тонн муки каж­ дый год. - Необходима реконструкция, а п о тя н е т она на 2 миллиона долларов. Денег нет, - продолжа­ ет Гусейнов. - Технология и обо­ рудование устарели. В Норвегии изготавливают компактные вы­ сокопроизводительные, энерго­ экономичные линии “Атлас", но о Г • V I '•'/ них мы можем лишь мечтать. Но главное все же - бесперебойные поставки сырья. Ныне оказало помощь областное правитель­ ство, выделив “сблокированную” кво ту на 100 тонн трески и 19- пикши. Промысел по договору будет вести TOG Тирос”. На ближайшую перспективу сырьем будем обеспечены. Большие на­ дежды связываем с мойвенной пу­ тиной. Правда, е с ть опасения, ч т о мойва “уплы вет” в Норве­ гию. Вместе с упраолоииом “Сов- рыбпромразведка" намерены со­ здать холдинговую компанию (добыча и переработка). Не ис­ ключено, ч то в нее войдет и ПИНРО с проектом производ­ ства биологически активных ве­ ществ. На фоне других рыбомуко­ мольный завод, прямо скажем, выглядит не так уж плохо. В бюд­ жеты всех уровней и во внебюд­ жетные фонды должен немного. Оптимистично настроенный, энергичный руководитель имеет четкий бизнес-план вывода пред­ приятия из сложной ситуации. Леонид ПАВЛОВ. Фото Бориса ВИРИНА. Воздушная разведка в мирных целях Второй год в летние меся­ цы в небе над открытой час­ тью Норвежского моря проводит научно-исследова­ тельские полеты самолет-лабо­ ратория АН-26 БРЛ “Арктика”. С его борта с помощью современной аппаратуры спе­ циалисты мурманской на­ учно-технической фирмы "Комплексные системы и ПИНРО (руководители - з а ­ ведующий фирмой Борис LUa тохин и заведующий лабораторией перспективных методов и техники экспедици­ онных исследовании кандидат технических наук Владимир Черноок) оперативно опреде­ ляют распределение темпера­ турных полей в морских вЬдах, выявляют зоны повы­ шенной биогіродуктивности, определяют границы нагуль­ ного ареала, проводят эксп­ ресс-оценки количества скумбрии и, в том числе, по­ могают работающим здесь НАУКА - ПРОМЫСЛУ российским траулерам, замк­ нутым в информационную сеть датчиками спутниковой системы АРГОС и ароматизи­ рованной радиосвязью. Все данные в рамках программы аэрокосмического мониторин­ га автоматически поступают для обработки и анализа в не­ давно открытый космический центр НТО “Комплексные си­ стемы”. Отсюда они сразу же пере­ даются в ПИНРО, Севрыбѵ, которая активно поддержива­ ет эти работы, а также всем заинтересованным организа циям, в том числе на промыс­ ловые суда. По поручению Департамен­ та по рыболовству России, весной этого года специалисты НТФ “Комплексные системы” ознакомили предста внтелей Департамента но рыболовству Норвегии с результатами ис­ следований самолета-лабора- тории в Норвежском море в 1997 году и предложили со­ трудничество в этой области новых информационных тех­ нологий. В тоже время в норвежской печати сейчас появились нега­ тивные публикации (с одной из них мы решили познако­ мить читателей), призываю­ щие общественное мнение воспрепятствовать научным экспериментам русских в воз­ духе и масштабам промысла скумбрии, ведущего, якобы, к подрыву рыбных ресурсов страны." Авторы забывают прп этом, что рыболовство в зоне трансграничных запасов рег­ ламентируется нормами меж­ дународного права, а не только экономическими инте­ ресами Норвегии. Исследования с воздуха подчинены в первую очередь сугубо научным задачам. Они дают возможность пополнить банк океанографических и биологических данных по изу­ чаемой акватории, помочь ра­ циональному использованию ресурсов и регулированию вы­ лова скумбрии. В случае зап­ рета норвежцами на береговое базирование самолет-лабора­ тория может использовать ка- кой-либо аэродром не столь категоричных, сопредельных с Норвегией стран. Вопрос же промысла скумбрии в откры­ той части Норвежского моря, где Россия ведет традицион­ ный лов, должен решаться специалистами заинтересованх ных стран путем переговоров. Создаваемая система авиа­ космического мониторинга, обеспечивая экономические интересы стран, является вкладом России в изучение океана и его сырьевых ресур­ сов. Павел ЛУЖИН . Р у с с к а я с к у м б р и я - п о и с к и з В и г р а С благословения норвежских властей русские используют Вигру как базу д л я поиска скумбрии в международной зоне в Норвежском море. Это приводит к перелову. С аэродрома в Вигре русские выполняют работы с самолета по поиску скумбрии в международноіі свободной зоне. Когда они что-нибудь находят , то направляют русские суда в эти районы . Эта активность неприемлема по многим причинам, - утверждает Союз судовладельцев . Russisk makrell-leting fra Vigra Karl Johan Vatne Карл Юхан Ватне - Русские сообщают: мы получили это разрешение на время тралового лова скумб­ рии в Норвежском море. Ве­ роятно, самое главное здесь - блеск рыбы, - говорит гене­ ральный секретарь Союза су­ довладельцев Аудун Марок. Косяк скумбрии находит­ ся у поверхности моря. Вре­ мя от времени происходят полеты с аэродрома в Вигре. И далее Марок сообщает, что это происходит с разрешения норвежских властей и выпол­ няется для исследовательс­ ких целей. Неприемлемо - Мы считаем, что русская активность не может быть приемлема. Россия не имеет квоты скумбрии и тем самым вступает в спор с Норвегией и другими странами. Рус­ ский промысел повлечет за собой еще большее изъятие скумбрии. Неконтролируе­ мый вылов скумбрии в меж­ дународной свободной зоне - это также конфликт с согла­ шением ООН о вылове в от­ крытой свободной зоне моря. Особенно сомнительно то, что активность поиска проис­ ходит с норвежской террито­ рии, - говорит Аудун Марок. Сейчас Союз судовладель­ цев хочет просить норвежс­ кие власти рассмотреть вопрос о возможности разре­ шения. Союз судовладельцев считает, что во всяком случае норвежские власти должны лишить русских права досту­ па к использованию норвеж­ ских аэродромов, если будет продолжаться промысел скумбрии. Незаконно? - Но делают ли на самом деле русские что-нибудь не­ законное, когда ловят скумб­ рию в международно!! закон­ ной зоне? - Во всяком случае, вылов скумбрии - спорный вопрос в связи с ООН-соглашением, но я не знаю здесь и сейчас, что русские вступили в это соглашение. Во всяком слу­ чае, я считаю, что промысел скумбрии - это спорный воп­ рос по отношению к другим странам в.этой зоне. Когда они сами занимаются соот­ ветственным промыслом, то их отношения выглядят странно (намекают на анклав в Баренцевом море). Я наде­ юсь, что русские сами пой­ мут, что им не следует этим заниматься, - говорит Аудун Марок. Перелов Исследователи предлага­ ют разрешить по среднему квоту скумбрии между теми, кто является владельцем час­ тей внутри своих соответ­ ственных зон, - это хочет сделать Норвегия и ЕИ. Од­ нако в течение многих лет русские имеют максималь- С этого самолета типа “Антонов-26” русские осуществляют поиск скумбрии в международной свободной зоне и направляют туда свой флот. ныи вылов - такой, что он становится переловом. И это происходит в международ­ ной зоне и вдоль норвежской зоны. В сумме это составля­ ет 40 - 50 тыс. тонн, - сооб­ щает Аудун Марок. Оценка - Департамент по рыбо­ ловству Норвегии приходит к выводу: нужно формально и фактически исследовать вопрос поиска и промысел скумбрии русскими в между­ народной свободной зоне. Прямое запрещение на вылов невозможно, но этот промы­ сел все же нежелателен. Это говорит государствен­ ный секретарь Юханнес Наккен из Департамента по рыболовству в газете “Сюн- нмерепортейн”. Вчера он не хотел далеко заходить в сво­ их''комментариях, прежде он должен получить рабочее письмо от Союза судовла­ дельцев и тщательно исследо­ вать, какое разрешение получено для поиска скумб­ рии с самолета. 1 4 - 2 0 августа 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz