Рыбный Мурман. 1998 г. Август.
ВПЛЕНУПРШШМЫХ труаиоспй АКЦЕНТ THE PRESS ДаваОте считатьденежки С прошлого ноября все зиму и весну рыба ки сейнера-траулера “Скулте” вели промысел донных пород рыб в промысловых районах Норвежского и Баренцева морей. Новой коман де предстояло подготовить и предъявить тра улер инспекции Регистра судоходства и собираться в следующий рейс.. И вот после дние дни стоянки, судно вот-вот покинет Архан гельск. Интервью с капитаном В. В. Ивженко началось с не очень приятного вопроса, но ак туального. - Владимир Васильевич, многие никак не могут уяснить, почему наши рыбаки ве зут рыбу в Норвегию, помогая иностран цам богатеть и развивать производство. - Обвинять рыбаков в отсутствии патриотиз ма легко, но давайте считать, помня, что курс рубля и норвежской кроны примерно равны. Норвежские рыбозаводы, где мы постоянно ра ботаем, предлагают за килограмм трески 18 крон. При этом мы не оплачиваем лоцманских услуг, швартовщиков, причал. С нас не берут деньги за пресную воду и лед. Время стоянки измеряется часами, производственные вопро сы решаются в несколько минут. А что у нас на Родине? Заход в наши север ные порты - это потеря нескольких суток. Без предварительной оплаты различных сборов о выгрузке можно и не мечтать. К примеру, для траулера нашего типа стоимость захода в Мур манск приближается к 50 тысячам долларов. Привезенную рыбу продать дороже 10 рублей за килограмм практически невозможно. К тому же на сейнерах-траулерах нет морозильных камер. А рыба в свежем, охлажденном виде должна быть реализована в течение 72 часов. Любая задержка - и груз испорчен. - С каким настроением экипаж уходит в рейс? - Ну, об этом спросите самих рыбаков. Предполагаю, что рейс будет трудным. Уже два года треска обитает в слоях, не опускается на грунт. Работа пелагическим тралом в экономи ческих зонах России и Норвегии запрещена. Почему, сказать трудно. А вот исландские ры баки еще весной вели промысел трески в пела гии. Результат поразительный - до 40 тонн за траление. Надо еще уточнить, что норвежцы от такого запрета не страдают: у них развит при брежный лов мелким флотом. Зато страдаем мы. Отсутствие рыбалки сказывается на фи нансовом положении флотских предприятий, а главное - на людях. В предотходной суете в толпе рыбаков если не узнать боцмана, значит - вообще ни чего не понимать на судне. Рыбак-ветеран И. В. Чернышов всем своим видом доказывал, ч то именно он - хозяин палубы. Матросы по его команде делали обычное матросское дело: “Квадратное - кантуй. Круглое - кати. Бери больше, кидай дальше, пока л е т и т - отдыхай”. - Так с каким настроением моряки “ Скулте” собираются покинуть порт на це лых четыре месяца? - Если бы наша воля, на веслах бы до Ба ренцева дошли - так в порту надоело, - усмех нулся Иван Викторович. - В городе на каждом шагу деньги требуются. А их как не было пос ле прошлогоднего рейса, так и сейчас нет. Даже мою пенсию получить стало невозможно. А каково молодежи, даже представить не могу. У них и запросы больше, им поесть хочется повкусней, в люди выйти. Ну куда без копейки? В боцманском моем хозяйстве всегда непри косновенный запас был, расходные материалы на всякий случай, инструмент и одежда на чер ный день. Нынче кладовки пустые. Продуктов получено минимум, придется докупать в Нор вегии. Поэтому все и стремимся поскорее вый ти. Начнем работать - появятся деньги. А пока настроение плохое - нищета надоела. Владимир СОКОЛОВ. "Рыбак Севера". (В сокращении.) Цеха ЗАО “Мурманский рыбо мукомольный завод" встретили гулкой тишиной. - Перекур, что ли? - поинтере совался у подвернувшегося рабо чего. - Стоим. Сырья нет... - И часто так? - Бывает, - хмыкнул в ответ не слишком словоохотливый собе седник. Возможно, “бывает” на пред приятии - экстраординарное явле ние! При нашем-то рыбном изобилии, когда отходы от раздел ки, к примеру, трески, по заключе нию специалистов, составляют 25 процентов (головы, жировые плав ники и т. п.), - нелепость, абсурд... - И тем не менее э т о та к , - заверил генеральный директор за вода Шакир Гусейнов (на снимке). - Раньше отходы на лере/ давали централизованно все под разделения бывшего рыбокомби ната. Его распад предопределил и нашу судьбу. Теперь сырьем обеспечивают о т случая к слу чаю мелкие береговые рыбофаб- рики типа “Бриз МТФ’. Платим по 40 копеек за килограмм - боль шего себе позволить не можем. Промысловые суда, как правило, отходы в п о р т не привозят - слишком дорогое выходит удо вольствие с учетом процедуры оформления груза и стоянки. По то й же причине с моря не посту пает и полуфабрикат для произ водства ветеринарного рыбьего жира - э т о наш побочный про дукт. Отходы в основном идут за борт. На т е х траулерах, где еще сохранились рыбомучные ус тановки, они перерабатывают ся. До рыночных реформ завод, выделившийся в самостоятель ное малое государственное пред приятие “Норд-вира”, выпускал 6 тысяч тонн рыбной муки ежегод но. Проблем с сырьем не было. Потом его залихорадило - сказа лись кризисные процессы в эко номике отрасли в целом. Объемы производства неуклонно падали. За прошлый год предприятие выпустило всего около 9 тонн продукции, за первую половину текущего - 38. Из 86 прежде рабо тавших здесь человек осталось 20 (вместе с управленцами). И это при том, что спрос на рыбную муку и жир ничуть не уменьшил ся. Крайне нуждаются в них пти цефабрики, свиноводческие комплексы, звероводческие хо зяйства. Рынок сбыта достаточно обширен. Предприятие с трудом обеспечивает только местных по требителей. О поставках в другие регионы речь пока не заходит, хотя, например, Белоруссия гото ва брать 40 тысяч тонн муки каж дый год. - Необходима реконструкция, а п о тя н е т она на 2 миллиона долларов. Денег нет, - продолжа ет Гусейнов. - Технология и обо рудование устарели. В Норвегии изготавливают компактные вы сокопроизводительные, энерго экономичные линии “Атлас", но о Г • V I '•'/ них мы можем лишь мечтать. Но главное все же - бесперебойные поставки сырья. Ныне оказало помощь областное правитель ство, выделив “сблокированную” кво ту на 100 тонн трески и 19- пикши. Промысел по договору будет вести TOG Тирос”. На ближайшую перспективу сырьем будем обеспечены. Большие на дежды связываем с мойвенной пу тиной. Правда, е с ть опасения, ч т о мойва “уплы вет” в Норве гию. Вместе с упраолоииом “Сов- рыбпромразведка" намерены со здать холдинговую компанию (добыча и переработка). Не ис ключено, ч то в нее войдет и ПИНРО с проектом производ ства биологически активных ве ществ. На фоне других рыбомуко мольный завод, прямо скажем, выглядит не так уж плохо. В бюд жеты всех уровней и во внебюд жетные фонды должен немного. Оптимистично настроенный, энергичный руководитель имеет четкий бизнес-план вывода пред приятия из сложной ситуации. Леонид ПАВЛОВ. Фото Бориса ВИРИНА. Воздушная разведка в мирных целях Второй год в летние меся цы в небе над открытой час тью Норвежского моря проводит научно-исследова тельские полеты самолет-лабо ратория АН-26 БРЛ “Арктика”. С его борта с помощью современной аппаратуры спе циалисты мурманской на учно-технической фирмы "Комплексные системы и ПИНРО (руководители - з а ведующий фирмой Борис LUa тохин и заведующий лабораторией перспективных методов и техники экспедици онных исследовании кандидат технических наук Владимир Черноок) оперативно опреде ляют распределение темпера турных полей в морских вЬдах, выявляют зоны повы шенной биогіродуктивности, определяют границы нагуль ного ареала, проводят эксп ресс-оценки количества скумбрии и, в том числе, по могают работающим здесь НАУКА - ПРОМЫСЛУ российским траулерам, замк нутым в информационную сеть датчиками спутниковой системы АРГОС и ароматизи рованной радиосвязью. Все данные в рамках программы аэрокосмического мониторин га автоматически поступают для обработки и анализа в не давно открытый космический центр НТО “Комплексные си стемы”. Отсюда они сразу же пере даются в ПИНРО, Севрыбѵ, которая активно поддержива ет эти работы, а также всем заинтересованным организа циям, в том числе на промыс ловые суда. По поручению Департамен та по рыболовству России, весной этого года специалисты НТФ “Комплексные системы” ознакомили предста внтелей Департамента но рыболовству Норвегии с результатами ис следований самолета-лабора- тории в Норвежском море в 1997 году и предложили со трудничество в этой области новых информационных тех нологий. В тоже время в норвежской печати сейчас появились нега тивные публикации (с одной из них мы решили познако мить читателей), призываю щие общественное мнение воспрепятствовать научным экспериментам русских в воз духе и масштабам промысла скумбрии, ведущего, якобы, к подрыву рыбных ресурсов страны." Авторы забывают прп этом, что рыболовство в зоне трансграничных запасов рег ламентируется нормами меж дународного права, а не только экономическими инте ресами Норвегии. Исследования с воздуха подчинены в первую очередь сугубо научным задачам. Они дают возможность пополнить банк океанографических и биологических данных по изу чаемой акватории, помочь ра циональному использованию ресурсов и регулированию вы лова скумбрии. В случае зап рета норвежцами на береговое базирование самолет-лабора тория может использовать ка- кой-либо аэродром не столь категоричных, сопредельных с Норвегией стран. Вопрос же промысла скумбрии в откры той части Норвежского моря, где Россия ведет традицион ный лов, должен решаться специалистами заинтересованх ных стран путем переговоров. Создаваемая система авиа космического мониторинга, обеспечивая экономические интересы стран, является вкладом России в изучение океана и его сырьевых ресур сов. Павел ЛУЖИН . Р у с с к а я с к у м б р и я - п о и с к и з В и г р а С благословения норвежских властей русские используют Вигру как базу д л я поиска скумбрии в международной зоне в Норвежском море. Это приводит к перелову. С аэродрома в Вигре русские выполняют работы с самолета по поиску скумбрии в международноіі свободной зоне. Когда они что-нибудь находят , то направляют русские суда в эти районы . Эта активность неприемлема по многим причинам, - утверждает Союз судовладельцев . Russisk makrell-leting fra Vigra Karl Johan Vatne Карл Юхан Ватне - Русские сообщают: мы получили это разрешение на время тралового лова скумб рии в Норвежском море. Ве роятно, самое главное здесь - блеск рыбы, - говорит гене ральный секретарь Союза су довладельцев Аудун Марок. Косяк скумбрии находит ся у поверхности моря. Вре мя от времени происходят полеты с аэродрома в Вигре. И далее Марок сообщает, что это происходит с разрешения норвежских властей и выпол няется для исследовательс ких целей. Неприемлемо - Мы считаем, что русская активность не может быть приемлема. Россия не имеет квоты скумбрии и тем самым вступает в спор с Норвегией и другими странами. Рус ский промысел повлечет за собой еще большее изъятие скумбрии. Неконтролируе мый вылов скумбрии в меж дународной свободной зоне - это также конфликт с согла шением ООН о вылове в от крытой свободной зоне моря. Особенно сомнительно то, что активность поиска проис ходит с норвежской террито рии, - говорит Аудун Марок. Сейчас Союз судовладель цев хочет просить норвежс кие власти рассмотреть вопрос о возможности разре шения. Союз судовладельцев считает, что во всяком случае норвежские власти должны лишить русских права досту па к использованию норвеж ских аэродромов, если будет продолжаться промысел скумбрии. Незаконно? - Но делают ли на самом деле русские что-нибудь не законное, когда ловят скумб рию в международно!! закон ной зоне? - Во всяком случае, вылов скумбрии - спорный вопрос в связи с ООН-соглашением, но я не знаю здесь и сейчас, что русские вступили в это соглашение. Во всяком слу чае, я считаю, что промысел скумбрии - это спорный воп рос по отношению к другим странам в.этой зоне. Когда они сами занимаются соот ветственным промыслом, то их отношения выглядят странно (намекают на анклав в Баренцевом море). Я наде юсь, что русские сами пой мут, что им не следует этим заниматься, - говорит Аудун Марок. Перелов Исследователи предлага ют разрешить по среднему квоту скумбрии между теми, кто является владельцем час тей внутри своих соответ ственных зон, - это хочет сделать Норвегия и ЕИ. Од нако в течение многих лет русские имеют максималь- С этого самолета типа “Антонов-26” русские осуществляют поиск скумбрии в международной свободной зоне и направляют туда свой флот. ныи вылов - такой, что он становится переловом. И это происходит в международ ной зоне и вдоль норвежской зоны. В сумме это составля ет 40 - 50 тыс. тонн, - сооб щает Аудун Марок. Оценка - Департамент по рыбо ловству Норвегии приходит к выводу: нужно формально и фактически исследовать вопрос поиска и промысел скумбрии русскими в между народной свободной зоне. Прямое запрещение на вылов невозможно, но этот промы сел все же нежелателен. Это говорит государствен ный секретарь Юханнес Наккен из Департамента по рыболовству в газете “Сюн- нмерепортейн”. Вчера он не хотел далеко заходить в сво их''комментариях, прежде он должен получить рабочее письмо от Союза судовла дельцев и тщательно исследо вать, какое разрешение получено для поиска скумб рии с самолета. 1 4 - 2 0 августа 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz