Рыбный Мурман. 1998 г. Апрель.
г Учи ты вая интересы человека и производства Подписано коллективное соглашение между профкомом, с одной стороны, и руководителями ОАО “ Мурманский траловый флот” , ОАО “ Прилуки” , ЗАО “ МТФ-1” и ЗАО “ МТФ-2” - с другой. Данное событие можно бы считать заурядным, если бы не одно обстоятельство: под писание данного документа - заслуга прежде всего главного работо дателя, руководителя тралового флота. Сам факт указывает на четкое понимание Ю. Б. Прутковым необходимости рассматривать произ- водственно-социальные проблемы в комплексе, учитывать и гармо нично сочетать интересы производства с интересами работающих на этом производстве людей. Профком видит в этом признаки практи ческого следования Ю. Б. Прутковым своей предвыборной програм ме. Редакция решила ознакомить читателей газеты с некоторыми положениями подписанного соглашения. 6. Стороны считают необходимым: 6.2. В области оплаты труда: 6.2.1. Обеспечить установление та рифных ставок и окладов работников исходя из наличия собственных средств, однако среднемесячный зара боток не должен быть ниже минималь ного прожиточного уровня, установленного для РФ. Конкретные размеры ставок и окла дов, а также соотношения в их разме рах между категориями персонала и работниками различных профессио нально-квалификационных фупп опре деляются на предприятиях условиями коллективных договоров. 6.2.2. Определять с участием проф кома: - порядок и размер вознаграждений по итогам работы за год; - все виды доплат не ниже установ ленных законодательством и другими нормативными документами на мо мент заключения коллективных догово ров; - минимальную норму выплаты иностранной валюты взамен суточ ных членам экипажей судов загранп- лавания не ниже минимальных размеров таких выплат, установлен ных для каждой из трех категорий плавсостава, согласно распоряжению правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1721-Р. Конкретный размер и порядок вып латы иностранной валюты взамен су точных членам экипажей судов загранплавания сверх минимального уровня определяются условиями кол лективного договора. 6.2.3. Пересмотр и введение новых норм труда производить лишь в слу чае осуществления технических, хо зяйственных и организационных мероприятий, повышающих произво дительность труда или обеспечиваю щих улучшение условий труда. Пересмотр и введение новых норм выработки, изменение условий оплаты труда производятся работодателями с обязательным извещением профкома не менее чем за месяц до их введения. При этом обязательным является эко номическое обоснование предлагае мых изменений. Если по истечении месяца профком не представит обоснованных замеча ний и возражений, то работодатели имеют право вводить новые нормы и условия оплаты труда. 6.2.5. Стоимость рациона бесплат ного коллективного питания работни ков плавсостава устанавливать исходя из научно обоснованных норм и ассор тимента питания, разработанных Рос сийской Академией наук, и фактической стоимости приобретае мых продуктов питания. Стоимость бесплатного лечебно профилактического питания для от дельных категорий работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда, определять исходя из установленных рационов лечебно профилактического питания, предус мотренных для них действующими нормативно-правовыми актами. 6.3. В области режима труда и от дыха: 6.3.1. Соблюдать нормальную про должительность рабочего времени, ко торая не должна превышать 40 часов в неделю, а для лиц, занятых во вред ных условиях труда, подростков, жен щин - 36 часов в неделю. Для плавсостава устанавливается продолжительность рабочего времени при любых организациях труда не бо лее 12 часов в сутки. Рабочее время, время отдыха каждой вахты рёгламен- тируется распорядком, утвержденным капитаном-директором (капитаном). 6.3.2. Предоставлять ежегодный от пуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней (включая субботу). До полнительные отпуска предоставлять в соответствии с действующим законо дательством. 6.3.3. Устанавливая продолжитель ность рабочего времени плавсостава не более 12 часов в сутки, допускается двухсменная работа (вахта) с последу ющей компенсацией за работу сверх нормальной продолжительности рабо чего времени. 6.3.4. В отдельных случаях в пери од стоянки в порту для лиц командно го состава может вводиться дежурство. Продолжительность вахты (работы) при этом вместе с дежур ством не должна превышать 24 часов. Часы дежурства сверх времени ежед невной вахты (работы) компенсируют ся отгулом той же продолжительности, что и дежурство, то есть за каждые 7 часов дежурства - один день отдыха. 6.3.5. Вводить суммированный учет рабочего времени, в том числе и на от дельные периоды работы. В таких слу чаях часы переработки сверх нормальной продолжительности рабо чего времени должны быть компенси рованы за каждые 8 часов переработки одним днем отдыха или денежной ком пенсацией по желанию работника при наличии средств. 6.3.6. Дни еженедельного отдыха, праздничные дни, а также дополни тельные дни отдыха, приходящиеся на время нахождения судна в море, сум мировать и предоставлять отгулом по возвращении судна в порт с оплатой при их использовании в натуре в раз мере одинарного должностного оклада. 6.3.7. Зачислять в платный резерв сроком на 15 суток работников плавсо става по возвращении из отпуска, отгу ла суммированных выходных дней отдыха или другим уважительным при чинам отсутствия, а также работников, вновь принятых в плавсостав при на личии средств. Генеральный директор ОАО “ Мурманский траловый флот” Ю. Б. ПРУТКОВ Директор ЗАО “Тралфлот-1” В. А. ФЕДОТЕНКО Директор ЗАО “Тралфлот-2” А. В. ВАРГАНОВ Директор ОАО “ Прилуки” И. И. ФРУЦКИЙ Председатель профкома АООТ “ Мурманский траловый флот” Б. А. АЛЕКСЕЕВ Председатель СТК ОАО “ Мурманский траловый флот” Ю. А. ЗАТОРСКИЙ Слово - хорошо, а дело - куда лучше. Вот и давайте выбирать в СЕРЕДИНЕ РЕЙСА Николаи Ки риллович Елфимов, капитан ППР “Пере- мышль”, заболел. И старпом Юрий Прутков, всего четыре года назад закон чивший высшую мореходку, возглавил экипаж. Мало того, что у 29-летнего су доводителя не было диплома капитана дальнего плавания, он и психологически не готовился к такой замене. Известно, зам - не сам, окончательное решение все равно принимает “сам”, капитан. Но уж коли так случилось, надо работать. И капитан Ірутков блестяще выдержал ис пытание: рейс закончился с весьма высо кими результатами. Тогдашний начальник Мурманского тралового фло та Юрий Васильевич Манихин распоря дился выдать досрочно черный с золотом диплом Юрию Пруткову и приказом по флоту ввел “закон” : отныне каждый старший помощник обязан в любой мо мент заменить капитана, то есть должен знать все капитанские обязанности, уметь так руководить экипажем, чтобы вер нуться в порт с трудовой победой, а кро ме того головой отвечать за каждого моряка, за выполнение рейсового зада ния, за безаварийное плавание и т.д. - до бесконечности. В те времена особо не церемонились: на “ковре” у начальника флота или секретаря обкома партии за любой промах расправлялись быстро и круто. Уже с дипломом в кармане Прутков по заданию Министерства рыбного хо зяйства ушел на дальний юг, чтобы най ти скопления нототении. На борту находилась группа ученых. У острова Южная Георгия вели поиск. И нашли. Сообщив об этом в Минрыбхоз, ученые порекомендовали: на облове нототении не должно быть более тридцати судов. Но, как это обычно бывает, рекоменда ции слушают вполуха: на “пятачок” сбе жалось более сотни судов, а экипаж Пруткова в это время шел с полными трюмами .в родной порт. Потом были рейсы в Луанду, где шла война. “Братья”-кубинцы не раз предла гали молодому капитану покататься на танке или пострелять... Но ему было не когда заниматься такими “играми”: один экипаж на два судна - работы невпрово рот, дай Бог обойтись без эксцессов. Тем временем в тралфлот стали посту пать БАТы (большие автономные трауле ры) - совершенно новое слово в рыбацком судостроении. На них назначали самых опытных, самых именитых капитанов. А среди них - 32-летний Юрий Прутков. . . . ’’Генерал Родимцев” пришел в Мур манск в конце января 1979 года, завер шив свой первый рейс. Мне довелось встречать в аэропорту сына, дочь и пле мянника прославленного генерала, при сутствовать на празднике, устроенном в их честь на борту траулера. Помню, сколько теплых слов было сказано в ад рес молодого капитана и гостями, и мо ряками. Надо з а м е т ь - о г и в зтапы в судьбе Юрия Р ” . необычное с понятием пвпкеР „ танскую долж- вступление в к й каШгган на ность, саМЬ11‘ ” 0Мсудне- Впервые качественно новом а jfpyT_ в истории тралово н ков отправился сбежа- чтобы пот®”йапромысловый район f f i A T S J S — ■ » " ь Т і " хого океана). здравленнями в кают компании. Вскоре Юрий Борисович засобирался в Акаде мию народного хозяйства. Но ему не позволили, мол, статус не тот, всего лишь капитан... А раз остался без своего трау лера, что ж, пойдешь начальником иро- мрайона туда же, в Тихий океан. Вот тут Прутков увидел во всей красе все пробле мы организации промысла. Под его руко водством - 130 судов! Со всего Советского Союза. На промсоветах, выс лушав доклады капитанов, их мольбы, их доходящие до крика возмущения, на чальник промрайона обязан мгновенно решить, как выходить из ситуации. Поза рез нужно топливо, а танкер только вы- которых будет зависеть и собственная жизнь, и жизнь нескольких десятков моряков рядом, и сохранность судна, и выполнение плана. И если “укладкой” знаний занимались преподаватели (от начальника же зависели стратегия и же сткость требований), то административ но-хозяйственная работа изматывала, пороіі опускались руки и хотелось по слать все далеко и надолго. Это не тра улер, это даже не район промысла, это совсем другая сфера, связанная с морем лишь тематикой наук да практикой на судах курсантов. Конечно, здесь подра стали будущие “морские волки”, но пока это были бесшабашные "волчата”, для Но дело не только в географии: новый район подкинул молодому капитану за дачку весьма сложную. Нет рыбы! Ни один прибор не показывает ее присут ствия. Как быть? Но Прутков понял: рыба держится у поверхности. Только как приподнять трал? Придумали: уста новили вместе с кухтылями щитки, потом кухтыли и вовсе убрали. И пошли много тонные уловы. Но пока додумались, пока установили - целых 10 суток! - Прутков получал “приветы” от начальника флота, мол, не сделаешь к вечеру - ты снят с работы, ах, не сделал - утром ты уже не будешь капитаном. Вот после такого рей са, первого в ЮВТО, первого для ново го судна, и встречали БАТ “Генерал Родимцев” с оркестром на причале и по шел из Мурманска; нужен транспортный рефрижератор, чтобы перегрузить про дукцию, а его отправили в другой район, и траулеры ложатся в дрейф с полными трюмами, а у каждого капитана, как да моклов меч, план... У кого-то заболел моряк - необходима операция. Кому-то требуются запчасти - лебедка “полете л а ”... И все это плюс десятки других проблем надо решать сию минуту. Да еще и не ошибиться - опять же отвечаешь го ловой теперь уже не за один экипаж, а за 130! Может, и были у начальника промрай она минуты отчаяния, безысходности. Только об этом не знал никто. Как все гда, Юрий Борисович был улыбчив с кол легами, чуток к чужой беде, тверд в своих требованиях. В ы с о т а в з я т а . ІХоСЛЕ РАБОТЫ в Т и х о м океане Пруткова перебросили в Баренцево море опять же флагманом. Было уже полегче, сказывался опыт. И вдруг - приказ из главка “Севрыба”: немедленно пересесть на судно, идущее в Мурманск, и явиться в райком партии. А там Юрию Борисови чу сообщили, что отныне он начальник Мурманского мореходного училища! . н е обсуждают. И Приказы не жизни Пере- Ппѵтков впервые „ От та- шагнул п°Р °Гдарка’’ судьбы, кого волосы дыбом и гла- естественно, волосы д НескоЛЬКО за в разные стор ых на уме сотен пацанов, у котир одно озорство. Но им надо вложить в буйные головы серьезнейшие науки, от степени знания которых жесткая дисциплина, утверж денная новым начальником, воспринима лась как иго, как тирания. А Юрий Борисович уже думал о глав ном: надо создать поэтапное морское об разование, нужен колледж. А еще нужно построить общежитие для курсантов. Кроме того, следовало бы присоединить соседнюю школу, дабы создать доброт ный комплекс. Обивал “высокие” поро ги, добивался сноса “деревяшек” за “Детским миром”. Задумка-то была мас штабная! Жаль, конечно, что сегодня большую часть территории заполонили ларьки. Но было сделано основное: пост роено пятиэтажное общежитие, школа соединилась с училищем крытым перехо дом. Ввели поэтапную подготовку специ алистов - это было очень важно для флотов. Профтехучилище готовило рядо вых моряков-специалистов, средняя мо реходка - техников, высшая - инженеров. Да и создание колледжа хоть с немалы ми трудностями, но шло к своему логи ческому завершению. И т а к , в з я т а и э т а в ы с о т а . Прутков не просто “отбыл” почти восемь лет в высоком кресле начальника. Его не угомонная натура, умение держать дис циплину, талант общения с самыми разными людьми, незаурядный организа торский талант - весь этот великолепный набор качеств хорошего руководителя со служил добрую службу и мореходке, и городу, и флотам. Н АЧАЛЬНИКОМ тралового флота в 1992 году был Георгий Васильевич Тишков, когда в за$іы назначили Юрия Борисовича. Пробыв в этой должности пол года, он встал во главе флота. И тут грянула та самая жуть, которую правите ли страны величали приватизацией. В 24 - 30 апреля 1998 года
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz