Рыбный Мурман. 1998 г. Апрель.

г Учи ты вая интересы человека и производства Подписано коллективное соглашение между профкомом, с одной стороны, и руководителями ОАО “ Мурманский траловый флот” , ОАО “ Прилуки” , ЗАО “ МТФ-1” и ЗАО “ МТФ-2” - с другой. Данное событие можно бы считать заурядным, если бы не одно обстоятельство: под­ писание данного документа - заслуга прежде всего главного работо­ дателя, руководителя тралового флота. Сам факт указывает на четкое понимание Ю. Б. Прутковым необходимости рассматривать произ- водственно-социальные проблемы в комплексе, учитывать и гармо­ нично сочетать интересы производства с интересами работающих на этом производстве людей. Профком видит в этом признаки практи­ ческого следования Ю. Б. Прутковым своей предвыборной програм­ ме. Редакция решила ознакомить читателей газеты с некоторыми положениями подписанного соглашения. 6. Стороны считают необходимым: 6.2. В области оплаты труда: 6.2.1. Обеспечить установление та­ рифных ставок и окладов работников исходя из наличия собственных средств, однако среднемесячный зара­ боток не должен быть ниже минималь­ ного прожиточного уровня, установленного для РФ. Конкретные размеры ставок и окла­ дов, а также соотношения в их разме­ рах между категориями персонала и работниками различных профессио­ нально-квалификационных фупп опре­ деляются на предприятиях условиями коллективных договоров. 6.2.2. Определять с участием проф­ кома: - порядок и размер вознаграждений по итогам работы за год; - все виды доплат не ниже установ­ ленных законодательством и другими нормативными документами на мо­ мент заключения коллективных догово­ ров; - минимальную норму выплаты иностранной валюты взамен суточ­ ных членам экипажей судов загранп- лавания не ниже минимальных размеров таких выплат, установлен­ ных для каждой из трех категорий плавсостава, согласно распоряжению правительства РФ от 3 ноября 1994 года № 1721-Р. Конкретный размер и порядок вып­ латы иностранной валюты взамен су­ точных членам экипажей судов загранплавания сверх минимального уровня определяются условиями кол­ лективного договора. 6.2.3. Пересмотр и введение новых норм труда производить лишь в слу­ чае осуществления технических, хо­ зяйственных и организационных мероприятий, повышающих произво­ дительность труда или обеспечиваю­ щих улучшение условий труда. Пересмотр и введение новых норм выработки, изменение условий оплаты труда производятся работодателями с обязательным извещением профкома не менее чем за месяц до их введения. При этом обязательным является эко­ номическое обоснование предлагае­ мых изменений. Если по истечении месяца профком не представит обоснованных замеча­ ний и возражений, то работодатели имеют право вводить новые нормы и условия оплаты труда. 6.2.5. Стоимость рациона бесплат­ ного коллективного питания работни­ ков плавсостава устанавливать исходя из научно обоснованных норм и ассор­ тимента питания, разработанных Рос­ сийской Академией наук, и фактической стоимости приобретае­ мых продуктов питания. Стоимость бесплатного лечебно­ профилактического питания для от­ дельных категорий работников, занятых на работах с особо вредными условиями труда, определять исходя из установленных рационов лечебно­ профилактического питания, предус­ мотренных для них действующими нормативно-правовыми актами. 6.3. В области режима труда и от­ дыха: 6.3.1. Соблюдать нормальную про­ должительность рабочего времени, ко­ торая не должна превышать 40 часов в неделю, а для лиц, занятых во вред­ ных условиях труда, подростков, жен­ щин - 36 часов в неделю. Для плавсостава устанавливается продолжительность рабочего времени при любых организациях труда не бо­ лее 12 часов в сутки. Рабочее время, время отдыха каждой вахты рёгламен- тируется распорядком, утвержденным капитаном-директором (капитаном). 6.3.2. Предоставлять ежегодный от­ пуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней (включая субботу). До­ полнительные отпуска предоставлять в соответствии с действующим законо­ дательством. 6.3.3. Устанавливая продолжитель­ ность рабочего времени плавсостава не более 12 часов в сутки, допускается двухсменная работа (вахта) с последу­ ющей компенсацией за работу сверх нормальной продолжительности рабо­ чего времени. 6.3.4. В отдельных случаях в пери­ од стоянки в порту для лиц командно­ го состава может вводиться дежурство. Продолжительность вахты (работы) при этом вместе с дежур­ ством не должна превышать 24 часов. Часы дежурства сверх времени ежед­ невной вахты (работы) компенсируют­ ся отгулом той же продолжительности, что и дежурство, то есть за каждые 7 часов дежурства - один день отдыха. 6.3.5. Вводить суммированный учет рабочего времени, в том числе и на от­ дельные периоды работы. В таких слу­ чаях часы переработки сверх нормальной продолжительности рабо­ чего времени должны быть компенси­ рованы за каждые 8 часов переработки одним днем отдыха или денежной ком­ пенсацией по желанию работника при наличии средств. 6.3.6. Дни еженедельного отдыха, праздничные дни, а также дополни­ тельные дни отдыха, приходящиеся на время нахождения судна в море, сум­ мировать и предоставлять отгулом по возвращении судна в порт с оплатой при их использовании в натуре в раз­ мере одинарного должностного оклада. 6.3.7. Зачислять в платный резерв сроком на 15 суток работников плавсо­ става по возвращении из отпуска, отгу­ ла суммированных выходных дней отдыха или другим уважительным при­ чинам отсутствия, а также работников, вновь принятых в плавсостав при на­ личии средств. Генеральный директор ОАО “ Мурманский траловый флот” Ю. Б. ПРУТКОВ Директор ЗАО “Тралфлот-1” В. А. ФЕДОТЕНКО Директор ЗАО “Тралфлот-2” А. В. ВАРГАНОВ Директор ОАО “ Прилуки” И. И. ФРУЦКИЙ Председатель профкома АООТ “ Мурманский траловый флот” Б. А. АЛЕКСЕЕВ Председатель СТК ОАО “ Мурманский траловый флот” Ю. А. ЗАТОРСКИЙ Слово - хорошо, а дело - куда лучше. Вот и давайте выбирать в СЕРЕДИНЕ РЕЙСА Николаи Ки­ риллович Елфимов, капитан ППР “Пере- мышль”, заболел. И старпом Юрий Прутков, всего четыре года назад закон­ чивший высшую мореходку, возглавил экипаж. Мало того, что у 29-летнего су­ доводителя не было диплома капитана дальнего плавания, он и психологически не готовился к такой замене. Известно, зам - не сам, окончательное решение все равно принимает “сам”, капитан. Но уж коли так случилось, надо работать. И капитан Ірутков блестяще выдержал ис­ пытание: рейс закончился с весьма высо­ кими результатами. Тогдашний начальник Мурманского тралового фло­ та Юрий Васильевич Манихин распоря­ дился выдать досрочно черный с золотом диплом Юрию Пруткову и приказом по флоту ввел “закон” : отныне каждый старший помощник обязан в любой мо­ мент заменить капитана, то есть должен знать все капитанские обязанности, уметь так руководить экипажем, чтобы вер нуться в порт с трудовой победой, а кро­ ме того головой отвечать за каждого моряка, за выполнение рейсового зада­ ния, за безаварийное плавание и т.д. - до бесконечности. В те времена особо не церемонились: на “ковре” у начальника флота или секретаря обкома партии за любой промах расправлялись быстро и круто. Уже с дипломом в кармане Прутков по заданию Министерства рыбного хо­ зяйства ушел на дальний юг, чтобы най­ ти скопления нототении. На борту находилась группа ученых. У острова Южная Георгия вели поиск. И нашли. Сообщив об этом в Минрыбхоз, ученые порекомендовали: на облове нототении не должно быть более тридцати судов. Но, как это обычно бывает, рекоменда­ ции слушают вполуха: на “пятачок” сбе­ жалось более сотни судов, а экипаж Пруткова в это время шел с полными трюмами .в родной порт. Потом были рейсы в Луанду, где шла война. “Братья”-кубинцы не раз предла­ гали молодому капитану покататься на танке или пострелять... Но ему было не­ когда заниматься такими “играми”: один экипаж на два судна - работы невпрово­ рот, дай Бог обойтись без эксцессов. Тем временем в тралфлот стали посту­ пать БАТы (большие автономные трауле­ ры) - совершенно новое слово в рыбацком судостроении. На них назначали самых опытных, самых именитых капитанов. А среди них - 32-летний Юрий Прутков. . . . ’’Генерал Родимцев” пришел в Мур­ манск в конце января 1979 года, завер­ шив свой первый рейс. Мне довелось встречать в аэропорту сына, дочь и пле­ мянника прославленного генерала, при­ сутствовать на празднике, устроенном в их честь на борту траулера. Помню, сколько теплых слов было сказано в ад рес молодого капитана и гостями, и мо­ ряками. Надо з а м е т ь - о г и в зтапы в судьбе Юрия Р ” . необычное с понятием пвпкеР „ танскую долж- вступление в к й каШгган на ность, саМЬ11‘ ” 0Мсудне- Впервые качественно новом а jfpyT_ в истории тралово н ков отправился сбежа- чтобы пот®”йапромысловый район f f i A T S J S — ■ » " ь Т і " хого океана). здравленнями в кают компании. Вскоре Юрий Борисович засобирался в Акаде­ мию народного хозяйства. Но ему не позволили, мол, статус не тот, всего лишь капитан... А раз остался без своего трау­ лера, что ж, пойдешь начальником иро- мрайона туда же, в Тихий океан. Вот тут Прутков увидел во всей красе все пробле­ мы организации промысла. Под его руко­ водством - 130 судов! Со всего Советского Союза. На промсоветах, выс­ лушав доклады капитанов, их мольбы, их доходящие до крика возмущения, на­ чальник промрайона обязан мгновенно решить, как выходить из ситуации. Поза­ рез нужно топливо, а танкер только вы- которых будет зависеть и собственная жизнь, и жизнь нескольких десятков моряков рядом, и сохранность судна, и выполнение плана. И если “укладкой” знаний занимались преподаватели (от начальника же зависели стратегия и же­ сткость требований), то административ­ но-хозяйственная работа изматывала, пороіі опускались руки и хотелось по­ слать все далеко и надолго. Это не тра­ улер, это даже не район промысла, это совсем другая сфера, связанная с морем лишь тематикой наук да практикой на судах курсантов. Конечно, здесь подра­ стали будущие “морские волки”, но пока это были бесшабашные "волчата”, для Но дело не только в географии: новый район подкинул молодому капитану за­ дачку весьма сложную. Нет рыбы! Ни один прибор не показывает ее присут­ ствия. Как быть? Но Прутков понял: рыба держится у поверхности. Только как приподнять трал? Придумали: уста­ новили вместе с кухтылями щитки, потом кухтыли и вовсе убрали. И пошли много­ тонные уловы. Но пока додумались, пока установили - целых 10 суток! - Прутков получал “приветы” от начальника флота, мол, не сделаешь к вечеру - ты снят с работы, ах, не сделал - утром ты уже не будешь капитаном. Вот после такого рей­ са, первого в ЮВТО, первого для ново­ го судна, и встречали БАТ “Генерал Родимцев” с оркестром на причале и по­ шел из Мурманска; нужен транспортный рефрижератор, чтобы перегрузить про­ дукцию, а его отправили в другой район, и траулеры ложатся в дрейф с полными трюмами, а у каждого капитана, как да­ моклов меч, план... У кого-то заболел моряк - необходима операция. Кому-то требуются запчасти - лебедка “полете­ л а ”... И все это плюс десятки других проблем надо решать сию минуту. Да еще и не ошибиться - опять же отвечаешь го­ ловой теперь уже не за один экипаж, а за 130! Может, и были у начальника промрай­ она минуты отчаяния, безысходности. Только об этом не знал никто. Как все­ гда, Юрий Борисович был улыбчив с кол­ легами, чуток к чужой беде, тверд в своих требованиях. В ы с о т а в з я т а . ІХоСЛЕ РАБОТЫ в Т и х о м океане Пруткова перебросили в Баренцево море опять же флагманом. Было уже полегче, сказывался опыт. И вдруг - приказ из главка “Севрыба”: немедленно пересесть на судно, идущее в Мурманск, и явиться в райком партии. А там Юрию Борисови­ чу сообщили, что отныне он начальник Мурманского мореходного училища! . н е обсуждают. И Приказы не жизни Пере- Ппѵтков впервые „ От та- шагнул п°Р °Гдарка’’ судьбы, кого волосы дыбом и гла- естественно, волосы д НескоЛЬКО за в разные стор ых на уме сотен пацанов, у котир одно озорство. Но им надо вложить в буйные головы серьезнейшие науки, от степени знания которых жесткая дисциплина, утверж­ денная новым начальником, воспринима­ лась как иго, как тирания. А Юрий Борисович уже думал о глав­ ном: надо создать поэтапное морское об­ разование, нужен колледж. А еще нужно построить общежитие для курсантов. Кроме того, следовало бы присоединить соседнюю школу, дабы создать доброт­ ный комплекс. Обивал “высокие” поро­ ги, добивался сноса “деревяшек” за “Детским миром”. Задумка-то была мас­ штабная! Жаль, конечно, что сегодня большую часть территории заполонили ларьки. Но было сделано основное: пост­ роено пятиэтажное общежитие, школа соединилась с училищем крытым перехо­ дом. Ввели поэтапную подготовку специ­ алистов - это было очень важно для флотов. Профтехучилище готовило рядо­ вых моряков-специалистов, средняя мо­ реходка - техников, высшая - инженеров. Да и создание колледжа хоть с немалы­ ми трудностями, но шло к своему логи­ ческому завершению. И т а к , в з я т а и э т а в ы с о т а . Прутков не просто “отбыл” почти восемь лет в высоком кресле начальника. Его не­ угомонная натура, умение держать дис­ циплину, талант общения с самыми разными людьми, незаурядный организа­ торский талант - весь этот великолепный набор качеств хорошего руководителя со­ служил добрую службу и мореходке, и городу, и флотам. Н АЧАЛЬНИКОМ тралового флота в 1992 году был Георгий Васильевич Тишков, когда в за$іы назначили Юрия Борисовича. Пробыв в этой должности пол года, он встал во главе флота. И тут грянула та самая жуть, которую правите­ ли страны величали приватизацией. В 24 - 30 апреля 1998 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz