Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.
12 О О О с о № 4 (4552) 27 января - 2 февраля 1995 года К 50-летию Великой Победы к ЯНВАРЯ 1945 ГОДА - пе чальный день для Северного флота. Холодным морозным вечером в море погиб эскад ренный миноносец “Деятель ный", а вместе с ним 117 членов его экипажа. 50-летию со дня гибели этого корабля и посвящаю этот материал, собранный по крохам, кратким упоминаниям в исторической литературе о боевом пути “Деятельного “ , по воспоминаниям ветера нов. Эсминец был заложен в США в ноябре 1918 года. Весной 1920 вошел в состав воен но-морских сил США под названием “ДД- 198 “Херндон“ . Мне не удалось узнать, в каких походах участвовал он, кто командо вал им. 23 сентября 1940 года эсминец передали ВМС Великобритании, и под названием “Черчилль" он защищал морские границы Великобритании от германских подводных и надводных кораблей. Наступил 1944 год. За падные союзники по антигитлеровской коа лиции открыли второй фронт. Италия вышла из войны и ее флот был разделен. В счет репарации союзники передали Советскому Союзу восемь эсминцев, в их числе “Чер чилль", который в апреле сорок четвертого получил очередное, третье, название - “Де ятельный". Кроме того, мы получили линкор и четыре подводных лодки. Бои на суше в Заполярье закончились в ноябре 1944 года . А война на море продолжалась до июня 1945 года . Особенно сви репствовали немецкие подводные лодки, действовавшие “вол чьими" стаями . Лодки получили новое оружие самонаводящиеся торпеды ... нием передаю корабли доблестному и смело му русскому флоту. Мы желаем удачи всем, кто будет плавать на них". В 12 часов под звуки британского гимна был спущен коро левский флаг, а через минуту оркестр ис полнил гимн Советского Союза. По команде начальника штаба отдельного дивизиона эс минцев капитана 3-го ранга Гордеева были подняты Военно-морской флаг Союза ССР и гюйс. Утром 16 авіуста 1944 года из Скапа- флоу восемь эсминцев взяли курс в откры тое море. Во второй половине дня они повстречались с линкором “Архангельск". Отряд лег на курс перехода Англия - Коль ский залив. Корабли выбрали такую скорость (18 узлов), чтобы настичь союз ный конвой “JW-5944, находившийся на пол- пути к Мурманску. Этот отрезок перехода был очень опасным: зона активных действий немецких подводных лодок. И корабли отря да должны были усилить охрану “JW-59“ . Из фондов музея КСФ - эсминец “ Деятельный “. Репродукция О. БОГАТОВОЙ. Публикуется впервые. Подводные лодки врага не раз пытались проникнуть в Кольский залив и другие мес та базирования Северного флота. Их попыт ки были тщетными. Наиболее активным противолодочным кораблем в эскадре счи тался эсминец “Деятельный", которым ко мандовал опытный североморец капитан 3-го ранга Пантелеймон Максимович Гончар. 3 декабря "Деятельный" стоял в Поляр ном. Рядом с ним находился "Живучий". Из штаба флота поступил приказ: "Деятельно му" и "Живучему" выйти в море для оказа ния помощи транспорту "Вологда", который остался без топлива северо-западнее Канина Носа. На буксир его взял тральщик № 37. Суда следовали в Иоканьгу. Оба эсминца покинули базу. Впереди со скоростью 20 узлов шел “Деятельный". Че рез час сигнальщики обнаружили тральщик N° 37, который с трудом тащил транспорт. Корабли заняли место в походном ордере. Лишь на следующие сутки “Деятельный" и “Живучий“ достигли Иоканьги. Поступил новый приказ - следовать на встречу конвою в районе Савахи и усилить его охрану. Ранним утром 5 декабря эсминцы “Де ятельный" и “Живучий “ вышли на поиск под водных лодок противника в районе от Святого Носа до Кольского залива. Ведущим был “Де ятельный “ . Видимость стала улучшаться, и СУДЬБА ЭСМИНЦА Когда с союзниками был полностью ре шен вопрос о передаче данных кораблей, в Англию отправились советские приемные команды на американских транспортах. Ут ром 28 апреля 1944 года суда стояли на рей де в Кольском заливе. Колокола громкого боя известили о выходе в море. Транспорты вышли из залива и построились в походный ордер. Конвой имел условное наименование “RA-59“ . Он состоял из сорока четырех су дов по пять в колонне и растянулся на не сколько миль в длину. На восьмые сутки слева по курсу показались Оркнейские ост рова, где расположена английская военно- морская база Скапа-флоу. 7 мая транспорты стали на якорь недалеко от порта Гринок. Эсминцы, выделенные для приемки, сто яли в “Альберт-доке “ и “Тайн-доке". В центре - эсминец "Черчилль". Корпус его имел длину 95 метров, ширину 9,4 метра. Водоизмещение 1500 тонн. Артиллерийское вооружение: две пушки - 102-мм в носу и 76-мм в корме, четыре 20-мм автомата "эр- ликон", один трехтрубный торпедный аппа рат в средней части корабля. На баке возвышался 24-ствольный противолодочный реактивный бомбомет "хеджехог" ( “Еж " ) , на корме имелись два бортовых бомбомета. Четыре котла обеспечивали мощность до 26000 л. с. и максимальный ход до 27 узлов. На “Черчилле" кроме старого вооруже ния находилась и новая техника - радар и гидроакустическая станция "Асдик". При знакомстве наших моряков с кораблем улыбку вызывали четыре высокие цилинд рические дымовые трубы. Перед экипажем “Черчилля“- “Деятель ного“ была поставлена основная задача: ре монтные работы выполнить к 16 июля, освоить технику и подготовить корабль к сложному переходу в Полярное. В воскресный июльский день на правом шкафуте, баке и юте эсминцев выстроились советские экипажи. На левом шкафуте - ан глийские моряки. На подъем Военно-морско го флага прибыли посол СССР в Англии Ф. Т. Гусев, глава военной миссии вице-адми рал Н. М. Харламов, вице-адмирал Г. И. Левченко, английский контр-адмирал Макс велл, мэр Ньюкасла, члены и сотрудники военной миссии, английские офицеры. “По поручению Британского адмиралтейства, - сказал Максвелл, - с большим удовлетворе 24 августа эсминцы вошли в Ваенгу и встали на якорь. Пройдя почти две тысячи миль, выдержав сильный шторм, отразив 62 атаки подводных лодок противника, они при были на Родину. Моряки потопили одну под водную лодку и три серьезно повредили. После тяжелого перехода эсминец “Деятель ный", как и другие, нуждался в ремонте. В начале сентября на Северном флоте бы ла создана для защиты морских коммуника ций и охраны конвоев эскадра надводных кораблей, в состав которой вошли линкор "Архангельск", крейсер "Мурманск" и три дивизиона эсминцев. “Деятельный" зачисли ли в третий. В ноябре командующий Беломорской фло тилией вице-адмирал Ю. А. Пантелеев руко водил проводкой конвоя “АБ-15“ - крупных ледоколов “И. Сталин“ и “Северный ветер“ из центральной Арктики в Белое море. На пути их следования находилось до 10 подвод ных лодок врага. 17 ноября в охранение ледоколов у кром ки льда в Карском море вступили эсминец “Деятельный“ , шесть “больших охотников“ и пять тральщиков. Погода не благоприятст вовала, круговерть закрывала все, затем на смену ей пришел густой туман. Усиливался ветер, крепчал мороз... 19 ноября “Деятель ный" передал эстафету охраны в море ко раблям второй группы. 23 ноября конвой "АБ-15" прибыл к месту назначения. На следующие сутки эсминцы и “большие охотники “ эскортировали из Белого моря в Кольский залив шесть американских транс портов и три танкера. При подходе к заливу Лумбовского с “Живучего4 заметили, что эс минец 4Деятельный4 сделал крутой поворот вправо и сбросил глубинные бомбы. Акустики обнаружили подводную лодку противника и прочно держали контакт с нею. Одна из атак оказалась результативной. На поверхности во ды появилось большое соляровое пятно. сигнальщики обнаружили две вражеские лод ки. Подводные пираты срочно ушли под воду. Эсминец дважды пробомбил район погружения и вернулся в строй, взял курс на вест. База была уже рядом. Но у Кильдинского плеса старшина 2-й статьи Г. Крайнов заметил с мостика “Деятельного" силуэт. Это подвод ная лодка врага заряжала аккумуляторные ба тареи. Эсминец поспешил на сближение с целью. Зенитчики С.Шелегов и Г. Козлов от крыли огонь из автоматических пушек. Одна из очередей попала в рубку срочно погружав шейся лодки. Вслед ей полетела серия бомб. Наступил победный 1945 год. На “Дея тельном" произошла смена командиров. Ко раблем стал командовать капитан-лейтенант Константин Кравченко. Многие из экипажа были удостоены орденов и медалей. В последние военные месяцы немецкие подводные лодки действовали дерзко, с отчая нием. Поэтому командованию флота пришлось усилить противолодочную оборону. В январе 1945 года на каждый транспорт выделялось четыре корабля, а в феврале - уже в два раза больше. В боях с кораблями охранения немцы применяли самонаводящиеся торпеды, а у нас еще не было эффективных средств их отраже ния. 16 января сорок пятого года эсминец “Дея тельный“ ушел в последний боевой поход. В 13.30 конвой “КБ-14 из восьми судов вышел из Коль ского залива в Белое море. Его сопровождали девять эсминцев. Головным шел 4Баку44, со сто роны берега суда охраняли “Разумный44, “Де рзкий4 и “Деятельный4. Погода резко ухудшалась. Шторм уси лился до девяти баллов, температура воздуха понизилась, над водой - парение. Началось обледенение кораблей. Впереди по курсу раздались глухие взрывы. Это “Жесткий “ бомбил обнару женную подводную лодку. В 21 час и со стороны “Деятельного" послышались взрывы, выстрелы. Вахтенный офицер старший лейтенант М. Турланов объявил: - Боевая тревога! Атака по подводной лодке! На мостик прибежал командир Констан тин Кравченко. Он сразу же приказал: - Полный ход, право руль! Цель была близка, но быстро погружа лась. Минеры сбросили глубинные бомбы. Корабль начал разворот на обратный курс для новой атаки. В этот момент в корме "Деятельного" раздался взрыв... В 20.55 эс минец потерял ход и заметно осел на корму. Командир корабля приказал: - Всем осмотреться! Доложить о по вреждениях! На юте никто по телефону не ответил. Молчали и в двух машинных отделениях. Радиосвязи не было. Спустя несколько мину г на командирский мостик поступило сообщение о том, что во второе машинное отделение поступает вода. Машина рабо тает "вразнос". К. Кравченко тяжело вздохнул после этих слов: значит, оторва ны винты. Нужно сообщить командиру конвоя. Но как? Рация молчала... Капи тан-лейтенант приказал морякам "эрли- конов" стрелять вверх трассирующими. Наконец доложили, что передатчик УКВ в строю. И Константин Афанасьевич сооб щил в эфир: - Корабль торпедирован. Машины за топлены. Медленно погружаюсь. Крен на правый борт. Принимаю меры к спасению корабля. Ответа не последовало - приемник вос становить не удалось. Старпом Олег Мачинский по приказу командира спустился вниз, чтобы пригото вить спасательные средства. Машинисты боролись за жизнь "Деятельного". В ос новном пострадала от взрыва вторая ма шина. Переборка деформировалась, огромный стальной лист повис над голова ми моряков, хлестал мазут. Погибли ко мандир машины старшина 1-й статьи Ф. Рогожин, старший краснофлотец Л. Тулу- заров был ранен в голову. Личный состав первой машины также вел тяжелую борь бу с разрушениями. Покинули помеще ние, только когда все меры были исчерпаны. Старпом продолжал осмотр раненого ко рабля. Выход на палубу завален. Искрили провода. Юта и кормовой надстройки не бы ло. Погрузилась в воду палуба в кормовой части. Группа моряков пыталась спустить на воду шлюпку. Но трос и стойки обледенели. В носовой части моряки аварийной партии готовили резиновую шлюпку и спасатель ные плотики. Крен "Деятельного" увели чился. Показался из воды нос эсминца. Старпом поднялся на мостик и доложил об увиденном. Радисты сообщили, что на по мощь идут эсминцы "Дерзкий" и "Живу чий". В 21.30 на радаре возник силуэт корабля. Сигнальщик передал "Дерзкому": “Приготовить буксирные средства, берите меня на буксир, нуждаюсь в срочной букси ровке на мелкое место". Но в этот момент "Дерзкий" вел атаку по подводной лодке. И К. Кравченко решился на последний приказ: - Всем покинуть корабль! На мостике остались два офицера - ко мандир и старпом. Константин Афанасьевич категорически приказал О. Мачинскому прыгать в воду. Вынырнув, старпом увидел, как "Деятельный" с грохотом и треском по гружался в морскую пучину. На командир ском мостике стоял капитан-лейтенант К. А. Кравченко... Взрывом глубинной бомбы Олега Мака ровича контузило. Очнувшись, увидел неда леко резиновую шлюпку с моряками, и тут же уткнулся в пробковый плотик. Эсминец "Дерзкий" спас всего семь мо ряков: единственного офицера - О. Мачин- ского, командира отделения сигнальщиков Д. Корябина, машиниста-турбиниста В. Шестопалова, боцмана Б. Тормозова, штур манского электрика П. Агеева, командира первой машины Н. Лебедева, командира от деления мотористов М. Кошелева. Так завершилась судьба эсминца "Дея тельный", потопленного немецкой подвод ной лодкой "Ѵ-997". Алевтина КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz