Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.

12 О О О с о № 4 (4552) 27 января - 2 февраля 1995 года К 50-летию Великой Победы к ЯНВАРЯ 1945 ГОДА - пе­ чальный день для Северного флота. Холодным морозным вечером в море погиб эскад­ ренный миноносец “Деятель­ ный", а вместе с ним 117 членов его экипажа. 50-летию со дня гибели этого корабля и посвящаю этот материал, собранный по крохам, кратким упоминаниям в исторической литературе о боевом пути “Деятельного “ , по воспоминаниям ветера­ нов. Эсминец был заложен в США в ноябре 1918 года. Весной 1920 вошел в состав воен­ но-морских сил США под названием “ДД- 198 “Херндон“ . Мне не удалось узнать, в каких походах участвовал он, кто командо­ вал им. 23 сентября 1940 года эсминец передали ВМС Великобритании, и под названием “Черчилль" он защищал морские границы Великобритании от германских подводных и надводных кораблей. Наступил 1944 год. За­ падные союзники по антигитлеровской коа­ лиции открыли второй фронт. Италия вышла из войны и ее флот был разделен. В счет репарации союзники передали Советскому Союзу восемь эсминцев, в их числе “Чер­ чилль", который в апреле сорок четвертого получил очередное, третье, название - “Де­ ятельный". Кроме того, мы получили линкор и четыре подводных лодки. Бои на суше в Заполярье закончились в ноябре 1944 года . А война на море продолжалась до июня 1945 года . Особенно сви­ репствовали немецкие подводные лодки, действовавшие “вол­ чьими" стаями . Лодки получили новое оружие самонаводящиеся торпеды ... нием передаю корабли доблестному и смело­ му русскому флоту. Мы желаем удачи всем, кто будет плавать на них". В 12 часов под звуки британского гимна был спущен коро­ левский флаг, а через минуту оркестр ис­ полнил гимн Советского Союза. По команде начальника штаба отдельного дивизиона эс­ минцев капитана 3-го ранга Гордеева были подняты Военно-морской флаг Союза ССР и гюйс. Утром 16 авіуста 1944 года из Скапа- флоу восемь эсминцев взяли курс в откры­ тое море. Во второй половине дня они повстречались с линкором “Архангельск". Отряд лег на курс перехода Англия - Коль­ ский залив. Корабли выбрали такую скорость (18 узлов), чтобы настичь союз­ ный конвой “JW-5944, находившийся на пол- пути к Мурманску. Этот отрезок перехода был очень опасным: зона активных действий немецких подводных лодок. И корабли отря­ да должны были усилить охрану “JW-59“ . Из фондов музея КСФ - эсминец “ Деятельный “. Репродукция О. БОГАТОВОЙ. Публикуется впервые. Подводные лодки врага не раз пытались проникнуть в Кольский залив и другие мес­ та базирования Северного флота. Их попыт­ ки были тщетными. Наиболее активным противолодочным кораблем в эскадре счи­ тался эсминец “Деятельный", которым ко­ мандовал опытный североморец капитан 3-го ранга Пантелеймон Максимович Гончар. 3 декабря "Деятельный" стоял в Поляр­ ном. Рядом с ним находился "Живучий". Из штаба флота поступил приказ: "Деятельно­ му" и "Живучему" выйти в море для оказа­ ния помощи транспорту "Вологда", который остался без топлива северо-западнее Канина Носа. На буксир его взял тральщик № 37. Суда следовали в Иоканьгу. Оба эсминца покинули базу. Впереди со скоростью 20 узлов шел “Деятельный". Че­ рез час сигнальщики обнаружили тральщик N° 37, который с трудом тащил транспорт. Корабли заняли место в походном ордере. Лишь на следующие сутки “Деятельный" и “Живучий“ достигли Иоканьги. Поступил новый приказ - следовать на­ встречу конвою в районе Савахи и усилить его охрану. Ранним утром 5 декабря эсминцы “Де­ ятельный" и “Живучий “ вышли на поиск под­ водных лодок противника в районе от Святого Носа до Кольского залива. Ведущим был “Де­ ятельный “ . Видимость стала улучшаться, и СУДЬБА ЭСМИНЦА Когда с союзниками был полностью ре­ шен вопрос о передаче данных кораблей, в Англию отправились советские приемные команды на американских транспортах. Ут­ ром 28 апреля 1944 года суда стояли на рей­ де в Кольском заливе. Колокола громкого боя известили о выходе в море. Транспорты вышли из залива и построились в походный ордер. Конвой имел условное наименование “RA-59“ . Он состоял из сорока четырех су­ дов по пять в колонне и растянулся на не­ сколько миль в длину. На восьмые сутки слева по курсу показались Оркнейские ост­ рова, где расположена английская военно- морская база Скапа-флоу. 7 мая транспорты стали на якорь недалеко от порта Гринок. Эсминцы, выделенные для приемки, сто­ яли в “Альберт-доке “ и “Тайн-доке". В центре - эсминец "Черчилль". Корпус его имел длину 95 метров, ширину 9,4 метра. Водоизмещение 1500 тонн. Артиллерийское вооружение: две пушки - 102-мм в носу и 76-мм в корме, четыре 20-мм автомата "эр- ликон", один трехтрубный торпедный аппа­ рат в средней части корабля. На баке возвышался 24-ствольный противолодочный реактивный бомбомет "хеджехог" ( “Еж " ) , на корме имелись два бортовых бомбомета. Четыре котла обеспечивали мощность до 26000 л. с. и максимальный ход до 27 узлов. На “Черчилле" кроме старого вооруже­ ния находилась и новая техника - радар и гидроакустическая станция "Асдик". При знакомстве наших моряков с кораблем улыбку вызывали четыре высокие цилинд­ рические дымовые трубы. Перед экипажем “Черчилля“- “Деятель­ ного“ была поставлена основная задача: ре­ монтные работы выполнить к 16 июля, освоить технику и подготовить корабль к сложному переходу в Полярное. В воскресный июльский день на правом шкафуте, баке и юте эсминцев выстроились советские экипажи. На левом шкафуте - ан­ глийские моряки. На подъем Военно-морско­ го флага прибыли посол СССР в Англии Ф. Т. Гусев, глава военной миссии вице-адми­ рал Н. М. Харламов, вице-адмирал Г. И. Левченко, английский контр-адмирал Макс­ велл, мэр Ньюкасла, члены и сотрудники военной миссии, английские офицеры. “По поручению Британского адмиралтейства, - сказал Максвелл, - с большим удовлетворе­ 24 августа эсминцы вошли в Ваенгу и встали на якорь. Пройдя почти две тысячи миль, выдержав сильный шторм, отразив 62 атаки подводных лодок противника, они при­ были на Родину. Моряки потопили одну под­ водную лодку и три серьезно повредили. После тяжелого перехода эсминец “Деятель­ ный", как и другие, нуждался в ремонте. В начале сентября на Северном флоте бы­ ла создана для защиты морских коммуника­ ций и охраны конвоев эскадра надводных кораблей, в состав которой вошли линкор "Архангельск", крейсер "Мурманск" и три дивизиона эсминцев. “Деятельный" зачисли­ ли в третий. В ноябре командующий Беломорской фло­ тилией вице-адмирал Ю. А. Пантелеев руко­ водил проводкой конвоя “АБ-15“ - крупных ледоколов “И. Сталин“ и “Северный ветер“ из центральной Арктики в Белое море. На пути их следования находилось до 10 подвод­ ных лодок врага. 17 ноября в охранение ледоколов у кром­ ки льда в Карском море вступили эсминец “Деятельный“ , шесть “больших охотников“ и пять тральщиков. Погода не благоприятст­ вовала, круговерть закрывала все, затем на смену ей пришел густой туман. Усиливался ветер, крепчал мороз... 19 ноября “Деятель­ ный" передал эстафету охраны в море ко­ раблям второй группы. 23 ноября конвой "АБ-15" прибыл к месту назначения. На следующие сутки эсминцы и “большие охотники “ эскортировали из Белого моря в Кольский залив шесть американских транс­ портов и три танкера. При подходе к заливу Лумбовского с “Живучего4 заметили, что эс­ минец 4Деятельный4 сделал крутой поворот вправо и сбросил глубинные бомбы. Акустики обнаружили подводную лодку противника и прочно держали контакт с нею. Одна из атак оказалась результативной. На поверхности во­ ды появилось большое соляровое пятно. сигнальщики обнаружили две вражеские лод­ ки. Подводные пираты срочно ушли под воду. Эсминец дважды пробомбил район погружения и вернулся в строй, взял курс на вест. База была уже рядом. Но у Кильдинского плеса старшина 2-й статьи Г. Крайнов заметил с мостика “Деятельного" силуэт. Это подвод­ ная лодка врага заряжала аккумуляторные ба­ тареи. Эсминец поспешил на сближение с целью. Зенитчики С.Шелегов и Г. Козлов от­ крыли огонь из автоматических пушек. Одна из очередей попала в рубку срочно погружав­ шейся лодки. Вслед ей полетела серия бомб. Наступил победный 1945 год. На “Дея­ тельном" произошла смена командиров. Ко­ раблем стал командовать капитан-лейтенант Константин Кравченко. Многие из экипажа были удостоены орденов и медалей. В последние военные месяцы немецкие подводные лодки действовали дерзко, с отчая­ нием. Поэтому командованию флота пришлось усилить противолодочную оборону. В январе 1945 года на каждый транспорт выделялось четыре корабля, а в феврале - уже в два раза больше. В боях с кораблями охранения немцы применяли самонаводящиеся торпеды, а у нас еще не было эффективных средств их отраже­ ния. 16 января сорок пятого года эсминец “Дея­ тельный“ ушел в последний боевой поход. В 13.30 конвой “КБ-14 из восьми судов вышел из Коль­ ского залива в Белое море. Его сопровождали девять эсминцев. Головным шел 4Баку44, со сто­ роны берега суда охраняли “Разумный44, “Де­ рзкий4 и “Деятельный4. Погода резко ухудшалась. Шторм уси­ лился до девяти баллов, температура воздуха понизилась, над водой - парение. Началось обледенение кораблей. Впереди по курсу раздались глухие взрывы. Это “Жесткий “ бомбил обнару­ женную подводную лодку. В 21 час и со стороны “Деятельного" послышались взрывы, выстрелы. Вахтенный офицер старший лейтенант М. Турланов объявил: - Боевая тревога! Атака по подводной лодке! На мостик прибежал командир Констан­ тин Кравченко. Он сразу же приказал: - Полный ход, право руль! Цель была близка, но быстро погружа­ лась. Минеры сбросили глубинные бомбы. Корабль начал разворот на обратный курс для новой атаки. В этот момент в корме "Деятельного" раздался взрыв... В 20.55 эс­ минец потерял ход и заметно осел на корму. Командир корабля приказал: - Всем осмотреться! Доложить о по­ вреждениях! На юте никто по телефону не ответил. Молчали и в двух машинных отделениях. Радиосвязи не было. Спустя несколько мину г на командирский мостик поступило сообщение о том, что во второе машинное отделение поступает вода. Машина рабо­ тает "вразнос". К. Кравченко тяжело вздохнул после этих слов: значит, оторва­ ны винты. Нужно сообщить командиру конвоя. Но как? Рация молчала... Капи­ тан-лейтенант приказал морякам "эрли- конов" стрелять вверх трассирующими. Наконец доложили, что передатчик УКВ в строю. И Константин Афанасьевич сооб­ щил в эфир: - Корабль торпедирован. Машины за­ топлены. Медленно погружаюсь. Крен на правый борт. Принимаю меры к спасению корабля. Ответа не последовало - приемник вос­ становить не удалось. Старпом Олег Мачинский по приказу командира спустился вниз, чтобы пригото­ вить спасательные средства. Машинисты боролись за жизнь "Деятельного". В ос­ новном пострадала от взрыва вторая ма­ шина. Переборка деформировалась, огромный стальной лист повис над голова­ ми моряков, хлестал мазут. Погибли ко­ мандир машины старшина 1-й статьи Ф. Рогожин, старший краснофлотец Л. Тулу- заров был ранен в голову. Личный состав первой машины также вел тяжелую борь­ бу с разрушениями. Покинули помеще­ ние, только когда все меры были исчерпаны. Старпом продолжал осмотр раненого ко­ рабля. Выход на палубу завален. Искрили провода. Юта и кормовой надстройки не бы­ ло. Погрузилась в воду палуба в кормовой части. Группа моряков пыталась спустить на воду шлюпку. Но трос и стойки обледенели. В носовой части моряки аварийной партии готовили резиновую шлюпку и спасатель­ ные плотики. Крен "Деятельного" увели­ чился. Показался из воды нос эсминца. Старпом поднялся на мостик и доложил об увиденном. Радисты сообщили, что на по­ мощь идут эсминцы "Дерзкий" и "Живу­ чий". В 21.30 на радаре возник силуэт корабля. Сигнальщик передал "Дерзкому": “Приготовить буксирные средства, берите меня на буксир, нуждаюсь в срочной букси­ ровке на мелкое место". Но в этот момент "Дерзкий" вел атаку по подводной лодке. И К. Кравченко решился на последний приказ: - Всем покинуть корабль! На мостике остались два офицера - ко­ мандир и старпом. Константин Афанасьевич категорически приказал О. Мачинскому прыгать в воду. Вынырнув, старпом увидел, как "Деятельный" с грохотом и треском по­ гружался в морскую пучину. На командир­ ском мостике стоял капитан-лейтенант К. А. Кравченко... Взрывом глубинной бомбы Олега Мака­ ровича контузило. Очнувшись, увидел неда­ леко резиновую шлюпку с моряками, и тут же уткнулся в пробковый плотик. Эсминец "Дерзкий" спас всего семь мо­ ряков: единственного офицера - О. Мачин- ского, командира отделения сигнальщиков Д. Корябина, машиниста-турбиниста В. Шестопалова, боцмана Б. Тормозова, штур­ манского электрика П. Агеева, командира первой машины Н. Лебедева, командира от­ деления мотористов М. Кошелева. Так завершилась судьба эсминца "Дея­ тельный", потопленного немецкой подвод­ ной лодкой "Ѵ-997". Алевтина КРИВЕНКО, старший научный сотрудник музея Краснознаменного Северного флота.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz