Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.

6 № 1 (4549) 6 - 12 января 1995 года Кошелёк и жизнь Р Ы Б А Ц К А Я Ж Е Н " Н А П Р О М Ы С Л Е ” Моими попутчиками в вагоне поезда, сле­ довавшего из Мурманска в Санкт-Петербург, оказались молодые женщины, совершавшие групповую поездку в Польшу. Поначалу ре­ шил, что они туристы, хотят познакомиться с достопримечательностями Варшавы, других польских городов. Но вскоре, когда за окнами вагона промелькнули огоньки Шонгуя, усом­ нился в предположении, поскольку разговоры женщин не выходили за рамки темы “подешевле купить - подороже продать“ . Две из этих женщин оказались женами рыбаков Мурманского тралового флота. По­ путчицы разговаривали громко, не стесняясь резких выражений и жаргонных словечек, по­ заимствованных из арсенала “крутых “ маль­ чиков. Только одна из “квартета“ с явными признаками гайморита (ей бы лечиться, бедо­ лаге) за всю дорогу, пожалуй, всего-то и ска­ зала, гнусавя: - Будем возвращаться обратно, я с вами в Бресте расстанусь. В Москву заеду. Куплю сотню домашних тапок. Мне один чувак обе­ щал сделать по три тысячи за пару. А в Мур­ манске каждую пару за шесть тысяч толкну. Триста тысяч деревянных кармана не оттянут. Потом за разговорами о купле-продаже вспомнили женщины о детях. Это лежавшая на верхней полке блондинка внесла диссонанс в торговую тематику: - Ань, а ты сына с кем оставила? - С мужем. Он у меня пятый месяц в бес­ платном резерве сидит. А так бы на кой черт мне “челноком4 мотаться! Прошли те време­ на, когда муж с моря приходил с валютой. Теперь тралфлот не кормит. - Ну и как управляется? Твой-то сынок ершистый. - У отца одна метода: что не так - сразу подзатыльник поддает. Только проку нет: Игорек весь двойками оброс. Намедни из школы пришел и шутит: “У меня сегодня сча­ стливый день. Если бы меня и по географии спросили, то я бы четыре двойки получил, а так только три принес...4 Блондинка прервала: - И то ладно. Твой хоть с сыном занимает­ ся, подзатыльники дает. Мой Данька тоже в двойках, как в репьях. А у муженька одно на уме - лишь бы нажраться. Хлещет все, что попадается, днями с парохода списали. Мне бы его хоть куда вытолкнуть. Тут как-то про­ трезвел, так говорю ему: “Бери коробку кон­ фет (в прошлый раз из Польши привезла), дуй в отдел кадров44. И что думаете? Опять приполз пьянющий. Уж и мужиком перестал быть... Товарка опять попыталась направить раз­ говор в торговое русло: - Мне соседка заказ дала - привезти ко­ ричневую шубку. Ты попроси пана, который в Варшаве в ресторан приглашал. Он наверняка знает, где можно подешевле купить. - А что ты своего пана не попросишь? Та­ кой обходительный - все пше да пше. - Да ну его. Мой пан другим озабочен. Де­ рнуло меня за язык в первый вечер, когда он к себе пригласил, брякнуть: “Давай сначала подрыхнем - устала за день“. А он решил, что я ему предлагаю сексом заняться. Теперь, как приду в его лачугу, начинает канючить: “Пше прошу, пани, подрыхнем44. - Что-то, девки, не в ту степь поехали. Лучше прикинем еще разок, что да как из Польши повезем. Я колготки закупать буду. Цветные. На них хороший навар получится. Только продавать надо у кинотеатра “Мур­ манск44. Я и место себе присмотрела. И пошло-поехало. Началась новая волна разговоров о купле-продаже, с детальными выкладками, чтобы не остаться в “прогаре44. Куда же завели наших соотечественников реформы? В кого превратил наших граждан “свободный" рынок? Рыбаки, здоровые парни, вынужденно отсиживаются на берегу, суда стоят на приколе. Для жен рыбаков обыден­ ным стало “хождение за три моря44, руку на­ били на перепродаже. Дети и дом запускают­ ся. А общество в целом? А государство? Геннадий ЮДЕНКО. Мурманск - Санкт-Петербур г. - Ах, оставь, пожалуй­ ста! Стоит ли портить праздник?! Николай ШМЕЛЕВ: "О КУРСЕ ДОЛЛАРА ПОИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ЛУЧШЕ У ГЛОБЬГ Рост курса доллара - явление многофакторное. По одному фак­ тору - одна картинка, по другому - противоположная. Какой будет равнодействующая, предсказать сложно. По фактору инфляции курс должен более-менее идти в ногу с ней, ну может быть, чуть забегая вперед или, наоборот, не­ много отставая. Рост курса зави­ сит от паритета покупательной способности валют, от цены на рынке в Москве и Нью-Йорке. Но в нормальных условиях ценовой фактор при определении курса оказывает примерно 1/10 влияния на него. 9 /10 - это влияние усло­ вий инвестиций капитала, это по­ казатель того, привлекательна ва­ ша валюта для инвестиций или нет. Так вот, если сложатся все- таки привлекательные инвестици­ онные условия для иностранных вкладчиков, хотя я в это дело не верю, то, вполне возможно, курс доллара, условно говоря, может уйти с 4 тысяч на 2 тысячи. Другой фактор - это политика нашего государства: 44Хотели как лучше, а получилось как всегда44. Где у нас гарантии, что намечен­ ные бюджетные “перегрузки4 ры­ нок будет принимать? Если не продадим государственные ценные бумаги в том объеме, в каком хо­ тели; если не получим иностран­ ных кредитов в том объеме, в ка­ ком хотели, то что будет? Обяза­ тельства государства будут накап­ ливаться, накапливаться... И ког­ да правительство станет перед альтернативой: начать печатать уже стотысячные и миллионные купюры либо взять и “обвалить4 курс до 10 тысяч, то есть ли у нас гарантия от повторения “черного4 вторника? Я в нее не верю. Какая тут сложится равнодействующая, какой будет курс доллара - об этом лучше поинтересоваться у Глобы. Может, он ответит. Я не знаю. “РГ“. “...Словно мухи тут и там, ходят слухи по дво­ рам..." - пел Владимир Высоцкий. Один из таких слухов и привел меня к заместителю начальни­ ка автоколонны № 1118 Ивану РЯБОКОНЮ. - Иван Павлович, это правда, что с нового года пенсионерам отменяются льготы бесплатного проезда в автобусах? - На основании распоряжения главы областной администрации в январе льготы не отменяются. Но, как говорится, нет дыма без огня, и слухи не совсем беспоч­ венны. Дело в том, что у нас есть и другой документ - от об­ ластного комитета по ценам. В нем говорится, что бесплатный проезд на автобусах в городах и районах области вводится по предложению местной админист­ рации, которая возмещает транс­ портные расходы. Если у адми­ нистрации для этого средств нет, то комитет по ценам рекоменду­ ет льготу отменить. Нам в 1994 году городская администрация перечислила 40 миллионов руб­ лей, то есть из расчета на одного пенсионера нам возмещено всего лишь 50 рублей в месяц. Реаль­ ные расходы, как понимаете, значительно выше. Что будет дальше с льготами, предсказы­ вать не берусь, финансовое по­ ложение у нас критическое. Скажу только, например, воен­ нослужащие не самая бедная ка­ тегория пассажиров и могут оп­ лачивать свой проезд. А вот что касается пенсионеров, то я пер­ вый готов голосовать за сохране­ ние льгот им. Ведь на те скуд­ ные пенсии, которые платит го­ сударство, люди и так не могут свести концы с концами. - Кстати , как решается на­ бивший оскомину вопрос о ль го ­ тах для военнослужащих? - Мишістерство обороны при­ казом № 300 от 2 сентября 1994 года предписало своим финансо­ вым органам в трехмесячный срок определиться с возмещени­ ем затрат транспортным органи­ зациям за проезд военнослужа­ щих. Что касается долгов, то Ле­ нинградский военный округ пол­ ностью погасил задолженность нашему объединению. - Как сказываются отношения с “Мурманскавтотрансом ‘ 4? Я знаю, что автоколонна обраща­ лась к властям с просьбой выде­ лить дотации напрямую автопар­ ку, минуя объединение. Чем это вызвано? - Любое передаточное, посред­ ническое звено отхватывает себе кусок от пирога. Мы, например, финансируемся областным бюдже­ том через “Мурманскавтотранс“ . В этом процессе я не могу понять она. Кроме этого 14 января 1995 года необходимо перечислить при­ мерно 450 млн. рублей налогов. Не говорю уже об оплате за элек­ троэнергию, тепло, воду, за кото­ рые снимают деньги со счета без нашего ведома. Короче, ситуация такая, что терпение коллектива водителей может в любую минуту сорваться. Обвинять их в чем-то трудно. У людей - семьи, которые надо кормить. Зарплата же не вы­ плачивается с октября. Как хо­ чешь, так и крутись. По этому налогоплательщика, а значит, и обязанности свои должны честнее выполнять. Если порядок будет наведен, мы готовы увеличить количество автобусов на рыночных маршру­ тах вдвое. Они будут курсиро­ вать, как поезда в метро, каж­ дую минуту, что позволит всем желающим без хлопот посещать рынки и возвращаться домой. В заключение скажу, что сто­ имость проезда с 1 января в го­ родском транспорте установлена с юты м ш щ а * нна нттш средста только одного: по какому праву ге­ неральный директор присвоил себе право распределять дотации, когда есть и совет директоров, и правле­ ние акционерного общества. Чем можно объяснить то, что автоко­ лонна № 1118, выполняя 45,8 про­ цента пассажирских перевозок, получает 37 процентов дотаций? Такое положение не только у нас. На последнем совете директо­ ров руководители ряда смежных предприятий задали вопрос о недо­ стающих процентах дотаций, но вразумительного ответа не получи­ ли. Самое интересное то, что обла­ стная администрация все свои обя­ зательства по дотированию выпол­ нила, а нам уже с 6 декабря нечем платить за бензин. Из 4 млрд. рублей, выделенных на четвертый квартал, мы получили только два. Спасибо нефтебазе, которая чувст­ вует свою ответственность перед городом и отпускает топливо в долг. - Иван Павлович! Кондукторы, надо полагать, привозят с коммер­ ческих рейсов какие-то деньги. Ку­ да они уходят? - Да, кондукторы привозят еже­ суточно порядка 30 млн. рублей, но эти крохи не покрывают всех расходов. За одно топливо мы дол­ жны ежедневно платить 24 милли­ поводу мы обратились к руководи­ телям области, водители направля­ ли свою делегацию в “Мурман- скавтотранс44. Результат - обеща­ ния. А обещанного сколько ждать - всем известно. Кроме этих проблем есть у нас еще одна не менее важная, кото­ рая не позволяет нормально рабо­ тать. Пользуясь случаем, хочу еще раз обратиться к городским вла­ стям, работникам ^автоин сп ек ­ ции. Наведите, пожалуйста, поря­ док в выходные дни на Прибреж­ ной дороге! Столпотворение лично­ го автотранспорта затрудняет дви­ жение автобусов, которые на ука­ занном участке больше стоят, чем двигаются. Водители частных авто­ машин игнорируют все знаки, ко­ торые для них должны быть зако­ ном. А в результате водитель в нервозном состоянии управляет переполненным автобусом, в усло­ виях ограниченной маневренности порой и зацепляет какую-нибудь “вольво“ . А за царапину ему же потом нужно квартал бесплатно работать. Я считаю, что автоинс­ пекции не надо ждать, пока с ней директор рынка заключит дого­ вор... Пора и власть употребить. Все мы находимся на государст­ венной службе и живем за счет следующая: - одна поездка в автобусе, троллейбусе - 500 руб., - в коммерческих автобусах - 600 руб., - месячный проездной билет на один вид транспорта - 25 тыс. руб., - для школьников и учащихся ПТУ - 5 тыс. руб., - для студентов - 6 тыс. руб., - стоимость декадного проезд­ ного билета - 8,5 тыс. руб., - месячный проездной на два вида транспорта - 45 тыс. руб., за бесплатный проезд штраф - 10 тыс. руб., - за бесплатный провоз бага­ жа штраф - 8 тыс. руб. На пригородных маршрутах стоимость одного километра 120 руб., на коммерческих рейсах - 140 руб. Спасибо за конкретные цифры. Но раз уж упомянули о пригородных маршрутах, то в за­ ключение еще вопрос: как с пен­ сионной льготой проезда в Колу, Мурмаши и т. п.? - На всех “сотках4 льгота то­ же пока сохранена. Беседовал Владимир СТУДЕНЕЦ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz