Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.
К юбилею тралфлота Мж. м-з^ц 20-26 января 1995 гОДа \ \ Стремление Демидова выйти за пределы разведанных, изученных районов не было его причудами. В тридцатые годы Мурманский траловый флот быстро попол нялся новыми промысловыми судами. Тес но становилось в Центральном районе, на Мурманском мелководье, Гусиной банке. Заработки рыбаков, прямо зависящие от количества выловленной рыбы, заметно поубавились. Демидов не раз предлагал заглядывать в новые, малоисследованные районы. Но его не поддерживали, боясь провалить экспериментами напряженные планы. Но два-три раза украдкой он все же поворачивал на север, продвигаясь каждый раз все дальше и дальше. Почему именно на север? Он не раз приводил свои расчеты в отделе промысло вой разведки флота и членам своего эки пажа. - Уже второй десяток лет наши трауле ры промышляют в Баренцевом море, - энергично начинал Демидов “лекцию “ , как прозвали моряки эти беседы у карты. - Мы^далеко ушли от берегов. Но тесним ся, сбиваемся в кучу на так называемой основной струе Мурманского течения да у той, что склоняется к Шпицбергену. А между ними, на северо-востоке, мы не по являлись. Недосуг, да глубины пугают: 290, 300, 350 метров. А кто доказал, что там рыбе плохо? - Неудача наших попыток, - продолжал Демидов, - в том, что мы не можем отре шиться от укоренившегося мнения, будто на глубинах более двухсот метров рыбы бывает мало. А ведь мы и не опускали тралы глубже двухсот метров... Не всегда моряки знают планы капита на. В этом рейсе ни для кого не было сек ретом, куда и зачем шли. Поэтому ожидания и нетерпение были общими. Да же кок высовывался в иллюминатор, выбе гал на палубу. - Глубина растет, температура воды повышается, - с удивлением, не отрываясь от приборов, докладывал штурман. Глянув на глубиномер, застывший на отметке 266 метров, Демидов распорядился: - Спускаем трал - и потихоньку назад, на юг, пересечем все глубины до 200 мет ров. Напряжение нарастало. Все свободные от вахты наблюдали, как “Уссуриец4 плавно натягивал влажные стальные вае- ра. На палубе стало тихо. Только поскри пывала много повидавшая на своем веку лебедка. Вышла марка “75 метров“. По казалась кормовая распорная доска. Почти одновременно с нею в трех десятках мет ров от борта брызнула серо-зеленая пена и грузно качнулся мешок. Стаи чаек за кружились над волнами. Заговорили и за суетились моряки. Боцман готовил буй. - Тонны три с половиной будет... - Бери больше - все четыре! - Вот это улов! Крупная треска вперемежку с ровным красноватым окунем брызнула живым тре пещущим ручьем, растеклась по палубе. Вскоре снова спустили трал. И опять - удача. Попробовали ночью - и ночью рыба ловилась хорошо. Утром в радиосводке, довольные и нетерпеливые, назвали уловы и квадраты. С судов и с берега посыпа лись запросы: - Уточните место. Повторите квадраты. Капитан сам в радиорубке диктовал цифры: 1361, 1362, 1389. Но Демидову не верили. Так и работал “Уссуриец“ , не признанный до конца рейса. Как в тридца том году. Тогда, по возвращении, флагман выплеснул на Демидова всю злость: - Диплом на стол положишь! Диплом тогда за ним оставили, весо мым аргументом в его защиту были пол ные трюмы рыбы. Но выговор схлопотал. Теперь промысловики тоже не пошли по его следам, но в порту он неожиданно получил добро на новый рейс в тот же район, несмотря на то, что скепти ки по-прежнему кривили губы: - Демидов ошибается: рыбы в тех местах и на таких глубинах быть не может. Но следующий рейс, из которо го “Уссуриец“ возвратился с та кими же полными трюмами, заставил самых недоверчивых признать, что сделано серьезное открытие. Новые заходы в этот район, уже других судов, доказали, что на банке трескѵ можно ловить на глубинах до 300 метров и больше и что на этих больших глубинах находятся мощные концентрации крупного окуня . Это было откры тием, менявшим многие традици онные представления. Уже в 1939 году флот выловил на Демидовской банке 434 тысячи центнеров рыбы, в основном ров ной трески и крупного окуня, что составило около четверти его тог дашней годовой добычи. Демидовская банка стала одним из важнейших промысловых райо нов тралового флота и в весенние и осенние месяцы служила надежным резер вом в остальное время года. Но дело не только в том,, что в производ ственный оборот вводился новый промысло вый район. Становились оправданными поиски других подобных районов. Всегда интересно знать, каким он был, первооткрыватель? По мнению людей, близко знавших капи тана Демидова, самый точный и яркий внешний его портрет образно нарисовал его добрый товарищ капитан дальнего плавания Георгий Сергеевич Попов. ... Среднего роста, широкий в плечах, с круглой, коротко подстриженной головой, - писал Попов в “Полярной правде“ . - Лицо его было по-северному смуглым, щеки овальные, с темным румянцем, всегда начи сто, до синевы, свойственной брюнетам, вы бритые. Яркие, чуть припухлые губы придавали выражению лица неуловимую мягкость. Нос короткий, прямой. Под густы ми отчетливыми бровями темно-карие, почти черные, очень живые глаза “ . Георгий Сергеевич особенно подчеркивал спокойный, уравновешенный характер, осно вательность Демидова: “По лицу Ивана Ни колаевича всегда и безошибочно можно было определить его настроение. Если он был всегда спокоен, то прикрытые длинными ре сницами глаза поблескивали искрами смеха и чуть приподнятая верхняя губа, казалось, удерживала готовую сорваться шутку или смех. Но стоило ему рассердиться, как ни чего шутливого и мягкого не оставалось во всем лице. Губы делались тонкими, глаза становились больше и слегка приподнятые брови придавали всему лицу выражение удивленной гордости. Даже подбородок терял округлость очертаний и как-то заострялся. Демидов никогда при этом не повышал голо са, но все слова и фразы, произнесенные им, сразу становились внушительными. Его под чиненные, из тех, которым по каким-либо причинам приходилось выслушивать от Ива на Николаевича замечания, говорили обыч но, что предпочли бы выслушать пару крепких морских фраз, чем те спокойно про изнесенные. строгие слова, в которые Деми дов умел облечь свое мнение “ . Как любая цельная натура, Демидов был, конечно, сложным человеком: одновременно добрым и крутым, улыбчивым и колючим, мужественным и легкоранимым. В формировании его как личности, безус ловно, сыграла роль среда, в которой он ста новился на ноги, мужал. Родился он в Сумском Пасаде 25 июня 1899 года, в поморской семье, где кроме не го было еще четырнадцать детей. В таких семьях физический труд, постоянный и без скидок на возраст, становился жизненной потребностью и необходимостью. Поскольку жили у моря, труд этот всегда был связан с морем. Отец, работавший капитаном парус ных судов по найму, не успел обучить свое му делу сына, сошел в могилу от туберкулеза, когда Ивану было всего десять лет. Поглотило море во время шторма ходив шего на паруснике “Альфа “ одного из братьев. Другие тоже умирали рано, один за другим, от недоеданий и болезней. Из домашнего работника, окончив двух классную школу, одиннадцатилетний Иван Демидов становится кормильцем, зуйком на факториях судовладельцев П. И. Матросова и Н. И. Демидова в становище Гаврилово. С весны до осени работает, зимой урывками продолжает учиться. Дальнейшие его трудо вые шаги - уже только по палубам судов: матрос на паруснике “Малина “ , “Филипп “ , “Дмитрий Донской“ , “Вера“. В 1920 году, после окончания вечернего отделения Архангельской мореходной шко лы, его назначают штурманом. Впервые он поднимается в рубку РТ-25 “Сайда“ пове лителем морских дорог. Это было время ста новления советского тралового флота, и Иван Николаевич оказался у самых истоков его рождения. Но он не замкнулся в круіу своих профессиональных обязанностей. Капитан Степан Дмитриевич Копытов вспоминал: - Зимой 1921-22 годов, во время стоянки траулеров в Архангельском портуt все штур маны в порядке производственной практики получили задание связать по одному тралу. Мало кто взялся за это дело. Некоторые да же обиделись. Мы, дескать, моряки, а не вя зальщики сетей. Демидов же не только связал несколько тралов, но и вооружил их, то есть сплел отдельные части и посадил на подбору. Вскоре выдался случай применить эти знания. Об этом рассказал другой капитан, Андрей Яковлевич Маклаков: - Иван Николаевич Демидов ходил тогда, в начале двадцатых годов, штурманом на рыболовном траулере “Окунь “ . Как-то не явился к отходу тралмейстер. “Не будем те рять время, - сказал Демидов, - я его заме ню“ . И весь рейс совмещал обязанности штурмана и тралмейстера. Наконец в 1926 году, 16 марта (он за помнил этот день на всю жизнь), Иван Ни колаевич поднялся на мостик РТ-42 “Пинагор“ в новом качестве - капитаном. Недюжинные штурманские способности, во многом унаследованные от земляков-помо- ров, смелость, любознательность, настойчи вость не могли не поднять его на эту высоту над морем. Менялись рыболовные суда - “Палтус “ , “Двина “ , “Дельфин“ , “Куйбы шев “ , “Микоян “, “Уссурийск “ , - но неиз менными оставались успехи Демидова. Никогда он не приводил в порт траулер с пустыми трюмами. Когда в 1931 году наиболее опытных су доводителей стали посылать в поисковые рейсы, закономерно, что среди них оказался и Демидов. У капитана Попова в толстой тетради, куда он много лет заносил свои мысли и на блюдения, есть такие строки: “Капитан про мыслового траулера - это моряк и промысловик, а капитан поискового траулера - это моряк, промысловик и разведчик... Он должен уметь точно и быстро оценивать про мысловую обстановку, сопоставлять факты, находить взаимосвязь между ними и де лать выводы. Он должен много знать о ры бах, о море и о тех явлениях, которые оказывают на жизнь рыб прямое или кос венное влияние. Он должен быть пытлив, наблюдателен, ненасытен в стремлении познать море, раскрыть его тайны. Капи- тан-разведчик - это очень ответственно! “ . Всеми этими качествами к тому време ни уже обладал Демидов. Вскоре после открытия Демидовская банка была взята под наблюдение учеными ПИНРО. В 1938 году институт издал про мысловую лоцию этого района. В 19^9- 1940 годах поисковый комбайн “Авангард “ под командованием Василия Алексеевича Егорова работал здесь ступенчатым мето дом и ставил сети на глубинах от 1 до 75 метров. В 1941 году лаборатория геологии моря ПИНРО подготовила новую промысловую карту - план Демидовскои банки. Но боль шего сделать не успели: с началом Вели кой Отечественной войны район оказался в зоне боевых действий. Все исправные траулеры были переда ны Северному флоту. Осталось только семь, которые находились в ремонте. Когда их вернули в строй, ветераны тралового ^ лота И. Н. Демидов, В. Н. Буряк, О. Е. ононов, Г. С. Форощук повели суда в Ба ренцево море, .на старые промысловые бан ки. Возглавил отряд судов Иван Николаевич Демидов. До войны Мурманский траловый флот имел 22 промысловых района общей пло щадью 115 тысяч квадратных миль. Во второй половине 1941 года промысловая площадь составляла лишь 1 процент этой территории. Но и здесь оыбаки находили рыбу, несмотря на бомбы, мины, атаки вражеских судов и самолетов. Из одного такого рейса Иван Николае вич Демидов не вернулся. Он умер на тру довом посту 7 мая 1942 года от туберкулеза. В послевоенное время большим знато ком Демидовской банки стал капитан Ге оргий Сергеевич Попов, который очень дружил с Демидовым. Он пришел сюда уже в августе 1945 года на траулере “Серго Орджоникидзе“ и в первую оче редь обследовал те квадраты, где в 1937 году Демидов обнаружил большие косяки рыбы. И сразу попал на рыбу. Потом появился новый поисковый трау лер - “Капитан Демидов“. Командовать им доверили Г. С. Попову. Он совершил в этот район с 1945 по 1952 год 33 рейса, работал там более 500 промысловых суток. Траулер с именем капитана Демидова почти постоянно находился в открытом им районе. Накапливались материалы о мете орологических и гидрологических услови ях. Ветры там более сильные, чем в цент ральных районах, волна круче. Но зимой теплее, чем у острова Медвежий. Не так уж много штормовых дней. Туманы летом длительны, но прозрачны. Район почти всегда свободен от айсбергов. Г. С. Попову лишь дважды довелось видеть одну и ту же ледяную плавучую гору, 17 и 21 мая в квадратах 1490 и 1443. Зимняя кромка полярного льда проходит выше на один-два градуса. Хорошо изучи ли поисковики гидрологические условия банки. С востока и юго-востока район круглый год “забаррикадирован“ холодны ми придонными водами полярного фронта. С севера нависают охлажденные воды Центральной возвышенности. Вместе они как бы создают огромный относительно теплый бассейн, где много планктона и бентоса, которыми питаются рыбы. Несмотря на многие сложности, рыбаки уверенно чувствовали себя на Демидовской банке в любое время года. В 1969 году вошел в строй БМРТ-454 “Капитан Демидов “ , построенный на Гданьской судо верфи. Моряки его продолжили дело прославленного промыслови ка, не забывали о его семье. Жена его вспоминала: “Возвращаясь в порт с промысла, моряки ( “Капи тана Демидова “ ) всегда посеща ют меня, справляются о здоровье, приносят подарки. В сентябре кол лектив корабля вручші мне бес платную путевку для санаторного лечения и деньги на дорогу. Меня глубоко волнует их чуткость и очень радует, что я не одинока, что у меня есть большая, добрая семья демидовцев. Я испытываю огромную радость в жизни, когда слушаю по радио или читаю в га зетах об их трудовых успехах44. Станислав ДАЩИНСКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz