Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.

К юбилею тралфлота Мж. м-з^ц 20-26 января 1995 гОДа \ \ Стремление Демидова выйти за пределы разведанных, изученных районов не было его причудами. В тридцатые годы Мурманский траловый флот быстро попол­ нялся новыми промысловыми судами. Тес­ но становилось в Центральном районе, на Мурманском мелководье, Гусиной банке. Заработки рыбаков, прямо зависящие от количества выловленной рыбы, заметно поубавились. Демидов не раз предлагал заглядывать в новые, малоисследованные районы. Но его не поддерживали, боясь провалить экспериментами напряженные планы. Но два-три раза украдкой он все же поворачивал на север, продвигаясь каждый раз все дальше и дальше. Почему именно на север? Он не раз приводил свои расчеты в отделе промысло­ вой разведки флота и членам своего эки­ пажа. - Уже второй десяток лет наши трауле­ ры промышляют в Баренцевом море, - энергично начинал Демидов “лекцию “ , как прозвали моряки эти беседы у карты. - Мы^далеко ушли от берегов. Но тесним­ ся, сбиваемся в кучу на так называемой основной струе Мурманского течения да у той, что склоняется к Шпицбергену. А между ними, на северо-востоке, мы не по­ являлись. Недосуг, да глубины пугают: 290, 300, 350 метров. А кто доказал, что там рыбе плохо? - Неудача наших попыток, - продолжал Демидов, - в том, что мы не можем отре­ шиться от укоренившегося мнения, будто на глубинах более двухсот метров рыбы бывает мало. А ведь мы и не опускали тралы глубже двухсот метров... Не всегда моряки знают планы капита­ на. В этом рейсе ни для кого не было сек­ ретом, куда и зачем шли. Поэтому ожидания и нетерпение были общими. Да­ же кок высовывался в иллюминатор, выбе­ гал на палубу. - Глубина растет, температура воды повышается, - с удивлением, не отрываясь от приборов, докладывал штурман. Глянув на глубиномер, застывший на отметке 266 метров, Демидов распорядился: - Спускаем трал - и потихоньку назад, на юг, пересечем все глубины до 200 мет­ ров. Напряжение нарастало. Все свободные от вахты наблюдали, как “Уссуриец4 плавно натягивал влажные стальные вае- ра. На палубе стало тихо. Только поскри­ пывала много повидавшая на своем веку лебедка. Вышла марка “75 метров“. По­ казалась кормовая распорная доска. Почти одновременно с нею в трех десятках мет­ ров от борта брызнула серо-зеленая пена и грузно качнулся мешок. Стаи чаек за­ кружились над волнами. Заговорили и за­ суетились моряки. Боцман готовил буй. - Тонны три с половиной будет... - Бери больше - все четыре! - Вот это улов! Крупная треска вперемежку с ровным красноватым окунем брызнула живым тре­ пещущим ручьем, растеклась по палубе. Вскоре снова спустили трал. И опять - удача. Попробовали ночью - и ночью рыба ловилась хорошо. Утром в радиосводке, довольные и нетерпеливые, назвали уловы и квадраты. С судов и с берега посыпа­ лись запросы: - Уточните место. Повторите квадраты. Капитан сам в радиорубке диктовал цифры: 1361, 1362, 1389. Но Демидову не верили. Так и работал “Уссуриец“ , не признанный до конца рейса. Как в тридца­ том году. Тогда, по возвращении, флагман выплеснул на Демидова всю злость: - Диплом на стол положишь! Диплом тогда за ним оставили, весо­ мым аргументом в его защиту были пол­ ные трюмы рыбы. Но выговор схлопотал. Теперь промысловики тоже не пошли по его следам, но в порту он неожиданно получил добро на новый рейс в тот же район, несмотря на то, что скепти­ ки по-прежнему кривили губы: - Демидов ошибается: рыбы в тех местах и на таких глубинах быть не может. Но следующий рейс, из которо­ го “Уссуриец“ возвратился с та­ кими же полными трюмами, заставил самых недоверчивых признать, что сделано серьезное открытие. Новые заходы в этот район, уже других судов, доказали, что на банке трескѵ можно ловить на глубинах до 300 метров и больше и что на этих больших глубинах находятся мощные концентрации крупного окуня . Это было откры­ тием, менявшим многие традици­ онные представления. Уже в 1939 году флот выловил на Демидовской банке 434 тысячи центнеров рыбы, в основном ров­ ной трески и крупного окуня, что составило около четверти его тог­ дашней годовой добычи. Демидовская банка стала одним из важнейших промысловых райо­ нов тралового флота и в весенние и осенние месяцы служила надежным резер­ вом в остальное время года. Но дело не только в том,, что в производ­ ственный оборот вводился новый промысло­ вый район. Становились оправданными поиски других подобных районов. Всегда интересно знать, каким он был, первооткрыватель? По мнению людей, близко знавших капи­ тана Демидова, самый точный и яркий внешний его портрет образно нарисовал его добрый товарищ капитан дальнего плавания Георгий Сергеевич Попов. ... Среднего роста, широкий в плечах, с круглой, коротко подстриженной головой, - писал Попов в “Полярной правде“ . - Лицо его было по-северному смуглым, щеки овальные, с темным румянцем, всегда начи­ сто, до синевы, свойственной брюнетам, вы­ бритые. Яркие, чуть припухлые губы придавали выражению лица неуловимую мягкость. Нос короткий, прямой. Под густы­ ми отчетливыми бровями темно-карие, почти черные, очень живые глаза “ . Георгий Сергеевич особенно подчеркивал спокойный, уравновешенный характер, осно­ вательность Демидова: “По лицу Ивана Ни­ колаевича всегда и безошибочно можно было определить его настроение. Если он был всегда спокоен, то прикрытые длинными ре­ сницами глаза поблескивали искрами смеха и чуть приподнятая верхняя губа, казалось, удерживала готовую сорваться шутку или смех. Но стоило ему рассердиться, как ни­ чего шутливого и мягкого не оставалось во всем лице. Губы делались тонкими, глаза становились больше и слегка приподнятые брови придавали всему лицу выражение удивленной гордости. Даже подбородок терял округлость очертаний и как-то заострялся. Демидов никогда при этом не повышал голо­ са, но все слова и фразы, произнесенные им, сразу становились внушительными. Его под­ чиненные, из тех, которым по каким-либо причинам приходилось выслушивать от Ива­ на Николаевича замечания, говорили обыч­ но, что предпочли бы выслушать пару крепких морских фраз, чем те спокойно про­ изнесенные. строгие слова, в которые Деми­ дов умел облечь свое мнение “ . Как любая цельная натура, Демидов был, конечно, сложным человеком: одновременно добрым и крутым, улыбчивым и колючим, мужественным и легкоранимым. В формировании его как личности, безус­ ловно, сыграла роль среда, в которой он ста­ новился на ноги, мужал. Родился он в Сумском Пасаде 25 июня 1899 года, в поморской семье, где кроме не­ го было еще четырнадцать детей. В таких семьях физический труд, постоянный и без скидок на возраст, становился жизненной потребностью и необходимостью. Поскольку жили у моря, труд этот всегда был связан с морем. Отец, работавший капитаном парус­ ных судов по найму, не успел обучить свое­ му делу сына, сошел в могилу от туберкулеза, когда Ивану было всего десять лет. Поглотило море во время шторма ходив­ шего на паруснике “Альфа “ одного из братьев. Другие тоже умирали рано, один за другим, от недоеданий и болезней. Из домашнего работника, окончив двух­ классную школу, одиннадцатилетний Иван Демидов становится кормильцем, зуйком на факториях судовладельцев П. И. Матросова и Н. И. Демидова в становище Гаврилово. С весны до осени работает, зимой урывками продолжает учиться. Дальнейшие его трудо­ вые шаги - уже только по палубам судов: матрос на паруснике “Малина “ , “Филипп “ , “Дмитрий Донской“ , “Вера“. В 1920 году, после окончания вечернего отделения Архангельской мореходной шко­ лы, его назначают штурманом. Впервые он поднимается в рубку РТ-25 “Сайда“ пове­ лителем морских дорог. Это было время ста­ новления советского тралового флота, и Иван Николаевич оказался у самых истоков его рождения. Но он не замкнулся в круіу своих профессиональных обязанностей. Капитан Степан Дмитриевич Копытов вспоминал: - Зимой 1921-22 годов, во время стоянки траулеров в Архангельском портуt все штур­ маны в порядке производственной практики получили задание связать по одному тралу. Мало кто взялся за это дело. Некоторые да­ же обиделись. Мы, дескать, моряки, а не вя­ зальщики сетей. Демидов же не только связал несколько тралов, но и вооружил их, то есть сплел отдельные части и посадил на подбору. Вскоре выдался случай применить эти знания. Об этом рассказал другой капитан, Андрей Яковлевич Маклаков: - Иван Николаевич Демидов ходил тогда, в начале двадцатых годов, штурманом на рыболовном траулере “Окунь “ . Как-то не явился к отходу тралмейстер. “Не будем те­ рять время, - сказал Демидов, - я его заме­ ню“ . И весь рейс совмещал обязанности штурмана и тралмейстера. Наконец в 1926 году, 16 марта (он за­ помнил этот день на всю жизнь), Иван Ни­ колаевич поднялся на мостик РТ-42 “Пинагор“ в новом качестве - капитаном. Недюжинные штурманские способности, во многом унаследованные от земляков-помо- ров, смелость, любознательность, настойчи­ вость не могли не поднять его на эту высоту над морем. Менялись рыболовные суда - “Палтус “ , “Двина “ , “Дельфин“ , “Куйбы­ шев “ , “Микоян “, “Уссурийск “ , - но неиз­ менными оставались успехи Демидова. Никогда он не приводил в порт траулер с пустыми трюмами. Когда в 1931 году наиболее опытных су­ доводителей стали посылать в поисковые рейсы, закономерно, что среди них оказался и Демидов. У капитана Попова в толстой тетради, куда он много лет заносил свои мысли и на­ блюдения, есть такие строки: “Капитан про­ мыслового траулера - это моряк и промысловик, а капитан поискового траулера - это моряк, промысловик и разведчик... Он должен уметь точно и быстро оценивать про­ мысловую обстановку, сопоставлять факты, находить взаимосвязь между ними и де­ лать выводы. Он должен много знать о ры­ бах, о море и о тех явлениях, которые оказывают на жизнь рыб прямое или кос­ венное влияние. Он должен быть пытлив, наблюдателен, ненасытен в стремлении познать море, раскрыть его тайны. Капи- тан-разведчик - это очень ответственно! “ . Всеми этими качествами к тому време­ ни уже обладал Демидов. Вскоре после открытия Демидовская банка была взята под наблюдение учеными ПИНРО. В 1938 году институт издал про­ мысловую лоцию этого района. В 19^9- 1940 годах поисковый комбайн “Авангард “ под командованием Василия Алексеевича Егорова работал здесь ступенчатым мето­ дом и ставил сети на глубинах от 1 до 75 метров. В 1941 году лаборатория геологии моря ПИНРО подготовила новую промысловую карту - план Демидовскои банки. Но боль­ шего сделать не успели: с началом Вели­ кой Отечественной войны район оказался в зоне боевых действий. Все исправные траулеры были переда­ ны Северному флоту. Осталось только семь, которые находились в ремонте. Когда их вернули в строй, ветераны тралового ^ лота И. Н. Демидов, В. Н. Буряк, О. Е. ононов, Г. С. Форощук повели суда в Ба­ ренцево море, .на старые промысловые бан­ ки. Возглавил отряд судов Иван Николаевич Демидов. До войны Мурманский траловый флот имел 22 промысловых района общей пло­ щадью 115 тысяч квадратных миль. Во второй половине 1941 года промысловая площадь составляла лишь 1 процент этой территории. Но и здесь оыбаки находили рыбу, несмотря на бомбы, мины, атаки вражеских судов и самолетов. Из одного такого рейса Иван Николае­ вич Демидов не вернулся. Он умер на тру­ довом посту 7 мая 1942 года от туберкулеза. В послевоенное время большим знато­ ком Демидовской банки стал капитан Ге­ оргий Сергеевич Попов, который очень дружил с Демидовым. Он пришел сюда уже в августе 1945 года на траулере “Серго Орджоникидзе“ и в первую оче­ редь обследовал те квадраты, где в 1937 году Демидов обнаружил большие косяки рыбы. И сразу попал на рыбу. Потом появился новый поисковый трау­ лер - “Капитан Демидов“. Командовать им доверили Г. С. Попову. Он совершил в этот район с 1945 по 1952 год 33 рейса, работал там более 500 промысловых суток. Траулер с именем капитана Демидова почти постоянно находился в открытом им районе. Накапливались материалы о мете­ орологических и гидрологических услови­ ях. Ветры там более сильные, чем в цент­ ральных районах, волна круче. Но зимой теплее, чем у острова Медвежий. Не так уж много штормовых дней. Туманы летом длительны, но прозрачны. Район почти всегда свободен от айсбергов. Г. С. Попову лишь дважды довелось видеть одну и ту же ледяную плавучую гору, 17 и 21 мая в квадратах 1490 и 1443. Зимняя кромка полярного льда проходит выше на один-два градуса. Хорошо изучи­ ли поисковики гидрологические условия банки. С востока и юго-востока район круглый год “забаррикадирован“ холодны­ ми придонными водами полярного фронта. С севера нависают охлажденные воды Центральной возвышенности. Вместе они как бы создают огромный относительно теплый бассейн, где много планктона и бентоса, которыми питаются рыбы. Несмотря на многие сложности, рыбаки уверенно чувствовали себя на Демидовской банке в любое время года. В 1969 году вошел в строй БМРТ-454 “Капитан Демидов “ , построенный на Гданьской судо­ верфи. Моряки его продолжили дело прославленного промыслови­ ка, не забывали о его семье. Жена его вспоминала: “Возвращаясь в порт с промысла, моряки ( “Капи­ тана Демидова “ ) всегда посеща­ ют меня, справляются о здоровье, приносят подарки. В сентябре кол­ лектив корабля вручші мне бес­ платную путевку для санаторного лечения и деньги на дорогу. Меня глубоко волнует их чуткость и очень радует, что я не одинока, что у меня есть большая, добрая семья демидовцев. Я испытываю огромную радость в жизни, когда слушаю по радио или читаю в га­ зетах об их трудовых успехах44. Станислав ДАЩИНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz