Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.

В тисках рынка № 3 (4551) 20 - 26 января 1995 года Меньше полугода осталось до "бриллиантового" юбилея нашего старейшего , крупнейшего , мощнейшего флота. Мурманский тралфлот был не только "родоначальником" Северного бассейна, по, по сути , всей отечественной рыбной отрасли. //о сегодня речь не об истории , а о том , как живет старейший и крупнейший , как думает жить завтра. а то и больше тонн рыбы в сутки. Вот и решили создать из “Моонзундов“ группу, которая работает автономно в Северо-Восточной Атлантике, то ли на облове рыбы, то ли на приемке ее у иностранных промысловиков. Это решение - часть программы структурной перестройки флота. В аналогичные группы выделяются суда, которые ведут промысел в Баренцевом море, и те, которые работают у берегов Африки. То есть, выделив группу од­ нотипных судов со “специализацией “ их работы в определенном районе про- ш ; • ѵ- - ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ Офис - лицо фирмы. Нынешнее административное здание тралфлота вызывает восхищение и... слухи. Го­ ворят, мол, вместо повышения зарп­ латы морякам строят начальники се­ бе дворец. Мол, лучше бы зарплату не задерживали, да и вообще из кар­ манов моряков денежки на дворец по­ шли... Охрану своих особ поставили... Да, как сказал классик, злые язы­ ки страшнее пистолета. Неправда все это от начала до конца. Отремонтиро­ ванное и отделанное под офис запад­ ных образцов здание бывшего старого ДМО - собственность флота, а не его руководства. И совершенно прав ге­ неральный директор тралового флота Ю. Б. Прутков, заявляя: “Неужели траловый флот не заработал для себя право иметь именно такой офис или еще лучше? Хватит жить “в фуфай- ках“... Да и для города, его центра, красивое здание с новыми инженер­ ными сетями - своего рода подарок. Не будь этой реконструкции - ветхий дом мог в любой момент рухнуть. А что касается денег на ремонт и отделку здания, то все расходы шли за счет кредита от Минфина, за ко­ торый расплачиваться надо будет лишь через два года. Напомню, что в течение десятилетий управленцы флота работали в здании, принадле­ жавшем рыбному порту, то есть в арендованном помещении. И за эти десятилетия “офис“ стал уже совсем никудышным. Блеск мрамора и “золотых “ поруч­ ней лестниц, ковровые дорожки и со­ временное офисное оборудование из­ начально, с ходу, внушает мысль, что здесь работают люди серьезные и де­ ло делают большое и серьезное. Так оно и есть, мы еще об этом погово­ рим. А охрана (молодой человек в вес­ тибюле у телефона) вовсе не тело- мысла, руководсіво флоіа счиі аеі , чю хранитель Пруткова и его замов. Сам облегчается управление , капитаны Юрий Борисович т а к ответил на мой получают большую самостоятельность. вопрос по этому поводу: Но самое-то главное - появилась воз- - Когда мы пришли в это здание можность всем и каждому выжить в после того, где мы проработали всю нынешних немыслимых условиях, ж и зн ь , нам стало больно от мысли, во П олучается , хочешь ж ить - умей вер Т Р Т Ъ Г Я что вся эта красота через неделю-ме- сяц превратится. При нашей “куль- Вертится и каждая из береговых туре“ , при нашей озлобленности... ^упп . Например, торговой фирме Охрана должна на первом этапе хотя (группе) флота поставлено условие, бы приучить к работе в цивилизован- все продукты для судов флота - самые ных условиях дешевые. Появились излишки - пожа- Походив по зданию и кабинетам , я лУй с т а - предлагайте другим флотам То искренне порадовалась з а тр алф ло - же самое 5 службе снабж ения , на базе товцев: хоть на 75 -м году существо- технического обслуживания , то ж е са - вания заполучили достойные заслу г мое на °Дн°м из старых П П Р , где вы- флота условия. Д а и для сотен гос- пускаю т рыбопродукцию из флотского тей , в том числе заграничных , будет “ ярья. То есть все на самостоятельном куда лучш е вести разговоры -перего- балансе . Причем условия поставлены воры в привычных для них условиях, так : не получается у тебя - уходи. Не а не в том убожестве , что было рань- получится у команды П П Р - судно про- іпе. Известно: по одежке встречают... ДаДУк Конечно, можно было идти другим путем: избавиться от старых и не ста­ рых, но нерентабельных судов и жить не тужить. Но это означало бы, что бо­ лее шести тысяч (!) человек оказались за воротами. - Так, может, рассуждая “по-рыночно- му“, - спрашиваю я Юрия Борисовича, - так и следовало поступить в сегодняш­ них условиях? Что вас останавливает? Человеколюбие? - Это чувство есть у каждого русско­ го человека. И не в этом дело. Я дол­ жен понять, что значит флот, отрасль для государства. Я жду, что об этом мне правительство скажет... - Не скажет! - Тогда произойдет непоправимое. Но чтобы такое не случилось, мы пред­ принимаем структурную перестройку флота. Самостоятельность и самовы- живаемость должны сыграть решаю­ щую роль. Сегодня говорить о каких-либо ре­ зультатах этого процесса еще слишком рано, еще идет становление новых форм хозяйствования. Тем паче в райо­ не работы “Дельфина “ сложилась не Юрий Прутков: "ГЛАВНОЕ • СОХРАНИТЬ ФЛОТ п ШШЯИШ . * гг I г г ДЕЛЬФИН И ЕГО КОЛЛЕГИ Еще один слух, что ходит по судам тралфлота: мол, создали “Дельфин“ - кормушку для верхушки, качают валюту себе в карман из этого СП. А “Дельфин “ вовсе не СП, а сто­ процентное тралфлотовское объедине­ ние: группа тех судов, которые без работы в Тихом океане стали тяже­ лейшим камнем на шее флота. Ведь в Баренцевом море им работать нельзя, им нужна для рентабельности сотня, совсем удачная промысловая обстанов­ ка, она только сейчас налаживается. Но создание этой группы позволит флоту получить кредит на развитие, то есть заглянуть в будущее. ГДЕ ТЫ, ЗВЕЗДА РЫБАКА? Эх, кабы знать!.. Ведь множество нерешенных и не решаемых ныне про­ блем возникает оттого, что мы не зна­ ем, что день грядущий нам готовит. И перво-наперво руководство флота дол­ жно твердо знать, каким объемом кво­ ты будет располагать флот в последу­ ющие годы. Известно ведь, что Мур­ манский тралфлот может спокойно справиться со всей квотой Северного бассейна. А, например, в этом году у него взяли и оттяпали восемь тысяч тонн (в сравнении с прошлогодним ко­ личеством). Что будет в 1996 году - никто не знает, могут и вообще 10 тонн выделить, без всяких обоснова­ ний. И что из этого следует? А то, что, взяв кредит и ввязавшись в строитель­ ство новых судов, можно накинуть тем самым крепкую петлю на шею флота. Ибо развитие флота, его модернизация полностью зависят от сырьевой базы. Сами моряки работают прекрасно. До сего дня тралфлот вылавливает по­ ловину бассейнового количества сырья. Например: 11 января (день нашею разговора с К). Б. Прутковым) трало­ вый флот добыл почти 800 тонн рыбы за сутки, “Мурманрыбпром“ - 128, а весь бассейн 1581 тонну. Смогли здесь сохранить и основные фонды - суда вплоть до нескольких “Алтаев “. Но для работы в следующем веке нужны новые суда. Знать бы, как распределится квота, какие еще за­ коны и постановления примет прави­ тельство. Ведь уже в этом году можно бы получить новые корабли: на одном бы выпускать филе, на другом - клипфиск. Уже согласованы проекты с германскими судостроителями, но... - Без определенного внимания го­ сударства отрасль не может сущест­ вовать, - рассуждает генеральный ди­ ректор. - Внимание это может выра­ жаться в разных формах: это и кво­ тирование, и решения на междуна­ родном уровне, и разумное налогооб­ ложение. А может, определенные до­ тации. Но то, что творится сейчас, долго продолжаться не может. Мы и 1993-й, и прошлый год завершили с прибылью, но она вся уходит на пога­ шение налогов, кредитов и всяческих процентов и пеней. На развитие ни­ чего не остается. Как в таких услови­ ях конструировать будущее? Хотя есть у нас определенные программы. Тем не менее сегодняшняя точка зре­ ния правительства, что рыбная от­ расль сохранит свою былую мощь без помощи государства, - это абсурд. - Но вы теперь хозяева флота! - Вовсе не так. Десяток-другой ак­ ций не порождает чувства хозяина, боли и ответственности за флот. По­ тому мы и делаем перестройку внут­ ри флота, чтобы каждый зависел от своего труда, а не сидел трутнем на шее рыбака. И эти программы дадут возможность побольше заработать са­ мому рыбаку. Есть перспектива (куплена территория) развивать и береговое перерабатывающее произ­ водство. Юрий Борисович рассказывает о том, как, вложив огромные средства в возведение больницы “Севрыбы“ , флот до сих пор в немалой степени помогает ей; как на турбазе готовят к сдаче оздоровительный комплекс; как, к сожалению, мало приобретено жилья для моряков; как важно сегод­ ня сохранить главное - флотских спе­ циалистов... А я думаю о сумасшедшей напря­ женной жизни генерального директо­ ра. И у меня срывается незапланиро­ ванный вопрос: - Юрий Борисович, как вы себя чув­ ствуете в этом красивом кабинете? Удовлетворены ли ваш е честолюбие и самолюбие? - Честолюбие у меня иронию дав­ но, потому что в 29 лет я стал капи­ таном крупнейшего но тем временам корабля “Перемышль“ . Поработал с экипажем и на фабрике, и тралы чи­ нил, и все честолюбие выветрилось. Сегодня груз ответственности на­ столько давит, а неопределенность завтрашнего дня настолько тревожит, что ни о чем другом думать некогда. Да и не надо, наверное. Жил бы флот... Инна БЕРЕЗЮК.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz