Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.
Православный календарь № 2 (4550) 13 - 19 января 1995 года ЭОС 15 JO CX ТУ БИШВАТ Этот праздник в ны нешнем году наступает 16 января и называется Но вым годом деревьев. В ев рейской традиции деревья всегда имели особое зна чение. В древние времена, когда рождалась девочка, сажали кипарис, по слу чаю рождения мальчика - сажали кедр. Во время брачной церемонии ветви этих деревьев использова ли при изготовлении сва дебного балдахина, хупы. Сохранился обычай са жать деревья в день бра косочетания. В целом праздник свя зан с Эрец-Исраэль - Землей Израиля. В Ту Бишват вспоминают о за поведях, посвященных земле, занимаются посад кой деревьев, причем, когда сажают дерево, ни что не должно отвлекать от этого дела. В Торе на этот счет сказано: “Если в то время, когда вы сажа ете дерево,, скажут вам, что явился Мессия, снача ла закончите посадку и потом идите приветство вать его“. Несколько слов о ев рейском календаре, кото рый ведет отсчет от сотворения мира и в отли чие от всех остальных представляет собой лунно солнечную систему исчис ления. Сутки начинаются от захода солнца. Вечер новолуния вместе с ночью и последующим днем со ставляют первые сутки месяца. Конец каждой не дели - день седьмой - Шабат, то есть суббота - совпадает с фазами луны: полнолуния, новолуния или I и III четверти. День 16 января 1995 года соот ветствует 14-15 числу ме сяца шват 3755 года от сотворения мира. К ЧИТАТЕЛЯМ Вот уже несколько меся цев "Рыбный Мурман" регулярно публикует право славный календарь, отдавая ему одну из страниц в каж дом номере газеты. Думает ся, это оправданно: многие из нас, верующих и не верующих в^ Бога людей, хотели бы больше знать о праздниках и святых угодниках Русской Православной Церкви, пото му что история Церкви - это прежде всего история России. И приблизиться к Богу нам мешает подчас не неверие, а незнание, что вполне оправ дано после десятилетий на саждаемого в народе атеизма. Впрочем, публику ются на этой странице не про поведи, а познавательные статьи, которые раньше по мещались бы в газетах под рубриками "Народные обы чаи и традиции" или "Жизнь замечательных людей" . Да и читательская почта говорит, что интерес к подобного рода материалам не оскудел. Так что и в 1995 году наш право славный календарь будет присутствовать в "Рыбном Мурмане". Хочется спросить о д р у гом : надо ли чуть изменить рубри ку страницы, чтобы иметь возможность поме щать на ней сведения о праз дниках не только православия, но и, к примеру, католицизма или иудаизма1 Подумай, уважаемый чита тель. А сегодня на нашей странице присутствует ра с сказ о еврейском празднике Ту Бишват - Новом годе деревьев. Виктор ГЕОРГИ, ведущий рубрики “Православный калевдарь“. (Начало на 2-й стр.) 16 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ ПРО РОКА МАЛАХИИ; МУЧЕНИ КА ГОРДИЯ. Малахия - последний из ветхо заветных пророков (400 г. до Р. X .) . О тех, кого обличал пророк, можно судить по следующей цита те из книги пр. Малахии: “И при- иду к вам для суда, и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев, и тех, которые кля нутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца, и Меня не боятся", - говорит гос подь Саваоф“ (Мол. 3, 5 ) . В народных повериях россиян есть предание, что только на Ма- лахию можно образумить кажени- ка, то есть человека одержимого меланхолией. Святой мученик Гордий жил в III-IV веках в Кесарии Каппадо- кийской (территория современной Турции на Малоазиатском полу острове) . Был воином. Уверовав в Христа, бесстрашно обличал язычников и, не отречась от Спа сителя, был обезглавлен. 17 ЯНВАРЯ - СОБОР 70-ти АПОСТОЛОВ. Как известно, Иисус Христос избрал не только 12 апостолов, которые находились при нем, но и еще 70, которых Спаситель посы лал проповедовать Евангелие в го рода Палестины. Среди 70-ти апостолов значатся такие угодни ки, как Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Марк, Клео- па, Варнава, Симеон и другие. 18 ЯНВАРЯ - НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ. КРЕЩЕН СКИЙ СОЧЕЛЬНИК. День этот исстари особенно уважается в русском народе. В крещенский вечер обычно постят- Ш Ш І Ш История России: новые святые Святитель Макарий (в миру Ми хаил) родился около 1482 года и происходил из не очень знатного ро да. Вскоре после смерти отца мать его постриглась в инокини. За нею подался в монастырь и сын - стал послушником. Кроме монашеских подвигов - смирения, послушания, молитв - познавал книжную муд рость, прежде всего русских мона хов, учился у талантливых самоучек писать иконы. Много лет провел он в строгом своими нравами и обычаями мона стыре Пафнутия Боровского, про шел там все ступени духовных званий - чтеца, иподьякона, дьяко на, пресвитера. Природная удиви тельная память, жажда знаний, терпеливость, упорство сделали его весьма образованным человеком. В марте 1526 года Макарий ста новится архиепископом Великого Новгорода и Пскова. До этого здесь не было церковного хозяина более 17 лет, и многое оказалось запу щенным. Оглядевшись, Макарий начинает энергичную созидатель ную деятельность. Подбирает ум ных, преданных вере людей в церкви и монастыри, отправляет на покой, понижает в чинах и званиях недостойных. Во всех монастырях своего епископства, в том числе женских, он вводит единый обще житийный устав. Покровительству ет строительству и перестройке в Новгороде около 40 храмов. Учреж дает многочисленные мастерские, в которых изготовлялись не только церковная утварь и одежда, но и книги. Продолжает собирать и об новлять иконы. Здесь, в Новгороде, все больше проявляется стремление Макария к историческому жизнеописанию. Около двенадцати лет он собирает русский календарный агиографиче ский год и сводит его в единую кни гу (Читьи Миней). Одной из важнейших его забот остается миссионерская деятель ность, прежде всего среди соседних северных народов. По его поручени ям и под его началом трудились священники Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, которые многое сделали для приобщения к право славной вере коренных жителей Кольского полуострова - саамов. Церковные историки пишут, что Макарий одинаково ровно относился к бедным и богатым, готов был по мочь и поддержать любого человека отчаявшегося, разуверившегося. В 1542 году происходит крупный поворот в жизни этого незаурядного человека: Макария избирают мит рополитом Московским. Когда через пять лет на престол взошел первый русский царь Иван Васильевич Грозный, венчал его на царство уже Макарий. Иван Васильевич отправ ляется в поход на Казань, и Мака рий предсказывает ему успешное завершение замыслов, а после ^воз вращения победителем закладывает в честь этого события собор Покро ва на Рву (Василия Блаженного), который и поныне стоит на Красной площади в Москве. Новаторскими становились Собо ры Русской православной церкви, проходившие при митрополите Ма карии и под его руководством в 1547 и 1549 годах. До этого святых канонизировали (причисляли, ут верждали) , как правило, местные архиереи. Это приводило к тому, что в одном месте святого вдохно венно почитали, а в другом и не слыхали о нем. При Макарии кано низация становится делом только высшей церковной власти, и это придает явлению весомую значи мость и силу. ся до восхода звезды. Воду, освя щаемую в церкви накануне праз дника Богоявления, приносят домой и окропляют ею жилые зда ния, людей, различные хозяйст венные постройки, что предохраняет не только от беды и напасти, но и от дурного глаза. В некоторых губерниях России этот день иногда называли “свечка ми", так как после водосвятия женщины ставили к сосуду с во дой перевитые лентами или цвет ными нитками свечи. 19 ЯНВАРЯ, ЧЕТВЕРГ, - КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. БОГОЯВЛЕНИЕ. Этот праздник установлен в память крещения Иисуса Христа в реке Иордань в возрасте тридцати лет (по ветхозаветному закону ранее принимать сан учителя и священника не дозволялось). Бо гоявлением этот праздник назван потому, что при крещении явились миру все Три Лица Божества: Бог Отец свидетельствовал о крещае- мом Сыне с небес, Сын крестился от Иоанна Предтечи, Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса... Крещенская вода считается великой святыней, исцеляющей душу и тело. Ее принято сохра нять в течение года, окропляя ве- ^ Когда требовали обстоятельства, Мака рий проявлял и лич ное мужество. В год восшествия на престол Ивана Грозного Моск ву охватил небыва лый, страшной силы пожар. Началось с церкви Воздвижения на Арбате, где вспых нуло пламя. Ураган ный ветер раздул его и понес, покатил ог ненным валом до Мос- квы-реки. Пламя не миновало митрополи чий и царский дворы, сгорели кремлевские Чудов и Воз несенский монастыри, Оружейная палата; в Китай-городе погибли все лавки с товарами, выгорели боль шой посад на Неглинной, Рождест венская, Мясницкая, Покровка. В пламени сгинуло более 1700 моск вичей. Макарий спасал от огня ценности Успенского собора. Задыхаясь, он несколько раз проникал в объятое огнем здание. Все ахнули, когда увидели в его руках целую и невре димую икону Богородицы. В 1551 году в царских палатах проходил “Стоглав “ - знаменитый Собор, который оказал влияние на всю последующую церковную жизнь. Много вопросов было рас смотрено там, и один из важнейших - о духовном просвещении. При Макарии начинается печа тание русских книг. 7 октября 1555 года он' освятил церковь святителя Николая Остунекого в Кремле, клириком которой был будущий русский книгопечатник Иван Федо ров. Макарий успел еще подержать в руках тиснутый Федоровым “Апо стол*4, но “Часослов “ и другие цен нейшие русские киши вырезались и печатались уже после его кончи ны. Макарий был весьма скромен в личной жизни. Его жизнеписатель отмечает, что он “так постился, что от воздержания в пище и питии ед ва ходил “ . Однако он оставался сильным духом человеком, мог по ступить по-своему даже с царем Иваном Грозным, отстоять перед самодержцем свою точку зрения. В сентябре 1563 года во время крестного хода Макарий простудил ся и заболел. Жизнь Макария угасала. Он уже не мог сам читать Евангелие, с ко торым не расставался всю жизнь. Скончался Макарий 31 декабря 1563 года. Почитание Макария началось вскоре после его смерти. Были на писаны даже его иконы. Собор Рус ской православной церкви в дни ее 1000-летия придал этому народно му стремлению законодательную церковную силу. С. НАУМОВ. щи, принимая в случае болезни. В Крещенье заканчивается святочное веселье. Те, кто рядил ся на святках, купались в проруби (иордани), чтобы смыть с себя “бесовскую личину “. Купались также благочестивые и больные люди. Русские палом ники во время мас сового на (конец XX века). Очеви дец пишет: “Рус ские заходили в воду огромными толпами, на мно гих были саваны, в которых они соби рались лечь в мо гилу. Целый час можно было на блюдать сцену, не поддающуюся опи санию. Мужчины и женщины., без по лотенец тут и там стояли и сидели, высыхая на солнце, обнаженные. Мно гие паломники, окунувшись в воду, снимали липнув шие к телу саваны и, перейдя через поле в “костюме Адама", вешали их на кустарник для просушки“.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz