Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.
Будущее Северного бассейна № 2 (4550) 13 - 19 января 1995 года 5 После трех лет “реформ4 можно констатировать, что рыбо обработка Северного бассейна полностью разрушена. Неуправ ляемый, непродуманный процесс приватизации привел к результа там, противоположным тем, на что рассчитывали идеологи Чу байса. Хотя с самого начала было ясно и легко просчитывалось то финансовое положение, в котором оказались заводы бывшего рыбо комбината после отпуска цен и дробления единого комплекса на восемь самостоятельных предпри ятий. Кроме того, руководители заводов, с энтузиазмом агитируя коллективы за самостоятель ность, не подозревали или просто не представляли глубины эконо мической интеграции, которая связывала эти предприятия. Это - централизованное обеспечение сырьем, сбыт готовой продукции, внутризаводской транспорт, ре монт технологического оборудова ния и помещений, объединенная бухгалтерия и т. д. Все это не замедлило отра зиться на утяжелении себестои мости, так как каждый завод вынужден создавать дополнитель ные службы, отделы по образу и подобию бывшего рыбокомбината, нести дополнительные затраты при заключении договоров на ус луги со сторонними организация ми. Отпуск цен, инфляция, отсутствие индексации оборотных средств не позволяли делать фи нансовых накоплений, и вся при быль шла на пополнение оборотных средств, которых ста новилось все меньше и меньше и уже не хватало на закупку сырья и оплату текущих расходов (электроэнергия, услуги, вода, тепло и т. п . ) . ,С уменьшением выпуска продукции постоянная составляющая расходов росла, усиливаясь общим увеличением цен, что еще больше увеличивало себестоимость. В конце концов денег не стало на закупку сырья и оплату рас ходов. Перешли на работу на “давальческом4 сырье, но и этот способ стал давать сбои, так как себестоимость производства была слишком высока, и владельцам сырья стало выгоднее продавать его непосредственно потребите лям, чем пускать через обработ ку, т. е. не получилось добавленной стоимости, которая >ы компенсировала инфляцию за время обработки и увеличивала прибыль. В условиях рыночной экономи ки конкуренция идет не посред ством увеличения-уменьшения цен, а за счет конкуренции себе стоимости продукции, т. е. выиг рывает тот, у кого ниже себестоимость выпускаемой про дукции. Прибыль. Ее рост обус лавливается именно этим фактором, который стимулирует научно-технический прогресс, разработку и внедрение новой техники и технологии, автомати зацию и т. п. При разумной эко номической политике правительства, при отсутствии спада производства предприятия или банки смогли бы накопить достаточно средств для инвести рования структурной перестройки своего производства или взять кредиты под нормальные процен ты. Во многих СМИ настойчиво проводится мысль, что не надо смотреть на правительство и все вопросы следует решать на мес те. Это, конечно, правильно при устойчивом и прогнозируемом со стоянии экономики. Но не надо забывать известное выражение ос новоположника марксизма-лени низма, что “невозможно решить частные вопросы, не решив об щих, ибо при решении частных будешь постоянно упираться в об щие". Отсутствие правительственной программы по стабилизации и развитию экономики с четко обоз наченными приоритетами и источ никами финансирования, с опорой на внутренние силы является главным тормозом именно в ста билизации и развитии экономики. Нельзя же принимать всерьез мо нетарную политику, которую про водит правительство по рекомендации МВФ. Во-первых, потому, что она нигде в мире не дала положительных результатов, а во-вторых (даже по заключению западных ведущих экономистов), этой теории придерживается не значительное число теоретиков- экономистов, и во всех странах с развитой рыночной экономикой применяется государственное ре гулирование (читай управление) экономикой. Несомненно, что кардинальное решение проблемы возрождения рыбообрабатывающей базы в г. Мурманске напрямую связано со строительством и эксплуатацией современного рыбодобывающего флота, позволяющего обеспечить выпуск продукции с низкой себе стоимостью и соответственно низ кими ценами при ее использовании на рыбоперераба тывающих заводах. Необходимы также и значительные инвестиции непосредственно в реконструкцию материально-технической базы заводов. Все это требует времени и денег. Вместе с тем в 1995 году су ществует реальная возможность прекратить развал производства на заводах бывшего рыбокомбина та и существенно увеличить объе мы выпуска рыбопродукции. Это возможно при их материальной и организационной поддержке со стороны Роскомрыболовства, обла стной администрации и “Севры- бы“ . Итак, исходя из описанной си туации, для оживления начала ра боты заводов рыбокомбината необходимо решить три проблемы. 1. Достать деньги, а их требу ется несколько миллиардов руб лей. 2. Направить сырье (требуется 20 - 30 тысяч тонн), добываемое промысловыми флотами, в россий ские порты Мурманск, Архан гельск, Беломорск, т. е. создать выгодные, привлекательные усло вия флотам. 3. Создать организационную структуру, которая смогла бы за пустить механизм, отвечающий сегодняшним экономическим ус ловиям, в том числе обеспечить управление ценами и сбытом ры бопродукции. Для обеспечения сырьем бере говых обрабатывающих заводов Комитет по рыболовству РФ, обеспокоенный развалом берего вой базы, стал вводить так назы ваемые “сблокированные квоты “ , т. е. квоты на добычу рыбы выде ляются промысловым флотам при условии поставки определенного количества сырья на береговые обрабатывающие предприятия. Подобная практика, по мнению специалистов Комитета, хорошо зарекомендовала себя на Дальнем Востоке. Однако, учитывая специ фику Северного бассейна и обра батывающих заводов, возникают некоторые вопросы: а) как разделить потребность обрабатывающих заводов между флотами; б) какое количество квоты трески адекватно какому количе ству сельди, скумбрии, салаки, ставриды, фарша и т. п., т. е. ви дам сырья, необходимого для заво дов; в) кто будет управлять процес сом; г) как будут продавать флоты сырье, по какой цене, или давать бесплатно; д) как обеспечить бесперебой ное снабжение заводов для повы шения эффективности их работы сырьем, в частности пелагически ми видами рыб, если они ловятся сезонно: то густо, то пусто. Все это требует решения, и ка жущаяся щюстота ответов при внимательном рассмотрении тре бует большой организационной работы. Вопросы снимаются, если Алоты поставляют сырье на свои береговые обрабатывающие пред приятия (хочется подчеркнуть - платежеспособные). Увязывая реализацию принци па “сблокированных квот“, реше ние перечисленных вопросов и проблем платежеспособности с целью реанимации рыбоперераба тывающей базы, нам представля ется наиболее целесообразным создание “Фонда поддержки ры бообрабатывающих предприятий44. Источниками формирования дан ного фонда могли бы стать часть средств, полученных от реализа ции сблокированных и конкурс ных квот, другие внебюджетные источники. Чтобы половина средств не уш ла на налоги, попытаться освобо дить его полностью или частично от федеральных и местных нало гов, что во власти областной ад министрации. Этот фонд использовать для закупки сырья для заводов на принципах “да вальческого сырья по договорам. Непосредственно давать деньги заводам нецелесообразно, т. к. они уйдут за долги. Получаемую про дукцию продавать, вырученные деньги снова возвращать на счет фонда. Правда, в этом случае есть опасность, что фонд может быть проеден за счет инфляции и боль ших накладных расходов заводов. Чтобы избежать этого, необходим быстрый оборот денег и товара, а также выделение на заводах не больших высокопроизводительных участков с минимальными наклад ными расходами с правом юриди ческого лица. И на время забыть о какой-либо структурной пере стройке, закупке нового оборудо вания, модернизации и т. п., т. к. продукция пойдет на внутренний рынок, а оборудование для этого на заводах есть и вполне соответ ствует этим целям. Главная причина, почему фло ты не везут рыбу в Мурманск, - неплатежеспособность покупате лей, и в том числе рыбообрабаты вающих предприятий, которые на сегодняшний день и так в долгах и не моіут рассчитаться за ранее поставленное сырье. При своевре менной оплате проблем с постав ками не будет, особенно пелагических видов рыб, а именно они требуются для обработки, и цены на них уже достигли миро вых, а при кратковременной ста билизации доллара даже превышают их. Описанная схема может функ ционировать только при жестком управлении и постоянном контро ле, позволяет маневрировать де нежными ресурсами (сырьем), направляя на тот завод, который быстро производит и, возможно, реализует продукцию, возвращает деньги. Для руководства заводов остаются широкие возможности по снижению себестоимости своей продукции и получению прибыли. Нет вмешательства в оператив ную деятельность заводов. И все вместе взятое позволяет своевре менно оплачивать поставляемое флотами сырье. Цель - восстановить рыбообра батывающую промышленность в Мурманске, которая позволит со хранить рабочие места, создать надежный источник поступления денежных ресурсов в бюджет об ласти и города и, как следствие, решить в какой-то мере социаль ные проблемы населения. Георгий ТИШКОВ, президент АО “Севрыба". Буква закона З ІЧ & 0 # О ^ (Принято в декабре) О признании утратившими силу некоторых решений правительства РФ в связи с принятием Закона РФ “О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВА НИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ “: постановление правительства РФ № 1321 от 1. 12. 94. Признаны утратившими силу ряд распоряжений правительства Совета Министров РСФСР, постановлений правительства РФ. О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ МАЛЫХ НЕГОСУДАР СТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕН НЫХ ПРОГРАММ И ВЫПОЛНЕНИИ ЗАКАЗОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД: постановление правительства РФ № 1322 от 1. 12. 94. Предусматривается возможность участия малых негосударственных предприятий в_реализации этих программ. ОБ УТОЧНЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОСТАВКИ КОТО РОЙ В РФ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА ОСНОВЕ КВОТ: постановление правительства РФ от 2. 12. 94. Прилагается список исключенных позиций из перечня продукции, поставки которой в РФ осуществляются на основе квот. Документ вносит изменения в постановление правительства РФ от 10. 12. 92. № 959. ОБ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯХ (СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ) ДЕ ЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ, ПО КОТОРЫМ ИХ БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ ПОДЛЕ ЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЕЖЕГОДНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ: постановление іфавительства РФ № 1355 от 7. 12. 94. Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: - АООТ при наличии на конец отчетного года свыше 100 акционеров; - банки и другие кредитные учреждения; - инвестиционные институты; - внебюджетные фонды; - страховые организации; - товарные и фондовые биржи; - благотворительные и иные фонды, источниками образования которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; - экономические субъекты, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам; - экономические субъекты, объем выручки которых от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч раз минималь ный размер оплаты труда; - экономические субъекты, сумма активов баланса которых превыша ет на конец отчетного года в 200 тысяч раз минимальный размер оплаты труда. Изменения и дополнения № 11 инструкции Государственной налого вой службы РФ от 6. 03. 94. № 4 “О ІТОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЬЬЛЬ ПРЕДПРИЯТИИ И ОРГАНИЗАЦИИ4 от 1. 12. 94. Инструкция дополняется пунктом о налогообложении добровольных пожертвований в избирательные фонды. Общая сумма не облагаемых налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объеди нении не может превышать при выборах в федеральные органы государ ственной власти соответственно 100-кратного и 10000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом, а при выборах в представительные и исполнительные органы государст венной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления соответ ственно 50-кратного и 5000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом. Изменения и дополнения № 6 инструкции Государственной налоговой службы РФ от 16. 03. 92. № 7 “О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛА ТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ4 от 7. 12. 94. Дополнен пункт 5 о юридических лицах, освобождающихся от уплаты налогов. ОБ ОТНЕСЕНИИ УСЛУГ (РАБОТ) К ЭКСПОРТИРУЕМЫМ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: разъ яснение Государственной налоговой службы РФ от 7. 12. 94. Речь идет о расчетах российских предприятий, учреждений и органи заций за реализуемые хозяйствующим субъектам государств - участни ков СНГ товары (работы, услуги). От налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые услуги и работы: - услуги по транспортировке экспортируемых грузов; - услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа трубопро водным транспортом; - услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке экс портируемых товаров; - услуги по перевозке пассажиров и багажа в международном сообще нии; - услуги международной связи; - другие виды услуг (работ). О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 25.11.94. № 1287: письмо Росстрахнадзора от 2. 12. 94. В 1995-1996 годах расходы по страхованию имущества предприятий и организаций потребительской кооперации в размере до 1 щюцента от стоимости страхуемого имущества в год разрешено относить в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), вклю чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕХОДОМ КЛИЕНТА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В ДРУГОЙ БАНК: телеграмма ЦБ РФ от 5. 12. 94. При переходе клиентов следует руководствоваться инструкцией Гос банка СССР от 30. 10. 86. и дополнениями к ней и ст. 4 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ “. Документ отменяет телеграмму ЦБ РФ от 5. 04. 94. О МЕРОПРИЯТИЯХ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 50-й ГО ДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: Указ Президента РФ № 2202 от 20. 12. 94. Установить участникам Великой Отечественной войны, не получаю щим наряду с пенсией по старости (за выслугу лет) пенсию по инвалид ности, дополнительные надбавки к пенсиям в следующих размерах: достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I и II групп - двух минимальных пенсий по старости; остальным участникам Великой Отечественной войны - минимальной пенсии по старости; предоставить вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечест венную войну, не вступившим в новый брак и имеющим право на госу дарственную пенсию по закону РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР44, право на получение двух пенсий, одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа. Указанные в настоящем пункте мероприятия осуществить с 1 мая 1995 года. Материал подготовлен отделом деловой информации Цент ральной городской библиотеки. Предоставляютя ксерокопии документов. Справки по телефону 59-26-07.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz