Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.

Будущее Северного бассейна № 2 (4550) 13 - 19 января 1995 года 5 После трех лет “реформ4 можно констатировать, что рыбо­ обработка Северного бассейна полностью разрушена. Неуправ­ ляемый, непродуманный процесс приватизации привел к результа­ там, противоположным тем, на что рассчитывали идеологи Чу­ байса. Хотя с самого начала было ясно и легко просчитывалось то финансовое положение, в котором оказались заводы бывшего рыбо­ комбината после отпуска цен и дробления единого комплекса на восемь самостоятельных предпри­ ятий. Кроме того, руководители заводов, с энтузиазмом агитируя коллективы за самостоятель­ ность, не подозревали или просто не представляли глубины эконо­ мической интеграции, которая связывала эти предприятия. Это - централизованное обеспечение сырьем, сбыт готовой продукции, внутризаводской транспорт, ре­ монт технологического оборудова­ ния и помещений, объединенная бухгалтерия и т. д. Все это не замедлило отра­ зиться на утяжелении себестои­ мости, так как каждый завод вынужден создавать дополнитель­ ные службы, отделы по образу и подобию бывшего рыбокомбината, нести дополнительные затраты при заключении договоров на ус­ луги со сторонними организация­ ми. Отпуск цен, инфляция, отсутствие индексации оборотных средств не позволяли делать фи­ нансовых накоплений, и вся при­ быль шла на пополнение оборотных средств, которых ста­ новилось все меньше и меньше и уже не хватало на закупку сырья и оплату текущих расходов (электроэнергия, услуги, вода, тепло и т. п . ) . ,С уменьшением выпуска продукции постоянная составляющая расходов росла, усиливаясь общим увеличением цен, что еще больше увеличивало себестоимость. В конце концов денег не стало на закупку сырья и оплату рас­ ходов. Перешли на работу на “давальческом4 сырье, но и этот способ стал давать сбои, так как себестоимость производства была слишком высока, и владельцам сырья стало выгоднее продавать его непосредственно потребите­ лям, чем пускать через обработ­ ку, т. е. не получилось добавленной стоимости, которая >ы компенсировала инфляцию за время обработки и увеличивала прибыль. В условиях рыночной экономи­ ки конкуренция идет не посред­ ством увеличения-уменьшения цен, а за счет конкуренции себе­ стоимости продукции, т. е. выиг­ рывает тот, у кого ниже себестоимость выпускаемой про­ дукции. Прибыль. Ее рост обус­ лавливается именно этим фактором, который стимулирует научно-технический прогресс, разработку и внедрение новой техники и технологии, автомати­ зацию и т. п. При разумной эко­ номической политике правительства, при отсутствии спада производства предприятия или банки смогли бы накопить достаточно средств для инвести­ рования структурной перестройки своего производства или взять кредиты под нормальные процен­ ты. Во многих СМИ настойчиво проводится мысль, что не надо смотреть на правительство и все вопросы следует решать на мес­ те. Это, конечно, правильно при устойчивом и прогнозируемом со­ стоянии экономики. Но не надо забывать известное выражение ос­ новоположника марксизма-лени­ низма, что “невозможно решить частные вопросы, не решив об­ щих, ибо при решении частных будешь постоянно упираться в об­ щие". Отсутствие правительственной программы по стабилизации и развитию экономики с четко обоз­ наченными приоритетами и источ­ никами финансирования, с опорой на внутренние силы является главным тормозом именно в ста­ билизации и развитии экономики. Нельзя же принимать всерьез мо­ нетарную политику, которую про­ водит правительство по рекомендации МВФ. Во-первых, потому, что она нигде в мире не дала положительных результатов, а во-вторых (даже по заключению западных ведущих экономистов), этой теории придерживается не­ значительное число теоретиков- экономистов, и во всех странах с развитой рыночной экономикой применяется государственное ре­ гулирование (читай управление) экономикой. Несомненно, что кардинальное решение проблемы возрождения рыбообрабатывающей базы в г. Мурманске напрямую связано со строительством и эксплуатацией современного рыбодобывающего флота, позволяющего обеспечить выпуск продукции с низкой себе­ стоимостью и соответственно низ­ кими ценами при ее использовании на рыбоперераба­ тывающих заводах. Необходимы также и значительные инвестиции непосредственно в реконструкцию материально-технической базы заводов. Все это требует времени и денег. Вместе с тем в 1995 году су­ ществует реальная возможность прекратить развал производства на заводах бывшего рыбокомбина­ та и существенно увеличить объе­ мы выпуска рыбопродукции. Это возможно при их материальной и организационной поддержке со стороны Роскомрыболовства, обла­ стной администрации и “Севры- бы“ . Итак, исходя из описанной си­ туации, для оживления начала ра­ боты заводов рыбокомбината необходимо решить три проблемы. 1. Достать деньги, а их требу­ ется несколько миллиардов руб­ лей. 2. Направить сырье (требуется 20 - 30 тысяч тонн), добываемое промысловыми флотами, в россий­ ские порты Мурманск, Архан­ гельск, Беломорск, т. е. создать выгодные, привлекательные усло­ вия флотам. 3. Создать организационную структуру, которая смогла бы за­ пустить механизм, отвечающий сегодняшним экономическим ус­ ловиям, в том числе обеспечить управление ценами и сбытом ры­ бопродукции. Для обеспечения сырьем бере­ говых обрабатывающих заводов Комитет по рыболовству РФ, обеспокоенный развалом берего­ вой базы, стал вводить так назы­ ваемые “сблокированные квоты “ , т. е. квоты на добычу рыбы выде­ ляются промысловым флотам при условии поставки определенного количества сырья на береговые обрабатывающие предприятия. Подобная практика, по мнению специалистов Комитета, хорошо зарекомендовала себя на Дальнем Востоке. Однако, учитывая специ­ фику Северного бассейна и обра­ батывающих заводов, возникают некоторые вопросы: а) как разделить потребность обрабатывающих заводов между флотами; б) какое количество квоты трески адекватно какому количе­ ству сельди, скумбрии, салаки, ставриды, фарша и т. п., т. е. ви­ дам сырья, необходимого для заво­ дов; в) кто будет управлять процес­ сом; г) как будут продавать флоты сырье, по какой цене, или давать бесплатно; д) как обеспечить бесперебой­ ное снабжение заводов для повы­ шения эффективности их работы сырьем, в частности пелагически­ ми видами рыб, если они ловятся сезонно: то густо, то пусто. Все это требует решения, и ка­ жущаяся щюстота ответов при внимательном рассмотрении тре­ бует большой организационной работы. Вопросы снимаются, если Алоты поставляют сырье на свои береговые обрабатывающие пред­ приятия (хочется подчеркнуть - платежеспособные). Увязывая реализацию принци­ па “сблокированных квот“, реше­ ние перечисленных вопросов и проблем платежеспособности с целью реанимации рыбоперераба­ тывающей базы, нам представля­ ется наиболее целесообразным создание “Фонда поддержки ры­ бообрабатывающих предприятий44. Источниками формирования дан­ ного фонда могли бы стать часть средств, полученных от реализа­ ции сблокированных и конкурс­ ных квот, другие внебюджетные источники. Чтобы половина средств не уш­ ла на налоги, попытаться освобо­ дить его полностью или частично от федеральных и местных нало­ гов, что во власти областной ад­ министрации. Этот фонд использовать для закупки сырья для заводов на принципах “да­ вальческого сырья по договорам. Непосредственно давать деньги заводам нецелесообразно, т. к. они уйдут за долги. Получаемую про­ дукцию продавать, вырученные деньги снова возвращать на счет фонда. Правда, в этом случае есть опасность, что фонд может быть проеден за счет инфляции и боль­ ших накладных расходов заводов. Чтобы избежать этого, необходим быстрый оборот денег и товара, а также выделение на заводах не­ больших высокопроизводительных участков с минимальными наклад­ ными расходами с правом юриди­ ческого лица. И на время забыть о какой-либо структурной пере­ стройке, закупке нового оборудо­ вания, модернизации и т. п., т. к. продукция пойдет на внутренний рынок, а оборудование для этого на заводах есть и вполне соответ­ ствует этим целям. Главная причина, почему фло­ ты не везут рыбу в Мурманск, - неплатежеспособность покупате­ лей, и в том числе рыбообрабаты­ вающих предприятий, которые на сегодняшний день и так в долгах и не моіут рассчитаться за ранее поставленное сырье. При своевре­ менной оплате проблем с постав­ ками не будет, особенно пелагических видов рыб, а именно они требуются для обработки, и цены на них уже достигли миро­ вых, а при кратковременной ста­ билизации доллара даже превышают их. Описанная схема может функ­ ционировать только при жестком управлении и постоянном контро­ ле, позволяет маневрировать де­ нежными ресурсами (сырьем), направляя на тот завод, который быстро производит и, возможно, реализует продукцию, возвращает деньги. Для руководства заводов остаются широкие возможности по снижению себестоимости своей продукции и получению прибыли. Нет вмешательства в оператив­ ную деятельность заводов. И все вместе взятое позволяет своевре­ менно оплачивать поставляемое флотами сырье. Цель - восстановить рыбообра­ батывающую промышленность в Мурманске, которая позволит со­ хранить рабочие места, создать надежный источник поступления денежных ресурсов в бюджет об­ ласти и города и, как следствие, решить в какой-то мере социаль­ ные проблемы населения. Георгий ТИШКОВ, президент АО “Севрыба". Буква закона З ІЧ & 0 # О ^ (Принято в декабре) О признании утратившими силу некоторых решений правительства РФ в связи с принятием Закона РФ “О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВА­ НИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ “: постановление правительства РФ № 1321 от 1. 12. 94. Признаны утратившими силу ряд распоряжений правительства Совета Министров РСФСР, постановлений правительства РФ. О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УЧАСТИЯ МАЛЫХ НЕГОСУДАР­ СТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕН­ НЫХ ПРОГРАММ И ВЫПОЛНЕНИИ ЗАКАЗОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД: постановление правительства РФ № 1322 от 1. 12. 94. Предусматривается возможность участия малых негосударственных предприятий в_реализации этих программ. ОБ УТОЧНЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ПРОДУКЦИИ, ПОСТАВКИ КОТО­ РОЙ В РФ ОСУЩЕСТВЛЯЮТСЯ НА ОСНОВЕ КВОТ: постановление правительства РФ от 2. 12. 94. Прилагается список исключенных позиций из перечня продукции, поставки которой в РФ осуществляются на основе квот. Документ вносит изменения в постановление правительства РФ от 10. 12. 92. № 959. ОБ ОСНОВНЫХ КРИТЕРИЯХ (СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ) ДЕ­ ЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ, ПО КОТОРЫМ ИХ БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ ПОДЛЕ­ ЖИТ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЕЖЕГОДНОЙ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ: постановление іфавительства РФ № 1355 от 7. 12. 94. Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат: - АООТ при наличии на конец отчетного года свыше 100 акционеров; - банки и другие кредитные учреждения; - инвестиционные институты; - внебюджетные фонды; - страховые организации; - товарные и фондовые биржи; - благотворительные и иные фонды, источниками образования которых являются добровольные отчисления юридических и физических лиц; - экономические субъекты, в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам; - экономические субъекты, объем выручки которых от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает в 500 тысяч раз минималь­ ный размер оплаты труда; - экономические субъекты, сумма активов баланса которых превыша­ ет на конец отчетного года в 200 тысяч раз минимальный размер оплаты труда. Изменения и дополнения № 11 инструкции Государственной налого­ вой службы РФ от 6. 03. 94. № 4 “О ІТОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЬЬЛЬ ПРЕДПРИЯТИИ И ОРГАНИЗАЦИИ4 от 1. 12. 94. Инструкция дополняется пунктом о налогообложении добровольных пожертвований в избирательные фонды. Общая сумма не облагаемых налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объеди­ нении не может превышать при выборах в федеральные органы государ­ ственной власти соответственно 100-кратного и 10000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом, а при выборах в представительные и исполнительные органы государст­ венной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления соответ­ ственно 50-кратного и 5000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом. Изменения и дополнения № 6 инструкции Государственной налоговой службы РФ от 16. 03. 92. № 7 “О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛА­ ТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ4 от 7. 12. 94. Дополнен пункт 5 о юридических лицах, освобождающихся от уплаты налогов. ОБ ОТНЕСЕНИИ УСЛУГ (РАБОТ) К ЭКСПОРТИРУЕМЫМ ПРИ РАСЧЕТАХ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ: разъ­ яснение Государственной налоговой службы РФ от 7. 12. 94. Речь идет о расчетах российских предприятий, учреждений и органи­ заций за реализуемые хозяйствующим субъектам государств - участни­ ков СНГ товары (работы, услуги). От налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые услуги и работы: - услуги по транспортировке экспортируемых грузов; - услуги по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа трубопро­ водным транспортом; - услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке экс­ портируемых товаров; - услуги по перевозке пассажиров и багажа в международном сообще­ нии; - услуги международной связи; - другие виды услуг (работ). О ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 25.11.94. № 1287: письмо Росстрахнадзора от 2. 12. 94. В 1995-1996 годах расходы по страхованию имущества предприятий и организаций потребительской кооперации в размере до 1 щюцента от стоимости страхуемого имущества в год разрешено относить в состав затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), вклю­ чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕХОДОМ КЛИЕНТА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ В ДРУГОЙ БАНК: телеграмма ЦБ РФ от 5. 12. 94. При переходе клиентов следует руководствоваться инструкцией Гос­ банка СССР от 30. 10. 86. и дополнениями к ней и ст. 4 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ “. Документ отменяет телеграмму ЦБ РФ от 5. 04. 94. О МЕРОПРИЯТИЯХ В СВЯЗИ С ПРАЗДНОВАНИЕМ 50-й ГО­ ДОВЩИНЫ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: Указ Президента РФ № 2202 от 20. 12. 94. Установить участникам Великой Отечественной войны, не получаю­ щим наряду с пенсией по старости (за выслугу лет) пенсию по инвалид­ ности, дополнительные надбавки к пенсиям в следующих размерах: достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I и II групп - двух минимальных пенсий по старости; остальным участникам Великой Отечественной войны - минимальной пенсии по старости; предоставить вдовам военнослужащих, погибших в Великую Отечест­ венную войну, не вступившим в новый брак и имеющим право на госу­ дарственную пенсию по закону РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР44, право на получение двух пенсий, одна из которых - пенсия по случаю потери кормильца за погибшего мужа. Указанные в настоящем пункте мероприятия осуществить с 1 мая 1995 года. Материал подготовлен отделом деловой информации Цент­ ральной городской библиотеки. Предоставляютя ксерокопии документов. Справки по телефону 59-26-07.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz