Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.
В тисках рынка № 2 (4550) 13 - 19 января 1995 года Лучший Мурманский флот в кризисе Крупнейшая рыбацкая газета с мировым именем “Fishing News International “ , выходящая в Лондоне, в декабрьском номере поместила статью, посвященную проблемам управления “Севрыбпромразведка “ . Предлагаем читателям перевод публикации и комментарий к ней нынешнего руководителя флота П. В. ВИНОГРАДОВА. Государственное предприятие “Севрыбпоиск“ ( “Севрыбпромраз ведка “ ) , находящийся в Мурманске промысловый и научно-исследо вательский флот, внесен в черный список Федеральным управлением по банкротству, и ему, по сведениям источника в Мурманске, дано формальное предупреждение о банкротстве. Эта компания до недавнего времени была привлекательной для инвесторов благодаря своей компетентности, активам и квотам, пишет русский корреспондент FNI. Действуя в соответствии с Указом Президента Ельцина № 1114, по которому государственные предприятия-должники необходимо продавать, Сергей Беляев, глава Федерального управления, начал процедуру, дав распоряжение начальнику “Севрыбпоиска" Геннадию Сторожеву оставить свой пост генерального директора. Территориальному управлению по банкротству было дано указа ние в десятидневный срок назначить нового управляющего по согла сованию с Роскомрыболовством и Мурманской областной администра цией. Тем не менее, хотя, говорят, приказ был подписан 14 сентября, источники сообщают, что Геннадий Сторожев формально не сложил полномочий, а ушел в отпуск. Гуннар Криумс стал исполнять обязан ности генерального директора. Сотрудник “Севрыбпоиска “ сказал FNI, что в довершение про блем компании у флота была отобрана квота, и компания решила приостановить работу, по крайней мере, на период с 14 ноября по 25 декабря. В отличие от “Запрыбпромразведки“ (Западная промысловая и научно-исследовательская компания) “Севрыбпоиску“ не была раз решена приватизация, и он остался в федеральной собственности. Несмотря на то, что некоторые иностранные компании собирались претендовать на акции “Севрыбпоиска“ во время ожидавшейся при ватизации, сообщается, что Федеральное управление по банкротству признало флот банкротом еще 8 авіуста. Тогда как 1 июля сообща лось, что компания должна более 41000 миллиона рублей (14 милли онов долларов). “Севрыбпоиску" должны чуть больше одной трети общего долга компании. Положения государственного “Севрыбпоиска“ гласят, что основная задача компании - проведение научно-исследовательской деятельно сти в интересах Северного промыслового бассейна России. Из 28 работающих судов (всего в компании зарегистрировано 33 судна) только четыре являются действительно научными и несколько судов зафрахтовано другими исследовательскими организациями. На сегодня сумма исследовательских контрактов составляет 7,4% от общего годового дохода, остальной доход обеспечивается коммерче ским промыслом, производством рыбной муки и рыбных консервов. “Севрыбпоиск" сделал долгосрочные инвестиции на сумму, по крайней мере, в 3700 миллионов рублей. Кроме покупки акций нахо дящегося в Мурманске “Севзапкомбанка“ он также участвует в дея тельности “Севморбанка“ , АО “Рыбак “ (Экспорт-Импорт) Лтд, “Баренц-Компани“ и “Арктик-Салмон“. “Арктик-Салмон“ - русско- финская совместная компания, основным партнером которой является Российское государство. Главный удар “Севрыбпоиску“ нанесли российские налоговые власти, которые наложили штраф в 26000 миллионов рублей (8,6 миллиона долларов) на компанию, т. к. было обнаружено, что она не перевела около 16 миллионов долларов своего годового дохода в валю те на счета уполномоченных русских банков. Налоговые служащие определили эту сумму как неэксплуатацион ные расходы. По действующему законодательству “Севрыбпоиск“ от носится к промысловым компаниям, имеющим право оставлять себе 90% своего годового дохода в валюте специально на оплату содержа ния судов и покрытие других эксплуатационных расходов. Остальные 10% подлежат обязательной продаже на внутреннем рынке валюты. Тем не менее, по утверждению налоговых властей, “Севрыбпоиск“ истратил деньги на неэксплуатационные нужды в об ход русских валютных банков. Несмотря на проблемы, говорят, некоторые деловые круги хотят претендовать на “Севрыбпоиск“ , который благодаря давнему патро нажу государства всегда имел лучшее оснащение на судах. Тем временем вопрос продажи компании до сих пор открыт, т. к. значительные силы в Роскомрыболовстве, возглавляемом Александ ром Родиным, заместителем министра по рыболовству, делают все возможное для сохранения флота в федеральной собственности. Александр Родин, бывший помощник капитана по науке и замести тель директора по науке в “Севрыбпоиске“ , очень озабочен упадком научных исследований в рыбной отрасли. Количество научных рейсов снизилось с 240 в 1991 г. до 34 в 1994 году. оптимизм ВИНОГРАДОВА ДОЮГУ - Павел Васильевич, насколько статья соответствует действительно сти, и если соответствует, каково истинное положение “Промразвед ки"? - В принципе, все верно напи сано. Разве что некоторые детали и цифры искажены. Во-первых, квоту у нас никто не отбирал. Просто мы ее выловили еще за долго до конца года. Но кстати на до сказать, что Комитет по рыбо ловству и “Севрыба “ оказали нам помощь и выделили дополнитель ную квоту, которую не могли реа лизовать другие судовладельцы. Так что мы взяли полторы тысячи тонн сверх запланированного. Вторая неточность. Банкротом нас никто не признавал. Для этого нужен арбитражный суд. Учиты вая особое положение “Севрыб- промразведки“ как базового флота для научных исследований, Коми тет по рыболовству отстоял перед Федеральным управлением по банкротствам наш статус государ ственного предприятия, и мы были признаны неплатежеспособными. После чего представили програм му выхода из кризиса на ближай шие три года. Федеральное управ ление согласилось с нашими аріу- ментами, но полностью взяло под контроль работу флота через тер риториальное управление, воз главляемое господином А. С. Ива новым. - Каковы сейчас долги предпри ятия? - Здесь тоже маленькая неточ ность. Летом мы должны были 47 миллиардов, а теперь - 41. Нам должны около трех. - А насколько обоснованны обви нения в том, что вы почти прекра тили научную деятельность? - Я не знаю, откуда взялась цифра 7,4 процента. У нас 26 ра ботающих судов., всего же 31 еди ница. На сегодняшний день 14 - в море, из них 3 работают по науч ной программе. В ближайшее вре мя к ним подключатся еще два. На 1995 год на исследовательскую работу требуется 15 миллиардов рублей, а это составляет около 25 процентов нашего объема произ водства. - Павел Васильевич, может, не совсем тактичный вопрос, но и в неведении рыбаков нельзя остав лять. Какова судьба прежнего руко водителя флота Г. А. Сторожева? - Геннадий Анисимович сейчас лечится в больнице, и сегодня мы платим ему деньги как начальни ку флота. - Какие у вас сейчас отношения с налоговой инспекцией? - Давайте уточним для начала цифры. На “Промразведку “ нало жен штраф в сумме 6 миллиардов рублей и 16 миллионов долларов, которые мы обязаны выплатить. В первый же день после моего на значения я встретился с руководи телем областной налоговой инс пекции В. М. Москвиным и попро сил его помощи в отсрочке и рас срочке выплаты долгов. Он, учи тывая реальное состояние дел в отрасли, согласился всемерно по мочь. За 1994 год выплатили штрафов около 1 миллиарда руб лей. В принципе я согласен с сан кциями - нарушения были, зна чит, сами виноваты. Однако есть и объективные причины. После бан кротства Внешэкономбанка прави тельство не учло должным образом все нюансы, и бремя неорганизо ванности, неразберихи легло на плечи производителей. - Сколь мне помнится, у вас не сколько лет назад складывались не плохие отношения с Западом, в ча стности с норвежцами^. - Если честно, за эти два года никакой помощи от Запада не бы ло. И, думаю, не будет. Все это мишура и реклама для них: де скать, вот мы как печемся о рус ских. Да ничего они не хотят со вместно с нами делать. Разве что тряпки поношенные еще поприсы- лают... Все те проекты, которые предлагались “Промразведке “ - строительство в Мурманске муко мольного завода, завода по произ водству кормов для разведения рыб, - норвежская сторона исполь зовала в своих целях. Из тех де нег, которые выделило их прави тельство, мы ни кроны не получи ли. Весь проект стоил 7,6 миллио на долларов. Они, ссылаясь на то, что кредитная линия очень слож ная, вдруг предложили нам денеж ное участие почти фифти-фифти, то есть выкладывайте, говорят, три с половиной миллиона, осталь ное - мы. Так еще и условия вы двинули: оборудование их, строи тели их. Зачем нам такой рас клад? Они же, ясное дело, не о нас пекутся, а для своих рабочие места создают. Естественно, мы отказались. - В начале беседы вы упомянули о программе выхода флота из кри зиса. Надо полагать, что в будущее вы смотрите уверенно. Нельзя ли сказать хотя бы в общих чертах, на чем основана эта уверенность? - Я по натуре оптимист. Флот в состоянии встать на ноги, рассчи таться с долгами и быть платеже способным. Все это возможно, ес ли Главное налоговое управление России утвердит наше прошение о рассрочке выплаты штрафов. Это нам ой как необходимо, потому что пени за несвоевременные вы платы будут превышать сам долг в два раза. Думаю, нам удастся в корне изменить экономическую полити ку предприятия. Здесь и стопро центное использование мощностей, скажем, эксплуатация судов не только на вылове трески, но и других объектах лова. Далее - же сткая экономия и сокращение рас ходной части. Рассчитываем за няться поставкой рыбы на бартер ной основе не на Запад, а в Рос сию. Это тоже даст солидную при быль предприятию. Словом, за думки есть, и их немало. - Что ж , как говорится, Бог вам в помощь и семь футов под килем. Вел беседу Сергей МИРОНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz