Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.
Светлое Рождество Христово ш %тзо № 1 (4549) 6 - 12 января 1995 года 15 Рождество. С гравюры Гюстава Доре. і . По предсказанию пророка Михея, Спаситель должен был родиться в Вифлееме; Мария же жила в Назарете. Но, по ус троению промысла Божия, Римский кесарь, или импера тор Август, приказал произве сти народную перепись в стране Иудейской, которая в то время была под властью римлян. Вследствии этого ука за все иудеи должны были за писаться каждый в том городе, откуда происходил родоначаль ник его. Иосиф с Марией долж ны были отправиться в город, где родился их праотец Давид, в Вифлеем Иудейский. Когда Святая чета достигла этого го рода, в нем оыло так много на рода, пришедшего из разных городов Иудеи, что Иосиф и Мария должны были искать убежища в окрестностях горо да. Недалеко от Вифлеемских ворот находилась пещера в го ре; в эту пещеру пастухи во время ненастной погоды заго няли свои стада и укрывались в ней и сами. Внутри пещеры бы ло высечено углубление вместо яслей для животных. Святая Мария с Иосифом остановились для ночлега в этом вертепе. Здесь Пресвятая Дева безбо лезненно родила Своего беспо рочного Сына, спеленала Его и положила в ясли. Весь Вифлеем и его окрест ности были погружены в глубо кий сон, когда родился Искупитель мира. Не спали только пастухи, которые непо далеку от пещеры пасли свои стада. Вдруг среди ночной тьмы заблистал необыкновенный свет и явился перед ними Ангел Господен, который сказал им: “Не бойтесь, я возвещу вам ве ликую радость, которая будет всем людям: сегодня родился в городе Давидовом Спаситель, или Христос. Вы найдете Его в пещере, лежащего в яслях“ . К Ангелу присоединилось мно жество других Ангелов, кото рые воспели хвалу Богу: “Слава в вышних Богу и на зем ли мир, к людям Божие благо воление! “ Пастыри с изумлением смотрели на это поразительное зрелище и слу шали с наслаждением чудное небесное пение. Ангельские го лоса смолкли, видение исчезло и пастыри остались в прежнем безмолвии и мраке. Тогда они, посоветовавшись между собою, отправились к Вифлеему и пришли в пещеру, где находи лось Божественное семейство. Рассказав здесь о своем виде нии и возвав хвалу Богомладен- цу и Его Пречистой Матери, они удалились к своим стадам. п. Город Вифлеем отстоит от Иерусалима на десять верст или на двухчасовом пути. Он расположен на высоком холме, который считается одним из са мых плодородных мест Святой земли, отчего и город этот получил название Вифлеема, что значит на русском языке - дом хлеба. Вифлеемский холм и до сих пор поражает своим цветущим и оживленным ви дом, тем более что соседние с ним места пустынны и печаль ны. Множество богомольцев с горячим усердием спешат в Вифлеем поклониться месту, где родился Господь Иисус Христос. Недалеко от города стоит монастырь, в котором главная церковь построена над пещерою, где родился Христос Спаситель. Эта церковь освя щена во имя Пресвятой Богоро дицы; она построена в виде креста. От входа в нее до самого храма тянется длинная па перть, по обеим сторонам кото рой идут мраморные столбы времен Св. Константина и Еле ны. В церкви этой два придела. С обеих сторон главного ал таря можно спуститься и в са мую пещеру. Тут, на мраморной полукруглой доске, расположенной на полу у сте ны, надпись: “Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии“. Над этой плитой раз вешено 16 дорогих лампад, а над ними на столбиках доска мраморная для престола. Сте ны этой пещеры сделаны из мрамора и закрыты завесами из дорогих материй. Направо, на две ступени ниже - другая пе щера, где находятся ясли, в ко торые Божия Матерь положила Богомладенца тотчас после рождения. Ясли эти вырублены в виде продолговатого ящика из камня и обделаны мрамором. Они служат престолом во время божественных служб и принад лежат католикам. Тут постав лены два престола: один на месте, где стояли пастыри, и другой там, где волхвы восточ ные поклонились Пречистому Младенцу. Св. ДИМИТРИЙ, митрополит РОСТОВСКИЙ (из сборника “Плач Бо- жией 1 1909 г.). э и Матери " Москва, Вертеп Рождества Христова (современная фотография). Православный календарь Ведущий рубрики Виктор ГЕОРГИ СЕГОДНЯ, 6 ЯНВАРЯ, НАВЕ- ЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ^(РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬ НИК). В этот день по церковному обычаю полагается ничего не есть до вечера, до появления на небе первой звезды. В этот день заканчивается Рождествен ский сорокадневный пост, когда разре шается вкусить лишь “сочива “ , то есть смоченных в воде сухих плодов, отчего и сам день называется сочель ником. Празднование навечерия Рождества Христова ведет свое начало с древней ших времен. Вот что рассказывает об этом церковно-народный месяцеслов 1877 года: “ ...от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновен но называется Щедрым вечером или Богатою кутьею. Важнейшей принад лежностью стола служат кутья и взвар. Первая приготовляется из зер новой вареной пшеницы, ячменя, ри са; взвар состоит из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Сам стол, на кото ром располагается трапеза, устилает ся сеном или соломой. Можно думать, что кутья и взвар... имеют символиче ское значение: кутья есть неотъемле мая вещь при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении дитяти... Легко отсюда заключить, что наши предки в вечери Рождества Хри стова этими двумя блюдами думали, быть может, соединить воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую вол хвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилаются стол и прилавок, напоми нают собою те ясли, в которые поло жен был Спаситель. Наши предки старались сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, царь Алек сей Михайлович... ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню... Но рядом с указанными богочести- выми обычаями совершались и такие обряды, которые были остатком дохри стианской древности. Так, например, в Стоглаве говорится, что “в навечер- ни Рождества Христова...мужи и жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумьі творят всякими играми и песнями сатанинскими и многими ви дами скаредными... “ В наши дни на Рождество мы вновь зажигаем елку, дети “славят Христа “ в рождественских песнях, идет подго товка к святкам. ЗАВТРА, 7 ЯНВАРЯ, РОЖДЕ СТВО ГОСПОДА БОГА И СПА СА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Празднование Рождества длится до начала приготовления к празднованию Крещения Господня (19 января). И праздник Рождества, и праздник Кре щения в старину назывались Богояв лением. То есть Господь Бог явился людям, и когда Младенец родился в Вифлееме, то тогда Его увидели толь ко волхвы и пастыри, а остальные лю ди не могли увидеть. Явление Христа всему народу совершилось в Креще ние, когда с небес было провозглаше но: “Сей есть Сын Мой возлюбленный “ , а Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа. Иоанн Креститель, пророк и предтеча, указал на Христа всем: “Се Агнец Бо жий “ . В праздник Рождества одним из важнейших обычаев у россиян было так называемое “славление“ , когда не только притч ходил по домам с молит вой и пением, но и миряне посещали друг друга. 8 ЯНВАРЯ ПРАЗДНУЕТСЯ СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИ ЦЫ, А ТАКЖЕ ЧТИТСЯ ПА МЯТЬ ПРАВЕДНОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА, ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ. • В этот день, по старому обычаю, русские женщины ходили к роженицам с пирогами, приносили пироги в цер ковь, простодушно думая, что этим они делают честь Богородице. В царской России не было, навер ное, человека, который не знал бы на изусть хоть один из вдохновенных псалмов царя Давида. Потому-то и об ращались к этому царю-пророку в раз ных напастях, бедствиях и горестях, находя утешение в чтении его священ ных песен. Царь Давид почитался и как укротитель гнева, защитник от разбойников и любых зверей. Вот как начинается знаменитый 50-й (покаянный) псалом Давида: “Помилуй меня Боже , по великой милости Твоей, и по множеству щед рот твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззако ния моего , и от греха моего очисти меня, Ибо беззакония мои я сознаю , и грел мой всегда предо мною... “ 9 ЯНВАРЯ ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ АПОСТОЛА СТЕФАНА ПЕРВОМУ ЧЕНИКА. Исполненный силы, он од ним из первых принял смерть за веру Христову. Перед смертью св. Стефан молился за своих убийц: . “Господи, не вмени им эго во грех“ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz