Рыбный Мурман. 1995 г. Январь.

Светлое Рождество Христово ш %тзо № 1 (4549) 6 - 12 января 1995 года 15 Рождество. С гравюры Гюстава Доре. і . По предсказанию пророка Михея, Спаситель должен был родиться в Вифлееме; Мария же жила в Назарете. Но, по ус­ троению промысла Божия, Римский кесарь, или импера­ тор Август, приказал произве­ сти народную перепись в стране Иудейской, которая в то время была под властью римлян. Вследствии этого ука­ за все иудеи должны были за­ писаться каждый в том городе, откуда происходил родоначаль­ ник его. Иосиф с Марией долж­ ны были отправиться в город, где родился их праотец Давид, в Вифлеем Иудейский. Когда Святая чета достигла этого го­ рода, в нем оыло так много на­ рода, пришедшего из разных городов Иудеи, что Иосиф и Мария должны были искать убежища в окрестностях горо­ да. Недалеко от Вифлеемских ворот находилась пещера в го­ ре; в эту пещеру пастухи во время ненастной погоды заго­ няли свои стада и укрывались в ней и сами. Внутри пещеры бы­ ло высечено углубление вместо яслей для животных. Святая Мария с Иосифом остановились для ночлега в этом вертепе. Здесь Пресвятая Дева безбо­ лезненно родила Своего беспо­ рочного Сына, спеленала Его и положила в ясли. Весь Вифлеем и его окрест­ ности были погружены в глубо­ кий сон, когда родился Искупитель мира. Не спали только пастухи, которые непо­ далеку от пещеры пасли свои стада. Вдруг среди ночной тьмы заблистал необыкновенный свет и явился перед ними Ангел Господен, который сказал им: “Не бойтесь, я возвещу вам ве­ ликую радость, которая будет всем людям: сегодня родился в городе Давидовом Спаситель, или Христос. Вы найдете Его в пещере, лежащего в яслях“ . К Ангелу присоединилось мно­ жество других Ангелов, кото­ рые воспели хвалу Богу: “Слава в вышних Богу и на зем­ ли мир, к людям Божие благо­ воление! “ Пастыри с изумлением смотрели на это поразительное зрелище и слу­ шали с наслаждением чудное небесное пение. Ангельские го­ лоса смолкли, видение исчезло и пастыри остались в прежнем безмолвии и мраке. Тогда они, посоветовавшись между собою, отправились к Вифлеему и пришли в пещеру, где находи­ лось Божественное семейство. Рассказав здесь о своем виде­ нии и возвав хвалу Богомладен- цу и Его Пречистой Матери, они удалились к своим стадам. п. Город Вифлеем отстоит от Иерусалима на десять верст или на двухчасовом пути. Он расположен на высоком холме, который считается одним из са­ мых плодородных мест Святой земли, отчего и город этот получил название Вифлеема, что значит на русском языке - дом хлеба. Вифлеемский холм и до сих пор поражает своим цветущим и оживленным ви­ дом, тем более что соседние с ним места пустынны и печаль­ ны. Множество богомольцев с горячим усердием спешат в Вифлеем поклониться месту, где родился Господь Иисус Христос. Недалеко от города стоит монастырь, в котором главная церковь построена над пещерою, где родился Христос Спаситель. Эта церковь освя­ щена во имя Пресвятой Богоро­ дицы; она построена в виде креста. От входа в нее до самого храма тянется длинная па­ перть, по обеим сторонам кото­ рой идут мраморные столбы времен Св. Константина и Еле­ ны. В церкви этой два придела. С обеих сторон главного ал­ таря можно спуститься и в са­ мую пещеру. Тут, на мраморной полукруглой доске, расположенной на полу у сте­ ны, надпись: “Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии“. Над этой плитой раз­ вешено 16 дорогих лампад, а над ними на столбиках доска мраморная для престола. Сте­ ны этой пещеры сделаны из мрамора и закрыты завесами из дорогих материй. Направо, на две ступени ниже - другая пе­ щера, где находятся ясли, в ко­ торые Божия Матерь положила Богомладенца тотчас после рождения. Ясли эти вырублены в виде продолговатого ящика из камня и обделаны мрамором. Они служат престолом во время божественных служб и принад­ лежат католикам. Тут постав­ лены два престола: один на месте, где стояли пастыри, и другой там, где волхвы восточ­ ные поклонились Пречистому Младенцу. Св. ДИМИТРИЙ, митрополит РОСТОВСКИЙ (из сборника “Плач Бо- жией 1 1909 г.). э и Матери " Москва, Вертеп Рождества Христова (современная фотография). Православный календарь Ведущий рубрики Виктор ГЕОРГИ СЕГОДНЯ, 6 ЯНВАРЯ, НАВЕ- ЧЕРИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ^(РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬ­ НИК). В этот день по церковному обычаю полагается ничего не есть до вечера, до появления на небе первой звезды. В этот день заканчивается Рождествен­ ский сорокадневный пост, когда разре­ шается вкусить лишь “сочива “ , то есть смоченных в воде сухих плодов, отчего и сам день называется сочель­ ником. Празднование навечерия Рождества Христова ведет свое начало с древней­ ших времен. Вот что рассказывает об этом церковно-народный месяцеслов 1877 года: “ ...от обильного угощения Рождественский сочельник обыкновен­ но называется Щедрым вечером или Богатою кутьею. Важнейшей принад­ лежностью стола служат кутья и взвар. Первая приготовляется из зер­ новой вареной пшеницы, ячменя, ри­ са; взвар состоит из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других плодов, сваренных в воде. Сам стол, на кото­ ром располагается трапеза, устилает­ ся сеном или соломой. Можно думать, что кутья и взвар... имеют символиче­ ское значение: кутья есть неотъемле­ мая вещь при похоронах и поминовении покойников, а взвар обыкновенно варится при рождении дитяти... Легко отсюда заключить, что наши предки в вечери Рождества Хри­ стова этими двумя блюдами думали, быть может, соединить воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Вспомним, что и смирна, которую вол­ хвы принесли в дар новорожденному Христу, также знаменовала смерть Христову. Сено или солома, которыми устилаются стол и прилавок, напоми­ нают собою те ясли, в которые поло­ жен был Спаситель. Наши предки старались сочельник ознаменовать делами христианской благотворительности. Так, царь Алек­ сей Михайлович... ходил тайно в тюрьмы и богадельни, раздавал там щедрую милостыню... Но рядом с указанными богочести- выми обычаями совершались и такие обряды, которые были остатком дохри­ стианской древности. Так, например, в Стоглаве говорится, что “в навечер- ни Рождества Христова...мужи и жены и дети в домах по улицам отходя и по водам глумьі творят всякими играми и песнями сатанинскими и многими ви­ дами скаредными... “ В наши дни на Рождество мы вновь зажигаем елку, дети “славят Христа “ в рождественских песнях, идет подго­ товка к святкам. ЗАВТРА, 7 ЯНВАРЯ, РОЖДЕ­ СТВО ГОСПОДА БОГА И СПА­ СА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА. Празднование Рождества длится до начала приготовления к празднованию Крещения Господня (19 января). И праздник Рождества, и праздник Кре­ щения в старину назывались Богояв­ лением. То есть Господь Бог явился людям, и когда Младенец родился в Вифлееме, то тогда Его увидели толь­ ко волхвы и пастыри, а остальные лю­ ди не могли увидеть. Явление Христа всему народу совершилось в Креще­ ние, когда с небес было провозглаше­ но: “Сей есть Сын Мой возлюбленный “ , а Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса Христа. Иоанн Креститель, пророк и предтеча, указал на Христа всем: “Се Агнец Бо­ жий “ . В праздник Рождества одним из важнейших обычаев у россиян было так называемое “славление“ , когда не только притч ходил по домам с молит­ вой и пением, но и миряне посещали друг друга. 8 ЯНВАРЯ ПРАЗДНУЕТСЯ СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИ­ ЦЫ, А ТАКЖЕ ЧТИТСЯ ПА­ МЯТЬ ПРАВЕДНОГО ИОСИФА ОБРУЧНИКА, ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ. • В этот день, по старому обычаю, русские женщины ходили к роженицам с пирогами, приносили пироги в цер­ ковь, простодушно думая, что этим они делают честь Богородице. В царской России не было, навер­ ное, человека, который не знал бы на­ изусть хоть один из вдохновенных псалмов царя Давида. Потому-то и об­ ращались к этому царю-пророку в раз­ ных напастях, бедствиях и горестях, находя утешение в чтении его священ­ ных песен. Царь Давид почитался и как укротитель гнева, защитник от разбойников и любых зверей. Вот как начинается знаменитый 50-й (покаянный) псалом Давида: “Помилуй меня Боже , по великой милости Твоей, и по множеству щед­ рот твоих изгладь беззакония мои. Многократно омой меня от беззако­ ния моего , и от греха моего очисти меня, Ибо беззакония мои я сознаю , и грел мой всегда предо мною... “ 9 ЯНВАРЯ ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ АПОСТОЛА СТЕФАНА ПЕРВОМУ­ ЧЕНИКА. Исполненный силы, он од­ ним из первых принял смерть за веру Христову. Перед смертью св. Стефан молился за своих убийц: . “Господи, не вмени им эго во грех“ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz