Рыбный Мурман. 1995 г. Сентябрь.

8 НАСДАВЯТ 3 1 - 7 сентября 1995 года - НЕСПАЕМСЯ Р Ы Н О К колхозом, а ТОО “Рыболовецкая что людям показать. - Что именно вы демонстрирова­ ли на “Инрыбщюме44? - спрашиваю заместителя директора “Ударни- к а “ по флоту Юрия СМИРНОВА. - 12 наименований. Это и под­ ложка для подкопченной рыбы, как у “Норд-Веста44. Это скумбрия подсоленная и подкопченная вна- резку. Это тушка сельди и филе сельди подкопченные в вакуумной упаковке. Это мясо креветки и паштет из тресковой печени. Это форель. И т. д. - И вся продукция изготовлена у себя? - Да. В нашем цехе. Кроме того, что я назвал, изготавливаем пре­ сервы, консервы “Печень по-мур- мански“ , рыбу соленую в бочках. - Красиво живете, Юрий Влади­ мирович ! - Куда там! Проблем столько, что голова кругом. Например, сей­ час надо вложить 2 миллиарда руб­ лей, чтобы очистные сооружения работали как надо. Сейчас они под­ ключены по временной схеме, до 1997 года. На “Инрьібпроме“ со­ стоялись переговоры с нашими не­ мецкими партнерами, вроде договорились о их содействии. Они с пониманием относятся к нашим проблемам. - Зато в родном отечестве о пони­ мании можно только мечтать. Так? - Так. Вот налоги. Сейчас мы На прошедшем недавно “Инрыб- проме-95“ из всех рыболовецких колхозов России представлял свою продукцию лишь наш “Ударник". Хотя он теперь называется не компания "Ударник '. Выходит, было должны выложить 3 миллиарда на­ логов. - Стало быть, у вас приличный оборот, раз такая сумма налогов. - За полгода сделали годовой оборот. За счет чего? Выловили 92 процента годовой квоты трески. Сейчас облавливаем скумбрию в Фарерской зоне, часть судов - на креветке, часть - на камбале. Но я отвлекся. Налоги. На на­ ших плечах - поселок Минькино. Полтора года ведем переговоры с Кольской администрацией и не можем договориться: ни в какую не хотят принимать этот груз. Мы платим огромные налоги на содер­ жание жилья, соцкультбыта. По указу Президента часть этих средств должна возвращаться нам. Но не возвращается. А это 250 миллионов рублей в квартал. - Но вообще “Ударник4 - хозяй­ ство мощное. - Свои суда, холодильник на ты­ сячу тонн в 100 метрах от причала с подъездными путями. Жаль, что мы удалены от сбыта. - Помню, какую вкусную колбасу у вас делали. - Так ведь мы еще в прошлом году все сельское хозяйство ликвидирова­ ли. Нерентабельно. Вот в Между­ речье колхоз “Полярная звезда4 пока еще держит стадо, мы у них молоко закупаем. Но и он еле дышит. Кроме налогов очень серьезные проблемы - топливо и таможня. Получается, выгодней брать топ­ ливо в Норвегии по 170 долларов, а не здесь по 240-250 долларов. И мы планируем работать, не заходя в Мурманск, экипажи менять тоже за границей. Когда вводили понятие “сбло­ кированной квоты44, надеялись на хорошие результаты. Но таможен­ ные пошлины порушили все на­ дежды. Привезли, например, 200 тонн скумбрии в свой цех на пере­ работку - заплатили 40 миллионов рублей таможне. Прежде чем скумбрия эта превратится в про­ дукт, в товар в корзине покупате­ ля, мы еще должны столько нести затрат! Скажем, одна банка под пресервы стоит 3,5 тысячи. Короче говоря, затраты цеха в месяц со­ ставляют 1 миллиард 100 миллио­ нов рублей, продадим продукцию на 1 миллиард 200 миллионов. Из этой плюсовой сотни надо запла­ тить зарплату рабочим, произве­ сти отчисление на содержание цеха... Тем не менее, и я это особо подчеркиваю, мы не плачемся в жилетку. Как бы ни было трудно, но все проблемы решаем. Ведь у нас подобрались люди, сами вло­ жившие немало сил в становление “Ударника44, а потому сегодня стремятся сделать все, чтобы не дать ему рухнуть под тяжестью проблем. - А как у вас дела в форелевом хозяйстве? - Около трех лет работали по нолям. В прошлом году получили хороший результат. Надеялись, что и в нынешнем году будет не хуже. Но нынче лето было холод­ ное, температура воды не подни­ малась выше 12 градусов. Поэтому форель слабо питалась, плохо на­ бирала вес. Вот в октябре посмот­ рим, что получится. - В былые годы вашей гордостью была еще и своя база технического обслуживания судов. - Она работает. Производим междурейсовое техническое об­ служивание, небольшие свароч­ ные работы, ремонт тралового комплекса, переборку дизель-ге­ нератора. А большой ремонт - на СРЗ-2, у нас прекрасные отноше­ ния. - Автобус у вас красивый... - Сохранили мы и автопарк, и сетецех - небольшую фабрику, где изготавливаем тралы, траловые мешки, ремонтируем орудия лова. Еще и обслуживаем там более 20 структур Союза рыбопромышлен­ ников. - Причалы тоже свои, не надо кланяться порту. - Это, конечно, плюс, но содер­ жание их требует немалых расхо­ дов. - Мясо креветки готовят в море? - Да, на “Нижневолжске44, там установлена датская линия, суточ­ ная производительность - 400-500 кг, но сейчас промобстановка не­ важная, поэтому вырабатывают 200-300 кг. Но опять же таможня забирает 21 процент стоимости продукции, поскольку мясо кре­ ветки считается деликатесом. С судна креветка поступает в паке­ тах весом 2,5 кг. Мы полагаем в будущем наладить выпуск кревет­ ки в мелкой расфасовке - по 200- 250 граммов. Проблема - сырье и стоимость тары. - Вместе с вашим директором Владимиром Ивановіічем Шаньги- ным мы были в Норвегии на прием­ ке траулера 44Севрыба-Iм. Он очень внимательно смотрел и слушал... - У нас большое желание при­ обрести новый траулер, ведь на­ шим судам около 20 лет. И мы уже собрались было покупать, но выяс­ нилось, что этому судну больше пяти лет, значит, по нашим зако­ нам, мы не имеем права купить “старое “ судно. - Народ не бежит от вас? - Нет. У моряков стабильный заработок, хотя нередки задержки зарплаты. Вот летом ждали моряки свои отпускные по 2-3 недели. Да и зарплата у береговых работни­ ков отстает от “морской“ . - Юрий Владимирович, можно ли “Ударник4 назвать лучшим хо­ зяйством области? - По морским делам мы сравня­ лись с колхозами “Северная звез­ да4 и “Мурман44. Квоту получаем одинаковую. Затраты и долги при­ мерно те же. Нельзя сказать, что кто-то впереди на белом коне: оди­ наково барахтаемся в проблемах. Очень сложно. Очень жалко людей. Не все ведь понимают, ку­ да деньги уходят. Все хотят луч­ шей жизни и процветания родного предприятия. Но мы боремся. Беседовала ^ Инна БЕРЕЗЮК. БЕДЫ АРКТИКИ А К Ц Е Н Т Павел ЛУЖИН 400 тысяч тонн угля со Шпицбергена, согласно заключенным договорам, должна поставить в область к отопительному сезо­ ну Мурманская контора государственного треста “Арктикуголь44. Основными потре­ бителями его являются Апатитская ТЭЦ, АО “Олкон“ (так теперь именуют Олене­ горский горно-обогатительный комбинат) и Африканда. Заполярные шахтеры постара­ лись загодя создать запасы сырья на рудни­ ках “Пирамида“ и “Баренцбург“ . Более того, здесь недавно пущены две обогати­ тельные фабрики. Новая технология позво­ лила уменьшить зольность и повысить калорийность угля. Теперь по качествен­ ным показателям он ничуть не хуже угля традиционно завозимого из Печорского бас­ сейна. К тому же морская транспортировка тонны угля с архипелага вполовину дешев­ ле, чем железнодорожная перевозка его, скажем, из Инты. Областная администрация выделила АО “Колэнерго4 и “Олкон4 целевые кредиты соответственно 5 и 3 миллиарда рублей на закупку угля. Пять балкеров уже достави­ ли в Кандалакшский и Мурманский торговые порты почти 100 тысяч тонн арк­ тического угля, но в Оленегорск от этого количества из-за проволочек с оплатой не попало ничего. Контора сейчас в трудной финансовой ситуации. Клиенты не торопятся с ней рас­ считываться. Она, в свою очередь, задол­ жала пароходству 4,5 миллиарда рублей за фрахт кораблей. Последний теплоход “Кузьма Минин4 пароходство, не получив тре­ буемых денег, отозвало из рейса. Перевозки прекрати­ лись и не известно, возобно­ вятся ли? А зима - не за горами. Положение усугубляется и другим фактором. Тамож­ ня, руководствуясь ведомст­ венными инструкциями, стала обкладывать фрахто­ вые операции, уголь и прочие технические грузы со Шпиц­ бергена (русской-то территории!) НДС и спецналогом. Не внес их в казну в срок - автоматически включается штрафной счет­ чик. Почти два месяца, к примеру, просто­ ял с полными трюмами в Кандалакше теплоход “Иван Сусанин44. Контора не смогла вовремя рассчитаться с таможенной службой - не было средств. Штраф перева­ лил за 50 миллионов. Летом произошел не менее парадоксальный случай. Ученые за­ бросили самолетом на рудник “Пирамида “ сейсмостанцию. Провели исследования. Когда они закончились, научную аппарату­ ру отправили обратно в Мурманск. Бди­ тельные стражи экономических интересов страны потребовали за ввоз внести в пользу государства 47 миллионов рублей. Уголь­ щики схватились за голову. Еле отбились. Обратная сторона проблемы. В шахтер­ ские поселки к зиме необходимо завезти 10 тысяч тонн продовольствия, оборудования и прочих материалов. На данный момент отправлен только один полупустой “борт“ (1300 тонн). Все дорого, а свободных денег нет. В прошлом году на этот период было снаряжено четыре корабля. Возможно, какое-то экстренное решение примет генеральный директор компании “Росуголь4 Юрий Малышев, по­ сетивший в этом месяце рудники Шпицбер­ гена. Не могут же люди, добывающие уголь в суровых условиях Арктики, остаться на бобах - в прямом смысле. По своей линии Мурманская контора, как заверил ее уп­ равляющий Владимир Данилов, делает все возможное, чтобы обеспечить заполярных шахтеров всем жизненно необходимым. Для этого часть угля реализована в Норвегии, там же будут приобретены продовольствен­ ные товары. Это только одна из предприни­ маемых мер. КИНО ПРО РЫБУ СЦЕНАРИЙ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА Инна БЕРЕЗЮК На экране - траулер швартуется к причалу. К капитану подходит директор фирмы. - С приходом! Ну как? - Да что говорить - рыбка отборная: треска, камбала, зубатка, палтус. - Жалко, ни холодильника нет, ни машин-рефри­ жераторов. Ну да ладно. Грузите. Я поехал. * * * На экране - взбешенное лицо директора. За ним - вывеска: "Магазин". Директор, садясь в машину: - Не надо им! Штучным товаром торгуют! Как такую рыбу не взять?.. * * * На экране - торговый зал продовольственного магазина. Заведующая - Директору: - Ну и что? Ну палтус, треска ... Я не сказала "плохая", я сказала, что нам не надо. Почему, почему... Не надо, и все. Поворачивается спиной. * * * На экране - одна за другой таблички с названиями заводов бывшего рыбокомбината. Из дверей одного из них выходит Директор. На глазах слезы. Молчит. * * * На экране - вывеска: "Частный магазин". Перед директором магазина стоит на коленях Директор. Он говорит: - Ради Христа! Судно в док встало. Рыба уже оттаивает. Возьми! Директор магазина, полуотвернувшись: - Да ладно уж, встаньте. Возьму. Но только на реализацию. И не по 4 тысячи за кило­ грамм. И деньги - только через три месяца. Крупным планом - подписи директоров на бумаге. * * * Титры: "Прошло 2 месяца". На экране - траулер швартуется к причалу. Идет Директор. Крупным планом - погрузка в машину ящиков с надписью: "Рыбный фарш". Машина мчится по улицам. Едет по шоссе среди сопок. Крупным планом - зверосовхоз "Кольский". Крупным планом - лицо Директора: глаза готовы выскочить из орбит, волосы дыбом. Он еле говорит: - Вы ... вы что... вы издеваетесь? 300 рублей за килограмм! В ответ - дружный смех сидящих за столом. Крупным планом - слезы ручьем из глаз Директора. Он идет к машине и бормочет: - Триста... Хоть бы тысячу! Моряки собирали отходы, не выбрасывали... Вы, совхозники, хоть бы недельку помотались на сейнерочке в море, пособирали бы эти отходы ... Триста рублей" Наглые... * * * Титры: "Прошел месяц". На экране - вывеска: "Севрыбсбыт". Крупным планом - энергичное лицо Директора. Он входит в здание. Кабинет. Женщина за столом. Улыбается: - Конечно возьмем. На хранение. Вот счет. Крупным планом - лицо Директора: выпученные глаза, волосы дыбом. Он еле шевелит губами: - Хранение... оно съест все доходы ... Зачем ... На экране - понурая спина Директора. Он плетется к машине. * * * •• Затемнение. Эта история не выд умана , только чуть с гущ ены кра с ки . Но факты и ц иф ры - п р а в д а . Не х о ч у се годн я называть конкретную ф амилию Директора , потому что он д а л е к о не одинок . П о ч ем у так происходит? - в о п р о с риторический . А следстви­ ем в с е г о р а с с к а з а н н о г о и является то, что в с я р ы б а уходит " н а л е в о " в п р ям ом и п е р е н о с н о м смы с л е .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz