Рыбный Мурман. 1995 г. Сентябрь.

8 - 14 сентября 1995 года C O U R S E 9 ЛЬ КІ С М Е Н А Анна САЛМАНОВА Совсем недавно закончились вступительные экзамены и сча­ стливые родители вместе со своими чадами вздохнули облегчен­ но. Наши мореходки тоже приняли новое пополнение, хотя конкурс в этом году значительно упал. По-прежнему популярен механический факультет морского колледжа - 4 человека на ме­ сто. Итак, поступили. Что ждет этих ре­ бят завтра? Нужны ли будут они фло­ там? Обратимся с этими вопросами к Александру Сергеевичу ВАСИЛЬЕВУ, директору по кадрам и социальному развитию АО “Севрыба". - Прежде чем говорить о кадрах, необходимо сказать о том, что сейчас представляет собой сам флот. Значи­ тельно сократился объем производст­ ва, уменьшилась численность плавсостава (если у нас в 92-м году было 36 тысяч работников флотов, то теперь их около 29 тысяч). Уехали украинцы, белорусы, жители Азии и Прибалтики. В морском колледже иногородних едва наберется десятка два. Но мурманчан мы стремимся удержать, хотя многие пытаются най­ ти лучшую работу в других структу­ рах. Отрадно, что нам удалось сохра­ нить региональную систему подготов­ ки кадров: три морских ПТУ, морской MODC1 колледж, рыбацкая академия. Этому по мере сил способствует “Севрыба . К тому же благодаря “Севрыохолод- флоту4 продолжает действовать клуб- флотилия “Альбатрос “ , в котором с юных лет будущие моряки познают романтику моря. Учебным заведениям сейчас очень тяжело, как и всем бюджетным орга­ низациям - не хватает денег на при­ обретение оснащения лабораторий, обмундирования, учебных тренаже­ ров. Хотя что такое теоретически под­ готовленный специалист без практи­ ческих навыков? Где получить их курсантам? Только на судне, в море. “Севрыба “ взяла на себя финансиро­ вание эксплуатации учебного парус­ ного судна “Седов14, учебное оборудование которого отвечает за­ просам не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. И кроме получения навыков судовых работ в море кур­ санты на своем собственном опыте по­ знают труд моряка. АБИТУРИЕНТ-95 Ирина ИВАНОВА Полагаем, не все желающие продолжить образование смогли-таки поступить в высшие учебные заведения. И, как говорится, остались не у д е л ... Для тех, кто еще не совсем отчаялся, сообщаем, что некоторые учебные заведения в Мурманске продолжают набор студентов. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА. Факультеты экономики и юриспруденции. По истечении четы­ рех лет выдается диплом государственного образца. Обуче­ ние только заочное. Ул. Октябрьская, 24; тел. 52-62-65. МУРМАНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (совме­ стно с Санкт-Петербургской инженерно-экономической акаде­ мией) продолжает набор студентов на I курс. Документы принимаются до 15 сентября. Факультеты : финансы и креди­ ты, бухгалтерский учет, коммерция. Форма обучения очная, очно-заочная. Вступительные испытания - тестирование, кото­ рое включает в себя проверку знаний по математике, инфор­ матике, иностранному языку. Оплата заочно-очная - 800 долларов, очная - 1500 долларов в год. Обучение рассчитано на 5 лет. Ул. Траловая, 6а; тел. 57-68-46. ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ (факультеты экономический и юридический). Студенты обуча­ ются заочно в течение четырех лет. Стоит же это 700 долла­ ров за семестр. Чтобы поступить в институт, надо пройти собеседование, которое будет носить скорее организацион­ ный характер. По окончании института выдается диплом госу­ дарственного образца. Романтика, любовь к своей про­ фессии сегодня считаются красивыми словами. Однако именно в работе морской эти понятия все равно при­ сутствуют. Мы сейчас почему-то стесняемся таких слов, но ведь очень важно, нравится ли тебе работа или ты вынужден ею заниматься, чтобы иметь какой-то заработок. Конечно, зачастую сейчас на пер­ вый план выступает совсем, другое - и родители, и молодые люди не всегда думают о том, что их ждет после окончания учебного заведения. Глав­ ное - получить заветные “корочки“ , ради которых пыхтел пять лет, а по­ том и слушать не хочет ни о каком море. Существовала в свое время си­ стема распределения специалистов, и была она хороша тем, что выпускник имел гарантированное рабочее место. Сейчас этого нет, при устройстве на работу молодому специалисту нужно доказать, что он подготовлен, знает свое дело. Более того, люди уходят из флота. Уходят не только молодые ребята, за­ кончившие вуз или училище. Уходят высококвалифицированные опытные мастера. Причин много, ведь море - это прежде всего тяжелый труд, не всегда гарантирован хороший зарабо­ ток, да и бытовые условия оставляют желать лучшего. Вот и ищут работу на берегу в каких-нибудь предприни­ мательских структурах. В свое время у меня была цель внедрить многоступенчатую подготов­ ку кадров: начиная с учебы в ПТУ и заканчивая Высшим морским учили­ щем. Но, к сожалению, в сегодняш­ них условиях она недостижима. Ведь по сути-то для работы на судне доста­ точно среднего специального образо­ вания. И практика подтверждает - 60 процентов комсостава - выпускники морского колледжа, бывшей средней мореходки. Выходит, ни к чему ака­ демия? Вовсе нет: сегодня комсоставу необходимо не только уметь грамотно организовать эксплуатацию оборудо­ вания и механизмов на судне, но и уметь построить экономическую дея­ тельность, а еще важнее уметь нахо­ дить взаимопонимание с подчиненными. Иными словами, необ­ ходимо глубокое знание экономики, права и психологии. Кое-что для этого сейчас делается. “Севрыба “ , например, поддержала хорошую идею академии: создание факультета, где бы изучали морское право, а в институте менеджмента при академии введены курсы социологии и производственной психо­ логии. И, наконец, нам важно решить еще одну проблему - повышение ква­ лификации тех специалистов, кото­ рые сейчас работают на флоте. Раньше такое обучение финансирова­ лось централизованно, и в академии был факультет повышения квалифи­ кации. Сейчас все это разрушено, финансовое положение крайне слож­ ное, и, к сожалению, я вынужден признать, что систему повышения квалификации нам придется возрож­ дать. Тем не менее, и это следует особо подчеркнуть, практика показала, что уровень профессиональной подготов­ ленности наших специалистов не ус­ тупает, а в чем-то даже превосходит степень подготовки тех, кто прошел обучение в морских учебных центрах Америки, Англии. Хотя еще предсто­ ит добиться, чтобы наш российский морской диплом получил такой же статус, как и дипломы иностранных учебных центров. Сейчас, как никогда, нужны флоту грамотные, высококвалифицирован­ ные люди. Ведь все меняется. На смену старым судам приходят новые с малочисленным экипажем, электрон­ ным оборудованием, новой техникой. Там потребуются многопрофильные специалисты с глубоким знанием не только техники и технологии, но и владеющие основами менеджмента, экономики, права, психологии. Таким должен теперь быть флотский специ­ алист. Ул. К. Егорова, 15; тел. 55-27-53. ФИЛИАЛ МОСКОВСКОГО ОТКРЫТОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА (факультеты - коммерция, юриспруденция, психология, лингвистика). Зачисление проводится по результа­ там собеседования и тестирования. Дневное обучение - четы­ ре года, заочное - пять лет. Занятия начинаются в октябре. Ул. А. Невского, 86 (ПТУ-14); тел. 33-14-19. УКП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУ­ ТА при Октябрьском отделе образования. Для поступления на юрфак сдаются экзамены по истории и сочинение, после них проводится собеседование. Стоимость одного экзамена 50000 рублей, собеседования - 15000 рублей. Обучение стоит 2500000 рублей за семестр. Форма обучения заочная. После пятилетнего обучения выдается диплом о высшем образова­ нии, который имеет перспективу стать государственным. До­ кументы принимаются до 18 сентября. Тел. 55-07-47. КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ. Срок обучения два года. Формы обучения - дневная, вечерняя, заочная. Специально­ сти: юрист, бухгалтер-финансист, бухгалтер по налогам, бух­ галтер-экономист. Ул. Полярные Зори, 1; тел. 56-26-31. У в а ж а е м ы е абитуриенты, в с е вышенаписанное отно­ сится к тем, кто имеет с р е д н е е о б р а з о в а н и е . Следует уделять о с о б о е внимание тому, какой документ будет выдан вам по окончании з а в е д е н и я . Л у чш е в с е г о - дип ­ л ом го судар ственно го о б р а з ц а , с ним бо л ьш е шансов найти работу. А с е й ч а с это, п ож а л уй , гла вно е . ЭКСПЕРИМЕНТ Леонид ПАВЛОВ Еще не так давно норвежские рыбаки- фермеры неходовую на рынке мелкую тре­ ску отправляли на кормовую переработку. А в уловах доля ее существенна. Квоты строгие. Страдал бизнес. У сметливых и расчетливых скандинавов появился замысел доращивать молодь до товарных кондиций в прибрежных морских садках. На корм по­ шли мойва, прочая бросовая приловная ме­ лочь, отходы рыбопереработки. Опыт удался, был продолжен на научной основе. “Дикарки “ в неволе хорошо прижи­ лись, завидно набирали вес. Два года назад в поселке Кунг-фиорд под Киркенесом АО “Мурманрыбпром4 с норвежскими ком­ паньонами образовало совместное предпри­ ятие по доращиванию трески “Колнор Трейдинг44. Тогда же были получены и ре­ НЕВОЛЕ, ЗА ПАРТАМИ - КОМАНДИРЫ ПРОФПОДГОТОВКА Виктор ГЛУЩЕНКО, доцент МГАРФ При Мурманской рыбо­ промысловой академии на базе бывшего факультета повышения квалификации и тренажерного класса открыт Северный хозрас­ четный центр профессио­ нальной подготовки судовых командных кадров. Образован он по предложе­ нию ректората, утвержден приказом Роскомрыболов­ ства. Подобных ему в стране действует уже шесть. Я назначен дирек­ тором новой отраслевой ор­ ганизации. Приходится констатиро­ вать, что за последние го­ ды судоводительская дисциплина резко снизи­ лась. Сплошь и рядом не соблюдаются правила без­ опасности мореплавания, участились аварии, причем серьезные. Размножившие­ ся мелкие коммерческие рыбодобывающие структу­ ры, бывает, комплектуют экипажи некомпетентными У ч е б н о ­ подготовительный центр "MAQ1STER" при Мурманском государственном педагогическом институте начинает набор: 1. В группы по подготовке для поступающих в вуз; 2. В группы для начинаю­ щих и продолжающих изуче­ ние английского разговорного языка; 3. В группу “Business English* - английский язык, делопроизводство; 4. В группы старшекласс­ ников, изучающих иностран­ ные языки; 5. В группу подготовки де­ тей к школе - математика, письмо, английский язык; 6. В группу тех, кто про­ должит образование в Скан­ динавии. Ждем вас 4 сентября по адресу: пр. Ленина, 57, ка­ бинет 33, с 17 до 19 часов. Телефон 55-45-64. БЕЗ людьми, что приводит к печальным последствиям. Потому и решено ужесто­ чить требования к началь­ ственному составу, судовладельцам согласно параграфам 18-й Между­ народной конвенции по подготовке и дипломирова- нию моряков и несению вахты. С этой же целью в портах созданы государст­ венные морские админист­ рации. Судоводителям, электромеханикам, радио­ навигаторам, механикам теперь необходимо перио­ дически обучаться на на­ ших курсах (сроки и программы разные, в зави­ симости от профессии), чтобы получить сертифи­ каты мирового образца. Дополнительную подготов­ ку обязаны проходить ко­ манды танкеров, иначе они не получат “добро“ на вы­ ход в море. К тому же тех­ ническое вооружение судов постоянно усложняется, появляется все более со­ вершенная радиолокацион­ ная, поисковая и другая аппаратура. К примеру, через четыре года все суда бассейна, независимо от формы собственности, дол­ жны быть оснащены гло­ бальными морскими системами связи. Совет директоров “Севрыбы“ вы­ делил 200 тысяч долларов для приобретения у нор­ вежской фирмы рабочего комплекса такой системы с компьютерным обеспече­ нием и программным про­ дуктом. Все начальники радиостанций обязаны, чем скорее - тем лучше, освоить новый комплекс. Мы не по ^меняем собой тренажерны й бассейновый центр. Наши задачи сов­ падают, но методики ре­ шения их у каждого свои. Отдельные предметные занятия (борьба за живу­ честь корабля, противопо­ жарная безопасность, первая медицинская по­ мощь и т. д.) будут прово­ дить специалисты опытные практики морской администрации рыбного порта. Думаю, очень скоро центр докажет свою зна­ чимость и в какой-то сте­ пени буде? способствовать надлежащему порядку на судах. ализованы с прибылью первые 70 тонн ры­ бы отличного качества. Доказав перспек­ тивность этого направления в рыбоводстве, норвежцы ныне дополнительно имеют до четырех тысяч тонн товарной трески еже­ годно. Новую биотехнологию выращивания тре­ ски в искусственных условиях взялся внед­ рить на Кольском полуострове генеральный директор ИЧП “Арктиксервис44, прежний главный рыбовод “Мурманрыбпрома4 Вик­ тор Каспрук. К проекту, в рамках договора о совместной деятельности, присоединились ПИНРО и вновь созданная фирма “Колнор ЛТД44. Промбазой стало бывшее лососевое хозяйство “Мурманрыбпрома4 в губе Кис­ лой. Здесь на площади 2,5 тысячи квадрат­ ных метров расположены садки. Морская ферма может принять сразу 500 тонн рыбы. В июне маломерные живорыбные суда “Ар- ктиксервиса4 завезли сюда первую палтию трески - 5 тонн. За содержанием ее наблю­ дают специалисты сектора аквакультуры и прибрежных биоресурсов ПИНРО. Они же регулируют кормовой рацион, ищут видо­ вые полноценные заменители мойвы (за­ прет на ее добычу пока не снят ). Эпизодически доставка мелкой трески бу­ дет продолжаться. - За норвежской технологией большое будущее, - уверяет Виктор Каспрук. - По прогнозам ученых, в ближайшие годы вылов трески в Баренцевом море сократится. Кво­ ты урежут. Выход один - поднимать объ­ емы искусственного откорма, что позволит получить весьма ощутимую добавку к кво­ те. Не скрою, откорм - дело не из легких. Поначалу треска вообще не ест Стресс. Нельзя перекармливать - станет эасти пе­ чень. Следует выдерживать режтм, дози­ ровку и частоту кормления. При правильном соблюдении всех технологиче­ ских циклов рыба быстро прибавляет в ве­ се. Кипенно-белое, плотное, с жировыми прослойками мясо трест, і гораздо вкуснее, чем у свободнонаіулыіъі ч особей И стоит такая рыба подороже. В программу развития Баренц-региона смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству выращивание товарной тре­ ски в морских садках внесла особой стро­ кой. Бизнес-план м\ рманского предпринимателя одобрен Европейским банком реконструкции и развита*. Возмож­ но, под него будет выделен солидный кре­ дит.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz