Рыбный Мурман. 1995 г. Сентябрь.

ОБРАЗОВАНИЕ ЖЕН КРУПНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (в %) Работающие Неработающие Всего имеют высшее образование в том числе: 88,5 100 экономическое • 36,4 39,3 инженерно-техническое гуманитарное (в том числе 12,1 15,0 юридическое) 24,1 14,3 международные отношения 3,0 10,7 иностранные языки 12,0 7,1 медицинское 9,1 3,6 другое 3,3 10,0 ГДЕ РАБОТАЮТ ЖЕНЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ? 29,6% - в коммерческой фирме, имеющей отношение к фирме мужа, 22,2% - в фирме, возглавляемой мужем, 11,1% - в органах государственного управления, 7,4% - в средствах массовой информации, 7,4% - в собственной фирме, 3,7% - в дочерней фирме мужа, 18,6% - в других организациях. СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ОБРАЗ ЖИЗНИ РОССИЙСКИХ БИЗНЕ СМЕНОВ Анализ биографий крупнейший бизнесменов и банкиров России дает возможность увидеть бытовую сторону жизни “новых русских*. Их семей­ ное положение, жилищные условия, хобби, способы проведения свободно­ го времени. “Новые русские* - так называют успешных российских бизнесменов на Западе. “Новые русские* в отличие от “старых" - это те, кто разбогател недавно - в конце 80-х - начале 90-х годов. “Новые русские* ошеломляют западного обывателя размахом своих трат, неуемным стремлением к рос­ коши. Они заняли в Европе ту нишу, которую два прошлых десятилетия занимали арабские шейхи и нефтяные короли. Именно в расчете на их покупательную способность и вкусы строятся самые фешенебельные курор­ ты, открываются дорогие бутики, без них не' обходятся престижные аук­ ционы антиквариата, они - основные покупатели дорогой недвижимости. Но “новые русские“ - далеко не однородная масса. Среди успешных предпринимателей новой волны можно выделить как минимум две под­ группы: 1) респектабельную часть высокообразованных бизнесменов, за­ нимающих высокие позиции в “уполномоченных* (то есть окологосударственных) коммерческих структурах (будем называть их биз­ нес-элита) , и 2) часть предпринимателей, менее образованных, более склонных к авантюрному бизнесу, ведущих демонстративно роскошный образ жизни (нувориши). Эти две группы богатых различаются не только по своему прошлому опыту, образовательному и культурному уровню, но и по стилю жизни. Первые скрывают (или по крайней мере не выпячивают) свои доходы и возможности, вторые - напротив, их всячески преувеличивают и демонст­ рируют. Первые - трудоголики, вторые - расточители. Первые лоббируют, пытаются влиять на политический процесс; вторые индифферентны к политике. Они различны и по характеру потребления: респектабельные банкиры склонны в первую очередь заботиться о своем жилище и вкла­ дывают деньги в недвижимость, нувориши второго рода моіут жить в убогих квартирках, но иметь несколько дорогих машин. Первые работают по 10-12 часов 6 дней в неделю; вторые с вечера и до утра расслабляются в ночных клубах и стриптиз-барах. В этой статье мы коснемся образа жизни лишь первой группы успеш­ ных российских бизнесменов - бизнес-элиты. Ольга КРЫШТАНОВСКАЯ, зав. сектором изучения элиты Института социологии РАН.^ “Известия". нет потребности жить в роскоши. Но в целом бизнес-элита обзавелась недвижимостью, и ее положение в этом разительно отличается от положения 4- 5-летней давности. 2,2% имеют три и более квартир, 6,8% имеют две квартиры, 6,5% имеют собственный дом, 84,9% имеют одну квартиру. Основное жилье, где проживает бизнес­ мен со своей семьей, состоит: из 7 комнат (2 ,2% ) , 6 комнат (3 ,1% ) , 5 комнат (3 ,1% ) , 4 комнат (10 ,9% ), 3 комнат (32 ,6% ), 2 комнат (34 ,8% ). Дачи или за­ городные коттеджи имеют 89,6% бизнесме­ нов, в том числе более одного загородного дома - 3,5%. АВТОМОБИЛИ. Самые любимые типы машин для круп­ ных бизнесменов - это “вольво“ , “лин­ кольн “ и “мерседес “ . Как правило, наиболее дорогие и престижные автомобили находятся не в личной собственности пред­ принимателей, а принадлежат их фирмам. 29,6% бизнесменов имеют только служеб­ ные автомобили, остальные - и служебные, и личные. У 44,5% в личной собственности имеется лишь один автомобиль, у 13% - два, у 3,7% - три и более автомобилей. Как пра­ вило, крупные бизнесмены предпочитают пользоваться иномарками, но для членов семьи держат более дешевые отечественные машины (здесь лидируют “Жигули “) . ХОББИ. Характерной особенностью бизнес-элиты является преданность работе, которой посвя­ щается основная часть дня. Многие предпри­ ниматели не имеют никаких других увлечений, кроме бизнеса, и признаются, что работа для них что-то вроде наркотика, страсти. Образ жизни таких людей очень прост: - с утра - на работу, в 10-11 часов вечера - возвращение домой, краткое обще­ ние с семьей, телевизор, ужин, сон. Эти лю­ ди не имеют хобби, работа захватывает их целиком. Те бизнесмены, которые ведут более здо­ ровый образ жизни, предпочитают такие за­ нятия в свободное время: спорт - 24% (лидируют такие виды, как футбол, теннис, горные лыжи, плавание, борьба, волейбол); коллекционирование - 7% (преимущест­ венно живопись, видеофильмы, оружие, мар­ ки, монеты); охота - 6%; вождение автомобиля на высокой скоро­ сти - 5%; чтение - 5%; азартные игры - 4%; шахматы - 3%; путешествия - 3%; хождение в баню - 2%. Отдыхать предприниматели любят боль­ ше всего в Подмосковье, в своем загородном доме (10% ) , на Черном море (6% ) , за гра­ ницей (5% ) . Круг чтения бизнес-элиты главным обра­ зом составляют газеты. Среди ежедневных газет со значительным отрывом лидируют “Известия“ и “Коммерсант дейли“. Прак­ тически все крупные предприниматели вни­ мательно следят за деловой прессой и просматривают около 10 специальных фи­ нансовых, экономических и юридических из­ даний. Художественной литературе уделяется явно незначительное место. Как правило, чтение ограничивается парой стра­ ниц детектива на ночь. Любимыми писате­ лями бизнесмены называют в основном Достоевского, Толстого и Лермонтова, что свидетельствует о том, что их литературные вкусы сформировались еще в юношеские го­ ды. ЦЕННОСТИ. В среде бизнес-элиты особенно ценятся такие человеческие качества (перечислим в порядке убывания значимости), как чест­ ность, порядочность, пунктуальность, интел­ лигентность, исполнительность, добросовестность, искренность, профессио­ нализм, ответственность, эрудированность, обязательность. То есть качества, наиболее дефицитные в сфере русского бизнеса. Как видно из этого описания, респекта­ бельная часть “новых русских“ достаточно далека от пошлых вкусов и замашек нувори­ шей. Эти люди живут сосредоточенной жиз­ нью трудоголиков, преданны своим семьям и не стремятся демонстрировать свое богатст­ во. Они одеваются менее броско, нежели миллионеры-парвеню. Ведут не такой от­ крытый образ жизни, ограничивая круг об­ щения себе подобными. Они серьезны, привержены консервативным ценностям и больше всего мечтают о том, чтобы в стране воцарилась стабильность. СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Крупнейшие российские бизнесмены явно консервативны в быту и предпочитают се­ мейный образ жизни: среди них женаты 95,5% (причем состоят во втором браке 9,1%, в третьем браке - 1 ,1% ). Очевидно, что богатые меньше подвержены разводам, чем население страны в целом. Респекта­ бельные предприниматели не склонны ме­ нять жен вследствие улучшения своего материального положения, как это свойст­ венно для нуворишей средней руки, которые стремятся сменить старую жену-сокурсницу на новую - манекенщицу. 46,5% жен бизнес-элиты оставили работу после улучшения материального благососто­ яния семьи, вызванного успехами мужа. Среди жен-домохозяек 100% имеют высшее образование. Жены крупных бизнесменов заканчивали, как правило, престижные столичные вузы: - 43,7% - МГУ, 18,8% - МГИМО, 12,5% - МАИ. Судя по характеру образования, крупные бизнесмены хотят видеть в своих женах не только подруг, но и советчиков, с которыми можно обсудить профессиональные пробле­ мы. ДЕТИ. В среде бизнес-элиты преобладают семьи с одним или двумя детьми: 49,3% предпри­ нимателей имеют одного ребенка; 41,1% - двоих, 9,6% - троих и более детей. Те, кто имеет взрослых детей, стараются дать им специальность юристов или экономистов. Наибольшим престижем у крупных бизнес­ менов пользуются Финансовая академия, МГУ (экономический и юридический фа ­ культеты) и МГИМО. Среди взрослых детей бизнесменов 95% работают в коммерческих структурах, при­ чем дочери, как правило, в фирме отца, а сыновья - в независимых компаниях. ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ. В Советском Союзе отсутствовала инфра­ структура богатой жизни: не было ни дорого­ го, высококачественного жилья (за исключением “номенклатурных“ домов, ко­ торые соответствуют лишь среднему запад­ ному стандарту); ни рынка дорогих автомобилей и т. п. Первые попытки вести фешенебельный образ жизни привели к воз­ никновению оазисов красоты и богатства (стильно обставленные офисы, квартиры, рестораны), которые так выделялись на фо­ не общей нищеты, грязных подъездов, разло­ манных ступеней и куч мусора. Еще два года назад типичной для Москвы была такая кар­ тина: через помойки и грязный двор по во­ нючей лестнице взбираешься на 5-й этаж лет тридцать не ремонтированного дома, под­ ходишь к железной двери с домофоном и по­ падаешь в ослепительный • офис процветающей компании. Но постепенно си­ туация выравнивалась, и состоятельные лю­ ди делали свою жизнь все более гармоничной - уровень вещей, их окружаю­ щих, сервиса и стиля жизни все более при­ ходил в соответствие с их запросами и вкусами. Ушло то время, когда молодой мил­ лионер, надев костюм за тысячу долларов и сев в “мерседес “ , возвращался в одноком­ натную квартиру с тараканами и единствен­ ной раскладушкой. Конечно, и сейчас не все богатые обзавелись жильем соответствующе­ го уровня: у кого-то не хватает времени за­ няться бытовыми вопросами, у кого-то просто № 36 8 - 14 сентября 1995 года

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz