Рыбный Мурман. 1995 г. Октябрь.
Х р о н и к а Ч П в д о к у м е н т а х Генеральному консулу России в Киркенесе господину Смирнову А. И. от капитана МГ 1356 “Кокшайск“ Шопина С. И. Довожудо вашего сведения, что 26 сентяб ря 1995 года во внутренних водах Норвегии траулер МГ-1356 “Кокшайск“ управления “Севрыбпромразведка“, Мурманск, регистра ционный номер М-35333, радиопозывные UAMR, был захвачен кораблями ВМС Норве гии. Обстоятельства происшедшего (время моек.) 26 сентября 1995 года судно вошло в террито риальные воды Норвегии в координатах 71° 14* 2П. с. ш., 26° 18 8й. в. д. Вся необходимая для захода информация в адреса таможни, лоцманской стан ции порта Хонингсвог и ВМС Норвегии была под ана своевременно. В 06.35 на внешнем рейде порта Хонингсвог на борт был принят лоцман Бен- джаминсен, и под его проводкой судно проследо вало в порт Хавейсунд, имея на борту 47 т охлажденной трески для выгрузки на рыбофабри- ке “Вест-Финнмарк фиш индастри АС“. В 08.35, когда судно находилось в координатах 70° 581 61. с. ш. и 24° 51 9Н. в. д., из бухты Вестервоген о-ва Мосей появилась группа воен ных кораблей ВМС Норвегии в составе двух тор педных и одного сторожевого катеров. По УКВ через лоцмана было передано распоряжение за стопорить ход и лечь в дрейф, что было исполнено незамедлительно. Несмотря на то, что национальная принадлеж ность судна не вызывала никаких сомнений, вся информация о входе во внутренние воды была передана вовремя, а судно несло государственные флаги России, Норвегии и лоцманский флаг. С подошедшего с левого борта сторожевого корабля с бортовым номером Р-967 на борт поднялась группа из 25 военных моряков и двух представи телей таможни. Экипаж судна, за исключением ходовой вахты на мостике и в машинном отделении, был собран в салоне команды под охраной и находился там все восемь часов, в течение которых производился досмотр судна. Капитан судна С. И. Шопин заявил устный протест и потребовал предоставления воз можности связаться с представителями судовла дельцев или российского консульства в Норвегии, на что в категорической форме был получен отказ. Капитан С. И. Шопин и старший помощник капитана С. Э. Хорольский были блокированы военными моряками на ходовом мостике и находи лись там все время проведения досмотра. Радио рубка, машинное отделение и ходовой мостик находились под полным контролем захвативших судно военных моряков. Доступ вахтенных к сред ствам внутренней судовой связи и трансляции был запрещен без особого разрешения, а к средствам управления судном ограничен. В процессе досмот ра был взломан сейф в радиорубке, военные мо- Р А П О Р Т ряки вынудили капитана вскрыть сейф с секрет ной документацией в своей каюте. Подобные действия в практике международно го морского права классифицируются как захват судна. В 09.15 было получено указание следовать малым ходом в сторону порта Хавейсунд для швартовки к причалу рыбофабрики. В 10.00 судно отшвартовалось, но, несмотря на готовность ра ботников рыбофабрики и судового экипажа начать выгрузку рыбопродукции, разрешение на это бы ло получено только в 11.00. В 11.30 началась выгрузка рыбопродукции, досмотр судна продол жался до 16.40, после чего военные моряки, захва тившие судно, покинули его. В процессе досмотра судна в трюме РМУ (ры бомучная установка) были найдены 36 бутылок водки. Хозяева контрабанды обнаружены, штраф в размере 9 тысяч норвежских крон уплачен на следующий день в порту Хонингсвог представите лю норвежской полиции. В результате захвата судна ущерб, нанесен ный судовому имуществу, можно считать незна чительным. Однако простой судна в ожидании разрешения начать грузовые операции составил 3 часа. В результате того, что судно пришло на бункеровку в порт Хонингсвог на 3 часа позже запланированного времени, оно было вынуждено встать на якорь в ожидании подхода своей очереди и простояло 14 часов 10 минут. Итого суммарный простой судна по вине ВМС Норвегии составил 17 часов 10 минут. Учитывая, что при хорошей промысловой об становке производительность судов данного типа составляет около 30 т охлажденного полуфабри ката в сутки, потери от недолова составили 21,4 т готовой рыбопродукции, что, по действующим на 26 сентября с. г. ценам, составляет 200925 нор вежских крон. О случившемся сделана запись в судовом журнале за № 7/207. Считаем, что подобные недружелюбные дейст вия следует рассматривать как акт дискримина ции не только по отношению к членам судового экипажа, но и по отношению к государству флага судна, т. е. к Российской Федерации. Просим Генерального консула России в Кир кенесе содействовать заявлению по данному фак ту морского протеста. Борт МГ-1356 “К о к и іа й с к Баренцево море. 26 сентября 1995 года. Капитан МГ-1356 “Кокшайск“ ШОПИН Сергей Иванович. Капитан-флагман управления “Севрыбпромразведка“ КОБЕЦ Альберт Павлович. Кому: Генеральное консульство Российской Федерации в Киркенесе Генеральному консулу А- Смирнову. От кого: Франк Мауно Таможня в г. Хаммерфест 28 сентября 1995 года КОММЕНТАРИЙ (перевод с норвежского) Ссылаясь на ваш телефакс от сегод няшнего дня относительно российского траулера “Кокшайск“ , находившегося в порту Хавейсунд 26 сентября, хочу под черкнуть, что это был самый обыкновен ный рутинный таможенный контроль, в ходе которого нам была оказана помощь со стороны норвежских ВМС. Поэтому мы считаем, что не были обязаны ни за ранее предупреждать консула о проведе нии контроля, ни информировать об этом после его завершения (в соотв. со ст. 42, п. 3 Консульской конвенции). Что касается контроля судна “Совет ская Якутия “ , то можно также сослаться на вышеупомянутый комментарий. Кро ме того, таможенной службе было отка зано в доступе к судовому сейфу, и в этой связи я ссылаюсь на Таможенное законодательство Норвегии, параграф 13, где говорится, что мы, в случае не обходимости, можем применять силу для получения доступа к необходимому объ екту. Это право не было использовано, судну было дано разрешение на отход' без вскрытия сейфа. Помимо этого, в соответствии с параграфом 20 Таможенного законода тельства Норвегии, полицейские и воен ные власти обязаны оказывать таможенной службе необходимую по мощь. Копия вашего телефакса и мой ответ будут направлены начальнику таможен ного округа губерний Тромс и Финн- марк, 9002 Трумсе. С уважением - Франк МАУНО, начальник таможни. К О Р О Л Е В С К ОМ У МИНИС Т Е Р С Т В У И Н О С Т Р А Н НЫ Х Д Е Л НО Р В Е Г ИИ Посольство Российской Федерации свидетельствует свое уважение Коро левскому Министерству иностранных дел Норвегии и имеет честь сообщить следующее. По информации, полученной от капи тана российского судна “Кокшайск“ С. И. Шопина, 26 сентября 1995 года в 06.35 траулер МГ-1356 “Кокшайск“ , регистрационный № 35333, следовавший в порт Хавейсунд с 47 т охлажденной трески для выгрузки на рыбофабрике “Вестфиннмарк фиш индастри АС “ , был остановлен и захвачен двумя тор педными и одним сторожевым катерами ВМС Норвегии. Траулер имел на борту норвежского лоцмана, своевременно со общил всю необходимую информацию в адреса таможни, лоцманской службы и ВМС Норвегии и получил разрешение норвежских властей на заход судна. На его борт, помимо двух представителей таможни, высадилась группа из 25 воен ных моряков. Они изолировали и про держали в течение 8 часов в одном помещении основную часть экипажа, за труднили доступ к средствам внутрен ней судовой связи и управлению судном, взломали сейф в радиорубке и застави ли капитана вскрыть сейф с секретной документацией в его каюте. В междуна родной морской практике подобные дей ствия классифицируются -не иначе, как захват судна. Из-за действий норвежских ВМС экипаж и судовладелец понесли не толь* ко моральный, но и материальный ущерб в сумме 200925 норвежских крон в результате простоя судна в течение 17 часов 10 минут. Посольство выражает протест по по воду указанных действий в отношении траулера “Кокшайск“ и оставляет за собой право поставить вопрос о компен сации за нанесенный судну ущерб. Сообщаем также, что виновные в не законном ввозе алкогольных напитков российские граждане понесли соответст вующее наказание. Посольство пользуется случаем, что бы возобновить Министерству уверения в своем высоком уважении. г. Осло. 2 октября 1995 года. Документы переданы в редакцию из Генерального консульства Российской Федерации в Киркенесе (Норвегия). Комментарии - в следующем номере "РМ". ЯПОНСКИЕ ЖУЛИКИ УЧ А Т РОССИЙСКИХ БИЗНЕСМЕНОВ ТОРГОВАТЬ ПО -НОВОМУ РЫБА РЫБОЙ, Сергей АГАФОНОВ ("Известия") Э то только в Одессе быстро поднятое не считается упавши м. Во всем остальном цивилизованном мире, включая и Россию, в него рвущуюся на гребне р а з н о о б р а з ных р еф о р м и раз говоров о них, - что упа ло, то пропало. Упала, к примеру, централизованная система регулирования внешнеэкономических операций - пропал порядок в них же. Сначала это всем нрави лось, теперь уже не всем, поскольку, о б ра зно говоря, все чаще и чаще на внешнеэкономических просторах с участи ем разных российских иностранных дейст вующих лиц разыгрывается одна и та же сценка из фондов богатого русского фольклора - пошел по шерсть - вернулся стриженый. На фоне растущих лавинообразно сю жетов, в которых нашего российского биз несмена чужие бизнесмены стригут самым бессовестным обра зом , все легенды о во- роватости, как о собом и исключительном свойстве бывшего советского человека, надо отбросить решительно. На фоне та ких сюжетов выходит, что воруют все, и даже законопослушные и традиционно о б разцовые в деловых контактах японцы. О б этом и пойдет речь. ВОРУЮТ, УВЫ, НЕ то л ь к о В РОДНОМ ОТЕЧЕСТВЕ Теперь уже сложно установить, кто был по стрижен шустрыми японцами первый - архивы об этом умалчивают. Зато доподлинно известно, что начиная с сезона 1992-1993 годов в солидные российские представительства в Японии, в том числе в посольство, торгпредство и отделение Торгово-промышленной палаты, начали косяком поступать отчаянные просьбы о помощи со сто роны индивидуальных и коллективных участни ков раскрепощенной российской внешнеэкономической деятельности, напоров шихся совершенно неожиданно на странную японскую мель при торговле живым товаром - разнообразной рыбой и морепродуктами . Эта самая мель представляла собой достаточ но тривиальную для нецивилизованной коммер ции ситуацию, когда один участник торговой операции беззастенчиво надувает дру го го . Как правило, в российско-японских рыбных аферах возникал такой примерно сюжет: соглас но договоренности, оформленной контрактом по всей форме , японскому партнеру была о тгруже на российская продукция на соответствующую сумму, однако эта причитающаяся сумма так и не поступала почему-то от указанного японского партнера на российский счет. Будучи убежденны ми на заре рыночных реформ , что воруют в ос- новном^только в России и в пределах несчастного СНГ, свежепостриженные пострадавшие выра жали робкую надежду на то, что все уладится, если каким-то образом напомнить партнеру о сути дела и контрактных обязательствах. Эта ро бость, надо отметить, проходила довольно быст ро - в течение нескольких месяцев, после чего язык посланий становился более жестким , а по желания в адрес японского партнера - менее вежливыми. Смена тональности, впрочем, на су щество проблемы влияния не оказывала - денег за товар так и не поступало, что грубо нарушало указанный великим Марксом контрапункт товар но-денежной жизни и болью отзывалось на пору шенных рыночных иллюзиях наших соотечественников. С течением времени, меж ду тем , обозначен ный выше типовой вариант стал разбавляться обильными новациями с японской стороны . Поя вились фиктивные счета на оплату закупок, по предъявлении которых отгружался полноценный товар. Возникли сложные игры с частичным пога шением задолженности наличностью при получе нии товара и отказом от оплаты основной части, стали множиться условные телефоны и несуще ствующие адреса , начали бесследно пропадать на японских просторах уважаемые с виду япон ские люди . Для наглядности стоит привести выдержки из некоторых подобных дел . Вот, к примеру, тяжба меж ду сахалинским рыболовецким колхозом и главой японской фирмы "Санко терминал энд транспортэйшн" господином Такаги тянется уже с осени 1993 года . Указанный господин вручил ка питану судна, привезшего в Японию горбушу по контракту (почти на полмиллиона долларов ), под дельный документ об оплате товара. Капитан ры бу сдал, подделку принял, денег нет до сих пор, и контактов с милым Такаги тоже нет. Другая история (датируется началом прошло го года ) связала камчатскую внешнеэкономиче скую ассоциацию "Камчатимпэкс" и японскую компанию "Син Токио интернэшнл" на почве по ставок мороженого гребешка на 400 с лишним тысяч долларов . Гребешок, хоть и мороженый, в Японию к партнеру благополучно дошел, а вот из Японии деньги на камчатский счет идти не хотят и, видимо, не пойдут никогда, поскольку благооб разная японская компания для начала ф аль сифи цировала платежные документы , а потом просто ''легла на дно'' и прервала всякие сношения (как устные, так и письменные) с российским постав щиком. Дальше опять горбуша с Сахалина ("Сахрыба- колхозсоюз'') и японская фирма ''Эстли си ф у д з " во главе с президентом Канадзавой - три тысячи тонн товара в Японии уже давно съели, но с "о б ратной связью", увы, нелады : ссылки на оплату части поставок наличными при приемке, уход от контактов и в итоге более ста тысяч долларов неуплаты. Наконец, последняя среди "наглядных посо бий" история - это краткая цитата из письма ком мерческой корпорации "Соврыбфло т" в российское посольство в Токио: "Обращаемся к вам с просьбой оказать помощь нашему пред приятию в розыске фирмы "Кенто" (президент - Сэйдзи Митиеси), которой в рамках контракта отгружен груз мороженого трепанга. Оплата за продукцию (спустя год с лишним после поставки. - С.А.) не произведена. Неоднократные запросы и официальные претензии оставлены фирмой без ответа. Сообщаем имеющийся у нас юридиче ский адрес ф и рм ы ..." По моим скромным и далеко не полным дан ным, такого рода документальных историй уже накопилось несколько десятков, и ни одна из них не дошла до благополучной развязки . На самом деле , как уверяют знающие тонкости рыбного дела люди, счет идет не на десятки, а на сотни эпизодов - просто обратиться с официальным письмом в инстанции может позволить себе от нюдь не каждый "постриженный". Прибегают к
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz