Рыбный Мурман. 1995 г. Октябрь.
27 октября I 2 ноября І995 года 9 С Т А Т И С Т И К А В О З Р О Ж Д Е Н И Е Инна БЕРЕЗЮК "Рыбный Мурман" Вы помните пироги рыбацкие с палтусом и рисом? А горячие рыбные пирожки? А заливную рыбу? А салат из морской капусты? А ... Короче говоря, по мните ли вы то изобилие рыбной кулинарии, которое заполняло прилавки "О кеана " и "Нептуна", кулинар ных магазинов? Забыли уже? Ну, конечно, четыре года - не четыре дня. А именно столько времени бездействовал кулинарный цех коптильного завода No 1, ныне завода "Колор Ф иш " . И вот в минувшую пятницу состоялось событие: цех вновь заработал, и те, кто всемерно способство вал этому, собрались на выставку-дегустацию "но вой" продукции. Это действительно событие. Во-первых, в се год няшнем состоянии всеобщего спада производства любое возрождение выпуска пищевой продукции дорогого стоит. Во-вторых, замечательно само по себе объединение усилий нескольких структур . А тут рука об руку работали ученые ПИНРО и ММБИ, АО "Севрыба" и фирмы Союза рыбопромышленников Севера, Первомайское отделение Сбербанка и спе циалисты "Колор Фиш а " . В-третьих, начата добыча морских водорослей - ламинарии, которая традиционно использовалась в рыбной кулинарии. Кто и как способствовал благому делу? Вот что сказали мне некоторые из участников презентации. Геннадий Матишов, директор ММБИ: - Наука еще 10 лет назад сказала "Севрыбе", что в Баренцевом море водорослей много, надо их ак тивно использовать. Это весьма ценный продукт. Михаил Воскобойников, сотрудник ММБИ: - Ламинарии выводят из организма до 60 процен тов тяжелых металлов и радионуклидов. Кроме того, они содержат фтор , так необходимый северянам в полярную ночь. Большой интерес к этому продукту проявляют Северный флот, работники атомной энергетики . Впереди - изготовление лечебно-про филактических препаратов. Геннадий Степахно, генеральный директор А.ООТ "Мурманский океанариум ": - Мы доказали, что десяток инициативных людей, объединившись, смогли восстановить то, что четыре года бездействовало . Мы провели на судах Союза рыбопромышленников две экспедиции, выяснили, что запасы ламинарии очень большие, можно обес печить работой несколько судов в течение 2 -3 ме ся цев. А расчеты показывают: дело это очень выгод ное. Юрий Хамов, директор АО "Колор Ф иш " : - Своими силами коллектив завода восстановил участок, все оборудование мы сохранили. Будем выпускать до 500 кг продукции в сутки . Будет боль ший спрос - можно увеличить объем . Что касается качества продукции нашего завода, здесь проблем нет. Например, мы отказались от новых дымогене- раторов при копчении рыбы, поэтому всегда выиг рываем в конкуренции: естественный дым , более долгий процесс копчения позволяют иметь хорошее созревание рыбы, резкое уменьшение содержания канцерогенных веществ и красивый золотистый (а не темный) колер . У нас получается невысокая себестоимость, поэ тому продукция будет доступна практически всем мурманчанам , особенно в магазине нашего завода. Главное, чтобы был ассортимент сырья, а мы поста раемся сделать богатый ассортимент продукции. Итак, на фоне общих стонов по поводу невоз можности выживания в нынешних условиях раздался вздох облегчения: получилось! И более того, у заво да в перспективе еще немало хороших задумок. Не фешенебельный дворец, а здание постройки 37-го года, не суперсовременные линии с компью терами, а старенькое оборудование, не многотысяч ный коллектив, а всего несколько человек с двумя десятками стажа работы на этих операциях и - пожа луйста - 500 кг продукции в сутки, тысяча человек уже сыты . Каждый день . И не просто сыты , а еще и получили массу полезных микроэлементов, ведь морская капуста б уде т на прилавках не только в виде икры и салатов, но ее станут добавлять в пироги и пирожки (в хлеб уже добавляют, покупайте хлеб "Мурманский" или "Северный "), в другие виды рыб ной кулинарии. Хорошее дело для горожан. Не м е нее хорошо оно и для возрождения прибрежного промысла, традиционного для Мурмана . шилось производство СТОЛОВ, стульев, шкафов, кресел, диван- ' кроватей и просто деревянных кроватей на 20-40 процентов. На 27 процентов снизился объ ем производства пряжи, тканей, трикотажных и чулочно-носочных изделий. Швейники “потеряли4* в общей сложности 43 процента, а производство постельного белья, платьев и сорочек снизилось на половину и более. Пошив пальто, полупальто, плащей, курток, кос тюмов, юбок и брюк сократился на 27-38 процентов. Утрату в 30 процентов понесли кожевенная, меховая и обувная промышлен ность. Мясо-молочная отрасль потеря ла по основным видам, продукции 23 процента, а по мясным полуфабрикатам, сырам, брынзе., молочным к<нсервам, нежирной молочной продукции - 12-30 про центов. На 23-28 процентов сни зился выпуск крахмала и продуктов из сырого картофеля, зато увеличилось производство минеральных вод, майонеза, воз росла добыча соли. На ]3 процен тов выросло производство коньяка, зато выработка виноградною вина сократилась на 20 процентов. Более-менее благополучны де ла в рыбной промышленности. За девять месяцев года они в целом нарастили выпуск продукции на 14 процентов. При этом мороже ного филе, икры, пищевого фарша стало больше на 44 процента, а вот столь любимой россиянами сельди, копченой, сушеной и вя леной рыбы стало меньше на 10- 24 процента. Пряный посол и маринады сократились и вовсе на 60 процентов, а рыба спецраздел- ки - на 44 процента. \ ООН и мировое рыболовство тия правового режима морского рыболов ства, и особенно по управлению и опти мальному использовании) морских биоресурсов, а также совершенствова нию сотрудничества заинтересованных стран в этих областях, можно выделить пять основных периодов: ПЕРВЫЙ - с 1946 по 1955 годы - послевоенное восстановление морского рыболовства и накопление фактического материала по обычаям, нормам и прави лам рыболовства, установление сотруд ничества между странами, создание международных организаций по рыбо ловству; ВТОРОЙ - с 1956 по 1975 годы - разработка и принятие Конвенции о ры боловстве и охране живых ресурсов от крытого моря 1958 года и развитие морского рыболовства на основе положе нии этой конвенции; ТРЕТИЙ - с 1976 по 1982 годы - формирование нового правового режима морского рыболовства, закрепившего ин ститут 200-мильных зон с принятием Конвенции ООН по морскому прас-у 1982 ГОД^ЕТВЕРТЫЙ - с 1983 по 1992 годы - ресурсный и правовой кризис, вьпван- ный несовершенством ряда положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, позволивший развить ряду стран широкомасштабный нерегулируемый на учно необоснованный промысел многих рыбных запасов в самых различных рай онах Мирового океана; ПЯТЫЙ - с 1993 года и продолжаю щийся по настоящее время - поиск новых подходов по преодолению возникшего ре сурсного и правового кризиса; формиро вание концепции устойчивого развития морского рыболовства, переход от рыбо ловства как охоты к рыболовству, осно ванному па управлении и воспроизводстве морских биоресурсов. На протяжении всех упомянутых вы ше пяти периодов осуществлялась под эгидой ООН не только кодификация обы чаев, норм и правил, относящихся к ры боловству и оптимальному использованию морских биоресурсов, но и разрабатывались новые концепции, принципы и нормы. Все это нашло отра жение в основополагающих документах, выработанных мировым рыболовным со обществом на основе Устава ООН и его принципов. Наиболее важные среди них - это: - Женевские конвенции по морскому праву 1958 года, и особенно Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря; - решение Стокгольмской 1972 года конференции ООН по защите окружаю щей среды; - Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; - стратегия в области управления и развития рыболовства 1984 года. Про грамма действий в области управления и развития рыболовства 1984 года; - Повестка Дня на XXI век. Конфе ренция ООН по окружающей среде и развитию. Рио-де-Жанейро 1992 года; - Соглашение по осуществлению по ложений Конвенции ООН от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запа сов далеко мигрирующих рыб и управле нию ими. Нью-Йорк 1995 года. Кроме этих конвенций, соглашений, резолюций ООН и ее специализирован ные, а также региональные органы, и особенно ФАО, внесли и вносят сущест венный вклад в формирование и разви тие нормативной базы сотрудничества стран в морском рыболовстве, которые отражены в целом ряде соответствующих документов. Вне всякого сомнения, среди доку ментов, вышедших под эгидой ООН, осо бое место занимает Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, которая в 1994 году вступила в силу, хотя ее положения на практике начали применяться задолго до вступления Конвенции в силу. Вместе с тем, отмечая положительные стороны Конвенции ООН 1982 года, необходимо иметь в виду, что она разрабатывалась в эпоху “холодной войным и является ком промиссным документом различных про тивостоящих в то время политических и экономических группировок. Конвенция ООН 1982 года - это продукт компромис- Востоком и Заі богатым Севером и бедным югом, между іж ду в з падом, между Ю странами экспедиционного рыболовства и прибрежными государствами, между рыночной экономикой и директивно-пла ново-распределительной системой, на конец, между сторонниками охранительного направления по исполь зованию возобновляемых морских биоре сурсов и сторонниками рационального, научно обоснованного подхода к морско му рыболовству. Как всякий компромис сный документ, положения Конвенции 1982 года имеют формулировки с двой ным толкованием, которые трудноприме нимы в практической Деятельности рыболовства. Но, пожалуй, одним из главных недостатков Конвенции 1982 го да является то, что она, провозгласив институт 200-мильных зон и кодифици ровав нормы международного права, от носящихся к рыболовству, искусственно расчленила единые неделимые морские биоресурсы. Другими словами, юрисдик ция разделения морей и океанов на 200- мильные зоны и открытое море не корреспондируется с природным и эколо гическим районированием океаническо го пространства и населяющих его биоресурсов. Все это и обусловило кри зисную ситуацию в последнее десятиле тие в морском рыболовстве. Кроме того, переход мирового сообщества к однопо люсной рыночной экономике обострил конкуренцию флотов различных стран за те сырьевые биоресурсы, которые поль зуются повышенным спросом на мировом рынке, что обусловило значительное промысловое “давление4*на эти ресурсы. Это, в свою очередь, привело в ряде слу чаев к снижению их запасов (тресковые, тунцовые, крабы и д р .) . Одновременно с этим при разработке Конвенции 1982 го да не были учтены особенности таких морей, какими являются полузамкнутые и замкнутые - Берингово, Охотское, Ба ренцево, Норвежское, Гренландское и другие, и что в их центральных частях образуются анклавные районы, откры тые для рыболовства судами неприбреж ных стран тех же запасов, что образуются в 200-мильных зонах этих морей и облавливаются рыбаками при брежных стран. Нерегулируемый научно необоснованный промысел именно в та ких анклавах наносит огромный ущерб рыбным запасам. Его суммарная величи на за последние годы превысила 10 млн. тонн. Разработка правового режима ры боловства применительно к замкнутым морям, имеющим анклавные районы, требует своего решения так же, как тре буют правовой оценки и действия тех государств, флоты которых ведут нерегу лируемый научно необоснованный про мысел в этих районах. Мною такие действия предложено считать рыболов ной агрессией, с принятием мер и ответ ственности за ущерб, как это имеет место при аналогичных обстоятельствах и под падающих под определения данной кате гории в системе ООН. Здесь также большое поле для научного поиска и со ответствующего теоретического обосно вания. Как же оценить с практической точки зрения основные тенденции в мировом рыболовстве, возникшие в результате деятельности ООН по разработке и при нятию Конвенции ООН по морскому пра ву 1982 года? Полагаю, в качестве критериев может быть взят суммарный мировой улов и количество возникших рыболовных конфликтов, кризисных си туаций при рассмотрении ресурсных вопросов в региональных рыбохозяйст венных организациях. Мировой улов с момента повсеместного введения 200- мильных зон и по настоящее время уве личивается с 72-75 млн. т до 101-103 млн.т. Казалось, можно было бы отнести прирост режима рыболовства - лучшего управления запасами. Однако детальное рассмотрение состава уловов показыва ет, что последние 10лет увеличение идет не за счет традиционного морского рыбо ловства, а за счет увеличения прош вод- ства аквакультуры (таблица 2 ). Что касается рыболовных конфликтов и кризисных ситуаций, то их за послед ние 10 лет было достаточно. Болес того, именно под их влиянием начало форми роваться обоснование по дальнейшему расширению прав прибрежных госу дарств на морские пространства - за пределы 200-мильных зон. С большей долей вероятности можно предложить, что развитие ситуации в об ласти дальнейшего формирования нового правового режима морского рыболовства в XXI веке пойдет по одному из днух сценариев: ПЕРВЫЙ - дальнейший раздел Ми рового океана между прибрежными стра нами и полная национализация морских биоресурсов в таких обширных зонах: ВТОРОЙ - создание более совершен ного правового режима морского рыбо ловства под контролем созданного для этой цели специализированного органа ООН, в котором будут находиться меж дународная морская инспекция и незави симая экспертная научная группа по управлению морскими биоресурсами. Последние события, осуществленные под руководством ООН, и, в частности, разработка Соглашения по тратгегранич- ным рыбным запасам и запасам далеко мигрирующим рыбам 1995 г., закладыва ет основу для развития событий по второ му сценарию. Однако, с тем чтобы эта тенденция стала определяющей и необ ратимой, необходима проверка положе ний Соглашения 1995 г. в практическом плане, непосредственно в повседневной жизни морского рыболовства. Если она оправдает себя на практике, тогда попыт ка дальнейшего раздела Мирового океана в целях рыболовства будет исключена. Другая проблема, которая формиру ется в последние годы, связана с возра стающей ролью аквакультуры и, в частности, ее морской составляющей - марикультурой. Если в 1985 году миро вая продукция марикультуры составила 2,6 млн. т, то в 1993 году - 5,5 млн. т. По оценке специалистов, в ближайшие годы возможно удвоение этого объема, а в пер спективе именно марикультура может составить основу устойчивому рыболов ству прибрежных государств, то, к чему призывает Повестка Дня XXI века, при нятая в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Определенной биологической про блемой является возможное разрушение естественного генофонда тех или иных популяций в случаях непредвиденных катастроф в садковых морских хозяйст вах либо непреднамеренных вселений не свойственных для данного региона объ ектов марикультуры. Не менее важным является и право принадлежности и даже собственности новых для данного регио на объектов марикультуры в случае их более широкого расселения, чем это про гнозировалось на первоначальном этапе. Возникает вопрос: а должно ли государ ство, рыбаки которого используют эти новые ресурсы, возмещать затраты дру гому государству, которое осуществило вселение этого объекта марикультуры? В качестве примера можно привести ситу ацию с крабами и горбушей в Баренце вом, Норвежском морях. Вселение осуществлено Россией, а промысел ведут рыбаки Норвегии и других стран. Разработка и решение вышеперечис ленных и других проблем, связанных с устойчивым развитием производства ма рикультуры, вышло за рамки проблем, касающихся одного или двух государств или даже отдельных регионов. В этой связи назрела необходимость по разра ботке мировым сообществом под патрона жем ООН всеобъемлющей “Конвенции по управлению производством марикуль туры , которая бы включала как эколо гические стандарты, так и регулирование международно-правовых вопросов этой деятельности. Безусловно, такая работа займет определенное время и потребует достаточно средств. В год пятидесятилетия Организации Объединенных Наций, который выпал на переломный исторический период в ми ровой цивилизации, включая и морское рыболовство, особо следует отметить сво еобразный дух сотрудничества, который всегда ощущается в ее деятельности, и особенно в ходе Конференций ООН. Именно сохранение и развитие этого многонационального сотрудничества с постоянным совершенствованием внут реннего механизма ООН вселяет уве ренность в формировании такого нового международного морского порядка, кото рый будет отвечать интересам мировой рыболовной общественности и позволит создать основу устойчивого рыболовства в ХХІ веке. Таблица 2 Мировой улов рыбы, нерыбных объектов и продукция аквакультуры Годы 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 Улов (млн.т) 83,9 86,3 92,8 94,4 99,1 100,3 97,6 97,0 98,1 101,2 103,0 в том чис ле аква культура 6,9 7,7 8,8 10,1 11,2 11,5 12,1 12,7 13,9 15,9 17,1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz