Рыбный Мурман. 1995 г. Октябрь.
8 C O U R S E 27 октября - 2 ноября 1995 года •> Все беднее становится рыбный рынок Мурманска. Большая часть рыбы , вылов ленной в Баренцевом море , оседает за ру бежом, а та , которая волею случая попадает на наши прилавки , по иенам не доступна многим горожанам. Фактиче ски остановлены заводы бывшего рыбокомбината , замерла жизнь в рыбном порту. Очевидно , что отрасль парализо вана. Есть ли выход? Каким питем дви- гаться дальше? Эти вопросы задают себе специалисты бассейна. Ищет на них от веты и и. о. председателя комитета по рыболовству областной администрации А. А. Евеико. И Н Т Е Р В Ь Ю ш & щ Щ Ш ш . " . * А * Л Ѵ . Ѵ Л Анатолий ЕВЕНКО комитет по рыболовству областной администрации Леонид ПАВЛОВ "Рыбный Мурман ” - Так ли плачевно состояние от расли, Анатолий Анатольевич? - За последние годы объем до бычи снизился почти наполовину от прежнего (1,5 миллиона тонн). Резко упал выпуск пищевой рыбо продукции. Береговые предприя тия, работающие на покупном сырье, получают одни убьгАси. До бавьте сюда взлет всех тарифов, налоги. Производство неуклонно сворачивается. Рыбакам стало вы годней продавать рыбу на запад ном рынке. И хотя они сдают ее по демпинговым ценам, это все же лучше, чем ничего. В родных пе натах зачастую от реализации улова они не получают ни гроша. Неплатежи ныне правило, а не исключение. По сути, предприя тия рыбохозяйственного комплекса балансируют на грани выживания, держатся на плаву лишь за счет “проедания “ прибыли и амортиза ционных фондов, не заботясь об обновлении основных средств. 65 - 63 процента судов уже сегодня требуют замены. Флот морально и физически устарел. - Вы нарисовали удручающую картину. Но, возможно, программа АО “Севрыба" (а таковая, насколь ко мне известно, существует) помо жет выйти из кризиса? - Я с глубоким уважением от ношусь к специалистам “Севры бы“ . Они опытные, знающие люди. Но их предложения нельзя рассматривать как абсолютную истину. Директорат “Севрыбы4 возлагал большие надежды на со здаваемую финансово-промыш- ленную группу “Мурман “ . Оказалось, что на данном этапе интересы банкиров и рыбопро мышленников не совпадают. Хо тел он аккумулировать у себя резервные акции флотов. Заарта чились рыбацкие “генералы44. Вы нашивалась идея пополнить флот новыми траулерами западной по стройки. В расчеты брались кре диты иностранных банков, но инвестировать проект они почему- то не спешат. Пока приобретено лишь одно судно - “Севрыба-144. Покупка не дешевая. Должност ные лица “Севрыбы4 стремятся сосредоточить в своих руках нити управления бассейном, от имени всех рыбаков не прочь вести диа логи на федеральном уровне. На задний план отодвинуты нужды рыбаков Карелии, Архангельска, Союза рыбопромышленников, пе рерабатывающих структур. Поза быты океанические экспедиции. - Что можно предложить в каче стве альтернативы? - Сейчас творческая группа из- специалистов института “Севгип- рорыбфлот44, Кольского научного центра во главе с зав. кафедрой экономики рыбопромысловой ака демии Анатолием Панченко раз рабатывает новую программу раз вития рыбопромышленного комплекса до 2005 года. Выдано техническое задание. Основной принцип - структурная перестрой ка отрасли. Создан координацион ный совет. Им руководит заместитель губернатора Вален тин Лунцевич. Подготовку финан сируют совет директоров бассейна и областная администрация. Выде лено 130 миллионов рублей. В но ябре будут обсуждены первые наработки. - Не слитком ли много бумаж ных наставлений и рекомендаций рождается в аппаратных недрах? Бассейновая программа, федераль ная программа “Рыба“, какие там еще? - Программу 4Рыба4 мы получили недавно. Два года назад она еще могла стать регламенти рующим документом, а теперь большинство ее положений безна дежно устарели. К тому же в ней благие намерения правительства не имеют финансовой опоры. Сплошное декларирование. Так что есть резон с учетом местной специфики принять Северную концептуальную программу. - Помнится, ваш предшествен ник Виталий Демяненко отстаивал свою точку зрения на стабилизацию отрасли. Вы разделяете его взгля ды? - Демяненко тоже ратовал за структурную перестройку, но представлял ее несколько иначе, чем руководство 44Севрыбы44. Он настаивал на модернизации пере рабатывающих заводов, предлагал внедрить на них новейшие техно логии и машины, для чего плани ровалось привлечь кредиты и средства от аукционной долевой продажи квот. Он хотел создать единую экономическую цепочку: промысел - переработка - сбыт, минуя посредников. По его мне нию, рыбакам и рыбообработчи кам был прямой смысл объединяться в совместных пред приятиях и квоты распределять в зависимости от объема выпускае мой ими продукции. На реконст рукцию береговой базы потребовалось бы не так уж много средств, но зато появилась бы воз можность производить конкурен тоспособные рыбные товары, насытить ими внутренний и внеш ний рынки. Он считал, что целе сообразно постройку траулеров осуществлять на отечественных верфях. Доказывал необходимость возрождения промысла в дальних районах. Мне кажется, что допу стимо было сблизить позиции “Севрыбы4 и комитета, составить общую программу, вложив в нее конструктивные идеи той и другой стороны. - Рыбаки часто сетуют, что ис полнительная власть глуха к их просьбам, мало внимания уделяет отрасли. Вам, как государственному служащему, наверняка лучше изве стны ее реальные подходы к ры бацким проблемам. Что бы вы ответили по этому поводу? - Я считаю, что подобные на падки голословны. Администра ция, и прежде всего Евгений Комаров, озабочены положением дел в рыбохозяйственном комп лексе ничуть не меньше, чем са ми производители. Губернатор отстаивает их интересы в прави тельстве, Роскомрыболовстве, прочих ведомствах. По инициати ве главы администрации был со ставлен взвешенный проект указа Президента, принятие которого позволило бы отрасли подняться на качественно новую ступень, улучшить финансовую ситуацию. Он категорически возражал про тив принудительной приватизации рыбного порта, добиваясь пятилет него моратория на акционирова ние. К сожалению, Минфин отверг этот проект. Еще пример. Евгений Борисович настоял в Та моженном комитете РФ на отмене НДС и спецналога, который взи мался с промысловиков за ввози мую рыбу. Такое решение уже принято, правда, оно действует до 1 января. - Приближается важное событие - распределение квот на следующий год. Разумеется, комитет - участник подготовительного процесса. Безус ловно, уже есть какие-то отправ ные данные. Расскажите о них. Администрация тоже ведь претен дует на свою долю. А как она рас порядилась прошлогодней квотой? - Да, мы готовим предложения по квотам. Обычная процедура. Это пока наметки. Цифры обретут конкретные очертания после засе дания российско-норвежской ко миссии по рыболовству. В декабре квоты будут утверждены научно промысловым советом. Постараем ся никого не обидеть. Для перерабатывающих заводов будем отстаивать сблокированные квоты, которые войдут в конкурсную квоту, а администрации необходи мо где-то 20 тысяч тонн трески и пикши. Деньги от реализации квоты пойдут на социальные нужды мур манчан. Прежняя квота админист рацией была передана рыболовецким колхозам, часть - траловому флоту и т. д. Выручен ная валюта резервировалась во внебюджетном фонде и тратилась строго по назначению. Бесконт рольно ею распоряжаться никто не- вправе. СПИДА НЕТ, ш Отсутствие резкого экономи ческого спада стало главной сен сацией сентября-октября. Так прокомментировал председатель Госкомстата РФ Юрий Юрков подготопенную его ведомством оператні.гіую информацию о со циально-экономическом положе нии России, включающую данные за первые девять меся цев года. Вопреки мрачным прогнозам аналитиков и экономистов, в сен тябре, по сравнению с августом, цены на продовольственные това ры выросли всего на 2,8 процента, непродовольственные - на 6 про центов, услуги населению - на 7,1 процента. Общий валовой внут ренний продукт сохранился на уровне августа этого года, сокра тившись по сравнению с сентяб рем 1994 года на 1 процент. А показатели промышленного произ водства полностью совпадают с сентябрем минувшего года. Инф ляция в сентябре не превысила 4,5 процента. Короче, предсказа ние экономического спада оказа лось, мягко говоря, преувеличением. Тем не менее реальные денеж ные доходы населения (доходы за вычето?.. •.’бязательных платежей, скорректированные на индекс по требительских цен) уменьшились по сравнению с аналогичным пе риодом прошлого года на 12 про центов. Это, естественно, сказалось на 10-процентном сни жении товарооборота. Более того, в сводке Госком стата зафиксированы прямо-таки трагические показатели неблаго получия. Так, величина прожиточ ного минимума в среднем по России составила в сентябре 286 тысяч рублей, а численность лю дей с денежными доходами ниже прожиточного минимума в первые девять месяцев года достигла 40 миллионов человек, или 27 про центов населения. Стоимость месячного набора из 19 основных продуктов питания составила в сентябре, по данным Госкомстата РФ, 205,3 тысячи рублей. Судя по этому показате лю, в конце сентября самым “до рогим “ российским городом являлся Якутск, где цена этого набора достигала 448,3 тысячи рублей. ^ В Магадане он стоил в про-* шлом месяце 403,8 тысячи. В Петропавловске-Камчатском 380,9 тысячи рублей. В число “дорогих “ городов вошли также Владивосток, Южно-Сахалинск, Чита, Хабаровск, Иркутск, Мур манск, Архангельск. А вот жители Ульяновска мог ли купить минимальную “потре бительскую корзину “ в минувшем месяце за 131,3 тысячи рублей. В Пензе она стоила 150,2 тысячи, в Тамбове - 150,6 тысячи. Ниже, чем в среднем по России, была цена месячного набора также в Белгороде, Курске, Казани, Воро неже, Уфе, Липецке, Орле. В Москве в конце сентября этот набор можно было приобре сти за 243,3 тысячи рублей, при чем, по данным статистиков, он по сравнению с августом подешевел на 2 процента. А в Санкт-Петер- бурге минимальная потребитель ская корзина хотя и подорожала с августа на 1 процент, но стоила чуть меньше, чем в среднем по России, - 202,6 тысячи рублей. Дабы сориентировать читате лей, приведу цифры, х а р а к т е р у зующие свертывание выпуска' ряда товаров отечественными про изводителями. Так, за первые 9 месяцев года по сравнению с ана логичным периодом прошлого года отечественная мебельная про мышленность снизила выпуск продукции на 31 процент. Умень- 50 -л е т и е С Т Р А Т Е Г И Я Вячеслав ЗИЛАНОВ, заместитель председателя Роскомрыболовства, профессор Мировое рыболовное сообщество встречает 50-летний юбилей ООН в ус ловиях продолжающегося ресурсного и правового кризиса, вызванного несбыв- шимися надеждами по улучшению со трудничества заинтересованных стран по проблемам управления и оптималь ного использования морских биоресур сов на основе соответствующих положений Конвенции ООН по морско му праву 1982 года. Как результат, во многих районах Мирового океана в последнее десятиле тие стремительно нарастает нерегули руемый крупномасштабный научно необоснованный промысел различных рыбных запасов судами под флагами са мых различных стран, что ведет к раз рушению этих запасов и вызывает тяжелые социальные последствия для рыбаков, особенно прибрежных общин. Эта проблема стала носить глобальный характер. И все же в свой юбилей ООН, как бы чувствуя стремительный бег вре мени в лХІ ^век, сумела преподнести мировому рыболовному сообществу луч надежды, а по существу ключи к преодо- ко мигрирующих рыб, и управлению ими“ . Как известно, создание ООН в ок тябре 1945 года было направлено преж де всего на поддержание международного мира и безопасности^ развитие дружественных отношений между нациями, осуществление между народного сотрудничества в разреше нии международных проблем экономического, социального, культур ного и гуманитарного характера.Ъсе эти положения способствовали в послевоен ный период не только восстановлен^^ морского рыболовства в различных рай онах Мирового океана, нарушенного во енными действиями, но и содействовали развитию морского права в этой дина мичной области. Безусловно, опреде ленную роль играли и научно-технический прогресс во всех сферах рыболовства, достижения уче ных и специалистов в области освоения биоресурсов океана, а также все возра стающий спрос на продукцию из мор ских биоресурсов. В результате уже к 1950 году был достигнут довоенный ми ровой уровень уловов, затем за последу ющие 20 лет он был утроен, а к 1993-1994 годам достиг объема более 100 млн. тонн (таблица 1). Наряду с ростом уловов в целом ряде районов Мирового океана происходило и снижение численности многих рыбных запасов, которые были вызваны как природными явлениями, так и в резуль тате деятельности человека. По этой причине возникали конфликтные ситу ации между странами относительно правовых и научных основ использова ния биоресурсов. Достаточно вспомнить “тресковую войну Исландии и Англии или постоянную “рыболовную напря ж е н н о е ^ Канады - США, Канады - ЕС, России - Японии, Аргентины - Ан глии и т. д. Все это требовало цивили зованного рассмотрения и квартире в Нью-Йорке на Конференции справедливого решения возникающих ООН специальное Соглашение об осу- рыболовных проблем не только на реги- ществлении положений Конвенции Ор ганизации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансгра ничных рыбных запасов и запасов дале- ональном и двустороннем уровне, но и используя механизмы и авторитет ООН. Рассматривая ретроспективно итоги де ятельности ООН за пятидесятилетний период в области кодификации и р а ^ и - Таблица 1 Мировые уловы рыбы и нерыбных объектов (данные ФАО) Годы Улов (млн. т) 1938 20,5 1950 20,2 1960 38,0 1970 67,2 1980 75,4 1990 97,6 1994 **) 103,1 **) экспертная оценка автора I I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz