Рыбный Мурман. 1995 г. Октябрь.

20 - 26 октября 1995 года 5Š3F2 r-'Vvf' г т ш SfjSrV^ 5й*Ж - LSLZtSL^za-&2£l. ■ 9 Авария на "Радоне"- ; :ш а р м ш « ш т т т ^ щ ^ х ^ ь П О Д Р О Б Н О С Т И Михаил РЫЖОВ То, что обычно называют “Ра­ доном - расположенный на Пе- ченгской дороге не сам комбинат, а только ПЗРО - пункт захоронения радиоактивных отходов. В чистом поле, тундре то есть, - залитая гудроном площадка с железными люками, под которой четыре тран­ шеи с твердыми отходами, ограж­ денная сеткой с аншлагами. Рядом - тоже в земле - две емкости с жидкими отходами. Все это - за несколькими рядами колючки, во многих местах оборванной. Непо­ далеку - будка для охранника и что-то вроде КПП или дома для сторожей. Радиационный фон у траншей - 65 мкр/ч. На крышках люков - 150 мкр/ч. В открытом люке, под завязку заполненном, - 214 мкр/ч. (Природный фон редко превышает 15 мкр/ч.) Страсти по “Радону “ начались “В удивительной стране мы живем. Сначала делаем, по­ том думаем. Появляются опасные технологии, и только по­ том - защита от них“ - из разговора после пресс-конференции, организованной областным комитетом по экологии на Мурманском спецкомбинате “Радон“. весной, когда очередная проверка хранилища обнаружила в траншеях с твердыми отходами воду, грозив­ шую просочиться через гидроизо­ ляцию в окружающую среду. Рано или поздно это должно случиться. Хотя бы только потому, что “Ра­ дон “ находился в ведении... жи­ лищно-коммунального хозяйства. Само же хранилище построено по проекту каменного века атомной энергетики - 1954 года! Емкости для жидких отходов появились поз­ днее, когда понадобилось срочно куда-нибудь девать радиоактивную воду после первой перегрузки ак­ тивной зоны ледокола “Ленин “ . В этом году до аварии не дошло, но радоновцы, облкомэкологии и Кольская инспекция Госатомнадзо­ ра забеспокоились. Администрация области выделила из экологическо­ го фонда 100 миллионов рублей, а “Радон “ заключил договор с РТП “Атомфлот“ на предмет откачки и очистки радиоактивной воды. РТП привезло так называемую “сборку 18“ (ноу-хау этого предприятия) и принялось за перекачку “гряз­ ной “ воды из одной траншеи в дру­ гую и доведение ее до ПДК. После чего радиологическая лаборатория СЭС должна взять пробы воды на анализ, а облкомэкологии - дать разрешение слить воду в один из близлежащих водоемов. Но, как сказал инспектор Коль­ ской инспекции Госатомнадзора Петр Краюшкин, ликвидированы только последствия, а не причина. Через два-три года ситуация по­ вторится - снова “неожиданно “ по­ явится вода, срочно понадобятся деньги для ее откачки... Но главная проблема все же в другом. Хранилища с твердыми от­ ходами заполнены. В июне прошло­ го года “Радон“ прекратил прием отходов от предприятий области, а их около сотни, использующих ра- диоизотопные приборы. Около 90 процентов этих приборов свой ре­ сурс выработало, а значит, сами превратились в отходы, хранить которые приходится в неприспособ­ ленных помещениях. Это создает угрозу радиоактивного облучения персонала предприятий (даже тех, кому обращение с “радиацией “ по должности не положено) и кражи приборов, как это было пару лет назад на АНОФ-2. Тогда обошлось - вор, к своему счастью, не пытал­ ся вскрыть прибор и достать ампу­ лу с цезием-137. Впрочем, от таких происшествий не застрахо­ ван и “Радон “ : сигнализация есть, но электроснабжение поступает от войсковой части, а потому время от времени “вырубается “ . В России 16 спецкомбинатов “Радон “ , но только два из них - под Москвой и Санкт-Петерб)фгом - отвечают современным требова­ ниям безопасности. Остальные - ничуть не лучше Мурманского. Была идея возить наши отходы в Петербург, но там избыток своих сдатчиков. Хранить отходы на “Атомфлоте“ или Кольской АЭС дорого - монополисты устанавлива­ ют свои цены... Сейчас много говорят о строи­ тельстве могильника то ли на Но­ вой Земле, то ли на Кольском полуострове. И на фоне этой гло­ бальной проблемы о “Радоне “ за­ были. Но на строительство могильника уйдет 5 - 1 0 лет, а что сейчас с отходами делать? И даже когда появится могильник, возить туда отработавшие приборы ма­ ленькими партиями будет слишком накладно. Специалисты по радиационной безопасности предлагают заполнен­ ные траншеи законсервировать, за ­ лить бетоном, а рядом построить наземное хранилище, защищенное от людей, от осадков, от проникно­ вения жидких отходов в окружаю­ щую среду. И по мере накопления отправлять на захоронение. Нужно на все это около 1 миллиарда руб­ лей. За два последних года “Ра­ дон “ не получил ни копейки. Одна надежда - на днях Госдума приня­ ла Закон о радиационной безопас­ ности объектов, связанных с радиоактивными отходами. Но за­ кон - это еще не деньги... Вернемся к тому, с чего начали. В ходе неофициального разговора со спепами сложился крамольный вывод: местные и государственные власти нужно время от времени пугать. А поскольку газетных сен­ саций бояться перестали - реаль­ ная авария просто необходима. И вот тогда, как это всегда бывает в нашей стране, найдутся и силы, и средства, и деньги - и проблема будет решена и, возможно даже, надолго. МАЛО ГОВОРЯТ, НО МНОГО ДЕЛАЮТ Н п в п е з а к п н о д а т е л ь с т А Т Л А Н Т А Леонид ПАВЛОВ Четыре года назад, как раз в октябре, на прилавках мурманских магазинов впервые появились полукилограммовые бруски в зо­ лотистой фоль ге с товарной маркой "Арктик Ф у д Кампени" - масло "А тлан та ” . Выпуск столь вкусного и полезного продукта органи­ зовали на договорных началах норвежская фирма "Д е ноф а ” , АО "С еврыба ", "Севрыб- хо лодфло т" и прежний рыбокомбинат (позд­ нее его правопреемником стало АО "Полярис " - завод по производству рыбьего жира ). Норвежская сторона при создании со ­ вместного предприятия предоставила "ноу- хау ", технологическое оборудование, обяза­ лось поставлять сырье, запчасти. Взамен ей было гарантировано 50 процентов от б у д у ­ щей прибыли. С лед уе т указать, что основой масла является рыбий жир . Его на промысле закупали мурманчане и транспортировали су ­ дами "Холодф ло та " на переработку к север­ ному соседу . Оттуда полуфабрикат опять же морем возвращался в Мурманск, где после необходимой технологической доработки превращался в конечный продукт. Экономи­ ческие сложности вынудили "Арктик Ф у д " отойти от принятой схемы . Гораздо выгодней было приобретать готовый полуфабрикат "Маргарит" непосредственно в Норвегии за валюту, которую предприятие покупает за рубли в банке по курсовой стоимости. В среднем цех выдает 12 тонн продукции за смену. "А тланта " содержит 80 процентов жира, вкусовые и ароматизирующие добавки, витамины. Недаром она нашла широкое при­ менение в кулинарии, стала привычной в каждой семье . Есть и свои трудности . Закончен срок льготного налогообложения, законодательно обусловленного на период становления пред­ приятия с иностранным партнером. Теперь налоги в бюджет выплачиваются без скидок. Дорожают услуги , тарифы , сырье. Выросли таможенные пошлины. Со сбытом особых проблем нет, продукцию охотно берут везде, но прохождение платежных документов, как правило, запаздывает, а наличка нужна по­ стоянно. В содружестве с московским НИИжиров, российко-американской фирмой "Соварома" проведены эксперименты по выработке мас­ ла с более низким содержанием жира, новы­ ми вкусовыми наполнителями: банановым, клубничным, шоколадным . Начат выпуск " А т ­ ланты" с пометкой "Новая" (добавлена соя), произведены опытные партии шоколадного масла. На прошедшей недавно международной выставке "Инрыбпром-95", где "Арктик Ф у д " была экспонентом, ее продукция не осталась не замеченной. Многие российские коммер­ ческие структуры выразили желание быть официальными представителями мурманско­ го предприятия в своих регионах. Были за ­ ключены выгодные контракты. Остается добавить, что буквально на днях в бывшем кафе "Холодок ” компания открыла магазин и бистро (закусочную ). Одним сло­ вом, в "Арктик Ѵ у д " работать умеют. О частичном изменение ставок вывозных тамо­ женных пошлин: постановление Правительства РФ от 31 августа 1995 г. № 858 Установить и ввести в действие с 1 сентября 1995 г. частично измененные ставки вывозных тамо­ женных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются (рыба, икра, крабы, кре­ ветки, пшеница, мука, руды, бензин, топливо, ме­ таллы, фармацевтические продукты, удобрения, лесоматериалы, вертолеты, самолеты, корабли, ору­ жие) . Изменения и дополнения № 1 Инструкции ГНС РФ от 29 июня 1995 г. № 35 “По применению Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц: письмо ГНС от 12 сентября 1995 г. В новой редакции изложены пункт 31 и абзац 1 пункта 78 (применяются с 7 августа 1995 г.). Предприятия, учреждения, организации и другие работодатели, не являющиеся юридическими лица­ ми, обязаны перечислять в бюджет суммы исчислен­ ного и удержанного с физических лиц налога: - не позднее дня фактического получения в бан­ ке наличных денежных средств на оплату труда (или перечисления со счетов); - не имеющие счетов в банках - не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату тру­ да. Эти условия также соблюдаются в. случае, если оплата труда производится несколько раз в месяц или производятся разовые выплаты. Если у работодателей недостаточно денежных средств для оплаты труда в полном объеме и пере­ числения в бюджет, то налог перечисляется в бюд­ жет в сумме, пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на опла­ ту труда. В случае, если оплата труда производилась из средств, полученных в банке не на эти цели или не из выручки предприятия, а из других источников, удержанные в течение месяца суммы налога пере­ числяются в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты средств на оплату труда. За несвоев­ ременное перечисление налогов взыскивается пеня в размере 0,5% за каждый день просрочки. О внесении изменений в письмо Минфина РФ от 26 августа 1994 г. № 116 и от 16 июня 1993 г. № 74 “О предельных нормах компенсации за использо­ вание личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок": письмо Минфина РФ от 7 июля 1995 г. № 74. Установлены следующие нормы компенсации за использование личных легковых автомобилей (вве­ дены в действие с 1 июля 1995 г.): ЗАЗ - 33800 руб. в месяц; ВАЗ (кроме ВАЗ- 2121) - 44390; АЗЛК, ЙЖ-49470; ГАЗ, УАЗ, ВАЗ- 2121 - 59600. О порядке отражения в бухгалтерском учете отдель­ ных операций, связанных с введением в действие пер­ вой части Гражданского кодекса Российской Федерации: приказ Минфина РФ от 28 июля 1995 г. № 81. В новой редакции применяются счета 77 “Расче­ ты с государственным и муниципальным органом “ и 78 “Расчеты с дочерними (зависимыми) общества- ми“ плана счетов бухгалтерского учета финансово­ хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению. Утверждены указания о бухгалтерском учете от­ дельных операций ( “О консолидации в бухгалтер­ ской отчетности организации показателей ее дочерних и зависимых обществ“ , “О бухгалтерском учете и отчетности при реорганизации и ликвидации юридических лиц“ , “О чистых активах организа­ ции “) , связанных с введением в действие части первой ГК РФ. Ознакомиться с полным текстом документов, получить их ксерокопии вы можете В ОТДЕЛЕ ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ Центральной городской библиотеки. Тел. 59-26-07 ДИСЦИПЛИНА? ки, слава Богу, целы и невреди­ мы... И все-таки вдумайтесь: если 70 процентов экипажей не имеют по­ нятия, что такое борьба за живу­ честь судна, как можно выпускать траулеры в море? Если больше по­ ловины моряков не имеют пред­ ставления, что такое остойчивость судна и как ее контролировать, не лучше ли остаться у причала? Бог с ней, с рыбой, зато жив будешь! А именно такие цифры называ­ лись по “Карелрыбфлоту“ . Прав­ да, заметил Николай Анатольевич, сейчас там навели порядок. Стало быть, не случись проверки, так бы и жили (так бы и тонули?). А вот в Архангельском рыбак- колхозсоюзе замечаний при про­ верке почти и не было. И в сравнении с Мурманским рыбак- колхозсоюзом он выглядит прямо образцово. Наверное, причина бед мурманских колхозников типична для нашего времени: объединение распалось, в каждом колхозе ведут работу по-своему или совсем не ведут. Например, в одном колхозе за безопасностью “следит “ штур­ ман малого плавания, который не смог ответить ни на один вопрос комиссии. Печальная статистика наводит на весьма печальные мысли. Ба­ ренцево море и летом-то неспокой­ но. А осенью-зимой в кромешной тьме, в свирепых арктических вет­ рах, когда траулер швыряет между черных штормовых волн, облепля­ ет снегом, льдом, работать, не зная элементарных вещей без­ опасного плавания - это что? Беза­ лаберность и упованье на “авось “? Спешка во имя коммер­ ции? Что это?.. УВАЖЕНИЕ К ЗАКОНАМ Тривиальная истина, что закон надо уважать, равно актуальна, когда ізечь идет об уважении зако­ на собственной страны и страны, с которой сотрудничаешь. Да, не­ редко норвежцы бывают не правы в претензиях к нашим экипажам. Да, порой ведут себя не так, как этого нам бы хотелось. Тем не ме­ нее и мы не всегда на высоте. Главный специалист АО “Сев- рыба “ Виктор Анатольевич Горо­ хов привел много цифр, доказывающих неуважение рыба­ ков-северян к законам Норвегии. Речь, конечно же, не идет о пре­ ступлениях. Но полученные эки­ пажами замечания и предупреждения от норвежской береговой охраны отнюдь не укра­ шают Северный бассейн. Главная беда - несоответствие веса рыбы на борту с записями в промысловом журнале. Конечно, можно сослаться на плохие весы или их отсутствие, можно сказать, что при сдаче рыбы в норвежском порту ее скрупулезно взвесят, что не было умысла в неточной записи и т. д. Береговая охрана хладно­ кровно фиксирует нарушения со всеми вытекающими последствия­ ми. А “вытекает “ из карманов флотов немало: из-за штрафных санкций потери составили свыше 1 миллиона норвежских крон. Они что, лишние у наших флотов? На­ верно, не так уж и трудно капита­ ну с технологом повнимательней следить за пресловутым соответст­ вием. Или это опять про дисциплину? Кстати, в выступлении генкон- сула России в Киркенесе Анато­ лия Смирнова в прошлом выпуске “Course“ есть такие строки: “По­ рою смотришь на флаг: не флаг - тряпка, полотенце крашеное! А часто ли капитаны облачаются в форму? “ . И это - тоже про дис­ циплину. И про уважение к зако­ нам. Да и к себе - тоже. ТАМОЖНЯ И ЕЕ КОДЕКС А если не уважать законы та­ можни - и вовсе накладно получа­ ется! Главный инспектор отдела расследований этого ведомства Ан­ дрей Николаевич Савельев доход­ чиво и убедительно объяснил присутствующим, как невыгодно нарушать Таможенный кодекс. Так, только за первое полугодие 1995 г. штрафные санкции к фло­ там составили 16,5 миллиарда рублей. Причем 11 миллиардов из этой суммы приходится на долю колхоза “Энергия “ . Да, такую сумму найти будет непросто! А все из-за чего? Ловят рыбу в 12-мильной зоне России и - пря­ миком в Норвегию. Таможне - ни гу-гу. Конечно, если следовать букве закона (Таможенного кодекса), то следовало бы с каждым грузом ры­ бы идти в Мурманск, оформлять как положено, а уж потом везти продавать. Но Мурманская тамож­ ня, “идя навстречу пожеланиям трудящихся44, не требует этого. А требует, чтобы капитан за 4-5 су­ ток до вывоза рыбы послал в та­ можню извещение о намерении пересечь российскую границу. Су­ довладелец удостоверяет это изве­ щение - радиоконсамент называется - и все. Декларировать груз надо в те­ чение 15 дней. Иначе придется платить штраф немалый: до 100 процентов стоимости груза. Такой же штраф будет в том случае, ес­ ли судно зашло в мурманский порт и капитан подписал обязательство не выгружать его, а потом по при­ казу какой-либо службы флота все же начал выгрузку, да еще и принялся продавать продукцию. Классическое “время - деньги" не должно затмевать другие мудрые сентенции. Например, всех морепла­ вателей предостерегают: “Считай себя ближе к опасности". Или: “Скупой платит дважды", это когда в погоне за чистой выгодой “забы­ вают" заплатить вовремя таможен­ ную пошлину. Ну и так далее. А проще-то говоря, надо соблю­ дать дисциплину и уважать законы, независимо от того, нравятся они нам шіи нет. Штрафы бьют по кар­ ману. Штрафы от норвежцев - еще и по престижу и бассейна, и России. Ну а уж об уважении к законам безопасного плавания и говорить нечего: там “штраф“ самый высо­ кий - жизнь.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz