Рыбный Мурман. 1995 г. Октябрь.
"Верным COURSom и д е те , товарищ и !" У л ь я н о в - Л е н и н , Общество с ограниченной ответственностью "Формэн" сообщает о своей ликвида ции. Претензии принимаются по тел. 55-39-29. д е л о в о е п р и л о ж е н и е к " J P JV 1 ' f ПРОДАДИМ r'g=* сслъдь к р уп н ую ( 2 - 3 шт. на I к г } Окажем у слу ги по по солу рыбы ® 3 3 - 9 9 - 2 6 гг г г ОПТОМ И В РОЗНИЦУ В Департаменте морского транспорта под председательст вом первого вице-премьера Олега Сосковца обсужден вопрос о сво бодной продаже государственных пакетов акций отечественных па- роходств, в том числе и Мурман ского . Ранее правительство планировало передать их в распо ряжение консорциума банков под залоговый кредит. Идея по каким- то причинам, видимо, отпала. Го сударственные доли теперь могут приобрести любые юридические или физические лица, располагаю щие для этого необходимым капи талом . Руководство Департамента восприняло "в штыки" такое реше ние. Преобразование пароходств в акционерные компании лишает его властного управления. В АО "М ур манское морское пароходство федеральной собственности нахо дится 49 процентов акций. Кто их приобретет, станет совладельцем? Со временем узнаем . Пока же прорабатывается механизм про даж . Пароходство на совещании представляли первый заместитель генерального директора Анатолий Александрович и начальник управ ления трудовых ресурсов Влади мир Волченков. РЕЖУТ ПО ЖИВОМУ Корабелы Херсона готовят к ходовым испытаниям специальный плавучий док, предназначенный для утилизации выведенных из строя атомных подводных лодок Северного фло та . После доводоч ных работ, где-то в конце года, он, возможно, прибудет к месту бази рования. А вот судьба другого до ка, в котором должны были ремонтировать атомные подвод ные крейсера класса "Тайфун ", не завидна. Средств на достройку этого уникального технического сооружения у российского Мини стерства обороны не нашлось. На судоверфи начата его частичная резка . По всей видимости, такая ж е участь ожидает еще один док, который строился для Тихоокеан ского флота. ИЗ БЕЛОРУССИИ - С ДЕШЕВЫМИ ТОВАРАМИ "Белнорд " - российско-бело русский торговый дом , зарегистри рованный недавно в. Мурманске. Идея его создания возникла в июле во время подписания согла шения о развитии дружеских свя зей. С мурманской стороны его уч редителями стали акционерные общества "Виктория", "М урман ский траловый ф ло т ", "Рилакс", "Ром экс ", хладокомбинат, "Колэ- нерго", комбинат хлебопродуктов, Ф едеральное управление торговли Северного флота и некоторые другие организации. Белоруссию представляют управление торговли Минского горисполкома, концерны "Белле гпром " и "Белместпром ", объединения мясной и молочной промышленности. Представители белорусских предпринимателей заверили севе рян, что товары , которые они пла нируют поставлять, будут в 3-4 раза дешевле мурманских. Для организации нового пред приятия в областном центре име ется достаточно хороших торговых площадей, поэтому "Белнорд" по ка не будет заниматься строитель ством специальных помещений, а предполагает расположиться в универмаге "Детский мир ". КАК МЕТОД КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ МНЕНИЕ РОССИЙСКОГО ГЕНКОНСУЛА В КИРКЕНЕСЕ АНАТОЛИЯ СМИРНОВА ОБ ИНЦИДЕНТЕ С ТРАУЛЕРОМ "КОКШАЙСК", ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ О КОТОРОМ ПУБЛИКОВАЛИСЬ В ПРЕДЫДУЩЕМ ВЫПУСКЕ "COURSE" 1. ЗАКОН, ЧТО ДЫШЛО... В международной практике такая акция, как вскрытие капитанского сейфа, расценивается как недружественный акт. Если она проводит ся, то, как правило, насильно. Венская и Рос сийско-Норвежская конвенции подразумевают: как только по отношению к капитану и экипа жу применяются насильственные действия, о таковых немедленно уведомляются консульские или посольские учреждения. На мой запрос в таможню Хаммерфеста последовал обескура живающий по цинизму ответ, что это всего-на всего рутинная акция, предусмотренная таможенным законодательством Норвегии. (На помним, капитана “Кокшайска4 С. И. Шопина вынудили открыть сейф, сейф в радиорубке был взломан. - Прим. ред.) Более того, в тот же день аналогичные дей ствия были предприняты и в отношении другого судна - “Советская Якутия14. Капитан его про явил твердость и отказался открывать сейф с секретной документацией, потребовав связи с консульством. В данной ситуации (цитирую начальника таможни) “это право не было ис пользовано, и судну было дано разрешение на отход без вскрытия сейфа44. Успокоив капитана Шопина, я предложил ему изложить обстоятельства ареста судна. В итоге получилась нота протеста в посольство и МИД Норвегии. Норвежцы, вероятно, не пред полагали, что мы пойдем на подобный шаг. “Захват судна4 в международной правовой практике - очень жесткий термин. Наши юристы, правоведы и международники тщательно изучили все нюансы и пришли к вы воду, что элементы захвата судна были: капи тан отстранен от командования, связь затруднена, экипаж изолирован. В разговоре с шефом таможни я задал ряд вопросов относительно “рутинности4 акции с “Кокшайском4 и почувствовал некоторую за- данность в действиях норвежской стороны. Да, внутреннее законодательство Норвегии позво ляет использовать силу, но есть еще право международное... 36 бутылок водки, изъятых в ходе обыска, - слишком скудный “улов4 для того, чтобы оправдать взятие судна “на абор даж4 с такой помпой, 25-ю военными. Считаю, что у “Севрыбпромразведки4 есть шанс на успех при судебном разбирательстве. Я специально попросил капитана Сергея Ива новича Шопина подсчитать все материальные потери, в том числе и упущенную прибыль. Генеральное консульство России в Киркене- се готово способствовать в такого рода исковом обращении. 2. ЦЕЛЬ ОПРАВДЫВАЕТ СРЕДСТВА Сегодня Норвегия является главным получа телем российской рыбы. “Рыбное блюдо4 при сутствовало и в “меню4 переговоров главы российского МИДа в Норвегии. Как бы там ни было, без нашей рыбы многие гшедприятия в Норвегии окажутся практически оанкротами, о чем норвежская пресса пишет серьезно и от крыто. Объем товарооборота между нашими странами в прошлом году вырос почти на 67 процентов, в основном за счет рыбных ингреди ентов. Но у торгово-экономических отношений двух стран есть и другая сторона. Определенные си лы, особенно в'Осло, почему-то ревниво отно сятся к бизнесу на Севере и старательно пытаются показать криминальный характер этого бизнеса, опорочить, внушить мысль, что все российское - это криминальное, мафиозное, коррумпированное. Тому можно привести массу примеров и публикаций, которые я вначале тщательно собирал, но вскоре понял бесполез ность этого занятия. Темы такого рода публи каций - проституция, отмывание “ грязных*4 денег, аресты и т. д. К сожалению, мы даем поводы для такого рода публикаций. Но главное в другом: налицо конкуренция старого, изоля ционного бизнеса и нового бизнеса, который ис пользует возможности Баренцева сотрудничества. Периферийность из недостатка трансформировалась в преимущество. Осло оказался далеко, а тут, на Севере, - прямые 3. О ФОРМЕ, ФЛАГЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ МНЕНИИ В Киркенесе у причалов ежедневно стоит по 6-8 судов под российским флагом. В этом году мне приходилось неоднократно принимать ка питанов, подолгу беседовать. Оказалось, подза были капитаны, что такое консульский Устав. А ведь он обязывает при заходе в порт инфор мировать Генеральное консульство или кон сульское учреждение о цели захода в порт, о численности экипажа на борту, о его пробле мах. Когда такая информация берется на конт роль вице-консулом, помощь экипажу в случае полицейских или иных акций оказывать легче и логичнее. К сожалению, в эпоху коммерциализации, в помыслах о том, как заработать, моряКи забы вают об элементарном. 1C примеру, в прошлом году “новогодним подарком4 стал пожар на “Сказочнике Андерсене 4. Только что отремон- ;й корабль УЖ ( тированныи і уже полыхал, а капитан в THE PRESS О визите министра иностранных дел России Андрея Козырева в Мурманск местные средства мас совой информации рассказали весьма подробно. В областной центр министр прибыл из Осло, где провел переговоры с нашими северными соседями. Сообщаем подробности. В четверг днем , завершив свой визит в Норвегию, министр иностран ных дел России Андрей Козырев прилетел в Мурманск. На норвеж ско-российских переговорах кроме прочего обсуждались разногласия, существующие между двумя страна ми из-за НАТО . Как известно, на днях норвежское правительство со общило о своем решении отменить собственный давний запрет на прове дение военных учений и маневров восточнее 24-й параллели, т. е . по близости от российских границ. Отве- водства порядка миллиарда норвежских крон в год. Это же треть всего норвежско-россииского товарооборота! Такое не может пе раздражать экономических конкурентов, и они используют различные механизмы, включая и правовые, заложенные в законах, которые рождались еще в период “холодной войны44. И законы эти сра батывают. Примером могут послужить тамо женные облавы с поисками на российских судах радиоактивного плутония. Кстати, губернатор Мурманской области Ев гений Комаров по этому поводу в сентябре про шлого года послал своим коллегам, губернаторам Финнмарка, Тромса и Нурллан- да, письмо, в котором задал вопрос: чем руко водствовались власти, подключая к досмотру рыбацких судов не только силы таможни, но и внутренних дел и спецслужб? В письме пред лагались и конкретные меры по взаимодейст вию соответствующих служб двух стран в борьбе с контрабандой. После этого письма в Генеральное консуль ство России в Киркенесе поступило странное обращение от губернатора Тромса с просьбой перевести письмо. Жест непонятный, неужели в университете Тромсе не нашлось переводчи ка?! Письмо было переведено и отправлено, но все предложения, высказанные в нем, ушли как в песок. Вместо обсуждения получаем но вую акцию с “Кокшайском44... Такие шаги не способствуют укреплению торгово-экономиче ских и дружеских отношений. THE PRESS это время отмечал подписание контракта. Порою смотришь на флаг: не флаг - тряпка, полотенце крашеное! А часто ли капитаны об личаются в форму? Но вот норвежские власти испытывают особое уважение к форме... Зато, скажем, в любом разговоре о наших моряках водка недекларированная упоминается постоян ным рефреном. Совестно такие воспитательные меры прово дить, вообще-то нормы этикета автоматически должны быть заложены в морской выучке. Из этих вот “мелочей4 и формируется в зарубеж ных портах общественное мнение о нас. 4. АСПЕКТЫ возм ож ного СОТРУДНИЧЕСТВА Возвращаясь к инциденту с 4Кокшайском “ : подобные “разовые“ акции лишь создают про блемы, но отнюдь не украшают динамично раз вивающиеся ‘ российско-норвежские взаимоотношения. Гораздо больше смысла и пользы было бы в конкретном взаимодействии таможен, контрольных, рыбнадзорных и иных структур Норвегии и России. Например, идет в России таможенная операция по контрабанде наркотиков. Почему бы не проследить преступ ную “наркотическую дорожку4 по Норвегии? Вот конкретная форма борьбы с преступностью общими силами. Разве не предмет для сотрудничества борьба с браконьерством, переловами рыбных квот? Можно привести множество примеров, когда под российским флагом ходят прибалты, квоты на вылов у них, как правило, липовые. Как ку ражатся в Киркенесе представители некоторых коммерческих структур, какие заказывают сто лы, как сорят долларами - я это и сам виды вал... России и Норвегии надо объединять усилия, иначе Баренц-регион станет зоной деятельно сти криминальных структур. К печати подготовил Виктор ШПИГИН. THE PRESS АНДРЕЙКОЗЫРЕВ ОПЕРЕГОВОРАХ РОСИ С НОРВЕГИЕЙ чая в связи с этим на вопрос коррес пондента "С е го дн я ", Андрей Козырев сказал, что премьер-министр Норве гии Гру Харлем Брундтланд заверила его, что речь не идет об изменении политики, но лишь о корректировке устаревших правил, не затрагиваю щих интересы России. Г-н Козырев явно не испытывал ни малейшего ж е лания и/;ти по этому вопросу на ка- кую-либо конфронтацию с норвежскими "добрыми друзьями ", как он выражался в Осло, и не под дался на провокационно-полемиче ские вопросы журналистов на эту тем у . Вместе с тем он не забыл зая вить норвежской стороне, что воз можное расширение учений НАТО на новые территориии не соответствует задачам укрепления общеевропей ской системы безопасности. В целом, как можно предполо жить, на российско-норвежских пе реговорах не акцентировались спорные вопросы, к числу которых, помимо НАТО , относятся дискуссия о разграничении шельфа Баренцева моря и проблема российских ядер- ных отходов на Кольском полуостро ве. На вопросы по этим темам российский министр на вечерней пресс-конференции неизменно отве чал, что переговоры по ним ведутся на экспертном уровне, подразумевая, что это не предмет для политических дискуссий высокого уровня. Вместе с тем подписанный в Осло меморан дум в области ядерной безопасности позволит, по мнению и российского, и норвежского министров иностран ных дел , более эффективно исполь зовать 130 млн. крон, выделенных норвежским правительством для по вышения безопасности Кольской А ЭС , решения проблемы безопасно сти снятых с вооружения атомных подлодок и для строительства храни лища ядерных отходов для Северо- Запада России. Леонид BEJIEXOB, “Сегодня44.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz