Рыбный Мурман. 1995 г. Ноябрь.
Верным COUIRS om идете, товарищи!" ^ I АНЕКДОТ НЕДЕЛИ - Какой сегодня день? - спра шивает приговоренный к смерт ной казни , идя ни эшафот. - Пятница. - Вот повезло! Еще свежий “Рыбный Мурман “ пролистнуть успею. БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ Леонид ПАВЛОВ Инна БЕРЕЗЮК ------------------------------------- ----------- — ■ Первый ураган нынешней зимы налетел 2 9 октября. И первь; і потери ударили по судовладельцам. В Кильдинской Салме утонул МРТ-к-82 2 "Сосновка" АО "Севрыбхолодфлот". В Кольском заливе ушли на дно два малых рыболовных бота фирмы "Севрос ". Катер "Метель-1" фирмы "А к в а -Н о р д " оторвало от причала СРЗ-2 и пота щило на берег, поймал его и спас буксир "Гонец ". Плавкран "Каре - лрыбфлота" у причала "Ф р е зы " получил пробоину. К счастью, никто из моряков не погиб. Хотя не будь на страже служба наблюдения за флотом, "ито ги " урагана могли быть куда трагичнее. В эту ночь в службе наблюдения за флотом (СНФ ) дежурил капитан-наставник Михаил Петрович Листаров, с ним постоянно на ходился и начальник СНФ старший капитан-наставник Виктор Ивано вич Дубовицкий . Сообщение гидрометцентра было тревожным : ожидался ветер северных румбов в порту - до 30, а на побережье - до 45 м / с е к . Разумеется, сообщение было передано на все суда, ведь на "малышах" нет радиста, не все из них получают прогноз погоды. СНФ ж е передает информацию через суда-посредники. Поэтому все вовремя попрятались. В СНФ переживали за шесть "малышей", укрывшихся в губе Большой Волоковой: повернется ветер к северо-западу - их может разбить о скалы, сорвав с якорей. Именно это и произошло с "Сосновкой ": шторм сорвал судно с якоря, а в этот момент что-то случилось с двигателем, вперед не двинуться, а назад - только ускорить свою гибель. Рядом были другие суда, в их числе - базовый корабль "Севрыбхолодфлота" "Мийдуранд ". Но помочь оказалось нельзя. Вскоре "Соснов ку " выбросило на прибрежные камни. Вызвать вертолет для спасения экипажа невозможно, "вертуш ки " летают только при ветре не сильнее 15 м / с е к . Через пограничников, коман дование Северного флота и ПВО обращаться к норвежской бере го вой охране тоже нереально: тьма, снежные заряды, скалы вокруг судна - слишком опасно. СНФ порекомендовала иное: кинуть трос на "Сосновку " с "Мийдуранда ", прибуксировать плот. В 5 часов утра команда гибнущего судна перешла на плот, приняла трос с "М ийд у ранда". Но выйти из-под защиты борта значило быть разбитым о корпус судна... Капитан "Сосновки " Игорь Николаевич Солдатенков решил выбираться на берег. Взяли теплые вещи, рацию, брезент... Тем временем по указанию СНФ к месту аварии шли теплоход "Нордландия" фирмы "Гирвас" и буксир "Бесстрашный". "Мийду - ранду" рекомендовано направить плот в тихую бухточку, куда бере гом подойдет экипаж "Сосновки ” . В Ы часов с "Мийдуранда ” доложили: все "сосновцы” спасены. Как говорят специалисты, это был еще и не ураган, а ураганчик. Причем в самом порту дела обстоят неплохо, портнадзор следит за безопасностью стоянки. Но, к сожалению, многие сегодня экономят денежки и выбирают причал подешевле, как случилось с морскими ботами: стояли где-то за Угольной базой. Ветер раскачал связку: два - на дно, третьему - пробоина. Правда, начальник фирмы надеется их поднять. Что ж, можно поднять и "Сосновку ” , хотя это - немалые деньги. Короче, многовато ущерба для одного урагана. И вообще, как защищены наши моряки от стихии? Не говорю о больших флотах, где, слава Богу, сохранили службы мореплавания. А вот экипажи "москитно го ” флота... Мало того, что радистов на этих судах нет, мало того, что у них связь с радиоцентром Териберки лишь два раза в сутки (в перерыве хоть затонись), так ведь вообще в Союзе рыбопромышленников нет службы мореплавания. Да и в колхозах та же ситуация. В не столь отдаленном прошлом "малышей" в силу сезонного ограничения плавания после 15 октября не выпускали дальше Саль ного. Теперь - свобода. Некому и некогда думать о жизни людей: время - деньги! Как и раньше, в опасное для флота время собирается штаб. Но в былые времена существовал специальный кабинет СНФ с техниче ской информацией о каждом судне, в критической ситуации в штабе совещались не только многоопытные капитаны, но и корабельные инженеры. Сегодня этого кабинета нет... Да и сама служба наблюдения выглядит сегодня странно. Всегда была подразделением "Севрыбы", а сейчас по "ука зив ке " из Коми тета по рыболовству считается государственной структурой при ад министрации рыбного порта. Только у администрации нет на СНФ денег, а "Севрыба", естественно, уже отряхнула ручки. Да еще сложные взаимоотношения с соседом - радиоцентром тралфлота... А на мой взгляд, надо бы всем морякам и их руководству в ножки поклониться этой службе. Ведь сколько спасено жизней благодаря ее умелому руководству спасательными операциями, сколько тра гедий не случилось благодаря тому же . Кто бы посчитал все это! А, посчитав, не поскупился ни на достойное помещение, ни на оснаще ние. Ведь дошло до того, что у СНФ даже городской телефон отключают. Во дела!.. венником, приложит все силы, чтобы выполнить ранее подписан ные договоры о сотрудничестве с Мурманской и Архангельской об ластями. От имени правительства к за рубежным гостям и соотечествен никам с приветственной речью обратился министр иностранных дел Андрей Козырев. Специалистами и экспертами были сделаны основные доклады. Прошли семинары по восьми раз личным секциям: нефть и газ, транспорт и коммуникации, ту ризм, торговля,' производство про дуктов питания, горнодобывающая и металлургическая промышлен ность, лесная индустрия, морские перевозки и судоремонт, рыболов ство и рыбопереработка. В последней, работу которой координировали и.о. председателя комитета по рыболовству област ной администрации Анатолий Евенко и директор по производству АО “Севрыба“ Николай Старчен- ко, было рассмотрено более десят ка бизнес-планов мурманских предпринимателей. АО “Смена к примеру, нуждается в кредите для завершения строительства крытого рыбного рынка с элемен тами рыбной биржи, в котором предусмотрены торговые киоски, зимний сад, аквариум, фонтан. АО “Севрыбтехцентр“ необходима ин вестиционная поддержка для про изводства консервов из печени рыб, очищенной от нематод. АО “Протеин“ может при финансовой помощи создать участки по выпу ску панкреатического гидролизата и питательных сред,„деликатесных рыбных консервов. ИЧП “Арктик- сервис“ под залог имущества ищет средства для постройки судов при брежного лова. Итак, заманчивых и вполне осуществимых идей руководители наших фирм иноземным капитали стам подбросили немало. Первая (ответная) реакция была сдержан но-вежливой. Зарубежные бизнес мены - народ осторожный, даже чуя выгоду, поспешают не торо пясь. Потому преждевременно го ворить о каких-то конкретных результатах встречи. Главное - знакомство состоялось, проявлен интерес. Конференции сопутствовала об ширная торгово-промышленная вы ставка. 40 фирм и компаний России и Норвегии предлагали свои товары и услуги. Было все: компьютерные технологии, мебель, продукты питания, одежда и обувь, изделия народных промыслов и много еще всяких-разных любо пытных экспонатов. От Мурманска образцы продукции демонстрирова ли АО “Ф л а м и н г о “Кола-теле ком аМурманпласт“, “Арктик-тиви“, ИЧП “JIopa“ , фабрика “Кольский сувенир“. Рыбные товары, к сожалению, от сутствовали. Два факта не из протокольной части конференции. Учреждена ассоциация предпринимателей Се веро-Запада. Без лишней помпы в Мурманске открыла представи тельство английская юридическая компания с мировым именем “Констант и К о н с т а н т Е е со трудники будут обеспечивать пра вовую защиту российским и западным инвесторам, оказывать прочие посреднические услуга. Сегодня Мурманск покидают участники масштабной Междуна родной инвестиционной конферен ции “Возможности регионов Севера-95 “. Три дня банкиры, представители деловых кругов Скандинавских стран, Англии, США, Франции, Германии, Ис ландии, Польши, европейских и мировых финансовых организаций дотошно изучали экономический потенциал территорий Северо-За пада, определяли для себя сферы взаимовыгодного сотрудничества. Премьер-министр РФ Виктор Чер номырдин в письменном обраще нии к участникам форума выразил надежду, что он будет способство вать “укреплению партнерства и доверия “. Восстановим событийную по следовательность. 31 октября кон ференцию открыл глава исполнительной власти области Евгений Комаров. Он дал высокую оценку развитию отношений с Норвегией, особенно с ее самой северной губернией Финнмарк, другими сопредельными странами в рамках Баренцрегаона, призвал зарубежных и отечественных бан киров и промышленников под га рантии администрации (валютные или сырьевые) смелее вкладывать свободные средства в крупные об ластные проекты. Губернатор готов сесть за стол переговоров по широ кому кругу вопросов. В частности, требуются солидные капвложения на строительство Дома междуна родной торговли с офисами и вы ставочными залами в Мурманске, морского порта в Лиинахамари, не обходимы деньги для реконструк ции торгового порта, комбината “Печенганикель“, аэропорта с приданием ему международного статуса и т.д. Всего же изданный на русском и английском языках каталог содержит 90 инвестицион ных проектов. По мнению Евгения Комарова, Евросоюз и его программа ТАСИС обманули ожидания (много разго воров - мало денег'!). Мурманск не ттолучил ни полушки из обещан ных по этой кредитной линии мил лионов. Губернатор считает, что больше пользы приносят двусто ронние контакты со Скандинавски ми странами. Председатель губернского прав ления Финнмарка Эви-Анн Мидт- туп, сменивпгая на этом посту Эрлинга Флеттена, выступая на конференции, подчеркнула, что она будет следовать курсу, пред ложенному ее мудрым предшест-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz