Рыбный Мурман. 1995 г. Ноябрь.

24 - 30 ноября 1995 года C O U R S E зовет иае в мпрв” Да, "Надежда зовет нас в м оре - случайности царство капри зное ". В суровых осенних штормах ни днем, ни ночью не прекращается рыбалка. И А аже случаются порой на фоне будней праздники , ет-нат, да и подарит жизнь не привычно шоковую , а д обр ую новость. Как та, что пришла на днях в АО "Карелрыбфло т ". Поздравляю А. Г. Грунина с " з а ­ служенным ... И слышу в ответ неожиданное : - Приятно конечно. Но радоваться некогда. Сейчас вот надо отправлять суда на промысел, а нет денег на топливо, огромная задолжен ­ ность по зарплате, налогам, штрафам на нало­ ги... - Анатолий Гаврилович, - п ере вож у р а з г о ­ вор , - а вот если бы вы не стали м о р я ком , кем бы вы стали1 - М о р я ком . ...Мя гкий , спокойный голос, абсолютно не ко ­ мандный стиль общения - кто бы мо г подумать, что за всем этим колоссальная твердость воли, которая проявлялась буквально с детства. Ему было всего семь лет, когда кончилась война. Какое -то время он скитался по разоренному немцами Пскову, где родился и жил, затем вместе с такими ж е оборвы - шами-сиротами сел в поезд, что следовал в Алма - Ату, и отправился в " г о р о д хлебный". Вообще-то, сел в поезд - это круто сказано: он путешествовал в ящике под вагоном . Ему не жал ко было город покидать, где война отняла у него все и всех. В Пскове до сих пор в музее "По ган кины палаты" (был такой там купец - Поганкин) на стенде, посвя­ щенном местной шпагатной фабрике , есть несколь ­ к о слов об отце Анатолия Гавриловича - главном инженере фабрики, по гибшем от ру к гестаповцев. Старший брат пропал в партизанах, мама не д о ж и ­ ла до конца войны. А для него самого одним из самых " я р к и х " военных воспоминаний было то, как он, шестилетний, пас гусей у помещика в предм е ­ стье Кенигсберга и ка к сурово спрашивали с него за ту немудреную , но безрадостную работу. - Анатолий Гаврилович, - спрашиваю его, - ну неужели не страшно было одному ехать в Алм а -А ту? Ведь семь лет - это такой в о зр а с т крошечный . Сегодняшние мамы перво классни ­ ков одних в ш колу не отпускаю т, боятся, к а к те будут д о р о гу переходить . - Не страшно. Тогда время было другое , вся страна с места стронулась. Грунину, на мой взгляд, вообще везет на время, когда "вся страна стронулась", и сейчас оно у нас, кстати, именно такое. Может , потому -то не захле­ стывает его с головой поток сегодняшней неразбе ­ рихи - экономической и правовой, что помогает держаться на плаву еще та, детская, закалка. Ну а тогда, в 45-м, все кончилось благополучно. Вернулась из эвакуации тетя, нашла в детприемни ­ ке и забрала к себе. Потом была мореходная ш к о ­ ла в Астрахани. Дол гожданная работа в море началась на Каспии, где на крохо тном рыболовном сейнере вчерашний отличник море ход ки , новоиспе­ ченный механик Толя Грунин и капитан были един ­ ственными "н ормал ьным и " специалистами, остальной экипаж составляли расконвоированные зэки. Продолжилась в Мурманске , где он сразу же попал в то гдашнюю ББГГІ - Беломорскую базу гос- лова. Случилось это в 61-м году, и контраст, конеч ­ но, был разительный: после ж ар ко го , ласкового Каспия - ледяные, свинцовые воды Северной А т ­ лантики. После суточных рейсов, когда утром паро ­ ходи к выскакивал в море за килькой, а к вечеру возвращался домой , пятимесячные походы на СРТ за селедкой - тяжелые, выматывающие, утомитель­ ные. Но Грунину все оказалось по силам. Заочно за­ кончил не только среднюю школу, но и эле ктроме ­ ханический факультет высшей м оре ход ки . Удалось это сделать, жертвуя летним отдыхом . Когда все рвались в отпуска, в благословенные теплые края, он уходил в море , а в октябре возвращался на бе ­ ре г и всю зиму учился. Быстро стал стармехом , за­ тем - групповым механиком . Как многие моряки , не заметил в череде разлук и возвращений, как стали взрослыми дети. Обычная морская судьба, и ка к любо го моряка , бере г порой просто изумлял е го бе змерно своими бесконечными новациями и переворотами . Но такая уж видно доля у его п о ко ­ ления - как родились они на поро ге военного ли­ холетья, так это лихолетье в том или ином виде по жизни рядом с ними идет. Одно тут хорошо : эти люди к российским нашим перетряскам изначально привычны, и ни одна доморощенная , даже самая сумасшедшая революция их из седла не выбивает. А стало быть, надежда есть. "Корабельщики в б урю боятся земли ". Эту по ­ говор ку древних латинян я вспомнила, ко гда погля­ дела на дату вступления Грунина на пост начальника флота. 1991 год - время настоящей бу ­ ри в нашей стране, ко гда в клочья разлезалось вроде ка к традиционно монолитное государство, Валерий ШЛЕЙНИК, зам. директора ПННРО, кандидат биологических наук Российско-норвежская к о ­ миссия по рыболовству на XXIV сессии в Москве опреде­ лила квоты промысла рыбы в следующем году. Рыбакам Се­ верного бассейна объем добы­ чи почти по всем объектам промысла оставлен на уровне 1995 года. Трески разрешено выловить 318 тысяч тонн (на 4 тысячи тонн больше, чем ны­ не), пикши - 170 тысяч тонн (добавлено 20 тысяч). Оконча­ тельное распределение сырье­ вых ресурсов между Карелией, Архангельском и Мурманском пройдет на коллегии Роском- рыболовства в декабре. Остался открытым вопрос с атлантическо-скандинавской сельдью. Общий объем ее в Норвежском море наме­ чен в один миллион тонн. Ре­ шение по квотам должно быть принято на совещании (де­ кабрь) полномочных предста­ вителей России, Норвегии, Исландии, Фарерских остро­ вов. Возможно, в обсуждении проблемы примут участие и должностные лица стран Об­ щего рынка. Если согласие не будет достигнуто, то Россия и Норвегия на двусторонней встрече вправе вырабатывать свои условия по промыслу сельди, отвечающие их госу­ дарственным интересам. Указом Президента РФ почетное звание “Заслуженный работник рыбного хозяйства Российской Федерации “ присвоено начальнику Мурманского управления эксплуатации флота АО “ Карелрыбфлот “ Анатолию Гавриловичу ГРУНИНУ рушилась э кономика . В это время согласиться за­ нять кресло руководителя флота м о г либо абсо­ лютно безрассудный человек (чего о Грунине никак не скажешь), либо человек предельной ответствен­ ности, способный взвалить на себя гр у з неподъем ­ ных забот и тащить его сколько хватит сил. Вот он так и поступил. И тащит этот воз до сих пор. Не буду говорить сегодня об э кономическом положении "Карелрыбфлота " - этому м ож но по ­ святить отдельную статью. Хотя, в отличие от ос­ тальных наших флотов, " к а р елы " не погорели в А гро пром б ан ке или в СЗКБ, у них тем не менее тоже немало финансовых проблем . Их точно так ж е беспощадно давит пресс налогов и штрафов на них, выбивают из колеи долги, образовавшиеся из- за обратной силы законов, ценовой политики пра­ вительства, то и дело меняющихся таможенных пошлин. И надо ж е при этом не выпускать из поля зрения перспективу, искать пути выхода из кризиса. Год назад флот стал разукрупняться, сейчас тут под контролем совета директоров работают практиче ­ ски четыре предприятия: "Малахит", "М о р б и з ” , "Карел траст" и "Карелрыбфло т ". С передачей су ­ дов предприятиям на временный баланс по совме ­ стной деятельности. Это помо гает не только сохранить рабочие места, но и раздробить затраты на снабжение, топливо и т. д. Пять СТМ в районе Новой Зеландии со шведской фирмой "С кан си " ло­ вят и сдают кальмаров и хека. Успешно работают в Беломорске коптильный завод, пресервный цех и цех кулинарных изделий, летом часть судов стара­ ются заводить туда, чтобы снабжать производство сырьем . И тут нельзя не помянуть д об рым словом генерального директора АО "Карелрыбфлот " Б. Г. Житнего - он не забывает о ветеранах, живущих в Мурманске , даже находясь в Беломорске , то и де ­ ло старается забросить им по низкой цене пр о д у к ­ цию пищевых предприятий. Кстати, чем, пожалуй, еще "Карелрыбфлот " ра­ зительно отличается от соседей -рыоаков , так это бережным , уважительным отношением к старикам, постоянной заботой о них. У совета ветеранов предприятия свой собственный счет, их постоянно снабжают дешевой рыбой, овощами, продуктами . И даже горестную обязанность оплатить ритуаль­ ные расходы по проводам человека в последний путь предприятие взяло на себя, чего не делает практически ни один флот М урманска . Кому не из­ вестно: первыми попадают под беспощадное коле ­ со любо го преобразования в стране самые слабые - старики и дети. И те и дру гие - гости в этом м и ­ ре, и ка к часто, к сожалению, они чувствуют себя нежеланными гостями, надоевшими всем и ненуж ­ ными. Но это м ож е т быть где угодно , только не в "Карелрыбфлоте ” . Правда, есть тут еще один чело­ век, бесконечно заботливый, инициативный, дея­ тельный - председатель совета ветеранов Влади- ' мир Егорович Баоуро, но без мощной поддерж ки флота все его усилия были бы обречены . Как это уж е случилось в соседних. Уходя, я спросила Грунина: есть ли все ж е свет в конце туннеля? Есть. Согласно решениям Евро­ пейского Союза, на восстановление рыбно го хозяй­ ства России, в частности на обновление флотов, некоторые норвеж с кие банки готовы предоставить нашим судостроительным предприятиям кредиты . Но так ка к в России нет закона об инвестициях, банки пока не торопятся их выдавать. Хотя п р о ­ мышленники Норвегии заинтересованы в том, что­ бы кредит пустить в действие, - это дает норвежцам новые рабочие места, а стране - раз ­ вивать судостроение. И вот буквально недавно "Севрыба " договорилась о постройке перво го де ­ сятка судов . А Карелия к этому момен ту приняла "З а ко н о государственных гарантиях осуществле­ ния иностранных инвестиций в Республике Каре ­ лия" (20.07.95 г.). Правительство Карелии уже провело пере говоры с норвеж с кими и шведскими банкирами о предоставлении государственных га­ рантии на основании этого закона, ко торо го в Рос­ сии еще нет. - Значит, у " ка р е л о в " будут новые па ро хо ­ ды1 - спрашиваю Грунина. - Мы собираемся заказать в будущем году первое судно. Речь идет о промысловике типа "Севрыба-1" - высокопроизводительном, эко ­ номичном, с мощным главным двигателем, мощной перерабатывающей фабрикой, с боль­ шим тралом и с экипажем всего в двадцать че­ ловек. Ну и конечно - несравнимая с нашими СТМ уловистость, раза в три-четыре выше. Од­ но такое судно может заменить пять "Атлан- тик". А значит, надежда на лучшее все-таки есть. ...Он внешне совсем не по хож на героя - скромный , спокойный человек Анатолий Гаврило­ вич Грунин. Но почему-то , глядя на него сегодня, я все время вспоминаю случай из его молодости . Когда на его пароходе случился пожар в машине и Грунин вместе с одним мотористом этот пожар ту­ шил. Вся команда уж е стояла на к о рм е с чемода ­ нами. Тогда, в раскаленной ка к сковород ка машине он не думал ни о награде, ни о гибели. И то и д ру гое было совсем рядом , причем второе вероятней перво го . Он просто делал свое дело. Выполнял свои обязанности по спасению судна от пожара . Он и сейчас по сути этим занят. Только в иных масштабах. Нина АНТОНЯН. ХРОНИКА РЫБАЦКОГО РЕЙСА стали напоминать тощий солдатский вещмешок. Поэтому объявление капитана по трансляции о том, что судно направляется на выгрузку в район Харлова, а после выгрузки - в порт Буде на приемку сельди у норвежских рыбаков, было встречено Буквально на ура. Появилась на­ дежда на коренной перелом к лучшему. II. ВЫГРУЗКА НА РЕЙДЕ Когда-то на многочисленных площадках Харловского мелководья паровые траулеры-бортовички успешно добыва­ ли пикшу. Грунты тут тяжелые, сплошь подводные скалы да камни. Сколько на дне морском покоится оторванных тралов, стальных тросов-ваеров, траловых досок - не счесть! Но зато, если удачливому капитану посчастливится сделать хотя бы получасовое траление, то щедрая награда не заставит себя ждать. Десять - пятнадцать тонн крупной отборной пикши за полчаса риска! Координаты удачного траления тут же скрупулезно на­ носили на рыбацкие карты-планшеты, тем самым отвоевы­ вая у моря площадку за площадкой безопасных тралений для себя и для будущих поколений поморов. Сейчас этот район в целях сохранения рыбных запасов закрыт для рыболовства. А всегда тихий, укрытый от штор­ мов Семиостровский рейд между Мурманским берегом и цепочкой Харловских островов рыбаки облюбовали для по­ грузочно-разгрузочных работ и якорных стоянок. Сюда после пятидневного перехода от Фарерских остро­ вов прибыл наш БМРТ “Революция “ для выгрузки мороже­ ной рыбы на транспорт “Хибины44. Операцию швартовки капитаны судов Александр Малодушев и Николай Белоусов проводят с филигранной точностью, если не сказать больше - с блеском. Борта обоих судов заполняют моряки, привет­ ствиям и восклицаниям нет конца. Наш старпом Юрий Гунченко с крыла мостика выясняет какие-то архиважные производственные вопросы со своим коллегой, а этажом ни­ же горячий и эмоциональный механик-наладчик Юрий Франек втолковывает что-то механику с 4Хибин “ . Схема перегрузки рыбы в открытом море не проста. У надежно пришвартованных друг к другу судов открываются горловины трюмов и при помощи лебедок и грузовых стрел аккуратно сложенные в стропы короба с морюженой рыбой перекочевывают из трюмов траулера в трюмы транспорта. Скорость выгрузки зависит во многом от умения лебедчи­ ков, поэтому матросы Николай Свирелкин, Алексей Янкин, Владимир Скрипниченко -и Сергей Данилов стараются не ударить лицом в грязь. Натужно воют лебедки, визжат гру­ зовые блоки, а в чреве трюма в клубах морозного пара ме­ чутся матросы в покрытых инеем ватниках, пластмассовых касках - укладывают короба с рыбой в очередные стропы. Тем временем между судами уже перекинут жидковатый трап, и знакомые и не знакомые между собой моряки за­ просто ходят друг к другу в гости. Идет бартерная торговля ходовыми, дефицитными в море товарами - сигаретами, ча­ ем и кофе. К сожалению, эпидемия сиюминутного обогащения лю­ бым путем, поразившая россиян, коснулась и рыбаков. Торговля в море водкой - самый короткий и верный путь к заветному обогащению. Работающие на промысловых судах бедолаги-рыбаки - суть потребители. А моряки-транспортники - суть спирто- возы-экспедиторы. Рыночная экономика прочно вошла в со­ знание и тех и других: если существует неутолимый спрос, значит, будет и все возрастающее предложение. На берегу литровая бутылка суррогатной водки подполь­ ного изготовления стоит всего два іоллара, а в море - 20-25 долларов. Даровой побочный заработок кружит голову мно­ гим, в том числе и вчерашним лморально устойчивым44. Со­ ответственно проблема алкоголизма на флоте растет с пугающей быстротой. Конечно, исследовать с научной точки зрения эти при­ скорбные явления и дать рекомендации по сдерживанию волны алкоголизма на флоте должны соответствующие спе­ циалисты. На практике же это получается так. Хлебнув по­ сле длительного воздержания изрядную дозу суррогатного спиртного, моряк уже не в состоянии остановиться, теряет контроль над собой и ориентировку во времени и вообще в окружающей его действительности. В пьяном угаре кажет­ ся, что 44расслабился“ всего лишь на несколько часов. На самом же деле проходит уже несколько дней запоя, которые впоследствии будут официально-жестко называться “прогу­ лами по судну . Выгрузив на транспорт “Хибины4 605 тонн мороженой рыбы и 12 тонн кормовой рыбной муки, мы вынуждены бы­ ли оставить там для доставки в порт с последующим уволь­ нением из флота двух моряков, так и не сумевших выйти из стремительного хмельного пике... Борт БМРТ “Революция" (Архангельский траловый флот). Продолжение следует.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz