Рыбный Мурман. 1995 г. Ноябрь.
8 C O U R S E 24 - 30 ноября 1995 года 3 1 КИПЯТИЛЬНИК м и л л и о н о в к П Р О Е КТ Михаил РЫЖОВ В Апатитах зарегистрировано АОЗТ “РУТА“. Цель его - органи зация и координация работ по созда нию “реакторной установки теплофикационной атомной “ - ACT “РУТА“. Ничего подобного в мире еще нет. Учредителями АО стали концерны Росэнергоатом, НИКИЭТ и ВНИПИЭТ (конструкторский и проектный институты энерготехно логий) , Горный институт КНЦ РАН, акционерная научно-промыш- ленная компания “НИТЭК“ , адми нистрация Апатитов. Станция “РУТА“ - это результат работы по государственной программе “Эколо гически чистая энергетика поя вившейся после чернобыльской аварии. Президентом нового АО стал президент АНПК “НИТЭК“ Нико лай Козин - совместить эти должно сти ему пришлось благодаря опыту работы в атомной энергетике. Он считает нонсенсом строительство подобных объектов акционерными обществами, но признает, что друго го выхода сейчас нет. Когда речь идет о чем-то “атом ном“ , то у людей сначала возникает вопрос “насколько это безопасно?“ . И только потом - “зачем? “ . Практи ка эксплуатации АЭС в развитых странах показала: именно атомная энергетика сейчас является самой дешевой, экологически чистой (ес ли не принимать в расчет радиоак тивные отходы) и даже самой безопасной. (Кто не согласен, пусть попробует ответить на вопрос, сколько погибло шахтеров хотя бы за один последний год.) Директор Горного института, член-корреспондент РАН Николай Мельников уже рассказывал в мест ной прессе об устройстве ACT “РУ ТА “ и надеждах, которые на нее возлагаются. Реактор станции - бассейнового типа, научное сопровождение его в части безопасности делал физико энергетический институт в Обнин ске. Николай Мельников сравнивает реактор с... кипятильником в стака не воды. Высота - 20 метров, диаметр - 9. В “стакане“ - 600 кубометров воды, роль кипятильника выполняет небольшая - метр на два - реактор ная сборка. Горячая вода поднимает ся наверх, в теплообменник, холодая опускается вшіз. Естественная цир куляция и никаких насосов, которые могли бы выйти из строя. В теплооб меннике нагревается вода второго контура, тоже замкнутого, так же нагревается и третий - сетевой. Дав ление в третьем контуре выше, чем во втором, во втором - выше, чем в первом, и в случае аварии вода про тив давления не пойдет, будет сли ваться в бассейн. Взрываться в “стакане “ тоже нечему - нет избы точного давления. та или бомбовый удар - скала явля ется надежной защитой. Радиологическое воздействие на население при эксплуатации ACT незначительно по сравнению с допу стимыми дозами и усредненной до зой за счет облучения от естественных и техногенных источ ников. Неоспоримые плюсы ACT Предусмотрено несколько барьеров безопасности Например, тепловыделяющие элементы представляют собой кера мические таблетки пятиокиси ура на, запрессованные в циркониевую оболочку, между ними залит слой силумина - таких еще нигде нет. Станция по своим показателям - ядерным реакциям, нейтронным ха рактеристикам - не очень напряжен ная, температура топлива - около 600 градусов. На Кольской АЭС она составляет около тысячи градусов, в реакторах подводных лодок - еще больше. Даже если на станции от ключаются все системы, температу ра повысится только на несколько секунд и вернется к номиналу: кипя щая вода образует паровую прослой ку, в которой нейтроны начинают гаситься, т. е. чем больше кипение, тем слабее реакция. В этом и состоит самозащищенность реактора. Чтобы вода испарилась полностью, должно пройти около двух недель. Можно добавить, что семь реакторов бас сейнового типа работают в Москве на поверхности. Четыре таких реактора (мощностью по 55 МВт) будут на ходиться в скальном грунте на глу бине 50 метров. Это дает возможность после выработки ре сурса - 50-60 лет - законсервиро вать ее, не вынимая на поверхность, залить бетоном. Известно, что де монтаж АЭС едва ли не дороже ее строительства. Учтено возможное сейсмическое воздействие, военные просчитали и подтвердили безопас ность даже при таких случаях, как успешный терракт, падение самоле- Разработчики предлагают по крыть с помощью ACT “РУТА“ 60 - 65 процентов годовой потребности города в тепле: Апатитская ТЭЦ, в систему которой войдет “РУТА“ , будет использоваться при пиковых нагрузках. Если сейчас городу тре буется 250 эшелонов угля в год, то с вводом в строй станции понадобится только 60 тонн. Этим предотвраща ется выброс в атмосферу 6-6,5 тыся чи тонн зольной пыли, около 20 тысяч тонн оксидов серы и около 3 тысяч тонн оксидов азота. Ядерное топливо после загрузки работает до 9 лет, и в течение этого времени город не зависит от повышения цен, забастовок шахтеров, железнодо рожных санкций, аварий, не выпол ненных обещаний правительства... Строительство ACT может про должаться от 3 до 6 лет, а окупиться она должна за период до 6 лет. Пер сонал - 35 человек. Себестоимость тепла от станции должна быть в 2 - 4 раза ниже, чем от других возмож ных источников. НО—приехали! Долларовая стоимость ACT “РУ ТА “ - около 80 миллионов. Устав ный фонд АОЗТ “РУТА“ - 60 миллионов... рублей. Заинтересованность в ACT “РУ ТА “ проявляют Миннац и Минатом - обещали подбросить денег, интере совались Федеральная атомная служба Канады и голландская фир ма “Хай-тек проджект“ . Канадцы ждут, когда проект станет междуна родным, голландцам нужно сначала финансирование от ТАСИС. На инвестиции рассчитывать пока не приходится - не выполне ны многие требования к проекту станции, за которые нужно пла тить. Опять же и на КАЭС-2 денег нет... С Т Р О И Т Ь Б У Л Е М С О О Б Щ А Э Н Е Р Г О Ф О Н Д Павел ЛУЖИН В энергетической системе Севе ро -Западно го региона Кольская АЭС - важнейшее звено. Но через девять лет два ее энергоблока , вы работав ресурс, будут выведены из эксплуатации. Понадобятся за меняющие мощности . Уже сегодня со всей остротой встал вопрос о строительстве второй очереди атомной станции. Недавно он был обсужден в областной администра ции. Участники встречи, понимая необходимость строительства АЭС-2 , единодушно высказались за реализацию проекта . Решено в его п о д д е р ж к у в рамках создавае мо го акционерно го общества сформировать специальный инве стиционный энергетический фонд. Отчисления средств в него, ка к за писано в принятом уставе, должны сделать крупные промышленные предприятия области, банки . " А р к - ти кпром с тройбан к " и "Е в р о ко с мос ", к примеру , первыми заявили о готовности внести свои доли в начальный уставный капитал, ко то рый в общей сумме пред полож и тельно составит о коло двух миллиардов рублей . Появится воз- * можность профинансировать пять процентов будуще го строительст ва. Где взять недостающие деньги? Однозначного ответа пока нет. А д министрация намерена просить правительство включить стройку в перечень объектов федерального значения, что обеспечило бы ей финансирование из бюдже та . Как отреагирует центральная власть - предугадать трудно . В лю бом слу чае без ее помощи не обойтись. Есть идея привлечь к п р о г р ам ме мелких кредиторов , потенци альных потребителей энергии. В дальнейшем погашение их взносов вполне допустимо осуществить пу тем отпуска им энергии по льгот ным тарифам. Одним словом, с м ир у по нитке, глядишь - и каф тан. H A P P Y E N D ГОРОД МОЖЕТ СПАТЬ СПОКОЙНО Областной комитет экологии и природных ресурсов распростра нил на днях информацию, что некая фирма АО "Синтез ЛТД" в рамках межправительственного соглашения взялась транспортировать с Тай ваня через Мурманский торговый порт на подмосковный комбинат "Радон" партию "легких радиоактивных материалов". Специалисты забили тревогу. Генеральный директор порта Валерий Никулин на пресс-конференции, созванной по данному факту, заявил, что по соображениям экологической безопасности он наложил запрет на подобный проект. Доставка 30 емкостей с радиоактивными материа лами, которая намечалась на апрель следующего года, не состоится. ТАЙВАНЬ НЕ БУДЕТ РЫТЬ МУРМАНСКУ РАДИОАКТИВНУЮ ЯМУ Тайвань опроверг информацию о том, что отправит первый груз радиоактивных отходов в Мурманск уже в апреле будущего года, но подтвердил: возможность подобного рода сделок всерьез обсужда ется с российской стороной. "Мы подписали в июне лишь протокол о намерениях и продолжаем переговоры", - заявил в Тайбэе предста витель государственной энергетической компании Тайваня, управля ющей тремя действующими и четырьмя строящимися АЭС. Около 2 тысяч литров радиоактивных отходов ждут своего часа на острове близ южного побережья Тайваня. По расчетам специалистов, в два года хранилище будет переполнено. Планы его расширения натолкну лись на яростные протесты местных экологических групп. В числе подыскиваемых мест для новой радиоактивной свалки называют Ки тай (официально отказавшийся от этой чести) и Маршалловы острова. Россия тоже рассматривается как вероятный вариант... Василий КОЛПАКОВ I. ШАЛО РЕЙСА Выход в море БМРТ “Революция “, после месячного МРТО в Гдыне, был несколько сумбурным. Один из вспомогатель ных двигателей так и остался разобранным, несмотря на на стойчивые требования капитана Александра Малодушева к польским судоремонтникам. Кроме того, в самый момент отхо да выяснилось, что не хватает масла, а доставка его могла задержать отход минимум на две недели. Проблему с машинным маслом быстро и энергично раз решил главный инженер флота Валерий Охитин, заказав масло в немецком порту Киль, как раз на пути следова ния на промысел. А заботы по восстановлению “лежаще го во прахе “ вспомогательного двигателя легли на плечи любивый, безотказный, надежный, как старая лошадь, стармех влез в робу и пахал не меньше месяца, изредка появляясь в кают-компании, чтобы наспех проглотить обед или ужин. Трехдневный переход по Балтийскому морю сопровож дался устойчивой солнечной погодой. Завернули в Киль, где буксир “Хольтенау“ в мгновение ока доставил нам двенадцать бочек машинного масла марки всемирно изве стной фирмы “Шелл“ , а моряки между делом смогли по любоваться панорамой раскинувшихся по побережью аккуратненьких и благополучных городов. Солнечная погода, спокойное море действуют на моря ков умиротворяюще. Верится в то, что рейс будет безмя тежным, удачливым, а значит, и денежным. На промысловой палубе хлопочет старший мастер до бычи Юрий Калинин со своими помощниками Александ ром Носовым и Василием Лаптевым, готовит ловушки к предстоящему промыслу. Не меньше забот у “обществен ного парикмахера “ электрика Олега Фефилова: на судне 68 голов, и большинство из них ну очень лохматые! Одни клиенты предпочитают по старой тралфлотовской тради ции стрижку “под Котовского“ , мол, отрастут новые за полгода. Более привередливые требуют модельную стриж ку, как будто собираются под вечерок на дискотеку. Капитан озабочен. Многолетний опыт подсказывает ему, что рейс будет далеко не безмятежным. Август-сен- тябрь - не лучший сезон в Северной Атлантике. Концен трации путассу рассеялись еще в начале июля, близок к закату и промысел скумбрии. А в суточных нагрузках та кие факторы, как “хорошая рыбалка“ и “безрыбье“ , на чисто игнорируются. Ежедневно вынь да положи, как раньше говорили, на “народный стол“ 40 тонн рыбы! И где их взять, если промысловые сводки порой просто уд ручающие? Предчувствия капитана сбылись. Три - пять тонн за трехчасовое траление - лучший результат, которого мы сумели добиться, хотя постоянно экспериментировали с вооружением трала, грузами, досками, кабелями. Манипу лировали и скоростью траления, то прибавляя, то сбавляя ее. Изредка случались подъемы по 20 - 30 тонн, но дуб лирование успеха не приносило. А это лишнее подтверждение того, что последние кося ки скумбрии с большой скоростью уходят куда-то в еще не разведанные рыбаками районы Мирового океана. Бок о бок с нами работают мурманские, калининградские, ле- ч нинградские рыбаки, и их результаты с нашими схожи, а ^ порой и хуже. Характерный показатель того, что экипаж работает на полную мощность, - это подвахты. Значит, улов такой, что матросы не успевают обработать рыбу и требуется помощь только что сменившихся с вахт механиков, штурманов, мотористов, электриков, слесарей. Но в нашем случае подвахты были эпизодическими, промысловая обстановка ухудшалась не по дням, а по часам, и, наконец, подъемы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz