Рыбный Мурман. 1995 г. Ноябрь.

c o u r s e : 17 - 23 ноября 1995 года П Р Е Д П Р И Н И М А Т Е Л Ь С Т В О В минувшую пятницу состоялось общее собрание учредителей Союза рыбопромышленников Севера. Подведены итоги трехлетней работы и намечена стратегия дальнейшего развития объединения. В прошлом выпуске "Course" рассказывалось об успехах и добрых делах некоторых фирм и в целом объединения. Сегодня мы публикуем фрагменты выступлений трех участников совещания, поскольку невозможно привести полностью получасовой доклад генерального директора Союза Николая Тропина и выступления 15 участников и гостей совещания. Инна БЕРЕЗЮК квотой р о к м союз УБЕРЕЧЬ ЛЮДЕЙ - Борис Закирович, помню, как "Рыбный Мурман" довольно часто писал о вас, о трудовых достижениях вашего экипажа. И вдруг - капитан порта, где, на мой взгляд, больше бумажной работы, чем в той сума­ сшедшей круговерти рыбалок, которой вы отдали почти 30 лет. Почему вы пришли на эту должность! - Нет, теперь у капитана порта забот-хлопот стало куда больше. Раньше эта служба действительно занималась оформлением отходов -приходов , выдачей паспортов м о ­ ряков , разных справок. Создание государственной служ ­ бы капитана порта обусловлено в первую очередь заботой о безопасности мореплавания. Прежде это было пр ер о ­ гативой специального отдела "С еврыбы " и соответствую­ щих служб на флотах. После структурных преобразований кое -гд е ликвидировали эти службы , а в целом не стало единой политики в профилактике нару­ шений. Даже , представьте, выходят новые нормативные документы , которыми следует руководствоваться судо ­ владельцам и капитанам, а о них никто ничего не знает: - О каких документах вы говорите! - И российских, и международных . Они имеют прямое отношение к безопасности мореплавания . Единые норм а ­ тивные требования. - Может, создание вашей службы - это первый шаг к новому объединению флотов бассейна! - Вероятно. Впрочем, объединяться придется в любом случае. И, я уверен, оно произойдет не на экономической основе, а на основе безопасности мореплавания. - Даже так! Давайте обратимся к конкретике: не­ давно прошел второй ураган. - Как и в первый раз, до урагана дело не дошло : ветер не превышал 27 метров в секунду . Но если в первом случае натворилось немало бед, то на этот раз все прошло спокойно . Почему? А вот посмотрите на два документа . На одном - результат проверо к судов нашей службой, замечания по каж д ом у . На втором - анализ аварийности за тот ж е период . Видите? Полное совпадение: где больше замечаний - там и аварийность. Особенно мно го претен ­ зий к комм ер че с ким структурам . И это понятно: здесь и суда не самые новые, и половину фирм возглавляют лю ­ ди, далекие от моря . К тому ж е в экипажах этих структур работают не только лучшие специалисты флотов, которые пришли в фирмы за приличным заработком , но и те, кто не в ладах с дисциплиной. Если не контролировать эти суда (техническое состояние, несение вахт, ведение д о к у ­ ментации и т. д.), то м ож но ожидать чего угодно , вплоть до самой страшной беды. Я все это говорю для того, чтобы показать самую насущную необходимость лашей службы . Не карающая десница, не Дамо клов меч, а профилактика, п р ед у пр еж ­ дение любой неприятности - вот зачем мы существуем. - Мы говорили о шторме. - Так вот, 2 8 октября в 16.30 начальник смены государ - Инна БЕРЕЗЮК КОРАБЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ ственного надзора оповестил всех судовладельцев, у ко го суда стояли в порту, о надвигающейся стихии. Через че­ тыре часа он собрал информацию о готовности судов и вахт, еще через четыре часа - вновь контрольное обраще ­ ние к судовладельцам ... Заседал главный штаб оператив­ ной работы (ГШОР), теперь он будет постоянно созываться при экстремальных ситуациях. Эта ночь показала всем, что значит заботиться (или забыть) о безопасности мореплавания. 30 октября здесь, в службе, прошло совещание судовладельцев, а 3 ноября - еще одно, в Союзе рыбопромышленников . Подробный анализ случившегося заставил многих всерьез задуматься, особенно руководителей малотон ­ нажно го флота. Наметили конкретные меры : при прибли­ жении урагана дислоцировать малые суда в наиболее защищенных бухтах, убирать их с рейда, работать только в паре, держать постоянную связь с радиостанци­ ями и т. д. И - пожалуйста - второй шторм прошел без отрывов судов, без привлечения буксиров, без осложнений , к о р о ­ че говоря. - Вы находитесь на госбюджете! - Нет. Мы сами зарабатываем деньги, предоставляя услуги. - Раз ваша служба занимается безопасностью м о ­ реплавания, стало быть, служба наблюдения за фло­ том (СНФ) кровно связана с вами! - Д умаю , с нового года СНФ будет нашей. Я считаю, там необходимо установить факс, телексную связь, к о м ­ пьютер . В этой службе работают высококлассные специ­ алисты, но им необходимо современное оборудование . И главный штаб должен собираться там, где работают капи ­ таны СНФ , и вместе с нашими специалистами вести опе ­ ративное руководство безопасностью бассейна. - В ГШОРе собираются работники служб морепла­ вания! - Не только. Там судоводители, механики, корабель ­ ные инженеры с большим практическим опытом работы на том или ином типе судов. Штаб возглавляю я. Если будет необходимость , штаб м ож е т обеспечить кр у гло су ­ точную работу в течение нескольких дней. - Итак, Борис Закирович, теперь флот бассейна в безопасности! - Так нельзя сказать. Просто я хочу навести поряд о к и вернуть Северному бассейну былую славу само го безава­ рийно го . Для этого требуется о громная профилактиче­ ская работа и осознание каж дым судовладельцем серьезнейшей важности такой работы. ГИЛЬМИЯРОВ Борис Закирович, главный капитан государственной администрации рыбного порта. Ему 47 лет. Окончил Архангельский рыбопромышленный техникум, судоводительский факультет МВИМУ, затем - экономический факультет того же училища. С 1968 года до нынешнего - штурман, капитан-директор крупнотоннажных судов Мурманского тралового флота Геннадий „ СТЕПАХНО, генеральный директор АООТ “Мурманский океанариум46, директор Союза по науке - Поодиночке мы - никто, вместе - 'си ­ ла. Эта сила за три года обрела мобиль­ ную структуру. Ей по плечу решение самых сложных, разноплановых рыбохо­ зяйственных задач. Ежегодно около 20 предприятий Союза участвуют в реализации научных про­ грамм ПИНРО и ММБИ, идут на затраты, приобретая оборудование и выполняя рей­ совые задания по поручению ученых. Кро­ ме того, Союз имеет и свою научную программу. Например, мы успешно рабо­ таем над программой “Морские водорос­ ли “ . Это своего рода ответ Комитету по рыболовству РФ, который устами Валерия Цукалова в прошлом году заявил, что мы все только “сидим “ на хвосте трески. Инициатива предприятий Союза дала им­ пульс возрождению забытого промысла ла­ минарии и возрождению кулинарного производства. ...Норвежцы каждый год стремятся убе­ дить нас, что 40 тонн прибрежной трески и пикши следует исключить из общей кво­ ты на вылов. И исключают. Наука свиде­ тельствует: в прибрежной зоне имеется от 80 до 150 тысяч тонн трески и пикши. Изымая 10-15 процентов этого количества, мы не нанесем ущерба баренцевоморскому стаду. Тем более если ловить пассивными орудиями промысла. В последней экспеди­ ции мы получили такой результат: у ярус- ника за 45 судосуток улов составил 50 т трески и пикши, 300 т зубатки, около 30 т палтуса. Вот какую экономию трески дает ярусный лов. ...Мы сегодня остаемся беспомощными перед налоговыми службами. Банки ру­ шатся, а с нас пытаются содрать уже вы­ плаченные суммы налогов. Пора, объединившись, бороться с этим... Георгий ТИШКОВ, президент АО “Севрыба" - Многие выступавшие говори­ ли о якобы несправедливом под­ ходе к распределению квот. Не все так просто в этом вопросе. Суда Союза вылавливают 8-9 процентов от общей добычи тре­ ски на бассейне. Не думаю, что нам надо что-то ломать в распре­ делении квот: есть приказ Коми­ тета, есть установившаяся схема распределения. Я думаю, пока надо оставить все как есть. Последний вопрос повестки дня собрания - выборы членов правления и председателя. Проголосовали за прежний состав, доизбрав еще двоих руко­ водителей фирм. Приняли 17 новых предприятий в члены Союза. В реше­ нии собрания заложены хорошие перспективы. Пожелаем удачи Союзу рыбопромышленников на следующее трехлетие! Главное, что всем нам поможет, - повышение производительности тру­ да. Наша техника не позволяет сде­ лать качественный рывок, выйти на современные технологии. ...По самым скромным подсчетам, мы поставили в Северную Норвегию свыше 100 тысяч тонн трески. Даже если считать по минимуму, норвеж­ цы заработали 150 миллионов долла­ ров на нашей треске. Если бы эти деньги пошли на развитие Северного бассейна, думаю, все мы были бы счастливы. Норвежцы сейчас усиленно обха­ живают каждого из вас, предлагают кредиты, чтобы мы строили трауле- ры-свежьевики и поставляли рыбу в Норвегию. Специалисты “Севрыбы “ разрабо­ тали программу, в рамках ее - наше судно “Севрыоа-1“ , построенное без помощи банков. Собираемся строить еще четыре более мощных траулера. Поскольку наше правительство не помогает нам, мы вынуждены идти на некоторые уступки иностранцам... Думаю, из этой серии какое-то из судов будет работать и в одной из ва­ ших структур... Виктор НЕСВЕТОВ, генеральный директор АО "Рыбовод Севера" - Сегодня индустрия рыбоводства на Севере решена. Все оборудование произ­ водит наше предприятие, запущен в экс­ плуатацию завод кормов для рыбы производительностью 10 тонн в час. Вдумайтесь: в Мурманской области 107 тысяч озер. Если даже для рыбоводст­ ва пригоден один процент, и то это - ты­ сяча озер. Одна ферма-модуль дает сейчас 200 тонн рыбы. То есть в Мурман­ ской области можно получить 20 тысяч тонн. Норвежцы в этом году, по их расче­ там, получили 210 тысяч тонн, что дало им - только представьте! - один миллиард 100 миллионов долларов. Не только море должно нас кормить, но и озера. Говорим о прибрежном рыбо­ ловстве. А кто там будет рыбу ловить и куда повезет? Вот если там выращивать рыбу будут, тогда там наладится жизнь. Я больше 20 лет занимаюсь рыбоводством и знаю, что говорю.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz