Рыбный Мурман. 1995 г. Ноябрь.
c o u r s e : 17 - 23 ноября 1995 года П Р Е Д П Р И Н И М А Т Е Л Ь С Т В О В минувшую пятницу состоялось общее собрание учредителей Союза рыбопромышленников Севера. Подведены итоги трехлетней работы и намечена стратегия дальнейшего развития объединения. В прошлом выпуске "Course" рассказывалось об успехах и добрых делах некоторых фирм и в целом объединения. Сегодня мы публикуем фрагменты выступлений трех участников совещания, поскольку невозможно привести полностью получасовой доклад генерального директора Союза Николая Тропина и выступления 15 участников и гостей совещания. Инна БЕРЕЗЮК квотой р о к м союз УБЕРЕЧЬ ЛЮДЕЙ - Борис Закирович, помню, как "Рыбный Мурман" довольно часто писал о вас, о трудовых достижениях вашего экипажа. И вдруг - капитан порта, где, на мой взгляд, больше бумажной работы, чем в той сума сшедшей круговерти рыбалок, которой вы отдали почти 30 лет. Почему вы пришли на эту должность! - Нет, теперь у капитана порта забот-хлопот стало куда больше. Раньше эта служба действительно занималась оформлением отходов -приходов , выдачей паспортов м о ряков , разных справок. Создание государственной служ бы капитана порта обусловлено в первую очередь заботой о безопасности мореплавания. Прежде это было пр ер о гативой специального отдела "С еврыбы " и соответствую щих служб на флотах. После структурных преобразований кое -гд е ликвидировали эти службы , а в целом не стало единой политики в профилактике нару шений. Даже , представьте, выходят новые нормативные документы , которыми следует руководствоваться судо владельцам и капитанам, а о них никто ничего не знает: - О каких документах вы говорите! - И российских, и международных . Они имеют прямое отношение к безопасности мореплавания . Единые норм а тивные требования. - Может, создание вашей службы - это первый шаг к новому объединению флотов бассейна! - Вероятно. Впрочем, объединяться придется в любом случае. И, я уверен, оно произойдет не на экономической основе, а на основе безопасности мореплавания. - Даже так! Давайте обратимся к конкретике: не давно прошел второй ураган. - Как и в первый раз, до урагана дело не дошло : ветер не превышал 27 метров в секунду . Но если в первом случае натворилось немало бед, то на этот раз все прошло спокойно . Почему? А вот посмотрите на два документа . На одном - результат проверо к судов нашей службой, замечания по каж д ом у . На втором - анализ аварийности за тот ж е период . Видите? Полное совпадение: где больше замечаний - там и аварийность. Особенно мно го претен зий к комм ер че с ким структурам . И это понятно: здесь и суда не самые новые, и половину фирм возглавляют лю ди, далекие от моря . К тому ж е в экипажах этих структур работают не только лучшие специалисты флотов, которые пришли в фирмы за приличным заработком , но и те, кто не в ладах с дисциплиной. Если не контролировать эти суда (техническое состояние, несение вахт, ведение д о к у ментации и т. д.), то м ож но ожидать чего угодно , вплоть до самой страшной беды. Я все это говорю для того, чтобы показать самую насущную необходимость лашей службы . Не карающая десница, не Дамо клов меч, а профилактика, п р ед у пр еж дение любой неприятности - вот зачем мы существуем. - Мы говорили о шторме. - Так вот, 2 8 октября в 16.30 начальник смены государ - Инна БЕРЕЗЮК КОРАБЛИ БЕЗОПАСНОСТЬ МОРЕПЛАВАНИЯ ственного надзора оповестил всех судовладельцев, у ко го суда стояли в порту, о надвигающейся стихии. Через че тыре часа он собрал информацию о готовности судов и вахт, еще через четыре часа - вновь контрольное обраще ние к судовладельцам ... Заседал главный штаб оператив ной работы (ГШОР), теперь он будет постоянно созываться при экстремальных ситуациях. Эта ночь показала всем, что значит заботиться (или забыть) о безопасности мореплавания. 30 октября здесь, в службе, прошло совещание судовладельцев, а 3 ноября - еще одно, в Союзе рыбопромышленников . Подробный анализ случившегося заставил многих всерьез задуматься, особенно руководителей малотон нажно го флота. Наметили конкретные меры : при прибли жении урагана дислоцировать малые суда в наиболее защищенных бухтах, убирать их с рейда, работать только в паре, держать постоянную связь с радиостанци ями и т. д. И - пожалуйста - второй шторм прошел без отрывов судов, без привлечения буксиров, без осложнений , к о р о че говоря. - Вы находитесь на госбюджете! - Нет. Мы сами зарабатываем деньги, предоставляя услуги. - Раз ваша служба занимается безопасностью м о реплавания, стало быть, служба наблюдения за фло том (СНФ) кровно связана с вами! - Д умаю , с нового года СНФ будет нашей. Я считаю, там необходимо установить факс, телексную связь, к о м пьютер . В этой службе работают высококлассные специ алисты, но им необходимо современное оборудование . И главный штаб должен собираться там, где работают капи таны СНФ , и вместе с нашими специалистами вести опе ративное руководство безопасностью бассейна. - В ГШОРе собираются работники служб морепла вания! - Не только. Там судоводители, механики, корабель ные инженеры с большим практическим опытом работы на том или ином типе судов. Штаб возглавляю я. Если будет необходимость , штаб м ож е т обеспечить кр у гло су точную работу в течение нескольких дней. - Итак, Борис Закирович, теперь флот бассейна в безопасности! - Так нельзя сказать. Просто я хочу навести поряд о к и вернуть Северному бассейну былую славу само го безава рийно го . Для этого требуется о громная профилактиче ская работа и осознание каж дым судовладельцем серьезнейшей важности такой работы. ГИЛЬМИЯРОВ Борис Закирович, главный капитан государственной администрации рыбного порта. Ему 47 лет. Окончил Архангельский рыбопромышленный техникум, судоводительский факультет МВИМУ, затем - экономический факультет того же училища. С 1968 года до нынешнего - штурман, капитан-директор крупнотоннажных судов Мурманского тралового флота Геннадий „ СТЕПАХНО, генеральный директор АООТ “Мурманский океанариум46, директор Союза по науке - Поодиночке мы - никто, вместе - 'си ла. Эта сила за три года обрела мобиль ную структуру. Ей по плечу решение самых сложных, разноплановых рыбохо зяйственных задач. Ежегодно около 20 предприятий Союза участвуют в реализации научных про грамм ПИНРО и ММБИ, идут на затраты, приобретая оборудование и выполняя рей совые задания по поручению ученых. Кро ме того, Союз имеет и свою научную программу. Например, мы успешно рабо таем над программой “Морские водорос ли “ . Это своего рода ответ Комитету по рыболовству РФ, который устами Валерия Цукалова в прошлом году заявил, что мы все только “сидим “ на хвосте трески. Инициатива предприятий Союза дала им пульс возрождению забытого промысла ла минарии и возрождению кулинарного производства. ...Норвежцы каждый год стремятся убе дить нас, что 40 тонн прибрежной трески и пикши следует исключить из общей кво ты на вылов. И исключают. Наука свиде тельствует: в прибрежной зоне имеется от 80 до 150 тысяч тонн трески и пикши. Изымая 10-15 процентов этого количества, мы не нанесем ущерба баренцевоморскому стаду. Тем более если ловить пассивными орудиями промысла. В последней экспеди ции мы получили такой результат: у ярус- ника за 45 судосуток улов составил 50 т трески и пикши, 300 т зубатки, около 30 т палтуса. Вот какую экономию трески дает ярусный лов. ...Мы сегодня остаемся беспомощными перед налоговыми службами. Банки ру шатся, а с нас пытаются содрать уже вы плаченные суммы налогов. Пора, объединившись, бороться с этим... Георгий ТИШКОВ, президент АО “Севрыба" - Многие выступавшие говори ли о якобы несправедливом под ходе к распределению квот. Не все так просто в этом вопросе. Суда Союза вылавливают 8-9 процентов от общей добычи тре ски на бассейне. Не думаю, что нам надо что-то ломать в распре делении квот: есть приказ Коми тета, есть установившаяся схема распределения. Я думаю, пока надо оставить все как есть. Последний вопрос повестки дня собрания - выборы членов правления и председателя. Проголосовали за прежний состав, доизбрав еще двоих руко водителей фирм. Приняли 17 новых предприятий в члены Союза. В реше нии собрания заложены хорошие перспективы. Пожелаем удачи Союзу рыбопромышленников на следующее трехлетие! Главное, что всем нам поможет, - повышение производительности тру да. Наша техника не позволяет сде лать качественный рывок, выйти на современные технологии. ...По самым скромным подсчетам, мы поставили в Северную Норвегию свыше 100 тысяч тонн трески. Даже если считать по минимуму, норвеж цы заработали 150 миллионов долла ров на нашей треске. Если бы эти деньги пошли на развитие Северного бассейна, думаю, все мы были бы счастливы. Норвежцы сейчас усиленно обха живают каждого из вас, предлагают кредиты, чтобы мы строили трауле- ры-свежьевики и поставляли рыбу в Норвегию. Специалисты “Севрыбы “ разрабо тали программу, в рамках ее - наше судно “Севрыоа-1“ , построенное без помощи банков. Собираемся строить еще четыре более мощных траулера. Поскольку наше правительство не помогает нам, мы вынуждены идти на некоторые уступки иностранцам... Думаю, из этой серии какое-то из судов будет работать и в одной из ва ших структур... Виктор НЕСВЕТОВ, генеральный директор АО "Рыбовод Севера" - Сегодня индустрия рыбоводства на Севере решена. Все оборудование произ водит наше предприятие, запущен в экс плуатацию завод кормов для рыбы производительностью 10 тонн в час. Вдумайтесь: в Мурманской области 107 тысяч озер. Если даже для рыбоводст ва пригоден один процент, и то это - ты сяча озер. Одна ферма-модуль дает сейчас 200 тонн рыбы. То есть в Мурман ской области можно получить 20 тысяч тонн. Норвежцы в этом году, по их расче там, получили 210 тысяч тонн, что дало им - только представьте! - один миллиард 100 миллионов долларов. Не только море должно нас кормить, но и озера. Говорим о прибрежном рыбо ловстве. А кто там будет рыбу ловить и куда повезет? Вот если там выращивать рыбу будут, тогда там наладится жизнь. Я больше 20 лет занимаюсь рыбоводством и знаю, что говорю.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz