Рыбный Мурман. 1995 г. Ноябрь.

“Не прекращаются попытки так или иначе возродить некую единую г осударственную идеологию.. Б. Н. Ельцин (1 сентября 1995 года. Форум демократической прессы). Заметили ли вы, что газеты не публикуют редакци­ онных передовиц? А чем заняты ныне лекторы-популя- ризаторы из общества “Знание44, мудрецы универсального профиля, кои в прежние времена доби­ рались до каждого трудового коллектива? Что же, нече­ го теперь нести в массы? Нет фундаментальных идей? Незачем стало напоминать людям о высоких помыслах, о смысле жизни? Кто-то, наверное, считает достижением, что на пер­ вых страницах наших газет вместо идеологических пе­ редовиц мы видим сегодня информацию о курсе доллара да “захватывающие* результаты фьючерсных торгов на бирже. И до какой же степени надо было сузить интересы, запросы, потребности людей, чтобы сообщение мэра города о цене на хлеб подавалось газет­ чиками и воспринималось читателями как суперно­ вость, как откровение, как нечто невероятно, критически важное? ! Неужели все мы, утомленные долголетними неуря­ дицами в стране, замороченные псевдорыночным бре­ дом, совсем забыли, что Александр ДЬЯКОНОВ, майор НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ ЖИВ ЧЕЛОВЕК?! Считается доказанным, что лю­ дям и в целом обществу для сохра­ нения морального, нравственного здоровья необходим идеал, к кото­ рому оно могло бы стремиться. Это важно постольку, поскольку чело­ век устроен таким образом, что его активность, воля к действию проявляются только в стремлении к намеченной цели, в осуществле­ нии желаний, в достижении мечты. Если бы в нас была хоть капля веры, то мы, как говорится в Свя­ щенном Писании, способны біяли бы двигать горы. Кто скажет, что это преувеличение? Воля к сози­ данию (или разрушению) непос­ редственно связана с сознанием человека, с его мировоззрением, убеждениями, идеалами. Но поче­ му же сегодня нас хотят уверить, что все это излишне, что в дейст­ вительности все гораздо проще и примитивнее? Рабочее место, про­ житочный минимум или максимум, крыша над головой, развлекатель­ ное шоу - вот якобы и все, в чем нуждается человек. И кто же выступает певцами подобного пещерного материализ­ ма? Посмотрел и послушал я недавно телевизионную предвы­ борную агитку Гайдара-Явлинско- го-Федорова. Для кого-то, может быть, убедительны и заманчивы разговоры этих молодых политиков об автомобиле для каждой семьи, о потребительской корзине, о метрах жилой площади. Но мне, напри­ мер, это кажется убожеством духа. В самом деле, если я вдруг поверю нашей блистательной троице, то поневоле стану завидовать како­ му-нибудь уродцу-бультерьеру, живущему с “новым русским“. Эдакий собачий идеал. И ведь, ка­ залось бы, есть чему позавидовать. Такая модная собачонка как раз имеет то, о чем мечтают многие: живет в уютной и просторной квартире, спит на ворсистом ков­ ре, ест отборный заграничный корм из красочных упаковок и ез­ дит на заднем сидении “Гранд Чи- рокки“. Но неужели только это предла­ гают нам в качестве мечты, идеа­ ла современные демократические политики и мыслители? Такова рыночная идеология для новой России третьего тысячелетия?! КАК СЛЕПЦЫ БРЕЙГЕЛЯ Смутное время. Духовный ваку­ ум. Зияющая пустота. Такое внут­ реннее ощущение своей страны в постсоветский период - далеко не только у меня. Мы все лишены се­ годня духовного стержня. И, пожа­ луй, опасен не сам по себе крах прежней семидесятилетней идеоло­ гии, а то, что ее ничем не замени­ ли. Словно вынули сгнившую центральную опору под мостом и при этом забыли поставить новую, прочную. Конструкция при этом может рухнуть, и падение это, ду­ маю, будет пострашнее, чем спад производства или некоторое техно­ логическое отставание. Природа, однако, не терпит пу­ стоты. И мы видим, как активно заполняется пустующее идейное, духовное пространство. Тут как тут пришлые миссионеры, соросы и множество доморощенных предска­ зателей, астрологов, экстрасенсов и прочих уфологов. И в этой тре­ вожной неопределенности вместо ясной, объединяющей националь­ ной идеи нам, как будто в насмеш­ ку, твердят о созидательном значении идеологического плюра­ лизма. Кто ж поверит в это? Поистине, мы напоминаем се­ годня не великий народ великой страны, а группу слепцов со зна­ менитой картины Питера Брейге­ ля. Идем вперед без цели, направления и ориентиров, мимо храма по завалам, болотам и скользким топлякам. Дойдем ли? РУССКАЯ ИДЕЯ ИЛИ АМЕРИКАНИЗМ? И все-таки, по-моему, необходи­ мость общенациональной идеологии теперь уже осознана очень многими. Общество просто не может устоять без объединяющей идеи. А значит, такая идея придет. Она, можно ска­ зать, на пороге. Разговорам же о де­ идеологизации наступает конец. И тем не менее оснований для чрезмерного оптимизма нет. Наша интеллектуальная псевдоэлита, за­ частую финансируемая из-за рубе­ жа (через Соросский или другие фонды), и на этом фронте не наме­ рена сдаваться без боя. Как радио­ активные отходы, Запад желал бы свалить в России и весь свой интел­ лектуальный мусор. Будем же ос­ мотрительны с тем, что бесплатно попадает в наши компьютеры... Вероятно, не все согласятся с обозначенной мною альтернативой: русская идея либо американизм. Но дело обстоит именно так. Американ­ ская модель общества, российская версия так называемой “американ­ ской мечты“, схема денационализа­ ции страны - все это навязчиво предлагается нам. К примеру, такие разные лично­ сти, как глава Совета Федерации Шумейко и отставной генерал Ле­ бедь, вполне единодушны в том, что было бы совсем неплохо всем нам стать “россиянами“ подобно тому, как в Америке все - американцы. И никаких национальных предрассуд­ ков, и никаких проблем. Создадим новую “нацию“ ! Ведь это так про­ сто, так прогрессивно. Корни Рос­ сии, ее история, традиции, менталитет, если хотите, мешают таким смелым замыслам? Чтож, тем хуже для корней... Но с какой стати американский образец берется за эталон? На мой взгляд, нет ни одного убедительного аргумента в пользу такого подхода. Америка - богатая и сильная страна, и на этом, наверное, заканчиваются все ее достоинства. Отсутствие соб­ ственного средневековья, рабство в основании, до сих пор не решенная расовая проблема, озлобленный ин­ дивидуализм, напор собственности и корысти - это, к сожалению, тоже Америка. Нет. Россия не должна никому подражать. Да и невозможно это. Свой путь вернее, и не стоит уни­ жаться, ища лучшей доли и иного образа жизни за пределами Отече­ ства. // ГДЕ ПУТЬ ДОБРЫЙ ..." Недавно газеты сообщили, что новгородский шедевр - грандиозный памятник “Тысячелетняя Русь“ - находится под угрозой: возникли проблемы с фундаментом, просел грунт, что ли? Боже мой! Как это символично. Не то ли самое происходит теперь с моей тысячелетней Родиной. Что подтачивает ее фундамент, какие подземные воды или темные силы? Думаю, фундамент ослаблен еще и тем, что размыта идеология, нет яс­ ности и единства духа народа. И быть может, есть у русоненавистни- ков некоторые основания называть граждан нынешней России всего лишь биомассой. Обидно, прискорб­ но, но... Никакие сильные и даже ухищ­ ренные умы не в силах создать, при­ думать идеологию. Ее нельзя сочинить, смоделировать в тиши ка­ бинетов. Общенациональная идео­ логия должна вобрать в себя бесконечное множество бесформен­ ных идей, отражающих дух народа. История, правда, знала несколько попыток создать абстрактную униг версальную идеологию. Все они в итоге были неудачными. (И Россия испытала такое в XX веке.) Как же нам сегодня обрести точ­ ку опоры, выбраться из безвре­ менья? Есть в Библии такие вселяющие уверенность слова: “Го­ ворит Господь: остановитесь на пу­ тях ваших и рассмотрите и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему“. Рус­ ская, государствообразующая идея - вот путь древних, и, без сомнения, это - добрый путь! Но как понять русскую идею? Что означает она? Со “своей коло­ кольни “ я вижу огромную страну от Калининграда до Курильских остро­ вов, от Мурманска до Дагестана и осознаю, что объединяет ее не толь­ ко русский язык, кириллица, госу­ дарственная структура, граница или дорожная сеть, но и нечто гораздо большее - судьба, вековая родовая связь, общий исток, берущий начало в Древней Руси, а также славные исторические воспоминания. Если кто-то думает, что без всего этого можно прожить, - пусть. Но может ли без этого держава избе­ жать распада, уцелеть, процветать? И кроме того, как мне представля­ ется, историческая память подобна общественному гену. Без него не станем ли мы выродками? Страна, не знающая своих корней и тради­ ций, словно человек, лишенный на­ следственности. Разве может вообще существовать такой? Русская идея - это здравый смысл. По крайней мере, я убежден в этом. И хотя, возможно, кому-то в современной политической ситуа­ ции такая идея не кажется конст­ руктивной, но предложить что-либо взамен никому не дано. □ □ □ Взглянув над суетой нынеш­ них дней и отдавая себе отчет в том, что мировая история от­ нюдь не закончилась, мы с на ­ деждой вопрошаем: каким будет наше завтра в духовном смыс­ ле? Опомнимся ли мы? Выйдем ли на стези наших предков? Нет ответа... И только звучит тре­ вожное четверостишье: Что там, за ветхой занавеской тьмы? В гаданиях запутались умы. Когда же с треском рухнет занавеска. Увидим все, как ошибались мы. - п р е п п а г а е т : 0 более 500 наименований M l школьной и деловой канцелярии 0 калькуляторы ... буМОКНО-ДвЛОВуЮ ПРОДУКЦИЮ в ассортименте: •бумага писчая ір -бумага для ксерокса j • бумага для факса Ждем вас по адресу: ул. Книповича, 46 (2-й этаж) а ваших звонков по тел. 57-67-87. МЕНЯЮ I 2 -ком н . кв. 93М ( 2 / 9 , о к о ­ ло к-т "М урм а н с к ” на 2 -ком н . кв. и 1 -комн . кв. Тел. 52-75-20 ПРОДАМ ■ Игр. приставку "Sega". ■ Пиш. в /плейер " А ІѴ А " с 20 в /кассетами с записью. Все очень де­ шево. Тел.: 31-32-47 52-53-07 ГОСПОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ! ■ Если вы работаете с испаноязычными странами , вы имеете возможность направить своих специалистов для изучения испанского языка в лингвистическом классе НОУ-ХАУ , кото­ рый открыт в Центре промышленного рыболовства (ТРАЛ- ЦЕНТР) по адресу: Русанова, 8, 4-й этаж. ■ Продолжается набор в группы английского , немецкого , фран­ цузского языков (для взрослых) по программе Лондонской торгово-промышленной палаты и Высшей коммерческой шко­ лы мве . Информация по телефонам: 23-16-60, 57-66-66 с 15.00 до 18.00 в рабочие дни. О б я з о т е л ы і о е с о Б е с е д о в а н и е — « с у в & о т у н о я Б р я ) т ю у к а з а н н о м у а д р е с у .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz