Рыбный Мурман. 1995 г. Ноябрь.
"М у р м а н с к о б л а д а е т аколот д о с т а т о ч н ы м С5ш ы в т д е л и " предлагает свои приіашащм хилы регипрааиI докуѵ.еніо і стоимость услці: w:*. помртнцнпапыкмуфоццу- 60?D l ) руб. •ѵ?- ПОМДШІЖННа^фонду- 72300 руб. : к с т а т и . -J ■ ■ , . : -. . .. •. т . и н т е л л е есі у а л ь н ы м п о іт<ек ц н а л о м , чтобы играть более активную роль в развитии всестороннего сотрудничества с партнерами и соседями по Баренцрегиону" Михаил РЫЖОВ 75 тонн нефтепродуктов находятся на дне Кольского залива в танках затонув шего два года назад рыболовно-зверо- бойного судна МШ-2(И0 "Териберка". Выход топлива на поверхность может произойти в любой момент. Эта "э коло гическая мина замедленного действия" лежит на рейде Мурманского морского торгового порта. Восемь судов уже ка сались “ Териберки". Ни г.ладельцы суд на (фирмы "М орской сервис" и 'Менеджмент"), ни торговый порт для подъема "Териберки" ничего не пред принимают. Два года назад это обош лось бы в 300 миллионов рублей. Сейчас нужно у /ке три миллиарда. Мур, анская транспортная прокура тура во ібудила уголовное дело, но за тем пр*-остановила его, а "М орском у сервису ' и "Менеджменту" направила письмо : предложением принять меры для установления причин кораблекру шения. Этого не сделано до сих пор. Арбитражный суд отклонил часть ис кового заявления областного комитета экологии к владельцам "Териберки", где говорилось о возмещении ущерба от возможных отдаленных последствий воздействия на окружающую среду. Ко митет также усматривает в действиях (точнее, в бездействии) судовладельцев и порта признаки преступления по статье 223-1 УК РФ ("Загрязнение водо емов и воздуха"). Но транспортная про куратура решила, что оснований для возбуждения нового дела, как и для продолжения старого, нет. Заставить поднять судно комитет экологии никего не может. ...А сейчас "Териберка" продолжает ржаветь на дне. Чем больше проходит времени, тем больше вероятность ра з лива 75 тонн нефтепродуктов по заливу. Как ни странно, он считается рыбохо зяйственным водоемом высшей катего р и и ... В Кольском заливе за последние три года затонуло до 30 списанных судов, большинство которых принад лежало Северному флоту. На "клад бище погибших кораблей", в которое превращается побережье Кольского полуострова, греют руки все ком у не лень. Московская фир ма "ПАРКИ" купила у Северного флота 42 судна, половина из которых уже затонувшие. То есть о каком -ли бо использовании приобретаемых плавсредств речи не было изначаль но. Зачем вообще нужны такие сдел ки, если не для "отмывания" капитала! Но в результате берега полуострова обрастают металлоло мом, остатки нефтепродуктов идут в море. Ответственности за это никто не несет, так как фирма "ПАРКИ" прекратила свое существование... и теперь называется "ВАЛБО". Бизнес остался прежним. На заводе "Севморпуть" россий ско-германское СП "Герут" очень выборочно занимается судораздел- кой. Срезают только "верхуш ки" - надстройки. А корпуса с остатками нефтепродуктов остаются нам "на память"... - Главная задача - координация усилий по развитию при кладных и фундаментальных исследований природных про цессов, минеральных и сырьевых ресурсов, морских акваторий и побережья Западной Арктики и Баренцрегио- на, а также защита научных и финансовых интересов чле нов ассоциации в отношениях с государственными, общественными организациями. Мы участвуем в разработке и экспертизе научных проектов по изучению Западной Арк тики и Баренцрегисна, оказываем помощь органам власти в планировании и осуществлении эффективной социально- экономической политики. Появление ассоциации произошло в условиях, когда иссле дования в полярных регионах России стали объектом уст ремлений большого количества организаций и лиц, имеющих о Крайнем Севере весьма отдаленное представле ние, что я уже подчеркивал выше. Сейчас же с нами цент ральным ведомствам и институтам приходится считаться. К примеру, под нажимом действий СОМОНы “Росшельфи вы нужден был включить ММБИ, ПИНРО и друпіе институ ты Кольского полуострова в число экспертов по Штокмановскому месторождению (грант в 1,5 миллиона долларов). Рассматриваем возможности формирования в Мурманске федерального комплексного морского научного центра с привлечением ученых КНЦ РАН. Мы просто обязаны сохранить свое присутствие в Арктике. Сокращение здесь исследований означает потерю приорите тов, что и происходит. Мало того, в норвежских научных трудах по Арктике перестали делать ссылки на историче ские открытия полярных русских ученых. Теснят нас на Шпицбергене, Земле Франца-Иосифа. В Арктический бас сейн рвутся американцы, японцы. Из научной проблема присутствия переходит в политическую. Позиций мы утра чивать не должны. - Геннадий Григорьевич, я согласен с вашей высокой оценкой интеллектуального потенциала области. И, похоже, Правительство намерено увеличить бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования. Об этом недавно заявил премьер-министр Виктор Черномырдин. Он же самолично возглавил комиссию по научно-технической политике. Следует понимать, что грядут большие перемены? - Я отношусь к подобным заявлениям скептически. Уже много было деклараций о благих намерениях. Существует более 50 государственных научно-исследовательских программ. И ни одна не имеет достаточной финансовой поддержки. Институт получает из федерального бюджета пятую часть средств от потребности, да и те поступают с опозданием на 1-2 месяца. Деньги Миннауки РФ, международных фондов, как правило, к нам не доходят, оседают в московских центрах. Сошлюсь на пример. Московский институт океанологии издал недавно обширный труд “Комплексные исследования океанов и морей Арктики и Антарктики “. Научным статьям мурманских ученых в нем места не нашлось. Кабинетные теоретики, давно не бывавшие в Арктике, сегодня глубокомысленно рассуждают о ее природе, климате, гидрологии морей, биоресурсах. Скажу без похвальбы, что солидные западные научные организации, прекрасно понимая всю эту конъюнктуру, для серьезных исследований привлекают сотрудников именно нашего института. Они надеются на их комплексные знания и опыт. Мы провели немало совместных экспедиций, конференций, семинаров (только в этом году их состоялось более 40) с зарубежными учеными. Особенно плодотворно сотрудничаем по программе российско-германского научного фонда. - Два года назад ММБИ, Институт экономических проблем КНЦ, ПИНРО, НИИморгеофизика, МАГЭ, Мурманский филиал Арктического и Антарктического НИИ, Мурманское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Северный филиал Акустического института создали Северную ассоциацию морских научно-исследовательских и научно-производственных организаций (САМОНа). Вы избраны ее председателем. С какой целью образовано это объединение? Леонид ПАВЛОВ Геннадий МАТИШОВ, директор Мурманского морского биологического института, член-корреспондент РАН
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz