Рыбный Мурман. 1995 г. Март.
Точка зрения № 9 (4557) 3 - 9 марта 1995 года 9 3-4 октября 1993 г. явились свидетельством пере группировки политических сил в государственных ин ститутах власти. Пролитая кровь с участием силовых министерств, игнорирование существовавшей Конституции навечно привязало силовых министров к режиму, характери стику которому еще даст история. Это была победа не демократии, а победа хитрых, коварных узурпаторов власти с помощью демократи ческих тезисов и лозунгов. Беззаконие всегда рождает только беззаконие, чем бы нравственным, моральным и гуманным его не заправляли ловкачи. Этому нас учит история, этому нас учит наш кровавый след в ней. Что же произошло за годы реформ и преобразо ваний с нашей страной, куда мы движемся, кто нас ведет и с какой целью! Оо этом следует задуматься сегодня всем, кому небезразлична судьба страны и своя собственная судьба. Разбираться следует начи нать с первых шагов перестройки, с ее экономиче ской и политической мотивации, с оценки внутренних и внешних процессов, происходивших в СССР. I . Д о 1985 года СССР жил и развивался под воздействи ем принудительно -распределительных механизмов внутри системы. Это было обусловлено его политической и э к о номической концепцией м и ров о го развития цивилизации. На эти цели была ориентирована вся э коном и ка страны, направлены все ресурсы и силы. Собственный народ - его интересы, благополучие и счастье - для реализации мас штабных планов ровным счетом ничего не значил. Для вовлечения в орбиту своих устремлений новых едино мышленников тратились государственные средства. Они шли на поддержание политически удобных р ежим ов , на содержание комм унистичес ких партий, террористических организаций коммунистичес кой ориентации . Эта идея, фанатичная и утопичная по своей сути - сде лать ми р по о д ном у обра зц у и подобию , с единой сис темой управления и распределения благ, с к аж дым годом требовала все больше и больше средств . Гипер трофированная стру ктура э ко ном и ки с явно выраженной милитаристской направленностью сама по себе требовала достаточных ресурсов на п о д д е рж к у оборонно го к о м п лекса . Все это делалось за счет той небольшой доли м а териального производства , к о т о р ую мы сегодня называем ры н к ом потребительских благ. Из -за посто янного перераспределения ВНП в пользу идейно -полити ческих целей эта доля общественного сектора производства постепенно приходила в упадо к и уж е не в состоянии была ко рм и ть и политических союзни ков , и собственные силовые стр у к туры . Она сама нуждалась в оперативном вмешательстве для модернизации , у совер шенствования и развития производительных характери стик. Мы таким обр а зом подошли к э ко ном иче с ким п ред по сылкам начала той крупномасштабной акции, которая получила название "Пе р е с тр о й ка " и началась с апреля 1985 года. Х орош о понимая э ко ном иче с кое положение , в ко то ро е попала страна, при той с тру к туре э кономи ки , при та к ом устаревшем и физически и морально п р ои з водственном потенциале, при отсутствии достаточных средств для маневра , Горбачев, еще далеко не до конца осознавая то, к чему м о г у т приъести его идеи, потихоньку стал делать пробные шаги. Самостоятельность , самоо купаемость , хозрасчет, д е мо кра тичес кие выборы руководителей предприятий - все это были поиски внутренних резервов , которые , по за мыслу М .С . Горбачева, долж ны были дать ка к ую - т о м о тивацию* дальнейшего подъема. Но бесплатно ничего в мире не происходит , особенно в области э ко ном и ки . Последние иллюзии относительно всплеска пролетар с ко го энтузиазма на призыв партии начали тонуть в водо воротах событий. Ненасытный монстр , выращенный под ру ковод с твом партии советским народом , стал поедать собственного творца . Выбирать решение было очень тяжело , при всем на боре коммунистичес ких комплексов , идеологических до гм , страха перед Западом и собственным народом . Мы все сильны задним ум ом , по тому что всегда зна ем , как надо было делать и поступать. Но в тот период, я думаю , самый сложный период в политической карьере М .С . Горбачева, принять единственно верное решение , в о кр уж е ни и коммунистичес ких соратников , монополии на власть КПСС и всесильного военно -промышленно го к о м плекса, было, наверное, нево зм ож но . Для выбора направления и пр о гр аммы действий необ ходимо было определиться с главным - откуда взять ис точники для модернизации и перестройки э ко ном и ки . Это самый главный вопрос , т . к . источник этот о п ред е лял всю дальнейшую технологию политических и социаль но -э кономичес ки х р еф о рм в стране. Подобных источников в мире существует всего два: внутренний - решение э кономичес ких проблем за счет собственного потенциала страны, и внешний - за счет привлечения или захвата источников вовне. На этих двух источниках необходимо остановиться под робнее для того, чтобы определить правильность сделан н о г о выбора. Начнем с внешних источников, именно с тех, на к о торые была сделана ставка нашими политиками . Западная Европа и США , находясь дол гое время в прямой политической, идеологической , военно -страте ги ческой конфронтации по отношению к СССР и странам Варшавского договора , вряд ли при одной просьбе о к а зать финансовую помощь для по дде рж ки э коном и ки страны откликнулись бы с большим энтузиазмом . На начало 80-х годов эти страны сами накопили достаточно проблем , ко торые требовали та кже поисков дополни тельных источников , чтобы противостоять спаду прои з водства, безработице , увеличивающейся дефицитности госбюджета , борьбе с инфляцией. Оба политических лагеря за годы борьбы за м и р о вое влияние достаточно истощили себя. Но СССР находился в более тяж е л ом э ко ном иче с ком положении , нежели его оппоненты . Наша страна, пресле дуя навязчивую идею всемирно го счастья, тратила собст венные ресурсы на эти цели, не получая извне никаких выгод, жер тв уя бла гополучием собственного народа. Наши противники , используя сложившую ся систему ми рово го рынка , свое дом и н и р ующ е е э коном иче с кое и политическое влияние на нем, контроль над финансовой системой и распределением ресурсов через нее, пол учали из всего этого о гром ны е выгоды, ко торые по зво ляли использовать их для внутренней стабильности, поддержания уровня жи зни собственного населения и направления средств на решение глобальных внешнеполи тических задач. К началу 80-х годов оба политических лагеря стояли перед поис ком новых источников средств и ресурсов для решения накопившихся проблем и предания застоявшим ся процессам нового динамизма . Взоры нуждающихся обратились др у г на друга, кажды й видел в д р у гом реше ние собственных проблем . При правильном анализе и оцен ке действительности наши политики должны , обязаны были сделать вывод о том, что Запад не в состоянии нам помочь , д аж е если допустить, что он искренне этого желал бы, он сам н у ж дался в новых вливаниях и мо г рассматривать нас только с этой заинтересованностью . Для наращивания темпов э коном иче с ко го роста ему необходимы были ресурсы и рын ки сбыта, что он достаточно ле гко получил после ра з вала СССР и крушения бывше го социалистического лаге ря. Конечно же , и решение собственной политической и военно -страте гической безопасности имело та кж е перво очередное значение для них. Выбор, если он не был предвзятым , был сделан - в поле зрения попал внешний источник инвестиций в э к о ном и к у . Вся ставка была сде лана на западную помощ ь . В зависимости от этого выбо ра стала строиться вся дальнейшая внутренняя и внешняя политика. Машина р еф о рм начала ра с кр учи ваться по сценарию западных экономистов с им прови зацией местных теоретиков , ломая все, что под нее попадало, опять не учитывая интересов собственного на рода . На первоначальном этапе движения та элита, которая стояла в авангарде преобразований , трезво оценивала об становку и ясно представляла всю глубину проблем , к о торые необходимо было решить по реструктуризации монополизированной и политизированной э ко ном и ки . Ведь это главная причина вообще начала р еф о рм 1985 го да. Радикальные шо ковые меры могли бы дать бла гопри ятный результат толь ко при наличии в первую очередь достаточных финансовых ресурсов , чтобы динамично воздействовать на все р а зр ушающ ие последствия та ко го радикализма . Больному не будут делать переливание крови , если у врачей нет достаточного количества такой ж е группы крови или ее заменяемой . Это связано сразу со м н ож е с т вом проблем , ко торые наши политики и на сегодняшний день не готовы р а зр е шить. При шо ковой терапии и одн овременном открытии внешнеторговых границ, т.е. свободно го проникновения импорта на внутренний рыно к , при устранении функций государственного планирования и регулирования , те пред приятия, прод у кция ко торы х не мо гла кон курирова ть с импортной (а такие почти все ), моментально без госу дарственной п о д д е рж ки должны стать бан кротами . Для экономиче с ки развитых рыночных отношений это вполне нормальное явление, и оно особо го внимания в дру гой стране привлечь не мо гло . Но наша э коном и ка строилась совсем по д р у г ом у принципу , и явления та ко го поряд ка отражаются как на э ко ном и ке , так и на социальной сфе ре и к р ом е разрушения ничего принести не мо гу т . По сле банкротства у предприятия должен появиться эффективный собственник, а та ко го у нас просто не было, и мы долж ны постоянно помнить, что р еф ормы начались с э кономичес ких предпосыло к , для проведения с т р у к турной перестройки э кономи ки , а не с волеизъявления доб ро го дяди . После остановки предприятий требуются инвестиции для обновления оборудования , усовершенствования и оптимизации производства (это и было целью реф о рм ) . А самое главное - для нормальной работы необходим ры но к сбыта, необходим э кономичес ки надежный партнер. При массовом банкротстве , разрушении экономичес ких связей, сужении рынка даже инвестиции не смо гут дать положительного результата, т .к . объемы производства уп рутся в емкость рын ка . А объемы производства целиком и полностью будут зависеть от количества используемых ресурсов - это материалы, ком пл е к т ующ и е и рабочая си ла. Главное - это рабочая сила, которая высвобождается ка к у производителей , так и у его партнеров по э ко ном и ческим связям из -за со кращения объемов производства . Все это разрушение и произошло вследствие применения тактики шо ковой терапии, которая началась в 1992 году с либерализации цен. Результаты все на сегодня видны. Спад производства , разрушение э кономичес ких связей, со кращение налогооблагаемой базы, увеличение абсо лютной величины налогов в с тру к туре ценообразования , ш т ripS ' лШ щш -Щ] ш ; : I Ж ш ѴШі увеличение государственно го аппарата, применение фискальных м е р - все это последствия ради каль ных р еформ , если их м ож н о так назвать. Расходы государства на оборону , на силовые структуры если и сократились в абсолютной своей величине к ранее п рим е н я ем ом у финансированию , то относительно своего места в определении б ю д жета их доля не уменьшилась . При спаде прои звод ства, при сокращении материальной базы и дотационно го источника эти эксперименты становятся опасными для само го общества. Первоначальные планы преобразований при пре мьере Рыжкове , затем Павлове учитывали эти взрывные моменты и поэтому ориентировались на поэтапный эволюционный переход к рыночным от ношениям . Безусловно, и эволюционный путь не п р о шел бы без и зде рж е к , и в перв ую очередь социально-политических . Поэтому для Горбачева, я думаю , и для его сторонников самым главным воп росом тех дней был вопрос политической нейтрали зации собственной партии. Для поступательного движения , для необратимости поистине р е волю цио н ных преобразований коммунистическая партия как политическая сила со своей идеологией была, ко н е ч но же , т о рм о з ом и не могла последовательно п р о водить намеченную линию . Это за ключено в идеоло гической концепции самой партии, в ее соци альной ориентации . Главный вопрос всех революций - это вопрос о собственности и власти. Отношение к собственности с точки зрения коммунистичес кой иде ологии мы знаем . Решение этой проблемы , самой сложной на перво начальном этапе, потребовало достаточно мно го различных тактических политических шагов, манев ров по всем направлениям жи зни общества . Эту и з нурительную работу с успехом выполнил М .С . Горбачев. Это сказано без иронии - это его заслуга, и история все равно рано или поздно оценит д е я тельность М .С . Горбачева объективно . Это был м у жественный и решительный шаг. И его колебания, нерешительность вполне объяснимы . Ведь процессы коснулись и его мирово ззрения , его комм у н и с ти ческих ком пле ксов и установок . Это внутренняя борьба его с самим собой . Это ведь толь ко к о м п ь ю тер при попадании вируса м ож е т сразу стереть всю п р о гр амм у . Наверное, надо было бы действо вать более решительно, более последовательно и ж е стко . Но в целом экономичес кий курс - курс на создание альтернативной э кономичес кой среды , п о вышение творческой и деловой активности людей, создание предпосыло к зарождения различных ф о рм собственности - был выбран правильно . Но он ле жал через признание частной собственности, через реставрацию капиталистических форм , через равен ство субъектов э кономичес ких отношений, а это т р е бовало политического решения . И первый технологический шаг преобразований должен был быть сделан в сторону устранения комм уни с тиче ской партии от государственной власти. Что и было предпринято М .С . Горбачевым. Устранив юридически КПСС от управления стра ной, необходимо было создать новую политическую силу, которая бы взяла на себя ответственность за реализацию про граммы реформирования . (Продолжение на 10-й стр.) т к §в ш.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz