Рыбный Мурман. 1995 г. Март.

Храм схэооооос эоооооооооооооооооо № 13 (4561) 31 марта - 6 апреля 1995 года 13 оооооооооооооооооооооооооо почти совершенно одинаковых (раз­ личающихся только наличием-отсут­ ствием волос на голове) телевизион­ ных мужичков в галстуках. Если бы не классические американские улыб­ ки и натренированная благость взгля­ да, они могли бы сойти за преуспева­ ющих бизнесменов. Да так оно и есть. Помните, с чего мы начали? В наш космический век все является товаром. Чтобы продать товар, ну­ жен спрос. А спрос есть, когда товар удобоварим или прост в обращении. И эта простота зачастую переходит грань той простоты, которая хуже во­ ровства. Например, издается Еванге­ лие в виде красочного комикса - это более или менее приемлемо, детиш­ кам в самый раз; но когда фрагмент "и об одежде Его бросали жребий" сопровождается репликой легионера: "Делим шмотки этого бандита!" - это что, имитация речи невежественного солдафона? Или авторы считают, что такая форма лучше дойдет до де ­ тского сознания? Существует закон единства формы и содержания. Еже­ ли меняется форма, то и содержание должно быть иным. Непривычна нам как-то проповедь Слова Божия по­ средством ярких плакатов и телеви­ зионных шоу. Все это - принадлеж­ ность другой области жизни. К тому же всего этого так много, равно как и разбрасываемых пачками бесплат­ ных книг (о Россия, падкая на халя­ ву!), что вступает в силу еще один за­ кон - закон человеческой психологии, который сформулировал Иосиф Бродский: "Все , что присутствовало в большом количестве, я автоматиче­ ски стал считать пропагандой". И применим он не только к портретам Ленина или рекламе "Сникерса". Когда-то забрасывание христиан­ ской литературы в наши "тылы" счи­ талось подрывной деятельностью . Только теперь я понимаю, что не так уж неправы были доблестные совет­ ские чекисты. Идет новое массовое оболванивание людей . Оболванива­ ние, конечно, не Словом , а примити­ вом, псевдорелигиозной жвачкой в яркой упаковке. В недавнем радио­ интервью один из местных предста­ вителей Билли Грэма с интонациями, до смешного напоминающими мане­ ру речи В . Жириновского, говорил, что Мурманск вошел в число 50 го­ родов России, куда пойдет (точнее, уже прошла) прямая телетрансляция всемирной евангелизации (ну и сло­ вечко все-таки!), которую Грэм со­ вершил в Пуэрто-Рико. Мы с вами избранные. Не знаю, не видел. Но горжусь - это ж надо, в какую струю попали! Капитализм = частная собст­ венность + евангелизация всей стра­ ны. Аллилуйя!. Александр ГУЛЯЕВ. ЕЗВЕСТНЫЙ КАПИТАН-ЛЕЙТЕНАНТ ЗАПАСА, тысячи болтаются без дела, мореман без кораб- Львовского военного института культуры (нау­ чившего лишь лихо становиться во “фрунт“ ) , он на “граждан­ ке “ стал известным человеком... Художника Игоря Мошкина знают сегодня не только в род­ ном Североморске, но и в Москве, Санкт-Петербурге, в норвеж­ ском Киркенесе. Не закончив худшколы или студии, только лишь в силу таланта, Мошкин создал десятки интересных кар­ тин о ратной службе моряков-североморцев. Затем тематика ра­ бот круто изменилась. Сегодня творчество художника Игоря Мошкина посвящено Русскому и Скандинавскому Северу: цер­ ковной архитектуре, природе Северного Ледовитого океана и ми­ ру животных. Художник Мошкин работает в технике акварели, гравюры, пастели, панно, живописи. Эта многогранность таланта привлек­ ла к нему внимание норвежских деятелей культуры и, в частно­ сти, руководителя регионального экологического Центра Север­ ной Норвегии Свейна Соренсона, ставшего спонсором Игоря. Нынче в норвежской галерее “Пасвик“ есть “своя экспозиция картин Мошкина. Только за минувшие полтора года художник провел ряд вернисажей. В городе на Неве и в Зоологическом му­ зее Российской Академии наук в Москве он проводит выставку гравюры и акварели на тему “Русский Север: мир зверей, пей­ заж и архитектура Прямо с экспозиции в музее Северного флота он дарит свои акварели в частную коллекцию Великои княгини Марии Романовой. Своеобычную выставку североморц.і в Центральном Доме художника на Крымском Валу (Москва) посетили тысячи людей. - Сам не ожидал такого успеха, - признается Мошкин. - Но что было, то было... г Выставка в Доме художника проходила в январе. Іам раооты Игоря Мошкина выставлены и сейчас. Не сидится художнику на месте. Скрывшись ото всех в квартире-студии, он пишет новые картины. Впереди - вернисаж на борту теплохода Леонид Со бинов“ , отправляющегося в круиз по Средиземному морю. Получены приглашения из Осло, зовут в Нидерланды... Удивительно, но факт: художника из Североморска зовут вы­ ставляться за границей куда угодно, неустанную заботу прояв­ ляет спонсор Свейн X. Соренсон, внимателен к Мошкину Гене­ ральный консул Норвегии в Мурманске Кнут Хауге. А на Мур мане чиновники от искусства ничего не замечают: денег не про­ сит - и ладно. Пусть пробивается сам. И нет пророков в своем Отечестве. З а “бугром“ , выходит, наших людей знают больше, чем в России. А жаль! Евгений ЯЛОВЕНКО. г. Североморск. „ „ Работы Игоря МОШКИНА - линогравюра Древнии скит и фото художника из норвежской газеты " Сёр-Варангер . Дурят нашего брата. Ой, дурят! Во всем , в чем можно . А также в том, в чем не то чтобы нельзя, но надо же и совесть иметь. Да куда там! Совесть в наш космический век иметь не по­ ложено. Да и где она, совесть эта? Мозги вижу - серые , сердце вижу - кровь качает, печенки там , селезен­ ки ... Нету совести. Нетути! Это, как сказал бы товарищ Бендер , медицин­ ский ф а к т . И живите с ним. Вуаля. Ну да ладно . Отнес свои трудовые сбережения очередному всероссий­ скому наперсточнику - ничего, деньги - мусор . Надули с покупкой квартиры - переживем , Диоген в бочке жил. Вкололи тебе в больнице вместо но­ вейшего суперлекарства просрочен­ ную микстуру от кашля - ерунда, те­ лом немощен, да духом светел. Но постепенно ,^ неуклонным нарастани­ ем количества такого рода случаев, природный оптимизм куда-то улету­ чивается. И наступает момент, когда ничего уже не остается, кроме как возопить: "Господи !". И тут начинается самое интерес­ ное. Сколько , оказывается, у челове­ ка посредников для общения с Бо­ гом! Впору глазам разбежаться . Тем паче что каждый из них в буквальном смысле клянется и божится, что он-то на самом деле и есть единственный, истинный и непогрешимый. При та­ ком ассортименте средний человек, естественно, выбирает то, что ему всего ближе и понятней. Посему ос­ тавим в стороне от нашего разговора, по выражению одного возмущенного слушателя "Молодежного канала", "все эти хару мамбуру" (хотя для придания веса словам не стоило пу­ тать суперхит группы "Но гу Свело" и маха-мантру кришнаитов), а также учение "преподобного" Асахары , сло­ весный винегрет "белого брата" Кри- воногова и легион странствующих "космистов", "зороастрийцев", "ш а ­ манов" и прочих циркачей. Погово­ рим о многочисленных и разнообраз­ ных соусах, под которыми нынче подают (прошу прощения, по-друго­ му не скажешь ) христианство. Тут вот намедни всемирная еван­ гелизация прошла. Евангелизация - каково? Электрификация, дезинфек­ ция, акклиматизация. Кушай, славян­ ское ухо ! И ведь кушают, кушают так, что за этими самыми ушами трещит. Недавно мать одного моего приятеля, увлеченная новомодными протестант­ скими проповедниками, получила очередную открытку с очередным улыбчивым пророком. На небрежно брошенные слова сына, дескать, опять тебе какая-то ерунда пришла, пожилая спокойная женщина истери­ чески раскричалась: "Замолчи! Вот и будешь болеть всю жизнь !". Коммен­ тарии, мне кажется, излишни. Пару раз в почтовом ящике я на­ ходил красивые разноцветные кар­ тинки. Однажды вместе с газетами из ящика выпал плакатик, изображаю­ щий здоровенного жизнерадостного мужчину, до глаз заросшего боро­ дой, с бычьей шеей и белозубой улыбкой, окруженного детьми . Ни дать ни взять водитель грузовика из Техаса в кругу семьи . Каково же бы­ ло мое удивление, когда на обороте я прочел, что этот пивной здоровяк - не кто иной, как Иисус Христос! В другой раз мне попалось нечто уж совсем таинственное. Картинка изо­ бражала некую рыжеволосую моло­ дую особу топ-модельных статей в обьятиях седобородого стильного красавца (это ужасно напоминало сцену из сериала "Возвращение в Э д ем " ). Вокруг толпились непонят­ ные личности с бокалами вина, оче­ видно, гости, и летали ангелы . Обра­ тившись за разъяснениями к оборот­ ной стороне картинки, я прочел сказ­ ку о прекрасной принцессе, которая долго-долго ждала своего жениха, наконец дождалась, и теперь они пи­ руют в чертогах последнего (указы­ ваются размеры чертогов в километ­ рах) в присутствии 50000 тысяч гостей в течение тысячи лет. В конце объяс­ нялось, что принцесса - это христиан­ ская Церковь, жених - Бог-Сын и речь идет о конце света. Нас пригла­ сили на свадьбу. Чтобы получить пригласительный билет, надо только уверовать и т . д . Завершала текст фраза настолько восхитительная, что я не откажу себе в удовольствии процитировать ее буквально: "Если вы хотите получить еще БОЖЕСТВЕН­ НОЙ ИНФОРМАЦИИ И КРАСИВЫХ ПЛАКАТОВ , обращайтесь по адре­ с у ..." На красивые плакаты я не клю­ нул - очевидно, выпить за здоровье молодых мне не светит. В период юношеского богоиска­ тельства я как-то купил в "Букинисте" маленькую книжку под названием "Не просто плотник". Речь, понятно, шла о Христе. Содержание основно­ го текста не стоит упоминания - на­ столько оно было примитивно и скучно-нравоучительно. Гораздо за­ бавнее было приложение. Сделано оно было, надо думать , для особо непонятливых читателей. В нем ав­ тор (доктор богословия, америка­ нец) с помощью картинок и схем доказывал, почему мы должны ве­ рить. "Э тот компьютер без програм­ мы - груда металла и пластика. Так же и человек без воспринятого Сло­ ва Божия лишь слепец". Иллюстра­ ция с компьютером. С хем а : кружо­ чек - Бог, крестик - Христос, точечка - вы. В разных комбинациях. Со стрелочками и пояснениями. Все просто. Все понятно. И жутко обид­ но. Обидно - почему же нас за таких дураков держат? Я понимаю, это все гоже американским тинейджерам, которые о книгах знают понаслышке. Но зачем, зачем переводить это все на русский язык? Я не шовинист, но что можно перевести с языка, в кото­ ром эквивалентом слова "десница" служит "райт хэнд" - просто "правая рука"! Об американском понятии духов ­ ной жизни очень хорошо сказал в од­ ном из интервью совершивший оче­ редное паломничество на Запад Бо­ рис Борисыч Гребенщиков: "Если ис­ ходить из того, что Бог - это пробле­ ма, то Америка самая атеистическая страна в мире. Там нет проблем ... Если ты ищешь чего-то духовного, то, пожалуйста - обратись к этим, этим и этим. Тебе дадут ответ. Хочешь про­ светлиться? Завтра в два часа. Бу­ дешь просветлен. Если нет - деньги назад. Если нет денег - просветлят без денег, по телевидению или через благотворительность". Страна "Кока-колы" и гамбур ге­ ров уже который год усиленно экс­ портирует нам постных, умильных и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz