Рыбный Мурман. 1995 г. Март.

g № 13 (4561) 31 марта - 6 апреля 1995 года Р Ы Б Н Ы Й П А Р А Д О К С С Т Р А Т Е Г И Я Владимир КОРЕЛЬСКИИ, председатель Комитета РФ по рыболовству НЕОБХОДИМО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫБНОГО РЫНКА В РОССИИ Ныне перед рыбным хозяйством России стоят проблемы не только наращивания физических объемов улова, но и глубокой переработки сырья и сокращения потерь при хранении и реализации продукции. Да и стабилизация экологической ситуации на внутренних водоемах и в прибрежных мор­ ских регионах больше не относится к числу побочных, второстепенных задач. Флот обеспечивает 90 процентов общего вылова, выработку 80 процентов товарной продукции, более 50 процентов консервов, практически весь выпуск кормовой муки. Общий объем морского промысла составил в 1994 г. примерно 3,5 млн. тонн рыбы и морепродуктов. Доля уловов в “домашних водах “ составила 74,5 процента от общих уловов океанического рыболовства, сосре­ доточившись в Дальневосточном бассейне (до 85,7 процента от уловов в экономиче­ ской зоне страны ). И правительство вы­ нуждено было включить рыбопродукцию в перечень стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется на основе специальных норм и правил. Но в условиях “перманентного совершенство­ вания законов “ рыбопродукция по-прежне­ му уходит за границу. Необходимость государственного регули­ рования рыбного рынка России стала оче­ видной. Бесконтрольность, как показывает сегодняшняя практика, приводит к легали­ зации теневой экономики. РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДОЛЖЕН ТЩАТЕЛЬНО ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ "РЫБАЛКУ" НА ГОДЫ ВПЕРЕД Чтобы держаться “на плаву чтобы поддерживать достигнутый уровень рыбо­ ловства, необходимо совершенствовать уп­ равление рыболовством как на национальном, так и на международном уровнях. В России разработана федеральная про­ грамма, по которой на основе реальной гос­ поддержки (бюджетные ассигнования, дотации на покрытие дополнительных рас­ ходов, связанных с ростом цен на энергоно­ сители, сетеснастные материалы, корма; организация льготного налогообложения и кредитования; смягчение таможенных по­ шлин) , а также широкого привлечения иностранных инвестиций ставится конкрет­ ная задача добиться увеличения морских уловов к 2000 ГОДУ До 4-4,5 млн. тонн. Мы ожидаем повышения вылова таких высоко­ ценных промысловых видов, как сельдь, сардина, треска, скумбрия, камбала, каль­ мары и т. д. Одновременно будет сокраще­ на добыча малоценных видов (ставриды, путассу). Уловы в федеральной программе рас­ пределяются по зонам следующим образом: российская экономическая зона - 77% , зо­ ны иностранных государств - 15% и откры­ тые воды Мирового океана - 8%. В новых экономических условиях рыбо­ ловная политика России будет ориентиро­ вана на развитие промысла в прибрежных водах России и освоение традиционно неис­ пользуемых ресурсов рыбы и морепродук­ тов и строгую охрану интенсивно эксплуатируемых видов. По оценкам рос­ сийских ученых, в дальневосточных морях России невостребованных резервов рыбы и морепродуктов насчитывается около 700 тыс. тонн, из которых ранее практически не использовались мойва, глубоководная креветка, кальмары и др. При этом в зонах иностранных государств Российский флот на основе межправительственных соглаше­ ний добывает около 600 тыс. тонн, и глав­ ным образом сельди, сардины, трески, ставриды, скумбрии и путассу. Предпола­ гаем увеличить общий объем добычи в зо­ нах иностранных государств до 1 млн. тонн. То есть в нынешних условиях, когда сло­ мана плановая основа экономики и все больше проявляется и рыночная стихия, мы вынуждены тщательно планировать дея­ тельность рыбного хозяйства на годы впе­ ред. “Что-нибудь поймаем, что-нибудь поставим...4 - живи мы по такой формуле, никто бы нас не понял. ТОЛЛИНГ - СЛОВО НЕ РУССКОЕ, НО НАДО К НЕМУ ПРИВЫКАТЬ Мы активно внедряем толлинговое со­ трудничество - внутренее и внешнее. Как показывает зарубежный опыт, толлинг в рыболовстве экономически выгоден. В об­ щем виде толлинговые взаимоотношения заключаются в следующем: добывающее предприятие поставляет другому предприя­ тию (в том числе зарубежному) сырье. Последнее производит готовую продукцию. Предприятие за это рассчитывается деньга­ ми или валютой, услугами, рыбопродук­ цией и т. д. Толлинг важен также для обеспечения рациональной эксплуатации ресурсов и ох­ раны окружающей среды. Он существенно уменьшает потери рыбопродукции на пути от вылова до реализации конечного продук­ та. Эти потери экспорта оцениваются в 5 млн. тонн ежегодно. В основном они проис­ ходят в результате порчи рыбы вследствие несовершенной инфраструктуры, техноло­ гии обработки и хранения. Рыночное реформаторство побудило нас обратить серьезное внимание на проблему реструктуризации отрасли. Если сказать кратко, то реструктуризация означает вос­ становление (возобновление) отрасли на качественно новой основе. Речь, в частно­ сти, идет о новизне структуры всей рыбной промышленности. Она диктуется развитием и становлением рыночных отношений и возрождением частного предприниматель­ ства. В СВОБОДНЫХ ЧАСТЯХ МИРОВОГО ОКЕАНА ПРИДЕТСЯ "ПАХАТЬ, СЕЯТЬ И УДОБРЯТЬ БУДУЩИЙ УРОЖАЙ" Не так давно считалось, что к концу те­ кущего столетия величина общего ежегод­ ного мирового вылова достигнет 120 млн. тонн, а объем продукции аквакультуры - 20 млн. тонн. Современные данные пока­ зывают, что необходимо будет приложить большие усилия для сохранения объема су­ ществующих уловов. Предположительно, общий объем уловов к 2000 году сможет возрасти и достичь величины в пределах от 90 до 100 млн. тонн. Достижение высокой продуктивности возможно при лучшем управлении рыбо­ ловством, включая установление квот вы­ лова, ограничение размера промысловых судов, усовершенствование орудий лова с целью снижения прилова и др. Основным механизмом сотрудничества являются межправительственные рыболов­ ные организации (М РО ). Мировое рыбо­ ловство ныне жестко регламентируется многочисленными МРО, но регулируется пока добыча лишь того, что само собой вос­ производится. Полагаем, что в скором вре­ мени человечество будет вынуждено перейти к управлению мировым рыболовст­ вом не только как к рыборазведению, то есть сперва в исключительных зонах, а за ­ тем и в свободных частях Мирового океана надо будет “пахать, сеять и удобрять буду­ щий урожай44. Россия является членом десяти МРО. Решениями Правительства РФ вся органи­ зационная работа по участию России в де­ вяти международных организациях возложена на Комитет РФ по рыболовству. Второе направление международного со­ трудничества РФ - заключение межправи­ тельственных договоров по управлению рыбными запасами и рыболовству. Россия имеет более 60 межправительственных со­ глашений с 46 странами о сотрудничестве в области морского рыболовства. Только в 1994 г. заключены новые двусторонние со­ глашения о сотрудничестве с Марокко, Мавританией, Швецией, Финляндией, Ук­ раиной, Латвией, Эстонией, КНР и Вьет­ намом. Подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве с Литвой, Сенегалом, На­ мибией и ЮАР. Россия стала участницей международной Конвенции по анадромным рыбам северной части Тихого океана (НПАФК ), Конвенции о создании Органи­ зации по морским наукам северной части Тихого океана (ПИКЕС) и Конвенции о сохранении минтая Берингова моря. Подго­ товлены проекты конвенций о рациональ­ ном использовании биоресурсов морей. С КНР и Польшей ведутся переговоры о пре­ кращении промысла минтая в центральной части Охотского моря. Нас беспокоит бра­ коньерский промысел в анклавах Охотско­ го и Баренцева морей. В этом плане Россия возлагает определенные надежды на кон­ ференцию ООН по трансграничным рыб­ ным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб, которая должна в своем итоговом документе закрепить норму о не­ допустимости разграбления ресурсов анк­ лавов морей. ДАЛЕКО НЕ ХОДИТЬ, БОЛЬШЕ ЛОВИТЬ В СОБСТВЕННЫХ ВОДАХ На основе двусторонних соглашений в 1994 г. Российский флот работал в эконо­ мических зонах 16 государств, добыл более 500 тыс. тонн рыбы. В то же время в ми­ нувшем году, в соответствии с соглашени­ ями, на законных основаниях, в исключительной экономической зоне Рос­ сии вели промысел суда Норвегии, Фарер­ ских островов, Гренландии, Швеции, Японии, КНДР и Республики Корея. Однако российских рыбопромышленни­ ков тревожит то обстоятельство, что в по­ следнее время ряд стран, например Новая Зеландия и Австралия, активно вытесняют иностранные флоты из своих зон. Делается это посредством законодательства, разре­ шающего чужой промысел только в рамках совместных предприятий или по дорогим коммерческим контрактам на условиях смены флага, путем увеличения платы за лицензии. Еще один способ: выдвижение требований, чтобы контрагент закупал до­ рогие и ненужные морепродукты, оплачи­ вая наблюдателей, перегрузку в невыгодных портах. Подчас идет формен­ ное вымогательство кредитов, дорогих ус­ луг. Экономическая сущность процесса такова: запасы гидробионтов - стратегиче­ ские ресурсы, имеющие настолько важное значение, что плата за лицензии тускнеет по сравнению с уверенностью в собствен­ ной стабильности. Уверенность в завтраш­ нем дне стала решающим критерием, несмотря на то, что погодовое взвешивание полезных эффектов от продажи квот и от собственной добычи часто бывает в пользу первых. Государства с развитым рыболовством, экономя собственные запасы рыбы, нара­ щивают экспансию в прибрежные зоны развивающихся стран, выступая там кон­ курентами российских рыбаков. В связи с общим кризисом нашей экономики промы­ сел в зонах зарубежных государств пере­ стает быть целесообразным все более и более. Российский флот резко снижает экспедиционное рыболовство, увеличивает промысел в собственных водах. Международное морское право обязыва­ ет государства прямо или через соответст­ вующие международные организации согласовывать меры, необходимые для коор­ динации и обеспечения сохранения и увели­ чения трансграничных рыбных запасов. Таково требование ст. 63 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Эта норма будет развита и укреплена на Конференции ООН по трансграничным рыбным ресурсам, итоги которой Россия ожидает с большой надеж­ дой. "ВКЛАДЫВАЙТЕ ДЕНЬГИ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ",- ПРИЗЫВАЕМ МЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ. НО ОНИ НАС НЕ СЛЫШАТ Еще одно направление международного сотрудничества - привлечение в Россию на взаимовыгодных условиях иностранных ин­ вестиций, обеспечение привлекательности для них российского рынка при сохранении национального режима для всех инвесторов. Прямо скажу, в этом плане мы не имеем впечатляющих результатов, несмотря на то, что законодательством РФ для иностранных инвесторов созданы благоприятные условия в налоговой и таможенной обла­ стях. Российские рыбопромышленники очень надеются на сотрудничество с ино­ странными банками, судостроительными и судоремонтными предприятиями. Мы можем гарантировать иностранные инвестиции квотами на промысел ценных видов рыб и рыбопродукцией. Наконец, нас заботит совместная дея­ тельность российских и иностранных пред­ приятий, а именно: совместное использование крупнотоннажного флота России, совместные морские научные исс­ ледования, создание СП по обработке рыбы и аквакультуре и т. д. Опираясь на свой научный и техниче­ ский потенциал, Россия намерена активно поддерживать программы исследований Ми­ рового океана под эгидой и при финансиро­ вании международных рыболовных организаций. Здесь Россия вправе рассчи­ тывать на ведущую роль. ХОРОШО ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ, ИЛИ ПОЧЕМУ РОССИИ НЕОБХОДИМО ИСПРАВИТЬ ОДНУ ОШИБКУ ПРОШЛОГО Я уже говорил о том, что России надо вступать в ФАО - межправительственный орган по согласованию стратегии мирового рыболовства. ФАО создана в 1945 году. В октябре 1995 г. организации исполняется 50 лет, и по этому поводу в Квебеке (место одобрения Устава ФАО) будет созвана юбилейная конференция на уровне минист­ ров. Членство в ФАО выгодно для многих отраслей промышленности России, особенно АПК, лесоводства и, конечно, рыболовства. В частности, вступив в ФАО, Россия смогла бы участвовать в разработке миро­ вой политики в области рыбного хозяйства, а также войти в действующие в этой орга­ низации центральные и региональные орга­ ны по рыболовству. Что способствовало бы проведению более реальных оценок состоя­ ния запасов в самых продуктивных районах промысла в Мировом океане, главным обра­ зом - 200-мильных зонах развивающихся стран и, соответственно, получения квот вылова рыбы на уровне 2 млн. тонн в год. Из этой квоты можно было бы вырабо­ тать без особого ущерба для внутреннего рынка России экспортную рыбопродукцию на сумму 110-150 млн. долларов при суще­ ствующих среднемировых ценах. ФАО располагает уникальным банком информации по аквакультуре, доступным лишь странам-членам. Использование этой информации и консультантов ФАО позво­ лило, например, Китаю в течение 2 лет увеличить продукцию аквакультуры на 2,5 млн. тонн. Генеральный директор ФАО г-н Ж. Дьюф тоже считает, что вступление России в эту организацию укрепило бы ее престиж и придало бы ФАО универсальный харак­ тер. Я вручил ему письмо вице-премьера Правительства РФ А. X. Заверюхи о готов­ ности России сотрудничать по вопросам ры­ боловства. В письме также говорится, что руководство нашей страны с оптимизмом относится к вопросу о вступлении в ФАО. (Принято по факсу. В сокращении.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz