Рыбный Мурман. 1995 г. Март.
g № 13 (4561) 31 марта - 6 апреля 1995 года Р Ы Б Н Ы Й П А Р А Д О К С С Т Р А Т Е Г И Я Владимир КОРЕЛЬСКИИ, председатель Комитета РФ по рыболовству НЕОБХОДИМО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫБНОГО РЫНКА В РОССИИ Ныне перед рыбным хозяйством России стоят проблемы не только наращивания физических объемов улова, но и глубокой переработки сырья и сокращения потерь при хранении и реализации продукции. Да и стабилизация экологической ситуации на внутренних водоемах и в прибрежных мор ских регионах больше не относится к числу побочных, второстепенных задач. Флот обеспечивает 90 процентов общего вылова, выработку 80 процентов товарной продукции, более 50 процентов консервов, практически весь выпуск кормовой муки. Общий объем морского промысла составил в 1994 г. примерно 3,5 млн. тонн рыбы и морепродуктов. Доля уловов в “домашних водах “ составила 74,5 процента от общих уловов океанического рыболовства, сосре доточившись в Дальневосточном бассейне (до 85,7 процента от уловов в экономиче ской зоне страны ). И правительство вы нуждено было включить рыбопродукцию в перечень стратегически важных сырьевых товаров, экспорт которых осуществляется на основе специальных норм и правил. Но в условиях “перманентного совершенство вания законов “ рыбопродукция по-прежне му уходит за границу. Необходимость государственного регули рования рыбного рынка России стала оче видной. Бесконтрольность, как показывает сегодняшняя практика, приводит к легали зации теневой экономики. РЫБОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС ДОЛЖЕН ТЩАТЕЛЬНО ПЛАНИРОВАТЬ СВОЮ "РЫБАЛКУ" НА ГОДЫ ВПЕРЕД Чтобы держаться “на плаву чтобы поддерживать достигнутый уровень рыбо ловства, необходимо совершенствовать уп равление рыболовством как на национальном, так и на международном уровнях. В России разработана федеральная про грамма, по которой на основе реальной гос поддержки (бюджетные ассигнования, дотации на покрытие дополнительных рас ходов, связанных с ростом цен на энергоно сители, сетеснастные материалы, корма; организация льготного налогообложения и кредитования; смягчение таможенных по шлин) , а также широкого привлечения иностранных инвестиций ставится конкрет ная задача добиться увеличения морских уловов к 2000 ГОДУ До 4-4,5 млн. тонн. Мы ожидаем повышения вылова таких высоко ценных промысловых видов, как сельдь, сардина, треска, скумбрия, камбала, каль мары и т. д. Одновременно будет сокраще на добыча малоценных видов (ставриды, путассу). Уловы в федеральной программе рас пределяются по зонам следующим образом: российская экономическая зона - 77% , зо ны иностранных государств - 15% и откры тые воды Мирового океана - 8%. В новых экономических условиях рыбо ловная политика России будет ориентиро вана на развитие промысла в прибрежных водах России и освоение традиционно неис пользуемых ресурсов рыбы и морепродук тов и строгую охрану интенсивно эксплуатируемых видов. По оценкам рос сийских ученых, в дальневосточных морях России невостребованных резервов рыбы и морепродуктов насчитывается около 700 тыс. тонн, из которых ранее практически не использовались мойва, глубоководная креветка, кальмары и др. При этом в зонах иностранных государств Российский флот на основе межправительственных соглаше ний добывает около 600 тыс. тонн, и глав ным образом сельди, сардины, трески, ставриды, скумбрии и путассу. Предпола гаем увеличить общий объем добычи в зо нах иностранных государств до 1 млн. тонн. То есть в нынешних условиях, когда сло мана плановая основа экономики и все больше проявляется и рыночная стихия, мы вынуждены тщательно планировать дея тельность рыбного хозяйства на годы впе ред. “Что-нибудь поймаем, что-нибудь поставим...4 - живи мы по такой формуле, никто бы нас не понял. ТОЛЛИНГ - СЛОВО НЕ РУССКОЕ, НО НАДО К НЕМУ ПРИВЫКАТЬ Мы активно внедряем толлинговое со трудничество - внутренее и внешнее. Как показывает зарубежный опыт, толлинг в рыболовстве экономически выгоден. В об щем виде толлинговые взаимоотношения заключаются в следующем: добывающее предприятие поставляет другому предприя тию (в том числе зарубежному) сырье. Последнее производит готовую продукцию. Предприятие за это рассчитывается деньга ми или валютой, услугами, рыбопродук цией и т. д. Толлинг важен также для обеспечения рациональной эксплуатации ресурсов и ох раны окружающей среды. Он существенно уменьшает потери рыбопродукции на пути от вылова до реализации конечного продук та. Эти потери экспорта оцениваются в 5 млн. тонн ежегодно. В основном они проис ходят в результате порчи рыбы вследствие несовершенной инфраструктуры, техноло гии обработки и хранения. Рыночное реформаторство побудило нас обратить серьезное внимание на проблему реструктуризации отрасли. Если сказать кратко, то реструктуризация означает вос становление (возобновление) отрасли на качественно новой основе. Речь, в частно сти, идет о новизне структуры всей рыбной промышленности. Она диктуется развитием и становлением рыночных отношений и возрождением частного предприниматель ства. В СВОБОДНЫХ ЧАСТЯХ МИРОВОГО ОКЕАНА ПРИДЕТСЯ "ПАХАТЬ, СЕЯТЬ И УДОБРЯТЬ БУДУЩИЙ УРОЖАЙ" Не так давно считалось, что к концу те кущего столетия величина общего ежегод ного мирового вылова достигнет 120 млн. тонн, а объем продукции аквакультуры - 20 млн. тонн. Современные данные пока зывают, что необходимо будет приложить большие усилия для сохранения объема су ществующих уловов. Предположительно, общий объем уловов к 2000 году сможет возрасти и достичь величины в пределах от 90 до 100 млн. тонн. Достижение высокой продуктивности возможно при лучшем управлении рыбо ловством, включая установление квот вы лова, ограничение размера промысловых судов, усовершенствование орудий лова с целью снижения прилова и др. Основным механизмом сотрудничества являются межправительственные рыболов ные организации (М РО ). Мировое рыбо ловство ныне жестко регламентируется многочисленными МРО, но регулируется пока добыча лишь того, что само собой вос производится. Полагаем, что в скором вре мени человечество будет вынуждено перейти к управлению мировым рыболовст вом не только как к рыборазведению, то есть сперва в исключительных зонах, а за тем и в свободных частях Мирового океана надо будет “пахать, сеять и удобрять буду щий урожай44. Россия является членом десяти МРО. Решениями Правительства РФ вся органи зационная работа по участию России в де вяти международных организациях возложена на Комитет РФ по рыболовству. Второе направление международного со трудничества РФ - заключение межправи тельственных договоров по управлению рыбными запасами и рыболовству. Россия имеет более 60 межправительственных со глашений с 46 странами о сотрудничестве в области морского рыболовства. Только в 1994 г. заключены новые двусторонние со глашения о сотрудничестве с Марокко, Мавританией, Швецией, Финляндией, Ук раиной, Латвией, Эстонией, КНР и Вьет намом. Подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве с Литвой, Сенегалом, На мибией и ЮАР. Россия стала участницей международной Конвенции по анадромным рыбам северной части Тихого океана (НПАФК ), Конвенции о создании Органи зации по морским наукам северной части Тихого океана (ПИКЕС) и Конвенции о сохранении минтая Берингова моря. Подго товлены проекты конвенций о рациональ ном использовании биоресурсов морей. С КНР и Польшей ведутся переговоры о пре кращении промысла минтая в центральной части Охотского моря. Нас беспокоит бра коньерский промысел в анклавах Охотско го и Баренцева морей. В этом плане Россия возлагает определенные надежды на кон ференцию ООН по трансграничным рыб ным запасам и запасам далеко мигрирующих рыб, которая должна в своем итоговом документе закрепить норму о не допустимости разграбления ресурсов анк лавов морей. ДАЛЕКО НЕ ХОДИТЬ, БОЛЬШЕ ЛОВИТЬ В СОБСТВЕННЫХ ВОДАХ На основе двусторонних соглашений в 1994 г. Российский флот работал в эконо мических зонах 16 государств, добыл более 500 тыс. тонн рыбы. В то же время в ми нувшем году, в соответствии с соглашени ями, на законных основаниях, в исключительной экономической зоне Рос сии вели промысел суда Норвегии, Фарер ских островов, Гренландии, Швеции, Японии, КНДР и Республики Корея. Однако российских рыбопромышленни ков тревожит то обстоятельство, что в по следнее время ряд стран, например Новая Зеландия и Австралия, активно вытесняют иностранные флоты из своих зон. Делается это посредством законодательства, разре шающего чужой промысел только в рамках совместных предприятий или по дорогим коммерческим контрактам на условиях смены флага, путем увеличения платы за лицензии. Еще один способ: выдвижение требований, чтобы контрагент закупал до рогие и ненужные морепродукты, оплачи вая наблюдателей, перегрузку в невыгодных портах. Подчас идет формен ное вымогательство кредитов, дорогих ус луг. Экономическая сущность процесса такова: запасы гидробионтов - стратегиче ские ресурсы, имеющие настолько важное значение, что плата за лицензии тускнеет по сравнению с уверенностью в собствен ной стабильности. Уверенность в завтраш нем дне стала решающим критерием, несмотря на то, что погодовое взвешивание полезных эффектов от продажи квот и от собственной добычи часто бывает в пользу первых. Государства с развитым рыболовством, экономя собственные запасы рыбы, нара щивают экспансию в прибрежные зоны развивающихся стран, выступая там кон курентами российских рыбаков. В связи с общим кризисом нашей экономики промы сел в зонах зарубежных государств пере стает быть целесообразным все более и более. Российский флот резко снижает экспедиционное рыболовство, увеличивает промысел в собственных водах. Международное морское право обязыва ет государства прямо или через соответст вующие международные организации согласовывать меры, необходимые для коор динации и обеспечения сохранения и увели чения трансграничных рыбных запасов. Таково требование ст. 63 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Эта норма будет развита и укреплена на Конференции ООН по трансграничным рыбным ресурсам, итоги которой Россия ожидает с большой надеж дой. "ВКЛАДЫВАЙТЕ ДЕНЬГИ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ",- ПРИЗЫВАЕМ МЫ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ. НО ОНИ НАС НЕ СЛЫШАТ Еще одно направление международного сотрудничества - привлечение в Россию на взаимовыгодных условиях иностранных ин вестиций, обеспечение привлекательности для них российского рынка при сохранении национального режима для всех инвесторов. Прямо скажу, в этом плане мы не имеем впечатляющих результатов, несмотря на то, что законодательством РФ для иностранных инвесторов созданы благоприятные условия в налоговой и таможенной обла стях. Российские рыбопромышленники очень надеются на сотрудничество с ино странными банками, судостроительными и судоремонтными предприятиями. Мы можем гарантировать иностранные инвестиции квотами на промысел ценных видов рыб и рыбопродукцией. Наконец, нас заботит совместная дея тельность российских и иностранных пред приятий, а именно: совместное использование крупнотоннажного флота России, совместные морские научные исс ледования, создание СП по обработке рыбы и аквакультуре и т. д. Опираясь на свой научный и техниче ский потенциал, Россия намерена активно поддерживать программы исследований Ми рового океана под эгидой и при финансиро вании международных рыболовных организаций. Здесь Россия вправе рассчи тывать на ведущую роль. ХОРОШО ТАМ, ГДЕ НАС НЕТ, ИЛИ ПОЧЕМУ РОССИИ НЕОБХОДИМО ИСПРАВИТЬ ОДНУ ОШИБКУ ПРОШЛОГО Я уже говорил о том, что России надо вступать в ФАО - межправительственный орган по согласованию стратегии мирового рыболовства. ФАО создана в 1945 году. В октябре 1995 г. организации исполняется 50 лет, и по этому поводу в Квебеке (место одобрения Устава ФАО) будет созвана юбилейная конференция на уровне минист ров. Членство в ФАО выгодно для многих отраслей промышленности России, особенно АПК, лесоводства и, конечно, рыболовства. В частности, вступив в ФАО, Россия смогла бы участвовать в разработке миро вой политики в области рыбного хозяйства, а также войти в действующие в этой орга низации центральные и региональные орга ны по рыболовству. Что способствовало бы проведению более реальных оценок состоя ния запасов в самых продуктивных районах промысла в Мировом океане, главным обра зом - 200-мильных зонах развивающихся стран и, соответственно, получения квот вылова рыбы на уровне 2 млн. тонн в год. Из этой квоты можно было бы вырабо тать без особого ущерба для внутреннего рынка России экспортную рыбопродукцию на сумму 110-150 млн. долларов при суще ствующих среднемировых ценах. ФАО располагает уникальным банком информации по аквакультуре, доступным лишь странам-членам. Использование этой информации и консультантов ФАО позво лило, например, Китаю в течение 2 лет увеличить продукцию аквакультуры на 2,5 млн. тонн. Генеральный директор ФАО г-н Ж. Дьюф тоже считает, что вступление России в эту организацию укрепило бы ее престиж и придало бы ФАО универсальный харак тер. Я вручил ему письмо вице-премьера Правительства РФ А. X. Заверюхи о готов ности России сотрудничать по вопросам ры боловства. В письме также говорится, что руководство нашей страны с оптимизмом относится к вопросу о вступлении в ФАО. (Принято по факсу. В сокращении.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz