Рыбный Мурман. 1995 г. Март.

ПЛЕБС И ПОПС Колокол духа № 12 (4560) 24 - 30 марта 1995 года ской (не нью-йоркской же!) подво­ ротни? О боже мой, как ошибалась я. Ты не любил меня на самом деле. Все время говорил: “Душа моя", А думал исключительно о теле - Твоем любимом деле... Тоже очень популярная песенка. Удивительно, почему у всех послед­ них шлягеров такие одинаковые - ресторанные, прилипчивые мело­ дии? и не по этой ли причине их так любит большая часть соотечест­ венников? Помню, какой восторг за большим нетрезвым столом вызвала песнь, исполненная мужиком в во­ енном френче в “Рождественских вечерах Аллы Пугачевой “ : он спел о том, как какие-то девки за мешок картошки давали парням потрогать себя за титьки. Ритмичный такой, запоминающийся мотивчик, песню потом беспрестанно цитировали то тут то там. Я думал, дам за столом переко­ сит от откровений френча. Не пере­ косило. Кто-то даже крикнул в запале: “Ништяк песенка! “ . А я люблю военных, красивых, здоровенных! Кто-то позже - кажется, Надеж­ да Бабкина - да, именно она, вопло­ щение русской женственности, с игривым сельским хохотком при­ зналась на экране, что певец во френче г-н Расторгуев - ее кумир. Может, и есть в этом некая сермяж­ ная правда жизни - за мешок кар­ тошки?.. Примадонна нежная, гшимадонна страстная! Как всегда, небрежная. Дня мужчин опасная! Ты такая разная и немного грешная! Грешная-небрежная мужу не пе­ речит. Они сидят перед нами в э к ­ ране на домашнем диванчике втроем с пудель ком, смеются, кля­ нясь в любви, треплют друг друга за щечки и сочно чмокают в губы. Счастье небесное! А тут, на про­ винциальной земле... Встретил вче­ ра старшую дочь своей давней знакомой, многодетной матери, отец бросил их, жену с пятью детьми Тсамая старшая, шестая, уже заму­ жем, живет отдельно). На что су­ ществуют? Ведь государство теперь не помогает большим семьям. Млад­ шему - лет пять. А концерт по нашим заявкам продолжается: Какие люди в Голливуде! Сплошные “ звезды “, а не люди! Сплошной о'кей и вэри гуд! Нас приглашают в Голливуд! - поют из динамика девчоночки, стянутые воедино одною лямкой - загадочным названием “Комбина­ ция “ . Тоже песенка из - мало ска­ зать популярных - всенародных. Отдыхает под них землячка-труже­ ница, ни о чем не думает, мурлычет себе под нос, пока носки штопает. “Два кусочечка колбаски44. В Гол­ ливуде она, конечно, не была, в ре­ сторан ходили лет десять назад последний раз, но ничего другого напевать голуоушка не может, по­ тому что других песен не знает, не помнит, не слышит, не передают. Один в голове мотивчик, один на все песенки. Киса, киса, киса, тымоя Лариса, мягкая, пушистая девочка моя . Киса, киса, киса, спи, моя Лариса и с тобою рядом отдохну и я - поет труженице американец Шуфутинский про “розовые ушки и розовые рюшки на ее подушке44. А на экране ТВ в это время с выклю­ ченным звуком (не знаешь, что и слушать) - пьяный дядя в бело­ снежном смокинге и “под ш афе“ , с сигарой в зубах, развалясь в кресле перед бутылью Бифитера “ , среди дорогой офисной мебели, дирижиру­ ет бокалом другим девчушкам, их оголенным до ягодиц ляжкам. Мод­ ный клип. “Мой мальчик служит на Край­ нем Севере, вдали от родных мест. И пусть в этот холодный зимний день прозвучит для него...“ Ах, поворую, перестану, Жду, вот-вот богатым стану, Вот тогда начну опять Я законы соблюдать. Мне бы только день на воле, Мне бы только час, Я был бы доволен - Ищи ветра в поле! Это тоже Шуфутинский. Тоже по радио. По местному, для нашего отдыха и удовольствия. И по ТВ. И в автомобиле. И в троллейбусе. И из ларька. Ежедневно, ежечасно, ежеминутно, всегда. Думаете, кого- то эти песенки раздражают? Давно уже никого не раздражают. Они стали нашей повседневностью, кровью и плотью, они вытеснили из души весь сор есенинщины и досто­ евщины, всех этих гайднов и моцар- тов, и дурацкие бабушкины колыбельные, и деревенские плачи, и шальные свадебные с матюжком припевы, и... Уже давно не выводят из себя лады дэнсы во всех их “комбинациях", напротив - оше­ ломляет тишина без них. Ты меня не трожь этой ночкой темной, Я тебя люблю, только дай уснуть. Лучше уж никак вместо как-нибудь. Ты меня не {фьють-фьють!) Этой ночкой темной. Я тебя (фьють-фьють!) Ну че ты, че ты, че ты! Только дай уснуть. - Дай ему поспать!!! - в голос подпевает мой 7-летний племянник, прыгая в постели - получается - с женой Буйнова. Ему вторит концертный зал, полный ре­ бятишек, в детской передачке, ко­ торую ведет душка Юрий Николаев, наш “Юникс44, наш Фе­ никс: Кому нужна морячка. Синие моря, А мне нужна казачка, Вишневые глаза! - и глазенки с восхищением про­ вожают прохаживающегося по сцене бородатого американца, ^потряхива­ ющего гамбургеровым брюшком в такт песенке собственного сочине­ ния. Старого благодушного толстяч­ ка сменяет полураздетая на радость детям ретивая Света Лазарева: Ах, лава-лава-лавочка. Большой обманщик Славочка, Меня он звал русалочкой И обещал любить. Ах, ла в а-лава-лавочка. Не верю больше в сказочки Про вечную любовь! Следом - златокудрый всерос­ сийский любимец Аркаша Укупник - все для деток, все для моего пле­ мянника: Сим-Сим, откройся, Сим-Сим, отдайся, Я не насильник. Поверь мне, Сима, Но жить так больше ■ Невыносимо! Я не шестикрылый Серафим. Он не серокрылый Шестирыл. Он яркая эстрадная личность. Меж­ ду прочим, неглуп и ведает, что творит. Но деньги, эти трогатель­ ные детские рублики, но популяр­ ность - “э то ’ сильнее меня". И приплясывает режиссер, и подпева­ ет оператор: “Ништяк, ништяк, ни­ штяк песенка! “ . Не уверен, надо ли пояснять, что такое “ништяк". Все, наверное, знают, что это означает - “хорошо". Из зэковского жаргона, на кото­ рый поголовно перешла моя страна. От писателя и журналиста, от учи­ теля и младшего школьника, от лю­ бого россиянина можно услышать в речи через слово: все в ажуре, ох­ мурили, обшманали, бабки, оашли? баксы, прикрой базар, маленький бзик, бич, блат, хаза, оборзели, вольтанулись, втюхарили, глушняк, голяк, ништяк. влип, вложил, атас. стремный, до лампочки... Это наша повседневная речь, наш новый, но уже привычный русский язык, на нем мы поем и слагаем наши песен­ ки. "Шестая часть земли с названь­ ем кратким Русь" ничтоже сумняшеся глаголет пенитенциар­ ной лексикой, или, попонятнее - бо- тает по фене, забыв обычай. Равняясь на барыгу (спекулянта) от эстрады. Что это с нами, мирными обыва­ телями, творится? Сами ли мы та ­ ковы? Или чья-то злая воля раззудила в нас мрачные источни­ ки? Кто режиссеры этого всероссий­ ского концерта по заявкам"? Пенять не на кого. Сами заказыва­ ем музыку, самим под нее и пля­ сать. Это мы наводнили улицы родного города преступниками и пе­ решли на их язык, поем и пляшем под их лихие дудки, остерегаясь, меж тем лишний раз пройти темной подворотней. Незримый “урка" правит бал в стенах нашего собст­ венного дома, твоей и моей кварти­ ры, а то, что творится за окном и с чем копается милиция, - всего лишь пена, отрыжка, результат. Люди религиозные называют ны­ нешнее время веком Сатаны. Мы воспринимаем их прозорливость скептически (ну привыкли, ну хо­ чется же послушать Распутину с Расторгуевым!). Может, в этом спо­ ре со строгим Богородициньім взо­ ром правы мы, просвещенные, и беспечность наша есть промысел Божий?.. Расщекотать в людской природе самые низменные ее проявления - занятие нехитрое; воротить рас­ тленного в отчий дом - вот труд. И покуда мы рабы и пособники тю­ ремного фольклора, век нам свобо­ ды не видать. Включите приемник. Мой друг ходил сегодня на похо­ роны. Скончался в больнице сын коллеги по работе, его избили в подъезде незнакомые пацаны. Слу­ чай повседневный, рядовой для мое­ го города, моей страны. Я подумал об этом, слушая по радио музыку для отдыха. Пела американка Лю­ бовь Успенская: Я, как скатерть-самобранка, Погуляла - и лечу. Я девчонка-хулиганка И другой быть не хочу. Тира-тира, тра-ля-ля ... Что-то там еще такое: уйду в родимую женскую тюрьму... хулигана, кото­ рого любила, взяли... осталась в па­ мять о нем только татуировка на руке... “Нашей мамочке, самому родно­ му в мире человеку, сегодня день рождения. Просим передать для нее песню в исполнении любимого пев­ ца" . Там, где идет игра, Я - бо г и сатана Там с ночи до утра Бал зелени сукна. Жизненные тексты. О героях нашего времени - крупье и урке. Интересно, что делают в этот мо­ мент диктор, оператор, режиссер передачи в радиостудии? Ведь это они составляли концерт. Наверное, покачиваются в такт песенке. Пред­ ставляют себя в вечерних нарядах в казино, с кучей денег в кармане. Или примеряют романтический кос­ тюм девчонки-хулиганки из москов- САМАЯ ЧИТАЛ)ЩЛЯ СТРАНА В МИРЕ... Г ѵ д б а й , РИСУНОКАВТОРА - С ЖЕНСКОЙ ТАТУИРОВ­ КИ. В ЛАБИРИНТАХ ИСКУС­ СТВА ВСЕГДА ИЩЕШЬ СЕБЯ. Ни выставке в областном Художественном музее. ПАРТИЯ ГУМАНИСТОВ п р о т о р я е т п у т ь н а М у р м а н Б ольшинство из нас не слышало о существовании этой политической организации, которая между тем вхо­ дит во всемирный гуманистический интернационал и дей­ ствует в России около пяти лет. Неведение многих северян разрешил недавний гость Мурмана - Евгений Козлов, член координационного совета Гуманистической партии России (ГПР), председатель С.-Пб. отделения ГПР. Он планировал посетить Апатиты и Мурманск, но обстоя­ тельства позволили выполнить только первое. Интервью со странным визитером многое разъясняет нам. - Что представляет собой Гуманистическая партия, в чем ее отличие от прочих политических организаций! - В основу нашей идеологии положены открытия итальянско­ го гуманизма эпохи Возрождения. Об этом культурном течении известно всем со школьной скамьи, хотя бы в общих чертах. Чтобы глубже понять его, а следовательно, и наши убеждения, можно прочесть книгу "Итальянские гуманисты. Стиль жизни и стиль мышления" автора Баткина. Если вкратце: идея окульту­ ривания человеческой души , то есть развития ее лучших способ­ ностей, привела средневековых гуманистов к новому мировоззрению, другому видению хода истории и эволюции че­ ловеческого сообщества, иному ощущению себя в истории. А на практике идеологи гуманизма занялись определенной социаль­ ной деятельностью , политической, научной, культурной. Так че­ ловечество в своем средневековом возрасте поднялось на следующую ступень развития. Гуманистическая партия России элитарна и немногочисленна. В ней несколько секций: экономическая, педагогическая, меди­ цинская, экологическая, культурная, политическая. За аксиому принято наличие глобального кризиса, который складывается из целого ряда регрессивных явлений. Например, экологическии кризис, охватывающий планету; культурный кризис, иллюстри­ руемый массовой поп-культурой; угроза пандемии новых меди­ цинских заболеваний, противоядие от которых вряд ли можно ■ ВПЕРЕД , К СРЕДНЕВЕКОВЬЮ! ■ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА РОССИИ - ПРО­ ТИВ ... ЧЕГО? ■ ВЛАСТЬ КОШЕЛКИ НАД “HOMO SAPIENS " НЕ­ БЕЗГРАНИЧНА ■ МЕЦЕНАТ НАЧАЛ С АПАТИТОВ Еще до недавнего времени у нас в стране была единственная партия - Коммунистическая. Сей­ час словно грибы после дождя стали появляться все новые и новые. По последним подсчетам , в России уже 126 партий. Одна из них - Гуманисти­ ческая. ожидать в скором времени; наконец, сам тип организации ны­ нешнего человечества - товарно-потребительский, формирую­ щий из "человека разумного" - "человека-потребителя", что есть искажение человеческой сущности. Существует слой интел­ лектуалов, понимающих и видящих гибельность этих глобаль­ ных явлений и считающих необходимостью сопротивляться им, сознавая назревший переход "homo sapiens" на новый уровень своего существования. •Задача нашей партии двояка, как минимум. Во-первых, со­ противление всеми возможными силами означенным кризис­ ным влияниям на умы и души соотечественников, а с другой стороны, содействие переходу к новому состоянию организации человечества, основой которого будут не товарно-денежные от­ ношения, а формирование гармонично развитой личности, лич­ ности духовной. - При столь сложных задачах какова численность ГПР! - Точнее об этом можно будет сказать по итогам мартовско­ го съезда Гуманистической партии России. Пока же приблизи­ тельно, судя по количеству разосланных приглашений, - около ста человек. - Вы являетесь, кроме того, личным представителем главы Духовного союза "Тезаурус" и председателем правления Фонда русского искусства. Связано ли это как-нибудь с партийной де­ ятельностью/ - Скорее, это связано с партийным мировоззрением . Это моя конкретная работа в русле декларированной партийной за­ дачи. У меня художественное образование, поэтому я и избрал полем деятельности сф еру художественной культуры . Фонд русского искусства занимается его возрождением , мы поддер­ живаем материально и иными способами тех творцов, которые несут русскую традицию, хотя и не обязательно в традицион­ ных, всем известных формах, но также и в современных стилях выражения русского духа . Именно русского духа , состояния русской души. - С какой целью вы посетили наш город! - Апатиты - город хоть и небольшой, но научно-культурная среда, интеллектуальная сфера здесь очень развиты. Я побывал на нескольких мероприятиях (выставках художников, экологи­ ческой конференции молодежи и проч.), познакомился с ж ур­ налистами, с местной прессой и с радостью убедился, что культурная инфраструктура в городе жива и продуктивна. Одна из моих целей - определить таких людей, чье миропонимание и деятельность по сути близки к идеям гуманистическим, найти с ними общий язык, установить меру возможной помощи и под­ держки . Во-вторых, понять устремления средств массовой ин­ формации, потому что они наравне с деятелями искусств серьезно влияют на формирование человеческой личности. Я нашел здравых людей, значит, будут и последующие контакты. Эти же цели преследую , планируя поездку в Мурманск. Вообще у меня сложилось очень хорошее впечатление о Северо-Запад­ ном регионе по сравнению с другими областями России. Добавим, что Фонд русского искусства берет под свою опе­ ку как отдельных творцов, так и целые творческие коллективы. Фонд , например, оказывает финансовую поддержку деятелям культуры Карелии, вокальному ансамблю и художественной студии в Ленинградской области, а также отдельным журнали­ стам , вносящим вклад в развитие отечественной культуры . Ме­ ценат гостил в Апатитах три дня. Его визитная карточка с адресом для обращений и телефоном имеется в редакции "РМ" - к сведению для заинтересованных лиц. Специально для “ РМ “. Наталья БОГДАНОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz