Рыбный Мурман. 1995 г. Март.
4 № 9 (4557) 3 - 9 марта 1995 года 5 0 C O C X D O O C X X X ? Безопасность мореплавания O C X с о о с |Н ЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО , н е с к о л ь к о лет назад , январь был “^ “^ м е с я ц е м т р а д и ц и о н н о го о бщ е б а с с е й н о в о го совещ ани я по б е зо па сно с ти м о р е п л а в а н и я . На нем анали зиро вали пр ич и ны и по след с твия аварий и аварийны х п р ои сш е с твий в м и н у вш е м год у и намечали м е ры , дабы и с клю ч и ть в на с туп ивш ем го д у все беды на м о р е . За п р оф и л а к т и ко й аварийности то гда с т р о го следили специалис ты Го сры бф л о ти н сп е кц и и , ЦПКТБ, в упр авлени и "С е в - ры б а " р у к о в о д и л э тим целый отдел . Не стало совещаний. Нет уж е больше кон тролирующих бе з опасное мореплавание стру ктур . Обмелело б ум аж но е м оре инс трукций , приказов и т. п. И что же? Больше или меньше стало аварийных ситуаций? Однозначно ответить тут не во зм ож но . Если, например , в М у р ман с ком траловом флоте в минувшем году не было ни одной аварии и лишь одно аварийное происшествие , то в целом по бас сейну бед было немало . И в основном они обрушивались на м а ленькие суда, принадлежащие комм е р ч е с к им стр у к турам . И что самое страшное - трагедий мо гло произойти намного больше, ес ли бы не сохранили на бассейне служб у наблюдения за флотом (СНФ ) , единственная во всей России она осталась! Это не д р ем лющее о ко в лю б ую минуту знает, где находится судно, кто р я дом , то есть случись беда - придет на помощь . Впрочем, о своей службе лучше расскажет капитан-наставник, вице -президент ас социации капитанов Севера Эрих Сергеевич КУРАКИН. ■■ИТНЫЕ "МАЛЫШИ Е СЛИ СУДИТЬ ПО ТОМУ, сколь ре дкими стали сборы штаба по спаса тельным операци ям, может создаться впечатление, что обстановка на Северном бас сейне стала более спокойной. На самом же деле все не так. Конечно, в период 1989-92 годов мы имели дело с тяже лыми авариями больших су дов. Именно в эти годы, работая в зонах иностранных государств, получили значи тельные повреждения корпуса плавбазы “Севрыба“ , ТР “Василий Суриков“ и “Вик тор Лягин“ из-за посадки на камни или из-за касания кор пусом подводных скал. Тогда потребовались немалые уси лия, чтобы поддержать живу честь судов, обеспечить безопасность экипажей и не допустить разлива топлива. Все эти задачи были успешно решены благодаря мужеству и энергии экипажей и аварий ных судов, и спасательных буксиров, и кораблей, находя щихся поблизости. А еще благодаря беспрерывной вахте спасательного штаба и работ ников радиоцентра, многие сутки поддерживавших посто янную радиосвязь, помогая советами, рекомендациями... Те суда и по сей день бороз дят моря. Однако с тех пор штабы по спасательным операциям при СНФ в таком масштабе больше не собирались. Фор мально - вроде как незачем. Хотя факты таковы: количе ство аварий от посадки судов на камни за последние два года - 1993-1994-й - увели чилось вдвое в сравнении с двумя предыдущими годами. А всего (по разным причи нам) произошло пять кораб лекрушений. Мы не знали трагедии с гибелью судов на протяжении восьми лет: с ян варя 1985 года, когда погиб “Печорец“ . А тут - как из рога изобилия... Страшно еще и то, что этот трагический список (ЭИ-9156, МРС-5023, АШ-2010, МРТК-734 и 2396) могли пополнить: МРС-1048 и 1050 (фирма “Содружест в о ^ , МРТК-1102 ( “Био- пром“) , МРТК-5013 ( “Мурманкомпани“ ) , которые, потеряв ход, вблизи берегов подвер гались опасности быть выброшенными штормо вым ветром на камни. И только благодаря своев ременно организованной помощи оперативных де журных СНФ и мастер ству капитанов промысловых судов “Светловодск“ и “Ко- марно“ , помогавших их спасению, эти суда про должают оставаться в строю. Вторым утешени ем служит то, что все моряки погибших судов были спасены. Конечно, в большин стве случаев беды про исходят по вине людей (человеческий ф актор ). Но всегда - в цепи осо бо сложившихся обстоя тельств. Анализ показывает, что основная масса всех аварий происходит в родном Баренце вом море, кораблекрушения - в прибрежных водах, почти у нас на глазах. Ибо именно здесь сосредоточился флот, раньше разбросанный по всему Мирово му океану. И именно здесь он оказался самым незащищенным, а порой и брошенным по вине “берега “ . Нашего берега. У чу жого берега нет проблем с пол учением помощи. Можно поклониться мужест ву моряков, ведущих промысел на МРС, МРТК, МРБ. Тяжко им. Ведь близость берега - не столько укрытие, сколько до полнительная опасность. Отка жет двигатель - в считанные минуты ты на скалах. А двига тели у них часто выходят из строя. И ветры в прибрежной зоне самые свирепые из всех в Баренцевом море. И морозы зи мой тут самые крепкие, а это уж совсем беда. Слава Богу, вторая зима нас балует теплом. Вот и приходится этим судам одному за другим уходить под воду... А теперь “малышам “ и вов се худо: сгорела радиостанция в Ура-Губе, ликвидирована радиоцепочка береговых по стов, из-за неуплаты долгов отключена от всех каналов Мурманска радиостанция Те- риоерки. Плюс к этому, как показывает статистика, траге дия, как правило, подстерегает суда тех коммерческих струк тур, которые игнорировали требования СНФ и не обязали капитанов давать ежедневную текущую или аварийную ин формацию в наш адрес как единый центр действия. Я сегодня не касаюсь беды с СТМ “ПИНРО“ , о нем уже говорилось в “РМ“ и еще бу дет сказано впоследствии. Я - о другом. О том, что прибреж- ныи промысел сейчас в моде, численность малотоннажных судов растет, уже сейчас их более 30 единиц. Пусть так и будет. Только каждому судо владельцу пора всерьез приза думаться над сложившейся ситуацией с аварийностью. И, конечно, принять меры для безопасного промысла в Ба ренцевом море. По нашему мнению, для этого надо прежде всего объе диниться. Судовладельцы-ком- мерческие структуры, однажды договорившись, должны орга низовать работу в прибрежных водах по принципу экспедиции с опорой на базовое судно. Здесь изобретать ничего не на до, по такой схеме работают “малыши“ “Севрыбхолодфло- таи. Надо полагать, руководство этого флота изъявит готовность не только поделиться опытом, но и согласится предоставить свои услуги на договорных и взаимовыгодных началах. Объединение всех флотов должно произойти в процессе воссоздания отряда аварийно- спасательных судов ведомствен ного подчинения. Формально этот отряд есть, а помощи про мысловикам от него никакой. Причем согласие между всеми промысловыми флотами бассей на должно привести к тому, чтобы содержание и использо вание дежурных судов-спасате- лей стало выгодным делом для всех. Пока же картина такова: промысловые траулеры при потере хода буксируют друг друга, аварийные суда предпо читают тонуть, не запрашивая помощи спасательных букси ров, а последние, не востребо ванные, обрастают ракушками в родном порту или вынужде ны заниматься коммерческой деятельностью, г НАТРАЛФЛОТ •РАВНЯИСЬ! Ч ЕСТНО ГОВОРЯ, объединение если не в целом флотов, то хотя бы их служб мореплавания, облегчило бы и такую задачу, как оснащение судов оборудованием в соответствии с международными требованиями. Ведь уже сейчас роль государственного надзора играют не наши инстанции, а инспектора международных организаций в инпортах. Причем их требова ния пожестче наших. Проверяют и техническое состояние судна, и работу навигационного оборудования, и умение экипажа бороться за живучесть судна. В Германии, Голландии, Англии, Дании проверяются практически все суда. А здесь, в родном порту, все функции надзора осуществляет теперь служба капитана порта. Вот уж кому поистине тяжко: огромный объем ра боты осложняется тем, что очень много стало малых (но старых) судов. Капитаны их всячески стремятся уйти от жесткого контроля, поскольку и техническое состояние, и оснащение "тазиков с мотором " оставляет желать лучшего. Тем не менее оборудовать суда в соответствии с международны ми конвенциями придется всем. Например, на каждом судне должен быть радиобуй, который даже при гибели судна будет через спутник посылать в координационный центр код и координаты корабля, попавшего в беду. К чести руководителей Мурманского тралового флота, радиобуями оснащены все его суда. До 1999 года следует установить автоматические приемники, которые принимают навигационные извещения для корректировки карт и пособий, опять же на всех судах. И снова - доброе слово в адрес службы морепла вания тралфлота: УКВ-радиостанции там установлены на всех судах и авто матические приемники - на большей их части. Нынешний год особенно ответственен: заканчивается срок работы спутниковой аппаратуры, по кото рой определяется местонахождение судна. До сих пор весь мир работал в системе "Транзит", а с 1995 года все переходят на систему "Навстар". Это требует замены оборудования. И если на "Моонзундах" уже установлены автоматические спутниковые комплексы, то в целом по бассейну, что назы вается, вопрос остается открытым. Вот тут-то и помогло бы объединение и сил, и средств. Боюсь, что такая мысль останется благим пожеланием. Горькое тому подтверждение: коммерциализация во всем самым негатив ным образом отражается и на безопасности мореплавания, когда в угоду коммерческим интересам пренебрегают разумной осторожностью. Да и жизнь заставляет, толкает на это, взять хотя бы перегрузку рыбы с про мысловых судов на транспортные, когда уходят в штормовое открытое мо ре для этой операции, чтобы спастись от таможенной обдираловки, j Хотелось бы ошибиться, очень хотелось бы, чтобы если уж не объединение, j то более тесное сотрудничество флотов избавило от смертельной опасно сти моряков, от аварий и гибели - суда, от позора за наше бедное Отече- I ство - флоты. И н н а БЕРЕЗЮК .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz