Рыбный Мурман. 1995 г. Март.

4 № 9 (4557) 3 - 9 марта 1995 года 5 0 C O C X D O O C X X X ? Безопасность мореплавания O C X с о о с |Н ЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО , н е с к о л ь к о лет назад , январь был “^ “^ м е с я ц е м т р а д и ц и о н н о го о бщ е б а с с е й н о в о го совещ ани я по б е зо па сно с ти м о р е п л а в а н и я . На нем анали зиро вали пр ич и ны и по след с твия аварий и аварийны х п р ои сш е с твий в м и н у вш е м год у и намечали м е ры , дабы и с клю ч и ть в на с туп ивш ем го д у все беды на м о р е . За п р оф и л а к т и ко й аварийности то гда с т р о го следили специалис ты Го сры бф л о ти н сп е кц и и , ЦПКТБ, в упр авлени и "С е в - ры б а " р у к о в о д и л э тим целый отдел . Не стало совещаний. Нет уж е больше кон тролирующих бе з ­ опасное мореплавание стру ктур . Обмелело б ум аж но е м оре инс­ трукций , приказов и т. п. И что же? Больше или меньше стало аварийных ситуаций? Однозначно ответить тут не во зм ож но . Если, например , в М у р ­ ман с ком траловом флоте в минувшем году не было ни одной аварии и лишь одно аварийное происшествие , то в целом по бас­ сейну бед было немало . И в основном они обрушивались на м а ­ ленькие суда, принадлежащие комм е р ч е с к им стр у к турам . И что самое страшное - трагедий мо гло произойти намного больше, ес ­ ли бы не сохранили на бассейне служб у наблюдения за флотом (СНФ ) , единственная во всей России она осталась! Это не д р ем ­ лющее о ко в лю б ую минуту знает, где находится судно, кто р я ­ дом , то есть случись беда - придет на помощь . Впрочем, о своей службе лучше расскажет капитан-наставник, вице -президент ас­ социации капитанов Севера Эрих Сергеевич КУРАКИН. ■■ИТНЫЕ "МАЛЫШИ Е СЛИ СУДИТЬ ПО ТОМУ, сколь ре­ дкими стали сборы штаба по спаса­ тельным операци­ ям, может создаться впечатление, что обстановка на Северном бас­ сейне стала более спокойной. На самом же деле все не так. Конечно, в период 1989-92 годов мы имели дело с тяже­ лыми авариями больших су­ дов. Именно в эти годы, работая в зонах иностранных государств, получили значи­ тельные повреждения корпуса плавбазы “Севрыба“ , ТР “Василий Суриков“ и “Вик­ тор Лягин“ из-за посадки на камни или из-за касания кор­ пусом подводных скал. Тогда потребовались немалые уси­ лия, чтобы поддержать живу­ честь судов, обеспечить безопасность экипажей и не допустить разлива топлива. Все эти задачи были успешно решены благодаря мужеству и энергии экипажей и аварий­ ных судов, и спасательных буксиров, и кораблей, находя­ щихся поблизости. А еще благодаря беспрерывной вахте спасательного штаба и работ­ ников радиоцентра, многие сутки поддерживавших посто­ янную радиосвязь, помогая советами, рекомендациями... Те суда и по сей день бороз­ дят моря. Однако с тех пор штабы по спасательным операциям при СНФ в таком масштабе больше не собирались. Фор­ мально - вроде как незачем. Хотя факты таковы: количе­ ство аварий от посадки судов на камни за последние два года - 1993-1994-й - увели­ чилось вдвое в сравнении с двумя предыдущими годами. А всего (по разным причи­ нам) произошло пять кораб­ лекрушений. Мы не знали трагедии с гибелью судов на протяжении восьми лет: с ян­ варя 1985 года, когда погиб “Печорец“ . А тут - как из рога изобилия... Страшно еще и то, что этот трагический список (ЭИ-9156, МРС-5023, АШ-2010, МРТК-734 и 2396) могли пополнить: МРС-1048 и 1050 (фирма “Содружест­ в о ^ , МРТК-1102 ( “Био- пром“) , МРТК-5013 ( “Мурманкомпани“ ) , которые, потеряв ход, вблизи берегов подвер­ гались опасности быть выброшенными штормо­ вым ветром на камни. И только благодаря своев­ ременно организованной помощи оперативных де­ журных СНФ и мастер­ ству капитанов промысловых судов “Светловодск“ и “Ко- марно“ , помогавших их спасению, эти суда про­ должают оставаться в строю. Вторым утешени­ ем служит то, что все моряки погибших судов были спасены. Конечно, в большин­ стве случаев беды про­ исходят по вине людей (человеческий ф актор ). Но всегда - в цепи осо­ бо сложившихся обстоя­ тельств. Анализ показывает, что основная масса всех аварий происходит в родном Баренце­ вом море, кораблекрушения - в прибрежных водах, почти у нас на глазах. Ибо именно здесь сосредоточился флот, раньше разбросанный по всему Мирово­ му океану. И именно здесь он оказался самым незащищенным, а порой и брошенным по вине “берега “ . Нашего берега. У чу­ жого берега нет проблем с пол­ учением помощи. Можно поклониться мужест­ ву моряков, ведущих промысел на МРС, МРТК, МРБ. Тяжко им. Ведь близость берега - не столько укрытие, сколько до­ полнительная опасность. Отка­ жет двигатель - в считанные минуты ты на скалах. А двига­ тели у них часто выходят из строя. И ветры в прибрежной зоне самые свирепые из всех в Баренцевом море. И морозы зи­ мой тут самые крепкие, а это уж совсем беда. Слава Богу, вторая зима нас балует теплом. Вот и приходится этим судам одному за другим уходить под воду... А теперь “малышам “ и вов­ се худо: сгорела радиостанция в Ура-Губе, ликвидирована радиоцепочка береговых по­ стов, из-за неуплаты долгов отключена от всех каналов Мурманска радиостанция Те- риоерки. Плюс к этому, как показывает статистика, траге­ дия, как правило, подстерегает суда тех коммерческих струк­ тур, которые игнорировали требования СНФ и не обязали капитанов давать ежедневную текущую или аварийную ин­ формацию в наш адрес как единый центр действия. Я сегодня не касаюсь беды с СТМ “ПИНРО“ , о нем уже говорилось в “РМ“ и еще бу­ дет сказано впоследствии. Я - о другом. О том, что прибреж- ныи промысел сейчас в моде, численность малотоннажных судов растет, уже сейчас их более 30 единиц. Пусть так и будет. Только каждому судо­ владельцу пора всерьез приза­ думаться над сложившейся ситуацией с аварийностью. И, конечно, принять меры для безопасного промысла в Ба­ ренцевом море. По нашему мнению, для этого надо прежде всего объе­ диниться. Судовладельцы-ком- мерческие структуры, однажды договорившись, должны орга­ низовать работу в прибрежных водах по принципу экспедиции с опорой на базовое судно. Здесь изобретать ничего не на­ до, по такой схеме работают “малыши“ “Севрыбхолодфло- таи. Надо полагать, руководство этого флота изъявит готовность не только поделиться опытом, но и согласится предоставить свои услуги на договорных и взаимовыгодных началах. Объединение всех флотов должно произойти в процессе воссоздания отряда аварийно- спасательных судов ведомствен­ ного подчинения. Формально этот отряд есть, а помощи про­ мысловикам от него никакой. Причем согласие между всеми промысловыми флотами бассей­ на должно привести к тому, чтобы содержание и использо­ вание дежурных судов-спасате- лей стало выгодным делом для всех. Пока же картина такова: промысловые траулеры при потере хода буксируют друг друга, аварийные суда предпо­ читают тонуть, не запрашивая помощи спасательных букси­ ров, а последние, не востребо­ ванные, обрастают ракушками в родном порту или вынужде­ ны заниматься коммерческой деятельностью, г НАТРАЛФЛОТ •РАВНЯИСЬ! Ч ЕСТНО ГОВОРЯ, объединение если не в целом флотов, то хотя бы их служб мореплавания, облегчило бы и такую задачу, как оснащение судов оборудованием в соответствии с международными требованиями. Ведь уже сейчас роль государственного надзора играют не наши инстанции, а инспектора международных организаций в инпортах. Причем их требова­ ния пожестче наших. Проверяют и техническое состояние судна, и работу навигационного оборудования, и умение экипажа бороться за живучесть судна. В Германии, Голландии, Англии, Дании проверяются практически все суда. А здесь, в родном порту, все функции надзора осуществляет теперь служба капитана порта. Вот уж кому поистине тяжко: огромный объем ра­ боты осложняется тем, что очень много стало малых (но старых) судов. Капитаны их всячески стремятся уйти от жесткого контроля, поскольку и техническое состояние, и оснащение "тазиков с мотором " оставляет желать лучшего. Тем не менее оборудовать суда в соответствии с международны­ ми конвенциями придется всем. Например, на каждом судне должен быть радиобуй, который даже при гибели судна будет через спутник посылать в координационный центр код и координаты корабля, попавшего в беду. К чести руководителей Мурманского тралового флота, радиобуями оснащены все его суда. До 1999 года следует установить автоматические приемники, которые принимают навигационные извещения для корректировки карт и пособий, опять же на всех судах. И снова - доброе слово в адрес службы морепла­ вания тралфлота: УКВ-радиостанции там установлены на всех судах и авто­ матические приемники - на большей их части. Нынешний год особенно ответственен: заканчивается срок работы спутниковой аппаратуры, по кото­ рой определяется местонахождение судна. До сих пор весь мир работал в системе "Транзит", а с 1995 года все переходят на систему "Навстар". Это требует замены оборудования. И если на "Моонзундах" уже установлены автоматические спутниковые комплексы, то в целом по бассейну, что назы­ вается, вопрос остается открытым. Вот тут-то и помогло бы объединение и сил, и средств. Боюсь, что такая мысль останется благим пожеланием. Горькое тому подтверждение: коммерциализация во всем самым негатив­ ным образом отражается и на безопасности мореплавания, когда в угоду коммерческим интересам пренебрегают разумной осторожностью. Да и жизнь заставляет, толкает на это, взять хотя бы перегрузку рыбы с про ­ мысловых судов на транспортные, когда уходят в штормовое открытое мо ­ ре для этой операции, чтобы спастись от таможенной обдираловки, j Хотелось бы ошибиться, очень хотелось бы, чтобы если уж не объединение, j то более тесное сотрудничество флотов избавило от смертельной опасно­ сти моряков, от аварий и гибели - суда, от позора за наше бедное Отече- I ство - флоты. И н н а БЕРЕЗЮК .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz