Рыбный Мурман. 1995 г. Март.
Православный календарь о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о с № 10 (4558) 10 - 16 марта 1995 года Март в календаре многих народов был первым месяцем года . Кроме евреев, египтян и персов с марта начинали новый год древние греки и римляне. Как долго господствовало в Древней Руси мартовское летоисчисление - сказать трудно . Одни иссле дователи называют 1343 год, другие - 1492-й, когда было поло жено считать церковный и гражданский год вместо марта с сентября . Коренные славяно-русские названия марта были разные: на севере он звался "сухий", на юге - "березозол". Еще его называли "пролетным", так как мартом начинается весна, предвестни ца лета . 14 МАРТА ЧТИТСЯ ПА МЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕ- НИЦЫ ЕВДОКИИ, ПРЕПОДОБНОГО МАРТИ- РИЯ ЗЕЛЕНЕЦКОГО. Святая Евдокия, будучи язычницей, проводила свою жизнь в роскоши и грехах, а приняв крещение, раздала имущество бедным и поступила в монастырь. После 56 лет по двига покаяния св. Евдокия, во время гонений на христиан, была осуждена на смерть и обезглавлена ровно 1843 года назад. В русском народе преподоб- номученица Евдокия получила прозвания Весновки, Сви стуньи (начинают дуть теплые ветры) и Плющихи (снег на чинает таять и оседать). Преподобный Мартирий 3е- ленецкий (Великолуцкий) был отшельником, а затем игуме ном обители на острове Зеле ный в Ладожском озере. Терпеливо переносил лишения и скорби времени, обладал да ром исцеления. нала в С.-Петербурге был злодей ски убит император Александр П. На месте его убиения воздвиг нут Храм Воскресения Христова (“Спас на крови*). Преподобный Кассиан родил ся в IY веке недалеко от Мар селя. Был монахом в вифлеемском монастыре, от шельником в египетских пус тынях, диаконом в Константинополе. Был в числе ходатаев к папе римскому, про сивших о заступничестве по от ношению к св. Златоусту. Прославился святостью жизни и учительской щедростью. Вот что говорил угодник о болезни печали: “...Нам надобно враче вать и эту болезнь, если жела ем законно подвизаться подвигом на духовном поприще. Силу этого вредного и гибель ного порока Божественный Дух изобразил довольно ясно и точ но: как моль одежде и червь де реву, так и печаль вредит сердцу человека “ . Юродивый Николай Псков ский не побоялся заявить Ивану Грозному, чтобы тот “перестал лить кровь человеческую и гра бить церкви божии“. Царь не послушал юродивого, приказал снять колокол в одном из храмов и “в тот же час пал лучший его конь по пророчеству святого“. СЕГОДНЯ, 10 МАРТА, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ СВЯ ТИТЕЛЯ ТАРАСИЯ, АРХИ ЕПИСКОПА КОНСТАН ТИНОПОЛЬСКОГО. Из знатного рода, получив хорошее образование, Тарасий вел суровую аскетическую жизнь, истратив свое имение на благотворительность. Мудро управлял Церковью 22 года, председательствовал на 7-м Вселенском соборе, утвердив шем иконопочитание. В конце жизни претерпел опалу за сме лое обличение власть имущих. В русском народе святой отец Тарасий слывет под име нем Кумошника, так как, по поверию, с этого времени начи нает нападать на людей кумо- ха, то есть лихорадка. КРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПО СТА, НАЗЫВАЕТСЯ “НЕДЕ ЛЕЙ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ “. Церковь празднует победу над сектан- тами-иконоборцами, вспомина ет 7-й Вселенский Собор (YIII в е к ) , на котором в основу ико- нопочитания было положено учение об изобразимости Иису са Христа по его человеческой природе, неслиянно соединен ной в Нем с Божеством. Были побеждены великие ереси Вос тока, которые посягали на саму суть учения о Богочеловечестве Христа. В воскресенье чтится память преподобного Прокопия Декапо- лита, который мужественно восстал против иконоборцев, за что был предан истязаниям и брошен в темницу. 15 МАРТА - ПАМЯТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ “ДЕРЖАВ НАЯ “ . День отречения от престола Государя Императора Николая 15 марта 1917 года в подмо сковном селе Коломенском бы ла чудесно обретена “державная “ икона Божией Матери. С этого дня, явив свою икону, объявила Богородица русскому народу о Своем по кровительстве над ним и что она Сама правит судьбами Рос сийской державы, постоянно беспокоясь о Своем уделе. В СУББОТУ НАЗЫВАЕТ СЯ ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПОР- ФИРИЯ, АРХИЕПИСКОПА ГАЗСКОГО, жившего в Y веке в Малой Азии. Этот угодник строил и украшал храмы и мирно преставился в преклон ном возрасте. 13 МАРТА, ПОНЕДЕЛЬ НИК, НАЧИНАЕТ ВТОРУЮ СЕДМИЦУ (НЕДЕЛЮ) ВЕ ЛИКОГО ПОСТА. ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО КАССИАНА РИМЛЯНИНА, БЛАЖЕННОГО НИКОЛАЯ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВО ГО, ПСКОВСКОГО. 16 МАРТА НАЗЫВАЮТСЯ ИМЕНА МУЧЕНИКОВ ЕВТ- РОПИЯ, КЛЕОНИКА И ВА СИЛИСКА, трех друзей-христиан, которые в IY веке приняли мученическую смерть, не явив своей телесной слабости язычникам. 12 МАРТА, ПЕРВОЕ ВОС Самый страшный врагъ нашъ , внутренн ій нашъ врагъ , у к р ѣ п и в - ш ійся среди насъ, свивш ій теплое гнѣ здо въ насъ, врагъ жесто- чайшій и безпощадный ,— который ведетъ борьбу тайно, изъ за угла, отравпяѳтъ нашихъ дѣтей ядомъ всяческой лжи и обмана, вн о си ть смуту в ъ п о н я т і я простыхъ труженниковъ -рабочихъ , с ѣ е тъ сѣмена вражды протиоъ Бога и Е го святой церкви, противъ Бо гомъ уста новленной власти, проти«*ь царя, Помазанник * Божія, и т ѣ м ъ водво- ряетъ въ нашемъ отечествѣ безначаліе, смуту и раздоры. И все это дѣлаегся исключительно изъ желанія захватить власть въ свои р у к и , сдѣлаться хозяевами и распорядителями въ государствѣ , устра- нивъ лицъ, закономъ и Богомъ для сего поставленныхъ. А между тѣмъ , эти безбожный, безнравственный учен ія прОпОВѣДуются подъ видомъ заботъ объ улучшен іи жизни и быта русскаго народа, объ улучшеніи государства. • • . ^ У т р а т и в ъ нравственную чистоту, потерявъ понят іе о благородствѣ и честности , русск ій ч е л о в і к ь сталъ утопать въ пьянствѣ , разгулѣ . Современнымъ идоломъ для насъ стали деньги. Д е н ь г и и больше ничего— стали цѣлью жизни для мно гихъ русскихъ людей. Н ѣ т ъ своихъ , мало яаработанныхъ честнымъ трудомъ, сталъ русс к ій челбеѣкъ вороеать казенный и воровство о ь соврѳменномъ русскомъ об іцествѣ та къ развилось и умножилось, что становится страшно за будущее нашего государства. Забылъ православный росс іянинъ вѣчнын слова Спасителя :* если и м іръ вось пр іобрѣтешь , а душу СВОЮ оставишь п ус тою ,— что п о л ь з ы будетъ человѣку та- ком у?м Забыты и грозныя слова притчи Спасителя: .безумный ! в ъ ту ночь душу твою отнимутъ отъ тебя. А все, что ты с О б р а л ъ , на- копилъ, кому останется?** Люди забыли, не хотятъ знать Бога, не хотятъ помнить и о твѣ тственности з а свои дѣла. Точь въ точь ка къ было предъ потопомъ, когда люди и знать не хотѣли частыхъ напо - минан ій Бож іихъ о предстоящей гро зѣ , а „пили , ѣли , веселились*, пока не пошелъ дождь... и погибло все живое. Ус трашись , право славный русск ій чслооѣкъ , такой участи. Не з а б ы в а й , что слово Божіе неизмѣнно : „ с к о р ѣ е небо и земля прейдетъ, чѣмъ одна буква или одна черта отъ закона Божія не исполнится * , сказалъ Спаситель . Что же намъ дѣлать? Неужели все погибло , неужели н ѣ т ъ н и какой надежды впереди? Опомнимся , братіе, смиримся и призовемт» искренно, со слезами, милосердіе Божіе. Отрезвимся отъ опьяняю щей насъ гордости и сампзабвен ія. Въ комъ не с о в с ѣм ъ еще по гасла совѣс ть , въ комъ еще таится искра вѣры въ Бога, тотъ вспомни свой долгъ, свои обязанности. Одесса, 17 ноября 1909 г. Ш |збранникъ Божій, царь Давидъ нѣкогда тяжко согрѣшилъ I и своими грѣхами навлекъ на себя и на все свое цар- utuo страшный г н і в ъ Бижій. Господь чрезъ пророка своего Гада объявилъ согрѣшившзму Давиду: „три наказанія Я предлагаю тебѣ; выбери себѣ одно изъ нихъ: быть ли голоду въ странѣ твоей три года, или три мѣсяца будешь ты прдслѣдубмъ отъ непріятелей тврихъ, или в ъ продрпшеніе трехъ дней будетъсвирѣпствовать мо ровая язва въ странѣ твоей?" И отвѣчапъ Давидъ: тяжело мнѣ очень; но пусть лучше я впаду въ руки Господа, ибо велико мило- сердіе Его, только бы въ руки человѣческія не попасть мнѣ. И избралъ Давидъ въ наказаніе себѣ моровую язву... Тяжело согрѣшили русскіе люди предъ Богомъ, ибо правосу- діе Божіе страшно караетъ наше отечество, и при томъ караетъ тѣмъ именно наказаніемъ, котораго особенно боялся царь Давидъ. Господь предалъ насъ и наше государство въ руки человѣческія. Не три мѣсяца, а цѣлыхъ полтора года продолжалась крово- пролитнѣйшая въ исторіи наша война съ японцами: полтора года мы съ болью въ сердцѣ терпели пораженіе за пораженівмъ и закон чили миромъ, нанесшимъ нашему государству міровой позорь и униженіе, соединенное съ отнятіемъ отъ насъ части нашего госу дарства. Но и этой страшной кары оказалось для насъ мало, и мы преданы Богомъ въ руки враговъ внутреннихъ, гораздо болѣв страш- ныхъ, чѣмъ внѣшніе, и вотъ ужъ пятый годъ наше государство стра- даетъ отъ этихъ враговъ, ингый годъ тянется ужасная междоусо бица, кровавая борьба русскихъ людей, борьба другъ противъ друга. Сии строки взяты из "листовки", которая предназначалась для паломников, отправлявшихся из Одессы на Свя тую землю. Думается, мысли, изложенные в ней, актуальны и сегодня (публикуется с небольшими сокращениями ) . Виктор ГЕОРГИ, ведущий рубрики “Православный календарь4 ■lists
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz