Рыбный Мурман. 1995 г. Март.

Православный календарь о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о с № 10 (4558) 10 - 16 марта 1995 года Март в календаре многих народов был первым месяцем года . Кроме евреев, египтян и персов с марта начинали новый год древние греки и римляне. Как долго господствовало в Древней Руси мартовское летоисчисление - сказать трудно . Одни иссле­ дователи называют 1343 год, другие - 1492-й, когда было поло­ жено считать церковный и гражданский год вместо марта с сентября . Коренные славяно-русские названия марта были разные: на севере он звался "сухий", на юге - "березозол". Еще его называли "пролетным", так как мартом начинается весна, предвестни­ ца лета . 14 МАРТА ЧТИТСЯ ПА­ МЯТЬ ПРЕПОДОБНОМУЧЕ- НИЦЫ ЕВДОКИИ, ПРЕПОДОБНОГО МАРТИ- РИЯ ЗЕЛЕНЕЦКОГО. Святая Евдокия, будучи язычницей, проводила свою жизнь в роскоши и грехах, а приняв крещение, раздала имущество бедным и поступила в монастырь. После 56 лет по­ двига покаяния св. Евдокия, во время гонений на христиан, была осуждена на смерть и обезглавлена ровно 1843 года назад. В русском народе преподоб- номученица Евдокия получила прозвания Весновки, Сви­ стуньи (начинают дуть теплые ветры) и Плющихи (снег на­ чинает таять и оседать). Преподобный Мартирий 3е- ленецкий (Великолуцкий) был отшельником, а затем игуме­ ном обители на острове Зеле­ ный в Ладожском озере. Терпеливо переносил лишения и скорби времени, обладал да­ ром исцеления. нала в С.-Петербурге был злодей­ ски убит император Александр П. На месте его убиения воздвиг­ нут Храм Воскресения Христова (“Спас на крови*). Преподобный Кассиан родил­ ся в IY веке недалеко от Мар­ селя. Был монахом в вифлеемском монастыре, от­ шельником в египетских пус­ тынях, диаконом в Константинополе. Был в числе ходатаев к папе римскому, про­ сивших о заступничестве по от­ ношению к св. Златоусту. Прославился святостью жизни и учительской щедростью. Вот что говорил угодник о болезни печали: “...Нам надобно враче­ вать и эту болезнь, если жела­ ем законно подвизаться подвигом на духовном поприще. Силу этого вредного и гибель­ ного порока Божественный Дух изобразил довольно ясно и точ­ но: как моль одежде и червь де­ реву, так и печаль вредит сердцу человека “ . Юродивый Николай Псков­ ский не побоялся заявить Ивану Грозному, чтобы тот “перестал лить кровь человеческую и гра­ бить церкви божии“. Царь не послушал юродивого, приказал снять колокол в одном из храмов и “в тот же час пал лучший его конь по пророчеству святого“. СЕГОДНЯ, 10 МАРТА, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ СВЯ­ ТИТЕЛЯ ТАРАСИЯ, АРХИ­ ЕПИСКОПА КОНСТАН­ ТИНОПОЛЬСКОГО. Из знатного рода, получив хорошее образование, Тарасий вел суровую аскетическую жизнь, истратив свое имение на благотворительность. Мудро управлял Церковью 22 года, председательствовал на 7-м Вселенском соборе, утвердив­ шем иконопочитание. В конце жизни претерпел опалу за сме­ лое обличение власть имущих. В русском народе святой отец Тарасий слывет под име­ нем Кумошника, так как, по поверию, с этого времени начи­ нает нападать на людей кумо- ха, то есть лихорадка. КРЕСЕНЬЕ ВЕЛИКОГО ПО­ СТА, НАЗЫВАЕТСЯ “НЕДЕ­ ЛЕЙ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ “. Церковь празднует победу над сектан- тами-иконоборцами, вспомина­ ет 7-й Вселенский Собор (YIII в е к ) , на котором в основу ико- нопочитания было положено учение об изобразимости Иису­ са Христа по его человеческой природе, неслиянно соединен­ ной в Нем с Божеством. Были побеждены великие ереси Вос­ тока, которые посягали на саму суть учения о Богочеловечестве Христа. В воскресенье чтится память преподобного Прокопия Декапо- лита, который мужественно восстал против иконоборцев, за что был предан истязаниям и брошен в темницу. 15 МАРТА - ПАМЯТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ “ДЕРЖАВ­ НАЯ “ . День отречения от престола Государя Императора Николая 15 марта 1917 года в подмо­ сковном селе Коломенском бы­ ла чудесно обретена “державная “ икона Божией Матери. С этого дня, явив свою икону, объявила Богородица русскому народу о Своем по­ кровительстве над ним и что она Сама правит судьбами Рос­ сийской державы, постоянно беспокоясь о Своем уделе. В СУББОТУ НАЗЫВАЕТ­ СЯ ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ ПОР- ФИРИЯ, АРХИЕПИСКОПА ГАЗСКОГО, жившего в Y веке в Малой Азии. Этот угодник строил и украшал храмы и мирно преставился в преклон­ ном возрасте. 13 МАРТА, ПОНЕДЕЛЬ­ НИК, НАЧИНАЕТ ВТОРУЮ СЕДМИЦУ (НЕДЕЛЮ) ВЕ­ ЛИКОГО ПОСТА. ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО КАССИАНА РИМЛЯНИНА, БЛАЖЕННОГО НИКОЛАЯ, ХРИСТА РАДИ ЮРОДИВО­ ГО, ПСКОВСКОГО. 16 МАРТА НАЗЫВАЮТСЯ ИМЕНА МУЧЕНИКОВ ЕВТ- РОПИЯ, КЛЕОНИКА И ВА­ СИЛИСКА, трех друзей-христиан, которые в IY веке приняли мученическую смерть, не явив своей телесной слабости язычникам. 12 МАРТА, ПЕРВОЕ ВОС Самый страшный врагъ нашъ , внутренн ій нашъ врагъ , у к р ѣ п и в - ш ійся среди насъ, свивш ій теплое гнѣ здо въ насъ, врагъ жесто- чайшій и безпощадный ,— который ведетъ борьбу тайно, изъ за угла, отравпяѳтъ нашихъ дѣтей ядомъ всяческой лжи и обмана, вн о си ть смуту в ъ п о н я т і я простыхъ труженниковъ -рабочихъ , с ѣ е тъ сѣмена вражды протиоъ Бога и Е го святой церкви, противъ Бо гомъ уста ­ новленной власти, проти«*ь царя, Помазанник * Божія, и т ѣ м ъ водво- ряетъ въ нашемъ отечествѣ безначаліе, смуту и раздоры. И все это дѣлаегся исключительно изъ желанія захватить власть въ свои р у к и , сдѣлаться хозяевами и распорядителями въ государствѣ , устра- нивъ лицъ, закономъ и Богомъ для сего поставленныхъ. А между тѣмъ , эти безбожный, безнравственный учен ія прОпОВѣДуются подъ видомъ заботъ объ улучшен іи жизни и быта русскаго народа, объ улучшеніи государства. • • . ^ У т р а т и в ъ нравственную чистоту, потерявъ понят іе о благородствѣ и честности , русск ій ч е л о в і к ь сталъ утопать въ пьянствѣ , разгулѣ . Современнымъ идоломъ для насъ стали деньги. Д е н ь г и и больше ничего— стали цѣлью жизни для мно гихъ русскихъ людей. Н ѣ т ъ своихъ , мало яаработанныхъ честнымъ трудомъ, сталъ русс к ій челбеѣкъ вороеать казенный и воровство о ь соврѳменномъ русскомъ об іцествѣ та къ развилось и умножилось, что становится страшно за будущее нашего государства. Забылъ православный росс іянинъ вѣчнын слова Спасителя :* если и м іръ вось пр іобрѣтешь , а душу СВОЮ оставишь п ус тою ,— что п о л ь з ы будетъ человѣку та- ком у?м Забыты и грозныя слова притчи Спасителя: .безумный ! в ъ ту ночь душу твою отнимутъ отъ тебя. А все, что ты с О б р а л ъ , на- копилъ, кому останется?** Люди забыли, не хотятъ знать Бога, не хотятъ помнить и о твѣ тственности з а свои дѣла. Точь въ точь ка къ было предъ потопомъ, когда люди и знать не хотѣли частыхъ напо - минан ій Бож іихъ о предстоящей гро зѣ , а „пили , ѣли , веселились*, пока не пошелъ дождь... и погибло все живое. Ус трашись , право­ славный русск ій чслооѣкъ , такой участи. Не з а б ы в а й , что слово Божіе неизмѣнно : „ с к о р ѣ е небо и земля прейдетъ, чѣмъ одна буква или одна черта отъ закона Божія не исполнится * , сказалъ Спаситель . Что же намъ дѣлать? Неужели все погибло , неужели н ѣ т ъ н и ­ какой надежды впереди? Опомнимся , братіе, смиримся и призовемт» искренно, со слезами, милосердіе Божіе. Отрезвимся отъ опьяняю ­ щей насъ гордости и сампзабвен ія. Въ комъ не с о в с ѣм ъ еще по­ гасла совѣс ть , въ комъ еще таится искра вѣры въ Бога, тотъ вспомни свой долгъ, свои обязанности. Одесса, 17 ноября 1909 г. Ш |збранникъ Божій, царь Давидъ нѣкогда тяжко согрѣшилъ I и своими грѣхами навлекъ на себя и на все свое цар- utuo страшный г н і в ъ Бижій. Господь чрезъ пророка своего Гада объявилъ согрѣшившзму Давиду: „три наказанія Я предлагаю тебѣ; выбери себѣ одно изъ нихъ: быть ли голоду въ странѣ твоей три года, или три мѣсяца будешь ты прдслѣдубмъ отъ непріятелей тврихъ, или в ъ продрпшеніе трехъ дней будетъсвирѣпствовать мо­ ровая язва въ странѣ твоей?" И отвѣчапъ Давидъ: тяжело мнѣ очень; но пусть лучше я впаду въ руки Господа, ибо велико мило- сердіе Его, только бы въ руки человѣческія не попасть мнѣ. И избралъ Давидъ въ наказаніе себѣ моровую язву... Тяжело согрѣшили русскіе люди предъ Богомъ, ибо правосу- діе Божіе страшно караетъ наше отечество, и при томъ караетъ тѣмъ именно наказаніемъ, котораго особенно боялся царь Давидъ. Господь предалъ насъ и наше государство въ руки человѣческія. Не три мѣсяца, а цѣлыхъ полтора года продолжалась крово- пролитнѣйшая въ исторіи наша война съ японцами: полтора года мы съ болью въ сердцѣ терпели пораженіе за пораженівмъ и закон­ чили миромъ, нанесшимъ нашему государству міровой позорь и униженіе, соединенное съ отнятіемъ отъ насъ части нашего госу­ дарства. Но и этой страшной кары оказалось для насъ мало, и мы преданы Богомъ въ руки враговъ внутреннихъ, гораздо болѣв страш- ныхъ, чѣмъ внѣшніе, и вотъ ужъ пятый годъ наше государство стра- даетъ отъ этихъ враговъ, ингый годъ тянется ужасная междоусо­ бица, кровавая борьба русскихъ людей, борьба другъ противъ друга. Сии строки взяты из "листовки", которая предназначалась для паломников, отправлявшихся из Одессы на Свя тую землю. Думается, мысли, изложенные в ней, актуальны и сегодня (публикуется с небольшими сокращениями ) . Виктор ГЕОРГИ, ведущий рубрики “Православный календарь4 ■lists

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz