Рыбный Мурман. 1995 г. Март.

4 № 10 (4558) 10 - 16 марта 1995 года э о о о с х Экономический компас чения спроса, но не более того. Сергей Серафимович удивил меня еще одним чудом сегодняшнего дня. Хоть и медленно, но продолжается строительство второй очереди фабрики. И не из сборных металлических конструкций, к которым из-за дешевизны прибегают многие руко­ водители, а из кирпича, а значит - на многие годы. В этот конкретный день как раз производились бетонные работы на крыше. И это на фоне простаивающих по соседству предприятий бывшего рыбоком­ бината и уже упоминавшейся столовой... Есть новшества и в технологическом процессе. Например, внедряется техноло­ гия по более полному съему вздорожав­ шего олова. Ранее этот металл снимался только с отходов, не покрытых лаком. Новшество позволит переработку и лаки­ рованных обрезков, а уж полученный за­ тем сплав используется для пайки банок. - Сергей Серафимович, и все же в чем основной секрет работоспособности ва­ шего предприятия? - Никакого секрета здесь нет. Просто мы не отошли от народной мудрости. По­ мните известную сказку о венике, кото­ рый дюжие молодцы сломать не смогли, а, разделив на прутики, легко перещел­ кали? Вот и мы, я считаю, выжили и вы­ живаем по той простой причине, что оста­ лись все вместе в составе тарного комби­ ната. Для многих заманчивым показалось отделиться и при небольшом коллективе стать генеральным директором, которого все возят и носят. Не верю я, что в ны­ нешней экономической ситуации кто-то из подразделений тарного комбината “су­ веренно44, в одиночку, выжил бы. - Вы оптимист, Сергей Серафимович? - К пессимистам себя не отношу и ве­ рю в лучшие времена. Жизнь заставит людей думать и предпринимать карди­ нальные шаги. Мы работаем с банками, но рыбную обстановку очень даже чувст­ вуем. А поэтому желаем рыбакам меньше штормов, больше квот. Говоря по-просто- му, больше ловите, тогда работа будет у вас и у нас, а вкусные, дешевые консер­ вы - у народа. Беседовал Владимир СТУДЕНЕЦ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО . . . и О К У Р О К в Ф У ж е ? е с и м м ш и с к и м Кто из рыбаков не помнит, каким спросом в недалеком прошлом пользовалась продукция же­ стянобаночной фабрики Мурманского тарного комбината. Многие, наверное, с содроганием вспоминают те дни, когда приходилось на про­ мысле ждать по нескольку дней долгожданные банки. В то же время работники самого баночно­ го производства сложа руки не сидели, а вкалы­ вали в две смены. И нет их вины в былых про­ стоях рыбаков, просто мощностей не хватало. Как сейчас живется этому предприятию? По- прежнему вкалывают в поте лица или и их пора­ зили болезни так называемой рыночной эконо­ мики? Чтобы ответить на эти вопросы, я и направил­ ся в рыбный порт, где расположена фабрика. Подойдя к предприятию, я увидел^ что в грузо­ вики загружаются картонные коробки с банками. Но ведь и не работающие предприятия отгружа­ ют складские остатки... Только переступив порог цеха с автоматическими линиями, мои сомнения развеялись - работают люди, работает фабрика! Нескончаемый поток банки № 8 по конвейеру идет на упаковку, оттуда - на склад готовой про­ дукции. Банки для пресервов идут медленее, из­ готовление их, увы, не автоматизировано. - И как раз по банке № 27 мы пока не можем полностью удовлетворить возросший спрос по­ требителей. Придется в субботу поработать, - показывая мне фабрику, поясняет директор предприятия Сергей ОКУЛОВСКИЙ. - А между тем простаивают мощности по выпуску этой же модификации, но из алюминия. Потреби­ тели, видите ли, считать научились и предпочитают более дешевую, жестяную банку. Слова Сергея Серафимовича подтвер­ дились на складе готовой продукции, где не обнаружилось затаривания, а, наобо­ рот, непрерывно шла отгрузка. И что еще мне заметалось и порадовало: рабочие та­ скали короба в хорошем ритме и в на­ строении, шутили и добрым словом отзы­ вались о своих руководителях. Что это не ирония и не ради красивого словца, под­ тверждали тем, например, что на фабри­ ке своевременно выплачивается зарплата. - Не своевременно, а вовремя, - уточ­ няет Сергей Серафимович. - Как записа­ но в трудовом соглашении. Большая за ­ слуга в этом генерального директора тар­ ного комбината Сергея Александровича Липницкого, который очень энергично контролирует этот аспект. Генеральный считает, какой смысл работать, если ме­ сяцами потом ждать заработанного. Кроме того, постоянно, хоть не намного, заработ­ ная плата увеличивается. А сейчас пла­ нируем переоборудовать одно из помеще­ ний для бытовых нужд - для отдыха, обе­ да, чаепития, ведь близлежащая столовая давно не работает. - Сергей Серафимович, выходит, на­ бившие оскомину многим предприятиям проблемы вас не затрагивают? Например партнерские неплатежи... - Эта проблема нас волнует не мень­ ше, чем других. Ведь своевременное по­ ступление денег позволяет в срок заку ­ пать сырье и материалы, обеспечивает нормальную жизнедеятельность коллек­ тива. Но пока удается находить какие-то компромиссы с постоянными потребителя­ ми, с которыми заключены договора. Ну а с тех, кого не знаем, требуем предоплату продукции. Наши рабочие с готовностью берутся за любой заказ. И не потому, что людей пугают очереди на бирже труда. Просто на фабрике, я бы сказал, особенная ат­ мосфера. От нас и.раньше не бегали. - Хотите сказать, что и сокращений у вас не было? - Общее число работающих все же уменьшилось до трехсот. Ушли пенсионе­ ры, но ушли не по сокращению штатов, а уволились на заслуженный отдых без обид, и мы проводили их с почестями. К слову, хотя сейчас и не принято го­ ворить о людях, которые хорошо работа­ ют, я бы отметил, не в обиду всему пре­ красному коллективу, наладчиков техно­ логического оборудования ветерана пред­ приятия Юрия Михайловича Перетрутова и его более молодого коллегу, но не но­ вичка на производстве Владимира Алек^ сеевича Волкова. Они и вся бригада на­ ладчиков поддерживают механизмы пред­ приятия в 44живом состоянии44. Хочу сказать еще об одном немало­ важном обстоятельстве. Наше благополу­ чие в немалой степени зависит от рыбы. Если ее нет, значит, и на консервную банку нет спроса... - И что тогда, останавливать конвей­ ер? - Нет конечно. Мы обеспечиваем жес­ тянобаночной тарой мясокомбинаты, кон­ дитерские и* птицефабрики. География таких потребителей самая широкая - Ли­ пецк, Брянск, Самара, Екатеринбург, Уфа и т. д. Но традиционно основными нашими потребителями остаются мурман­ ские рыбоделы. И чуть позднее в кабинете директора, как в музее, я увидел большую экспози­ цию самых различных банок, баночек, расписных подносов из разряда так назы­ ваемых товаров народного потребления. Все это красочное разноцветье надо ви­ деть - на словах, к сожалению, не пере­ дать. - Сергей Серафимович, вы давно на фабрике? - В 1968 году после окончания средней мореходки пришел сюда механиком. - Значит, есть что и с чем сравнивать. В общем объеме сократился ли выпуск продукции, и в частности для рыбной от­ расли, или география компенсирует? - Сократился, и намного. Раньше мы выпускали ежемесячно с трех линий за две смены до 15 млн. физических банок. Сейчас же набирается лишь 4 млн. в ме­ сяц. Правда, возрастает потребность в банках № 3, 8. Так что объемы должны увеличиться. - Зарубежных покупателей нет? - Нет. Да и стремления особого к это­ му нет. Стараемся охватить свой рынок. Хотя товары народного потребления из дерева и отдельные баночки брали, например, норвежцы для изу- Как мы уже сообщали, в Мурманске состоялась презентация норвежского концерна "Мельбю Фискеиндустри АО". благо. И огромные цифры прибыли у рыбного хозяйства, ежегодно возрастающие, обусловле­ ны, по словам Пола Крюгера, четкой экономи­ ческой политикой правительства, государственной поддержкой . ♦ * * Господина Крюгера слушали в абсолютной тишине. Надо полагать, сравнивали. Думали. Думали и о главном, ради чего была затеяна презентация: впервые напрямую, без посредни­ ков, крупнейший норвежский концерн ищет пути сотрудничества с российскими коммерсантами. Пол Крю гер предложил создать в Мурманске рыбоперерабатывающий завод, оснастить его норвежским оборудованием, дать норвежские технологии, обучить российских рабочих. На за­ воде перерабатывать рыбу тресковых пород, а затем по отлаженным в Норвегии каналам про­ давать продукцию в Европе. Взамен - продукты питания, тара, топливо и т. д. Думать-то наши думали, но вслух ничего не сказали. Хотя потом за фужером шампанского многие подходили к Полу Крю геру и о чем-то подолгу советовались. * * * Завидовать грех. Но как было не согрешить, слушая норвежского гостя и принимая в качест­ ве сувениров авторучки, зажигалки, красочные проспекты, рекламирующие и концерн, и нор­ вежскую рыбную отрасль. А уж на неофициаль­ ной части презентации мне лично и вовсе стало худо: увидеть столы, где высокими горками краснели бутерброды с семгой и икрой, стояли раскрытые коробки шоколадных конфет, раз­ ное шампанское и прочая роскошь, - нелегко. Конечно, господин Крюгер может себе позво­ лить великолепное угощение 70 человек. Так сказать, лицо фирмы должно выглядеть солид­ но и привлекательно. Но, видно, в отместку кто-то из наших поту­ шил окурок в фужере с шампанским... Инна БЕРЕЗЮК. Два приятных момента: желающих присутствовать на презентации российских (мур­ манских) бизнесменов оказалось много (и это было с благодарностью отмечено норвеж­ ской стороной как выражение серьезного интереса к сотрудничеству), это - во-первых. Во-вторых, концерн представлял его исполнительный директор Пол Крюгер, личность весьма заметная в рыбной промышленности Норвегии. Кроме этой должности Пол Крю ­ гер еще и президент ассоциации рыбоперерабатывающих заводов Норвегии, еще и вице- президент конфедерации 14 тысяч норвежских предприятий, еще и член совещательной комиссии при министре рыбной промышленности. Короче говоря. Пол Крюгер - второе лицо после министра рыбной промышленности Норвегии. В концерн входят рыбодобыва­ ющие, перерабатывающие, судоремонтные и другие компании, иными словами, все - от добычи рыбы и экспорта продукции до детских садов - входит в структуру концерна. Основные виды продукции концерна - свежая и копченая рыба, мороженое и соленое филе, а также консервы и мороженая креветка, которую покупают европейские страны и Япония. Все другие виды продукции экспортируются в страны ЕЭС, особенно в Англию, Италию и Францию. Слушаешь господина Крюгера и ду­ маешь: нам бы ваши трудности! Напри­ мер, в Норвегии есть такая проблема: изобилие всяческих продуктов питания затрудняет сбыт рыбных товаров, а выпу­ скать продукцию на экспорт, так там надо обеспечить высочайшее качество и обя­ зательно заплатить 10-процентную экс­ портную пошлину. Это, говорит Пол Крюгер, очень много. Тем не менее по объему экспорта (в денежном выраже­ нии) продукция рыбной отрасли в стране занимает второе место после нефтяной отрасли. За три последних года эта сумма увеличилась аж на 4 миллиарда норвеж­ ских крон. Или, например, такое "горе ": очень трудно конкурировать со странами, где дешевая рабочая сила. Ну и так далее. А как не лопнуть от зависти, когда господин Крюгер, отвечая на вопрос генерального директора "А р к ти к Салмон" Виктора Не- светова, сообщает: в Норвегии 700 ферм занимаются выращиванием семги, выпу­ скают 340 тысяч тонн (!) семужьей про­ дукции. И если купить в Норвегии квоту на треску - проблема, то семужью ферму - пожалуйста, хоть мы с вами можем это сделать, поскольку для норвежской рыб­ ной отрасли совершенно неважно, граж ­ данин какой страны будет работать на ее

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz