Рыбный Мурман. 1995 г. Март.
4 № 10 (4558) 10 - 16 марта 1995 года э о о о с х Экономический компас чения спроса, но не более того. Сергей Серафимович удивил меня еще одним чудом сегодняшнего дня. Хоть и медленно, но продолжается строительство второй очереди фабрики. И не из сборных металлических конструкций, к которым из-за дешевизны прибегают многие руко водители, а из кирпича, а значит - на многие годы. В этот конкретный день как раз производились бетонные работы на крыше. И это на фоне простаивающих по соседству предприятий бывшего рыбоком бината и уже упоминавшейся столовой... Есть новшества и в технологическом процессе. Например, внедряется техноло гия по более полному съему вздорожав шего олова. Ранее этот металл снимался только с отходов, не покрытых лаком. Новшество позволит переработку и лаки рованных обрезков, а уж полученный за тем сплав используется для пайки банок. - Сергей Серафимович, и все же в чем основной секрет работоспособности ва шего предприятия? - Никакого секрета здесь нет. Просто мы не отошли от народной мудрости. По мните известную сказку о венике, кото рый дюжие молодцы сломать не смогли, а, разделив на прутики, легко перещел кали? Вот и мы, я считаю, выжили и вы живаем по той простой причине, что оста лись все вместе в составе тарного комби ната. Для многих заманчивым показалось отделиться и при небольшом коллективе стать генеральным директором, которого все возят и носят. Не верю я, что в ны нешней экономической ситуации кто-то из подразделений тарного комбината “су веренно44, в одиночку, выжил бы. - Вы оптимист, Сергей Серафимович? - К пессимистам себя не отношу и ве рю в лучшие времена. Жизнь заставит людей думать и предпринимать карди нальные шаги. Мы работаем с банками, но рыбную обстановку очень даже чувст вуем. А поэтому желаем рыбакам меньше штормов, больше квот. Говоря по-просто- му, больше ловите, тогда работа будет у вас и у нас, а вкусные, дешевые консер вы - у народа. Беседовал Владимир СТУДЕНЕЦ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО . . . и О К У Р О К в Ф У ж е ? е с и м м ш и с к и м Кто из рыбаков не помнит, каким спросом в недалеком прошлом пользовалась продукция же стянобаночной фабрики Мурманского тарного комбината. Многие, наверное, с содроганием вспоминают те дни, когда приходилось на про мысле ждать по нескольку дней долгожданные банки. В то же время работники самого баночно го производства сложа руки не сидели, а вкалы вали в две смены. И нет их вины в былых про стоях рыбаков, просто мощностей не хватало. Как сейчас живется этому предприятию? По- прежнему вкалывают в поте лица или и их пора зили болезни так называемой рыночной эконо мики? Чтобы ответить на эти вопросы, я и направил ся в рыбный порт, где расположена фабрика. Подойдя к предприятию, я увидел^ что в грузо вики загружаются картонные коробки с банками. Но ведь и не работающие предприятия отгружа ют складские остатки... Только переступив порог цеха с автоматическими линиями, мои сомнения развеялись - работают люди, работает фабрика! Нескончаемый поток банки № 8 по конвейеру идет на упаковку, оттуда - на склад готовой про дукции. Банки для пресервов идут медленее, из готовление их, увы, не автоматизировано. - И как раз по банке № 27 мы пока не можем полностью удовлетворить возросший спрос по требителей. Придется в субботу поработать, - показывая мне фабрику, поясняет директор предприятия Сергей ОКУЛОВСКИЙ. - А между тем простаивают мощности по выпуску этой же модификации, но из алюминия. Потреби тели, видите ли, считать научились и предпочитают более дешевую, жестяную банку. Слова Сергея Серафимовича подтвер дились на складе готовой продукции, где не обнаружилось затаривания, а, наобо рот, непрерывно шла отгрузка. И что еще мне заметалось и порадовало: рабочие та скали короба в хорошем ритме и в на строении, шутили и добрым словом отзы вались о своих руководителях. Что это не ирония и не ради красивого словца, под тверждали тем, например, что на фабри ке своевременно выплачивается зарплата. - Не своевременно, а вовремя, - уточ няет Сергей Серафимович. - Как записа но в трудовом соглашении. Большая за слуга в этом генерального директора тар ного комбината Сергея Александровича Липницкого, который очень энергично контролирует этот аспект. Генеральный считает, какой смысл работать, если ме сяцами потом ждать заработанного. Кроме того, постоянно, хоть не намного, заработ ная плата увеличивается. А сейчас пла нируем переоборудовать одно из помеще ний для бытовых нужд - для отдыха, обе да, чаепития, ведь близлежащая столовая давно не работает. - Сергей Серафимович, выходит, на бившие оскомину многим предприятиям проблемы вас не затрагивают? Например партнерские неплатежи... - Эта проблема нас волнует не мень ше, чем других. Ведь своевременное по ступление денег позволяет в срок заку пать сырье и материалы, обеспечивает нормальную жизнедеятельность коллек тива. Но пока удается находить какие-то компромиссы с постоянными потребителя ми, с которыми заключены договора. Ну а с тех, кого не знаем, требуем предоплату продукции. Наши рабочие с готовностью берутся за любой заказ. И не потому, что людей пугают очереди на бирже труда. Просто на фабрике, я бы сказал, особенная ат мосфера. От нас и.раньше не бегали. - Хотите сказать, что и сокращений у вас не было? - Общее число работающих все же уменьшилось до трехсот. Ушли пенсионе ры, но ушли не по сокращению штатов, а уволились на заслуженный отдых без обид, и мы проводили их с почестями. К слову, хотя сейчас и не принято го ворить о людях, которые хорошо работа ют, я бы отметил, не в обиду всему пре красному коллективу, наладчиков техно логического оборудования ветерана пред приятия Юрия Михайловича Перетрутова и его более молодого коллегу, но не но вичка на производстве Владимира Алек^ сеевича Волкова. Они и вся бригада на ладчиков поддерживают механизмы пред приятия в 44живом состоянии44. Хочу сказать еще об одном немало важном обстоятельстве. Наше благополу чие в немалой степени зависит от рыбы. Если ее нет, значит, и на консервную банку нет спроса... - И что тогда, останавливать конвей ер? - Нет конечно. Мы обеспечиваем жес тянобаночной тарой мясокомбинаты, кон дитерские и* птицефабрики. География таких потребителей самая широкая - Ли пецк, Брянск, Самара, Екатеринбург, Уфа и т. д. Но традиционно основными нашими потребителями остаются мурман ские рыбоделы. И чуть позднее в кабинете директора, как в музее, я увидел большую экспози цию самых различных банок, баночек, расписных подносов из разряда так назы ваемых товаров народного потребления. Все это красочное разноцветье надо ви деть - на словах, к сожалению, не пере дать. - Сергей Серафимович, вы давно на фабрике? - В 1968 году после окончания средней мореходки пришел сюда механиком. - Значит, есть что и с чем сравнивать. В общем объеме сократился ли выпуск продукции, и в частности для рыбной от расли, или география компенсирует? - Сократился, и намного. Раньше мы выпускали ежемесячно с трех линий за две смены до 15 млн. физических банок. Сейчас же набирается лишь 4 млн. в ме сяц. Правда, возрастает потребность в банках № 3, 8. Так что объемы должны увеличиться. - Зарубежных покупателей нет? - Нет. Да и стремления особого к это му нет. Стараемся охватить свой рынок. Хотя товары народного потребления из дерева и отдельные баночки брали, например, норвежцы для изу- Как мы уже сообщали, в Мурманске состоялась презентация норвежского концерна "Мельбю Фискеиндустри АО". благо. И огромные цифры прибыли у рыбного хозяйства, ежегодно возрастающие, обусловле ны, по словам Пола Крюгера, четкой экономи ческой политикой правительства, государственной поддержкой . ♦ * * Господина Крюгера слушали в абсолютной тишине. Надо полагать, сравнивали. Думали. Думали и о главном, ради чего была затеяна презентация: впервые напрямую, без посредни ков, крупнейший норвежский концерн ищет пути сотрудничества с российскими коммерсантами. Пол Крю гер предложил создать в Мурманске рыбоперерабатывающий завод, оснастить его норвежским оборудованием, дать норвежские технологии, обучить российских рабочих. На за воде перерабатывать рыбу тресковых пород, а затем по отлаженным в Норвегии каналам про давать продукцию в Европе. Взамен - продукты питания, тара, топливо и т. д. Думать-то наши думали, но вслух ничего не сказали. Хотя потом за фужером шампанского многие подходили к Полу Крю геру и о чем-то подолгу советовались. * * * Завидовать грех. Но как было не согрешить, слушая норвежского гостя и принимая в качест ве сувениров авторучки, зажигалки, красочные проспекты, рекламирующие и концерн, и нор вежскую рыбную отрасль. А уж на неофициаль ной части презентации мне лично и вовсе стало худо: увидеть столы, где высокими горками краснели бутерброды с семгой и икрой, стояли раскрытые коробки шоколадных конфет, раз ное шампанское и прочая роскошь, - нелегко. Конечно, господин Крюгер может себе позво лить великолепное угощение 70 человек. Так сказать, лицо фирмы должно выглядеть солид но и привлекательно. Но, видно, в отместку кто-то из наших поту шил окурок в фужере с шампанским... Инна БЕРЕЗЮК. Два приятных момента: желающих присутствовать на презентации российских (мур манских) бизнесменов оказалось много (и это было с благодарностью отмечено норвеж ской стороной как выражение серьезного интереса к сотрудничеству), это - во-первых. Во-вторых, концерн представлял его исполнительный директор Пол Крюгер, личность весьма заметная в рыбной промышленности Норвегии. Кроме этой должности Пол Крю гер еще и президент ассоциации рыбоперерабатывающих заводов Норвегии, еще и вице- президент конфедерации 14 тысяч норвежских предприятий, еще и член совещательной комиссии при министре рыбной промышленности. Короче говоря. Пол Крюгер - второе лицо после министра рыбной промышленности Норвегии. В концерн входят рыбодобыва ющие, перерабатывающие, судоремонтные и другие компании, иными словами, все - от добычи рыбы и экспорта продукции до детских садов - входит в структуру концерна. Основные виды продукции концерна - свежая и копченая рыба, мороженое и соленое филе, а также консервы и мороженая креветка, которую покупают европейские страны и Япония. Все другие виды продукции экспортируются в страны ЕЭС, особенно в Англию, Италию и Францию. Слушаешь господина Крюгера и ду маешь: нам бы ваши трудности! Напри мер, в Норвегии есть такая проблема: изобилие всяческих продуктов питания затрудняет сбыт рыбных товаров, а выпу скать продукцию на экспорт, так там надо обеспечить высочайшее качество и обя зательно заплатить 10-процентную экс портную пошлину. Это, говорит Пол Крюгер, очень много. Тем не менее по объему экспорта (в денежном выраже нии) продукция рыбной отрасли в стране занимает второе место после нефтяной отрасли. За три последних года эта сумма увеличилась аж на 4 миллиарда норвеж ских крон. Или, например, такое "горе ": очень трудно конкурировать со странами, где дешевая рабочая сила. Ну и так далее. А как не лопнуть от зависти, когда господин Крюгер, отвечая на вопрос генерального директора "А р к ти к Салмон" Виктора Не- светова, сообщает: в Норвегии 700 ферм занимаются выращиванием семги, выпу скают 340 тысяч тонн (!) семужьей про дукции. И если купить в Норвегии квоту на треску - проблема, то семужью ферму - пожалуйста, хоть мы с вами можем это сделать, поскольку для норвежской рыб ной отрасли совершенно неважно, граж данин какой страны будет работать на ее
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz