Рыбный Мурман. 1995 г. Март.
Православный календарь № 9 (4557) 3 - 9 марта 1995 года 23 У//// т щ щ ’У/’ -А ' /W '//// у !'£/' "А[у. ш ш ш . 9 МАРТА - ПЕРВОЕ И ВТО РОЕ ОБРЕТЕНИЕ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ. Как известно, по усекнове нии глава пророка была сокры та во дворце Ирода, а потом в горе Елеонской. Первый раз ее обрели два инока, пришедшие в Иерусалим на поклонение гро бу Господню. Вторично главу обрел монах Маркелл в 452 году после того, как эта святыня бы ла сокрыта еретиком в пещере. * * * В течение первых четырех дней Великого поста читается “Великий покаянный канон" св. Андрея Критского. Вот как зву чит начало этого канона в рус ском переводе: “С чего начну оплакивать деяния жизни моей злосчаст ной? Какое положу, Христе, нача ло этому сетованию? Но, Милосердный, даруй мне оставление прегрешений. Приди, злосчастная душа, с плотию своей, исповедуйся Со здателю всего, воздержись наконец от прежнего скотоподобия и при неси Богу, раскаявшись, сле зы “ . Виктор ГЕОРГИ. СЕГОДНЯ, 3 МАРТА, ЧТИТСЯ ПАМЯТЬ СВЯТИ ТЕЛЯ ЛЬВА, ПАПЫ РИМ СКОГО. Святитель Лев Великий в 440 году был избран епископом Римской Церкви и стал дея тельным защитником Право славия, оставив богатое богословское наследие. В одном из своих творений святитель пишет: “Если кто оскорбил ко го каким-либо преступлением, теперь, во дни примирения пе ред Великим постом, да пол учит прощение. Да отнимется гнев милостью, упразднится мщение прощением. Ибо Бог наш так обещал нам Свою ми лость, что только тот может быть уверен в оставлении гре хов, кто сам оставит их дру гим". В СЫРНУЮ СУББОТУ, НА МАСЛЕНИЦУ, ЧТИТС5І ПАМЯТЬ ВСЕХ ПРЕПОДОБ НЫХ И БОГОНОСНЫХОТ- S EB, В ПОДВИГЕ ПОСТА РОСИЯВШИХ. 4 марта Цер ковь называет имена святых апостолов Архиппа, Филимона и мученицы Апфии, которые пострадали за веру от рук язычников: их сначала распро стерли на земле и, волоча, не милосердно били; затем каждого закопали по пояс в землю и стали забрасывать камнями; на Архиппа натрави ли жестокосердных детей, вло жив в их руки ножи... Было все это в I веке в малоазиатском городе Ефессе. В субботу же вспоминают о преподобном Доснфее, который юношей, побывав на Святой земле, стал поститься и воспи тывать в себе самоотречение и послушание. Он ухаживал за больными и, заболев чахоткой, не обнаруживал и тени печали и уныния. 5 МАРТА - ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ЗАГОВЕНЬЕ НА ВЕЛИКИЙ ПОСТ. Вот что говорил о прощеном воскресенье протоиерей А. Мень: “В последнюю “неделю“ перед постом Церковь вспоми нает “первородный грех“ чело- Глава Иоанна Предтечи (Крестителя). С иконы Горненской женской обители Иерусалима. " м о м н м ш с л ш в ш о с ж ы о , т м ѣ ш т л щ ш і т щ т и г рение без елея“ (растит, мас ла) . 7 МАРТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ МУЧЕНИКОВ, ИЖЕ ВО ЕВГЕНИИ. Во время гонения на христи ан останки страдальцев обычно хоронили потаенно. И в Царьг- раде, у ворот и башни, называ емых Евгениевыми, оказались погребенными множество без ымянных людей. И когда на этом месте стали происходить чудесные исцеления, мощи свя тых были обнаружены и с вели кой честию перенесены во храм. Было все это в начале Y века. 8МАРТА-ПАМЯТЬСВЯЩЕН- НОМУЧЕНИКА ПОЛИКАРПА, ЕПИСКОПА СМИРНСКОГО, который в 167 году был сожжен на костре за христианскую ве- РУ- дело Божие, не примирившись с ближним “ . 5 МАРТА ЧТИТСЯ ТАКЖЕ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО ЛЬВА, ЕПИСКОПА КАТАН- СКОГО, который славился до бротой и милосердием, любовью к нищим и странни кам. Рассказывается, что од нажды этот святой связал своим омофором (поясом) ере тика и взошел с ним на костер и стоял там, пока еретик не сгорел, а Лев Катанский ос тался невредим. 6 МАРТА - ПЕРВАЯ СЕД МИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА. ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК. Пост Святой Четыредесят- ницы (и Страстной седмицы) называется Великим по особой важности его установления. Соблюдается он в память соро кадневного поста Иисуса Хри ста, вскоре после Своего крещения удалившегося в пус тыню. Пост состоит собственно из сорокадневного поста (Че- тыредесятницы) и поста Стра стной седмицы “ради спасительных страстей Христо вых “ . В отношении качества по стной пищи Церковный Устав различает 4 степени строгого поста: 1 - “сухоядение“ - т. е. хлеб, невареные овощи и фрук ты, свежие, сушеные или ква шеные; 2 - “варения без елея“ - вареные овощи без раститель ного масла; 3 - “разрешение на вино и елей “ (вино испивается мерой для укрепления сил по стящихся) ; 4 - “разрешение на рыбу“ - рыба в Великий пост вкушается только в праздник Благовещения Пресвятой Бого родицы и (по обычаю) в неделю Ваий - в Вербное Воскресенье. В субботу и воскресенье дается разрешение на “вино и елей“. От понедельника до пятницы положено “сухоядение “ , “ва Изгнание Адама и Евы из рая. С гравюры профессора Им ператорской Академии худо жеств г-на Сапожникова. вечества... Каждый из нас не сет в себе “грех Адама “ , тем ный бунт своеволия, противления Творцу... Церковь указывает на “грех Адама “ у порога поста, ибо он есть ко рень нашего несовершенства. Человек изменил своему при званию и в результате сам по пал под власть стихий. Теперь он может овладевать ими лишь внешне, через знания и науку, но ключ к подлинному торже ству духа - внутри нашего су щества. В природе тоже есть несовершенство, в ней господ ствует закон всеобщего пожи рания. Отказываясь от животной пищи, человек про тивится этому закону и ставит дух выше тела. Таков смысл поста. Последнее воскресенье пе ред Великим постом называет ся прощеным. Евангелие, читаемое в этот день, напоми нает, что нельзя совершать Прощеное воскресенье Этот последний день Масленицы называ ется “прощеным “ , и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сель ской колокольне раздается печальный, вели копостный благовест к вечерне, и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое мас леничное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катания. Словом, широкая пьяная Масленица круто останавливается и на смену ей приходит Ве ликий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, про буждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и со седи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: “Прости Христа ради, в чем я пред тобой согрешил “. - “Прости и ты меня“ , - слышится в ответ та же просьба. Некоторую особенность представляет про щанье в семейном к^угу. Вот как это проис ходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очере ди и, получив прощение, отходит в сторону. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и про щенья у него не просит) и т.д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения у мужа, глава же семьи никому не кланяет ся. Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, за метно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай про щаться с покойниками. По крайней мере, наши корреспонденты единодушно свиде тельствуют, что такого рода прощанья со хранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день Масленицы под держивается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10-12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает Ьодную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: “Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила “. По молившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как пришли. При этом считается хорошим признаком, если на тре тий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живет ся на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение. С. В. МАКСИМОВ. Из книги “Нечистая, неведомая и крест ная сила“. Санкт-Петербур г. 1994 г. Чистый понедельник * 2-я недіьля В&іихаіо Поста. Такъ какъ съ настоящей недѣлн начинается п о т , ТОпонедѣльпякъ этой седмяцы изстари посвя щается нашпмъ народом^ особенном? обряду очященія отъ грѣ- ховъ прошедшей веселой маслянпцы. Отсюда въ Русской народѣ понедѣльнпкъ первой недѣли пзвѣстенъ подъ пменемъ Чпстаго Очищеиіе этб čččTOBTb, швнымъ обраэомъ, въ томъ, что теперь простой нашъ народъ сомршаетъ понасляницѣ тужнлки, которая сопровождаются, такъ называемым*, полосканіемъ зубовъ, кулач- нымп боями для вытряхипанія блиновъ, кытьемъ въ баняхъ н -г. п. *. Поиѣ т г ь обрядовъ ш:ѣпоздравляюсь другъ друга съ даступапіцчмъ постов- Въ Бѣлоруссіп н Маіороссіп, жромѣ упо- иянутнхъ обрядовъ очнщенія, въ Чистый понедѣльнякъ бѣіять и чястять ш я , не варяіъ ничего съѣстнаго и стараются хранить въ особенной чистотѣ домашнюю посуду . Въ другмѵхѣстахъ ржной Россін въ этотъ день тоже не употрейіяюгь другой пнщи, яромѣ не варенной, н вмѣсто того пекуть такъ называемые жаіав- веки, нрѣснне коржи, отчего Чистый понедѣльннкъ называется ■йдѣсь „Жнлаиынъ* “Записки Императорского Русского географического общества*. Том седьмой. С.-Петербург. 1877.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz