Рыбный Мурман. 1995 г. Март.

Стр. 9-11, 14-16 иллюстрированы фотоснимками Андрея ПРОНИНА, Виктора КОРЕЦКОГО, Виктора КОНОНОВА (из фонда редакции). № 9 (4557) 3 - 9 марта 1995 года Точка зрения (Окончание. Начало на 9-11 , 14-15 стр.) Необходимая потребность в средствах производства полностью покрывается за счет работы I группы предприятий . Переменная величина " V " в обоих группах предприятий покрывается за счет работы II группы предприятий . При простом воспроизводстве " т " - прибавочная с т о и м о с т ь , или прибыль, тратится та кж е на предметы потребления , тогда: Сц = 4000 руб . Ѵ| = 1000 руб . mi = 1000 руб . Ѵц =■ 1000 руб . т ц - 1000 руб . V, + Ѵц + т , + т ц = 1000 + 1000 + 1000 + 1000 = ; 4000 руб . = Сц Потребление жизненны х благ и элементов производства покрывается за счет II группы предприятий . В действительных условиях рыночных отношений и в условиях неуправляемой э кономичес кой политики эта ф орм ула будет иметь различные соотношения . Но для ; понятия движения э кономичес ких процессов мы долж ны придерживаться этой модели . При повышении стоимости хлеба, к примеру , во II группе предприятий , нарушается весь баланс экономиче с ких отношений, который приводит к движ е нию стоимостных составляющих и в I группе предприятий . Это и есть начало бесконечно развивающе гося инфляционно го процесса , ко торый мы с вами и наблюдаем . Все эти длительные рассуждения необходимы для понимания э кономичес ких процессов , происходящих у нас в стране. Поэтому я акцентировал внимание на II группе предприятий и считаю это самым главным приорите том сегодняшней э кономичес кой политики . При повышении стоимости, к примеру , оборудования , в I группе предприятий это не вызовет такой цепной реакции в развитии инфляции . У потребителя есть во зможность отказаться от приобретения оборудования , если их новая стоимость не устраивает. Ведь оборудование м о ж н о использовать более длительное время в процессе производства , а следовательно, есть всегда выбор , исходя из экономичес кой ситуации - либо покупать новое оборудование , либо использовать старое. Когда повышение происходит в сфере производства жизненных благ, то у потребителей не остается альтернативы кушать или не кушать . Они, в силу своих физиологических потребностей , вынуждены принимать данные условия. Именно поэтому , учитывая влияние этого сектора производства на всю э кономи ку , приоритетом се годняшне го дня в области проводимой политики должна стать именно эта отрасль народного хозяйства. Далее необходимо приостановить приватизацию в тех отраслях э кономи ки , ко торые имею т решающее значение в * ценообразовании , ‘ - это ‘ топливно -энергетический комплекс , транспорт и ряд дру гих . Через эти э кономичес кие рычаги м о ж н о не командовать экономи кой , а направлять ее в нужное в обществу русло . Необходимо временно приостановить приватизацию в отраслях сырьедобывающих , им еющих эффективный внешнеторговый баланс. Во змож но привлечение в эти отрасли иностранного и российс ко го капитала на взаимовы годных условиях, 51% акций от уставного f фонда этих предприятий должен находиться в руках I государства. Нео тложными мерами по стабилизации э коном и ки долж ны стать государственные законы о налогообложении . Максимальная на грузка на прибыль не долж на превышать 30%. Налоги долж ны быть уменьшены до 2 - 3 наименований и назначений. Выплачиваться налоги на первом этапе долж ны один раз в шесть месяцев , а далее - один раз в год . Таким обра зом предприятия получают значительный приток оборотных средств, ранее восполняемый по кредитам . Этим достигается о граничение монополии финансовых институтов, а следовательно, снижение спроса на кредитные ресурсы и падение учетной ставки по кредиту . При э кономичес ки приемлемой ставке по Пока существует у власти этот политический режим , не опирающийся ни на одну политическую силу, а следовательно, не ра с крывающ ий истинного своего лица и планов, о ка ки х -либо конструктивных шагах в этом направлении м о ж н о толь ко мечтать. По их поведению и ф о рм ам политическо го определения м ож н о сделать вывод, что ситуация неопределенности в политическом лагере им выгодна . Следовательно, их планы имеют совсем дру гие цели. Учитывая их острую необходимость удержания власти сегодня любой ценой, а та кже повторяемость очередных выборов и очередную необходимость удержаться у руля, м ож н о предположить , что защитить свои завоевания они мо гут только одним путем . Узаконить свою власть надолго, чтобы и в исторической перспективе быть защищенными от радикализма дру гих политических и социальных сил общества . Это м ож н о сделать примерно так. Наиболее опасные в политическом плане слои населения парализуются или ограничиваются в гражданс ких правах, ко торые реализуются на выборах и та ким образом кредитным ресурсам появляется реальная во зможность дол говременны х инвестиций в э к о н ом и к у в целом . Государство д олж но отменить налоги на прибыль с государственных казенных предприятий . Собственник не обкладывает свое предприятие налогами, а получает доход - прибыль, исполь зуемую на развитие и совершенствование собственности . Это уменьшит косвенные налоги, ко торые приходится платить всем субъектам э кономичес ких отношений, связанным с государственным се к то ром э кономи ки . Учитывая се годняшнее положение дел в э ко ном и ке и обществе, мы м о ж е м констатировать появление на ры н ке труда невостребованной рабочей силы. Это люди, со кращенные с промышленных предприятий , из оборонно го компле кса и Вооруженных Сил. Это социальная болезнь общества, которая при дальнейшем падении производства будет усиливаться и переходить в дру гие более острые ф о рмы . Реальной во зм ожно с ти использовать эту рабочую силу в ближайшей перспективе в промышленности или других капиталоемких отраслях у государства нет. Остается только одна сфера э кономи ки , которая не требует крупных капиталовложений и быстрее дает экономичес кий эффект , - это производство товаров народно го потребления , жизненны х благ и т.д. Это и сельское хозяйство , и переработка сельхозпродукции , и развитие легкой промышленности . Для сегодняшних ми грационных процессов государство обязано учитывать и направлять это движение в вы годном для общества направлении. Первоначальные и з д е рж к и по финансированию этого приоритета развития в частных случаях мо гут оказаться неэффективными и, во зм ожно , потерянными . Но в целом про грамма дает динамичный импульс уж е через 2 года. Срочно необходим закон о собственности на землю , который бы не позволял собственникам неэффективное ее использование . Этого м ож н о добиться только земельной рентой, позволяющей получать с земли достаточный доход , но не позволяющей держать ее в запустении. Затягивание решения вопроса о земле является следствием проводимой политики . Пока не закончится про гр амм а приватизации (если исходить из целей идеологов приватизации), вопрос о земле решаться не будет. Люди , не лишенные возможности иметь собственность, а следовательно, возможности распоряжаться ею эффективно , будут препятствием на пути дальнейшей "при хва ти зации " . Для того чтобы эта земля досталась, с юридичес кой точки зрения закона, новым хозяевам , потенциальные претенденты долж ны быть лишены полностью необходимых средств для ее обработки . Претенденты на землю долж ны быть доведены до тако го э коном иче с ко го и политического состояния, при ко то ром они смо гут распорядиться этой собственностью так же , ка к ваучером - за один кил о гр амм колбасы или одну бутылку . Общественно приемлемое решение о земле на сегодняшний день является главным социально -политическим ориентиром э кономиче с ко го развития. Необходимо та кж е усилиями государства восстановить смы ч к у города и деревни через ор ганизацию тор гово -за купочны х баз, позволяющих ф ерм ерам , колхо зам найти близкий путь к ры н к у и прогнозировать свой финансово -хозяйственный результат. Эти базы м о г у т создаваться с применением различных ф о рм собственности . Главное, чтобы ф ормы э кономичес ких отношений города и деревни , промышленности и сельско го хозяйства стимулировали эти процессы и делали ситуацию про гно зир уемой . Я подчер киваю - про гнозируемой , а не контролируемой . Это не потребует м но го затрат и капиталовложений . Все эти меры долж ны быть приняты ка к м ож н о быстрее, пока государство не вошло в полосу открытых антагонизмов . влияют на политическую ситуацию в стране. По не ко то рым высказываниям политиков, деятелей науки и культуры , средств массовой информации о необходимости во зрождения элиты общества, которая создаст условия стабильности и процветания , м ож н о сделать вывод, что при определенных исторических условиях они смо гут замахнуться и на реставрацию привиле гированно го сословия, главными обязанностями ко торо го будет управление государством . Это, м о ж е т быть, к ом у - т о по кажется фантастическим предположением , но и о капиталистических отношениях 10 лет назад мы т ож е думали ка к о фантастике . Но мы не м о ж е м не учитывать того, что видим и того, что происходит во кр у г нас. Развал э кономи ки , социальная поляризация населения, коррумпированность государственного * аппарата, обнищание народа, усиление авторитарного начала в управлении государством , культурное падение нации и страх власти потерять ее, делают такое предположение вполне вероятным . Есть, конечно же , еще одна гипотеза, к о то р ую мы тоже долж ны рассмотреть . Это постепенный развал государства Российского через э кономиче с кое его ослабление, через национальные противоречия и социально -политические антагонизмы с послед ующим расчленением территории России. Это очень серьезно , если учитывать се годняш нюю политическую обстановку в мире . Мы не представляем на сегодня для западных и э кономичес ки развитых стран никакой опасности и силы, к р ом е одной . Это - владение ядерным о р уж и ем и во зможность его применения . Убрав этот военно -политический противовес, к ко т о р ом у они пытаются подобраться , западные , да и восточноазиатские государства без труда проведут операцию по расчленению России на экономичес кие зоны . Попытки подобраться к ядерным средствам, находящимся на территории страны, уж е были. Вспомните случаи контрабанды радиоактивных элементов, после ко торы х следовали политические заявления о не кон тролируемой ситуации с ядерным о р уж и ем , а следовательно, и необходимости западной п ом ощ и по налаживанию тако го технического контроля на наших базах. Наша почти полная зависимость от продовольствия, поставляемо го по им пор ту (до 70%), дает для этого предположения серьезные основания. Вторая версия менее привлекательна, т .к . ее осуществление потребовало бы пр ям о го участия наших политиков в сговоре с потенциальным противни ком . В лю б ом случае команда Ельцина доказала свою несостоятельность в проведении р еформ , и в ближайшие годы нам остается толь ко вспоминать, например , о звучной п р о гр амм е "500 дней " и о противниках , ко торые помешали ее воплощению , - это сою зное правительство и Михаил Сергеевич Горбачев, и Верховный Совет России, и организованная преступность, и конечно ж е Чечня, и мно гие другие , ко торые будут вставать в эту длинную очередь . 1995 год своими событиями даст ответы на мно гие волнующие нас вопросы и к новым президентс ким выборам 1996 года люди будут лучше ориентироваться в ситуации, иначе и быть не м ож е т . Василии ИВАНОВ. г. Мурманск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz