Рыбный Мурман. 1995 г. Март.
(Продолжение. Начало на 9-11 стр.) М о ж е т быть, у них быстрее после этого о т крою тся глаза на то, что с их п ом ощ ью было сделано. Если мы сегодня внимательно по смо трим на политическую стру к туру государственной власти, то мы увидим с одной стороны парламент с различными политическими воззрениями , без преобладания в нем ка ко го -либо большинства, с дру гой стороны правительство, с третьей - Президент со своим аппаратом . Мы до сих пор не знаем, на каких политических позициях стоит Борис Николаевич, обратите на это особое внимание, та ко го нигде в мире нет. Разговоры о том , что он общенародноизбранный Президент и выразитель интересов всего народа, - не более чем болтовня . Только монархи официально не ||§ 1 входят ни в какие партии, но это не означает, что они не I придерживаю тся ка ки х -либо воззрений и политической ориентации . И у нашего Президента есть свои воззрения , есть своя политическая платформа. Ко гда -нибудь мы ее узнаем . Но на сегодня ем у выгодно дистанцироваться от всех политических партий, чтобы именно этого главного, что за ним стоит, никто не увидел. Правительство полностью подчинено и подконтрольно Президенту и фактически политическую I линию в стране проводит аппарат Президента. Правительство, ка к выражался господин Шохин , выполняет роль паровозно го гудка , ко гда через него Ш выпускаю т излишнее политическое давление. Это очень удобный по средни к м е ж д у Президентом , парламентом и народом . Все ошибки , промахи р еф о рм сразу списываются на правительство. Т. е. это своеобразные мальчики для битья. Как бы они не изображали из себя Л государственных м уж е й на экранах телевизоров - это именно так, эти фун кции им определил Президент. Управление всей страной и властные полномочия находятся у Президента, но отвечать почем у -то за ошиб ки исполнительной власти он не хочет. Для этого есть правительство. Переложить ответственность на Президента за использование своих конституционных полномочий м о ж н о только одним решением ликвидацией поста прем ьер -минис тра и сосредоточением всех исполнительных ф ун кций в аппарате Президента . Ш Это не означает, что прем ьер -м ин и с т р Черномырдин является виновником всех бед . Это значит толь ко то, что вся полнота данных исполнительной власти полномочии долж на сосредоточиться в аппарате Президента, устранив та ким обр а зом лишнее звено в системе исполнительных органов . Устраняя весь аппарат Совмина, мы устраняем дублир ующ ий параллельный орган власти. Тогда вся ответственность за ра зработку п ро граммы р еформ , за ее реализацию ляже т на того, кто всю жи знь только мечтал, чтобы преобразовать Россию, сделать ее процветающей . Давно уж е ни о ка кой п р о гр амм е "500 дней " никто не вспоминает. Но ситуация лучше не стала. Приватизация Ш не дала необходимых инвестиций, э ко ном и ка подошла к у гр ож ающ е й черте - потере экономичес кой независимости, р а зр ушающ ие процессы добивают то, что еще инерционно работало. Отвечать за содеянное, конечно же , н и ком у из сегодня здравствующих вождей не хочется. В 1996 году выборы Президента, которые м о г у т оказаться для мно гих находящихся сегодня у : власти пр и го в ор ом . Я не думаю , что сегодняшний р еж им настолько наивен и не понимает, что очередно го щ доверия на выборах им не добиться . Поэтому и тактика >угих Y. I их должна строиться на дру г принципах . п н ж ? Чеченский вопрос - это ключ к пониманию тактики се годняшне го политического руководства . Мно гие пытаются сейчас представить события в Чечне как борьбу федеральных органов власти с бандитскими формированиями за целостность государства Российского . В нарушение в очередной раз Конституции России, запрещающей применение Вооруженных Сил для решения внутренних конфликтов , наши лидеры приняли решение о вводе армейских частей и соединений . Объяснение нашли очень простое - Конституцией не предусмотрено , что внутренние войска будут вести свои действия против тяжелой военной техники . За год существования новой Конституции этот пробел м ож н о было бы ликвидировать при та ком гл убо ком понимании вопроса. При том, что о существовании в Чечне тяжелой техники знали не по наслышке . Сами оставили вооружение после распада СССР. В конфли кте в Грузии и Абхазии та кже о т куда -то появилось мно го вооружения , в т.ч. тяжело го . Россия на тот м ом ен т занимала позицию невмешательства в этот конфли кт . Пусть это будет на совести политиков . Но на стороне Абхазии выступили чеченские отряды со своей техникой и воор ужением . Если Россия считала и считает, что Чечня является неотъемлемой частью единого государства, тогда выступление субъекта Российской Федерации на стороне одной из конф ли кт ующ их сторон является пр ямым вмешательством одно го государства во внутренние дела др у го го . Никаких заявлений и обьяснений по поводу присутствия в зоне конфликта представителей России мы от политиков не слышали и реакции , соответственно, не знаем . После начала гражданс кой войны осенью 1994 года на территории Чеченской республики Борис Николаевич сказал, что события развиваются для России в н уж н ом направлении. На территории России по сути дела развязывается гражданская война, или, ка к любят говорить власти, ра збор ки бандформирований , а гарант конституционно го поряд ка заявляет, что события развиваются в н уж ном направлении. Что ж е касается тяжело го вооружения , то в сентябре Президентом был подписан У ка з о комплектовании внутренних войск тяжелой техникой и ударной авиацией, но, видимо , эти части предназначены для решения дру гих внутренних проблем . Лю д ям стоит задуматься - для каких . Далее - о чеченском вопросе . Мы с о ктября наблюдаем эскалацию в отношениях противоборствующих сторон - официально го Грозного и Временного Совета под р у ков од с тв ом Автурханова . На терри торию республики прибывает бывший спикер парламента Руслан Имранович и призывает к свержению руководства республики . У Временного Совета о т куда -то появляется вооружение ,- включая тяжелую технику и авиацию, и опять ника кой реакции Центра. Самолеты бомбя т Грозный, а наши Вооруженные Силы, видимо , потеряли бдительность, т . к . все происходит , ка к утверждается , на территории России и гибнет российский народ . Они обязаны были бы вмешаться и привлечь виновных к ответственности. Скандал с вербов кой добровольцев , выступивших на стороне дудаевской оппозиции , вообще смешон , т .к . Ф С К покупает добровольцев для борьбы с незаконной , ка к они говорят, властью на территории России. Похоже , наши политики окончательно запутались и сами, наверное, не уверены в том, чья это территория и чья юри сд и кци я . Иначе обстановка не стала бы такой взрывоопасной . А м о ж е т быть, взрывоопасная обстановка и нужна нашим политикам? Ведь чеченский кризис помо гает решить сразу две задачи. Главную, политическую , - укрепление власти Бориса Николаевича, и э ко ном иче с к ую - доступность к чеченской нефти. Д о выборов Президента , а следовательно, во зм ожной смены команды , остается чуть больше года. Этому составу политических деятелей вряд ли кто уж е поверит. Потеря власти - это расплата за содеянное , поэтому главным вопросом се годняшне го дня является ее сохранение любой ценой . Чечне, ка к возмутителю внутреннего политическо го спокойствия в стране, в этом действии отвели ключевое место . Поэтому операция , с точки зрения общественности, была спланирована так неумело , поэтому , на мой взгляд, были привлечены к операции молодые , только что призвавшиеся пацаны, поэтому конфли кт дол го будет кровоточить и расширяться . Гибель солдат, ми р н о го населения глубо ко возмущает всех, т .к . никто не видит в этом смысла . Для решения конфликта было достаточно политических и э кономических , т. е. мирных инструментов . Но они для решения вопроса сохранения, власти оказались неприемлемы . Чем более неумелой представляется эта военная операция , тем больше упре ков и крити ки в адрес армии . Чем больше становится крови и жер тв в этом столкновении, тем больше расстояние м е ж д у народом и его Вооруженными Силами, тем острее действия политической оппозиции , тем больше дестабилизируется политическая обстановка в стране и достигается главная цель. А главная тактическая задача на сегодня и заключается в дестабилизации внутриполитической обстановки через негативную ре а кцию политических сил, средств массовой информации и общественности . В условиях ведения боевых действий, при а ктивном противодействии оппозиции , появляется во зможность применения чрезвычайных м е р со стороны власти. Дальнейшие события м о г у т развиваться по разным сценариям , но в одн ом направлении. Главное, чтобы выборы, если они состоятся, прошли под контролем исполнительной власти. А для этого необходим контроль над оппозицией , средствами массовой информации и избирательными комиссиями . К а к ую технологию выберет власть, пока трудно сказать, это зависит ка к от внутренней ситуации, так и в большей степени от внешней реакции сообщества . Лю д ям пора задуматься над этим. Применение армии в военном конфли кте несет в себе далеко идущие последствия . Вспомните афганский синдром , ко гда выполнившие свой воинский дол г солдаты подвергались со стороны политиков и общественности различного рода нападкам . Когда ошибки властей переходили в упре ки на совершенно невиновных людей . Вспомните ре а кцию этих парней, ко торые вынуждены были унижаться в бесконечных коридорах власти, выбивая себе то, что им положено . В чеченском конфли кте решается не вопрос суверенитета, а вопрос под готов ки армии к ведению боевых действий против своего народа. Именно поэтому в район Чечни командированы не крупные воинские соединения, такие, как 14-я армия в Приднестровье , а отдельные отряды с различных территорий . Судьба России будет решаться в регионах, поэтому в регионах долж ны быть такие ж е отряды , как и в Москве , способные выполнить любой приказ Верховного ком а нд ующ е го . Э кономичес кая ситуация, в случае отрицательной оцен ки м еж д у н а р од ным сообществом проводимой политики, поставит Россию в тяжелейшее положение . 60-70% продовольствия и товаров народного потребления завозится по импор ту . Вся валюта зарабатывается на вывозе сырьевых ресурсов , а перераспределение ресурсов на внутренний ры но к не найдет в разрушившейся промышленности своего потребителя . Поэтому и такой исход их м ож е т удовлетворить , по тому что в таких условиях страна м о ж е т сохраниться и возродиться толь ко при условии концентрации всех своих сил через ж е с т к ую авторитарную власть. Э тому есть первые признаки, п од тв ерждающ и е правильность оценки происходяще го . У ж е сейчас правительство за говорило о фиксированном к ур се рубля . Для экономиста это до лж но быть понятно : какие последствия это будет иметь, ле г ко просчитать. Курс рубля на торгах м еж б а н ков с кой валютной б и рж и зависит от пропорций спроса на валюту и предложения рублево го по кры тия . Для людей , далеких от этой темы , объясню проще . Ж елающие приобрести валюту даю т свои предложения на ее по куп ку , с дру гой стороны выступают жел ающ ие ее продать, таким обра зом устанавливается соответствие объемов д е нежно го обмена . Это не показатель реальной стоимости рубля - это показатель э коном иче с ко го положения дел в стране. Курс обмена валюты м ож е т поддерживаться искусственно , что делается всеми странами мира . Участники тор гов м о г у т изменить ту или иную составляющую - либо рублевую , либо валютную, тем самым добиться ж елаем о го результата. Это делается Центральным бан ком , ко гда он проводит валютные интервенции, замещая часть валютного покрытия и поддерживая кур с на определенном уровне . Это прои зошло и в "черный вторни к " , ко гда участники тор гов выставили больш ую рублевую массу по сравнению с валютным предложением . Центральный бан к не то что упустил ситуацию и з -под контроля , а просто финансово был не готов противостоять ей. Это нормальные и естественные рыночные отношения , ни о ка кой диверсии здесь не м о ж е т быть и речи. Здесь м о ж н о говорить толь ко о состоянии э коном иче с ко го положения в стране. Для того чтобы кур с национальной валюты был более или менее стабильным, нужен подъем э ко ном и ки . А сегодня курс цели ком и полностью зависит от внешнетор гового оборота . Баланс этих операций долж ен быть в идеале положительным или нулевым равновзвешенным . При отрицательном балансе валютного по кры тия будет всегда не хватать средств для покрытия импортных операций , и курс доллара к р ублю будет всегда выше. Замещение дефицитности валютного покры тия и стабилизации внешнетор гового баланса в о зм ож н о при получении дополнительных валютно -финансовых вливаний через иностранные кредиты , что и практиковалось до этого времени . Намерения правительства ввести фиксированный курс рубля говорит о том, что такой финансовой помощи со стороны западных партнеров в ближайшее время ожидать не приходится . Я уверен , что это реакция мировой общественности на события в Чечне, на пр о в о д им ую политику нашим ру ковод с твом . Страшно не то, что финансовая помощь , и без того малая, будет еще меньше , страшно то, что мы за эти годы р еф о рм ничего так и не сделали, а лишь попали в пр ям ую э ко ном и ч е с к ую зависимость от Запада. Мы потеряли все рынки , ко торые обеспечивали нам э кономичес кие отношения , мы потеряли весь свой экономичес кий и технический потенциал. Мы создали все необходимые э коном иче с кие и политические предпосылки для укрепления и установления диктатуры . Время и во зможности у нас еще остались, но диапазон их применения сократился. № 9 (4557) 3 - 9 марта 1995 года Точка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz