Рыбный Мурман. 1995 г. Март.

зрения № 9 (4557) 3 - 9 марта 1995 года является основным э ко ном и че с ким за коном , а к модели , в ко торой этот закон будет иметь только р а зр уш ающ ее действие. Так ли на самом деле была страшна эта денежная масса для э коном и ки страны? Для потребительского рын ка - безусловно , если учитывать психоло гическую неуверенность населения в завтрашнем дне и связанный с этим товарный ажиотаж . Но экономисты - идеологи либерализации цен лукавят - не это было их главной задачей. Вспомните главные цели революции : власть и собственность. Это действие было направлено на решение второй задачи революционно го переворота . Через механизм либерализации цен произошло перераспределение денежны х капиталов из карманов многочисленных держателей знаков в карманы небольшой группы людей с новым мышлением и старым номен кла турным прош лым . Это было прелюдией крупномасш табной акции одурачивания людей , получившей название " Приватизация " . О начале либерализации цен безусловно знали в первую очередь ее вдохновители и избранный для б уд ущ е го России класс собственников . Дальнейший механизм воплощения этой про граммы в жизнь , как говорил Остап Бендер, - дело техники . Берется государственный кредит за ме сяц до начала либерализации , допустим , 100 миллионов рублей под совершенно смешные проценты - не более 10% годовых . Проводится оплата любо го товара в де кабре 1991 года, лучше всего валютоем ко го , по фиксированным на 1991 г. государственным ценам, а в январе или феврале 1992 года, ко гда цены взлетели до неузнаваемых ра змеров в несколь ко раз, этот товар продается . Делаем арифметический расчет: К р е д и т ...................................... 100 миллионов рублей. Время использования к р е д и т а ......... 3 месяца Ставка по к р е д и т у ....................... 10 % годовых ИТОГО: через 3 месяца с умм а возврата должна составить: 100 м лн .руб . + 2 .499 .999 руб . = 102.499.999 руб . Пред положим , что цены за январь и февраль выросли в 2 раза (а они выросли фактически больше, но для нас не это главное). 100 м лн .руб . х 2 = 200 м лн .руб . - товарная масса в ценах февраля. Итог перераспределения денежны х знаков будет равен: 200 м лн .руб . - 102.499.999 руб . = 97.500.000 рублей. Эти 97 млн . рублей и мешали в карманах мно гочисленных держателей денежны х знаков . Мешали не тем, что они есть, а тем, что они смо гут принять участие в распределении собственности при проведении приватизации . Первый этап отсечения многочисленных потенциальных собственников от распределения собственности был закончен в течение нескольких . месяцев . Варианты перераспределения мо гут быть и дру гими . Этот пример приведен для наглядности и простоты понимания . При существующих на тот м ом ен т 4 -х курсах конвертации валюты,, установленных правительством, вы сможете , применяя эту планку, конечно ж е льготную, из этой суммы вывести валютный эквивалент. Перераспределение м ож е т проходить и без первоначальных вложений через товарную массу, экспортные квоты, лицензии и т.д . Набор э кономических инструментов достаточно широк . На первоначальном этапе идеологи р еф о рм в России не могли сразу лишить всех надежд на будущие . Для поддержания их курса р еф о рм им необходима была определенная социальная среда, которая находилась бы м е ж д у высшим классом собственников и фактически потенциальными люмпенами . Это создавало иллюзию рожде ни я нового класса собственников , который в большей своей массе все равно обречен. Далее начинается основной этап, который , как говорилось ранее, получил название "Прива тизация ". Именно этот этап при благих намерениях наших политиков и идеологов должен предшествовать либерализации цен. Тогда денежная масса населения не давила бы на потребительский рыно к , а была бы связана приватизируемой собственностью. Но не для этого власть захватывается. Именно с этого момента начинаются серьезные разногласия м е ж д у Верховным Советом России и исполнительной властью. Вспомним еще раз главную цель и причину начала перестройки - отсутствие средств для проведения структурной перестройки э коном и ки и установления новых экономичес ких отношений . Это необходимо помнить всегда при рассмотрении тако го деликатного вопроса, ка к приватизация . Следовательно, и цель приватизации ставилась по идее именно такая - через разгосударствление найти эффективно го собственника, способного оживить и развить э кономический ор ганизм . Тогда становится совсем непонятным этот политический дем арш с приватизацией. Предположим , на предприятии работают .1000 человек, и они, согласно старой Конституции , являются собственниками общенационально го достояния , это, конечно же , декларативно . Собственность ощущается только через личное восприятие ее вещественного или др у го го владения. Эта 1000 человек получает 1000 приватизационных чеков и приватизирую т свое предприятие . Что изменилось в э кономичес ких отношениях и отношениях собственности, если это и ранее декларировалось по Конституции общенародной собственностью? Ровным счетом ничего, не появилось собственника, заинтересованного в развитии предприятия , не появилось необходимых ресурсов , ради чего это и начиналось. Значит, и цель приватизации - раздача госсобственности через приватизационные чеки - к р ом е ка к политического обмана под собой ничего не имела. Сценарий был заготовлен совсем другой , хотя люди внутренне и чувствовали, что это большой обман со стороны государства . Первый шаг был сделан открытием внешнеэкономических границ - это сои зм еримо п рим ерно с поедин ком профессионального бо ксера и дилетанта, исход заранее предрешен . Предприятия испытывают сильнейшую к о н к у р е н ц ию со стороны импорта , хлынувшего в страну. Второй шаг - это либерализация цен, которая предприятия поставила в условия выживания . Колоссальный спад производства , инфляция, сжирающая все доходы предприятия , кредитная ставка банка и высокие налоги ставят всю э к о н ом и к у в состояние а гонизирующе го ор ганизма . Либерализация цен, мы уж е об этом говорили, провела ш о ковую операцию по перераспределению денежной массы. Концентрация де нежно го капитала началась в финансовых институтах, в основном в пределах М о с ко в с кой кольцевой доро ги . Т.е. необходимые денежные ресурсы концентрировались и готовились к заключительной акции приватизации . Этот этап пройдет через банкротство основной массы госсобственности, а вернее сказать, акционированной собственности. Роль чека или ваучера чисто политическая, никакой э кономичес кой сути в нем не заложено . Единственное, что им мешает на сегодняшний день закончить основной этап перераспределения госсобственности, - это отсутствие инвестиций для оживления э ко ном и ки . Их денежны х ресурсов хватает только на то, чтобы через банкротство дешево скупить всю собственность . Но для созидательной деятельности, для оживления э кономи ки необходимо именно то, ради чего и начиналась перестройка . Мертвая собственность им та кже не нужна . Таким образом , приватизация не дала и не могла дать лю д ям через приватизационные чеки ничего, к р ом е политического удовлетворения . Банкротство предприятий было заложено ранее в э коном иче с к ую модель , нежели появление ваучеров. Приватизация в том виде, в к о то ром она проводилась , усугубила положение всей э к о ном и ки . Собственность есть, а денежны х ресурсов , так необходимых для ее запуска, нет. По этому предме ту и разгорелся спор м еж д у парламентом и Президентом и по сути определил расстановку сил. Не один раз с 1992 г. по 1993 г. Верховный Совет пытался изменить ход приватизации, а механизм вновь и вновь запускался указами Президента. IY. Верховный Совет стал ненужен . Именно по э ко ном и ч е с ком у обустройству страны разгорелись самые острые споры и противоречия . Это был самый удобный случай, чтобы окончательно дискредитировать представительный орган в глазах общественности. Именно Верховный Совет был объявлен главным виновником в торможении р еф о рм . Народ внимательно следил за развернувшимися событиями . О позиции Верховного Совета * мы узнавали в одночасовом "Парламен тс ком вестнике", остальные сюж е ты и картинки о дебатах в парламенте тщательно подбирались и вырывались из обще го контекста . Зато правительственные и проправительственные средства массовой информации имели полную свободу в выборе средств для дискредитации парламента и его позиции. В стране начали проходить демонстрации , акции протеста, п оддерж ивающ ие ту ли иную сторону . Страсти накалялись, появились первые жертвы , пролившие кровь в этих акциях . Во главе парламента находился Руслан Имранович Хасбулатов - чеченец по национальности. Это, конечно же , не важно для определения личности. Но ассоциативно население, до этого подвергшееся массированной атаке средств массовой информации по разоблачению преступлений Сталина - грузина по национальности, отталкивало е го ^ чисто психологически ка к не р у с с ко го . Да и сам Хасбулатов немало поработал над своим им иджем , бросая тень на весь парламент. Именно через при зм у личности руководителя парламента формировалось ‘ представление о всех депутатах Верховного Совета. Поэтому трудно сейчас однозначно сказать, на чью мельницу Руслан Имранович лил воду . Последней j каплей терпения противостоящих властей послужил : знаменитый указ Президента, который приостанавливал действия представительных органов власти до очередных выборов . Это был вызов, на который не 1 потребовалось м но го времени для реа кции . Обещания Я Президента, что после выборов представительных І органов власти будут через 6 месяцев проведены выборы Президента, мало успокаивали накалившиеся страсти. К ом п р ом и с с ом смо гли бы послужить Я одновременные выборы , на что президентская команда ника к не соглашалась. Да и правильно делала, уж она-то точно знала, что никаких досрочных выборов и быть не м ож е т . Сегодня 1995 год, и этот обман канул в I небытие, лю д ям не до этого в условиях бесконечно го соревнования за выживание . Для Бориса Николаевича наступили сложные испытания. Решалось практически все - и цель его авторитарных амбиций , его сегодняшний и завтрашний день . Д о этого времени у Бориса Николаевича и его команды не было существенного перевеса сил. Конституционных полномочий у Верховного Совета было достаточно, чтобы осуществлять контроль за действиями исполнительной власти и вскрывать факты произвола и злоупотреблений с ее стороны . Это и явилось главным препятствием на пути реализации политических планов Президента . А рм и я к тому моменту , ка к и др у гие силовые структуры , хоть и заявляла о своей деполитизации , но с точки зрения гражданственности не мо гла находиться вне политики . Сказать однозначно , на к а к ую сторону встанут Вооруженные Силы в случае возникновения конфли кта м е ж д у властями, я думаю , на тот м ом ен т никто не мо г . Поэтому именно с этой точки зрения испытания о ктября 1993 года были реш ающ им и для обеих ветвей власти. Не буду описывать подробно события, которые происходили в эти дни, их хорошо все помнят . Это были \ дни триумфа черных сил общества . П о дд ерж ка \ Вооруженными Силами уничтожения высшего конституционно го органа власти привела к его разгону и у креплению президентской власти. Были ли дру гие ф о рмы примирения властей? Безусловно были - согласно той ж е старой, ненавистной !š Президенту Конституции , высшим носителем государственной власти является народ . И если \ отдельные статьи Конституции или в целом ѵ..| Конституция не нравятся одной из ветвей власти, у них І были все полномочия на проведение референдум а и принятие новой Конституции . Т.е. выход из | политического кризиса ле гитимным путем тогда еще | существовал. Но цель заключалась совсем в др у гом , ! во -первых - проверить силовых министров в лояльности І к Президенту и способность их ради этого преступить - черту закона и, во -вторых - увидеть ре а кцию общества на творимый , с точки зрения закона, беспредел . Только Щ после ответа на эти вопросы м о ж н о было сказать об 1 успешности претворения своих планов в жи знь и укреплении р ежим а . Это сражение , ка к я уж е говорил, выиграл Президент и у парламента, и у народа. Власть сцементировалась кровью , а это всегда было прочным фундаментом для установления ди ктатуры . Конституция , I принятая 12 де кабря , и сам процесс ее принятия стали | очередным т р и умф ом исполнительной власти. Сам Президент назначал председателя Центризбир кома , | финансировала всю эту политическую а кцию та кже I исполнительная власть - каких ж е результатов м о ж н о было еще ожидать при отсутствии демократичес ких институтов власти - Верховного Совета и Конституционно го суда? Президент получил ту Конституцию , о ко торой м ож е т мечтать любой монарх . Представительные органы Йя власти, согласно этой Конституции , - совещательный І бесправный орган . Д а ж е процед ура отрешения Президента от власти настолько призрачна , что его никогда не во зм ож н о будет оторвать от кресла . Трудно винить народ, он запутан и растерян, он отягощен те кущ ими бытовыми проблемами , и это для него намного острее, нежели политическая борьба властей. Но и наша научная и культурная интеллигенция в этой ситуации оказалась, м я г ко говоря , дезориентированной и не смогла дать объективную оцен ку происходящим событиям . Пусть это останется на ее совести. Очередной шаг укрепления власти Президента был сделан. Казалось бы, теперь никто не мешает успешно продвигаться р еф о рм ам . Но не для этого игра затевалась и кровь лилась. М олодые ^ теорети ки -э кономисты выполнили свою роль создания популистской э кономичес кой про граммы реформирования страны. Они со своими честолюбивыми взглядами этой власти были уж е не н ужны . Их наивная вера в Бориса Николаевича ка к в дем окра та и реф орм а тора сыграла с ними злую шутку . ■ (Продолжение на 14-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz