Рыбный Мурман. 1995 г. Май.

5 - 1 1 мая 1995 года итогиплохи / Т Р А Л Ф Л О Т Леонид ПАВЛОВ Говорили много и многие. Долго решали процедурные вопросы, определяли повестку дня, регламент. Тем не менее, умные (без иронии! ) “посиделки" держателей акций АО “Мурманский траловый флот" закончи­ лись на оптимистической ноте. Итак, собрание проходило своим чере­ дом. Зал чутко внимал словам генераль­ ного директора Юрия Пруткова. Эйфории они не вызывали. Флот, о чем с горечью поведал руководитель в отчетном докладе от имени совета директоров, переживает тяжелые времена. Все проблемы экономи­ ки страны в целом, как в зеркале, отра­ зились в его работе за прошедший год. Цифр было названо много. Они показа­ тельны, но нет нужды приводить их. Су­ хая статистика - не более. Важно другое. Что стоит за ними... Команду управлен- РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЗА 1 КВАРТАЛ 1995 ГОДА ПО РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 кв. 1994 г. (тыс. тонн) Вылов 1275,6 Выпуск пищевой, вкл. консервы 763,8 1 кв. 1995 г. (тыс. тонн) 1461.9 795.9 % 114,6 104,2 АО “ С Е В Р Ы Б А " Вылов 185,1 152,6 82,4 Выпуск пищевой, вкл. консервы 163,1 136,9 83,9 М І Ф , " Д Е Л ЬФИН 4S “ АТЛАС" Вылов 87,8 Выпуск пищевой, вкл. консервы 76,6 67,8 79,2 77,2 103,4 цев во главе с рачительным хозяином Юрием Прутковым одолели заботы: как поднять эффективность флота, куда ру­ лить далее? Непредсказуем этот самый то ли социалистическо-развитой, то ли карикатурно-капиталистический рынок! Нет у тралфлота свободных средств, душат налоги, буквально на все до небес вздуты тарифы. На топливо, судоремонт, промвооружение, продовольствие, зарпла­ ту - нужны миллиарды, а где взять? При­ ток денег негуст. Ругают флот, мол, сплавляет рыбу зарубежным господам. Поймите, критики, не за длинным рублем рыбари-бедолаги стремятся в инпорты. Там хоть цену божескую за плоды их труда каторжного определяют и с оплатой нет задержек. Конечно, это тоже крохи, но они дают возможность сводить концы с концами. На вечно сакраментальный рос­ сийский вопрос “что делать? “ админист­ рация тралового флота, похоже, смогла найти ответ. Начата структурная пере­ стройка. Созданы независимые фирмы “Дельфин “ , “Атлас “ , некоторые другие. В их распоряжение выделены группы од­ нотипных судов, они финансово самостоя­ тельны, но подчинены администрации флота, которая направляет их деятель­ ность, но не вмешивается, не довлеет. И результаты работы новых коммерческих образований в Атлантике, у берегов Аф­ рики - превосходны. Да, флоту плохо. Неплатежи, опутан долгами. Моряки недовольны начальством за задержки зарплаты, отпускных, диви­ дендов на акции снова не выпало - при­ были с гулькин нос. Они ворчат, но верят, что старейшему на рыбном Мурма- не флоту не пропасть. Его командиры ви­ дят горизонт, за которым будущее... НУ ЧТО? в крупнейших флотах мурмана СОСТОЯЛИСЬ ОТЧЕТНЫЕ (ГОДОВЫЕ) СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ М У Р М А Н Р Ы Б П Р О М Владимир СТУДЕНЕЦ 30-ти судов лишился "Мурманрыбпром" в прошлом году. И хотя эти траулеры отслужили по 18-26 лет, все равно жаль. Но и ремонтировать их АО не в силах, - слишком дорого. Впрочем, у оставшихся на флоте 52 судов степень износа составляет 63 процента, а у семи траулеров заканчиваются регистровые документы в этом году. Пять из них - крупнотоннажные, и если их ремонтировать, то надо затратить не меньше 20 мил­ лиардов рублей. Вот и решили работать на этих судах что называется до точки, то есть до полного износа. Зато амортизационные отчисления и прибыль напра­ вить на обновление флота. Это, конечно, не единственная бопь АО ''Мурман­ рыбпром" и его генерального директора Л. С . Брейх- мана, выступившего с отчетным докладом на собрании акционеров. Беды известные, повторять и перечислять их, видимо, нет смысла. Лучше рассказать о том, как АО предполагает жить дальше. Лев Семенович Брейхман сказал, что сейчас прорабатывается вопрос получения в будущем году семи новых судов. Правда, для этого потребуются инвестиции. Банки, как это принято у них, готовы дать средства, но под гарантии Комитета РФ по рыболовст­ ву, что эти суда будут обеспечены квотой на вылов в течение шести лет. Закавыка в том, что Комитет не вправе выделять такую квоту негосударственным пред­ приятиям. Вопрос пока остается открытым. Зато почти решена проблема спасения заработной платы моряков от инфляции: за расчетную единицу взят доллар. Получат акционеры и дивиденды, причем вдвое большие, чем в прошлом году: две тысячи рублей на акцию. Оптимистично прозвучало в докладе генерального директора сообщение о том, что в районах промысла все идет как надо: промысловая обстановка нормаль­ ная, квоты достаточные, экипажи настроены по-удар- ному. Лев Семенович предположил в связи с этим, что в нынешнем году спад производства будет остановлен. В целом, собрание акционеров АО "Мурманрыб­ пром" прошло в лучших традициях советского време­ ни. Молчание зала, полное отсутствие острых вопросов, единогласное голосование "за". То ли дейст­ вительно искренне одобряют все происходящее, то ли понимают, что бесполезно "возникать", то ли царит всеобщее равнодушие... В ЕР И Т Ь ИДТИ ВПЕРЕ С Е В Р Ы Б Х О Л О Д Ф Л О Т Инна Б Е Р Е З Ю К Накануне собрания акционеров АО “Севрыбхолодфлот" в редакцию пришли моряки. Принесли показать свои расчетные листки и рассказать, как жилось в полугодовом рейсе. Бе­ ли кратко изложить их рассказ, получается вот что: матрос за 6 ме­ сяцев получает 1760585 рублей. Тот, который купил в Германии не новую машину, заплатил флоту за ее “про­ воз" 835143 рубля, а на руки ему - 7 тысяч рублей. В рейсе было скверное питание, скоропорта практически не было. Вместо обещанных двух был только один заход и то на три дня. Но на самом собрании акционе­ ры помалкивали. Только один все задавал и задавал вопросы. Ему от­ вечали. Он снова что-то выкрики­ вал обиженно... Мои вчерашние собеседники вообще не пришли. Почему?.. Впрочем, все по порядку. Перед началом собрания каждый участ­ ник получил несколько листочков- документов. Самый, на мой взгляд, интересный - отчет о производст­ венно-хозяйственной деятельности АО за 1994 год. Цифры, цифры... Вот некоторые из них: получена прибыль около 5,6 миллиарда руб­ лей. А долги (по ссудам, кредитам, по платежам в бюджет и внебюд­ жетные фонды) сотавляют почти 45,5 миллиарда. Среднемесячная зарплата - 393488 рублей. И в отчетном докладе было очень много печальной статистики. Например, из-за дороговизны ре­ монта плавбаз (5-7 миллиардов) списаны три, кроме того 7 транс­ портных рефрижераторов, уже в начале этого. года - еще один транспорт и два танкера. Приобре­ тено одно промысловое судно 4Ма- унт Кент“. Сокращены 1691 человек. Сократились объемы про­ изводства, увеличились простои судов. Весьма тягостно состояние взаимных неплатежей: “Севрыбхо- лодфлот“ - своим коллегам, те - ему, и не какие-то там маленькие суммы, а свыше миллиарда (1248 миллионов) рублей - у Мурман­ ского тралового флота и “Мурман- рыбпрома“) , большие долги и у других предприятий. Счет флота заблокирован. А задолженность по зарплате составляет 22,5 миллиар­ да рублей. Короче говоря, финансовое по­ ложение флота нестабильное. Это констатировала и аудиторская про­ верка. Вот цитата из заключения аудиторов: “Дальнейшее существо­ вание АО “Севрыбхолодфлот“ на­ прямую зависит от возможностей общества обеспечить расширенное воспроизводство. За счет средств, остающихся в распоряжении обще­ ства, обеспечить его не представ­ ляется возможным. Необходимо изыскать пути привлечения инве­ стиций из посторонних источни­ ков ../4 В заключении аудиторской проверки выявлены несколько фак­ тов (на 50 млн. и на 6 млн. руб­ лей) “ненадлежащего оформления документов41, хотя в целом отчет­ ность и бухгалтерский учет велись в соответствии с нормативными до­ кументами. Как один из путей инвестирова­ ния флота - эмиссия акций АО. Совет директоров предполагает вы­ пустить их на 500 миллиардов руб­ лей. Правда, есть одно “но44: для такого шага нужно разрешение Минфина, а до того - заплатить 1,5 миллиарда рублей в бюджет. Раз­ решение то ли будет, то ли нет, но деньги вперед. И еще: если сейчас контрольный пакет акций у кол­ лектива, то в случае эмиссии, кто знает, у кого он окажется. Так начал свое выступление ге­ неральный директор АО “Севрыб- холодфлот“ А. Ф. Леванов. Говоря о нестабильности финансового по­ ложения АО, он сказал, что в Рос­ сии законы стимулируют перекупщика, а не производителя, чем больше выпускаешь пищевой продукции, тем больше убытков. Налоги забирают 96 копеек с руб­ ля. Поэтому стабилизация зависит от экономической ситуации в стра­ не. Подробно объяснив причины спада производства, убыточности работы транспортов, Леванов оста­ новился на том, как выполнены данные им в прошлом году обеща­ ния. Обновление флота. В ближайшее время будут получены три банано­ воза вместе с линией Южная Аме­ рика - Европа. Оші будут собственностью флота, и экипажи там будут наши. Прекрасно работают филетиров- щик “Маунт Кент“ и гребешколов “Скаллопер44. Поэтому решено ку­ пить СТМ у наших коллег и уста­ новить оборудование, позволяющее добывать не только гребешок, но и другие виды ценного сырья. О зарплате. Своевременность выплаты - вопрос решенный. А что касается повышения... Повышая зарплату, сказал генеральный ди­ ректор, мы загоняем себя в угол, так как 40 процентов сразу уходят в бюджет. Поэтому избран другой путь - выплата в валюте. 12 эки­ пажей рефлагированных судов уже успели оценить преимущество та­ кой оплаты. Сейчас идет поиск пу­ тей для выдачи зарплаты в валюте всем морякам. На оалансе “Севрыбхолодфло- та“ по сей день и детский сад, и школа, и флотилия “Альбатрос“ , и бывший пионерлагерь, ныне се­ мейный дом отдыха “Северное сия­ ние...4 Да, в Мурманске жилье не строится. Но куплена земля под 20 коттеджей в Ивановской области, предполагается переоборудовать там же пятиэтажный дом, возмож­ но, станет собственностью флота здание общежитие судоверфи в Мурманске. Иными словами, несмотря на неимоверные трудности, флот жи­ вет и не собирается сдаваться этим трудностям. Вот и вырученные от продажи акций, принадлежавших государству, 149 миллионов рублей направлены выплату дивидендов акционерам: 300 процентов годо­ вых. Хоть и не три, как в прошлом году, а только два заезда в дом от­ дыха “Северное сияние44, но состо­ ятся. Причем 50 процентов стоимости оплатит профком не только главе семьи, но и каждому ее члену. И зарплату собираются повышать, правда, со второго пол­ угодия. А то, что собрание акционеров вновь избрало генеральным дирек­ тором А. Ф. Леванова, говорит о доверии и надежде людей. Впервые стал членом совета директоров Л. М. Алейнер, бывший главный механик плавбазы “Полярная звезда44, как называют его на фло­ те - “борец за права моряков4 . а

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz