Рыбный Мурман. 1995 г. Май.
5 - 1 1 мая 1995 года итогиплохи / Т Р А Л Ф Л О Т Леонид ПАВЛОВ Говорили много и многие. Долго решали процедурные вопросы, определяли повестку дня, регламент. Тем не менее, умные (без иронии! ) “посиделки" держателей акций АО “Мурманский траловый флот" закончи лись на оптимистической ноте. Итак, собрание проходило своим чере дом. Зал чутко внимал словам генераль ного директора Юрия Пруткова. Эйфории они не вызывали. Флот, о чем с горечью поведал руководитель в отчетном докладе от имени совета директоров, переживает тяжелые времена. Все проблемы экономи ки страны в целом, как в зеркале, отра зились в его работе за прошедший год. Цифр было названо много. Они показа тельны, но нет нужды приводить их. Су хая статистика - не более. Важно другое. Что стоит за ними... Команду управлен- РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЗА 1 КВАРТАЛ 1995 ГОДА ПО РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 кв. 1994 г. (тыс. тонн) Вылов 1275,6 Выпуск пищевой, вкл. консервы 763,8 1 кв. 1995 г. (тыс. тонн) 1461.9 795.9 % 114,6 104,2 АО “ С Е В Р Ы Б А " Вылов 185,1 152,6 82,4 Выпуск пищевой, вкл. консервы 163,1 136,9 83,9 М І Ф , " Д Е Л ЬФИН 4S “ АТЛАС" Вылов 87,8 Выпуск пищевой, вкл. консервы 76,6 67,8 79,2 77,2 103,4 цев во главе с рачительным хозяином Юрием Прутковым одолели заботы: как поднять эффективность флота, куда ру лить далее? Непредсказуем этот самый то ли социалистическо-развитой, то ли карикатурно-капиталистический рынок! Нет у тралфлота свободных средств, душат налоги, буквально на все до небес вздуты тарифы. На топливо, судоремонт, промвооружение, продовольствие, зарпла ту - нужны миллиарды, а где взять? При ток денег негуст. Ругают флот, мол, сплавляет рыбу зарубежным господам. Поймите, критики, не за длинным рублем рыбари-бедолаги стремятся в инпорты. Там хоть цену божескую за плоды их труда каторжного определяют и с оплатой нет задержек. Конечно, это тоже крохи, но они дают возможность сводить концы с концами. На вечно сакраментальный рос сийский вопрос “что делать? “ админист рация тралового флота, похоже, смогла найти ответ. Начата структурная пере стройка. Созданы независимые фирмы “Дельфин “ , “Атлас “ , некоторые другие. В их распоряжение выделены группы од нотипных судов, они финансово самостоя тельны, но подчинены администрации флота, которая направляет их деятель ность, но не вмешивается, не довлеет. И результаты работы новых коммерческих образований в Атлантике, у берегов Аф рики - превосходны. Да, флоту плохо. Неплатежи, опутан долгами. Моряки недовольны начальством за задержки зарплаты, отпускных, диви дендов на акции снова не выпало - при были с гулькин нос. Они ворчат, но верят, что старейшему на рыбном Мурма- не флоту не пропасть. Его командиры ви дят горизонт, за которым будущее... НУ ЧТО? в крупнейших флотах мурмана СОСТОЯЛИСЬ ОТЧЕТНЫЕ (ГОДОВЫЕ) СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ М У Р М А Н Р Ы Б П Р О М Владимир СТУДЕНЕЦ 30-ти судов лишился "Мурманрыбпром" в прошлом году. И хотя эти траулеры отслужили по 18-26 лет, все равно жаль. Но и ремонтировать их АО не в силах, - слишком дорого. Впрочем, у оставшихся на флоте 52 судов степень износа составляет 63 процента, а у семи траулеров заканчиваются регистровые документы в этом году. Пять из них - крупнотоннажные, и если их ремонтировать, то надо затратить не меньше 20 мил лиардов рублей. Вот и решили работать на этих судах что называется до точки, то есть до полного износа. Зато амортизационные отчисления и прибыль напра вить на обновление флота. Это, конечно, не единственная бопь АО ''Мурман рыбпром" и его генерального директора Л. С . Брейх- мана, выступившего с отчетным докладом на собрании акционеров. Беды известные, повторять и перечислять их, видимо, нет смысла. Лучше рассказать о том, как АО предполагает жить дальше. Лев Семенович Брейхман сказал, что сейчас прорабатывается вопрос получения в будущем году семи новых судов. Правда, для этого потребуются инвестиции. Банки, как это принято у них, готовы дать средства, но под гарантии Комитета РФ по рыболовст ву, что эти суда будут обеспечены квотой на вылов в течение шести лет. Закавыка в том, что Комитет не вправе выделять такую квоту негосударственным пред приятиям. Вопрос пока остается открытым. Зато почти решена проблема спасения заработной платы моряков от инфляции: за расчетную единицу взят доллар. Получат акционеры и дивиденды, причем вдвое большие, чем в прошлом году: две тысячи рублей на акцию. Оптимистично прозвучало в докладе генерального директора сообщение о том, что в районах промысла все идет как надо: промысловая обстановка нормаль ная, квоты достаточные, экипажи настроены по-удар- ному. Лев Семенович предположил в связи с этим, что в нынешнем году спад производства будет остановлен. В целом, собрание акционеров АО "Мурманрыб пром" прошло в лучших традициях советского време ни. Молчание зала, полное отсутствие острых вопросов, единогласное голосование "за". То ли дейст вительно искренне одобряют все происходящее, то ли понимают, что бесполезно "возникать", то ли царит всеобщее равнодушие... В ЕР И Т Ь ИДТИ ВПЕРЕ С Е В Р Ы Б Х О Л О Д Ф Л О Т Инна Б Е Р Е З Ю К Накануне собрания акционеров АО “Севрыбхолодфлот" в редакцию пришли моряки. Принесли показать свои расчетные листки и рассказать, как жилось в полугодовом рейсе. Бе ли кратко изложить их рассказ, получается вот что: матрос за 6 ме сяцев получает 1760585 рублей. Тот, который купил в Германии не новую машину, заплатил флоту за ее “про воз" 835143 рубля, а на руки ему - 7 тысяч рублей. В рейсе было скверное питание, скоропорта практически не было. Вместо обещанных двух был только один заход и то на три дня. Но на самом собрании акционе ры помалкивали. Только один все задавал и задавал вопросы. Ему от вечали. Он снова что-то выкрики вал обиженно... Мои вчерашние собеседники вообще не пришли. Почему?.. Впрочем, все по порядку. Перед началом собрания каждый участ ник получил несколько листочков- документов. Самый, на мой взгляд, интересный - отчет о производст венно-хозяйственной деятельности АО за 1994 год. Цифры, цифры... Вот некоторые из них: получена прибыль около 5,6 миллиарда руб лей. А долги (по ссудам, кредитам, по платежам в бюджет и внебюд жетные фонды) сотавляют почти 45,5 миллиарда. Среднемесячная зарплата - 393488 рублей. И в отчетном докладе было очень много печальной статистики. Например, из-за дороговизны ре монта плавбаз (5-7 миллиардов) списаны три, кроме того 7 транс портных рефрижераторов, уже в начале этого. года - еще один транспорт и два танкера. Приобре тено одно промысловое судно 4Ма- унт Кент“. Сокращены 1691 человек. Сократились объемы про изводства, увеличились простои судов. Весьма тягостно состояние взаимных неплатежей: “Севрыбхо- лодфлот“ - своим коллегам, те - ему, и не какие-то там маленькие суммы, а свыше миллиарда (1248 миллионов) рублей - у Мурман ского тралового флота и “Мурман- рыбпрома“) , большие долги и у других предприятий. Счет флота заблокирован. А задолженность по зарплате составляет 22,5 миллиар да рублей. Короче говоря, финансовое по ложение флота нестабильное. Это констатировала и аудиторская про верка. Вот цитата из заключения аудиторов: “Дальнейшее существо вание АО “Севрыбхолодфлот“ на прямую зависит от возможностей общества обеспечить расширенное воспроизводство. За счет средств, остающихся в распоряжении обще ства, обеспечить его не представ ляется возможным. Необходимо изыскать пути привлечения инве стиций из посторонних источни ков ../4 В заключении аудиторской проверки выявлены несколько фак тов (на 50 млн. и на 6 млн. руб лей) “ненадлежащего оформления документов41, хотя в целом отчет ность и бухгалтерский учет велись в соответствии с нормативными до кументами. Как один из путей инвестирова ния флота - эмиссия акций АО. Совет директоров предполагает вы пустить их на 500 миллиардов руб лей. Правда, есть одно “но44: для такого шага нужно разрешение Минфина, а до того - заплатить 1,5 миллиарда рублей в бюджет. Раз решение то ли будет, то ли нет, но деньги вперед. И еще: если сейчас контрольный пакет акций у кол лектива, то в случае эмиссии, кто знает, у кого он окажется. Так начал свое выступление ге неральный директор АО “Севрыб- холодфлот“ А. Ф. Леванов. Говоря о нестабильности финансового по ложения АО, он сказал, что в Рос сии законы стимулируют перекупщика, а не производителя, чем больше выпускаешь пищевой продукции, тем больше убытков. Налоги забирают 96 копеек с руб ля. Поэтому стабилизация зависит от экономической ситуации в стра не. Подробно объяснив причины спада производства, убыточности работы транспортов, Леванов оста новился на том, как выполнены данные им в прошлом году обеща ния. Обновление флота. В ближайшее время будут получены три банано воза вместе с линией Южная Аме рика - Европа. Оші будут собственностью флота, и экипажи там будут наши. Прекрасно работают филетиров- щик “Маунт Кент“ и гребешколов “Скаллопер44. Поэтому решено ку пить СТМ у наших коллег и уста новить оборудование, позволяющее добывать не только гребешок, но и другие виды ценного сырья. О зарплате. Своевременность выплаты - вопрос решенный. А что касается повышения... Повышая зарплату, сказал генеральный ди ректор, мы загоняем себя в угол, так как 40 процентов сразу уходят в бюджет. Поэтому избран другой путь - выплата в валюте. 12 эки пажей рефлагированных судов уже успели оценить преимущество та кой оплаты. Сейчас идет поиск пу тей для выдачи зарплаты в валюте всем морякам. На оалансе “Севрыбхолодфло- та“ по сей день и детский сад, и школа, и флотилия “Альбатрос“ , и бывший пионерлагерь, ныне се мейный дом отдыха “Северное сия ние...4 Да, в Мурманске жилье не строится. Но куплена земля под 20 коттеджей в Ивановской области, предполагается переоборудовать там же пятиэтажный дом, возмож но, станет собственностью флота здание общежитие судоверфи в Мурманске. Иными словами, несмотря на неимоверные трудности, флот жи вет и не собирается сдаваться этим трудностям. Вот и вырученные от продажи акций, принадлежавших государству, 149 миллионов рублей направлены выплату дивидендов акционерам: 300 процентов годо вых. Хоть и не три, как в прошлом году, а только два заезда в дом от дыха “Северное сияние44, но состо ятся. Причем 50 процентов стоимости оплатит профком не только главе семьи, но и каждому ее члену. И зарплату собираются повышать, правда, со второго пол угодия. А то, что собрание акционеров вновь избрало генеральным дирек тором А. Ф. Леванова, говорит о доверии и надежде людей. Впервые стал членом совета директоров Л. М. Алейнер, бывший главный механик плавбазы “Полярная звезда44, как называют его на фло те - “борец за права моряков4 . а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz