Рыбный Мурман. 1995 г. Май.
Ш ш \Х О Д Я В РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, мы пока больше і | | теряем , чем находим . Проблемы, проблемы ... Б о т с С J E A наступлением лета проблема номер один: как вывезти детей из нашего " солнечного " края? Бы ва л о , пойдешь в профком, заплатишь 3 0 процентов стоимости путевки , помашешь платочком уходящему на ю г эшелону и все, душа не болит за любимое чадо. А теперь на такое мероприятие, считай, полтора миллиона надо, кто же у нас настолько богат? Единицы. Профком вместе с руководителями все головы сломали над тем , чтобы как -то облегчить своим людям эту нерешаемую за д ач у . Но в целом картина безотрадная . Стало быть , в профком за путевкой не пойдем. А за чем пойдем? За рп л ат у с его помощью выбиват ь? Просить содействия, если увольняют-сокращают? А, может, сра з у в обком профсоюза отправимся, ведь в столь высокой инстанции, небось, знают ответы па все вопросы? Решено. Идем к председателю обкома профсоюза работников рыбно го хозяйства Ю. В . МАКАРОВУ . - Юрий Владмирович, что сегодня может профсоюз? Имею в виду защиту людей. - Да если бы сегодня еще и профсоюз ничего не делал, было бы еще хуже. Нам удалось сохранить костяк отрасли, сохра нить уважение к этой организации, с нами считаются и в правительстве, и в Между народной Федерации Транспорта (МФТ). Ведь профсоюз рыбаков является членом этой структуры. Недавно встречались с норвежскими коллегами. Они все никак не могли по нять: как это так, что профсоюз требует выдать людям зарплату. Мы, говорят, бо ремся за повышение ее, а вы... Что же, нам приходится и этим заниматься. Вот сейчас с трудом наскребли деньги и отправляем 300 ребят на отдых. В свое время 3,5-4 тысячи детей отправляли и в Анапу, и в Крым, и на Украину. Все шло практически за счет профсоюза. - А теперь у профсоюза нет денег? - Нет. Из 75 тысяч членов профсоюза сейчас осталось 52 тысячи. Других источ ников финансирования у нас нет, только взносы. А мы должны платить за аренду помещения, зарплату сотрудникам... Да что там говорить! Чтобы мне поехать в Москву и обивать там правительственные пороги, надо полмиллиона только на биле ты, да гостиница, да и в джинсах не пое- К О Н Ф Л И К Т Все начиналось очень прозаично, и никому не мог ло прийти в голову, что столь печальным будет воз вращение из рейса. Тралфлотовский капитан Г. А. Попович захотел стать частным предпринимателем. Слезно попросил у гене рального директора АО “Мурманский траловый флот“ Ю. Б. Пруткова два БМРТ в аренду. Отговари вал его Юрий Борисович, да напрасно. И дал корабли по довольно низкой арендной плате: БМРТ “Холмогорьі“ и “Волгобалт“. Так появилось на свет ИЧП “Всполох “. Укомплек товать экипажи помог опять же тралфлот, только не сколько человек пришли со стороны. Обещал Геннадий Афанасьевич, что будут получать моряки не менее 700 долларов в месяц, и до бавил к сказанному, что эта сумма - минимум, остальное - как сработают экипажи. Работали моряки, что на зывается, как звери. Замо розили. за 5 месяцев свыше трех тысяч тонн рыбы каж дый экипаж. Как положено, в конце рейса состоялся заход в ин- порт. И тут возникла первая конфликтная ситуация: ка питан (он же глава ИЧП “Всполох“) выдал морякам лишь половину обещанной суммы. А когда те стали “возникать44, клятвенно за верил: остальная валюта бу дет в Мурманске. Поверили. И вот уже в Мурманске второй месяц Г. А. Попович кормит людей обещаниями, что вот-вот будут деньги. Ходили моряки к Ю. М. Цуркану, который команду ет “Дельфином44, а именно с этой фирмой работали вы шеупомянутые экипажи. Им объяснили, что аванс, вы данный на заходе, взят в долг, что у ИЧП “Всполох44, то бишь у Геннадия Афа насьевича долгов выше кры ши и т. д. И тогда моряки пришли в редакцию просить совета и помощи. Я созвонилась с Юрием Борисовичем Прут ковым и услышала по сути то же самое: что Попович кругом в долгах, что... А как же быть морякам? Ведь хлеба не на что купить. А надо было думать, когда подписывали контракт, ре зонно заметил генеральный директор. Причем теперь тралфлот? Однако самого контракта люди не видели, им за не сколько минут до отхода да ли на подпись маленькие бумажки-обязательства ве рой и правдой служить ИЧП. Вот тут вспоминается: “Дурют нашего брата, ой дурют! “. А все потому, что наш брат привык верить на слово каждому Обещалкину. Нет бы потребовать бумагу- контракт, где черным по бе лому: в случае невыдачи указанной суммы руковод ство ИЧП “Всполох4 обязу ется продать личное имущество, взять кредит и т. д., но моряк получит обе щанные деньги. А теперь, коли нет такой бумапі, что мужикам-кормильцам ска зать своим семьям? Да и с судна не списаться: за “ла вочку “ нечем заплатить. А пока не списался, о другом судне думать не моги. Где же защита профсою за? - спросите вы. Так ведь сам господин Алексеев, председатель профкома тралфлота, был на судне в рейсе. И, как говорят моря ки, на все вопросы был один ответ: “Не забудьте запла тить членские взносы44. По тому и не пошли к нему после рейса. дешь - в Думу не пустят. - Вы часто общаетесь с правительством? - Очень много, последнее время прак тически всегда там. Недавно принял меня Олег Николаевич Сосковец, вместо обе щанных пяти минут (он занят проблемами Чечни) мы проговорили больше 15 минут. Я ему рассказал и о флотах наших, и о том, что нас мучает. Он был удивлен, ока зывается, ничего наши правители по сути дела не знают о регионах. - И все-таки удалось добиться каких-то серьезных решении? - Да вот, посмотрите, что сделано нами за последние два года - куда уж серьез ней! Принят Закон “О гарантиях и ком пенсациях работникам Крайнего Севера44, до 50 процентов увеличен районный коэф фициент, молодежь получает “полярки“ с первого дня работы, уменьшен пенсионный возраст для моряков и так далее. Видите, какой длинный перечень. И если бы за все это не воевали профсоюзы, и по сей день ничего бы не изменилось. - Юрий Владимирович, все сейчас глядят на Запад: вот, мол, как там рабочий чело век защищен! - У них прежде всего защищен профсо юз. Конституционно. Там профсоюз напря мую работает с правительством, там понимают: шутки плохи, ведь это - голоса избирателей. И там закон защищает не только рабочего, но и работодателя. А не так, как у нас: 1,5 тысячи предприятий за регистрировались, через год-два осталось меньше сотни. Что же, все эти предприя тия возглавляли неумные люди? - Руководителю нынче сложно, а рабоче му еще хуже: зарплату не выдают, того гля ди сократят... - Да вот такой пример возьмем, не сколько лет назад московский институт по указанию Министерства здравоохранения разработал нормы времени пребывания в море. Вы помните, сколько крику было, когда руководство флота продлевало на не сколько дней рейс? Сейчас ходят чуть ли не по году. Вот вчера пришел ко мне отец одного такого моряка, просит помощи. Сын все твердил после рейса, что за ним космонав ты бегают. И поджег квартиру, “космонав ты приказали44. А что я могу сделать, если парень работал в коммерческой структуре, там нет членов нашего профсоюза. - А ведь сейчас многие просто выходят из профсоюза, говорят: а зачем он мне? - Вот-вот. А потом бегут к нам, как это было недавно, когда моряки приехали по сле контрактного рейса и им недоплатили довольно крупную сумму. А как я могу по мочь, они не в профсоюзе. Говорят: “Мы не знали44. Знайте! Сами люди должны знать свои права. - О каких правах вы говорите! Мы, как вы сказали, члены МФТ, там, в цивилизованном мире, человеку платят не ниже 700 долларов, а на ши моряки бегом бегут в море за 300. - Все решают люди. Зачем подписыва ют такой контракт? Есть профком, кото рый обязан их защищать. - Юрий Владимирович, представим ситу ацию: идет предпрофкома “Севрыбхалодф- лота“ Новицкий к генеральному директору и говорит: “Не будут работать люди за такую зарплату*. Леванов, я думаю, скажет: “Зна ешь что, у меня без тебя голова кругом от проблем. Идите вы все... Завтра новых набе ру". И Анатолий Петрович закроет дверь с другой стороны. - Нет. Ни Леванов, никакой другой ру ководитель такое не скажет. Набрать но вых людей, обучить, направить на суда - сколько времени уйдет. За это время пред- чприятие полностью обанкротится. Другой вопрос, что необходим закон о профсоюзах. Он уже принят Госдумой во втором чтении. И в нем обязательно долж ны быть строчки не только о социальной защите людей, но и о привилегиях для члена профсоюза: оплата путевок ему и его детям, предоставление жилья и т. д. Так, как это делается на Западе. И в этом законе обязательно должны быть очерчены права профсоюзных лидеров, чтобы были столь же зубасты, как наши коллега за рубежом, чтобы требовали от правительст ва принятия постановлений, направленных на благо народа, а не на его обнищание. Ведь бедность наших предприятий не от того, что люди там плохо работают, а пото му что у них, у предприятий, забирают 90 с лишним копеек с рубля. - Итак, Юрий Владимирович, что наме рены делать дальше? - Будем готовиться к бассейновой профсоюзной конференции. Она должна состояться не позже марта будущего года. Это событие, роль которого трудно пере оценить. Конференция 1989 года изменила структуру Северного бассейна. Сейчас пе ред нами стоит еще более важная задача: не дать погибнуть рыбной отрасли. Малые предприятия страну рыбой не накормят, разве что регион. Никель кушать никто не будет. Нужна рыба. А для этого надо сде лать все, чтобы жили флоты, чтобы моря ки имели достойную их труда зарплату. - Но как собрать моряков на конферен цию? - Как правило, в конце года большинст во судов приходят в Мурманск. Будет воз можность избрать делегатов от всех экипажей. Правда, сложно будет эту кон ференцию провести из-за финансовых проблем. Полагаю поставить очень остро вопрос на совете директоров “Севрыбы44, нужно решить вопрос в принципе: нужен профсоюз - помогайте в финансировании, нет - давайте скажем об этом всему бас сейну честно и прямо. На словах-то все руководители “за44, а вот на деле... Страницу подготозила Инна БЕРЕЗЮК . Ш . и м . ■ шшш № 21 26 мая - 1 июня 1995 года В М у р м а н с к е м н о г о р а з » * * * ГАЗСЛ t r МЫ БЫ БРАЛИ с а м у м л у ч ш у ю —“ Р ы б н ы й М у р м а н " /
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz