Рыбный Мурман. 1995 г. Май.

Ш ш \Х О Д Я В РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, мы пока больше і | | теряем , чем находим . Проблемы, проблемы ... Б о т с С J E A наступлением лета проблема номер один: как вывезти детей из нашего " солнечного " края? Бы ва л о , пойдешь в профком, заплатишь 3 0 процентов стоимости путевки , помашешь платочком уходящему на ю г эшелону и все, душа не болит за любимое чадо. А теперь на такое мероприятие, считай, полтора миллиона надо, кто же у нас настолько богат? Единицы. Профком вместе с руководителями все головы сломали над тем , чтобы как -то облегчить своим людям эту нерешаемую за д ач у . Но в целом картина безотрадная . Стало быть , в профком за путевкой не пойдем. А за чем пойдем? За рп л ат у с его помощью выбиват ь? Просить содействия, если увольняют-сокращают? А, может, сра з у в обком профсоюза отправимся, ведь в столь высокой инстанции, небось, знают ответы па все вопросы? Решено. Идем к председателю обкома профсоюза работников рыбно го хозяйства Ю. В . МАКАРОВУ . - Юрий Владмирович, что сегодня может профсоюз? Имею в виду защиту людей. - Да если бы сегодня еще и профсоюз ничего не делал, было бы еще хуже. Нам удалось сохранить костяк отрасли, сохра­ нить уважение к этой организации, с нами считаются и в правительстве, и в Между­ народной Федерации Транспорта (МФТ). Ведь профсоюз рыбаков является членом этой структуры. Недавно встречались с норвежскими коллегами. Они все никак не могли по­ нять: как это так, что профсоюз требует выдать людям зарплату. Мы, говорят, бо­ ремся за повышение ее, а вы... Что же, нам приходится и этим заниматься. Вот сейчас с трудом наскребли деньги и отправляем 300 ребят на отдых. В свое время 3,5-4 тысячи детей отправляли и в Анапу, и в Крым, и на Украину. Все шло практически за счет профсоюза. - А теперь у профсоюза нет денег? - Нет. Из 75 тысяч членов профсоюза сейчас осталось 52 тысячи. Других источ­ ников финансирования у нас нет, только взносы. А мы должны платить за аренду помещения, зарплату сотрудникам... Да что там говорить! Чтобы мне поехать в Москву и обивать там правительственные пороги, надо полмиллиона только на биле­ ты, да гостиница, да и в джинсах не пое- К О Н Ф Л И К Т Все начиналось очень прозаично, и никому не мог­ ло прийти в голову, что столь печальным будет воз­ вращение из рейса. Тралфлотовский капитан Г. А. Попович захотел стать частным предпринимателем. Слезно попросил у гене­ рального директора АО “Мурманский траловый флот“ Ю. Б. Пруткова два БМРТ в аренду. Отговари­ вал его Юрий Борисович, да напрасно. И дал корабли по довольно низкой арендной плате: БМРТ “Холмогорьі“ и “Волгобалт“. Так появилось на свет ИЧП “Всполох “. Укомплек­ товать экипажи помог опять же тралфлот, только не­ сколько человек пришли со стороны. Обещал Геннадий Афанасьевич, что будут получать моряки не менее 700 долларов в месяц, и до­ бавил к сказанному, что эта сумма - минимум, остальное - как сработают экипажи. Работали моряки, что на­ зывается, как звери. Замо­ розили. за 5 месяцев свыше трех тысяч тонн рыбы каж­ дый экипаж. Как положено, в конце рейса состоялся заход в ин- порт. И тут возникла первая конфликтная ситуация: ка­ питан (он же глава ИЧП “Всполох“) выдал морякам лишь половину обещанной суммы. А когда те стали “возникать44, клятвенно за­ верил: остальная валюта бу­ дет в Мурманске. Поверили. И вот уже в Мурманске второй месяц Г. А. Попович кормит людей обещаниями, что вот-вот будут деньги. Ходили моряки к Ю. М. Цуркану, который команду­ ет “Дельфином44, а именно с этой фирмой работали вы­ шеупомянутые экипажи. Им объяснили, что аванс, вы­ данный на заходе, взят в долг, что у ИЧП “Всполох44, то бишь у Геннадия Афа­ насьевича долгов выше кры­ ши и т. д. И тогда моряки пришли в редакцию просить совета и помощи. Я созвонилась с Юрием Борисовичем Прут­ ковым и услышала по сути то же самое: что Попович кругом в долгах, что... А как же быть морякам? Ведь хлеба не на что купить. А надо было думать, когда подписывали контракт, ре­ зонно заметил генеральный директор. Причем теперь тралфлот? Однако самого контракта люди не видели, им за не­ сколько минут до отхода да­ ли на подпись маленькие бумажки-обязательства ве­ рой и правдой служить ИЧП. Вот тут вспоминается: “Дурют нашего брата, ой дурют! “. А все потому, что наш брат привык верить на слово каждому Обещалкину. Нет бы потребовать бумагу- контракт, где черным по бе­ лому: в случае невыдачи указанной суммы руковод­ ство ИЧП “Всполох4 обязу­ ется продать личное имущество, взять кредит и т. д., но моряк получит обе­ щанные деньги. А теперь, коли нет такой бумапі, что мужикам-кормильцам ска­ зать своим семьям? Да и с судна не списаться: за “ла­ вочку “ нечем заплатить. А пока не списался, о другом судне думать не моги. Где же защита профсою­ за? - спросите вы. Так ведь сам господин Алексеев, председатель профкома тралфлота, был на судне в рейсе. И, как говорят моря­ ки, на все вопросы был один ответ: “Не забудьте запла­ тить членские взносы44. По­ тому и не пошли к нему после рейса. дешь - в Думу не пустят. - Вы часто общаетесь с правительством? - Очень много, последнее время прак­ тически всегда там. Недавно принял меня Олег Николаевич Сосковец, вместо обе­ щанных пяти минут (он занят проблемами Чечни) мы проговорили больше 15 минут. Я ему рассказал и о флотах наших, и о том, что нас мучает. Он был удивлен, ока­ зывается, ничего наши правители по сути дела не знают о регионах. - И все-таки удалось добиться каких-то серьезных решении? - Да вот, посмотрите, что сделано нами за последние два года - куда уж серьез­ ней! Принят Закон “О гарантиях и ком­ пенсациях работникам Крайнего Севера44, до 50 процентов увеличен районный коэф­ фициент, молодежь получает “полярки“ с первого дня работы, уменьшен пенсионный возраст для моряков и так далее. Видите, какой длинный перечень. И если бы за все это не воевали профсоюзы, и по сей день ничего бы не изменилось. - Юрий Владимирович, все сейчас глядят на Запад: вот, мол, как там рабочий чело­ век защищен! - У них прежде всего защищен профсо­ юз. Конституционно. Там профсоюз напря­ мую работает с правительством, там понимают: шутки плохи, ведь это - голоса избирателей. И там закон защищает не только рабочего, но и работодателя. А не так, как у нас: 1,5 тысячи предприятий за­ регистрировались, через год-два осталось меньше сотни. Что же, все эти предприя­ тия возглавляли неумные люди? - Руководителю нынче сложно, а рабоче­ му еще хуже: зарплату не выдают, того гля­ ди сократят... - Да вот такой пример возьмем, не­ сколько лет назад московский институт по указанию Министерства здравоохранения разработал нормы времени пребывания в море. Вы помните, сколько крику было, когда руководство флота продлевало на не­ сколько дней рейс? Сейчас ходят чуть ли не по году. Вот вчера пришел ко мне отец одного такого моряка, просит помощи. Сын все твердил после рейса, что за ним космонав­ ты бегают. И поджег квартиру, “космонав­ ты приказали44. А что я могу сделать, если парень работал в коммерческой структуре, там нет членов нашего профсоюза. - А ведь сейчас многие просто выходят из профсоюза, говорят: а зачем он мне? - Вот-вот. А потом бегут к нам, как это было недавно, когда моряки приехали по­ сле контрактного рейса и им недоплатили довольно крупную сумму. А как я могу по­ мочь, они не в профсоюзе. Говорят: “Мы не знали44. Знайте! Сами люди должны знать свои права. - О каких правах вы говорите! Мы, как вы сказали, члены МФТ, там, в цивилизованном мире, человеку платят не ниже 700 долларов, а на­ ши моряки бегом бегут в море за 300. - Все решают люди. Зачем подписыва­ ют такой контракт? Есть профком, кото­ рый обязан их защищать. - Юрий Владимирович, представим ситу­ ацию: идет предпрофкома “Севрыбхалодф- лота“ Новицкий к генеральному директору и говорит: “Не будут работать люди за такую зарплату*. Леванов, я думаю, скажет: “Зна­ ешь что, у меня без тебя голова кругом от проблем. Идите вы все... Завтра новых набе­ ру". И Анатолий Петрович закроет дверь с другой стороны. - Нет. Ни Леванов, никакой другой ру­ ководитель такое не скажет. Набрать но­ вых людей, обучить, направить на суда - сколько времени уйдет. За это время пред- чприятие полностью обанкротится. Другой вопрос, что необходим закон о профсоюзах. Он уже принят Госдумой во втором чтении. И в нем обязательно долж­ ны быть строчки не только о социальной защите людей, но и о привилегиях для члена профсоюза: оплата путевок ему и его детям, предоставление жилья и т. д. Так, как это делается на Западе. И в этом законе обязательно должны быть очерчены права профсоюзных лидеров, чтобы были столь же зубасты, как наши коллега за рубежом, чтобы требовали от правительст­ ва принятия постановлений, направленных на благо народа, а не на его обнищание. Ведь бедность наших предприятий не от того, что люди там плохо работают, а пото­ му что у них, у предприятий, забирают 90 с лишним копеек с рубля. - Итак, Юрий Владимирович, что наме­ рены делать дальше? - Будем готовиться к бассейновой профсоюзной конференции. Она должна состояться не позже марта будущего года. Это событие, роль которого трудно пере­ оценить. Конференция 1989 года изменила структуру Северного бассейна. Сейчас пе­ ред нами стоит еще более важная задача: не дать погибнуть рыбной отрасли. Малые предприятия страну рыбой не накормят, разве что регион. Никель кушать никто не будет. Нужна рыба. А для этого надо сде­ лать все, чтобы жили флоты, чтобы моря­ ки имели достойную их труда зарплату. - Но как собрать моряков на конферен­ цию? - Как правило, в конце года большинст­ во судов приходят в Мурманск. Будет воз­ можность избрать делегатов от всех экипажей. Правда, сложно будет эту кон­ ференцию провести из-за финансовых проблем. Полагаю поставить очень остро вопрос на совете директоров “Севрыбы44, нужно решить вопрос в принципе: нужен профсоюз - помогайте в финансировании, нет - давайте скажем об этом всему бас­ сейну честно и прямо. На словах-то все руководители “за44, а вот на деле... Страницу подготозила Инна БЕРЕЗЮК . Ш . и м . ■ шшш № 21 26 мая - 1 июня 1995 года В М у р м а н с к е м н о г о р а з » * * * ГАЗСЛ t r МЫ БЫ БРАЛИ с а м у м л у ч ш у ю —“ Р ы б н ы й М у р м а н " /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz