Рыбный Мурман. 1995 г. Май.
РОССИШІ pa: Ма В 1996 году исполняется 300 лет, как было принято решение Боярской Думы “О создании в России регулярного военно-морско го флота Для этого требовались не только программы кораблестро ения, но и командные кадры для флота. Вот мне и хочется расска зать об одном из первых, но подза бытых российских морских воспитателей - Степане Гаврило виче Малыгине, которому 10 июня исполнится 300 лет со дня рожде ния. Место рождения Малыгина С. Г. неизвестно. Степан Гаврилович Малыгин - “птенец гнезда Петрова". Первый российский штурман-ученый. С 1711 по 1715 год учился в школе математических и навигацких наук в Москве в Сухоревой башне над Сретенскими воротами Кремля. В 1715 г. по указу Петра I часть лучших учеников этой школы бы ла переведена в Петербург, и на основе этой школы была создана Морская академия на “300 пер сон". В 1717 г. состоялся первый вы пуск. На выпускных экзаменах присутствовал сам царь Петр I. Степан Малыгин, Алексей Чири ков, Харитон и Дмитрий Лаптевы, Василий ГГрончищев, Дмитрий Стерлегов, Федор Минин, Федор Сойманов, Алексей Нагаев, Семен Челюскин, Дмитрий Овцын, Иван Елагин и другие - почти каждый из них внес достойную лепту в ізвитие Российского флота. С. Г. іалыгин в чине гардемарина пла вал на кораблях Балтийского фло та, участвуя в Северной войне. В 1728 г. произведен в унтер-лейте нанты. С. Малыгин увлекся теорией астрономии и навигации и в 1731 г. представил в Морскую ака демию свой труд по морской нави гации и лоции (о способах плавания при помощи плоских морских карт, о значении градус ной сетки на морских картах и т .д .) . Книга получила положитель ный отзыв и в 1733 г. была издана как учебник для Морской академии. В феврале 1734 г. по инициативе президента Адмирал- тейств-коллегии адмирала Н. Ф. Головнина в Кронштадте создали Штурманскую роту, а С. Малы гина назначили в нее преподавате лем. Два года он проработал (прослужил) в этом учебном заве дении военморов. Затем распоря жением начальника Великой Северной экспедиции Витуса Ионссен Беринга С. Г. Малыгин был назначен начальником одного из подразделений экспедиции - Двинско-Обского отряда - взамен Степана Муравьева, разжалован ного в рядовые за “всякие нераде ния". Отряд С. Малыгина и его помощника Алексея Скуратова провел опись берегов от Белого мо ря до Ямала. На генеральную кар ту России впервые были нанесены очертания берегов Ледовитого оке ана. Отряд Малыгина и Скуратова не только вел описание очертаний северных берегов России, но также определял географические широты пунктов побережья, вел наблюде ния за дрейфом льдов в Карском море, течениями, приливами, зем ным магнетизмом, делал промеры глубин, установку навигационных знаков и т.д. Адмиралтейств-кол- легия высоко оценила работу отря да. А известный мореплаватель адмирал Ф. П. Литке,, оценивая работу С. Г. Малыгина, писал: “Препятствия физические были столь велики, а, напротив, средст ва им данные, столь недостаточны, что более должно удивляться тому, что совершено ими, нежели тому, что не сделано". В 1738 г. С. Г. Малыгин назна чается командиром Балтийского учебного отряда кораблей. На фре гате “Амстердам-Галей" и шхуне “Кроншлот" проходили практику 40 курсантов Штурманской роты. От Кронштадта они ходили до Кильдина, Архангельска и обрат но. В 1741 году С. Малыгин стано вится командиром всей Штурманской роты и за 9 лет ру ководства ввел в систему обучения ряд принципиальных преобразова ний. В 1750 году С. Г. Малыгин на значается начальником морской артиллерии Балтийского флота. В 1751 году назначен командиром 54-го пушечного линейного кораб ля “Рафаил “, построенного в Ар хангельске. В 1/53 г. С. Г. Малыгин назначается капитаном Рижского порта, где показал себя “как хороший организатор и адми нистратор". Он решительно и энергично действовал при отправке войск морем, снаряжения и продо вольствия в районы боевых дейст вий, а также при подготовке боевых кораблей к различным опе рациям против Пруссии. В 1762 г. С. Г. Малыгину присвоен чин ка питан-командира с назначением начальником адмиралтейской кон торы в Казани. Прослужив там два года, 1 авіуста 1764 г. в возра сте 69 лет С. Г. Малыгин скончал ся. Где похоронен - не известно. Будучи уже президентом Акаде мии наук России 1855-1864 гг. Ф. П. Литке писал: “Малыгин испол нял все, что ему было положено и отличался всеми достоинствами, коими мы удивляемся в первейших и наиболее славнейших мореходах: - решительностью и неутомимо стью. В память о славных делах С. Г. Малыгина пролив между ос тровом Белый и материком по ини циативе шведского полярного мореплавателя А. Е. Норденшель- да в 1878 году назван “Проливом Малыгина", а также мыс на п-ве Таймыр. На заре советской власти имя Степана Гавриловича не было забыто. Его именем в 1920 г. был назван ледокольный пароход “Ма лыгин", старое название - “Соло вей Будимирович“. Ледокольный пароход “Малыгин" в 30-е годы немало вписал героических стра ниц в историю арктического море плавания. Николай МАЛЫГИН, бывший флагман Северного от рада учебных судов Минрыбхоза СССР (1953-1961 гг.). P.S. Хотелось, чтобы в Мурман ске была улица С. Г. Малыгина или Малыгиных, ибо очень значи ма эта династия мореходов в ис тории Российского флота. Еще в 1320 г. Игнат Малыгин “ прору бал “ окно в Европу походами вок р у г Скандинавии, но не хватило сил в борьбе с каперами, не пропу скающими наши торговые суда на Запад. Через века, войны и рево люции прошли родовые традиции. Уже в нынешнем столетии более 30 Малыгиных работали на ра з ных судах Севморпути и рыболов ного флота. Дело доходило иногда до курьезов , ставивших в тупик кадровиков, когда на л/п “ Малыгин “ направляли Малыгина взамен уходящего в отпуск Малы гина... Без рисовки добавлю, что и сегодня с флотами России на прочь повязаны десятки предста вителей нашей разветвившейся семьи. ...Год 1736-й. Ясный майский день. Небольшое судно - коч "Экспедици- он" под серополотняными парусами скользит по мутным волнам Печоры. Малыгин, тепло одетый, оглядывает зеленые берега широкой устьевой протоки, прохаживаясь взад-вперед близ кормщика, молчаливо орудую щего кормилом помора Юшкова. Недалеко уже море - ощущается его прохладное дыхание. - Лед никак, - обыденно роняет кормщик, и тревожный взгляд коман дира тут же замечает мористее б е лую полоску по горизонту. - Якорь бы положить, - предлагает Юшков, - передлать. Малыгин долго медлит, неизвестно на что надеясь. Наконец, велит отдать якорь и, досадуя на задержку, спускается к себе. В крохотной каютке сбрасывает полушубок, садится к столу. Денщик принес укутанный в холстину горшок каши с солониной. "Экая неудачаі - раздумывает командир. - И долго ль ждать?". Неудача была, знал Малыгин, далеко не первой. Третий год пытается проникнуть морем в устье Оби отряд Великой Северной экспедиции. Этой грандиозной экспе диции, отряженной на отыскание и опись морских путей в Америку, Японию, Китай северными и восточными рос сийскими морями. Задачу, поставленную волею Петра, поручено решать самым умелым, самым подготовленным офицерам молодого Российского флота. Коч "Экспедици- он" - еще не весь отряд. В деревне Кельвицы недалеко от Пустозерска остался второй коч - "Обь", потрепанный льдами и бурями. Два новых судна взамен ветхих кочей должны приплыть из Архангельска. А из Пустозерска в начале года вышла на нескольких оленьих упряжках группа геодезиста Селифонтова описать берега Ямала и установить гурии - каменные маяки. Муравьеву с Павло вым не удалось в течение двух лет отыскать, морской путь к Оби. То льды, то штормы и туманы были помехой. А еще - цинга, изношенность кочей, распри командиров друг с другом и с кормщиками-поморами, которые, как оказалось, не знали пути дальше Вайгача... Пробудили Малыгина свист ветра в снастях, плеск волн и качка. В дверь постучали, и встревоженный корм щик сообщил: "Худо дело. Полуношник вдарил. Льды близятся!". Командир поспешил наверх. Шквальный северный ве тер гнал с моря взъерошенные темные волны, а вслед за ними кочковатым мертвенно-бледным полем грозно на двигался сплошной массой лед. Якорь поднять не уда лось, а пока возились с парусами, коч подхватило льдом, лопнул якорный канат, и никакие силы не смогли бы уже помочь мореходам. Когда же стих ветер и остановились льды, у лежащего на мели на боку "Экспедициона" оказалось сломанным перо руля, поврежденными форштевень и днище. Малы гин велел оставить судно. В деревне Кельвицы принялись чинить другой коч. Лишь 18 июня подконопаченная "Обь" оделась парусами. В море сразу встретили лед. Под парусами, помогая ше стами, ожесточенно пробивались к востоку. Юшков и Ма лыгин почти не спали, выглядывая лед послабее то с мачты, а то и пешком по льдинам во время сжатия. Через месяц таких адских трудов добрались до остро ва Долгий, где встретились с двумя крутобокими палуб ными ботами под андреевскими флагами. Боты назывались незатейливо: "Первый" и "Второй". - Наконец-то, слава тебе, Господи, - улыбнулся Малы гин, пожимая руки лейтенантам Алексею Скуратову и Ивану Сухотину. Впервые после того, как Степан Гаврило вич приехал в Пустозерск, люди увидели улыбку на его устах. Командир познакомился с новыми судами, с команда ми и остался доволен: в плавании от Архангельска велись съемка побережья, замеры глубин и течений, астрономи ческие наблюдения. Вскоре убеленные льдом и инеем суда входили в Югорский Шар. - Эвон и забереги уж, - озабоченно бормотал Юшков, указывая на седые наросты льда у прибрежных камней. - На зиму дело. Море к востоку от пролива тоже оказалось сплошь за полненным льдом. "Оби" далее идти опасно", - рассудил Малыгин. Он перешел на борт "Первого", Скуратов при нял "Второй" у Сухотина, которого командир отправил на 'Обь", чтобы перегнал негодный уже для ледового пла вания коч в Архангельск. Снова подняли паруса. И вновь - непрестанное единоборство. Звенят склянки, и падаю щие с ног от усталости матросы спускаются в трюм, усту пая места на палубе едва отдохнувшей в духоте кубрика смене. Когда минула уже неделя сентября, боты добрались лишь до берега Ямала. Теперь курс пролег на север. Не стало льдов, но стихли и ветры. Пошли на веслах. В ту мане обмерзшие суда неслышно плыли в неведомое - словно фантастические ледя ные нагромождения. Лишь равномерные удары весел по воде да редкие приглу шенные команды слышатся в полумгле. И вновь - лед сплошной стеной, и не осилить его ничем. Решили зимовать. Для этого выбрали реку Кару. Девять месяцев минули в трудной зи мовке. В последний день июня 1737 года МЫС МАЛЫГИНА - остров Белый, Карское море. Обследован в 1894- 95гг. гидрографической экспедицией под руководством А . И. Вилькицкого. Тогда же назван в честь С . Г. Малы гина. ПРОЛИВ МАЛЫГИНА - отделяет остров Белый от п-ва Ямал. Назван в 1878 г. А . Э . Норденшельдом в честь С . Г. Малыгина, первым прошедшего этим проливом. НАЗВАНИ Е "МАЛЫ ГИН " носил в 20 -30 годах советский ледокольный пароход, внесший вклад в освоение Арктики. МЫС С К У Р А ТО В А - п-ов Ямал, Карское море. "ЛЕЙТЕНАНТ С К У Р А ТО В " - так на зывалось парусное судно в 2 0 -х годах нашего столетия. '•Х%*ХѵХ,Х*Х*ХѵХвХ#Х,Х*Х*ХѵХ*Х*Х,Х'ХѵХ#Х'Х*Х*^Х»ХС*Х*Х*иХвлвХ,Х^Х#Х,Х#ХС»Х,Х*иХОѵХвХѵХѵХѵ PM ВЯИЙЯШИВСВШЮШЯЯ й ЯИЯ р ВС йр команды собрались у подремонтированных ботов. Само еды-толмачи, погонщики оленей с интересом наблюдают, как "русский шаман" - священник экспедиции - служит молебен, помахивая дымящимся кадилом. "Да поможет нам Господь в трудах наших!". С этими словами морехо ды отвалили от кочковатого берега тундровой реки и по плыли к морю. Но на выходе застопорились: впереди был сплошной лед. - Быть стало, рано все ж выступили, - досадует Малы гин. - Кто ж его ведает, - отозвался Юшков. - Раз на раз не выходит. Ждать надобно. Во льды пошел - умей ждать. Именно это не устраивало Степана Гавриловича в экс педиции - постоянно чувствовать полную свою зависи мость от стихии. В чистом море можно хотя бы побороться с ветром, волнами. Здесь же борьба бес смысленна. Стой и жди! Наконец боты выбрались в море, еще не очистившее ся ото льда, и двинулись знакомым курсом - к Ямалу. Там обследовали устье реки Юрибей, запаслись плавни- ком-дровами и поплыли к северу. -...Не разобрать мне, - бормочет Юшков, - глаз на ветру слезит, - не то самоедин тамо стоит на угоре, не то... - Да сие же гурии! - воскликнул Малыгин обрадован но. - Ай да Селифонтов! А ну, карту, подштурман! Подштурман развернул карту, прикрыл собою от вет ра. - Так и есть! Вот они. Кошки бурунные видны, а вон он гурий, и на карте указан на нашей. Быть стало, широту имеем 71 градус 20 минут. Ну так-то плыть веселееі Дальше и впрямь стало веселее плыть: лед позволял на попутном ветре поднять все паруса. Теперь гурии, ко торые поставил геодезист Селифонтов, стали встречаться один за другим. И вот поздним вечером 23 июля, перед четвертой склянкой с судов приметили в лучах закатного солнца, как начала вперели разделяться суша, тянувшаяся справа. - Белый-остров, - прошептал Малыгин. - Кормщик! - громче позвал он, - бери правее, вот он, пролив! Юшков помедлил, обходя обширную льдину, и налег на кормило. Малыгин сложил ладони рупором: - Эй, впередсмотрящий, зри со вниманием! Лотовые, глубины! Пошли к берегу! - громко и весело выкрикнул он. И тихо, для себя, добавил, - Теперь-то я там, в про ливе, и назад не выйду, покуда в Обь не проникнут!. Но еще двадцать дней пришлось мореходам прому читься, борясь с ветрами, льдами и течениями в проливе с неизвестным, узким и извилистым проходом, пока уда лось наконец войти в конце лета в обширную, вожделен ную Обскую губу. 3 октября оба бота, расталкивая ледяную шугу, устало подвалили к заснеженному берегу городка Березова. А солнечным майским днем 1738 года, ровно через два года после первого своего неудачного выхода из Пе чоры, Степан Гаврилович предстал перед Адмиралтейств- коллегией. - Каковы твои выводы, лейтенант? - вопросил прези дент коллегии, адмирал граф Головин, когда Малыгин за кончил доклад. - В непреклонном убеждении пребываю, ваше сия тельство: сим ледовитым путем неспособно плавание лю бых кораблей. Понеже токмо воле счастливого случая успех там принадлежать может. Слова эти разочаровыва ли членов коллегии. - Гм... Сие, увы, может сойти за истинность, - покачал головой незнакомый Малыгину капитан-командор. - По неже не имеют и доселе успеха иных отрядов покушения. Что Овцын, что Челюскин, что Дмитрий Лаптев извещают отнюдь не об утешительном. - Быть стало тебе, лейтенант, токмо счастливый рок пособил в Обь путь сыскать? - хитро склонил голову на бок Головин. - Частию рок, ваше сиятельство, но частию и подготов ка пути геодезическою описью. Також - искусство корм- щиков-поморцев, труды и мужество матросов, офицеров. - Что ж, лейтенант, потрудился ты и впрямь славно, - стал подытоживать Головин. - Достижение оного отряда экспедиции, мыслю, признаем замечательным, - обратил ся он к коллегии. - Путь пройден, описан, на карты поло жен. ...По результатам работы Двинско-Обского отряда профессорами Морской академии была составлена "Меркаторская карта Северного океана с назначением берега от реки Печоры до реки Оби". Это стало выдаю щимся событием в российской картографии. Карта вошла в сводные карты Великой Северной экспедиции, а также во все карты мира. На ней море к западу от Ямала на звано Карским по названию реки, в которой дважды зи мовал Двинско-Обский отряд, первым из отрядов Великой Северной экспедиции выполнивший свою нелег кую задачу в Ледовитом океане. Игорь ЧЕСНОКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz