Рыбный Мурман. 1995 г. Май.

Итак, к делу. ...Судно приходит в родной порт. На борту 200 тонн скумбрии. Таможня вы­ ставляет счет: 25 миллионов рублей. Фир­ ма переводит их. Проходят дни. Судно отправляется в рейс. И тут, на отходе, та­ можня заявляет фирме: "Обслуживать не будем, вы нам должны 25 миллионов". Фирма показывает платежку: "Видите? Мы перевели". После длительного выяснения отношений стало понятно, что районное отделение банка деньги перевело, а цент­ ральное управление - нет. Крутят? Воз­ можно. Тем временем в фирме "стоят на ушах", бессильные доказать, что они не должники. Месяц шла платежка из одного офиса в другой, спасибо, хоть судно выпу­ стили в море. ...Судно на отходе. Фирма дает заявку на оформление отхода пограничниками. Экипаж с тревогой поглядывает на рейд: нет как нет катера с пограничниками. Ди­ ректор фирмы звонит в рыбный порт: "В чем дело?" - "А вы нам должны..." - "Как так? Мы еще в понедельник перевели вам 5 миллионов - предоплату. Сегодня уже среда". После долгих поисков нужных бу­ мажек из порта сообщают: "Ой, извините. Не вы нам, а теперь мы вам должны пол­ тора миллиона". Но пока все эти переговоры, поиски ве­ дутся, пока хватается за сердце директор фирмы, судно-то стоит! И не просто стоит, а еще и стоит (с ударением на первом слоге). Для маленькой фирмы это ударе­ ние выливается в кругленькую, очень бо­ лезненную сумму: две и более тысячи долларов в сутки. Что придумать? Конечно, у порта, види­ мо, не осталось других путей "выбивания" долгов кроме отказа в обслуживании. Тут флоту деваться некуда, порт - монопо­ лист: рейд, пограничная служба, оформ­ ление прихода - отхода и т.д. - все это может только порт. Выискивают обходные пути фирмы, выгружая суда то на судо­ верфи, где немножко подешевле, или на угольной базе, где значительно дешевле. Но целостного, комплексного обслужива­ ния без порта нет. Как нет должного взаимопонимания у "рыбных" фирм с нашей торговлей. Я ве­ ду речь о фирмах "Пелла" и "Солма", где и судов-то - раз два и обчелся. Тем не менее откликнулись фирмы на призыв по­ мочь ветеранам. Привезли их суда в Мур­ манск охлажденную треску. Союз рыбопромышленников Севера и АО "Сев- рыба" попросили об этом. Не буду рас­ сказывать о всех перипетиях реализиции этой рыбы, скажу только: ничего не вы­ шло. Пришлось ту рыбу заморозить и продать. - Мы хотим работать для Мурманска, - говорит директор фирмы "Пелла" Марк Любовский. - Но из-за нелепостей в отно­ шениях с портом, с таможней, с торговлей получается, что намного выгодней, проще и спокойней сдать рыбу в Киркенесе. Вот на что нас толкают. А ведь это "Пелла" перечислила предо­ плату порту и оказалась в должниках. И 25 миллионов таможне день в день пере­ числила "Пелла". ПОДПИСКА-95 II по лугодие ЦЕНА КОМПЛЕКТА 4 6 8 0 0 р у б . , НО МОЖНО ЗА 2/3 цены Вы платите 35100 руб. прямо в редакции, и подписка на II полугодие вам гарантирована. полцены Ветеранам, инвалидам, иным социальным группам малоимущих людей - по заверенным спискам организаций (совет ветеранов, собес и т.д.) Руководители предприятий, районные, городские власти, наконец спонсоры, помогите уважаемым ветеранам выписать "РМ". Мы вернем ваши деньги нашей рекламной площадью по сегодняшним ценам. практически бесплатно Руководителям предприятий и организаций, подписавшим свои коллективы на "РМ" во II полугодии. Ваши работники будут читать "РМ"# а вы - бесплатно публиковать рекламу в "РМ" в течение II полугодия. И н д е к с и з д а н и я 5 2 8 3 2 Главкг ВРГіО, БПОг АРП - вы помните эти аббревиатуры, в давние и совсем недавние годы обозначавшие одно и то же: руководящую структуру Северного бассейна. Сегодня "Севрыба" - АОЗТ , акционерное общество закрытого типа. И - что^ гораздо важнее для бассейна - не руководит, не приказывает и не наказывает, ибо все предприятия стали самостоятельными и неза іисимыми. Конечно, независимость имеется в виду . структурная, политическая, так сказать. А о том, насколько все и "Севрыба" в т о м ^ ж ^ щ я т от экономической ситуации в стране, вряд говорит. ... ^ ■ " Ч Ш э в ь ;-*! g*P*Wi • •ЯЙІРСІ 'VS - Может, совсем отколоться от них? М О Л Ч А Н О В : - “Севрыбу“ сегодня следует рассматривать в двух ипостасях: во-первых, как акционерное обще­ ство закрытого типа, целью дея­ тельности которого является получение максимальной прибыли для себя как юридического лица; во-вторых, как управленческую фирму с некоторыми государст­ венными функциями управления, координационный центр на бассей­ не, который должен содействовать эффективной финансово-хозяйст- венной деятельности 33 предприя­ тий и организаций, являющихся участниками общества. Хотя у нас акционерное общество, имущество входящих в него предприятий не объединено, все, что есть общего - уставный капитал: при создании АО предприятия сообща внесли 2,5 млн. рублей. И все. Конечно, все предприятия работают на себя, а не на “Севрыбу “. Хотя в нашем уста­ ве определена основная задача “Севрыбы“ как координация рабо­ ты бассейна, в нынешних условиях влиять на результаты деятельно­ сти предприятий очень и очень сложно, да, пожалуй, и невозмож­ но. - Стало быть, флоты и другие предприятия бассейна не видят в вас начальство? Поэтому и решения со­ вета директоров, как правило, не выполняются? - В какой-то мере, это управле­ ние осуществляется и по инерции, и в соответствии с обязательствами по договору о сотрудничестве, за­ ключенному между “Севрыбой“ и Роскомрыболовством. - Владимир Андреевич, будущее “Севрыбы“ вам видится каким? - Мы поставили перед собой цель - быть ядром, основой, приме­ ром для наших предприятий. Мы хотим на базе “Севрыбы“ постро­ ить сильную, современную компа­ нию, отвечающую всем международным требованиям со своим, пусть небольшим, но совре­ менным флотом, береговой базой, наукой, то есть бывшую структуру в миниатюре и на высоком уровне. - А почему вы не позовете с собой “в даль светлую* флоты, заводы? - Предлагали генеральным ди­ ректорам. И не раз. Еще в 1992 году. На словах все “за “. Но никто не знает, на какой основе объеди­ няться. Все прекрасно понимают, что для объединения нужны день­ ги, ресурсы. В нынешних условиях это нереально, ведь эти средства пришлось бы отвлечь от основного производства. - Так, может, холдинговую ком­ панию создать? Илифинансово-про- мытленную группу, о которой много говорилось год-два назад? - Холдинговая компания пред­ полагает централизованное управ­ ление частью имущества входящих в него предприятий. Для такого ша­ га нужно решение собрания акцио­ неров данного предприятия. Но сейчас акциями владеют еще и сто­ ронние организации, например банки. И - самое главное - никто не хочет отдавать даже часть имуще­ ства и прав. Кроме того, у нас есть чисто государственные предприя­ тия. Им, если даже они захотят объединения, необходимо получить согласие собственника - Госкомитета по имуществу. Тот, в свою очередь, должен согласовать решение с Роскомрыболовством, с антимонопольным комитетом и другими федеральными органами управления. Вот почему мы, испробовав все пути и методы, пришли к выводу: надо рассчитывать только на собст­ венные силы и показывать пример другим. Сами зарабатываем сред­ ства, сами строим свое будущее. - То есть? Первоначальный капитал, хоть и небольшой, у нас уже есть. Строим современный рыболовный траулер, надеемся, в конце июня он будет спущен на воду. Есть до­ говоренность с норвежскими фир­ мами о строительстве еще одного судна и некоторые наработки по получению иностранного кредита на постройку группы судов. Пома­ леньку внедряемся в береговые предприятия, покупая их акции. Зная о тяжелом финансовом поло­ жении Севгипрорыбфлота, помо­ гая ему финансово, мы договорились с Комитетом РФ по рыболовству о включении этих ор­ ганизаций в структуру “Севры- бы“. - Так вы теперь богатые? - Вы имеете в виду аппарат уп­ равления? Мы - наемные работни­ ки, нам ничего не принадлежит. А чем владеет “Севрыба “ - достояние акционеров. Например, 3 процента - “Тралфлоту“, 3 процента - “Мур- манрыбпрому44... Я условно говорю. - Пока еще у нас такого жела­ ния не возникало. Да и без реше­ ния общего собрания акционеров это невозможно. - Значит, Владимир Андреевич, “Севрыба“ выживет? - Это однозначно. Без сомнения, выживут и наши предприятия. Только вот вопрос: что они за это время потеряют, что у них останет­ ся, с какой площадки начнут воз­ рождение. Может, и правильно делают сегодня все: чтобы выжить, разъединяются, делятся на мелкие структуры, скажем, на флотах - по типам судов и районам промысла, видам деятельности. Повторюсь: то, что все выжи­ вут, сомнений нет, потому что есть главное - сырьевые ресурсы, люди, знающие, как надо работать, есть основные средства, флот, хотя он и не соответствует нынешним эконо­ мическим условиям. Но рано или поздно ние произойдет. Хорошо было известному герою ставить условие “Утром - деньги , вечером - стулья". Ему не нужен был ни банк, ни бухгалтерский учет. Потому ему были неведомы кошмары сегодняшних отношений между теми , кто платит , и теми , кто за эту плату оказывает услуги.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz