Рыбный Мурман. 1995 г. Май.
Итак, к делу. ...Судно приходит в родной порт. На борту 200 тонн скумбрии. Таможня вы ставляет счет: 25 миллионов рублей. Фир ма переводит их. Проходят дни. Судно отправляется в рейс. И тут, на отходе, та можня заявляет фирме: "Обслуживать не будем, вы нам должны 25 миллионов". Фирма показывает платежку: "Видите? Мы перевели". После длительного выяснения отношений стало понятно, что районное отделение банка деньги перевело, а цент ральное управление - нет. Крутят? Воз можно. Тем временем в фирме "стоят на ушах", бессильные доказать, что они не должники. Месяц шла платежка из одного офиса в другой, спасибо, хоть судно выпу стили в море. ...Судно на отходе. Фирма дает заявку на оформление отхода пограничниками. Экипаж с тревогой поглядывает на рейд: нет как нет катера с пограничниками. Ди ректор фирмы звонит в рыбный порт: "В чем дело?" - "А вы нам должны..." - "Как так? Мы еще в понедельник перевели вам 5 миллионов - предоплату. Сегодня уже среда". После долгих поисков нужных бу мажек из порта сообщают: "Ой, извините. Не вы нам, а теперь мы вам должны пол тора миллиона". Но пока все эти переговоры, поиски ве дутся, пока хватается за сердце директор фирмы, судно-то стоит! И не просто стоит, а еще и стоит (с ударением на первом слоге). Для маленькой фирмы это ударе ние выливается в кругленькую, очень бо лезненную сумму: две и более тысячи долларов в сутки. Что придумать? Конечно, у порта, види мо, не осталось других путей "выбивания" долгов кроме отказа в обслуживании. Тут флоту деваться некуда, порт - монопо лист: рейд, пограничная служба, оформ ление прихода - отхода и т.д. - все это может только порт. Выискивают обходные пути фирмы, выгружая суда то на судо верфи, где немножко подешевле, или на угольной базе, где значительно дешевле. Но целостного, комплексного обслужива ния без порта нет. Как нет должного взаимопонимания у "рыбных" фирм с нашей торговлей. Я ве ду речь о фирмах "Пелла" и "Солма", где и судов-то - раз два и обчелся. Тем не менее откликнулись фирмы на призыв по мочь ветеранам. Привезли их суда в Мур манск охлажденную треску. Союз рыбопромышленников Севера и АО "Сев- рыба" попросили об этом. Не буду рас сказывать о всех перипетиях реализиции этой рыбы, скажу только: ничего не вы шло. Пришлось ту рыбу заморозить и продать. - Мы хотим работать для Мурманска, - говорит директор фирмы "Пелла" Марк Любовский. - Но из-за нелепостей в отно шениях с портом, с таможней, с торговлей получается, что намного выгодней, проще и спокойней сдать рыбу в Киркенесе. Вот на что нас толкают. А ведь это "Пелла" перечислила предо плату порту и оказалась в должниках. И 25 миллионов таможне день в день пере числила "Пелла". ПОДПИСКА-95 II по лугодие ЦЕНА КОМПЛЕКТА 4 6 8 0 0 р у б . , НО МОЖНО ЗА 2/3 цены Вы платите 35100 руб. прямо в редакции, и подписка на II полугодие вам гарантирована. полцены Ветеранам, инвалидам, иным социальным группам малоимущих людей - по заверенным спискам организаций (совет ветеранов, собес и т.д.) Руководители предприятий, районные, городские власти, наконец спонсоры, помогите уважаемым ветеранам выписать "РМ". Мы вернем ваши деньги нашей рекламной площадью по сегодняшним ценам. практически бесплатно Руководителям предприятий и организаций, подписавшим свои коллективы на "РМ" во II полугодии. Ваши работники будут читать "РМ"# а вы - бесплатно публиковать рекламу в "РМ" в течение II полугодия. И н д е к с и з д а н и я 5 2 8 3 2 Главкг ВРГіО, БПОг АРП - вы помните эти аббревиатуры, в давние и совсем недавние годы обозначавшие одно и то же: руководящую структуру Северного бассейна. Сегодня "Севрыба" - АОЗТ , акционерное общество закрытого типа. И - что^ гораздо важнее для бассейна - не руководит, не приказывает и не наказывает, ибо все предприятия стали самостоятельными и неза іисимыми. Конечно, независимость имеется в виду . структурная, политическая, так сказать. А о том, насколько все и "Севрыба" в т о м ^ ж ^ щ я т от экономической ситуации в стране, вряд говорит. ... ^ ■ " Ч Ш э в ь ;-*! g*P*Wi • •ЯЙІРСІ 'VS - Может, совсем отколоться от них? М О Л Ч А Н О В : - “Севрыбу“ сегодня следует рассматривать в двух ипостасях: во-первых, как акционерное обще ство закрытого типа, целью дея тельности которого является получение максимальной прибыли для себя как юридического лица; во-вторых, как управленческую фирму с некоторыми государст венными функциями управления, координационный центр на бассей не, который должен содействовать эффективной финансово-хозяйст- венной деятельности 33 предприя тий и организаций, являющихся участниками общества. Хотя у нас акционерное общество, имущество входящих в него предприятий не объединено, все, что есть общего - уставный капитал: при создании АО предприятия сообща внесли 2,5 млн. рублей. И все. Конечно, все предприятия работают на себя, а не на “Севрыбу “. Хотя в нашем уста ве определена основная задача “Севрыбы“ как координация рабо ты бассейна, в нынешних условиях влиять на результаты деятельно сти предприятий очень и очень сложно, да, пожалуй, и невозмож но. - Стало быть, флоты и другие предприятия бассейна не видят в вас начальство? Поэтому и решения со вета директоров, как правило, не выполняются? - В какой-то мере, это управле ние осуществляется и по инерции, и в соответствии с обязательствами по договору о сотрудничестве, за ключенному между “Севрыбой“ и Роскомрыболовством. - Владимир Андреевич, будущее “Севрыбы“ вам видится каким? - Мы поставили перед собой цель - быть ядром, основой, приме ром для наших предприятий. Мы хотим на базе “Севрыбы“ постро ить сильную, современную компа нию, отвечающую всем международным требованиям со своим, пусть небольшим, но совре менным флотом, береговой базой, наукой, то есть бывшую структуру в миниатюре и на высоком уровне. - А почему вы не позовете с собой “в даль светлую* флоты, заводы? - Предлагали генеральным ди ректорам. И не раз. Еще в 1992 году. На словах все “за “. Но никто не знает, на какой основе объеди няться. Все прекрасно понимают, что для объединения нужны день ги, ресурсы. В нынешних условиях это нереально, ведь эти средства пришлось бы отвлечь от основного производства. - Так, может, холдинговую ком панию создать? Илифинансово-про- мытленную группу, о которой много говорилось год-два назад? - Холдинговая компания пред полагает централизованное управ ление частью имущества входящих в него предприятий. Для такого ша га нужно решение собрания акцио неров данного предприятия. Но сейчас акциями владеют еще и сто ронние организации, например банки. И - самое главное - никто не хочет отдавать даже часть имуще ства и прав. Кроме того, у нас есть чисто государственные предприя тия. Им, если даже они захотят объединения, необходимо получить согласие собственника - Госкомитета по имуществу. Тот, в свою очередь, должен согласовать решение с Роскомрыболовством, с антимонопольным комитетом и другими федеральными органами управления. Вот почему мы, испробовав все пути и методы, пришли к выводу: надо рассчитывать только на собст венные силы и показывать пример другим. Сами зарабатываем сред ства, сами строим свое будущее. - То есть? Первоначальный капитал, хоть и небольшой, у нас уже есть. Строим современный рыболовный траулер, надеемся, в конце июня он будет спущен на воду. Есть до говоренность с норвежскими фир мами о строительстве еще одного судна и некоторые наработки по получению иностранного кредита на постройку группы судов. Пома леньку внедряемся в береговые предприятия, покупая их акции. Зная о тяжелом финансовом поло жении Севгипрорыбфлота, помо гая ему финансово, мы договорились с Комитетом РФ по рыболовству о включении этих ор ганизаций в структуру “Севры- бы“. - Так вы теперь богатые? - Вы имеете в виду аппарат уп равления? Мы - наемные работни ки, нам ничего не принадлежит. А чем владеет “Севрыба “ - достояние акционеров. Например, 3 процента - “Тралфлоту“, 3 процента - “Мур- манрыбпрому44... Я условно говорю. - Пока еще у нас такого жела ния не возникало. Да и без реше ния общего собрания акционеров это невозможно. - Значит, Владимир Андреевич, “Севрыба“ выживет? - Это однозначно. Без сомнения, выживут и наши предприятия. Только вот вопрос: что они за это время потеряют, что у них останет ся, с какой площадки начнут воз рождение. Может, и правильно делают сегодня все: чтобы выжить, разъединяются, делятся на мелкие структуры, скажем, на флотах - по типам судов и районам промысла, видам деятельности. Повторюсь: то, что все выжи вут, сомнений нет, потому что есть главное - сырьевые ресурсы, люди, знающие, как надо работать, есть основные средства, флот, хотя он и не соответствует нынешним эконо мическим условиям. Но рано или поздно ние произойдет. Хорошо было известному герою ставить условие “Утром - деньги , вечером - стулья". Ему не нужен был ни банк, ни бухгалтерский учет. Потому ему были неведомы кошмары сегодняшних отношений между теми , кто платит , и теми , кто за эту плату оказывает услуги.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz