Рыбный Мурман. 1995 г. Май.

у г РМ 1 І № 1 9 •.ѵ.ѵ.улѵлЛ.ѵ.ѵ:^ѵ:ѵ. 12 лѵ.ѵлѵ.ѵ. i l l ! 2 / 1 8 мая 1995 года К ак летит время! Вот уже четыре года минуло , как ушел от нас, ры б а к о в , Георгий Михайлович Бородулин . Это имя хорошо знакомо не только мурманчанам . # е буду говорить о личных впечатлениях об этом умном , цельном человеке - не пришло еще время. Если коротко - знал его десятки лет. И писал о нем не раз . И редактировал - тоже. Очень был р а д выходу его книги “Ничего кроме правды" в прошлом году . Склоняю свою голову перед всеми, кто причастен к ее выходу . Она мне знакома по ори гинал у , по устным расска зам авт ора , по некоторым отрывкам , опубликованным в “РМ “. Так получилось , что наша последняя встреча с этим дорогим мне человеком произошла незадолго до его смерти. Хотели встретиться в день его 80 -летия . И обязательно в Мурманске , 8 декабря 1991 года . Не довелось... Говорили мы в последнюю встречу с Георгием Михайловичем о многом. Но сегодня за основу взята его любимая тема - о механиках. Г. М. БОРОДУЛИН ПРОШЕЛ ПУТЬ ОТ СУДОВОГО МЕХАНИКА МУРМАНСКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА ДО НАЧАЛЬНИКА "МУРМАНСЕЛЬДИ", А ЗАТЕМ "СЕВРЫБХОЛОДФЛОТА". - В начале становления тралфлота траулеры имели паровые главные ма­ шины. Постепенно их стали теснить двигатели внутреннего сгорания знаме­ нитого изобретателя Дизеля. Траловому флоту потребовались опытные механики-дизелисты. Но в те времена морские техникумы, и в част­ ности Мурманский и Архангельский, готовили только механиков паросило­ вых установок. Даже когда уже доволь­ но отчетливо определилась перспектива развития именно дизельного флота. - И как же решился вопрос с кадра­ ми? - В 1931 году в Ленинграде откры­ лись курсы механиков-дизелистов “Севсоюзрыбы“. Они явно не успевали с подготовкой механиков, так как ди­ зельные траулеры уже начали посту­ пать с новостроя. И кадровикам Мурманского тралфлота пришлось мно­ го работать, чтобы обеспечить приемку и перегон судов, укомплектование ма­ шинных команд. Специалистов, хорошо знающих передовую (по тем време­ нам) технику, было недостаточно. Хотя существовал некий резерв - на мотор­ ных ботах и зверобойных шхунах Се­ верного бассейна стояли весьма простые нефтяные двигатели типа “Бо- линдер“, “Экваль“ и т.д. В такой об­ становке, естественно, не обходилось без ошибок в подборе и комплектации кадров машинных команд дизельных траулеров - нередко на суда попадали случайные для флота люди. Даже про- изошло-таки трагическое событие, ко­ торое в какой-то степени предопределило динамику развития флота. - Можно подробнее об этой трагедии и ее последствиях? - В январе 1932 года, попав в жесто­ кий шторм в Баренцевом море, погибли с экипажами два дизельных траулера: РТ-47 “Союзрыба“ и РТ-53 “Осетр". Трудно судить о трагедии по поступив­ шим отрывочным сообщениям. Но, по- видимому, кроме недостаточной остойчивости, которую, как выяснилось позднее, имели все суда этой серии, и сильного обледенения были и другие довольно веские причины. На обоих су­ дах остановились главные двигатели, суда развернуло лагом к волне, что в конечном счете и привело к трагедии. Так или иначе, но был снят с обсуж­ дения вопрос о подтверждении заказа на новую серию дизельных рыболовных траулеров. Сложилось ошибочное впе­ чатление о недостаточной надежности дизельных установок вообще. Хотя при­ мерно в то же время и в тех же районах находились другие дизельные трауле­ ры, на которых была обеспечена беспе­ ребойная работа механизмов и которые перенесли этот шторм без особых ос­ ложнений. Но репутация о надежности дизельных установок была серьезно подпорчена. И моряки с неохотой, если не сказать большего, шли на траулеры этой серии. И позднее, в более простой 9 >бс метеооо тановке, даже рядовые матро­ сы палубной команды вели себя очень настороженно. В силу этих обстоя­ тельств на дизельных траулерах скла­ дывались очень дружные, спаянные коллективы. Без какого-либо намека на нездоровый антагонизм между палуб­ ной и машинной командами, который еще иногда встречался как наследство старых времен - царского военного и торгового флотов. - И в чем же выражалась пресловутая сплоченность? - Дизельные траулеры промышляли в Баренцевом море. Рейсы, особенно летом, были короткие, как говорили в путку - “от бани до бани“. Всю рыбу обычно брали в охлажденном или све­ жем виде, заваливали палубу от борта до борта. И ложились в дрейф. На под- вахту вызывались все, за исключением капитана, старшего механика и кока. Щадили и радиооператора, чтобы не сбить его работу рукой на ключе. А ес­ ли набирали полный груз, то, снявшись в порт, всей подвахтой убирали рыбу до входа в Кольский залив. И это в те времена, когда условия работы палуб­ ной команды были очень тяжелыми: трал подбирали к борту вручную крюч­ ками, а при разделке рыбы в любую промысловую погоду на палубе полива­ ло и сверху, и с боков, и снизу... Палу­ ба, как тогда говорили, всегда была готова помочь машине. А механикам и мотористам нелегко приходилось и в порту. - Имеется в виду ремонт? - Да. Стоянки этих судов были ко­ роткими и определялись временем, не­ обходимым для выгрузки и сдачи рыбопродукции, получением снабже­ ния. А у главных двигателей вследст­ вие недостатка конструкции очень часто появлялись трещины в заливке нижних половинок головных подшипни­ ков. Вот и приходилось в период меж­ дурейсовой стоянки перебирать 1-2 цилиндра. При этом судоверфь выпол­ няла только станочные работы, а раз­ борку, доставку, подгонку деталей и сборку выполняли машинные команды. Со временем, несмотря на первона­ чальное недоверие и на то, что условия работы на этих судах были нелегкими, моряки полюбили дизельные траулеры и держались на них. Им нравился хо­ роший ход на переходах и любых режи­ мах траления. Ведь паровые траулеры частенько вынуждены ложиться в дрейф для банения дымогарных трубок котлов или подъема пара. На пути новой техники, как прави­ ло, встают самые различные, гранича­ щие с перестраховкой сомнения. И сейчас, когда все предельно ясно и просто, следует вспомнить добрым сло­ вом о первых механиках-дизелистах тралфлота, подлинных энтузиастах и исключительных трудолюбцах. - Кто же были они, эти славные пер­ вопроходцы? - Архангельск всегда, да и теперь тоже, считался городом моряков. Но как-то исторически сложилось, что в самом городе, как правило, жили судо­ водители - капитаны, штурманы. А на его окраине, в Соломбале, обитали ме­ ханики. Здесь расположен старейший судоремонтный завод “Красная кузни­ ца “, выросший из Соломбальской вер­ фи деревянного судостроения петровских времен. Естественно, рядом и селился мастеровой люд, из семей которых выходили судовые механики. На берегу речушки Соломбалки вы­ рос ФИЛИПП НИКИФОРОВИЧ БРАТУХИН, который с малых лет привык копаться в двигателе отцовской моторной лодки. Так вот, он одним из первых принял на верфи Германии, пе­ регнал в Мурманск дизельный РТ-55 “Кета“ и длительное время плавал на нем старшим механиком. РТ-55 стал своеобразной школой подготовки специ­ алистов машинных команд для других дизельных траулеров флота. - Вам ведь тоже довелось работать на аКете“.~ - Да. Но продолжу рассказ... По приглашению приехал в Мур­ манск и пошел на РТ-54 “Судак“ АВ­ ГУСТ МАРТЫНОВИЧ НАДЕЛЬ. До этого он долго работал на танкерах “Азнефть“, имел большой опыт прак­ тической работы на дизельных судах. Правда, на этих танкерах стояли комп­ рессорные дизели старой конструкции, но Август Мартынович быстро освоил новый (по тем временам) траулер-по­ исковик, охотно делился опытом. При этом частенько вспоминал с улыбкой, как раньше старые механики хранили свои производственные секреты, при установке парораспределения или раз­ борке и регулировке топливных насосов закрывались от лишних глаз покрыва­ лом. Приехал из Ленинграда и пошел старшим механиком на РТ-51 “Лещ“ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ МА­ КАРОВ, технически очень грамотный механик и вообще мастер на все руки. Он постоянно что-то придумывал для совершенствования конструкции и ме­ тодов эксплуатации судовых механиз­ мов. В частности, по его предложению и при непосредственном участии в ра­ ботах была изменена конструкция голо­ вных подшипников главного двигателя, прежние причиняли много хлопот хма- шинным командам. Его усовершенство­ вания конструкции двигателей экономили топливо, смазочные масла и увеличивали межремонтные периоды. На РТ-51 “Лещ“ (впервые на трауле­ рах!) хлопотами Александра Афанасье­ вича была создана небольшая мастерская - универсальный токарно­ винторезный станок и электросварочная установка с водяным реостатом цирку­ лирующей забортной воды. Позднее та­ кие мастерские появились на других судах. Уже после Великой Отечест­ венной войны, оставив море по состоя­ нию здоровья, Александр Афанасьевич, как истинный патриот и приверженец дизелей, создал на Мурманской судо­ верфи цех по ремонту, регулировке и изготовлению деталей топливной аппа­ ратуры. Был его начальником до ухода на заслуженный отдых. Старший механик ИВАН ВАСИЛЬ­ ЕВИЧ ИВАНОВ - соломбалец старой формации, еще в 1912 году участвовав­ ший в экспедиции Георгия Седова на шхуне “Св. Фока“ на Землю Фран­ ца-Иосифа. Но и солидный возраст не помешал ему освоить новую технику дизельных траулеров. Плавая старшим механиком РТ-49 “Скумбрия “, однаж­ ды во время серьезной аварии валопро- вода, казалось бы, в безвыходном положении, благодаря именно богатому жизненному опыту фактически спас судно от гибели. - А как берег помогал дизелистам? - Первое время группу дизельных траулеров в механико-судовой службе тралфлота вел потомственный северя­ нин СЕРГЕЙ СТЕПАНОВИЧ СЕРГА- ЧЕВ, в прошлом - сам старший механик траулеров. А забот и хлопот при освоении новых, непривычных ме­ ханизмов хватало. Со всеми закавыка­ ми механики обращались к Сергею Степановичу. И всегда получали обсто­ ятельную консультацию, практическую помощь. Работал он, не считаясь со временем, проводя большую часть су­ ток на кораблях и тралбазе (так тогда назывался рыбный порт). Ведь первое время дизельные траулеры бывало воз­ вращались в порт... на буксире. Внима­ тельно занимался Сергачев непосредственно подбором и расстанов­ кой личного состава машинных команд. И сейчас, по прошествии десятиле­ тий, (даже и не в связи с юбилеем) большое человеческое спасибо и добрая память - им, “людям под палубой“, проявившим твердость и настойчивость, не спасовавшим перед трудностями ос­ воения новой техники. Они знали: за новое надо бороться. Хотя быть первы­ ми всегда трудно. Павел БЫСТРОУМОВ. »

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz