Рыбный Мурман. 1995 г. Май.
у г РМ 1 І № 1 9 •.ѵ.ѵ.улѵлЛ.ѵ.ѵ:^ѵ:ѵ. 12 лѵ.ѵлѵ.ѵ. i l l ! 2 / 1 8 мая 1995 года К ак летит время! Вот уже четыре года минуло , как ушел от нас, ры б а к о в , Георгий Михайлович Бородулин . Это имя хорошо знакомо не только мурманчанам . # е буду говорить о личных впечатлениях об этом умном , цельном человеке - не пришло еще время. Если коротко - знал его десятки лет. И писал о нем не раз . И редактировал - тоже. Очень был р а д выходу его книги “Ничего кроме правды" в прошлом году . Склоняю свою голову перед всеми, кто причастен к ее выходу . Она мне знакома по ори гинал у , по устным расска зам авт ора , по некоторым отрывкам , опубликованным в “РМ “. Так получилось , что наша последняя встреча с этим дорогим мне человеком произошла незадолго до его смерти. Хотели встретиться в день его 80 -летия . И обязательно в Мурманске , 8 декабря 1991 года . Не довелось... Говорили мы в последнюю встречу с Георгием Михайловичем о многом. Но сегодня за основу взята его любимая тема - о механиках. Г. М. БОРОДУЛИН ПРОШЕЛ ПУТЬ ОТ СУДОВОГО МЕХАНИКА МУРМАНСКОГО ТРАЛОВОГО ФЛОТА ДО НАЧАЛЬНИКА "МУРМАНСЕЛЬДИ", А ЗАТЕМ "СЕВРЫБХОЛОДФЛОТА". - В начале становления тралфлота траулеры имели паровые главные ма шины. Постепенно их стали теснить двигатели внутреннего сгорания знаме нитого изобретателя Дизеля. Траловому флоту потребовались опытные механики-дизелисты. Но в те времена морские техникумы, и в част ности Мурманский и Архангельский, готовили только механиков паросило вых установок. Даже когда уже доволь но отчетливо определилась перспектива развития именно дизельного флота. - И как же решился вопрос с кадра ми? - В 1931 году в Ленинграде откры лись курсы механиков-дизелистов “Севсоюзрыбы“. Они явно не успевали с подготовкой механиков, так как ди зельные траулеры уже начали посту пать с новостроя. И кадровикам Мурманского тралфлота пришлось мно го работать, чтобы обеспечить приемку и перегон судов, укомплектование ма шинных команд. Специалистов, хорошо знающих передовую (по тем време нам) технику, было недостаточно. Хотя существовал некий резерв - на мотор ных ботах и зверобойных шхунах Се верного бассейна стояли весьма простые нефтяные двигатели типа “Бо- линдер“, “Экваль“ и т.д. В такой об становке, естественно, не обходилось без ошибок в подборе и комплектации кадров машинных команд дизельных траулеров - нередко на суда попадали случайные для флота люди. Даже про- изошло-таки трагическое событие, ко торое в какой-то степени предопределило динамику развития флота. - Можно подробнее об этой трагедии и ее последствиях? - В январе 1932 года, попав в жесто кий шторм в Баренцевом море, погибли с экипажами два дизельных траулера: РТ-47 “Союзрыба“ и РТ-53 “Осетр". Трудно судить о трагедии по поступив шим отрывочным сообщениям. Но, по- видимому, кроме недостаточной остойчивости, которую, как выяснилось позднее, имели все суда этой серии, и сильного обледенения были и другие довольно веские причины. На обоих су дах остановились главные двигатели, суда развернуло лагом к волне, что в конечном счете и привело к трагедии. Так или иначе, но был снят с обсуж дения вопрос о подтверждении заказа на новую серию дизельных рыболовных траулеров. Сложилось ошибочное впе чатление о недостаточной надежности дизельных установок вообще. Хотя при мерно в то же время и в тех же районах находились другие дизельные трауле ры, на которых была обеспечена беспе ребойная работа механизмов и которые перенесли этот шторм без особых ос ложнений. Но репутация о надежности дизельных установок была серьезно подпорчена. И моряки с неохотой, если не сказать большего, шли на траулеры этой серии. И позднее, в более простой 9 >бс метеооо тановке, даже рядовые матро сы палубной команды вели себя очень настороженно. В силу этих обстоя тельств на дизельных траулерах скла дывались очень дружные, спаянные коллективы. Без какого-либо намека на нездоровый антагонизм между палуб ной и машинной командами, который еще иногда встречался как наследство старых времен - царского военного и торгового флотов. - И в чем же выражалась пресловутая сплоченность? - Дизельные траулеры промышляли в Баренцевом море. Рейсы, особенно летом, были короткие, как говорили в путку - “от бани до бани“. Всю рыбу обычно брали в охлажденном или све жем виде, заваливали палубу от борта до борта. И ложились в дрейф. На под- вахту вызывались все, за исключением капитана, старшего механика и кока. Щадили и радиооператора, чтобы не сбить его работу рукой на ключе. А ес ли набирали полный груз, то, снявшись в порт, всей подвахтой убирали рыбу до входа в Кольский залив. И это в те времена, когда условия работы палуб ной команды были очень тяжелыми: трал подбирали к борту вручную крюч ками, а при разделке рыбы в любую промысловую погоду на палубе полива ло и сверху, и с боков, и снизу... Палу ба, как тогда говорили, всегда была готова помочь машине. А механикам и мотористам нелегко приходилось и в порту. - Имеется в виду ремонт? - Да. Стоянки этих судов были ко роткими и определялись временем, не обходимым для выгрузки и сдачи рыбопродукции, получением снабже ния. А у главных двигателей вследст вие недостатка конструкции очень часто появлялись трещины в заливке нижних половинок головных подшипни ков. Вот и приходилось в период меж дурейсовой стоянки перебирать 1-2 цилиндра. При этом судоверфь выпол няла только станочные работы, а раз борку, доставку, подгонку деталей и сборку выполняли машинные команды. Со временем, несмотря на первона чальное недоверие и на то, что условия работы на этих судах были нелегкими, моряки полюбили дизельные траулеры и держались на них. Им нравился хо роший ход на переходах и любых режи мах траления. Ведь паровые траулеры частенько вынуждены ложиться в дрейф для банения дымогарных трубок котлов или подъема пара. На пути новой техники, как прави ло, встают самые различные, гранича щие с перестраховкой сомнения. И сейчас, когда все предельно ясно и просто, следует вспомнить добрым сло вом о первых механиках-дизелистах тралфлота, подлинных энтузиастах и исключительных трудолюбцах. - Кто же были они, эти славные пер вопроходцы? - Архангельск всегда, да и теперь тоже, считался городом моряков. Но как-то исторически сложилось, что в самом городе, как правило, жили судо водители - капитаны, штурманы. А на его окраине, в Соломбале, обитали ме ханики. Здесь расположен старейший судоремонтный завод “Красная кузни ца “, выросший из Соломбальской вер фи деревянного судостроения петровских времен. Естественно, рядом и селился мастеровой люд, из семей которых выходили судовые механики. На берегу речушки Соломбалки вы рос ФИЛИПП НИКИФОРОВИЧ БРАТУХИН, который с малых лет привык копаться в двигателе отцовской моторной лодки. Так вот, он одним из первых принял на верфи Германии, пе регнал в Мурманск дизельный РТ-55 “Кета“ и длительное время плавал на нем старшим механиком. РТ-55 стал своеобразной школой подготовки специ алистов машинных команд для других дизельных траулеров флота. - Вам ведь тоже довелось работать на аКете“.~ - Да. Но продолжу рассказ... По приглашению приехал в Мур манск и пошел на РТ-54 “Судак“ АВ ГУСТ МАРТЫНОВИЧ НАДЕЛЬ. До этого он долго работал на танкерах “Азнефть“, имел большой опыт прак тической работы на дизельных судах. Правда, на этих танкерах стояли комп рессорные дизели старой конструкции, но Август Мартынович быстро освоил новый (по тем временам) траулер-по исковик, охотно делился опытом. При этом частенько вспоминал с улыбкой, как раньше старые механики хранили свои производственные секреты, при установке парораспределения или раз борке и регулировке топливных насосов закрывались от лишних глаз покрыва лом. Приехал из Ленинграда и пошел старшим механиком на РТ-51 “Лещ“ АЛЕКСАНДР АФАНАСЬЕВИЧ МА КАРОВ, технически очень грамотный механик и вообще мастер на все руки. Он постоянно что-то придумывал для совершенствования конструкции и ме тодов эксплуатации судовых механиз мов. В частности, по его предложению и при непосредственном участии в ра ботах была изменена конструкция голо вных подшипников главного двигателя, прежние причиняли много хлопот хма- шинным командам. Его усовершенство вания конструкции двигателей экономили топливо, смазочные масла и увеличивали межремонтные периоды. На РТ-51 “Лещ“ (впервые на трауле рах!) хлопотами Александра Афанасье вича была создана небольшая мастерская - универсальный токарно винторезный станок и электросварочная установка с водяным реостатом цирку лирующей забортной воды. Позднее та кие мастерские появились на других судах. Уже после Великой Отечест венной войны, оставив море по состоя нию здоровья, Александр Афанасьевич, как истинный патриот и приверженец дизелей, создал на Мурманской судо верфи цех по ремонту, регулировке и изготовлению деталей топливной аппа ратуры. Был его начальником до ухода на заслуженный отдых. Старший механик ИВАН ВАСИЛЬ ЕВИЧ ИВАНОВ - соломбалец старой формации, еще в 1912 году участвовав ший в экспедиции Георгия Седова на шхуне “Св. Фока“ на Землю Фран ца-Иосифа. Но и солидный возраст не помешал ему освоить новую технику дизельных траулеров. Плавая старшим механиком РТ-49 “Скумбрия “, однаж ды во время серьезной аварии валопро- вода, казалось бы, в безвыходном положении, благодаря именно богатому жизненному опыту фактически спас судно от гибели. - А как берег помогал дизелистам? - Первое время группу дизельных траулеров в механико-судовой службе тралфлота вел потомственный северя нин СЕРГЕЙ СТЕПАНОВИЧ СЕРГА- ЧЕВ, в прошлом - сам старший механик траулеров. А забот и хлопот при освоении новых, непривычных ме ханизмов хватало. Со всеми закавыка ми механики обращались к Сергею Степановичу. И всегда получали обсто ятельную консультацию, практическую помощь. Работал он, не считаясь со временем, проводя большую часть су ток на кораблях и тралбазе (так тогда назывался рыбный порт). Ведь первое время дизельные траулеры бывало воз вращались в порт... на буксире. Внима тельно занимался Сергачев непосредственно подбором и расстанов кой личного состава машинных команд. И сейчас, по прошествии десятиле тий, (даже и не в связи с юбилеем) большое человеческое спасибо и добрая память - им, “людям под палубой“, проявившим твердость и настойчивость, не спасовавшим перед трудностями ос воения новой техники. Они знали: за новое надо бороться. Хотя быть первы ми всегда трудно. Павел БЫСТРОУМОВ. »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz