Рыбный Мурман. 1995 г. Май.
C O U R S E 12 - 18 мая 1995 года НЕОБЫЧНАЯСТРУКТУРА А К Ц И О Н Е Р Ы Инна БЕРЕЗЮК Собрание акционеров АО “Севрыба4 от личалось от аналогичных мероприятий на флотах не только количеством участников. Если общефлотские собрания очень походи ли на былые партхозактивы (начальник го ворит - подчиненные внимают), то в “Сев- рыбе “ разговор шел на равных. Скажем, раздали перед началом каждому участнику объемную справку об итогах минувшего го да и - пожалуйста: время на отчет прези дента АО урезали вдвое. Да и то сказать: практически каждый акционер - сам генеральный директор, за его плечами свое АО с тысячами акционе ров и немалый капитал. 34 предприятия, включая Комитет гос- имущества РФ, являются акционерами-уч- редителями. Кстати, в госсобственности на ходятся 28 акций (11,71 процента), то есть больше, чем у любого предприятия (у фло тов, например, по 8 акций). “Севрыба“ ко ординировала работу промыслового флота, давала рекомендации по его расстановке; обеспечивала деятельность флотов в зонах иностранных государств; детально прораба тывала документы к региональному научно промысловому совету по поводу распределе ния квот на вылов; контролировала исполь зование квот; отстаивала интересы акционе ров на международном и региональном уровне и т. д. Вот, например, чего удалось достичь в урегулировании международных проблем. Устранены разногласия с норвежской сторо ной по вопросам орудий лова, установлены единые переводные коэффициенты на неко торые виды рыбопродукции, достигнуты до говоренности по ряду вопросов с инспек цией береговой охраны Норвегии, установ лена прямая телефонная и телефаксная связь и с этой инспекцией, и с директора том рыболовства Норвегии. И даже такое: директорат рыболовства признал свою ошибку в разночтении кординат запретного района и указал департаменту полиции о снятии штрафных санкций на некоторые российские суда. В аппарате дирекции АО “Севрыба“ ра ботают 102 человека (за год сокращены 27 сотрудников). В состав АО в качестве структурных подразделений в минувшем го ду вошли библиотека плавсостава, музей истории рыбной отрасли на Севере, фирма “Спасатель “, транспортно-перегрузочный комплекс “Севрыбсервис“. Замечу, что за тратив на ремонт спасательных буксиров свыше 733 миллионов рублей, “Севрыба “ получила прибыль от деятельности фирмы “Спасатель “ всего лишь около 10 миллио нов. Прибыль “Севрыбы“ за прошлый год со ставила около 12,5 миллиарда рублей, бо лее половины этой суммы направлено на строительство полимерной базы, холодиль ника, рыболовного траулера, долевое уча стие в строительстве жилого дома. А остав шиеся 500 миллионов, предназначенные на выплату дивидендов акционерам, решено использовать на общебассейновые нужды. Это и финансирование затрат учебно-про мыслового судна “Седов “, и библиотеки плавсостава, и рыбацкого музея, и проведе ние Дня рыбака и т. д. Вообще-то, интересная получается кар тина: объединяя, как и в былые годы, пред приятия рыбной отрасли огромного региона, “Севрыба“ в то же время - самостоятель ная структура. Акционеры работают на се бя. Но все общебассейновые проблемы, к сожалению, никуда не исчезли, они были и при развитом социализме, а ныне только очень сильно обострились. То, что “Севры- ба“ всячески стремится их решать - где-то самостоятельно, где-то с привлечением предприятий-акционеров - прекрасно. Ибо в противном случае бассейн останется без на учного обеспечения, без судов-спасателей, без штабов промрайонов и т. д. А еще, “усыновив “ таких дорогостоящих “сирот“, как “Седов “ и другие объекты, не принося щие материальной выгоды, “Севрыба“ сде лала и вовсе похвальный шаг. В И З И Т Н А Я К А Р Т О Ч К А ПРИВАТИЗАЦИЯ Иван Павлович ПЛОТНИКОВ, генеральный директор объе динения ".Архангельский траловый флот", - нечастый гость в Мурманске. А потому, воспользовавшись его присутствием на собрании акционеров АО "Севрыба", корреспондент "РМ" попросил дать интервью. - Архангельский тралфлот се годня представляет собой государ ственное предприятие. Идея пере хода из акционерного общества назад, в государственную струк туру была больше финансового плана, чем политического. - Государство помогает вам? - Ничуть. Все тяготы у нас со вершенно одинаковы с флотами - акционерными обществами. - Иван Павлович, вы пришли на эту должность с капитанскою мостика? - Да. 26 лет в море, 17 из них - капитан. Со 2 марта про шлого года меня сняли с рейса и - прямо в кресло генерального. - На каких судах работали? - На разных. Последние три года на “Моонзундах44. - Что вы думали, что чувствова ли, переходя на эту тяжелую долж ность? - Надо сказать, что еще в 1989 году, когда впервые проводились выборы генерального директора, я вместе с Дегтяревым вышел во второй тур. Но он тогда был в мо ре и мог вести предвыборную кам панию, и потому имел в итоге на 550 голосов больше. А я был в от пуске. Так что уже шесть лет на зад я был готов к этой работе. Но когда столкнулся... - Что называется, волосы ды бом? - Можно и так сказать. Столько всего наворочено и закручено! Но постепенно, крайне медленно си туация меняется к лучшему. - Чем располагает база флота? - 42 промысловых и 18 вспомо гательных судов-буксиров, рейдо вых катеров и так далее. Есть свой грузовой участок: 400 метров причальной линии с портальными кранами и железнодорожными пу тями. - Ваши суда базируются на свой порт? - Честно сказать, в последний год базировались только на Архан гельск, невзирая на ледовые усло вия. Причина - непомерно высокие тарифы Мурманского порта. - Квотой довольны? - Да. В этом году нас не оби дели. - А как дела с судоремонтом? - У нас есть своя база техни ческого обслуживания, там прово дим МРТО. Попробовали поста вить одно судно в капитальный ремонт. Но опыт не удался. - Итак, Иван Павлович, Архан гельский траловый флот чувствует себя уверенно? - До ноября прошлого года фи нансовая ситуация была крайне сложная. Потом началась стаби лизация. Когда я принял дела, за долженность флота составляла 4,2 миллиарда рублей, сейчас - чуть больше 600 миллионов. С августа прошлого года мы не взяли ни рубля кредитов. Сейчас у нас на мечена интересная программа - “Возрождение флота “, как мы ее назвали. Планируем строить суда на заводе “Звездочка4 в Севе родвинске. Там ведь простаивают огромные мощности. А заказы на судостроение выгодны не только для флота, но и для судостроите лей, потому что “Звездочка4 пол учает при этом льготы и от феде рального бюджета, и от областной администрации в виде снижения налогового бремени. ТРАУЛЕР II И Н Т Е Р В Ь Ю Владимир СТУДЕНЕЦ Утро. Южные причалы рыбного порта. Идет выгрузка рыбопродук ции с БАТ “Командарм Щерба ков". Поднимаюсь на борт и знакомлюсь с капитаном. Андрей Васильевич САМОЙ ЛОВ более двадцати лет назад за кончил судоводительский факультет Ростовской мореходки. По распределению приехал в Мур манск, стал рыбаком. Сначала хлебнул морской романтики в мат росской робе, прошел всю лестницу судоводительских рангов. Четыре года назад стал капитаном. Весь мир не избороздил, до кругосветки не хватило участка океана от Перу до Владивостока. Ходил на различ ных типах судов, но в основном на крупнотоннажных. - Аццрей Васильевич, далеко ль ходили, что ловили, справились ли с заданием? - С заданием справились, а ло вить ничего не ловили. Мы - транс порт. - Как транспорт? Судно, вроде, промысловое... - Было промысловое. Теперь мы возим в порт рыбу. А отсюда достав ляем все необходимое на промысел. Например тару. - Задание выполнили, значит, и заработок должен быть приличный? - Отвечу словами своего одно классника, произнесенными по это му поводу лет двадцать назад: “Ты видел хоть раз в жизни человека, который доволен своей зарплатой?44. Конечно не видел. Такой труд стоит раза в три больше, чем имеем. - Судя по сверкающим на палубе автомобилям, мимо инпортов вы не прошли? - В Гулль заходили. Не столько для отдыха, сколько в связи с произ водственной необходимостью. - Андрей Васильевич, вопрос по этому поводу. Говорят, чтобы зайти в инпорт, судно должно быть оборудова но приборами, без которых его туда не пустят? - На нашем судне есть такое обо рудование. Это многокомплексная система охраны человеческой жизни на море. Минимальные требования - оборудование судна приборами авто матической приемки навигацион ных, погодных предупреждений, которые в определенном режиме пе редают с береговых станций. Второе - это специальные радиобуи. В кри тической ситуации их бросают в мо ре, и они передают координаты бедствия через спутник на все стан ции. Но, кстати, этого оборудования недостаточно для захода в порты США, у них требования еще жестче. - Андрей Васильевич, вернемся к вашему БАТу. В связи с чем у тралфлота появилась необходимость перепрофилировать его в транспорт? - Причин масса. Во-первых, та ким большим судам трудно обеспе чить круглогодичный район промысла. Пока сельдь была и пу тассу - порыбачили немножко, а сей час... Мойвы нет, за треской посылать суда такого типа смешно: на нашего “бугая4 никакой трески не хватит и квоты. Второй момент - супертраулеры в производственном варианте требуют значительных затрат на ремонт. На конец, веская причина - именно по требность флота в своих транспортах. Услуги “Севрыбхолод- флота“ влетают в копеечку. - Экипаж постоянный? - Полгода отработали, третья сто янка в Мурманске, конечно, люди сменяются. Но основной костяк оста ется. - Андрей Васильевич, вы ждете улучшений экономической, социаль ной ситуации? - Думаю, еще долго ничего не улучшится. Пока отомрет все, что мешает, пока новое прорастет... В России всегда было так: кто везет, на того и валят. Не возражаем, валите , но не пилите ноги при этом! - Что вы имеете в виду? - Например, таможенные замо рочки - набило оскомину об этом го ворить. В Англии, скажем, все документы оформляются за несколь ко минут. В девяноста процентах случаев таможенники и не проверя ют фактическое наличие деклариру емого. Вот если обнаружат несоот ветствие, то штраф такой выпишут, что больше не захочешь нарушать их законы. У нас же за пять дней перед отхо дом должен представить декларацию с указанием груза, его стоимости, веса брутто, нетто и т. д. На отходе выясняется, что какой-то вписанный в документы трос не довезли... Вследствие чего и начинаются нер вотрепка и беготня. Или вот с этими автомобилями... В дурацкой очереди на растаможку порой до мордобоя доходит. У меня заканчивается выгрузка, надо вморе уходить, а у человека очередь еще не подошла. Куда прикажете мне эти машины девать? - Так все-таки выгодно ли работать в транспортном варианте? - Нужно для флота! Возможно, и выгодно - ведь я уже говорил о дор# говизне услуг СРХФ. Хотя жалко, что такое большое промысловое суд но, которое могло снабжать рыбой город, работает не по прямому на значению.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz