Рыбный Мурман. 1995 г. Май.

C O U R S E 12 - 18 мая 1995 года НЕОБЫЧНАЯСТРУКТУРА А К Ц И О Н Е Р Ы Инна БЕРЕЗЮК Собрание акционеров АО “Севрыба4 от­ личалось от аналогичных мероприятий на флотах не только количеством участников. Если общефлотские собрания очень походи­ ли на былые партхозактивы (начальник го­ ворит - подчиненные внимают), то в “Сев- рыбе “ разговор шел на равных. Скажем, раздали перед началом каждому участнику объемную справку об итогах минувшего го­ да и - пожалуйста: время на отчет прези­ дента АО урезали вдвое. Да и то сказать: практически каждый акционер - сам генеральный директор, за его плечами свое АО с тысячами акционе­ ров и немалый капитал. 34 предприятия, включая Комитет гос- имущества РФ, являются акционерами-уч- редителями. Кстати, в госсобственности на­ ходятся 28 акций (11,71 процента), то есть больше, чем у любого предприятия (у фло­ тов, например, по 8 акций). “Севрыба“ ко­ ординировала работу промыслового флота, давала рекомендации по его расстановке; обеспечивала деятельность флотов в зонах иностранных государств; детально прораба­ тывала документы к региональному научно­ промысловому совету по поводу распределе­ ния квот на вылов; контролировала исполь­ зование квот; отстаивала интересы акционе­ ров на международном и региональном уровне и т. д. Вот, например, чего удалось достичь в урегулировании международных проблем. Устранены разногласия с норвежской сторо­ ной по вопросам орудий лова, установлены единые переводные коэффициенты на неко­ торые виды рыбопродукции, достигнуты до­ говоренности по ряду вопросов с инспек­ цией береговой охраны Норвегии, установ­ лена прямая телефонная и телефаксная связь и с этой инспекцией, и с директора­ том рыболовства Норвегии. И даже такое: директорат рыболовства признал свою ошибку в разночтении кординат запретного района и указал департаменту полиции о снятии штрафных санкций на некоторые российские суда. В аппарате дирекции АО “Севрыба“ ра­ ботают 102 человека (за год сокращены 27 сотрудников). В состав АО в качестве структурных подразделений в минувшем го­ ду вошли библиотека плавсостава, музей истории рыбной отрасли на Севере, фирма “Спасатель “, транспортно-перегрузочный комплекс “Севрыбсервис“. Замечу, что за­ тратив на ремонт спасательных буксиров свыше 733 миллионов рублей, “Севрыба “ получила прибыль от деятельности фирмы “Спасатель “ всего лишь около 10 миллио­ нов. Прибыль “Севрыбы“ за прошлый год со­ ставила около 12,5 миллиарда рублей, бо­ лее половины этой суммы направлено на строительство полимерной базы, холодиль­ ника, рыболовного траулера, долевое уча­ стие в строительстве жилого дома. А остав­ шиеся 500 миллионов, предназначенные на выплату дивидендов акционерам, решено использовать на общебассейновые нужды. Это и финансирование затрат учебно-про­ мыслового судна “Седов “, и библиотеки плавсостава, и рыбацкого музея, и проведе­ ние Дня рыбака и т. д. Вообще-то, интересная получается кар­ тина: объединяя, как и в былые годы, пред­ приятия рыбной отрасли огромного региона, “Севрыба“ в то же время - самостоятель­ ная структура. Акционеры работают на се­ бя. Но все общебассейновые проблемы, к сожалению, никуда не исчезли, они были и при развитом социализме, а ныне только очень сильно обострились. То, что “Севры- ба“ всячески стремится их решать - где-то самостоятельно, где-то с привлечением предприятий-акционеров - прекрасно. Ибо в противном случае бассейн останется без на­ учного обеспечения, без судов-спасателей, без штабов промрайонов и т. д. А еще, “усыновив “ таких дорогостоящих “сирот“, как “Седов “ и другие объекты, не принося­ щие материальной выгоды, “Севрыба“ сде­ лала и вовсе похвальный шаг. В И З И Т Н А Я К А Р Т О Ч К А ПРИВАТИЗАЦИЯ Иван Павлович ПЛОТНИКОВ, генеральный директор объе­ динения ".Архангельский траловый флот", - нечастый гость в Мурманске. А потому, воспользовавшись его присутствием на собрании акционеров АО "Севрыба", корреспондент "РМ" попросил дать интервью. - Архангельский тралфлот се­ годня представляет собой государ­ ственное предприятие. Идея пере­ хода из акционерного общества назад, в государственную струк­ туру была больше финансового плана, чем политического. - Государство помогает вам? - Ничуть. Все тяготы у нас со­ вершенно одинаковы с флотами - акционерными обществами. - Иван Павлович, вы пришли на эту должность с капитанскою мостика? - Да. 26 лет в море, 17 из них - капитан. Со 2 марта про­ шлого года меня сняли с рейса и - прямо в кресло генерального. - На каких судах работали? - На разных. Последние три года на “Моонзундах44. - Что вы думали, что чувствова­ ли, переходя на эту тяжелую долж­ ность? - Надо сказать, что еще в 1989 году, когда впервые проводились выборы генерального директора, я вместе с Дегтяревым вышел во второй тур. Но он тогда был в мо­ ре и мог вести предвыборную кам­ панию, и потому имел в итоге на 550 голосов больше. А я был в от­ пуске. Так что уже шесть лет на­ зад я был готов к этой работе. Но когда столкнулся... - Что называется, волосы ды­ бом? - Можно и так сказать. Столько всего наворочено и закручено! Но постепенно, крайне медленно си­ туация меняется к лучшему. - Чем располагает база флота? - 42 промысловых и 18 вспомо­ гательных судов-буксиров, рейдо­ вых катеров и так далее. Есть свой грузовой участок: 400 метров причальной линии с портальными кранами и железнодорожными пу­ тями. - Ваши суда базируются на свой порт? - Честно сказать, в последний год базировались только на Архан­ гельск, невзирая на ледовые усло­ вия. Причина - непомерно высокие тарифы Мурманского порта. - Квотой довольны? - Да. В этом году нас не оби­ дели. - А как дела с судоремонтом? - У нас есть своя база техни­ ческого обслуживания, там прово­ дим МРТО. Попробовали поста­ вить одно судно в капитальный ремонт. Но опыт не удался. - Итак, Иван Павлович, Архан­ гельский траловый флот чувствует себя уверенно? - До ноября прошлого года фи­ нансовая ситуация была крайне сложная. Потом началась стаби­ лизация. Когда я принял дела, за­ долженность флота составляла 4,2 миллиарда рублей, сейчас - чуть больше 600 миллионов. С августа прошлого года мы не взяли ни рубля кредитов. Сейчас у нас на­ мечена интересная программа - “Возрождение флота “, как мы ее назвали. Планируем строить суда на заводе “Звездочка4 в Севе­ родвинске. Там ведь простаивают огромные мощности. А заказы на судостроение выгодны не только для флота, но и для судостроите­ лей, потому что “Звездочка4 пол­ учает при этом льготы и от феде­ рального бюджета, и от областной администрации в виде снижения налогового бремени. ТРАУЛЕР II И Н Т Е Р В Ь Ю Владимир СТУДЕНЕЦ Утро. Южные причалы рыбного порта. Идет выгрузка рыбопродук­ ции с БАТ “Командарм Щерба­ ков". Поднимаюсь на борт и знакомлюсь с капитаном. Андрей Васильевич САМОЙ­ ЛОВ более двадцати лет назад за­ кончил судоводительский факультет Ростовской мореходки. По распределению приехал в Мур­ манск, стал рыбаком. Сначала хлебнул морской романтики в мат­ росской робе, прошел всю лестницу судоводительских рангов. Четыре года назад стал капитаном. Весь мир не избороздил, до кругосветки не хватило участка океана от Перу до Владивостока. Ходил на различ­ ных типах судов, но в основном на крупнотоннажных. - Аццрей Васильевич, далеко ль ходили, что ловили, справились ли с заданием? - С заданием справились, а ло­ вить ничего не ловили. Мы - транс­ порт. - Как транспорт? Судно, вроде, промысловое... - Было промысловое. Теперь мы возим в порт рыбу. А отсюда достав­ ляем все необходимое на промысел. Например тару. - Задание выполнили, значит, и заработок должен быть приличный? - Отвечу словами своего одно­ классника, произнесенными по это­ му поводу лет двадцать назад: “Ты видел хоть раз в жизни человека, который доволен своей зарплатой?44. Конечно не видел. Такой труд стоит раза в три больше, чем имеем. - Судя по сверкающим на палубе автомобилям, мимо инпортов вы не прошли? - В Гулль заходили. Не столько для отдыха, сколько в связи с произ­ водственной необходимостью. - Андрей Васильевич, вопрос по этому поводу. Говорят, чтобы зайти в инпорт, судно должно быть оборудова­ но приборами, без которых его туда не пустят? - На нашем судне есть такое обо­ рудование. Это многокомплексная система охраны человеческой жизни на море. Минимальные требования - оборудование судна приборами авто­ матической приемки навигацион­ ных, погодных предупреждений, которые в определенном режиме пе­ редают с береговых станций. Второе - это специальные радиобуи. В кри­ тической ситуации их бросают в мо­ ре, и они передают координаты бедствия через спутник на все стан­ ции. Но, кстати, этого оборудования недостаточно для захода в порты США, у них требования еще жестче. - Андрей Васильевич, вернемся к вашему БАТу. В связи с чем у тралфлота появилась необходимость перепрофилировать его в транспорт? - Причин масса. Во-первых, та­ ким большим судам трудно обеспе­ чить круглогодичный район промысла. Пока сельдь была и пу­ тассу - порыбачили немножко, а сей­ час... Мойвы нет, за треской посылать суда такого типа смешно: на нашего “бугая4 никакой трески не хватит и квоты. Второй момент - супертраулеры в производственном варианте требуют значительных затрат на ремонт. На­ конец, веская причина - именно по­ требность флота в своих транспортах. Услуги “Севрыбхолод- флота“ влетают в копеечку. - Экипаж постоянный? - Полгода отработали, третья сто­ янка в Мурманске, конечно, люди сменяются. Но основной костяк оста­ ется. - Андрей Васильевич, вы ждете улучшений экономической, социаль­ ной ситуации? - Думаю, еще долго ничего не улучшится. Пока отомрет все, что мешает, пока новое прорастет... В России всегда было так: кто везет, на того и валят. Не возражаем, валите , но не пилите ноги при этом! - Что вы имеете в виду? - Например, таможенные замо­ рочки - набило оскомину об этом го­ ворить. В Англии, скажем, все документы оформляются за несколь­ ко минут. В девяноста процентах случаев таможенники и не проверя­ ют фактическое наличие деклариру­ емого. Вот если обнаружат несоот­ ветствие, то штраф такой выпишут, что больше не захочешь нарушать их законы. У нас же за пять дней перед отхо­ дом должен представить декларацию с указанием груза, его стоимости, веса брутто, нетто и т. д. На отходе выясняется, что какой-то вписанный в документы трос не довезли... Вследствие чего и начинаются нер­ вотрепка и беготня. Или вот с этими автомобилями... В дурацкой очереди на растаможку порой до мордобоя доходит. У меня заканчивается выгрузка, надо вморе уходить, а у человека очередь еще не подошла. Куда прикажете мне эти машины девать? - Так все-таки выгодно ли работать в транспортном варианте? - Нужно для флота! Возможно, и выгодно - ведь я уже говорил о дор# говизне услуг СРХФ. Хотя жалко, что такое большое промысловое суд­ но, которое могло снабжать рыбой город, работает не по прямому на­ значению.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz