Рыбный Мурман. 1995 г. Май.
К А Л Е Н Д А Р Ь пра К вішй СЕГОДНЯ, 12 МАЯ, чтится память девяти муче ников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Фео- етиха, Артема, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимо на, которые в III веке во время гонения на христиан в г. Кизике (азиатский оерег Дарданелл) отказа лись принести жертву идолам и не отреклись от Христа, приняв смерть через усекновение. Их свя тые мощи были прославлены многими чудесами, в том числе даром исцеления от лихорадки. 13 МАЯ - день апостола Иакова Заведеева; святи теля Игнатия Брянчанинова; новосвященномученика Иерофея. Иаков Заведеев - брат евангелиста Иоанна, до встречи с Иисусом был потомственным рыбаком на Геннисаретском озере. Имел, очевидно, деятельный и решительный характер, за что и пострадал: ему, первому мученику среди апостолов, по приказу Иро да была отрублена голова. Святой апостол Иаков считается покровителем Испании. Святитель Игнатии (в миру Дмитрий Александро вич Брянчанинов) - один из образованнейших людей XIX века, изложивший аскетическое учение святых отцов Церкви применительно к требованиям совре менности. Этому угоднику в нашем календаре сегод ня посвящена отдельная статья. Новосвященномученик Иерофей был застрелен че кистами на глазах у паствы, отказавшись поминать на службах советскую власть. Было это в Вологод ской епархии в 1928 году. 14 МАЯ - НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ. День памяти святого пророка Иеремии; преподобного Паф- нутия Боровского; празднование иконы Божией Мате ри “Нечаянная радость". В это четвертое по Пасхе воскресенье прославля ется исцеление Христом при овчей купели расслаб ленного, 38 лет томившегося в тяжкой болезни. В этом чуде Церковь видит обновление жизни всего че ловечества, говорит нам о тесной связи между грехом и недугом, о том, что истинное исцеление дает чело веку Господь. Пророк Иеремия, живший в YI веке до P. X., пы тался раскрыть глаза современников на трагедии на родного падения в годы узаконенного бесчестия, предрекал нечестивцам возмездие. Но после ряда не удач понял, что его слова лишь раздражают власть имущих. “Похотливые жеребцы, - саркастически отозвался он о них, - каждый из них ржет на жену другого../4 Преподобный Пафнутий из города Боровска (Ка лужская область) построил обитель, оогато укра шенную иконами самого Дионисия. Обладал чудес ным даром прозорливости, за неделю предсказав свою кончину. Об иконе “Нечаянная Радость" имеется следующее сказание: один разбойник имел правило ежедневно молиться Божией Матери. Но однажды Богоматерь с Младенцем предстали пред ним живыми, у Иисуса открылись язвы на руках и ногах... Зарыдал греш- —. : ■••'.•и**»-- Икона, именуемая “Н ечаянная Радость ник, прося прощение у Богоматери, которая лишь с третьего раза упросила Сына помиловать человека. Прикоснувшись губами к пречистым язвам Христа, разбойник стал жить богоугодно. 15 МАЯ - день святителя Афанасия Великого, кото рый во II веке был оплотом христианства в египет ской Александрии; чтится память благоверных князей Бориса и Глеба. Эти сыновья крестителя Руси князя Владимира, невинно убиенные, весьма почитались русскими людьми. Еще 24 июля 1021 года был освящен первый храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба. 16 МАЯ - день преподобного Феодосия Печерского - признанного отца русских монахов, игумена Печер ского монастыря. Тихий, жалостливый, он был нео быкновенно тверд, когда дело касалось поругания правды. Тихо скончался в 1074 году. Вот несколько строк из “Завещания “ преподобного Феодосия: “...Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнена ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в православной вере“. 17 МАЯ - Преполовение Пятидесятницы, то есть пройдена половина времени от Пасхи до Пятидесят ницы. В этот день в храмах совершается освящение воды. 18 МАЯ - день памяти святой мученицы Ирины, которая, будучи дочерью правителя г. Магедона, об ратила в христианство только в своем городе 11 ты сяч язычников. Ее деяния сопровождались великими чудесами и знамениями (І-ІІ века). В этот же день называется имя преподобного Иако ва Железноборовского, основавшего в XY веке мона шескую обитель недалеко от селения Железный Бо- рок в Галичской земле. Ведущий рубрики Виктор ГЕОРГИ. Об этом удивительном человеке мы располагаем обширными и достоверны ми сведениями. Игнатий (в миру Дмитрий Алек сандрович) Брянчанинов родился 5 февраля 1807 года в Грязовецком рай оне Вологодской губернии. Смышленый мальчик рано научился читать. Его любимой стала книга о по двигах древних подвижников “Учили ще благочестия“. Затем он получил прекрасное домашнее образование, ко торое позволило ему в 15 лет в Петер бурге блестяще сдать вступительные экзамены и сразу оказаться на втором курсе военно-инженерного училища. Он легко вошел в высшие петербур гские круги. Бывал в доме президента Академии художеств и члена Государ ственного совета Оленина, в светских салонах. На его литературно-поэтиче ское дарование обращали внимание А. С. Пушкин, И. А. Крылов, К. Н. Ба тюшков, Н. И. Гнедич. После оконча ния в 1826 году училища перед ним открывались широкие пути в светскую жизнь. Но он избрал иное поприще - служение церкви. Противились этому решению родители. Отказывало на чальство в отставке. Даже Николай I был против увольнения со службы Брянчанинова. Помог случай. На своем первом (и последнем) светском месте службы в Динабургской крепости по ру1ик Брянчанинов заболел, и осенью V 27 года его уволили... В 1831 году он принимает постриг в кафедральном Воскресенском соборе и получает имя Игнатий. С конца 1833 года он управляет Троице-Сергиевой пустынью на берегу Финского залива, близ Санкт-Петербурга, возведен в сан архимандрита. 27-летнему свя щеннослужителю досталось нелегкое наследство. На всем вокруг лежала пе чать запустения: обветшали соборы, непригодными для жилья были кельи, уходили люди. Он с первого дня все перестраивал, укреплял, заводил зано во. Создал церковный хор, который стал позднее известным певческим коллективом. Для руководства им при гласил известного церковного компози тора Петра Ивановича Турчанинова, и тот написал несколько произведений специально для этого музыкального коллектива. С хором были связаны также великий русский композитор М. И. Глинка, директор придворной ка пеллы А. Ф. Львов. В 1838 году жизнь возвышает архи мандрита еще на одну ступеньку цер ковной иерархии - его назначают бла гочинным всех монастырей Петербург ской епархии. Он понимал людей, умел постичь их душу. С искренне ис кавшими сочувствия и помощи был откровенен и добр, с хитрецами лу кавил и становился жестким. Был знаком с многими известней шими людьми своего времени. О нем с уважением отзывался Н. В. Гоголь. С благодарностью принял от него икону герой Крымской войны адми рал Нахимов, переписывался он с художником К. П. Брюлловым. В по длинниках и копиях до нас дошло более 800 писем Игнатия. Он все чаще подумывал об уходе от суетной жизни, покое и уедине нии. Но его неожиданно возвели в сан епископа Кавказского и Черно морского, и он отправился в город Ставрополь, около четырех лет уп равлял сравнительно молодой епар хией. Наконец прошение его об уходе на покой было удовлетворено, и в 1861 году он отправился в Николо- Бабаевский монастырь. Здесь пере смотрел заново почти все свои напи санные до этого произведения, создал много новых. А написал он немало. Три тома составляют “Аскетические опыты“, один - кавказские пропове ди, еще один - советы и наставления современному монашеству; шестой том, “Отечник“, вышел уже после кончины епископа. Эта последняя кни га особенно любопытна и сегодня, и не только верующим, так как содержит высказывания более 80 подвижников по вопросам христианской аскетики и примеры из их жизни. Епископ канонизирован за святость жизни, за произведения, созданные в духе подлинного православия. С. НАУМОВ. (Специально для “Ры б н о г о М урм ан а“.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz