Рыбный Мурман. 1995 г. Июнь.
Юрий АБРАМИЦКИИ О З і ц е ж ш п и е н а в о л н а х ( И з ^ р у к о п и с и " П р ъ с в ъ с у с г п ' р е ч ъ с " ) Забрались аж на 77-й гра дус сев. широты, за остров Надежды. Так высоко еще никогда не работал. Первый трал пришел на моей вахте: тонна отборной, почти метро вой трески. Очень важно - с хорошей печенью, так как мы специализируемся на вы пуске консервов из печени. Сама же треска морозится, упаковывается и укладывается в трю мы, которые вмещают 200 т готовой продукции. Иначе говоря - груз. Груз можно взять (выловить и перерабо тать) за две недели - в лучшем случае, за полтора месяца - в худшем. Можно не взять груз из-за какой-то поломки (чаще всего - главного двигателя, тра ловой лебедки) или по недоразуме нию... Мы успели сделать четыре траления. (Для непосвященных скажу по секрету, что траление обычно длится 4 часа. За это время траулер пропахивает тралом по всякой живности, какая подвернется, борозду длиной 10 миль, по-сухопутному - 18с половиной километров. Это протя женность нашего города - расстояние от 35-го завода в Росте до улицы Крупской на юге. Еще час уходит на постановку и подъем трала. Одно траление - за вах ту, за 4 часа.) Итак, мы сделали четыре траления, и обнаружилось, что на борту... нет амми ака. Нет аммиака, стало быть, нечем мо розить нашу продукцию. Пришлось воз вращаться в порт. Потеряли неделю. Я меньше всего склонен искать виновных, но рефмеханик утверждал, что получил аммиак. Он сам из “Севрыбхолодфло- та“ , командированный, умный и опыт ный в общем-то дядька, но где-то не просек, не разобрался со спецификой. Самое интересное, что его не списали с судна. Леонида - тоже. В этом случае капитан наш поступил, как истинный либерал, о чем он, возможно, потом со жалел. Первый груз сдавали у Семи Остро вов на транспортное судно “Кильдин Мороз, обжигающий ветер. У нас такая практика: один-два груза - на транспорт, последний груз сдаем сами в импорту. Приснилось, что купил квартиру и гараж, и утром радист принес мне РДС: “Дома все нормально. Пришел Саша (уже и сын ходит в морс). Скучаем. Хо рошей работы. Целуем. Родные44. Как бы сравнить работу в море, на промысле, с работой на берегу? Представьте, что вы отработали сме ну, вернулись домой и после неторопли вого ужина вытянулись на диване перед телевизором. В море после 8 часов рабо ты можно тоже неторопливо поужинать и вытянуться, но надо помнить, что через 8 часов снова выходить на вахту. Когда вы на береіу после отдыха готовитесь отойти ко сну, матрос достает свои пор тянки, правит шкерочный нож и выпол зает в темноту, холод и сырость промыс ловой палубы. Еще представьте себе, что после работы вы возвращаетесь не в ти шину и уют дома, а в этакое общежитие (вокруг ни улиц, пи магазинов, ни деву шек) длиной 20 м и шириной 9, в кото ром размещается 30 грубых мужиков в 2-местных двухъярусных пеналах; и это общежитие вздымается, кренится, вздра гивает от волн, грохочет от работающих дизелей под ногами и катящихся метал лических шарах-бобинцах над головой. И эти шумы и встряски продолжаются не зависимо от желания и состояния моря ков, а зависимо от рыбы и благосклонно сти Нептуна или Посейдона, которые, по всему видать, часто ссорятся. Пытки изощренней трудно придумать: принимаем топливо в Кулонге, откуда хорошо видны опіи родного города. А граница закрыта... Капитан говорит: на чальство нас не поймет, если будем про ситься 44но зеленой44, не отходив и меся ца. А я не понял капитана и... запил... ...Да так, что 27 и 28 октября для ме ня слились в один день, и забыл про день рождения сына. Но зато попал на З А С Е Д А Н И Е С И Н Я К О В , или скорее учредительный съезд, так как 44синяки4 впервые открыто гак себя признали и за накрытым соответствую щим образом столом занимались тем, что обсуждали и закрепляли устав. Заседа ние проходило конструктивно, по-дело вому. Бутылка являлась вступительным взносом. Желающий внести в устав предложение или поправку, должен был твердо встать на ноги, взять в руки мик рофон-стакан и, обратившись к присут ствующим не иначе как “Господа Синя ки!..44, выразить свою мысль, избегая 44матинских4 выражений, и только после этого выпить содержимое “микрофона44. Соответственно велся протокол и соблю дался регламент, и недостатка в “спике рах4 не было. Сколько остроумия и са- моиронии было проявлено, смеялись до слез и на глазах трезвели. Эту бы энергию да в мирных целях! Нас губит водка и жадность. Сегодня прошлись по суперпоказани ям, через которые не пробивает даже ірунт. Решили тянуть три часа... Сколь ко в трале было рыбы - одному Богу из вестно. При подъеме лопнул гайтян, ме шок на слипе выдавило, как тюбик, и вся рыба ушла обратно в море. Бог - он все видит. В О Р 27 АВГУСТА 1966 ГОДА, СЕВЕРНАЯ АТЛАНТИКА, СПАСАТЕЛЬ “КАПИТАН НОХРИН44. Сегодня на общем со брании выявилось, что на судне завелся воришка. До сей поры он крал мелкие вещицы у команды, но вот в последние сутки у второго штурмана были украдены валют ные документы, а это уже дело серьезное. Из-за пропажи в конеч ном счете никто особо не пострада ет: использовать бумаги в корыст ных целях невозможно, кроме как выбросить их за борт, насолив тем самым штурману, так как будут спутаны все подсчеты, кому сколь ко валюты положено. Может быть, вор рассчитывал сделать в доку ментах приписку в своих интере сах и незаметно вернуть их на ме сто. Но и этот номер не прошел бы, потому что у штурмана сохра нились черновики. Наверное, можно было бы и не предавать дело огласке, а вызы вать ребят по одному и выяснить, кто сколько валюты брал в Кана де, потом сверить по черновикам и вывести нечестного на чистую во ду. Но время ушло, теперь уже поздно, пришлось вынести вопрос на общее собрание. Вся команда сильно возмущена, стали предлагать устроить провер ку, по потом решили, что вор не дурак и давно уничтожил докумен ты. Оставалось только настроить личный состав на бдительность друг к другу. Для тесного коллек тива, да еще в море, тоже ие самое счастливое решение. Но ведь ина че подлеца не найти. Как бы там ни было, вор будет пойман с поличным, не у нас, так на другом судне. Ведь сколько ве ревочке ни виться, а конец оты щется. Разумным было бы поинте ресоваться, на какие суда будут списываться ребята с нашего “ ІІох- рина“ и как будут обстоять дела на тех судах. Если где-то повторится воровство, то можно будет устроить ловушку и поймать вора. Страшно представить себе, что его тогда ждет, какой самосуд. Виктор БОДРОВ Как ходили в Галифакс ( ] / І З " Д ы е & Ы Ъ С Т С С С с г ъ с ь с с ь п г г ъ е л з ч , " ) “РЛі“ продолжает публикацию морских записок Виктора Бодрова , работавшего мпого лет на чальником радиостанции на спасательных судах ' Севрыбхолодфлота ", ныне покойного. Свой дневник моряк вел в рейсах с 1964 по 1976 год. Это четвертый рассказ спасателя Бодрова на страницах пашей газеты (снимки из семейного архива) . ТРЕВОГА 30 АВГУСТА. Весь день шли полным ходом в район промысла. Скуку и безделье разгонял баяном и рисованием. Все ощутимее раз дражение от непрерывной вибра ции, грохота двигателя, писка Морзе, вечных запахов из камбуза. А также от обнаженных ног четы рех судовых женщин, которые в свободное время так и норовят но- выламываться на глазах у мужчин. Дамы, мягко говоря, не самые сим патичные, но глаза моряков горят просто зверски - третий месяц в море! Наконец прибыли па место, легли в дрейф, насладились поко ем и тишиной. И вдруг благость нашу нарушила общесудовая тре вога. Всем но местам, согласно су довым ролям! Тревога - занятие малоприят ное, но без нее плавать опасно. Случись пробоина или пожар, мо ряк должен быстро выполнить свои функции, чтобы ликвидировать уг розу гибели судна. И чти же в результате очеред ной тренировки? Вместо семи ми нут приготовления и заводки “пла стыря4 братцы матросики прокопа лись 15 минут! Причем, учитывая, что тревога учебная, все это пони мали. А если в условиях настоя щей аварии да при неизбежной па нике?! И за полчаса не заведут,, каждый будет поглядывать на шлюпку. Уж и теперь, на трени ровке, " нервишки давали себя знать: какие в приспорье летели смачные слова друг в друга! В Е Р А 2 СЕНТЯБРЯ. Э тот следовало ожидать: после ленивой трениров ки в спокойной обстановке Нептун решил испытать нас на крепость или уж во всяком случае - припуг нуть. Вечером получили аварий ную радиограмму с РТ-212 (роко вое совпадение, до этого был РТ- 213), у них там течь обнаружи лась, надо было о ібуксировать к берегу. И в тот же вечер было объявле но но всему району промысла и побережью Америки, что идет тро пический циклон, отличающийся огромной разрушительной силой, скорость ветра в эпицентре - страшно сказать - свыше двухсот с половиной метров в секунду. Беспокоясь, что он настигнет нас до рассвета, всем траулерам приказано выбрать тралы на борт, закачать балласты, проверить все дырки и быть готовыми к встрече урагана. Здорово струхнули на “Нохри- пе“ те, кто до э т о т ходил только на плавбазах, а на маленьком су денышке впервые: дескать, и болыпие-то пароходы в ураганах гибнут, а эта щепка враз утонет. Пришлось нам, старым морякам сиасательнога флота, успокаивать этих салаг, приводить примеры из практики. Для спасателя страшен не сам ураган, а подход к борту судна, терпящего при таком ветре бедствие. И вот ночью я услышал после шестимесячного перерыва знако мую симфонию моря. Будто тысяч ный сводный оркестр распределил ся !іо всем імелям и г» такелаже судна. Угрожаюпіая прели іим. ма ло нам не показалось оы. По, к счастью, обошлось без особой па тетики - циклоп “Вера“ повернул на восток, к Азорским островам, задев лишь краем наши суда. Ве тер был баллов 8-9, и тот к пяти часам утра затих. По совести сказать, я хотел бы, чтобы “Вера4 встряхнула наших морячков, не верящих в опасность и способных только языком тре пать; хотелось бы посмотреть на них в пасти дьявола на нашей скорлупе. И не одни сутки, а дней десять, как это было с нами в про шлую зиму, когда все четыре с по ловиной месяца тняли нас ураган ные ветры. РТ-212 у нас на буксире, идем в Галифакс. БОЛЬШЕВИЗМ 4 СЕНТЯБРЯ. Прохладный ветерок над океаном, лупа полным диском на черном бархате неба, как уличный фонарь. Серебряные перья облаков под нею. Природа вновь прекрасна и гармонична. Грустно думать, что это сложное и красивое развитие в е е т живот и неживот ведет нас туда, откуда нет возврата. По приходится под чиняться всесильным законам, ко торые вершатся не нами. Впрочем, как и законам, сочиняемым людь ми (хотя тоже не нами). Законы, если бы они издавались народным правительством, были бы гуманнее и служили бы общему развитию по самым красивым и добрым принци пам, согласно человеческой приро де. Отвратительно то, что законы- то маши благие доверяются в гряз ные руки мелкого, недостойного человека, который их извращает и использует против нас же. Не буду распространяться о тех, кто, сидя высоко, считает себя гегемонами в е е т человечества, верша над на ми неправый суд, жестокие пере гибы власти, извращая при этом законы, по которым человек вроде бы должен жить так легко и про сто. Не мне о них судить, лет че рез 20 - 30 пусть скажут о них ис торики. Лишь бы не вернулись времена 15-летней давности, когда ни один беспартийный не имел права рассуждать о партийности даже про себя, не вслух. Я бы здесь о другой, более при земленной фигуре из псевдо-боль- шевичков рассудил. Как будущий большевик. Но теперь вот подумал: только дневник свой марать его именем. Не стану. Но помнить бу ду. И не прощу. КАПИТАН 5 СЕНТЯБРЯ. Весь день и ночь паши водолазы копались под кормой траулера. Я за эго время успел познакомиться с капитаном РТ-212 Иваном Губаревым. Он оказался простым, душевным пар нем и гоже играл на баяне. Баян- го нас и познакомил. Что значит язык музыки... Пу б ми к а ц п / о п о д г о т о в и л С е р г е и А Р Х ИП О В . Н%,2Ь :30: HI9HJ г 6 июля 1995 года D R A
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz