Рыбный Мурман. 1995 г. Июнь.

Юрий АБРАМИЦКИИ О З і ц е ж ш п и е н а в о л н а х ( И з ^ р у к о п и с и " П р ъ с в ъ с у с г п ' р е ч ъ с " ) Забрались аж на 77-й гра­ дус сев. широты, за остров Надежды. Так высоко еще никогда не работал. Первый трал пришел на моей вахте: тонна отборной, почти метро­ вой трески. Очень важно - с хорошей печенью, так как мы специализируемся на вы­ пуске консервов из печени. Сама же треска морозится, упаковывается и укладывается в трю­ мы, которые вмещают 200 т готовой продукции. Иначе говоря - груз. Груз можно взять (выловить и перерабо­ тать) за две недели - в лучшем случае, за полтора месяца - в худшем. Можно не взять груз из-за какой-то поломки (чаще всего - главного двигателя, тра­ ловой лебедки) или по недоразуме­ нию... Мы успели сделать четыре траления. (Для непосвященных скажу по секрету, что траление обычно длится 4 часа. За это время траулер пропахивает тралом по всякой живности, какая подвернется, борозду длиной 10 миль, по-сухопутному - 18с половиной километров. Это протя­ женность нашего города - расстояние от 35-го завода в Росте до улицы Крупской на юге. Еще час уходит на постановку и подъем трала. Одно траление - за вах­ ту, за 4 часа.) Итак, мы сделали четыре траления, и обнаружилось, что на борту... нет амми­ ака. Нет аммиака, стало быть, нечем мо­ розить нашу продукцию. Пришлось воз­ вращаться в порт. Потеряли неделю. Я меньше всего склонен искать виновных, но рефмеханик утверждал, что получил аммиак. Он сам из “Севрыбхолодфло- та“ , командированный, умный и опыт­ ный в общем-то дядька, но где-то не просек, не разобрался со спецификой. Самое интересное, что его не списали с судна. Леонида - тоже. В этом случае капитан наш поступил, как истинный либерал, о чем он, возможно, потом со­ жалел. Первый груз сдавали у Семи Остро­ вов на транспортное судно “Кильдин Мороз, обжигающий ветер. У нас такая практика: один-два груза - на транспорт, последний груз сдаем сами в импорту. Приснилось, что купил квартиру и гараж, и утром радист принес мне РДС: “Дома все нормально. Пришел Саша (уже и сын ходит в морс). Скучаем. Хо­ рошей работы. Целуем. Родные44. Как бы сравнить работу в море, на промысле, с работой на берегу? Представьте, что вы отработали сме­ ну, вернулись домой и после неторопли­ вого ужина вытянулись на диване перед телевизором. В море после 8 часов рабо­ ты можно тоже неторопливо поужинать и вытянуться, но надо помнить, что через 8 часов снова выходить на вахту. Когда вы на береіу после отдыха готовитесь отойти ко сну, матрос достает свои пор­ тянки, правит шкерочный нож и выпол­ зает в темноту, холод и сырость промыс­ ловой палубы. Еще представьте себе, что после работы вы возвращаетесь не в ти­ шину и уют дома, а в этакое общежитие (вокруг ни улиц, пи магазинов, ни деву­ шек) длиной 20 м и шириной 9, в кото­ ром размещается 30 грубых мужиков в 2-местных двухъярусных пеналах; и это общежитие вздымается, кренится, вздра­ гивает от волн, грохочет от работающих дизелей под ногами и катящихся метал­ лических шарах-бобинцах над головой. И эти шумы и встряски продолжаются не­ зависимо от желания и состояния моря­ ков, а зависимо от рыбы и благосклонно­ сти Нептуна или Посейдона, которые, по всему видать, часто ссорятся. Пытки изощренней трудно придумать: принимаем топливо в Кулонге, откуда хорошо видны опіи родного города. А граница закрыта... Капитан говорит: на­ чальство нас не поймет, если будем про­ ситься 44но зеленой44, не отходив и меся­ ца. А я не понял капитана и... запил... ...Да так, что 27 и 28 октября для ме­ ня слились в один день, и забыл про день рождения сына. Но зато попал на З А С Е Д А Н И Е С И Н Я К О В , или скорее учредительный съезд, так как 44синяки4 впервые открыто гак себя признали и за накрытым соответствую­ щим образом столом занимались тем, что обсуждали и закрепляли устав. Заседа­ ние проходило конструктивно, по-дело­ вому. Бутылка являлась вступительным взносом. Желающий внести в устав предложение или поправку, должен был твердо встать на ноги, взять в руки мик­ рофон-стакан и, обратившись к присут­ ствующим не иначе как “Господа Синя­ ки!..44, выразить свою мысль, избегая 44матинских4 выражений, и только после этого выпить содержимое “микрофона44. Соответственно велся протокол и соблю­ дался регламент, и недостатка в “спике­ рах4 не было. Сколько остроумия и са- моиронии было проявлено, смеялись до слез и на глазах трезвели. Эту бы энергию да в мирных целях! Нас губит водка и жадность. Сегодня прошлись по суперпоказани­ ям, через которые не пробивает даже ірунт. Решили тянуть три часа... Сколь­ ко в трале было рыбы - одному Богу из­ вестно. При подъеме лопнул гайтян, ме­ шок на слипе выдавило, как тюбик, и вся рыба ушла обратно в море. Бог - он все видит. В О Р 27 АВГУСТА 1966 ГОДА, СЕВЕРНАЯ АТЛАНТИКА, СПАСАТЕЛЬ “КАПИТАН НОХРИН44. Сегодня на общем со­ брании выявилось, что на судне завелся воришка. До сей поры он крал мелкие вещицы у команды, но вот в последние сутки у второго штурмана были украдены валют­ ные документы, а это уже дело серьезное. Из-за пропажи в конеч­ ном счете никто особо не пострада­ ет: использовать бумаги в корыст­ ных целях невозможно, кроме как выбросить их за борт, насолив тем самым штурману, так как будут спутаны все подсчеты, кому сколь­ ко валюты положено. Может быть, вор рассчитывал сделать в доку­ ментах приписку в своих интере­ сах и незаметно вернуть их на ме­ сто. Но и этот номер не прошел бы, потому что у штурмана сохра­ нились черновики. Наверное, можно было бы и не предавать дело огласке, а вызы­ вать ребят по одному и выяснить, кто сколько валюты брал в Кана­ де, потом сверить по черновикам и вывести нечестного на чистую во­ ду. Но время ушло, теперь уже поздно, пришлось вынести вопрос на общее собрание. Вся команда сильно возмущена, стали предлагать устроить провер­ ку, по потом решили, что вор не дурак и давно уничтожил докумен­ ты. Оставалось только настроить личный состав на бдительность друг к другу. Для тесного коллек­ тива, да еще в море, тоже ие самое счастливое решение. Но ведь ина­ че подлеца не найти. Как бы там ни было, вор будет пойман с поличным, не у нас, так на другом судне. Ведь сколько ве­ ревочке ни виться, а конец оты­ щется. Разумным было бы поинте­ ресоваться, на какие суда будут списываться ребята с нашего “ ІІох- рина“ и как будут обстоять дела на тех судах. Если где-то повторится воровство, то можно будет устроить ловушку и поймать вора. Страшно представить себе, что его тогда ждет, какой самосуд. Виктор БОДРОВ Как ходили в Галифакс ( ] / І З " Д ы е & Ы Ъ С Т С С С с г ъ с ь с с ь п г г ъ е л з ч , " ) “РЛі“ продолжает публикацию морских записок Виктора Бодрова , работавшего мпого лет на­ чальником радиостанции на спасательных судах ' Севрыбхолодфлота ", ныне покойного. Свой дневник моряк вел в рейсах с 1964 по 1976 год. Это четвертый рассказ спасателя Бодрова на страницах пашей газеты (снимки из семейного архива) . ТРЕВОГА 30 АВГУСТА. Весь день шли полным ходом в район промысла. Скуку и безделье разгонял баяном и рисованием. Все ощутимее раз­ дражение от непрерывной вибра­ ции, грохота двигателя, писка Морзе, вечных запахов из камбуза. А также от обнаженных ног четы­ рех судовых женщин, которые в свободное время так и норовят но- выламываться на глазах у мужчин. Дамы, мягко говоря, не самые сим­ патичные, но глаза моряков горят просто зверски - третий месяц в море! Наконец прибыли па место, легли в дрейф, насладились поко­ ем и тишиной. И вдруг благость нашу нарушила общесудовая тре­ вога. Всем но местам, согласно су­ довым ролям! Тревога - занятие малоприят­ ное, но без нее плавать опасно. Случись пробоина или пожар, мо­ ряк должен быстро выполнить свои функции, чтобы ликвидировать уг­ розу гибели судна. И чти же в результате очеред­ ной тренировки? Вместо семи ми­ нут приготовления и заводки “пла­ стыря4 братцы матросики прокопа­ лись 15 минут! Причем, учитывая, что тревога учебная, все это пони­ мали. А если в условиях настоя­ щей аварии да при неизбежной па­ нике?! И за полчаса не заведут,, каждый будет поглядывать на шлюпку. Уж и теперь, на трени­ ровке, " нервишки давали себя знать: какие в приспорье летели смачные слова друг в друга! В Е Р А 2 СЕНТЯБРЯ. Э тот следовало ожидать: после ленивой трениров­ ки в спокойной обстановке Нептун решил испытать нас на крепость или уж во всяком случае - припуг­ нуть. Вечером получили аварий­ ную радиограмму с РТ-212 (роко­ вое совпадение, до этого был РТ- 213), у них там течь обнаружи­ лась, надо было о ібуксировать к берегу. И в тот же вечер было объявле­ но но всему району промысла и побережью Америки, что идет тро­ пический циклон, отличающийся огромной разрушительной силой, скорость ветра в эпицентре - страшно сказать - свыше двухсот с половиной метров в секунду. Беспокоясь, что он настигнет нас до рассвета, всем траулерам приказано выбрать тралы на борт, закачать балласты, проверить все дырки и быть готовыми к встрече урагана. Здорово струхнули на “Нохри- пе“ те, кто до э т о т ходил только на плавбазах, а на маленьком су­ денышке впервые: дескать, и болыпие-то пароходы в ураганах гибнут, а эта щепка враз утонет. Пришлось нам, старым морякам сиасательнога флота, успокаивать этих салаг, приводить примеры из практики. Для спасателя страшен не сам ураган, а подход к борту судна, терпящего при таком ветре бедствие. И вот ночью я услышал после шестимесячного перерыва знако­ мую симфонию моря. Будто тысяч­ ный сводный оркестр распределил­ ся !іо всем імелям и г» такелаже судна. Угрожаюпіая прели іим. ма ло нам не показалось оы. По, к счастью, обошлось без особой па­ тетики - циклоп “Вера“ повернул на восток, к Азорским островам, задев лишь краем наши суда. Ве­ тер был баллов 8-9, и тот к пяти часам утра затих. По совести сказать, я хотел бы, чтобы “Вера4 встряхнула наших морячков, не верящих в опасность и способных только языком тре­ пать; хотелось бы посмотреть на них в пасти дьявола на нашей скорлупе. И не одни сутки, а дней десять, как это было с нами в про­ шлую зиму, когда все четыре с по­ ловиной месяца тняли нас ураган­ ные ветры. РТ-212 у нас на буксире, идем в Галифакс. БОЛЬШЕВИЗМ 4 СЕНТЯБРЯ. Прохладный ветерок над океаном, лупа полным диском на черном бархате неба, как уличный фонарь. Серебряные перья облаков под нею. Природа вновь прекрасна и гармонична. Грустно думать, что это сложное и красивое развитие в е е т живот и неживот ведет нас туда, откуда нет возврата. По приходится под­ чиняться всесильным законам, ко­ торые вершатся не нами. Впрочем, как и законам, сочиняемым людь­ ми (хотя тоже не нами). Законы, если бы они издавались народным правительством, были бы гуманнее и служили бы общему развитию по самым красивым и добрым принци­ пам, согласно человеческой приро­ де. Отвратительно то, что законы- то маши благие доверяются в гряз­ ные руки мелкого, недостойного человека, который их извращает и использует против нас же. Не буду распространяться о тех, кто, сидя высоко, считает себя гегемонами в е е т человечества, верша над на­ ми неправый суд, жестокие пере­ гибы власти, извращая при этом законы, по которым человек вроде бы должен жить так легко и про­ сто. Не мне о них судить, лет че­ рез 20 - 30 пусть скажут о них ис­ торики. Лишь бы не вернулись времена 15-летней давности, когда ни один беспартийный не имел права рассуждать о партийности даже про себя, не вслух. Я бы здесь о другой, более при­ земленной фигуре из псевдо-боль- шевичков рассудил. Как будущий большевик. Но теперь вот подумал: только дневник свой марать его именем. Не стану. Но помнить бу­ ду. И не прощу. КАПИТАН 5 СЕНТЯБРЯ. Весь день и ночь паши водолазы копались под кормой траулера. Я за эго время успел познакомиться с капитаном РТ-212 Иваном Губаревым. Он оказался простым, душевным пар­ нем и гоже играл на баяне. Баян- го нас и познакомил. Что значит язык музыки... Пу б ми к а ц п / о п о д г о т о в и л С е р г е и А Р Х ИП О В . Н%,2Ь :30: HI9HJ г 6 июля 1995 года D R A

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz